РУБРИКИ

Доклад: Таинство причащения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Таинство причащения

Доклад: Таинство причащения

Причащение — это такое Таинство, в котором верующий причащается, принимает

Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во

оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство Причащения возрождает в человеке

благодатную жизнь во Христе. Причащаясь, то есть принимая Его Тело и Кровь,

мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церк­ви. Причащение

совершается общинно в храме во время Евхаристии ( см. "Богослужение"), то

есть на литургии.

Причащение Святых Тайн необходимо для того, чтобы войти в жизнь вечную.

Господь в Святом Евангелии говорит: "Истинно, истинно говорю вам: если не

будете есть Плоти Сына Человече­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в

себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я

воскрешу его в последний день."

Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно

исповедоваться и получить разрешение от священника. К Причастию необходимо

готовиться постом, обычно трехдневным, особой усиленной молитвой, милостыней,

совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей,

разного рода развлечений и удовольствий.

Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения,

потому что церковный день начинается с утрени, которая теперь служится

вечером. После службы следует сохранить молитвенное настроение. Дома можно

немного поесть, но толь­ко до 12 часов ночи. После полуночи нельзя ни есть,

ни пить, ни курить (курение — вообще греховная привычка и Русской

Православной Церковью осуждается). Многие готовящиеся причаститься (говеющие)

после вечерней службы уже ничего не едят.

Вечером прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и ангелу-хранителю,

которые помещены в молитвослове. Утро начинается с утренних молитв и правил

ко Святому Причащению, хотя можно прочитать правила и накануне. Перед

Причащением следует приготовить себя и телесно: вымыться, опрятно одеться и

прочее. Причащающемуся никак нельзя опаздывать на богослу­жение. Лучше даже

прийти до начала службы, подать записки (см. "Церковное благочестие"),

поставить свечи и стать на удобное место. Во время службы желательно никуда

не отходить, если вы уже прежде исповедовались, или отойти только на

исповедь.

В конце литургии все причитающиеся собмраются у амвона (см. рис. на с.19).

ближе к чаше, которую вынесет священник. Перед чащей нужно совершить земной

поклон, и сложив на груди руки кре­стообразно, правую на левую, подходить по

очереди к Святым Дарам. При этом нужно ясно назвать свя­щеннику свое полное

христианское имя и открыть рот для принятия Святых Тайн. После приобщения

следует поце­ловать край чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к

столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. Проглотив

теплоту и съен просфору, нужно про себя прославить Бога: "Слава Тебе, Боже,

слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже.

После причащения желательно сохра­нять тишину внутреннюю и молчание.

Дома могут причащаться только тяжко больные, которые не могут прийти в храм и

не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить

священника на дом, изложив ему обстоятельства болезни и состояния больного

(см. гл. "Домашнее благочестие"). Обращаться следует в ближайший к дому храм

или к знакомому священнику.

Очистившись от греховной скверны в таинстве Покаяния, человек может

соединиться самым теснейшим образом со своим Спасителем в таинстве святой

Евхаристии, без которого, по словам Искупителя, нет спасения. "Аще не снесте

Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый

Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний

день" (Ин. 6, 53—54).

Следуя наставлению Божественного Учителя, Задонский Святитель в своих

творениях также указывает на важность и необходимость этого Таинства в деле

спасения человека. Он говорит, что "Евхаристия есть тайна, в ней же дается

нам истинное Тело и истинная Кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и

вина, в ней же истинно и господственно присутствует существенно Иисус

Христос" (1:3—4).

Святитель выдвигает и требования, необходимые для действительности этого

святого Таинства: во-первых, священник должен быть "законно хиротонисанный"

(кроме такового, никто не может совершить это Таинство); во-вторых, хлеб

должен быть чисто пшеничный, квасный, вино — чисто виноградное, не кислое, ни

с чем не смешанное (на проскомидии, по уставу Церкви, в него должно быть

влито лишь небольшое количество воды); в-третьих, престол или же антиминс, на

котором совершается святая Евхаристия, должен быть освящен архиереем; и,

наконец, в-четвертых, священнослужитель должен с сердечным участием, с

искренним благоговением, глубокой верой произносить совершительные слова: "И

сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей Честную

Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым". 'Тогда хлеб и вино, —

заключает Архипастырь, — прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь

Христа действием Святого Духа" (1:4). Эта тайна по своему существу

непостижима не только для ума человеческого, но и для небесных сил, желающих

проникнуть в нее (1:64). В Божественной Евхаристии под видом хлеба и вина

присутствует "Сам Спаситель" и "Дух Святый на предложенные 'Святые Дары

снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает" (1:64). Святые

Тайны сообщают человеку новое жизненное направление, новый образ бытия —

вечное начало. Причащающийся умирает для греха, чтобы воскреснуть со

Христом... "Аще же умрохом со Христом, — говорит апостол Павел, - веруем, яко

и живи будем с Ним" (Рим. 6, 5).

Эта Божественная пища является для христианина залогом бессмертия и нетления.

Кроме того, душа его начинает "быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа;

сподобляется иметь общение со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом

Божиим верою о Христе Иисусе" (5:350). Вот почему святой Отец в своем труде

"Сокровище духовное, от мира собираемое" восклицает: "О, коль велико дело

сие! Коль велика благость Божия! Коль велико и почтение к человеку! Человек,

земля и пепел, Тела и Крови Божественной касается!" (4:186).

При благоговейном причащении Святых Тайн человек ощущает в своей душе

духовно-благодатные дары, подаваемые ему свыше от Искупителя. Он испытывает

при этом внутреннее умиротворение и спо­койствие духа (5:195,281). Такое

благодатное состояние причастника объясняется прежде всего тем, что Спаситель

мира дарует ему остав­ление грехов. "Божественная Кровь Христова, — говорит

Святитель, — всякие грехи заглаждает" (5:292). Достойно принятые Святые Дары

удаляют из души христианина все греховное и порочное. Они действуют в душе

человека как Божественный огнь, попаляющий все терния прегрешений. Если до

принятия Святых Тайн человек находился под бременем страстей и пороков и даже

смерти, то после принятия их он обновляется и воскресает для новой,

благодатной жизни в Боге. Однако такое спасительное действие Святое Причастие

производит при условии, если христианин принимает его с глубокой сердечной

верой. Тогда он, подобно кровоточивой жене, получит исцеление душевное, и

"исцелится немощь, и иссякнет источник пагубных страстей.., мучащих душу"

(4:139). Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек самым теснейшим образом

соединяется с Источником жизни и становится один дух. Как Сын Божий полностью

воспринял человеческую природу и воссоединил ее с Божеством, так и

причащающиеся Его Тела и Крови принимают в себя Божественное Существо и

соединяются с Ним. Святые Тайны служат христианам во "освящение, просвещение,

обновление, радость и утешение" (5:195). Небо с его благодатной жизнью

водворяется в сердцах верных, и постепенно благодать Святого Духа возводит

достойных причастников на такую степень одухотворенности и святости, что они

уже здесь, живя на земле, предощущают в своих сердцах начало жизни вечной,

блаженной. Призывая христиан к дос­тойному причащению Святых Тайн, святой

Отец весьма сокрушается и о тех, .которые лишают себя этого спасительного

Таинства. "Горе людям тем, — говорит он, — которые хлеба и воды не имеют, ибо

от глада и жажды истаивают и умирают: наипаче горе тем душам, которые

ли­шаются Хлеба животного, Иисуса Христа; ибо от глада истаивают и имут

умрети... Души истинное брашно и питие есть Христос. Сим брашном и питием она

оживляется и живет: без сего брашна и пития изнемогает и умирает" (4:132).

Задонский Святитель не упускает из виду и такой важный момент, как

необходимость тщательного приготовления к принятию Святых Тайн. Эту

необходимость достойного участия верных в святой Евха­ристии он подтверждает

словами апостола Павла: "Огнь бо есть не-д о сто и ныл попаляя. Да искушает

же человек себе, и тако от Хлеба да яст, и от Чаши да пиет. Ядый бо и пияй

недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня" (1 Кор. 11,

28—29) (4:186). Кто приступает ко Святой Чаше недостойно, тот пренебрегает

жертвенной любовью Бо-жией и тем самым попирает святыню Тела и Крови

Христовых, "ест и пиет, по слову Апостола, в осуждение себе" (1 Кор. 11, 29).

Приго­товление к принятию Святых Тайн должно заключаться прежде всего в

уклонении от "всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оск­верняет"

(5:293). В пример благоговейного отношения к св. Причащению святой Отец

ставит великих святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, которые

"трепетали, приступая к такому таинству" (5:293). Человек, отвергающий святое

Причастие, удаляется от Бога и пребывает в духовной смерти, но не менее

опасно поступает тот, кто приступает к Святой Чаше без должного приготовления

(5:293). За недостойное принятие Святых Тайн христианина, не раскаивающегося

в этом, ожидает за гробом вечное мучение. Святой Отец в своих поучениях

призывает тако­вых к истинному покаянию, дабы посредством его снова заслужить

милость человеколюбивого Бога и обрести спасение. "Како Пречистое Тело

Христово, — взывает Святитель к грешнику, — дерзнешь принять в руки твои..,

которые хищением, граблением.., лихоимством, биением, нечистым прикосновением

и прочим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его

святую, в те уста, которые злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием,

лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочим

смрадом не престаешь наполнять? Как приимешь Христа в сердце твое, которое

злобою, лукавством, ненавистью, нечистой похотью, сребролюбием, ли-хоиманием

и прочим злом преисполнено?" (3:271).

Таким образом, для теснейшего единения со Христом в св. Евха­ристии еще

недостаточно называться христианином. Нужна еще жизнь святая и богоугодная.

Без очищения от греховной скверны, без окон­чательного оставления греха

весьма "опасно... и страшно приступать" к принятию Божественной Пищи (3:266;

3:257).

Мало того, христианин должен не только с чистой совестью приступать к Святой

Чаше, но и после принятия ее строго следить за своими мыслями и поступками,

направлять свой духовный взор к спаси­тельной пристани Христовой, в которую, по

словам Священного Писания, "ничто не может скверное внити" (Откр. 21, 27). В

своих поучениях Святитель призывает причастников удаляться от греха, "как змия,

который душу угрызает" (1:109). Принимая достойно это величайшее Таинст­во,

человек спасает свою душу от духовной смерти; она осеняется и одухотворяется

благодатной силой Святого Духа, необходимой в борьбе с грехом, мирскими

соблазнами и диаволом. Таким образом совершается внутреннее, таинственное

единение души со Спасителем, и этот союз любви уже не в силах разрушить "ни

смерть, ни жизнь, ни скорбь, ни горе, ни гонения (Рим. 8, 35, 38). Такой

человек может сказать словами > апостола Павла: "Живу же не к тому аз, но

живет во мне Христос" Все вышеизложенные Таинства своими благодатными

средствами воз­рождают человека, одухотворяют и воссоединяют его самым

теснейшим образом с Источником Жизни — Богом. Без принятия их никто не может

освободить свою душу от греховной как прародительской, так и личной скверны;

отсюда — без них невозможна духовная жизнь, без них нет освящения, а значит и

нет спасения.

Остальные три таинства – Брак, Священство и Елеосвящения - распространяются

не на всех христиан.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.