РУБРИКИ

: Культура древних цивилизаций

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Культура древних цивилизаций

язык на основе народного(«Декамерон»). Раннее В.15в. На 1 план

выдвигается ярко выражен­ная чел-кая личность. Жи­вопись и скульптура

отде­ляются от ар-уры. Живо­пись этого периода произ­водит скульптурное

впечат­ление. Мастера Р.В. стреми­лись восстановить предмет­ность мира ,

подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в. открывают за­коны

перспективы, строят многофигурные компози­ции, но они используют

только линейную компози­цию. Основатели. Р В. :Мазаччо, Донателло,

Бру­неллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеа­лизация чел-ка.

Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в переломе от

го­тики к Р. сыграли теорети­ческие исследования Бру­неллески.

Донателло впер­вые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал

индивидуаль­ный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор ран­него В. он

использовал светло теневое моделирова­ние и разработал новые перспективы.

Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого

и писателя. Он был архитектором- теорети­ком. Важное значение в ут­верждении В.

имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество Альберти

сви­детельство возникновения структурно математических построений. В.В.-

золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В. представлены

рабо­тами Помпонацци, кот. раз­вивал учение о связи мыш­ления с

чувственным вос­приятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к передаче

внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы

светотени. Иск-во ВВ отличается масштабно­стью, выделяется тенденция к синтезу

и обобщениям. В произведениях худ-ков ос­новное место занимает об­раз

идеального прекрасного чел-ка, совершенного физи­чески и духовно. Иск-во

В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Мике­ланджело де Буанарроти,

Рафаэль Санти. Основате­лем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его работы

отли­чает универсальность. Большое внимание он уде­ляет понятию гармонии. Наиб.

известными работами Леонардо: «Мадонна в ска­лах», «Мона Лиза», «Тайная

вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл. Р. был Санти

, творчество кот. ос­тавило глубокий след в иск-ве. Иск-во Рафаэля более всего

выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа- «Сикстинские ма­донны».

Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де Буанар­роти. Для

тв-ва Микеланд­жело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был по­толок

Сикстинской ка­пеллы.

24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии».

Под Пр. по­нимают прогрессивное идейное течение эпохи ста­новления капитализма,

свя­занное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было

стремление его представи­телей к перестройке всех общ-ных отношений на ос­нове

разума, равенства и др. принципов, кот., по их мне­нию, берут начало из

«природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.

Измене­ния в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. по­влияли на духов. мир

лю­дей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла

лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но

нали­чие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и

классицизм, воз­никает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре

был классицизм - на­следование ар-ры древних Греции и Рима. Широко

ис­пользовался в Англии. Из­вестным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было

по­строено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св.

Павла, кот. считается ше­девром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью

разви­тия ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и

гражданского назна­чений, распространяется «галантный» стиль во

внут­ренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо

свет­ской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получив­ший наиб.

совершенное во­площение в обл. приклад­ного иск-ва. Ар-ра и живо­пись

рококо ориентирова­лись на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет

созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвра­щается

к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского

правления. Строения созда­вались в четких пропор­циях, как во времена

импер-ского Рима, всюду встреча­лась военная атрибутика. Все это подчеркивало

мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в импе­рии Наполеона 1 наз.

ам­пир (империя). Шедевр франц. классицизма - Пло­щадь Свободы в Париже(

Габриэль). Зримым вопло­щением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады

и парки. В них конст­руировался утопический мир, альтернативный сущ-щему,

отвечавший пред­ставлениям времени об эти­ческих идеалах, счастливой жизни,

гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточно­сти

чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные га­лереи,

музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам -

любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки

воздвигающейся ве­ками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во

создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком

впервые открылась возможность свободы на­блюдения и тв-тва. Осо­бенно

модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и

кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр.

использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи

совершенно иное содержание. Класси­цизм означал подчинение чел-ка

общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному

усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и

в классицизме идет тема возвеличивания импер-ров и знати, а новый романтизм

акцентировал внимание на народе. Представитель ро­мантизма Ф. Гойя

. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вы­теснения

религиозных на­чал иск-ва светским, отра­жающая повседневность наблюдения

худ-ка за ре­альной жизнью людей, она получает широкое распро­странение и

стремится за­нять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж

на­строения»(Ватто, Гейнс­боро, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное

в эскизе устанавливает непо­средственную связь между зрителями и худ-ком:

рису­нок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков

усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место,

где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами

ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в ие­рархии духовных ценностей

занимает музыка, пора­жающая чел-ка масштабно­стью и глубиной анализа самых

затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние

барокко и класси­цизм. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта

. Основоположни­ком классицизма во фран­цузской музыке был Люлли. Во Франции и

Италии дос­тигает расцвета опера, в Германии и Австрии - ора­тория и месса( в

церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет,

народное пе­сенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров

опер­ного иск-ва явл. опера Мо­царта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является

важ­нейшим поворотным пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим

прак­тически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными

направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в.

имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно ра­ционалистическое. В тв-тве

классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплоща­лись идеи о необходимости

подчинения индивидуаль­ных интересов интересам страны, об-ва, полит. и

ре­лигиозного движения. По­эты нового классицизма - Гете («Римские

элегии», «Эгмонт») и Шил­лер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В

этих произведениях ощуща­ется ориентация на высокие идеалы античности,

рацио­налистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой.

Возвыше­ние классицизма было кратковременным, он по­степенно переходил в

офи­циальное искусство, кото­рое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в

классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление -

романтизм. романтикам было присуще чувство радикального об­новления мира,

участие че­ловека в тайном богатстве и безграничных возможно­стях мирового

бытия. Энту­зиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из

характерных черт романтического миро­восприятия. Романтики мечтали о разрешении

про­блемы мирового противо­речия бытия. Различие м-ду идеалом и

действительно­стью ярко выражено в ро­мантизме. Представители: Лермонтов,

Байрон, Эдгар Алан По. Романтики откры­вают глубину дух-ного мира человека.

Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к

про­блеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность раз­ных исторических

эпох. Появился жанр историче­ского роман(произведения Джеймса Фенимора Купера,

Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания запад­ноевропейских романтиков были

история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом

напоминает куль­туру барокко. Романтики обращали внимание на на­родное тв-во,

использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным пес­ням, балладам, эпосу(

сказки Г.Х. Андерсена, со­наты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в

романтизме. Крити­ческое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление

усовершенство­вать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько

углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистиче­ское

осмысление действи­тельности с целью поисков практических путей ее из­менения.

Постепенно заро­ждается реализм. Он по­степенно завоевывает ос­новные

позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, те­атре, музыке. Реализм как

направление к-ры представ­ляет собой объективное изображение человеческих

хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критиче­скую ф-цию относительно

сущ-щих общ-ных поряд­ков. В 40-х гг. появляется направление критического

реализма. Литературным жанром критического реа­лизма становится роман, который

дает возможность раскрыть широкую пано­раму общ-ной жизни, про­следить

психологию героев в разных жизненных ситуа­циях. Становление реа­лизма

осущ-лось посте­пенно. Сначала реализм был тесно связан с роман­тизмом

(«Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, ро­маны Диккенса).

Вместе с этим типичные романтиче­ские мотивы все больше пе­реходили в

реалистиче­ские(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании

реалистиче­ского мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне

научной револю­ции расширяется позити­визм, который становится одним из ведущих

направ­лений ф-фской мысли. Воз­никновение позитивизма связано с тв-вом Огюста

Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Си­мона о 3 стадиях

интеллек­туальной революции чело­вечества. Другой лидер по­зитивизма англ. ф-ф

и со­циолог Г. Спенсер. Основ­ным законом соц-го разви­тия он считал закон

выжи­вания наиболее приспособ­ленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную

роль в становлении культуры 19в.

25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии».

Под Пр. по­нимают прогрессивное идейное течение эпохи ста­новления капитализма,

свя­занное с борьбой против феодальных порядков. Осо­бое место в этой

историче­ской эпохе отразилось в по­лученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха

Пр.». Рас­пространение идеалов про­тестантизма, бурное разви­тие

естествознания, нарас­тание интересов к научным и ф-фским знаниям за пре­делами

лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы вре­мени. 18 в.

громко заявляет о себе выдвигая новое по­нимание основных доми­нант чел-кого

бытия: отно­шение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое по­нимание самого

человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представи­телей к перестройке

всех общ-ных отношений на ос­нове разума, равенства и др. принципов, кот., по

их мне­нию, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей

к-ры 18в. стал разум. Предпи­сывая все св-ва чел-кой на­туры воздействию

окру­жающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к

размышле­нию о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели

и вселенского счастья. Изме­нения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр.

по­влияли на духов. мир лю­дей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом

процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее

ф-фии, лит-ре, иск-ве но­вые веяния проявляются с особой силой. Француз­скому

образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Анг­лия признает

авторитет французской культуры. Эпоха Пр. является важ­нейшим поворотным

пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим прак­тически на все сферы

соц.-полит. и к-рной жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот.

пе­реплетались: сохраняются барокко и классицизм, воз­никает рококо, ампир.

Ос­новным направлением в ар-ре был классицизм - насле­дование

ар-ры древних Греции и Рима. Широко ис­пользовался в Англии. Из­вестным ар-ром

был К. Рен, под его рук-ством было по­строено огромное кол-тво сооружений,

великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается ше­девром мир.

ар-ры. Распро­страняется «галантный» стиль во внутренней и внешней

отделке дворцов, замков, церквей. Порожде­нием сугубо светской к-ры эпохи Пр.

стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное вопло­щение в обл.

прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание

комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц.

революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль

особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения созда­вались в

четких пропор­циях, как во времена импер-ского Рима, всюду встреча­лась военная

атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в

импе­рии Наполеона 1 наз. ам­пир (империя). Шедевр франц. классицизма -

Пло­щадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым вопло­щением «лучших миров» для

людей эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась

возможность свободы на­блюдения и тв-тва. Осо­бенно модной была «

галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты

выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые

стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное

содержание. Класси­цизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе.

Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению

индивидуального личностного начала. Пред­ставитель романтизма Ф.

Гойя. Классицизм также оказал влияние на развитие музыки эпохи Пр. Верши­ной

муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Ос­новоположником

класси­цизма во французской му­зыке был Люлли. Эпоха Пр. является важнейшим

пово­ротным пунктом в духов­ном развитии Европы, по­влиявшим практически на все

сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -

К.Р. с усилением соц-ного развития язычество пере­стает выполнять свою

ос­новную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода

хри­стианства зарождается письменность, складыва­утся моральные и правовые

нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными

скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности дос­тигли

ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожире­лья). Популярной было му­зыка,

особенно тв-во скомо­рохов. К 12-13вв. древне­русская культура достигла своего

высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В

К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор.

произведением и вы­дающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть

временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастни­ками создания

общеевро­пейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи

в раз­витии материальной и ду­ховной культуры предшест­вующего периода.

Выдаю­щееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала

храмового строительства. После при­нятия христианства по зака­зам гос-ва,

князей в городах начинается каменное строи­тельство. Русь оставила нам

величественные памятники древнего зодчества: Бого­родицу Десятинную, Со­фийские

соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золо­тые ворота в Киеве, Влади­мире.

Принципы строитель­ства храмов были заимст­вованы из Византии. Храм являл собой

как бы умень­шенное отображение миро­устройства. Внимание к сводчатым аркам

определи­лось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все

цен­тральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность

зодче­ства К.Р. проявлялось, с од­ной стороны, в следовании византийским

традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск

самостоятельных пу­тей в ар-ре. Так, в 1 камен­ной церкви - Десятичной -

наметились такие нехарак­терные для Византии черты, как многокупольность,

пи­рамидальность - это чисто русское наследие деревян­ного зодчества,

перенесен­ного на камень. Внутри храмы украшались фре­сками и мозаикой.

Необхо­димым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки,

они перенимали лишь тех­нику, интересовались сти­лем. Уже в 12в. русские

иконописцы создают ори­гинальные худ-ные компо­зиции, неизвестные в Ви­зантии.

Самой почитаемой на Руси иконой было изо­бражение Богоматери с младенцем на

руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. насле­дие К.Р.

сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Воз­никали

местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искус­ства

получили самостоя­тельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация

Киевского периода по своим типологическим чер­там мало чем отличалась от

раннефеодальных цивили­заций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии

материального производства, городской хар-р культуры, единообра­зие многих

ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христиан­ства и тесные

эк-ские, по­лит., к-рные связи с Визан­тией, определили стилевую специфику

цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культур­ным,

ценностно-ориентаци­онным чертам можно рас­сматривать как «дочернюю» зону

визан­тийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и

жизне­деятельности она была ско­рее ближе к Центр. Европе.

23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с

зарождением и становле­нием буржуазных эк-ских отношений обусловили ос­новные

доминанты куль­туры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в

полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распростране­ние идеалов

протестан­тизма, бурное развитие ес­тествознания, нарастание интересов к

научным и ф-фским знаниям за преде­лами лабораторий - это лишь некоторые

наиболее значимые приметы вре­мени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое

по­нимание основных доми­нант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву,

гос-ву, др. людям и новое понимание самого чело­века. Эпоха Пр. по праву может

быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в

возможность изменять человека к луч­шему, «рационально» пре­образовывая полит.

и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздей­ствию окружающих

обстоя­тельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких

ус­ловия сущ-ния, кот. способ­ствовали торжеству добро­детели и вселенского

сча­стья. Никогда ранее евро­пейская культура не рожала такого кол-ва романов,

трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления.

Даже в самых прагматиче­ских сочинениях того вре­мени проглядывают черты

утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства ис­пользовался

для сокруши­тельной критики сущ-щего порядка вещей. в 18в. Франция становится

геге­моном духовной жизни Ев­ропы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния

прояв­ляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,

Германии, Польше, России, даже Англия признает ав­торитет французской

куль­туры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия,

обращаясь к чисто человеческому со­держания культуры. Иск-во 18в. стремиться

отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной

жиз­нью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь,

ин­тимные чувства и эмоции противопоставляется хо­лодной официальности,

фальшивой торжественно­сти и претенциозной воз­вышенности. Для мыслите­лей

эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали

ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность

ес­тественнонаучными и ма­тем-скими исследованиями - с постоянным участием в

общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным

пунктом в духовном разви­тии Европы, повлиявшим практически на все сферы

соц.-полит. и к-рной жизни.

21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в

конце 19в. Это направление западноевро­пейской культуры, которое сформировалось

после кри­зиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме,

отражает мир в изменчивости и движе­нии. 17в.переходит от клас­сического

восприятия к преимущественно живо­писному, от аспекта устой­чивости пребывания

к ас­пекту подвижности, проте­кания во времени. Для ба­рокко присущ худ- стиль,

который характеризуется аффектной динамикой, па­тетикой, ему присуща

теат­ральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности,

ши­рокое использование анти­тез, гипербол, сложных ме­тафор, стремление к

экзо­тике, к невиданному и не­обычному. Эстетика ба­рокко утверждала мета­форы.

Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное

ис­кусство. Широко распро­странено в Италии, Испа­нии, Германии, Фландрии. Рим

более всего город ба­рокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад,

ори­ентированный на живопис­ную связь с внешним окру­жением (деление на ярусы,

полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечат­ление перетекаемости,

гус­тоты форм. В сооружениях стиля присутствует не­обычная сложность, в пла­нах

преобладают кривые линии, стены зданий выги­баются, из них как будто вырастают

карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая

пышность и богатство дополняются скульптурой, главным обра­зом аллегорическими

груп­пами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Пер­спектива, анатомия и

ра­курсы перестали быть про­блемой для худ-в барокко. Наиболее используемый

эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Вы­дающийся скульптор и ар-р

барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед собором Св. Петра), сделавший первую

попытку изобразить дина­мику в статике. Еще одним представителем барокко был

Караваджо, который был не принят католиче­ской церковью, а признан

аристократией. Возникает целое направление в иск-ве караваджизм, повлиявшее на

18-19вв. Характерной чертой барокко были фон­таны. Одновременно раз­растается

садовое искус­ство, вокруг домов разби­ваются сады. Много образ­цов барокковой

ар-ры со­хранилось во Львове. Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и

доминиканский костел (Ян де Витте), коро­левский арсенал (Павл Гродзицкий).

Формирова­ние и распространение культуры барокко ознаме­новалось утверждением

взглядов на жизнь как драму. Если жизнь пред­ставляется драмой, то надо

приукрасить каждое ее мгновение, сделать ее не только духовной, но и

чув­ственно насыщенной, по­этому трагизм мировос­приятия барокко ограни­ченно

переплетался с гедо­низмом.

22.В 17 в. происходит ми­ровоззренческая револю­ция, рушится традиционная

картина вселенной. Вели­кий итл. физик механик и астроном Галилей

сконст­руировал зрительную трубу и с ее помощью увидел но­вую огромную

вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.

форму­лах, открыл 3 закона дви­жения планет, кот. полу­чили наз. законов

Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл англ.

ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схола­стике новые, метод

науч­ного познания, кот. базиру­ется на рациональном ана­лизе опытных данных.

Са­мым гл. общекультурным наследием научной ре­вол.17 в. - изменение

схола­стического миропознания на опытное и мат-ское. Уг­лубились различия м-ду

наукой и религией. Одно­временно религия остава­лась гл. дух. регулятором

массовой традиционной на­родной к-ры и науки. На­ступает развитие и подъем худ.

к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и Сервантеса,

представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка, Пьер Кальнель и

Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе принадлежит живо­писцу

Караваджо, кот. счи­тается одним из основате­лем реалистического на­правлением

в европейском худ-ве. Караванджизмом восхищались Рубенс, Вела­скес, Рембрандт.

В тогдаш­ней Итл. бурно развивается скульптура и ар-ра. Общая картина развитие

иск-ва от­личается большой сложно­стью. В иск-ве сосущест­вуют бунтарный разрыв

Караваджо с традициями во имя утверждения жизнен­ного, иногда грубого реа­лизма

и рационально-мис­тическое иск-во Бернини, необыкновенная чувствен­ность

образов Рубенса и слож. этическая проблема­тика Пуссена, трагизм Рем­брандта и

многозначитель­ность Веласкеса. Новые ис­кания в худ-ве красочно во­плотили в

своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Ни­дерланды распались на Фландрию и

Нидерланды. Фламандское иск-во жизне­радостно. Фламандское иск-во - это прежде

всего про­изведения Рубенса. В его творчестве слились в еди­ное целое худ.

традиции се­вера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы: « Союз

Земли и Воды », «Персей и Андро­меда», «Аллегория мира». Он использовал

мифологи­ческие сюжеты для изо­бражения сильных и пре­красных людей, кот. была

свойственна духовное мо­гущество. Рубенс владел высокой к-рой и широкими

знаниями. Он привил ба­рокко относительную воль­ность нравов,

простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Твор­чество Ван

Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей

гениальности. В иск-ве Голландии устано­вилась классификация жан­ров: бытовая

(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрморт­ный жанры.

Представите­лем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс рамки

как прием), Тербарх. Искус­ство Голландии представ­лено работами Рембрандта.

Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением людей ,

глу­боком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в живопись новые

приемы- сочетание красочных цветовых отбле­сков и широких теней, све­тотень у

Рембрандта - это сияние во мраке. Тень соз­дает впечатление не только

пространственной глубины, но и глубины временной. Его шедевры: «Возвращение

блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его творче­ство было признано

только после его смерти. В Испа­нии сущ-ет школа каравад­жистов. Ар-ра

представляет собой сочетание готики с чертами готического иск-ва. Появляется

стиль платере­ска (ювелирный стиль) - за­имствование арабского иск-ва.

Испанская к-ра пред­ставлена тв-вом великого испанца Диего Веласкеса

(«Именины»), придворного живописца испанского мо­нарха. Рембрандт помещает

фигуры в световоздушную среду, от чего очертания объемов, реальность пред­стает

такой, какой она явля­ется глазу. Мировоззренче­ские и моральные разногла­сия

эпохи, обострение по­лит. и идеологической борьбы - все это получило выражение

в распростране­нии и противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических

течений - барокко и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было

свя­зано с литературно-драма­тургической деятельностью: Мольера, Корнеля,

Росси. Этот стиль нашел воплоще­ние в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др.

Од­ним из первых представи­телей классицизма был Ф. Молерб, который

содейст­вовал выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль,

классицизм получил свое самое красоч­ное выражение в резиден­ции франц. королей

Версале - едином ансамбле дворцов, павильоном, аллей, кана­лов, статуй,

фонтанов. На его сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ар­дуэн-Мансар,

Габриэль и др. В живописи 17в. идеи классицизма вполне вопло­тились в

творчестве Пус­сена и Лоррена.

18. Эпоха В. - время вели­ких открытий, великих мас­теров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе цен­ностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к антично­сти, возрождение

античного идеала человека, понима­ние красоты как гармонии и меры, переход к

пластике от средневекового симво­лизма. Антропоцентризм и прославление

прекрасного человека были близки ев­ропейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась

как от­рицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние

средневековой культуры. Это преобладание библей­ских тем сюжетов, влияние

схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время

вы­движения на 1 план живо­писи из-за стремления иск-ва Р. познать и отобразить

реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р. была

тесная связь науки и искусства. Это обу­словило титанизм лично­сти В.:

мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и

ин­женеров, и музыкантов. Наиболее яркими приме­рами титанов В. можно на­звать

Леонардо и Мике­ланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны

лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолже­ния в рамках

стиля Р., после них была новая эпоха, но­вое направление как в куль­туре, так и

в миропонима­нии. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве, так и

в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гени­альными и

грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских воз­можностей,

выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были

осущест­влены, т.к. для М-ло невы­полнение чего-либо было огромной душевной

мукой. Материализация, пластиче­ская определенность были более всего важны для

него. Но в тв-ве М-ло присутст­вует внутренняя незакон­ченность. Для Л-до же

неза­конченность вообще не тра­гедия, она не ставит под сомнение его тв-ского

ге­ния. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он

видел выход, то завершение ра­боты переставало его инте­ресовать. М-ло был не

только великим худ-м, но также поэтом, полит. деяте­лем. Будучи неуверенным в

себе меланхоликом, неряш­ливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в

своем тв-ве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам

Ва­зари, М-ло тяготился своим гением, а стремление к за­вершенности заставляло

его работать до изнеможения. Нет худ-ка более матери­ального, чем М-ло, потому

что избыток духа порыва­ется осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая

торсы изнутри. Л-до был полной противопо­ложностью М-ло. Хотя он был не так

богат, но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до

главное постиже­ние всего в мире до послед­него предела. По своему строю

тв-ского мышления - это отстраненный, наблю­дающий ум. Он не в силах был

ограничится живопи­сью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструк­тором. При

встрече короля Франциска 1 Л-до сконст­руировал механического льва, который

прошел по залу 200м, а когда остано­вился перед королем из его груди

посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно назвать

самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка Р. М-ло

материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло можно

представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его

тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось внутри Р.

искусство Р-ля на все вре­мена стало символом «гармонии», воплотило ее в себе.

Но титанизм личности относится ко многим деяте­лям В., таким, как основа­тель и

крупнейший пред­ставитель северного В. А. Дюрер, итал. историк, поэт, ф-ф и

дипломат Макиа­велли, гуманист Пико делла Мирандолла и др.

19. Эпоха В. - время вели­ких открытий, великих мас­теров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе цен­ностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к антично­сти, возрождение

античного идеала человека, понима­ние красоты как гармонии и меры, переход к

пластике от средневекового симво­лизма. Антропоцентризм и прославление

прекрасного человека были близки ев­ропейскому гуманизму. К-ра Р.

формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не

проявиться влияние средневековой культуры. Это преобладание библей­ских тем

сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь.

В. -это время вы­движения на 1 план живо­писи из-за стремления иск-ва Р.

познать и отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характер­ной

чертой Р. была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело

сев. В.(Германия, Нидер­ланды, Франция). Оно от­стает от итальянского на целое

столетие. В иск-ве сев. В. больше средневеко­вого мировоззрения, влия­ния

религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм,

который не от­рицая Бога как бы раство­ряет его в природе. Основа­телем и

крупнейшим пред­ставителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был

теоретиком иск-ва, первым в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был

ав­тором множества картин, гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей.

Влияние пантеизма обусло­вило появление пейзажа как самостоятельного жанра.

Немецкие пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил

раз­витие портрет. Немецкие портретисты были безраз­личны к красоте, для них

главное - передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда

- в ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие порт­ретисты: в Германии - Дю­рер,

Гольбейн, в Нидер­ландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции -

Фуке. В рамках сев. В. воз­никает и развивается (прежде всего в

Нидерлан­дах) бытовая картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был

Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни. Ни­дерландских худ-ков

отли­чала крайняя тщательность письма. В сев. В. главное место заняли вопросы

рели­гиозного совершенствова­ния, обновления католиче­ской церкви и ее учения.

Сев. гуманизм привел к Ре­формации и протестан­тизму.

30. На смену кризиса Ренес­санса приходит барокко. Термин

«барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это

направление за­падноевропейской куль­туры, которое сформирова­лось после

кризиса Возрож­дения. Барокко означает общую тенденцию в дина­мизме,

отражает мир в из­менчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который

характери­зуется аффектной динами­кой, патетикой, ему при­суща театральность,

зре­лищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое

ис­пользование антитез, ги­пербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к

невиданному и необыч­ному. Эстетика барокко ут­верждала метафоры.

Ба­рокко вошло в ар-ру и му­зыку, строительство и лит-ру, декоративное

искусство. Хар-ной чертой ар-ры ба­рокко есть фасад, ориенти­рованный на

живописную связь с внешним окруже­нием (деление на ярусы, полуколонны,

колонны), ар-рный фасад создает впечат­ление перетекаемости, гус­тоты форм. В

сооружениях стиля присутствует не­обычная сложность, в пла­нах преобладают

кривые линии, стены зданий выги­баются, из них как будто вырастают карнизы,

окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и

богатство дополняются скульптурой, главным обра­зом аллегорическими груп­пами,

росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наи­более используемый эффект барокко

- эффект оптиче­ской иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития в укр.

к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты, пам­флеты.

Представители ба­рокко были церковные дея­тели, писатели,

ученые, та­кие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович,

Вясинский. Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Ско­ворода, И.

Котляревский). В развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа:

ранний, зрелый и заверши­тельный. Укр. барокко впитало в себя все

богат­ство европейского иск-ва, умело объединив его с соб­ственными

эстетическими основами. Примером ран­него этапа укр. барокко была

сложная композиция объемов сложных сооруже­ний. Второй этап хар-лся

добавлением экспрессии, рисунков и декоративной выразительности. В это время

активно распростра­нялись росписи, лепка и цвет. София Киевская по­строена в

этом периоде (Шедель). 3 завершающий период развития стиля укр. барокко

представлен па­мятниками ар-ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и

домини­канский костел (Ян де Витте), королевский арсе­нал (Павл Гродзицкий)..

Большой вклад в развитие этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б.

Меретин, Растрелли, Мере­тин и Григорович -Бар­ский). Ар-рные сооружения

развивались под влиянием, содной стороны, ар-рной эс­тетики европейского

ба­рокко, а с др., нар. тради­ций. Со 2 пол. 17в. расши­ряется монументальное

строительство, которое на­ходит свое выражение в ар-ре строительства культа.

Все укр-ское барокко пред­ставлено вычурностью форм, фантазией. Музыка

барокко отличается с пере­ливами. Барокко в живо­писи представлено

много­численной орнаментно­стью, пышностью в одежде, на святых много золота,

расшитые наряды. Ярким представителем укр. живо­писи был И. Рудкович. В

этот периол развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром

светского иск-ва и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сбе­рег

тесную связь с иконопи­сью. Стиль барокко пред­ставлен колокольней

Киево-Печерской Лавры, Андреев­ская церковь и Мариинский дворец в

Киеве(Мичурин). Гостиница «Украина» по­строена в стиле эклектика: готика

(вертикаль) + ба­рокко (орнамент из цвет­ного кафеля и белая орна­ментная

лепка, сочетание белого с голубы и золотым цветами), планировал ее постройку

ар-р Растрелли. Украинское барокко зачас­тую казацкое - собор в г.

Новомосковске (Яков По­гребняк).

27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого

хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Фран­ции. Для

натурализма хар-рны достижения естествен­ных наук. Он базируется на ф-фии

Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это понятие

рас­ширено французским писа­телем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-зверь») в

работе «Экспериментальный ро­ман», кот. обосновывает новые направления в лит-ре

и хочет применить откры­тия естественных наук в лит-ре. В 60-е гг.

складыва­ется школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет до конца 80-х

гг., а к концу 90-х теряет теорети­ческую четкость. Предме­том изучения

натуралистов явл. чел-к. В худ-ных про­изведениях чел-к выража­ется как глав.

критерий. Быт изображается во всех дета­лях, обосновывается физио­логическая

основа психики. Изучение материального быта давало возможность сосредоточиться

на соц-льных особенностях чел-ка, насколько среда влияет на чел-ка. Преобладает

интерес к психологич. основам пси­хики, недоверие к абстракт­ным идеям, к кот.

склоня­лись романтики. Для писа­телей хар-но представление обусловленности

судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку, прогресс. Натурали­сты отказывались от

мора­лизаторства. Лит-ра как и наука не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло

никаких канонов. В 60-70-е гг. открылись новые темы, показывающие жизнь

уни­женных и оскорбленных. Теория натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой

оценочной категории при изображении фактов, абсо­лютный объективизм,

бес­пристрастность, обращение лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем

романе создает полное генеалоги­ческое дерево с подробной хар-кой, населяет

роман большим кол-вом персона­жей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выби­рает

для романа период по­зора и безумия. После тра­гедии парижской коммуны взгляды

Золя сильно изме­нились, постепенно усили­вается социальная линия. В России

натурализм пред­ставлен русской натурали­стской школой (Белинский, Тургенев,

Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связан­ного с

именами Монэ, Ре­нуара и Дега. Истоки им­прессионизма связывают с именем Моне,

творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход солнца»,

«Завтрак на траве»). Импрессиони­сты применяют новый м-д видения мира. На их

карти­нах мир представлен в дви­жении, природа - в разно­образии, главное

внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от тра­диционного

понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во Франции

60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и проникает во все

сферы к-ры. Симво­листы обращаются к духов­ному религиозному миру человека,

считали главным в тв-ве интуицию. Они оп­ределяли проблему сим­вола, который по

их мне­нию объединяет земное, временное с другими ми­рами, с глубиной души, с

вечным и абсолютным. Симлистической образ оз­наменовал собой сущ-ние «царства

тайн». Символи­сты мечтали о соединении иск-ва и религии, которое должно стать

обновлением свободного духа. Симво­лизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в.,

осо­бенно на иск-во сюрреа­лизма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются

Гаупжман, О. Уайльд, Ма­терлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой

связывают начало симво­лизма).

13. Виз-кая империя воз­никла на рубеже 2 эпох: ги­бели поздней

античности и рождением средневекового общ-ва, впоследствии рас­пада Римской

империи. Она просуществовала до сере­дины 15в. на протяжении своей тысячелетней

истории В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и

эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры про­исх. в условиях

противо­поставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии

виз-кого общ-ва, оформле­нием сис-мы хр-кого миро­воззрения. Виз-кое общ-во

- своеобразная система, кот. опирается на традиции язы­ческого эллинизма и

хри­стианства, кот. было про­возглашено официальной религией. В

христианской идеологии выделяются 2 течения: аристократиче­ское

(связано с властвую­щей церковью и импер-ким двором) и народ­ное

(образовалось на рели­гигиозно-этических взгля­дов народных масс). Вся духовная

жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве

наблюдается смешения языческих и хри­стианских идей, образов, взглядов,

красочное соеди­нение языческой мифоло­гии и христианской мис­тики. Вообще

история Виз-кой империи исходила из культа императора, пра­витель В.

совмещает духов­ное и светское начала на одном посту. Сначала была мозаика,

потом фреска, по­том икона. До нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3

категории В. эс­тетики: 1) истина, 2) кра­сота, 3) благо

. Система света и система цвета при­менялись в эстетике. Сис­тема

света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей. Система теплых

цве­тов света создавала нежное живописное мерцание, ней­трализуя реальные

источ­ники света. Золото превра­щалось в источник нереаль­ного света, кот.

возносит икону во внепространство, во временную среду, усили­вает оторванность

от окруж. среды. Ассоциация симво­лики цвета сложна и много­образна(в

иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в одеянии Иисуса Хри­ста

совмещает красный и синий, т.е. несовместимое, Христос соединяет земное и

небесное, возникает новый богочеловек(все расколы основаны на выяснении

первоприроды). В иконо­графии богоматери: пур­пурный, коричневый и зе­леный.

Белый цвет - чис­тота, отрешенность от зем­ного (особая штриховка лица, т.е.

опред. сияние) ас­социируется с предвечным безмолвием. Черный цвет -

завершение деяния, знак скорби. Зеленый цвет - юность и цветение.

Темно-синий - непостижимые тайны, сильное духовной очарование. Категория

пре­красного должна быть ор­ганизована, система света и цвета отражает

внутреннее состояние чел-ка.

12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях проти­вопоставления

идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,

оформле­нием сис-мы хр-кого миро­воззрения. Виз-кое общ-во -

своеобразная система, кот. опирается на традиции язы­ческого эллинизма и хр-ва,

кот. было провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2

течения: аристократиче­ское(связано с властвую­щей церковью и

импер-ким двором) и народ­ное(образовалось на рели­гигиозно-этических

взгля­дов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во

всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских

идей, образов, взгля­дов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой

мистики. Полит. и идеологический резонанс вызвали церковные ре­формы первых

импер-ров из Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись

гос-во и цер­ковь. Иконоборство - борьба землевладельцев и части

торговцев и ремес­ленников за ограничение могущества церкви. Эта борьба привела

к компро­миссу м-ду гос-вом и цер­ковью: земельные владения церкви были

урезаны, а виз-кий импер-р стал признан­ным главой православной церкви. Вообще

история Виз-кой империи исходила из культа импер-ра, прави­тель В.

совмещает духовное и светское начала на одном посту. Христос представля­ется

императором небесным в отличии от императора земного. Первые хр-не со­бирались

в катакомбах. Хр-тво зарождалось как аске­тическое направление, но в В.

примешивался культ им­пер-ра. Строительство хра­мов прославляло импер-ров.

Иконоборство разрушило памятники иск-ва и при­несло значительный вред к-рному

развитию В. Во вре­мена иконоборства в ар-ру проникают влияния му­сульманского

зодчества. Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмир­ный творец и

властелин мира. Хр-кая к-ра откры­вает и обосновывает зна­чимость

чел-кой личности, твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иуда­изме

(религия древних ев­реев). В основе хр-тва ле­жит идея о том, что чел-к

создан богом по «образу и подобию своему», лично­стью обладающем свободы и

тв-ской способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение.

Хр-ская нравственность исхо­дит из самоценности лич­ности и неразрывной

связи добра, истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не

к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку».

Высшая нравст­венная инстанция - со­весть. Вера в бессмертие души

играет огромную роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и

непосредственное ощу­щение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей со­ставной

частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и

т.д. Хр-во сформи­ровало новый смысл при­роды и чел-кого бытия, кот.

стимулировали развитие нового иск-ва, стали осно­вой естественнонаучного и

гуманитарного познания.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.