РУБРИКИ

Контрольная: Государство, право, религия

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Контрольная: Государство, право, религия

Контрольная: Государство, право, религия

План:

I. Государство.

а) Понятие государства.

б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции

государства.

в) Вывод.

II. Право.

а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.

б) Вывод.

III. Религия.

а) Возникновение религии.

б) Христианство в России.

в) Религия и государство.

г) Религия и право.

д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и

что такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в

древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых страны,

т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и

власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации

жизни.[1]

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему

разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории

[2].

Выделяются две разновидности общества:

1.неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися

экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями,

институтами.

2.развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями,

и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a)общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в

основном за счет внутренних экономических и духовных факторов

(демократические общества);

b)общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в

основном в результате использования действующей внешней силы - власти

(недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц

(подвластных)[3].

Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций

господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1.естественная власть - в семье, в обществах по интересам;

2.власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила - в партиях, в

общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е.

осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,

развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом

(народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из "просто" организации политической

власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует

в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с

принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому

государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода

личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть

отличен и ряд других:

· "уход" государства от экономики, все большее его отделение от

хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

· развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой

режим;

· все большее преобладание республиканской формы правления;

· эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их

все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни

все большее значение приобретают такие тенденции:

Ø государство все больше становится "государством человека", в

котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

Ø все общество, а не только государственная - выступает в качестве

правового;

Ø утверждаются и все более развиваются институты либеральной

демократии - парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,

федерамум;

Ø усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

Ø возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта,

ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все

более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и

укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное,

естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая

жизнь современного общества.

II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется

так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала

демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс,

отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация

публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления

управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой

веления обязательными для населения всей страны.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно

представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,

защищаемые особенными государственными органами.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе.

[4] Есть еще и другие значения этого слова:

1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на

обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на

принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой

субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:

1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,

конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение

[5].

2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",

"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а

нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных

источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское

право).[6]

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом

смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как:

право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном

обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены

они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного

порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических ,

духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличии от естественного права, право в юридическом значении предстает как

позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное

право оно:

Þ создается людьми, общественными образованиями, - законодателями,

судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,

целенаправленной волевой деятельности.

Þ существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне

выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права:

обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с

самой жизнью форма позитивного права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,

конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же

жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное

право.

Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права

путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере

развития демократии - представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии

цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации,

организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая

свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права -

гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать

справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе

экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в

общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть

стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая

сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

¨ регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения

тех или иных субъектов.

¨ охранительная - установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям, обществу,

обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие

на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках -

юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения

отдельных лиц.

3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который

раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,

действующих в обществе.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что

общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют

поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных

признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием

правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного ) поведения.

III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она

отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и

запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество

суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только

христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от

господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты

было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность

религии не означает не означает, что она истинна. Известны племенные,

национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов,

предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм,

синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая),

иудаизм (религия евреев).

Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих

странах и у многих народов.

В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для

верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах

(Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих

или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими

нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных

объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.

Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили

юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,

гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна -

основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни

мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)

[7].

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную

религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и

формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно

переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали

принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не

сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по

собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была

связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении

государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится

"налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших

круга судебных прав:

1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;

2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);

3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной

собственностью. Церкви.

С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были

церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная

церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и

установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной

частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы

утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от

государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918

года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями,

из государственной организации она превратилась в частное общество,

образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его

членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут

обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное)

законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы

разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых

стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е

закрывались храмы.

В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до

основания за годы советской власти.

Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не

"...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на

вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и

это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по

своей природе[8].

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются

с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу

деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести,

включая право "свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими

любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и

распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с

ними"[9].

Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы,

молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое

для религиозных целей.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом

исторических .

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу

выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы

противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды,

такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны

и многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные

в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных

органах, правомочных выдавать такие документы.

Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического

сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что

религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории

цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них

огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно

приводит к уничтожению основ цивилизации.

Литература:

1.А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с.

83-104.

2.С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.

3.Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197.

4.М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.

5.В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98.

6.К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.

7.Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.

8.М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,

"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.

9.С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.

10.С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.

11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.

[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.

[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.

[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.

[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.