РУБРИКИ

Лекция: Введение в догматическое богословие - лекция 2

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Лекция: Введение в догматическое богословие - лекция 2

Лекция: Введение в догматическое богословие - лекция 2

А.Горин

Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва

Введение

в догматическое богословие

Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)

Лекция 2. Библия — Священное Писание Христианства. Откровение и его

аспекты. Место Библии в спектре откровения, в Церкви и в жизни христианина.

Природа Библии, ее характеристики.

В данной лекции я не всегда буду полностью разделять все построения, хотя

большинство из них. Это связано с собственным продолжающимся богословским

поиском. Будучи не в состоянии во всех случаях формализовать свои размышления

и их результаты я предлагаю максимально удовлетворяющие меня и одновременно

вполне закончено сформулированные рассуждения.

Когда мы начинаем разговор о Библии, то каждый из нас является носителем

определенного представления о Библии. Это само собой разумеется, но я хотел

бы подчеркнуть это здесь, со следующей целью. В христианстве существует

огромное множество взглядов на Библию и связанные с ней вопросы. С другой

стороны, нет нормативного церковного учения о Библии на уровне Символов Веры

либо заключений Соборов. Отчасти это и является причиной разнообразия

взглядов. Мы говорим, однако, что Библия является основным источником нашего

богословского процесса. Таким образом мы ставим перед собой задачу —

определить статус Библии, ее природу и связанные с этим вопросы, в той мере,

в какой это возможно в современном состоянии этого вопроса в христианстве.

Понятно, что отсюда мы должны в полной мере обратиться к тем общим

положениям, приведенным в 1-й лекции, которые будут формировать такое наше

понимание. Это сложная задача. (Скажу тут же, что эти вопросы являются

предметом моего собственного богословского занятия, как одни из ключевых, на

мой же взгляд, в построении богословия). Конечно, мы не охватим всего

комплекса связанных с этим вопросов, даже не коснемся некоторых. (В частности

еще и потому, что на лекциях А.М. вы рассматриваете некоторые из них.)

Откровение. Библия — книга христиан. Это книга имеющая отношение к

религиозным, священным реалиям; в конечном счете к Богу. Существует

представление о том, что религиозный феномен исключительно антропоморфен. В

этом понимании обращение к Богу вторично по отношению к религиозной

активности. Есть другое понимание (К.Барт) — человек признает божественную

инициативу. Бог открыл Себя. Это тезис о первичности откровения. Как вы уже

говорили, (необходимость( боготкровения заключена в 1) трансцендентности

Бога; 2) Его личностности; 3) греховности человека [опять же, мы затрагиваем

некоторые богословские термины, которые будут выведены впоследствии, что

требует осторожности]. Даннинг рассматривает эти 3 пп. говоря о соотношении

(ткровения и трансцендентности; (. и знания; (. и разума.

Предварительно надо отдать себе отчет, что проблема (. связана с учением о

Боге. Это не только подготовительные рассуждения для богословия. Мы вынуждены

оперировать неким представлением о Боге |?|. Далее, собственно в Библии нет

современного понимания (. Библейские авторы более непосредственны в их

повествованиях направленных на подчеркивание реальности общения человека с

Богом. Библейские термины имеющие отношение к знанию носят сотериологический

характер. Категория полного знания вообще имеет эсхатологическое значение

(1К. 13:12). Наконец, теоретическое понимание откровения имеет недавнее

происхождение. Гипотеза Тойнби о (реакции на вызов(. |Прим.: поним. канона,

Троицы и пр.|

Итак; под откровением мы понимаем все, в чем проявляется бытие и действие

Бога в пределах человеческого восприятия. (Мы не знаем как воспринимается

информация о Боге другими существами). Несомненно, что оно ((.) превосходит

восприятие, но мы ограничиваемся восприятием и усвоением (. в доступных нам

пределах. Все что Бог счел нужным открыть может быть воспринято людьми. (Мы

говорим о знании Бога, а не о философском знании об Абсолюте).

Попробуем уяснить цель, объем, причину (. и нашу способность к его восприятию.

Цель — спасение людей. (“хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания

истины”–1Т.2:4). (. есть элемент благодати, имеющей сотериологическое

измерение. Спасение — жизнь с Богом и в Боге — богопознание (Ин.17:3). Здесь

глубинная связь богопознания в (. со спасением.

Человек доверяет чему-либо тогда, когда убежден в адекватности этого истине.

Проблема истины.

Абсолютная истина – проявление божественой субстанции. Божество Само по Себе

непостижимо даже как понятие (таким образом истина не может совпадать с

божеством в сущности и является проявлением), а идея истины доступна

мышлению. Абсолютная истина недоступна овладению, но ее существование

доступно пониманию.

Откровенная истина является частью абсолютной истины. Объем этой частности

определяется целями (. (спасением). В (. Бог раскрывает себя — источние аб.

истины — в той мере, в какой это необходимо для приближения к Нему человека.

( (. относится к абс. истине как часть к целому, вероятно в количественном

соотношении. (О последнем трудно судить|?|).

Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также не совпадает с

абсолютной истиной, т.к. выражается человечески опосредовано. [Позже мы

рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом случае форма (. определяется

собирательными свойствами человека, которому и адресовано.

Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине определяется

как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и объ. факторы). По

отношению к Богу — источнику — (. является относит. истиной, а по отн. к

человеку — приемнику — количественно и качественно частью абс. истины.

Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. — доступный

человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (. приобщает

нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется истиным!

Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что

христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач. и

колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.

Перечислим известные нам виды откровения:

— раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;

— человеческая способности нравственной оценки;

— субъективное и социальное преживание общения с Богом;

— непосредственные богоявления;

— промыслительные события в жизни человека и человечества;

— предание Церкви;

— Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;

— Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех прочих

видов (.

(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических данных.

Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование из

области апологетики и ей подобных философски-богословских построений. Все это

имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного (.,

понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает весьма

неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).

Что же касается познания одного из основных видов (., Священного Писания, в

его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что

доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных

обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному,

открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно

воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество

взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того,

под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и

эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и

осуществление в активной деятельности.

Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и

непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того, кто

усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала осуществлением

переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким был, как

известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной, но

подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна определенная

степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая степень приближения

к полноте познания (. — Слова Бога.

Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно не

отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей

возможностей научного проникновения в законы материального мира.

Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя сказать, что

в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего кроме (.

Например, человек может воспринимать природу как творение говорящее о

всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно воспринимать ее и как

источник эстетических и познавательных переживаний, как нечто содержательное

само по себе, вне зависимости от ее (объективно-субъективной) откровенной

функции.

В Священном Писании, наряду с богословским, нравственно-дидактическим,

молитвенным, доксологическим и прочими сотериологическими аспектами мы имеем

множество понятийного (география, космология и пр.) и сугубо семантического

материала вне которого сотериологическое содержание не объективируется (по

крайней мере в данном историко-временном континууме), (утрачивает взаимосвязь

и смысл). |Пр. географии земной ж. Иисуса|. Однако сами по себе эти

составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.

То, что содержится в (., главное и второстепенное, достаточно для спасения

воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика Павла – 2Т.

3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл этого

текста). Павел даже считает (. в природе и совести достаточным для возложения

на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими видами (.,

ответственности за отвержение Бога и безнравственную жизнь (Рим.1:18-0;2:14-

15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом, во всяком случае, хочу указать на

необходимость тщательной отшлифовки всех этих понятий. Не призывая к

безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать на широкий

спектр этих понятий.

Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога,

направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей степени

самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога). Таким же актом

было творение и последующая история с высшим проявлением в приходе Иисуса

Христа.

(. было бы бессмыслено без возможности человека воспринимать и усваивать его.

С самого начала бытия человек общается с Богом, находится в процессе

богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так и

человеческой способности воспринимать его и реагировать на него. Т.е.

участвовать в диалоге с Богом с исполнением или нарушением заповедей,

содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это может быть неосознанно и даже

с осознаным неприятием вербальных выражений христианства и его ортодоксии

(как в виде других религий, так и редчайшего чистого атеизма и агностицизма)

|Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.

Можно сказать, что эта способность к богообщению определяет уникальность

положения человека (мы коснемся этого в последующих лекциях). Не будь этой

способности не имело бы смысла библейское откровение и вершина откровения —

пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие человека является предпосылкой

боговоплощения!

Надо еще заметить, что человек наделен способностью к восприятию и усвоению

(. в разной степени. Надеяться на более успешное и результативное усвоение (.

может человек внутренне стремящийся к воле Бога (сознательно или нет) и при

этом не пренебрегающий стремлением к усвоению интеллектуального, этического и

эстетического богатства человечества во всем его многообразии

Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и следует понимать вопросы

связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.

{далее мы рассмотрим разделение откровения и богодухновения (с различными

теориями богодухновения), сферу богодухновения, воздействие богодухновения,

(коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и попробуем создать ясность в

терминах), сделаем герменевтические выводы (касающиеся соотношения откровения

и истолкования, истории и догмы) из нашего понимания богодухновения (гермен.

проблема; теория феори/и–Барта), упомянем о герменевтических предпосылках и,

наконец, поговорим об авторитете Библии и ее месте в жизни Церкви и

христианина. – если успеем обо всем}

________________________________________________________________________

|| разделение откровения и богодух. – богодух. не сообщает новых знаний; но

может сочетаться с (. (пр.: пророки). Так ев. Лука писал на основании своего

иследования и не имел сверхъест. (., но был вдохновленным писателем | другой

подход – богодух. распр. на область знания Бога и Его действия в мире. Она не

касается всего чел. знания, но ее воздейст. не исчерпывается порождением только

чисто интеллектуального акта /ПравМысль, VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4,

с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.; предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист.

и догма/ | /Введ. в Биб., с.27-28; 33-34 – непогр.; авторитет/ | /Бож. Откр.,

с. 82-85 - истинность/ | /Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал.,

непогр и пр./ | /Мень, с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+

“РПЦерковность”, с.34)/ ||

Библиография к лекции 2

Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.: Общедоступный

православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.

Даннинг Р., Благодать, вера, святость. — С.-Пб.: (Вера и святость(, 1997; 598

с. Стр. 89–92.

(Князев А., свящ., О боговдохновенности Священного Писания // Православная

мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127. .)


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.