РУБРИКИ

Диплом: Искусство росписи пасхальных яиц

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Искусство росписи пасхальных яиц

Диплом: Искусство росписи пасхальных яиц

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра декоративно-прикладного искусства

К защите допускаю

Зав. Кафедрой ДПИ

______________В.И. Кукенков

“___”________________2000 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

“Искусство росписи пасхальных яиц”

Специальность 05 23 00 – ДПИ и народные промыслы

Специализация_________________________________

Исполнитель

(студентка гр. ДИ-523) Е.В.

Солодянкина

Научный руководитель

А.С. Максяшин

(к.п.н., доцент)

Нормоконтролер

О.Л. Иванова

Екатеринбург

2000

Оглавление

Введение_ 3

Глава I. Исторические факторы, способствующие

возникновению и развитию пасхальных яиц_ 8

1.1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц_ 9

1.2. Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России_ 19

1.3. Основные центры народного искусства по

производству пасхальных яиц и особенности их оформления_ 33

1.4. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц_ 45

Глава II Выполнение росписи серии деревянных пасхальных

яиц по теме: “Житие Иисуса Христа” 47

2.1. Выбор темы, материала и композиции для создания серии_ 48

2.2. Описание росписи серии пасхальных яиц_ 53

2.3. Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах_ 67

Глава III. Приобщение учащихся старших классов к

истокам духовной культуры посредством изучения компьютерного курса по теме

“Пасхальные яйца. Исторический экскурс” 70

3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как

средство воспитания молодого поколения_ 71

3.2 Возрастные особенности развития детей как

основополагающий фактор при воспитании и обучении_ 75

3.3. Применение компьютерных технологий при обучении_ 82

3.4. Разработка обучающей программы “Пасхальные яйца. Исторический экскурс” 92

Заключение_ 95

Литература_ 97

Приложения_ 100

Введение

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные

промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства,

традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими

нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно

развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло

своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный

и трудовой народный быт. Искусство промыслов — это одно из ярких

подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному

творчеству.

С первых лет зарождения народной культуры советское правительство уделяли

большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной обстановке

гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный

исполнительный комитет принял постановление «О мерах содействия кустарной

промышленности». В дальнейшем периодически выходили различного рода

правительственные и общественные документы, помогающие развитию и

совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств.

Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК КПСС

«О народных художественных промыслах», принятым в декабре 1974 года. Это

постановление проанализировало положение в художественных промыслах и

наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и

требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие

народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как

важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-

идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию

художественной культуры [18, 1]. Речь идет о сохранении и развитии народных

национальных традиций в условиях современности, о решении ряда теоретических

проблем, поскольку без понимания природы народного искусства, законов его

развития, без изучения существующих форм современного народного творчества не

мыслится решение многих практических вопросов, связанных с восстановлением и

развитием традиционных отраслей народного искусства.

Сейчас сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов

также уделяется значительное внимание со стороны государства, хотя в

настоящих экономических условиях данное направление государственной политики

сталкивается с серьезными трудностями. В решении этих проблем большую роль

играет Федеральный закон “О народных художественных промыслах”, принятый

Государственной Думой в декабре 1998 года.

Этот закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов

на территории Российской Федерации. Он определяет основные направления

государственной политики в этой области, которые заключаются в обеспечении

экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и

развития народных художественных промыслов органами государственной власти

Российской Федерации.

Из сказанного выше можно заключить, что государство в современный период

уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций.

Следует отметить, что в социально-экономических условиях современной России

поддержка народных художественных промыслов приобретает важное значение в

сохранении, возрождении и развитии этой области. Современное поколение

понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век технологий человек

отрывается от своих корней и забывает о национальных традициях. Но можно

отметить и негативное проявление: слишком активное стремление к культурной

глобализации порождает чуждые традиции, приходящие к нам из стран запада.

Теряются и забываются при этом собственные истоки и культурные ценности,

накапливаемые столетиями. А ведь известно, что нация, не имеющая собственного

культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности выполнения

нами настоящей дипломной работы, направленной на то, чтобы сделать

определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций и

истоков русской культуры.

Выбор темы дипломной работы «Искусство росписи пасхальных яиц» связан с

тем, что автор в течение длительного времени занимался изучением истории

лаковой миниатюрной живописи и имеет определенный опыт в росписи, который был

приобретен в том числе в процессе прохождения производственной практики на

предприятии «Рябинушка» города Ефремов Тульской области. Это предприятие

применяет новые, свойственные только этому региону, виды росписи основанные на

традиционных видах росписи по дереву.

Цель настоящей дипломной работы - выполнение серии росписи на деревянных

пасхальных яйцах на тему “Житие Иисуса Христа”.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

· изучение литературы по данной теме;

· анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных яйцах;

· изучение необходимой литературы по технологии иконописи и лаковой

миниатюры;

· изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной

работы;

· разработка эскиза дипломной работы;

· выполнение творческой работы по эскизам;

· разработка методических материалов по проведению факультативных

занятий в учреждениях народного образования.

Новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что при выполнении

практической части использовано:

· объединение художественного и духовного начала;

· гармоничное объединение в одном произведении христианских и

языческих мотивов;

· соединение лаковой миниатюрной живописи и орнамента с фактурой дерева;

· оригинальное составление композиции всей серии;

· за основу выполнения миниатюрной живописи взята технология иконописи.

В процессе выполнения дипломной работы автором использованы следующие методы:

· изучение исторической, искусствоведческой, научно-методической,

психологической и педагогической литературы;

· изучение художественно-композиционных и технологических особенностей

создания росписи пасхальных яиц;

· изучение творческого опыта народных и ведущих мастеров;

· изучение передового опыта педагогов с детьми.

Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части раскрыты основные

исторические факторы, способствовавшие возникновению и развитию росписи

пасхальных яиц в России. Здесь же приведена характеристика основных центров

народного искусства по производству пасхальных яиц. Вторая часть включает

создание серии пасхальных яиц и их декоративного оформления. Эта глава также

содержит описание технологии изготовления росписи на деревянных пасхальных

яйцах.

В качестве методической части настоящей дипломной работы была разработана

универсальная компьютерная обучающая программа, не имеющая аналогов, на тему:

«Пасхальные яйца: Исторический экскурс». Цель программы – приобщение широкого

круга заинтересованных в духовной культуре, посредством ознакомления с

историческими аспектами и развитием росписи на пасхальных яйцах. Она

разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы и школы

искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений в качестве

индивидуального обучения. Тематическая цельность обучающей программы помогает

обеспечить прочные эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным

искусством, приобщить их к художественной культуре.

Глава I.

Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

1.1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц

“Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская пословица.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников

христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса

Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая

равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.

Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для

Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к

императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а

бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме

веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:

"Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не

может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что

белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо

стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому,

что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда

служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей

жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно

служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям,

он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось,

что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или

заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не

болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу,

чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с

зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе)

давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма прозаической.

Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры

продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева всячески старались

приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить членам семьи и гостям

как можно больше.

Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое

Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол

Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной – "не

спасительной и не спасающей нас". Но Христос воскрес, воскрес первым из

рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так

свидетельствует библейская легенда.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего?

В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах,

древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как

натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.).

При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные

страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят

легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником

происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила,

обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и

храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность

жизни и бессмертия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ

сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах" (золотое

яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца,

именуются “дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе

рождение [20, 14].

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился

этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу

согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню

и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а

все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер,

пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал

ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело

землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь,

радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега,

- иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить

яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и

благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые,

состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые

или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай

в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически

связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку

начинали день и русские помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на

завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня,

“смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш

солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XVв.) над

Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит дополнительным

атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и указывает на мир,

который покоится на христианской вере. Византийский богослов и философ Иоанн

Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо,

плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца

возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По

преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют

дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что

благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и

они как бы оживают на время. Если положить на могилу крашеное яйцо - первое

из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как

бы возвратится к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.

Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние

традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она

получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего – это

символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения

из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о

том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в

красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских

верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание

бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем

в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки

монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце

церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало

читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию,

должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!". По рукописи

"Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха,

который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится

апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое

начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала

верующим пример этого радостного дароприношения.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха

отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним

равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но

теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление

сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали яйцо

и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же

дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были

как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту

выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна,

поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее

клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь,

Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П.

Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот

день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник

Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская

весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха -

сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на

Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник

праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих

столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный

характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова.

Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением

религиозной жизни.

Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и млад и

стар", готовятся с радостию встретить "праздников праздник и торжество из

торжеств" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не

позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий

за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях

России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует

поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после

Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и

день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь

великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах,

так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через

поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и

опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг

церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводятся

костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блестят

зажженные факелы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся

толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось

духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос

церковного хора возвещает радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе,

ангелы поют на небесах". В Новгороде, после того, как, войдя крестным ходом в

северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал

корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: "Христос

воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова",

сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по

старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам

святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику;

прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца.

По выходе из алтаря сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа

по яйцу [35. 39].

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском

соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и

торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей

собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были

следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные

кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым

ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к

руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо

деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением

цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по

чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор

"христосоваться с родителями", т.е. поклониться их праху. В придворном

Благовещенском соборе он христосовался "в уста" со своим духовником и также

жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху,

т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися "для бережения" царской

семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа

духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми.

С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней

обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех

придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим

высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою

лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным:

"Христос воскрес и для вас" и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой

и т.п. и присылал яства для разговения: "лучшим по части жаркой, да им же и

достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша

из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека

же купить по хлебу да по калачу двуденежному". Более смирным и менее виновным

преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной

кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию

[35, 41].

От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим

беглый взгляд на празднование "велика дня" на Матушке-Руси. При пении тропаря

просветимся торжеством и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье

и приветствие друг друга словами "Христос Воскресе" и ответным "Воистину

Воскресе", причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от

способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". Отличие их

в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а

для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из

дерева (их называли “яйчатами"), фарфора, серебра, с украшениями из эмали,

бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции

переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением

пользуется в народе "пасхальное яйцо", полученное первым: оно обладает

способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего

года. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и

камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном

углу" – перед иконами и лампадами.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни.

Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на

Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными,

лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и

костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера

яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

С самим “христосованьем" в Малороссии соединено много суеверий, вроде,

например, того, что если на первое приветствие "Христос Воскресе" не ответить

"Воистину Воскресе", а задумать какое-либо желание, то оно непременно

исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любуется

восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и

природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют

песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д.

А старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков,

сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка

в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы лучше разглядеть,

как будет играть и веселиться красное солнышко.

В домах и хатах, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени, накрыт

уже стол, уставленный всевозможными яствами для разговения, особенным обилием

отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком,

колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего -

нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный

стол. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю духовенство ходит по домам

славить Христа. Мирские люди - парни партиями человек 10-15 с запевалою или

"починалыциком" во главе ходят по деревням с волочебными песнями,

напоминающими рождественские коляды, и распевают их под окнами, а иногда

заходят и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники

получают и жареным и вареным или даже деньгами и делят все между участниками

хора. Иногда партию волочебников сопровождает музыкант со скрипкою или дудою.

Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые составляли в

России одно из главных праздничных развлечений. У славян известно несколько

видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц – по

земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы

скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу;

когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли [1, 77].

Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней. Бесчисленное

множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения,

восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и

столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца а

в страстную пятницу дома полны запахов пекущихся куличей.

1.2. Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо

расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании

Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на

Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу.

Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи

(отваривали). Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый,

чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого

отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина

и петрушки; чёрная – из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок

квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от

способа окраски яйца называли: расписные – “писанками", крашенные –

“крашенками", деревянные – “яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора,

серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски

яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой

исполнителей.

В 1664 году "травщик" (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева

монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца.

Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту

"цветными красками разными добрыми травными образцы". Ученик известного

иконописца Сергея Рожкова Иван Петрович Маскжов расписывал точеные яйца по

двойному золоту. Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году

поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: "три блюда - на одном из

них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом - семь яиц утячьих,

писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих золоченых

сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту

разными красками". В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали

подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В 1680 году тот же Богдан Салтанов,

который писал иконы по тафте, то есть выполнял живопись по ткани с

аппликацией для иконостасов кремлевских церквей, поставил ко двору 50

крашеных яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий

Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали "разными

цветными красками" деревянные точеные яйца, сделанные "против курячьих,

утиных и голубиных". В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося

изографа Оружейной палаты Федора Зубова (будущего основоположника русской

исторической гравюры) - Иван и Алексей.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое

широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с

этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде

декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно

традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские

"писанки" и "крашенки". Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и

изменялся с течением времени. "Писанки" и "крашенки", характерные для

крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным

изменениям. Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной

характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело

ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с

экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными

Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный

процесс. В едином русле шло развитие изобразительного и декоративно-

прикладного искусства.

В 1703 году Петр Великий на берегах Невы заложил город, а с 1712 года сюда

была перенесена столица русского государства, и Петербург стал центром

экономической, политической и культурной жизни страны. Царь, постоянно

нуждаясь в художниках и ремесленниках, вызывал из московских мастерских

Оружейной палаты в Петербург самых искусных. Особенно большое число

московских мастеров (оружейников, ювелиров, граверов и других) было

отправлено из Кремля в Петербург по указу Петра I в 1711 году. К концу 20-х

годов XVIII века число мастеров Оружейной палаты сократилось почти в четыре

раза. Так постепенно центр прикладных искусств переместился из кремлевских

художественных мастерских в Петербург. Канцелярия от строений, приняв

эстафету от бывшей Московской Оружейной палаты, можно сказать, стала главой

всей художественной жизни новой столицы. Характер работы мастеров Канцелярии

от строений в XVIII веке оставался таким же, какой существовал в мастерских

Оружейной палаты, когда живописцы, помимо росписей церквей и царских палат,

занимались составлением чертежей городов, рисунков для гравирования,

расписывали знамена. По усмотрению государственных вельмож живописцев

использовали для раскраски "потешных" книг, шахматных досок, ларцов,

пасхальных яиц. А вместе с ними - решеток, шестов, труб, печей, пряничных

досок и прочих предметов быта. Обычай заказывать художникам Оружейной палаты

дорогие пасхальные яйца из дерева или кости для царского двора существовал в

России с XVII века. К сожалению, пасхальные яйца этого периода не дошли до

нашего времени. Насколько можно судить, это были, скорее всего, деревянные

яйца, позолоченные или посеребренные и расписанные мастерами-живописцами, а

также костяные резные яйца [34, 7].

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими

преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало

развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до

нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года

изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году

фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на

промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили

и формовали". Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод

выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с изображением

амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII

века и находится в Государственном Русском музее. К каждой Пасхе завод делал

пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на раздачу" при

христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное

отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца

обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые

пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х

годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные

яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым заказом к пасхальным дням,

можно по стилистическим художественным признакам.

Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на

протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным

направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века

оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с

использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов ("Сошествие во

ад", "Воскресение" и др.), религиозной символики и атрибутики. В сцене

"Сошествие во ад" Христос, окруженный патриархами и пророками, стоит, держа

Адама за правую руку, над дверьми ада, которые он только что разбил.

В 1874 году по заказу московских старообрядцев "поповского толка" братьями

Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на

пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Тюлины к тому времени

прославились расчисткой и починкой старинных икон храмов старообрядческого

Рогожского кладбища. Яйца вытачивались из дерева. Каждое из них состояло из

двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона

окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным

и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали яйца двух размеров:

десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех яиц на одной из сторон

был сюжет "Сошествие во ад Спасителя", а на другой - изображение святого,

покровительствующего тому лицу, которому предназначалось яйцо в подарок.

Всего было три яйца со Св. Александром Невским, по одному - с царем

Константином, князем Владимиром, митрополитом Алексием. Середину, где

раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом. Роспись изображений

отличается точностью деталей, древнерусской стилистикой, использованием

червонного золота, за живопись на этих пасхальных яйцах были выплачены

крупные по тем временам вознаграждения: за большие яйца - по 25 рублей, а за

малые - по 15 рублей за один раритет.

Известный иконописец О. С. Чириков из Мстеры в 1887 году выполнил серию

образцов "живописи святых и двунадесятых праздников" для росписи фарфоровых

пасхальных яиц. Яйца, исполненные по этим образцам, считаются одними из

лучших среди созданных на Императорском фарфоровом заводе. Они были и самыми

дорогостоящими - на роспись одного такого яйца живописец тратил 40 дней, и

стоило оно 75 рублей (см. приложение 1). Количество этих яиц к каждой Пасхе

для императорской семьи было строго определено: император и императрица

получали по сорок-пятьдесят яиц, великие князья - по три, а великие княгини -

по два. В росписи участвовал и московский архитектор Л. С. Каминский, который

в 1890 году расписал оборотные стороны фарфоровых яиц с "живописью святых".

Фарфоровые яйца часто были подвесными со сквозным отверстием, в которое

продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху для подвески под киотом с

иконами. Специально для этой работы нанимали "бантовщиц" из числа нуждающихся

вдов и дочерей бывших служащих завода. Довольно высокая оплата их труда

рассматривалась как пасхальная благотворительная помощь. По эскизам

Каминского декорировались самые дорогие яйца Императорского завода.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в

1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же

заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914

года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук. Большая часть

их была предназначена для христосования с низшими чинами в действующей армии

и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель императора,

государственный герб, а также орден святого Георгия (Георгиевский крест),

отчего такое яйцо становилось своего рода знаком отличия и приобретало

наградной характер (см. приложение 2). Кроме того, в России появлялись тысячи

пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и

народные умельцы.

При Александре III и Николае II на заводе к каждой Пасхе выпускалось по 100,

а позже по 200 яиц “с вензелевым изображением их императорских величеств

государя императора и государыни императрицы". Техническому совершенству этих

изделий, предназначенных для официальных подарков, уделялось особое внимание

(см. приложение 3).

Сами государи подчас выступали в роли своеобразных контролеров: так,

Александр III рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но и

орнаментами, любил цельные стеклянные изделия с гравированным узором.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике

Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи.

Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на

пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов

лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце

XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских,

образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха,

Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

В письмах из России, относящихся к началу XIX века, сестры ирландки Бильмот,

гостившие у знаменитой просветительницы Е. Р. Дашковой, рассказывали, что на

Пасху по окончании субботней службы все стали дарить друг другу пасхальные

яйца - расписные, резные, крашенные в различные цвета. Сестры отмечают, что

подарки в этот день обязательны, и в качестве "яйца" княгиня Е. Р. Дашкова

подарила одной из них два бриллианта. При подношении дара, писали сестры

Бильмот, говорят: "Христос Воскресе!" На это отвечают: "Воистину Воскресе".

Произнося эти слова, продолжают сестры, даже крестьянин имеет право

поцеловать руку любому важному лицу (хоть самому императору), и отказать

никому нельзя. Из этого свидетельства видно, что в роли "пасхального яйца"

могли выступать и другие подарки, а именно - драгоценности.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался

Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством

декоративного пасхального яйца, так называемого “пасхального сюрприза" –

подарочного изделия со скрытым секретом.

Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла

Фаберже – Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же

исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось

покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех – в

сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения

этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56

"пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской семьи. Это были

подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Федоровне и Александре

Федоровне.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких

золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо,

также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие

различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными

механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание

каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных

футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные

золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов

царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в

движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют,

размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются,

а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая

очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные

мелодии.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено

мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886

году становится главным мастером фирмы Фаберже. Именно он в 1891 году

выполнил яйцо с моделью крейсера "Память Азова" (см. приложение 4.). Сочетая

зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями бриллиантов,

мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла.

Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом футляра на голубой

аквамариновой пластине застыла великолепная из золота и платины модель

крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный капитанский

мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов.

Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже

возродила технологию четырехцветного золота, или "кватра колор", то есть

желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во Франции

с XVIII века, а затем на долго забыта. Мастерам фирмы часто удавалось достичь

сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения

других отделочных материалов. Соединив матовое и полированное золото, а также

используя цветное, Михаил Перхин добился прихотливой игры на поверхности

корпуса "Часов с букетом лилий" (см. приложение 5.).

Не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы самым эффективным

средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они

вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире

не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков,

как фирма Фаберже.

Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника

"оконной", или "витражной" эмали.

"Ювелирным капризом" называют одно из самых изысканных произведений Михаила

Перхина "Листья клевера" (см. приложение 6.). Сотканный из тончайших золотых

нитей объем представляет собой буйное переплетение стеблей и листьев клевера,

большая часть которых залита прозрачной, изумрудного цвета эмалью. Невозможно

представить, как удалось мастеру равномерно разместить и удержать на

поверхности горячую эмалевую массу.

Интересны детские профильные портреты, выполненные в технике эмали в цвете

нежно-коричневой сепии. Они даны на золотой пластине, залитой эмалью розового

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.