РУБРИКИ

Статья: Проблемы типикона на Поместном Соборе

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Статья: Проблемы типикона на Поместном Соборе

декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют зти стихиры, не

применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает,

не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский

нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный.

г) Местонахождения священнослужителей при отправлении некоторых служб

При всех службах местом стояния священника и диакона у нас является

алтарь. Сюда приходят священнослужители еще перед началом богослужения и

остаются здесь во все время его совершения, исходя лишь для произнесения

ектений, каждения и для так называемых входов. Между тем, по Церковному Уставу

алтарь оказывается местом постоянного пребывания священника лишь при совершении

литургии. В отношении к прочим службам алтарь для священника своего рода святое

святых, куда он входит лишь несколько раз для совершения тех и.пи иных

священнодействий. Так, на всенощном бдении священник входит в алтарь не более,

кажется, шести раз, на будничной же вечерни всего лишь один раз и 2 раза на

будничной утрени. Такие же службы как часы (в отдельности от литургии),

полунощница и повечерие совершенно и не предполагают входа священнослужителей в

алтарь. Такое местостояние священника за богослужением, имея за собою

исторические основания, проникнуто и глубокой идеей. Священник входит в алтарь

как дерзновенный ходатай за предстоящих в церкви или с кадилом для воздаяния

чести святыням алтаря, или в такие моменты службы, какие являются молитвенными

по преимуществу. Сравним нашу практику с Уставом и увидим ее полное

несоответствие с ним.

д) Сокращение Устава.

Самым ярким и наиболее чувствительным нарушением Устава в современной

практике является его сокращение. Сокращение богослужебного устава, в своей

основе вызванное, конечно, необходимостью, сделалось теперь явлением как бы

даже законным, своего рода обычным правом. Такого рода сокращения не только

не вызывают какого-либо соблазна, но едва ли для большинства даже самих

совершителей богослужения и заметны.

Для некоторых же сокращений имеется к тому же некоторое основание в узаконенных

высшею властью церковно-певческих сборниках или так называемых обиходах. О

сокращениях этого рода мы подробно говорили в одном из предшествующих своих

докладов, теперь же сделаем лишь некоторые общие упоминания. Таковы, например,

пение вместо всего предначинательнаго псалма на бдении 4 или 6 стихов из него;

пение из 6-ти стихов первого антифона первой кафизмы; чтение, а не пение, двух

прочих антифонов той же кафизмы; пение двух первых стихов с припевом:

Услыши мя Господи из так называемых возванных вечерних псалмов, вместо

исполнения их в целом виде; постоянная замена 17-ой кафизмы на утрени

полиелейными псалмами <и>, в свою очередь, сведение этих псалмов к

четырем <первым> стихам; замена библейских песен канона припевами и

чтение, <а не> пение канонных тропарей, опущение 2-й литии в конце

бдения. Все это такие сокращения, которые сделались как бы уже законными.

Наоборот, приближение к Уставу в неречисленных случаях показалось бы чем-то

необычным и могло бы теперь показаться каким-то противоуставным новшеством.

Замена, например, на некоторых бдениях пения полиелейных псалмов уставным

исполнением 17-й кафизмы. Такое деяние, в лучшем случае, вызовет недоумение, а

со стороны некоторых пожалуй можно услышать даже и протест.

К подобного рода отступлениям от Устава следует отнести и изъятие из

богослужения Святоотеческих чтений. При нашем современном объеме бдения и

других служб введение таких чтений в полном их комплекте свело бы наши службы

почти к сплошному и редко прерываемому пению молитв и слушанию этих поучений.

Обходя указанного характера отступления от Устава, остановимся лишь на таких

нарушениях его, которые собственно суть нарушения самой практики, нарушения

своего рода богослужебного минимума освященного обычаем. Для удобства

распределим этого рода сокращения Устава по двум рубрикам: а) сокращения,

касающиеся неизменяемых частей богослужения и б) сокращения изменяющихся

составных частей его.

Первые сокращения менее значительны по объему и применяются не так часто и не

так, скажем, смело, как вторые. Так, в последовании вечерни такие сокращения

едва даже и заметны: неизменяющиеся части ее хотя конспективно и путем

обозначения, но исполняются почти все. Наиболее заметным опущениеы можно

считать пропуск литии на вечерне, соединяемой с утреней в бдении, и пропуск

33 псалма. На утрени постоянные составные части ее подвергаются большему

сокращению. Так, весьма нередко сокращение шестопсалмия (этого ядра утренней

службы в историческом отношении), пропуск псалма 50-го, сокращение до 2-х

первых стихов хвалитных псалмов и нечто другое. На службах келейного

характера (часах, полунощницы и повечерии) нередки пропуски целых псалмов.

Особенно это нужно сказать о великом повечерии.

В сокращении изменяющихся частей суточных служб наблюдается уже большая свобода.

Здесь безжалостно опускаются многие частности, притом такие, которые

оказываются первостепенными или по своей древности, или по высоте заключенной в

них поэзии. Иногда опускаются такие песнопения, в которых, говоря без

преувеличения, выражена вся суть праздника, и что важнее всего, в сжатых, но

ярких образах указано нравственное значение воспоминаемого священного события.

В зависимости от неумолимого и ничем неограждаемого сокращения праздничных

песнопений и вообще изменяющихся частей служб стоит тот печальный факт, что

наши службы совершенно обесцвечены, лишены идейности праздников, чересчур

подведены под какой-то общий шаблон. Воскресные службы – это 8 самостоятельных,

значительно разнящихся одна от другой поэм в честь страдания и воскресения

Господня. Но при нашем отношении к Октоиху такого впечатления от воскресных

служб не получается. Воскресные бдения — это до утомительности похожие одна на

другую службы. Только некоторые из богомольцев чуть-чуть улавливают разницу

между воскресными бдениями, да и то не по содержанию их, а скорее по песенной

стороне, по изменяющимся гласам. То же следует сказать и о праздничных службах.

Через пропуск праздничных стихов <...> кондаков характер праздничных

бдений значительно ослабляется и праздничные бдения становятся похожими на

обычные воскресные.

В порядке числа служб пропуски изменяющихся частей можно отметить так:

Сокращение Стихир на Господи Воззвах иногда до одной, причем вместо пения

стихир допускается чтение их.

Совершенное игнорирование стихир из миней в воскресные дни, когда в минее нет

нарочитого праздника.

Полная бесиорядочность в соединении стихир при совпадении памятей.

Пропуск славников, тогда как последнего рода стихиры оказываются по своему

этическому характеру полнее других песнопений освещающими историю праздника.

Сокращение повторения великих прокимнов или пение их по образцу обычных.

Пропуск паримий на полиелейных службах, особенно при соединении их с

воскресными.

Пропуск стихир стиховен и игнорирование соответствия богородичнов со славниками.

Однократное или двукратное пение тропаря в конце вечерни на бдении.

Сокращенное в смысле количественном и неправильное в порядке следования пение

тропарей на Бог Господь.

Почти полное игнорирование седальнов. В лучшем случае чтение их вместо

песенного исполнения (По своему значению седальны почти одинаковы с

тропарями).

Сокращенное пение тропарей по Непорочных на воскресных бдениях и сокращение

стихов избранных псалмов в праздники до одного или двух. Последнего рода

сокращение представляется даже малопонятным.: длительность пения величаний у

нас сообразуется со временем, потребным для каждения всего храма. При

обширных храмах певцы растягивают пение величаний до утомительности, однако

почему-то не хотят спеть лишний стих.

Пропуск воскресных антифонов. В некоторых храмах поют, впрочем, три первые

стиха. Между тем, степенны антифоны – один из трогательнейших церковных

песнопений с библейским оттенком.

Всем известное сокращение канонов книг в отношении ирмосов (однократное

вместо, по большей части двукратного, пение их), так в отношении

промежуточных песнопений между 3 и 6 песнями. Пение 3-их и 4 ирмосов

катавасии в праздники и игнорирование уставных указаний о ее смене.

Пропуск эксапостилариев и светильнов. Или полный пропуск, или значительное

сокращение стихир на Хвалитех и Стиховных, в том числе на воскресных бдениях

пропуск стихиры евангельской. Непонятная свобода в выборе стихиры на и ныне

пред Великим славословием.

Пропуск тропаря и богородична его или только последнего по Великом славословии.

Свободное отношение к соединению двух тропарей, а также <...> тропарей и

кондаков на часах.

На Литургии

Почти полное игнорирование антифонов по вся дни.

Сокращение праздничных антифонов до двух стихов.

Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к ним или тропарей от канонов.

Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе.

Пропуск аллилуария.

Игнорирование Уставных указаний о соединении апостольских и евангельских

чтений на литургии при совпадении памятей.

Неправильное произношение отпустов в конце литургии, равно как и в конце

других служб.

е) Добавочные части.

Сокращая число служб, практика наша иногда осложняет их добавочными частями.

Наиболее частое применение добавочных частей мы слышим при поминовении усопших.

Отводя из седмицы Субботу, как преимущественный день для совершения моления об

усопших, Церковный Устав и в прочие будние дни назначает краткие молитвословия

и песнопения за умерших, молитвы на полунощнице; <...> тропарь и кондак.

Но есть дни праздничные, когда Уставом запрещается поминовение умерших. Наша

практика не хочет знать этого: мы не только слышим ектеньи на литургии в каждый

праздник, но можем указать и случаи заупокойных канонов на воскресных утренях.

Доклад профессора Б.А.Тураева

Тураев Борис Александрович (1868-1920) – египтолог, историк коптской и

эфиопской церкви. Основатель российской школы изучения древних цивилизаций

Ближнего Востока, академик Российской Академии наук (1918), член Предсоборного

совета, составитель Чина диаконского отпевания и (совместно с иером.

Афанасием (Сахаровым) Службы Всем Святым в земле Российской просиявших.

Биографические данные и список трудов см. Древний Восток. Сборник 2. Памяти

академика Б.А. Тураева. М, 1980.

Сообщая предание о литургической деятельности св. Василия Великого, патриарх

Прокл выражается следующим образом: "Замечая леность и небрежность людей,

тяготившихся продолжительностью литургии, Василий Великий, сам хотя и не считал

ее содержащей что-либо излишнее, но, чтобы отнять у небрежных повод тяготиться,

передал пронзносить ее более кратким способом, пользуясь сим как врачебным

средством...[1]

Таким образом церковное предание усвояет св. Василию Великому, а за ним и

Златоусту уступки немощам их современников в самой дорогой и священной части

богослужения – Божественной литургии и притом в то время, когда религиозная

жизнь была неизмеримо живее и интенсивнее, чем теперь; когда обычная жизнь была

не столь сложна и мирские обязанности не столь многообразны. И в наше далеко не

церковное время замечается леность и небрежность уже не только среди мирян, но

и среди самих священнослужителей, тяготящихся продолжительностью, правда не

литургии, а прочих служб дневного круга; от их небрежения и проистекают в

значительной степени те уклонения для церковного устава, которые были только

что указаны. Пример великих вселенских учителей и святителей дает право и

Поместному Собору, снисходя к немощи своих современников, сделать ряд указаний

и разъяснений для упорядочения того более краткого образа отправления

богослужения, каковой ныне наблюдается в приходских храмах, будучи чужд

единообразия, порядка и духа церковного устава. История богослужения и

церковный устав знают не один пример сокращений и упрощений. Разве не ими

обусловлено сокрытие от ушей предстоящих прекрасных слов утренних и вечерних

молитв. Дивные кондаки и икосы Романа Сладкопевца и иных творцов ныне

представлены вместо цельных композиций лишь первыми своими строфами, нередко

выдающими свое происхождение недоговоренностью и незаконченностью. И церковный

устав не назначил кафизмы для недели вечера и предписывает опускать кафизму на

вечерни после бдения труда ради бденного, как он делает это для Великого канона

<читаемого в четверг>, назначая вместо трех одну кафизму и меняя для

этого все расписание чтения Псалтири. "Труда ради бденнаго" литургии во дни св.

Пасхи, Рождества, Богоявления и Антипасхи служатся "порану", а не в то

время, которое предписывается восьмой главой Типикона. В понедельник 1 седмицы

Великого поста к утрени "знаменует коснее, вечерняго ради утешения" .

Не будем распространяться о тех случаях, когда устав предписывает то или другое

песнопение исполнять "поскору", "без пения" и т.п., но вспомним,

что и Студийский устав делал подобные же и еще большие уступки немощи, например

освобождая от часов и иногда от кафизм праздников (так называемые ai twn wrwn)

И настоящий Поместный Собор уже вступил на этот путь. В чине Молебного пения о

спасении Державы Российской, совершенном его членами, в его присутствии и

всенародном на Лобном месте в день Воздвижения Честнаго Креста, мы впервые

вместо канона не только услыхали, но и увидали напечатанными "Запевы" .

Этим как бы получил санкцию укоренившийся у нас непохвальный обычай

ограничиваться на молебнах вместо канона запевами. Нельзя не скорбеть об этом

уже и ввиду того, что в этой же палате перед тем было принято предложение об

уставности богослужений, совершаемых от имени Собора, причем были особенно

подчеркнуты каноны на молебнах.

Проект руководственных указаний для применения церковного устава к практике

приходских храмов.

1. Представляется возможным в дни праздничные, имеющие Славословие великое

начинать литургию непосредственно после него, опуская обе ектеньи и часы, как

это введено в современной греческой и румынской практике. Опущение часов, как

это отметил в своем докладе И.А.Карабинов, "вполне приемлемо с

историко-литургической точки зрения", так как для великих дней, когда пелось

Бог Господь, оно было принято в Студийском уставе. В русской практике оно

может найти себе оправдание и в весьма распространенном обыкновении служения

ранних и поздних литургий – часы будут вычитаны пред поздней литургией.

2. Полунощница как служба монастырская по преимуществу может быть совершенно

опускаема, и утреня может начинаться с возгласа Слава Святей с

опущением 19 и 20 псалмов и примыкающих к ним. Воскресная же полунощница, где

не бывает бдения, должна быть сохранена, служению ее по Киевскому чину

желательно дать возможно широкое распространение.

3. Первый час как дневная служба не должен читаться с вечера и опускается после

всенощного бдения. На бдении с литией можно опускать на вечерни сугубую

ектенью, на утрене вместо молитвы Спаси Боже люди Твоя можно

ограничиться ее концом Молим Тя.

4. Последовательное чтение Псалтири должно быть удержано, как общее всему

христианскому мiру, но вместо кафизмы за единицу деления может быть принята

Слава. Выделив первый антифон 1 кафизмы для навечерий воскресных и

праздничных дней, 17 кафизму – для утра к субботе, 18 для вечерен с

понедельника по пятницам 3 псалма, ежедневно остальную часть Псалтири можно

вычитывать по Славе или по две Славы на утренях в последовательном порядке.

На утренях великих праздников можно рядовую Славу заменять особыми

праздничными псалмами, как это имело место в уставе Великой Церкви, и отчасти

по итальянским спискам Студийского устава, желательно эти праздничные псалмы

петь антифонно, Из рядовых Слав можно исключать псалмы, употребляемые в

ежедневном неизменяемом богослужении. Седальны, хотя бы по одному, следует

петь. Во святую Четыредесятницу ежедневно вычитываются 4 или 5 Слав на утрени

и часах. В церквах домовых и иных, где великия ради нужды богослужение не

совершается ежедневно, Псалтирь вычитывается по Славам в последовательном

порядке вся, без выделения 17 и 18 кафизм.

5. Чтения, песнопения и молитвословия обеих Триодей (исключая службы минейного

характера) не подлежат никакому сокращению, но могут (кpомe канона св. Пасхи)

исполняться без повторений ("колико их есть"). В воскресные дни

Пентикостария, когда полагается петь пасхальный канон, можно ограничиться

полным исполнением его с богородичными и опустить канон недели, который будет

читаться в последующие дни.

6. Не подлежат сокращению и службы двунадесятых праздников (также исполняемые

без повторений) от предпразднества до отдания, а также службы недель,

окружающих Рождество Христово.

7. Тоже предписывается и для службы дня храма. На вечерне этого дня должно

быть, по уставу, отдание, а по субботам на утрени — канон храму.

8. Октоих поется с минеей и в воскресные, и в простые дни. Из каждого рода

стихир (воскресных, "восточных", минейных, стиховных, хвалитных обоего рода,

повседневных, блаженных) следует петь не менее двух, не считая Слава и

ныне. Из каждого канона должен быть прочтен по крайней мере один тропарь. В

воскресные дни впрочем можно ограничиться чтением всех тропарей воскресного

канона и одним или двумя (если два канона) – из минеи. Крестовоскресный и

богородичный каноны могут быть отнесены на вечер воскресенья. Кондаки по 6-й

песне следует петь всегда, отнюдь не должно опускать ексапостилариев и стихир

евангельских.

9. Положенные по уставу полиелеи должны соблюдаться. Из русских памятей

полиелейная служба обязательна для дней св. равноапостольного князя

Владимира, свв. Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Святителей

Московских. Род службы во дни других русских святых предоставляется

усмотрению настоятеля. Во всех случаях службы русским святым должны петься

вместе с вселенскими того дня, соединяясь, в будние дни, как служба св.

княгине Ольге со службой св. муч. Евфимии, для полиелейных – как служба св.

Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову со службой св. Арсению Великому, или,

как указано в уставе для 8 июля. Тому же порядку следуют русские богородичные

праздники, а также день 9 мая, в который наша современная практика совершенно

опускает службу св. пророку Исаии.

10. На часах во св. Четыредесятницу возможно чтение или пение поочередно, по

дням по одному псалму на каждом часе с прибавлением рядовой части Псалтири.

Молитвы часов может читать священник только Христе, Свете истинный на 1

часе и Всемогущего и Животворящего на воскресной полунощнице. Песни

пророческие в Великий пост исполняются во всех приходских храмах по уставу.

11. Акафисты, кроме будничного, не должны вставляться во всенощное бдение, но

могут составлять особую службу <нрзб.> суточного круга, но лучше заменять

их древними кондаками с икосами св. Романа Сладкопевца и иных. Возрождение

употребления этих дивных творений, имеющихся и в славянских переводах, послужит

к подъему настроения молящихся. Например, икосы на Рождество Христово в новом

славянском переводе Мироносицкого могли бы читаться за всенощным бдением и, во

всяком случае, после вечерни первого дня или за утреней второго.

12. На литургии следует исполнять уставы относительно пения изобразительных или

повседневных антифонов (глава 21 «О еже когда глаголются изобразительны и

когда антифоны»).

Время совершения служб, предписанное уставом, не всегда выполнимо в условиях

мирского быта. Во всяком случае бдения следует начинать возможно позже. Часы

с вечерней в св. Четыредесятницу не следует начинать раньше 11 часов.

Служение утрень с вечера, кроме бдений, а также вечерен с утра должно быть

навсегда и повсеместно прекращено.

Для оживления богослужения может служить широкое развитие общего пения.

Молящихся следует располагать к пению стихир, ирмосов и т.п. попеременно с

певцами. Вместо прежнего беспорядочного и произвольного чтения Псалтири ныне

вводится облегченное планомерное исполнение этой святой книги. Желательно

ввести пение, по возможности антифонное, этих немногих, приходящихся на каждую

службу псалмов. Вечером великих праздников, когда положена великая вечерня,

предлагается петь антифонно псалом девятого часа, а также 140 и следующие

псалмы вечерни полностью. Последние можно петь и в воскресные дни вечером.

После вечерни в воскресенье полезно служить молебен с канонами Крестовоскресным

и Богородичным и с чтением Евангельских зачал, положенных на литургиях в

наступающую седмицу. Таким путем может быть выполнен годовой круг евангельских

чтений и в тех храмах, где по великой нужде не совершается ежедневная служба.

Это чтение, равно как и каноны, могло бы быть исполнено и на повечерии (сравн.

древние панихиды). В тех храмах, где служба совершается ежедневно, дневные

апостолы и евангельские чтения не должны заменяться заупокойными или минейными,

а непременно должны вычитываться согласно уставу. Заупокойные и иные могут

следовать за ними. Перед евангельским чтением аллилуарий должен исполняться

троекратным пением аллилуиа. И тропари на литургии не должны, как это

замечается ныне во многих местах, заменяться пением заупокойного кондака.

Вообще же поминовение усопших на ектеньях допустимо только в будние дни и за

ранними литургиями в воскресные, причем его необходимо перенести на конец

литургии: после Благословения Господня на вас тропари Со духи

праведных и произносить заупокойную ектенью. Повсеместно в конце литургии

или после нее следует раздавать антидор при пении или чтении 33-го псалма.

После приведенного выше доклада оглашаются подготовленные уставным подотделом

тезисы, корректировке и дополнению которых будет посвящено несколько

последующих заседаний:

1. Ныне действующий богослужебный устав слагался на протяжении почти

четырнадцати веков истории христианской церкви. Отражая в себе богослужебные

порядки разных эпох и различных местностей, современный Типикон есть однако

устав по существу монастырский. Как таковой он является наиболее

исчерпывающей по полноте богослужебной нормой, как бы стремящейся осуществить

во внешней обстановке апостольскую заповедь о непрестанной молитве.

2. Как норма идеальная, устав не всегда и не везде может быть выполняем во

всех своих подробностях.

3. Монастыри неуклонно следуют действующему уставу во всей полноте, так как

владеют наличием средств к этому. Уставное, в собственном смысле

монастырское, богослужение соответствует главной и изначальной задаче

иночества — пребывать в непрестанном молитвенном подвиге, даст почувствовать

сладость этого подвига и приходящим в монастырь мiрянам и явится через то

самым величайшим миссионерским средством. В собственно приходских храмах

устав сообразно средствам выполняется с сокращениями.

5. Поместный Собор полномочен произвести пересмотр Устава в видах применения

его к средствам приходских храмов. Для сей цели Собором учреждается особая

комиссия.

6. Настоящим Собором подобное деяние выполнено быть не может.

Но для упорядочения богослужебной практики Поместный Собор издает

определение, в коем:

а) Напоминает чадам Православной церкви великое значение богослужебного устава;

б) Обличает те беспорядки, которые вызваны небрежением к нему;

в) Преподает руководственные указания, дающие обязательный для приходских

храмов уставной минимум.

7. Для домашних церквей возможно преподать особые указания.

8. Наряду с этим принимаются меры к оживлению нашего богослужения, между

прочим, и участием в нем молящихся.

В связи с этими тезисами митрополит Евлогий подчеркивает, что серьезная

переработка устава во всех деталях желательна, но в настоящее время

[2] для Собора невозможна. Но Собор должен создать и узаконить комиссию,

которая исполнила бы это дело к следующему Собору.

"Во время последовавших за сим общих прений высказаны пожелания, чтобы

установлено было однообразное время для начала церковных служб и чтобы дана

была богомольцам-прихожанам возможность хорошо слышать, понимать и

настраиваться богослужением (генерал Артамонов), чтобы оно не содержало в

себе мертвых моментов и, хотя бы путем сокращений и изменений, но стало бы

живым, организованным и действующим через настоящее церковное чтение и пение

(о. Марина) и чтобы, в целях предпочтения важнейших мест церковных служб

менее важным – комиссией, которая должна возникнуть по постановлению

соборному, были пересмотрены последования подвижных дней и отмечены условными

знаками самые центральные по духу празднуемых событий молитвы, чтения и

песнопения, содержащие в себе богатый богословско-учительный материал для

преподания не в церкви только, но и в школе (Вл.Вас. Успенский); и, наконец,

чтобы обращено было внимание на упорядочение церковного благовеста-звона

(Вас.Конст. Лебедев)"

Обсуждение проблем Типикона было продолжено на девятом заседании отдела,

которое состоялось 12 октября 1917 г. На этом заседании прот. Чельцовым была

высказана мысль о том, что усталость молящихся часто вызывается не чрезмерной

продолжительностью богослужения, а невразумительностью его совершения. Проф.

Кудрявцев предлагает разрешить служение литургии при открытых царских вратах,

читать Евангелие посреди храма, а также "объявить, чтобы гласного поминовения

по праздникам и воскресным дням не совершать". Вносятся и другие

предложения.

Митрополит Евлогий говорит о необходимости выбрать докладчиков для пленарного

заседания Собора по вопросу об Уставе и предлагает в качестве таковых

профессоров И.А. Карабинова, В.Д. Прилуцкого и Б.А. Тураева, которые весьма

неохотно соглашаются. "В.Д. Прилуцкий говорит, что он может, как и другие

профессора-докладчики, разъяснять вопросы, возникающие здесь в отделе. От

доклада же в общем заседании Собора он отказывается. — Решительно отказываюсь и

я, присовокупляет И.А. Карабинов. Д.В. Прилуцкий выражает согласие быть

докладчиком на Соборе в том случае, когда на то же согласятся Карабинов и

Тураев <...>. Председатель заявляет из практики бывшей Государственной

Думы, что там бывало два, а иногда три докладчика. Проф. Карабинов отказывается

от предложения, ссылаясь на слабый голос. Д.В. Прилуцкий заявляет, что хотя он

и не обладает недостатком Карабинова и имеет достаточно сильный голос, тем не

менее не привык говорить в многолюдных собраниях. И.А. Карабинов просит, чтобы

докладчиком был сам председатель Отдела высокопреосвященный Евлогий.

Председатель собрания соглашается признать необходимым троих докладчиков. Д.В.

Прилуцкий обладает громким голосом, его мы и впустим в корень как основного

докладчика. После изложенных пререканий три профессора соглашаются быть

докладчиками".

Темой следующих заседаний было подробное о6суждение различных аспектов

предстоящего доклада (т.е. проекта соборного деяния). Подробно приводить этот

весьма интересный материал здесь нет возможности. Любопытно, что некоторая

часть выступающих высказывалась за или против литургических реформ, в

то время как речь шла об упорядочении богослужения. "К прискорбию моему, –

говорит архиепископ Евлогий, – я все слышу речи о том, будто бы мы посягаем на

богослужебный устав, хотим сломать его. Мы только боремся с тем, что вошло в

богослужебную практику как беспорядок, и что следует облагообразить, указать,

что в пределах наших сил возможно и необходимо исполнять в уставе. Указать

общие границы и вехи. Наша задача ввести в церковное богослужение благочиние и

благообразие. Если мы сознаем, что должны исполнять устав, но однако не

исполняем, потому что его нельзя исполнить, то Собор укажет, что же именно

должно подлежать непременному исполнению".

Обсуждение проблем богослужебного устава продолжается до конца первой сессии

Собора. Наконец 25 января 1918 г., уже на второй сессии Собора, были оглашены

тезисы, которые являются резюме всей предшествующей дискуссии.

"Совершение богослужения в современной русской церкви страдает многими

важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и

вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких

недостатков являются произвольное изменение порядка и состава богослужения

(сокращения, вставки и т.п.), а также небрежность в его исполнении. Причины

этих недостатков разнообразны. В них повинны часто и совершители

богослужения, не всегда достаточно знакомые с Церковным Уставом и часто не

обладающие надлежащим пониманием богослужения и развитым литургическим

вкусом. Часть вины затем лежит и на молящихся, слабая ревность коих нередко

побуждает исполнителей богослужения поступаться строгостью уставных

предписаний. Наконец некоторый повод для перечисленных недочетов дает и самый

строй нашего богослужения: его устав не всегда и не во всем подходит к

условиям современной жизни, равно как и некоторые другие стороны нашего

богослужения нуждаются в пересмотре и исправлениях. Сознавая ея средоточия,

отдел находит возможным предложить Священному Собору следующий план и меры к

упорядочению нашего богослужения.

I. А. Рядовое богослужение.

1. Заповеданный нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и

образовался в окончательном виде в монастырях православного Востока, но его

основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и

Константинополя, вследствие чего этот Устав не может быть признан чисто

монашеским произведением.

2. Как свод богослужебных преданий двух важнейших Церквей православного

Востока и как произведение многовекового богослужебного опыта действующий

Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего

богослужения.

3. Во всей своей полноте Церковный Устав является трудно исполнимым.

4. Наши монастыри должны по возможности строго соблюдать уставной порядок

богослужения с дозволением заменять для тропарей канонов, а также для кафизм

пение чтением по принятому обычаю.

5. Что касается мирских храмов, то Церковный Собор, отнюдь не одобряя

каких-либо сокращений в Уставе, но снисходя к немощи молящихся и к условиям

современной жизни, а также основываясь на истории Устава, знающей случаи

смягчения уставных требований, равно как ввиду разрешения самого Устава при

некоторых обстоятельствах сокращать богослужение, может допустить известные

послабления уставных требований.

6. Для упорядочения рядового богослужения в приходских храмах предлагается:

а) Не допускать замены положенного по Уставу произвольными вставками,

например, кафизм акафистами или проповедью, житийных стихир концертом и т.п.

б) Псалтирь стихословить в объеме не менее одной "Славы" вместо целой

кафизмы. В церквах, где службы не совершаются ежедневно, возможно

последовательное чтение всей Псалтири по "славами" без отношения к седмичному

расписанию стихословия. Во дни великих праздников рядовое стихословие можно

заменить чтением или (антифонным) пением особых праздничных псалмов.

в) Чтение шестопсалмия не должно быть сокращаемо; не подобает опускать 50-й

псалом и хвалитные псалмы на угрени.

г) Песнопения Триодей и великих праздников должны исполняться без пропусков,

хотя бы и без повторений. Во дни воскресные, будничные и в меньшие праздники

из стихир на "Господи, воззвах", стиховных, литийных, хвалитных должно петь

не менее половины положенных как из Охтоиха, так и из Минеи. Отнюдь не должна

опускаться на воскресной утрене стихира евангельская, воскресные, тропари по

непорочных не должны сокращаться. Должно быть восстановлено уставное пение

тропарей, кондаков, степенн и седальнов. Из каждой песни канона должно читать

не менее четырех тропарей, хотя бы по одному из каждого канона.

7. В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны

Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть

оба псалма полностью следует читать их), повседневные (в положенные дни) и

блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь

тропари и кондаки; строго соблюдать уставное количество апостольских и

евангельских зачал на литургии; восстановить пение "аллилуиа" по Уставу на

гласы аллилуариев с выразительным исполнением последних. Отнюдь не

допускается служение полной литургии в неположенные дни св. Четыредесятницы.

8. Богослужение в кафедральных соборах и храмах при духовных учебных

заведениях приближается к монастырскому, в домовых к приходскому.

Б. Богослужение внерядовое или частное.

9. Совершение последований частного богослужения, в особенности Таинств,

должно быть истовым, благолепным и по возможности должно соединяться со

службами рядового круга, главным образом с литургией.

10. Крещение совершается или в храме, или в нарочито устроенных помещениях

(крещальнях). В случае совершения крещения в частном доме (что допустимо лишь

в самых исключительных случаях) для сего надлежит избрать самую лучшую из

комнат.

При совершении крещения надлежит каждый раз освящать воду по указанному в

Требнике чину. Замена этого водоосвящения добавлением в купель св.

богоявленской воды безусловно запрещается.

Священник всякий раз поучает восприемников о важности и ответственности

принимаемого ими на себя долга.

Крещение совершается по правилам Святой Православной Церкви

трехпогружательно. Поливательное крещение допускается лишь в самых

исключительных случаях "страха ради смертного" в отношении крещаемого

младенца.

При публичном совершении крещения (пред литургией в праздники) священник

поучает молящихся, объясняя обряды Таинства.

11. Исповедь есть главнейшее средство пастырского воздействия и должна

совершаться с особливой тщательностью. При массовом стечении желающих

причастился Святых Таин, когда нет возможности совершать для каждого в

отдельности чин исповеди (например, в войсках во время походов), допускается

так называемая общая исповедь, но с восполнением ее для каждого

исповедующегося частною исповедью, состоящею из вопросов о наиболее тяжких

грехах, лежащих на совести кающегося, и с прочтением для каждого исповедника

разрешительной молитвы и наложением епитимий.

12. Таинство Брака надлежит совершать по возможности сразу после литургии;

священнику надлежит располагать брачующихся приступить пред венчанием к

причастию Святых Таин. По окончании бракосочетания священник поучает

брачующихся словом назидания.

13. Отпевание должно совершаться согласно с изложенным в Требнике чином

(замена указанных в Требнике припевов на 17 кафизм припевами из чина

панихиды, а также пение трех песней канона вместо девяти не допускается).

Отпевание совершается над каждым православным христианином, в вере

скончавшимся; замена отпевания обрядом так называемого "печатания" могилы с

совершением чина погребения спустя некоторое время после зарытия тела в землю

не допускается.

При следовании погребальной процессии кресты, иконы и другие святыни носятся

с подобающим благолепием и таким же образом возвращаются в церковь.

14. Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным,

согласно с положенными в Часослове последованиями общего молебна. Соединение

молебных канонов более чем четырем святым не допускается. При обхождении

прихожан с праздничным молитвословием, за невозможностью совершать в каждом

доме полный молебен, допускается совершение краткого моления по такому чину:

начальный возглас, тропарь и кондак празднику или святому, ирмос 9-й песни с

припевом (в двунадесятые праздники) или "Достойно есть" (в день памяти чтимых

святых), сугубая ектения и отпуст.

II Меры к упорядочению богослужения.

15. Существующая при Святейшем Синоде Комиссия для исправления богослужебных

книг преобразуется в постоянное учреждение, которое, кроме книжного

исправления, должно вообще ведать богослужением и решать все относящиеся к

нему вопросы.

16. При исправлении богослужебных книг в ближайшую очередь следует

пересмотреть текст нашего Типика, так как последнее его исправление было

произведено еще в конце XVIIв.; при этом пересмотре необходимо предписания о

службе русским святым изложить совместно со службами святым вселенским и

вставить устав о выносе Плащаницы.

17. Наряду со славянским Типиконом следует издать русский перевод с более

полным ясным и общедоступным изложением уставных предписаний, снабженный

предисловием, раскрывающим историю и значение Церковного Устава.

18. При новом издании богослужебного Евангелия необходимо соединить вместе и

исправить уставные статьи о евангельских чтениях и таблицы этих чтений так,

чтобы рядовое чтение Св. Евангелия от Луки непременно начиналось с

понедельника седмицы по Воздвижении.

19. В новом издании Миней службы русским святым следует изложить в

соответствии с правленным Уставом.

20. При исправлении и редактировании Служебника образованная согласно

параграфу 15 Комиссия располагает в чинах литургии тайные молитвы так, чтобы

они стояли непосредственно перед возгласами, являющимися заключением молитв.

Возглашение: "Господи, спаси благочестивых и услыши ны" должно быть опущено.

Для поминовения на великом выходе взамен бывших следует напечатать такие

поминальные формулы: "Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем

всегда, ныне и присно и во веки веков" (для диакона) "Да помянет Господь Бог

всех вас во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков" (для

священника).

Евхаристический канон следует напечатать с такой расстановкой знаков

препинания, которая ясно обозначила бы грамматическое отношение возглашений к

читаемым тайно молитвам, причем вводные часто диаконские "напоминания" должны

печататься мелким шрифтом.

Тропарь 3-го часа: "Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа" печатается также мелким

шрифтом и ставится перед словами: "еще приносим Ти словесную и безкровную

службу и просим и молим" (в Литургии Василия Великого пред словами "Сего

ради, Владыко").

21. В отношении к Требнику Комиссия, кроме исправления отдельных выражений в

молитвах и замены малопонятных речений более понятными, должна еще заняться

составлением некоторых новых чинопоследований, вызываемых потребностями

современной жизни, а также составить особый чин на погребение диаконов. В

книгу молебных пений должен быть внесен новосоставленный чин молебного пения

при открытии Всероссийcкoro Церковного Собора и особое новогоднее молебствие.

22. Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на

особом возвышении. Чтение Евангелия допускается лицом к народу.

23. Необходимо принять всевозможные меры к тому, чтобы совершители

богослужения знали Церковный Устав; для этого, между прочим, следует поднять

преподавание науки о богослужении в Духовных школах, а также озаботиться

изданием ежегодников, дающих все нужные уставные указания на каждый

богослужебный день.

24. Для привлечения внимания молящихся к богослужению и вообще для

поддержания в них сознательного отношения к последнему необходимо издание

всякого рода популярных книжек с богослужебными текстами, их переводом,

изъяснениями и т. п.

25. Собор обращается с особым посланием к совершителям богослужения, в

котором он, с одной стороны, призывая благословение Божие на усердных и

истовых его исполнителей, с другой должен призвать всех к точному соблюдению

настоящих постановлений".

На заседании № 23 было постановлено "ввиду того, что все тезисы подвергнуты

были подробному и детальному обсуждению в заседаниях отдела и что предложено

было (проф. И.А. Карабиновым) внести их еще в минувшую первую сессию

заседаний Собора, считать их достаточными и внести в доклад священному

Собор".

Дальнейшая судьба этого доклада не особенно понятна. В 1932 г., когда на

одном из эмигрантских благочиннических съездов поднимается проблема уставных

сокращений, митрополит Евлогий рассказывает о судьбе этого доклада так:

"Святейший Патриарх Тихон не нашел возможным представить этот труд Отдела на

обсуждение Пленарного заседания Собора, опасаясь, что санкция Собора в

вопросе сокращения церковной службы может вызвать соблазн у верующих" .

Любопытно, что выслушав рассказ митрополита Евлогия один из участников

совещания указывает на "возможные затруднения со стороны старообрядцев,

которые особенно дорожат уставностью церковных служб". В своих мемуарах

митрополит Евлогий дает несколько иную версию: "Митрополит Тихон,

председатель Соборного президиума, нашему проекту ходу дать не захотел,

опасаясь нареканий, главным образом со стороны старообрядцев. С ними в те дни

наметились пути сближения, и намерение Собора изменить Церковный Устав могло

встретить с их стороны энергичный отпор: за Устав они готовы были умереть".

Вероятно противоречие объясняется тем, что окончательный вариант приведенного

выше доклада был принят в начале второй сессии Собора, в работе которой митр.

Евлогий участия не принимал, т.е. последняя редакция этого доклада

принималась уже без него. Вероятно, арх. Евлогий обсуждал с Патриархом

предварительную редакцию этого доклада. Окончательный же вариант был

рассмотрен Совещанием епископов 16 (28) августа 1918 года. Было решено не

выносить этот доклад на соборное обсуждение, "но напечатать на пишущей

машинке и разослать Преосвященным в качестве приблизительного руководства по

вопросу об уставном сокращении".

Приведем здесь также свидетельство епископа Ковровского Афанасия (Сахарова),

который принимал участие в работе Собора. "Доклад Об упорядочении

богослужения не был обсужден в пленарном заседании Священного Собора ввиду

прекращения его работы. Но на последнем заседании Священный Собор сделал

распоряжение о передаче всех нерассмотренных докладов, в том числе и доклада об

упорядочении богослужения, в Священный Синод. Последний в одном из первых своих

заседаний рассмотрев доклад "Об упорядочении богослужения", как наиболее

жизненно необходимый, – по благословению патриарха Тихона постановил разослать

его во все епархии для руководства". Т.е. но мнению еп. Афанасия

решение о рассылке текста этого доклада по епархиям было принято не Епископским

Совещанием Собора, а Синодом. Других свидетельств об обсуждении этого доклада

Синодом в послесоборное время у нас нет.

* Печатается по изданию: “Российский

Православный Университет им. ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. Выпуск 1

. М., 1995.”

[1] этот пассаж вызвал возражения И.А.

Карабинова: “Мне кажется неудобным в обоснование необходимости послабления

Типика для приходских храмов ссылаться на пример свв. Василия Великого и Иоанна

Златоуста, якобы сокращавших чин литургии, так кк содержащее данное известие

Слово о предании Божественной Литургии, приписываемое патриарху Проклу, в

действительности этому аавтору не принадлежит и совершенно не подтверждается

древними греческими рукописями наших литургий: эти списки говоряят лишь о том,

что названные отцы не составили полного чина литургии, а написали для нее лишь

несколько главных молитв. Лучше в даанном случае сослаться на пример преп.

Феодора Студита, который допустил значительные послабления в строгом

палестинском уставе для своейц обители, где условия монашеской жизни

приближались к мирской жизни, так как ее братия занята была многими довольно

тяжелыми физическими работами”.

[2] и, — добавляет Д. В. Прилуцкий, — при теперешних материалах

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.