РУБРИКИ

: Культура древних цивилизаций

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Культура древних цивилизаций

: Культура древних цивилизаций

5.Египет. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в

4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее,

Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования

рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот.

сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы

и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства

хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата

правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на

соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая

размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание

уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на

дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот.

не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры:

146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было

последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев.

Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших

достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной

мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в

долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию

изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция

исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах

своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система

древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно

было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее

главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь

фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед

творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное

бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить

о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами.

Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых»,

построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить

собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в

небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов.

Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении

времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных

затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла

практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в

арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре.

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров

словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести,

любовная лирика и даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется

религиозная драма и светский театр. Бурное развитие ис-ва в древнеегипетском

общ-ве привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и

ф-фских размышлений. Именно здесь впервые в истории мир. к-ры возник гуманизм.

К-рное наследство Др. Е. сыграло свою истор. роль в становлении и развитии мир.

к-ры.

6.К-ра Др. Индии. Ранняя инд. цивилизация была создана древ. местным

населением Сев. Индии в 3в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро ( теперь

Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср. Азии. Жители

этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов

небольших форм (статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением была система

водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р. Создали

они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой

особенностью к-ры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков

расположение улиц древ. инд. мест не изменялось, а новые дома строились на

местах старых. Характерной чертой к-ры Индии является то, что мы встречаемся с

многочисленными религиями, кот. взаимодействуют между собой. Среди них

выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и

ислам. Настоящего расцвета древнеинд. к-ра достигла в эпоху «Ригведи» -

большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных

обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так

наз. «великого переселения народов». В это же время образовался брахманизм как

своеобр. синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего

местного доарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал складываться

инд. феномен - кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы

морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн. «варны»: жрецы,

воины, простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана целая система

регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим законным

считался брак лишь в пределах одной варны. Рез-том таких отношений между людьми

стало следующее разделение варн на еще большее кол-во мелких каст. Формирование

каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и

этнических групп в единой системе к-ры древнеинд. общ-ва, где образовалась

очень сложная соц. структура. Олимп индуизму символизирует троица Брахма, Вишну

и Шива, кот. представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения.

Своеобр. реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступало против

неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни

человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих

религиозных взглядов. Прежде всего мусульм. племена владели военной тех-гией и

сильной полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию

«сгруппированного братства», кот. объединяло узами глубокого уважения всех,

принявших эту веру. Вся инд. лит-ра, как религиозная, так и светская, наполнена

намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В

средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз

бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах.

В к-ре Др. Индии тесно связаны оригинальность к-рных направлений и ф-фкая

мысль. Ф-фские взгляды, кот. разделяли религиозное разделение света, вкл. в

брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все ф-фские взгляды играли важную роль

не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-фии и науке. С ними тесно связаны

достижения разных отраслей древнеинд. науки - мат-ки, астрономии, медицины и

природоведения. Известно, что инд. ученые еще в далеком прошлом опередили

некот. открытия, сделанные европ. учеными только в эпоху Возрождения или в

нынешнее время. Худ-ная к-ра древнеинд. общ-ва неразрывно связана с

традиционными для нее религиозными и ф-фскими системами. Идеи, хар-рные для

религиозных верований древ. индийцев, вдохновляли тв-во в ар-ре, к-ре и

живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды,

Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами.

Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески

пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот.

объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных

деталях этих памятников ис-ва ощущается и влияние ис-ва и др. древ. вост.

цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по

кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил к-рный обмен. В этом

процессе Индия сыграла к-рную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на

др. древ. страны.

7.К-ра Др. Китая. Наиболее древ. периодом китайской цивилизации

считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в долине реки

Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии

царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу.

Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была

открыта идеографическая письменность , кот. путем долгого усовершенствования

превратилась в иероглифическую коллеграфию , а также был составлен в основных

чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в

мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были

изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и

книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и

стремена .Также был изобретены механич. часы и произошли технич.

усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским

достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для

обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и

тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами , составили

одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было

аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические

вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов,

поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных

расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их

инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов,

направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений

воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились

грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих

рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить

хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и

описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной

энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система

«ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны

«кунг-фу». Своеобразность духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена

феноменом, известным в мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные

стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе

культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных

предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с

людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное

место в китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение

ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство

сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании

полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в

сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей

доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими

наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как

легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием хар-рных

для древ. китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит.

взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем

поэтическом сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась

продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ.

гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским

прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в

Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились

в своеобр. китайском ис-ве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции.

Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое

произошло и с ар-рой храмов. Значительную роль в китайской к-ре сыграл и

даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных

контактах К. с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась

не только торговля, но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на

китайскую к-ру.

9.Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы,

общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов,

основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от древнего

поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления человека,

представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей.

Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях - детях

богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на

основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу

литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним

из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера «Илиада» и

«Одиссея», возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На

о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в.

до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(

применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм),

ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(

утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В

скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки

пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать

движение. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в

результате кот. были установлены правила пропорционального соотношения его

частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор

Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ

человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала

чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в

совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они

ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм

греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в.

господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком

изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры

остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия .

Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры

выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия»

(«песнь козлов»). Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических

жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать

свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Скульпторы в основном

изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и

Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи

Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный

представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера

«Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче

индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр.

живописи, перехода к объемному изображению. Греческий агон - борьба, состязание

олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением

античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад

теряются в древности, но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые

записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического

периода олимпийских игр. Место олимпийских празднеств была священная роща

Альтис. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная

Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной роще заключались

торговые сделки, поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники

и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры.

Государство имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства

городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий -

мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики,

гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл.

скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа

(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская

школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в

развитии культуры Др. Греции.

8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются

большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших

приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В

7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается

Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество

кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем

образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня.

Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных

направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается

простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода:

Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место

занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным

построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр.

известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на

желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает

краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон

черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира

есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову

также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь.

Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его

ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой

пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых

соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая

линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской

школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча,

торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей

к-ры.

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение

гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в

козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь

козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный

Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно

высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских

проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места

человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира.

Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит,

разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является

мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь

к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил

теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам

государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы.

Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу,

гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина,

география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь

Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в

основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий,

Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были

статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный

представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера

«Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче

индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр.

живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность.

Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В

греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии,

ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом

периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь

Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства

городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий -

мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики,

гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл.

скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа

(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская

школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в

развитии культуры Др. Греции.

20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине -

самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции

чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа -

фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке

бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало

чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-скую жизнь.

Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это

бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках

этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет чисто природное

происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные

влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - влечение к смерти, т.е.

влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва,

все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется

принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда

неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает «хитрость бессознательного»,

способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные

решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра

могут подчинять «Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит

в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ

Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения

«Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом

к-ра по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком.

К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью

его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки.

Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2

противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. Если к-ра

требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или

невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь более безопасной,

блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье

чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между

сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало

огромное влияние на развитие науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные

образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с

символами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, что

большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти

достаточно сложные к-рные символы. Эти символические образы не пришли из вне и

не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим

для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу

кол-вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по

наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить

в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить

«демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно

безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. к-ра должна

измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако

вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его

архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и чел-кого

бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала как

осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна

из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей

этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая

универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности,

кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру

на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные формы.

Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды

посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить

предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть

деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному

проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят

содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игры предпринял

испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой к-ры,

захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную

«живую» к-ру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу

внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-ры, данная испанским ф-фом, созвучна

критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителей составляют

спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой

к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску

массовой к-ры.

14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более

тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем.

выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные

европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на

территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования,

создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств,

графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были

вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или королям.

Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в

Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие

при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те

знания, кот. требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское

богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для

усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа

начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в.

сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос.

структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали

господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила

быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты варварства, в

городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима и варварских

племен возникло романское, а затем готическое иск-во, развивались театр, музыка

скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили возможность с трудами античных

греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась

ф-фская система средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой

хар-рно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и

знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3)

Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его

был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила развитие

к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля,

возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва,

особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В Зап. Европе

происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая символика нашла свое

отражение в ар-ре и христианской литургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала

символика числа. В религиозных обрядах используются эл-ты театра. В 10в.

появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального

типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они

достигли в романских странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере

впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и

замках складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В них

воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были

трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось

в эпоса средневековья.

15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским

худ. стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза

остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский

стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с

византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами

др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество локальных стилей,

получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста, исключение - здания в

Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был продолжением

раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или многоугольными соборными

церквями - собор Сан Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла,

построенная Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, в наст. Время Аахен, Германия.

Одним из творений каролингских ар-ров стал вестворк, многоэтажный входной

фасад. Конструировались также здания в монастырском стиле. Монастырские

комплексы представлены в Сент-Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в

Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-ров была разработка зданий с каменными

вольтами. Гл. причиной для их разработки была необходимость замены легко

воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Скульптура

. Большинство скульптур было интегрировано в церковную ар-ру и служило как

структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских

соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах,

а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это

украшение ар-рных памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и

украшение стен с изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика

также как и живопись была в основном византийским приемом и широко

использовалась в оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка ,

Венеция и сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки

достигли высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской

школы иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров

в заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами

людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И

Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса, Беаты.

Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для создания

церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого

периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебренные

предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по металлу были

Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и

франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером романского

текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз. «Гобелен из Байя».

Готика. Романский стиль по мере развития общества постепенно переходит в

новый - готический. Готическое ис-во возникло во Франции. Основным

представителем и выразителем готического периода была ар-ра. Огромное число

памятников готики были светскими, хотя готический стиль обслуживал прежде всего

церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-ры, способствовала ее

полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического стиля есть ребристые

своды, которые включали в себя стройные каменные арки и позволили решить многие

ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и универсальными и могли

располагаться диагонально, поперек и продольно. С приходом свода изменилась

конструкция, форма, планировка и интерьеры соборов. Первым был собор Парижской

богоматери. В 1194г. был заложен собор в Шартре, что считается началом периода

высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные

перегородки - характерная черта ар-ры поздней готики, были изобретением первого

ар-ра реймского собора. Скульптура. Изображались в кач-ве украшений

фигуры из камня, олицетворявшие догматы и верования католической церкви.

Скульптура по своему хар-ру была преимущественно ар-рной. С 1180г. романская

стилизация начинает переходить в новую, когда статуя начинает переходить в

ощущение грации, извилистости и свободы движения (серия скульптур Шартрского

собора). В своем развитии скульптура готики сопровождалась появлением

натурализма.

16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального

к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,

междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.

астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха

великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2

богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В

утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма.

Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский

индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком

смысле - система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком -

прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на

утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение,

захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов,

проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков,

оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для

поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-сты

вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к

авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности

чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка

предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу. Г-зм

как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира. Утверждается

новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте

Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-ф и поэт, кот.

считают основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое

движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо

Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О

наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль в

утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния

убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он сам

управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли внимание

изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали

всю средневековую схоластику. Схоластической системе образования они

противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически,

формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма

глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.

Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных

отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю

семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и

развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в

соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями,

побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о

последствиях.

28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных на­правлений (сюрреализм,

футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абст­ракционизм, и т.д.) эта

худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей твор­ческих исканий

творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2)

м-ду мир. войнами- усиление М. тече­ний в иск-ве; 3) после 2-й мир. -

активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созда­нием

нов. форм, противо­поставленных гармониче­ским формам клас. иск-ва, а так же

акцентировали вни­мание на субъективности м-кого миропонимания. Пер­вые м-сты

были привер­женцами дух. революции. внутри М. направления был принцип

историзма. М-сты отрицают духовно-нравст­венные «абсолюты».Они пытаются

возродить мифо­творческий метод. Идеи мистической «соборности» и

«мифотворчества» отра­зились в символизм. Сим­волисты отвергали

тради­ции клас. поэзии и строили свой « новый» язык на ос­нове древ. архаичных

обра­зов, стремились выразить объективное косвенным пу­тем. Представители

:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской по­эзии

стали на путь полного разрыва с поэтической тра­дицией, бунта против при­вычных

норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал непосредствен­ные

эпические впечатления, соединение метафор и обра­зов, логически мало

связан­ных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в Америке и Англии.

Футу­ризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья,

добра-«слабостями», провозгла­шая критериями прекрас­ного «энергию», «силу»

,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм

(выра­жение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости

изломанных линий, заме­щающих реальное многооб­разие деталей и красок нервной

дисгармонии, не­естественностью пропор­ций. Значительное влияние на

экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии.

Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка и др. М-ская проза

-австриец Франц Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и

обреченному страдать. Его произведения: «Процесс», «Замок»,

«Америка»представляют мир , где чел-к подвластен священным, но недоступ­ным

пониманию закона. На представления Кафки по­хожи работы экзистенциа­листов, но

они пытаются сделать обязательной кон­цепцию чел-ка, кот. сам оп­ределяет свои

нормы пове­дения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю,

Малеро, Гол­динг. Живопись м-стов строится «от обратного», совершая путь

противопо­ложный канонам худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран.

художни­ков, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был Пабло

Пикассо с его картиной «Авенские де­вицы» нач. история ку­бизма. Отличием

кубизма стало создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как

направление м-ской живописи побуждал к по­иску нового, неведомого. Основатель -

В. Кандин­ский, считал, что он помо­жет прорваться внутрь сквозь внешнее. К.

Мале­вич- ведущий представи­тель абстр.(картина «Черный квадрат на белом фоне»

). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреа­лизм. Представители: Миро,

Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во

апока­липтично. Гармония разру­шилась ,смешалась в беспо­рядке. Идеи

трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Про­тивоположность

этой кон­цепции театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя

эпического те­атра. В 20 годы развивается кино. Значительными явл. эксперименты

рус. киноре­жиссера С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла

языком жес­тов. Авангардизм. Углуб­ление к-рного кризиса при­вело к

появлению новых форм авангардизма во 2 по­ловине 20 в., кот. определя­лись как

антииск-во. Ус­ловно их можно объединить в понятие «концептуальное иск-во»,

кот. рассматрива­ется как способ демонстра­ции понятий, употребляю­щихся в

разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт,

ленд- арт , пефор­менс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказы­вается

от правил худ. ло­гики.

17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,

3)Высокое В. Первым, кто сформулиро­вал понятие В. был Джорджо Ва­зари

(«Жизнеописание зна­менитых живописцев, вая­телей и зодчих»). Первые признаки В.

начинают про­являться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ и Джотто

. Они отбросили Ви­зантийские приемы и воз­вратились к античным тра­дициям.

Предпосылкой к возникновению Р. было вы­годное геог. положение Италии. В

иск-ве Р. чел-к стал реальной и независи­мой ценностью. В архитек­туре это

проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей

этажа. Про­торенессанс- это подго­товка к В. ,он был тесно связан со

средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля счи­тают

Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы визан­тийского канона и

предо­пределить новые живопис­ные формы. Проторенессанс связывают с именем

Джотто ди Бонде, кот. пре­допределил путь развития Р.: динамику,

драматич­ность повествования, пере­ход от плоскостных изо­бражений к объемным и

рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной

трактовке пластической фи­гуры. Гл. центром итл. Про­тоР. была Флоренция.

Хар-рные черты мировосприя­тия этого времени присущи лит-ре, особенно в

работах поэта гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная

комедия»). Широкое признание полу­чает творчество Ф. Пет­рарки,

считающегося пер­вым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Значитель­ный вклад

сделал писатель гуманист Джовани Бок­каччо, развивавший итл. лит-рный

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.