|
|
|
|
Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц
Композиционные приёмы размещения мебели в помещениях этой группы зависят от
размеров и объёмно-планировочного решения помещения, функциональных связей
технологического процесса.
Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений
блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна решать основную задачу:
создать максимум удобств при минимальной площади.
В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель:
встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В результате такой
меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов,
облегчается уборка помещений и их эстетическое восприятие.
Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гостиницы. Жилая
площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9–18 м²,
однокомнатного двухместного – 12–25 м², в зависимости от категории
гостиницы.
Приёмы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации номера и его
жилой площади, расположения оконных и дверных проёмов (Рис.11). наибольшей
сложностью отличается меблировка однокомнатного номера, так как совмещает
функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах
функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется
встроенным шкафом и вешалкой (Рис.11(А)).
Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера определяется их
функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен
находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и
журнальный столик) – в зоне просматриваемости от дверей; подставка для
чемоданов – ближе к двери или блокируется с рабочим столом.
Размеры функциональных зон номера определяются с учётом разрывов между
мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в поперечном направлении
складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и
ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним
креслом равен 150 см (ширина журнального столика – 60 см, разрыв от столика
до кресла – 30 см, ширина кресла – 60 см).
Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины
кровати – 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между
прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см.
Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудованные кроватью,
комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для
чемодана, диваном-кроватью. Диван-кровать служит в качестве дополнительного
спального места и имеет тумбочку для постельного белья.
Меблировка 3–4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудняет
функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего
пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати,
особенно в молодёжных гостиницах (Рис.11(В)).
Рис. 11. Планировочная организация гостиничных номеров:
А - одноместный, Б - двухместный, В - трёх-четырёхместный, Г - двухкомнатный
люкс, Д - номера-апартаменты
Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отделяются друг
от друга раздвижными и складывающимися перегородками, открытыми или
застеклёнными дверными проёмами. Рациональная меблировка спальни определяется
островным размещением кроватей, пристенным шкафом; в гостиной размещением
мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а
мебель для работы может включать навесной подоконный рабочий стол, являющийся
одновременно подставкой для телевизора (Рис.11(Г)).
Жилая часть трёхкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета.
Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнатным, но здесь зона
работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или
полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями.
При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей – подставка для
багажа. Трёхкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом
уровне гостиная, прихожая, санузел, кухня-ниша, а на втором – спальня,
кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на первом уровне.
Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть скомпонованы
из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями
и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения
совещаний, собраний, для чего между номерами устанавливаются раздвижные
перегородки и используется трансформирующаяся мебель (например кровать-шкаф).
Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не
менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шкафом, вешалкой и
зеркалом.
В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в
однокомнатных и простым проёмом.
В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешалка с полкой
для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зеркало, выделить
место для платяной щетки.
Мебель в гостиницах категории 3, 4 и 5 звёзд обычно отделывается фанерованным
деревом дорогих твёрдых пород, применяются прочные покрытия, полировка и
лакировка; для мебели II класса – окрашивание и лакировка.
Большое внимание в гостиницах (особенно 4 и 5-звёздных) уделяется достижению
эстетического комфорта. Он создаётся благодаря художественно-пространственной
организации процесса жизнедеятельности человека с помощью целого ряда средств
(см. Рис.9). Первоочередная задача – проектирование композиции пространства.
Это означает такое построение интерьера помещения, при котором отдельные
элементы воспринимаются в определённой системе (стилевом единстве). В
настоящее время наиболее распространены три приёма художественно-
пространственной организации интерьеров гостиниц – стиль «ретро», современный
и смешанный.
Интерьер в стиле «ретро» создаётся стереотипными элементами прошлых веков
(ампир, барокко, рококо и др.).
Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту,
логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность.
Интерьер, решенный в смешанном стиле, содержит элементы двух предыдущих
приёмов композиции пространства.
3.2. Декоративные и мебельные ткани
Большое декоративное значение в интерьере гостиниц имеют занавеси, гобелены,
ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое решение и
эмоциональную окраску помещений.
Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют
практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера.
Практические функции занавесей заключаются в регулировании естественного
освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума.
Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рассеивают и
смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные условия для зрения.
Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении –
тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей может быть белым или чуть
окрашенным, гладким или иметь малозаметные узоры. Выбор цвета зависит от
цветового решения интерьера.
Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влияний. Цвет
плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбираются с учётом
всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей.
Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких занавесей
должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны доходить до пола на
5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях средней плотности и тонких
от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна.
Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные
занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна.
В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы:
«пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К
активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся по преимуществу
набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непосредственно связан
со структурой материи, набивной рисунок как бы накладывается на ткань.
Рисунок тканей для гостиниц может быть геометрический и изобразительный. Но
характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше
выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений.
Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной ткани, которая
в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра.
Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске
ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами мебель наиболее
органично входит в интерьер, отвечая общему убранству.
Ковры служат мягким и тёплым покрытием пола. Для одной кровати размер ковра
достаточен 60 х 140 см; для двух кроватей, расположенные под углом, – 80 х
240 см; ковёр в торце спаренных кроватей должен быть не менее 60 х 200 см.
Рекомендуются петельчатые и ворсовые ковры, однотонные или с рисунком.
Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивочным тканям, во
многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений,
предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления
интерьера.
Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, – это
комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели,
применяемых в одном помещении. Из всех возможных вариантов можно к примеру
рекомендовать следующий приём комплектации тканей.
Занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр – с мелким. Обивка мебели гладкая
разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая – в
колорите ковра и т.п.
Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость,
транспортабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним
из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц. Нужно лишь
отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его
художественному средству.
3.3. Цвет в интерьере гостиниц
Одним из важнейших элементов интерьера является цветовое решение помещений –
окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пластик, керамика,
гипрокартон и др.). Цветовое решение интерьера создаётся с использованием
принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма.
Цвет является активным средством архитектуры интерьера. Сочетанием яркости и
цвета формируют пластику интерьера, а также его пространственную композицию.
3.3.1. Требования к цветовому решению гостиниц
Цветовое решение определяется многими факторами, среди которых основными,
влияющими на выбор цвета интерьеров гостиниц, являются природные условия,
ориентация, архитектура здания и помещения, назначение помещений.
Конечно, учесть влияние всех этих факторов на цветовое решение интерьера
невозможно. Однако некоторые характерные особенности гостиниц позволяют
определить основные требования к цветовому решению их интерьера. Так,
например, номера характеризуются небольшими размерами и большой насыщенностью
мебелью и оборудованием. В плане номера могут быть квадратными и удлиненными.
Для них необходимо выбирать такую цветовою гамму, при которой они
производили бы впечатление свободных незатесненных.
Особенностью помещений вестибюльной группы является единство внутреннего
пространства. Таким образом, цвет может быть использован как средство
композиционного объединения пространства группы помещений. В то же время это
единое пространство должно быть расчленено цветом на отдельные функционально
обособленные зоны и помещения.
В зависимости от архитектурного замысла интерьера цвет должен подчеркнуть,
выявить одни элементы, а другие, наоборот, замаскировать, облегчить зрительно
или усилить ту или иную деталь конструкции помещения, видоизменить пропорции
отдельных деталей или помещений.
Помещения гостиниц различаются по сроку пребывания в них и по назначению.
К категории помещений, предназначенных для длительного пребывания
приезжающих, относятся номера; для кратковременного — помещения вестибюльной
группы и группы связи. По назначению помещения подразделяются на следующие
группы: приемные помещения — вестибюль, операционный холл, бюро оформления;
помещения для отдыха — холлы; проходные помещения — лестницы, лифтовые холлы,
коридоры; жилые помещения — номера. Каждой группе помещений необходимо дать
четкую цветовую характеристику, соответствующую их назначению.
Немаловажное значение играет цвет как средство ориентировки приезжающих.
Архитектор М. Я. Гинзбург, например, считал, что с этой целью различным
помещениям и даже этажам следует придавать различную окраску. Так, совершенно
не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаются.
Использование цвета как средства ориентировки приезжающих особенно необходимо
в больших гостиницах, в которых можно легко нарушить эксплуатационный режим,
внести суету и беспорядок. Цветом можно выделить место дежурного
администратора, лифты и лестницы; различную цветовую характеристику могут
иметь коридоры и холлы разных типовых этажей.
Цветовое решение интерьера гостиниц необходимо выбирать с учетом
гигиенических требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать
в чистоте, а горизонтальные поверхности мебели должны быть темными, что
позволяет легко заметить на них пыль. Обивка мебели и декоративные ткани
должны исключать серые и бурые цвета, которые производят впечатление
недостаточной свежести.
Нельзя с полной достоверностью определить те сочетания цвета, которые
вызывают в нас именно те ощущения и создают то настроение, которые отвечали
бы требованиям к цветовому решению гостиниц. Однако, используя данные
исследований цветоведов, можно оценить цветовое решение интерьера со
следующих точек зрения:
- действует возбуждающе, успокаивающе или угнетающе;
- воспринимается холодным или теплым, светлым или темным;
- создает впечатление затесненного или свободного, единого или
расчлененного объема;
- вызывают детали архитектуры ощущение тяжести или легкости.
Критериями оценки цветового решения интерьера гостиниц с этих позиций будут
являться различные свойства цвета и характер его воздействия на человека.
Известно, что красный, оранжевый, желтый цвета создают ощущение тепла;
голубой и фиолетовый — холода. Светлые цвета более веселые, темные более
печальные. Теплые цвета возбуждают, холодные успокаивают. По степени
возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком
они расположены в спектре, — интенсивность зрительной чувствительности
меняется в зависимости от частоты волны. Наблюдается переход в состоянии
человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном.
Зеленый, находящийся в середине спектра,—цвет физического равновесия. В
общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводятся к следующему:
красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызывает повышенные эмоциональные
реакции, голубой — холодный цвет, действует успокаивающе; зеленый —
освежающий цвет, успокаивает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение,
бурый цвет успокаивает, но вызывает депрессию, когда он употребляется один.
Его надо употреблять с желтым или оранжевым;
оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый—печаль; черный, если он
употребляется один, угнетает; белый — холодный цвет.
Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходимо для
каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её психологического
воздействия на человека:
1) При решении пространственной композиции интерьера большое значение
имеют явления выступания и отступания цветов.
Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно
красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это
явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются
выступающими, темные — отступающими.
Таким образом, явление выступания—отступания цветов имеет немаловажное
значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений.
2) Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое
практическое использование в отделке номеров имеет объединяющее свойство
цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на
плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены
пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит
мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она
станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней.
Интерьер номера станет организованнее и лаконичнее.
При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения,
особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте.
Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по
тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при
окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в
разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора.
3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона.
Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому
воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать
при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны
быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать
декоративность интерьера.
4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение
способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета.
В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один
из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой — по вертикали. В данном
случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй — в
горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и
оборудования.
Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при
вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может
казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно
усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как,
например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же
можно создать впечатление различной высоты помещения — горизонтальным
членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот,
вертикальным членением стен увеличить его высоту.
5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цветовых
пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета.
Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тяжесть цвета
зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это
правило относится ко всем цветам: и к ахроматическим, и к хроматическим, и к
цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно
экспериментальным исследованиям американского ученого Монро тяжесть цвета
зависит также и от его насыщенности; из цветов одного и того же цветового тона
и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими.
Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет
материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета
материала с гладкой поверхностью.
В гостиницах используется большой ассортимент отделочных материалов,
различных по цвету и фактуре их поверхности. Поэтому при решении интерьера
следует выбирать материалы с учетом «тяжести» и «легкости» их цвета.
Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цветам, но
также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют
на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и
тяжести.
Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интервала между
цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев
являются легкими, а средние — трудными сочетаниями .
При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентироваться на
использование легких сочетаний.
На восприятие цвета большое влияние оказывает:
- Другой цвет, который
наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел
непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возникают явления
одновременного и последовательного цветовых контрастов.
Одновременным цветовым контрастом называется изменение цветового тона
или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Если цвет
окружен хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета дополнительного
к цвету фона. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета,
выигрывает в насыщенности; находясь на фоне одинакового с ним цвета, но большей
насыщенности, теряет в насыщенности.
Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов
интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других
элементов.
Суть явления последовательного цветового контраста сводится к тому, что
если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном
предмете, а затем отвести в сторону, то создается впечатление, что мы видим
этот же предмет, но окрашенный в менее интенсивный дополнительный цвет. То же
самое произойдет, если мы из окрашенного, скажем, в красный цвет помещения
перейдем в помещение, окрашенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам
покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зеленый цвет,
то его окраска будет нам казаться еще насыщеннее.
При выборе окраски гостиниц, где приезжающему приходится проходить ряд
помещений, последовательный цветовой контраст можно использовать для
усиления декоративности интерьера.
- Освещение.
- Цветность освещения,
которая зависит от спектрального состава излучения источников света. Если
последний отличается от спектрального состава дневного света, то даже при
высокой освещенности происходит «искажение цвета». Поэтому при проектировании
интерьера необходимо знать цветовые характеристики используемых источников
света. Необходимо знать «видимый цвет» каждого типа лампы, чтобы правильно
установить действие света на цвет интерьера.
3.3.2. Приемы цветового решения
Цветовое решение гостиниц весьма разнообразно. Ниже приводятся наиболее
характерные приемы цветового решения интерьера, отвечающие современным
требованиям архитектуры гостиничных зданий.
В некоторых гостиницах внутренний объем вестибюльной группы не расчленен на
отдельные помещения и все же он имеет композиционно обособленные
функциональные зоны. Это достигается с помощью цвета. Так, например, окраской
пола и потолка в один цвет (чаще белый) можно достигнуть впечатления
единства объема группы помещений. Дифференциация этого объема на отдельные
зоны, отвечающие функциям вестибюля, операционного холла, фойе, зрительного
зала и других помещений, может быть осуществлена с помощью цветовых
акцентов. Цветом часто акцентируются центральная лестница, зона бюро
оформления и др.
Выбор цветовых акцентов должен соответствовать функциям помещений. Красный
цвет часто используется в зоне дежурного администратора, как привлекающий
внимание; спокойный сине-голубой цвет используется в вестибюле и т. д.
Цветовая гамма интерьера, построенная на сочетании трех основных цветов —
желтого, красного, синего, на общем белом фоне является оптимальной для
функциональной окраски помещений. Она вызывает чувство приподнятости и
бодрости, что соответствует назначению этих помещений.
Важное значение цвет имеет в архитектуре всего комплекса. Так, связь
внутреннего пространства с внешним можно решить применением в окраске
интерьера цветов наиболее характерных для колорита самой гостиницы и
окружающей застройки. Большая насыщенность цветовых тонов в окраске интерьера
и контрастность сочетаний усиливают цветовое звучание ансамбля.
Если цветом выделить основные конструктивные элементы (пол, потолок или
несущие конструкции), а второстепенные элементы (перегородки, столбы)
окрасить в нейтральные цвета, то внутреннее и внешнее пространство может
восприниматься как единая среда.
Для современных номеров характерно рациональное использование площадей. В
небольших помещениях не должно быть впечатления тесноты. Большое значение в
этом принадлежит цвету.
Приемы использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а
также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее
распространенными являются следующие: 1) каждое помещение решено в своей
цветовой гамме; 2) все помещения имеют одну цветовую гамму.
Первый прием применяется для больших номеров. В этом случае стены передней и
санузла окрашивают в насыщенные цвета (красный, синий, зеленый и т. д ), стены
комнаты—в светлые тона малой насыщенности. Для номеров небольшой площади (9—12
м2) целесообразно применять единую цветовую гамму, способствующую
композиционном объединению разных зон, отчего номера зрительно кажется
свободнее.
При выборе цветового решения номера необходимо принимать во внимание цвет
общественных помещений жилого этажа. Часто цветовая композиция строится на
контрастном сочетании цветов и яркостей. Если в номерах применяются мягкие
сочетания тонов, а в коридорах и холлах— насыщенные тона, то номер
производит впечатление тусклого, неинтересного.
В других случаях ставится задача объединить цветом помещения жилого этажа с
тем, чтобы номера можно было рассматривать не как изолированные замкнутые
ячейки, а как часть жилого этажа. В коридорах и жилых комнатах часто
применяются мягкие, спокойные цвета — желтый, светло-зеленый, бежевый и др.;
в передних используются насыщенные цвета, которые можно рассматривать как
цветовые акценты всего комплекса. Такой способ позволяет добиться
композиционного объединения холлов, коридоров и номеров.
И, наконец, применяется еще один прием — это однотонная композиция,
построенная на сочетании цветов, близких по цветовому тону.
Цвет является одним из основных средств в создании индивидуальных
архитектурных решении интерьеров типовых помещений.
Рассмотренные примеры позволяют сделать следующие рекомендации по цветовому
решению интерьера гостиниц:
Цветовое решение не может рассматриваться как «последний штрих» в оформлении
интерьера. Цвет интерьера и его пространственное решение должны идти
параллельно с самого начала проектирования здания.
Цвет интерьера следует выбирать с учетом природных условий (ландшафт,
освещенность, колорит среды и т. д.), архитектуры окружающих зданий, а также
и самой гостиницы.
При выборе цветового решения помещении следует принимать также во внимание
месторасположение гостиниц и их ориентацию по странам света. Холодную и
нейтральную гаммы цветовой отделки интерьера рекомендуется выбирать для
гостиниц, расположенных в южных районах России (южнее 45° северной широты), а
также в центральных районах при световых проемах помещений, ориентированных
на юг.
Теплую гамму цветовой отделки интерьера следует выбирать в гостиницах,
расположенных в северных и центральных районах России (севернее 45° северной
широты), при световых проемах помещении, обращенных на север.
Необходимо учитывать зависимость цветового решения от назначения помещения и
времени воздействия данной цветовой среды на человека. В соответствии с этим
к цветовому решению помещений гостиниц предъявляют следующие требования.
В номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечит
условия для отдыха и работы. Цветовые акценты здесь применяются ограниченно.
В вестибюле целесообразно использовать цвета средневолновой части спектра
(жёлтые, голубые, зелёные) средней насыщенности, с большим коэффициентом
отражения. Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во
время работы они не попадали в поле зрения обслуживающего персонала.
В проходных помещениях (лестницы, коридоры) можно применять любые цвета.
Стены и потолок должны быть светлыми с большим коэффициентом отражения.
В холлах не следует применять яркие цвета и резкие контрасты. Здесь должны
преобладать цвета нейтральных и малонасыщенных тонов.
Цвет целесообразно применять для ориентировки проживающих. С этой целью в
районе дежурного администратора, лифтовых холлах и лестницах следует
использовать «броские» цвета, привлекающие внимание приезжающих. Коридоры
разных этажей рекомендуется окрашивать в цвета, контрастные по яркости или
цветовому тону. Хроматические контрасты следует строить на использовании
насыщенных цветов.
Кроме функциональных задач, которые необходимо учитывать при цветовом решении
интерьера, необходимо также добиваться гармоничного сочетания цветов всех
элементов интерьера.
Из многочисленных вариантов цветовой композиции интерьера вестибюльной группы
наиболее рекомендуемой является композиция, построенная на сочетании светлых
и нейтральных тонов общего фона с насыщенными и яркими цветовыми акцентами.
Рекомендуются следующие цветовые акценты интерьера:
- однотонные, построенные на использовании группы близких цветов. Для
выявления центра композиции берётся более насыщенный цвет;
- многоцветные, построенные на противопоставлении главных цветов или
взаимно дополнительных.
Для номеров целесообразны следующие цветовые композиции:
- однотонные, построенные на одном главном цвете или группе близких
цветов;
- полярные композиции, построенные на противопоставлении двух главных
цветов или двух групп близких друг другу цветов;
- трёхцветные, построенные на трёх главных цветах.
Следует использовать различные свойства цветов в целях корректировки размеров
и пропорций номеров.
При проектировании цветового решения гостиниц необходимо учитывать восприятие
цвета при естественном и искусственном освещении. При этом нужно учитывать
способность цвета снижать насыщенность и изменять цветовой тон как при
интенсивном, так и при слабом освещении; снижать насыщенность света предмета
на ярком фоне; изменять цветовой тон в зависимости от цветности излучения
источника света.
3.4. Освещение в интерьере
Важным элементом интерьера является свет и освещение.
3.4.1. Светораспределение в помещениях гостиниц
Искусственное освещение в помещениях гостиниц выполняет утилитарную и
эстетическую функции.
Утилитарная функция определяется гигиеническими нормами, обеспечивающими
нормальную зрительную работоспособность человека.
Эстетическая функция определяется архитектурно-художественными требованиями.
Искусственное освещение выявляет и подчёркивает внутреннее пространство и
тектоническую систему, масштабность интерьера, обеспечивает единство
стилистического решения с помощью форм светильников и их светораспределения.
Освещение помещений гостиницы различают по функциям, выполняемым в этом
помещениях: освещение жилых, общественных и административных помещений. Если
освещение жилых помещений определяется как гигиеническими нормами, так и
декоративными требованиями, то освещение общественных помещений определяется
архитектурно-художественными требованиями, а административных – только
утилитарными.
Уровень освещенности помещения определяет его комфортность, которая зависит
от выбранного приёма освещения.
3.4.2. Классификация искусственного освещения
Современные принципы устройства искусственного освещения зависят от объёмно-
пространственного решения помещения и его функций. Функции помещения влияют
на выбор приёма освещения, который определяет виды источников света и
светильников, их светораспределение и месторасположение, декоративность и
систему освещения. В помещениях гостиниц могут использоваться как общие, так
и местные систем освещения.
Общее освещение – это освещение всего помещения в целом. Оно может быть
равномерным (одинаковым) для всех частей помещения или локализованным
(усиленным) над какой-либо одной его частью и является обязательным для всех
помещений гостиницы.
Местное освещение служит для освещения рабочих поверхностей. Подобное
освещение применяется в жилых и административных помещениях гостиницы, а также
может использоваться как дополнительное в торговых залах помещений
общественного питания.
В одном помещении возможно одновременное применение общего и местного освещения,
в этом случае система освещения называется комбинированной.
3.4.3. Роль искусственного освещения в помещениях общественного назначения
Выполняя утилитарное назначение, искусственное освещение участвует
одновременно в общей композиции интерьера. Освещение влияет на зрительную
оценку интерьера — восприятие его пространственного и планового решения. Роль
света как художественного средства особенно велика в архитектуре интерьера
столь сложного комплекса, какими являются помещения общественного назначения
гостиниц.
Решающее значение для художественной и психологической оценки искусственного
освещения имеют следующие факторы: насыщенность помещения светом, яркость
поверхности и ее распределение.
Различные варианты насыщенности светом и распределения яркостей придают
помещению индивидуальный характер, благодаря чему один и тот же интерьер
может восприниматься при разных системах освещения по-разному.
При выборе системы искусственного освещения необходимо принимать во внимание
особенности помещения. Особенности помещений общественного назначения
гостиниц заключаются в следующем:
- единство пространства вестибюльной группы помещений;
- разделение единого пространства на отдельные помещения и зоны;
- различный характер помещений: парадный — вестибюля, интимный— холлов,
официальный — бюро оформления и т. д.;
- четкость ориентировки приезжающих.
3.4.4. Освещение и объемно-планировочное решение помещений вестибюльной группы
Свет имеет различное значение в решении интерьера. Так, общее освещение может
создавать необходимые условия для восприятия объема и архитектурной пластики
интерьера.
Кроме собственно освещения свет может выполнять также композиционные задачи. С
помощью освещения можно зонировать помещения. Это может быть достигнуто
различным путем. Например, для этой цели может быть использована
комбинированная система освещения. Здесь общее освещение осуществляется
встроенными точечными светильниками, местное — подвесными светильниками.
Принятый ритм встроенных точечных светильников («звездное небо») способствует
композиционному объединению вестибюля, холла, фойе. Светильники местного
освещения используются как средство локализации отдельных зон.
Однако освещение помещений только точечными светильниками (встроенными,
подвесными и др.) зрительно «перегружает» помещение многочисленными светящимися
элементами. Исходя из этих соображений более предпочтительной следует считать
так называемую локализованную систему освещения, характерную тем, что
каждая функциональная зона имеет свое освещение. Например, для освещения
стойки дежурного администратора можно использовать подвесные светильники, для
подсвета зоны бюро оформления — встроенные, для освещения холла — потолочные
точечные светильники.
В результате различные по характеру и функциональному назначению помещения
локализуются освещением, создающим различную насыщенность светом и разные
яркости поверхностей.
Разделение пространства может быть осуществлено также цветностью свечения.
3.4.5. Освещение и тектоника
В современных гостиницах широко используется встроенное освещение.
В других случаях конструктивная структура элементов помещения подчеркивается
расположением светильников на плоскости в виде декоративного орнамента.
Более органично связаны с конструктивными элементами помещений устройства
отраженного света.
Различное размещение светильников по-разному влияет на размеры помещений.
Расположение светильников в виде непрерывной полосы вдоль коридора зрительно
удлиняет его, коридор кажется уже, чем есть в действительности.
Расположение светильников над дверями номеров, зрительно уменьшает высоту
коридора. При расположении светильников перпендикулярно продольной оси
коридора происходит зрительное сокращение его длины, одновременно он
кажется шире. Та же иллюзия возникает при размещении осветительных приборов
по обе стороны коридора.
Зрительно сократить длину или увеличить ширину коридора можно и другими
средствами. Например, для этой цели светильники располагают со смещением
относительно продольной оси коридора.
Сопоставление различных приёмов освещения коридоров показывает, что
функционально-необходимое освещение должно быть использовано и как средство
зрительной корректировки их размеров и пропорций.
Наиболее оправданной с художественной точки зрения является одновременное
использование для создания зрительной иллюзий света и цвета.
3.4.6. Освещение и декоративное убранство интерьера
Освещение необходимо для выделения декоративных элементов интерьера. Вместе с
тем свет сам может быть декоративным элементом. В последнем случае
используются такие его свойства, как яркость, световой ритм, цветность
, с помощью которых можно создать иллюзию декоративной отделки поверхности.
Если ровная поверхность ассоциирует у нас с неизменной ее яркостью, то
рельефная кажется нам разной по яркости (грани рельефа образуют резкий переход
яркостей, криволинейные формы — постепенный переход от одной яркости к
другой).
Использование цветности освещения всегда привлекало внимание архитекторов,
работающих над интерьерами общественных зданий.
В современных гостиницах широко используются элементы монументально-
декоративного и прикладного искусства и озеленение, в восприятии которых
большое значение имеет освещение.
Для подсвета элементов декоративного убранства интерьера целесообразно
использовать общее освещение помещения или зоны. Специальное (локальное)
освещение декоративных элементов целесообразно лишь в том случае, если оно
является органической частью композиции декоративного убранства интерьера.
3.4.7. Приемы освещения помещений
Архитектурная организация освещения не должна решаться в отрыве от
функциональных его задач. Однако имеются примеры, когда освещением можно
сгладить различие функций помещений.
Основной задачей при проектировании искусственного освещения является выбор
осветительных приборов и их расположение.
В вестибюлях, холлах необходимо равномерное рассеянное освещение; лестницу
целесообразно выделять более интенсивным и контрастным светом как элемент,
связывающий две различные части здания: общественную и жилую; освещение
коридоров должно способствовать быстрой ориентации посетителей. При этом
основной поток света должен быть направлен на двери номеров.
Местное освещение предназначается для освещения рабочих мест: бюро
оформления, место отдыха, стол дежурного по этажу, прилавки киосков и
витрины.
Место администратора и бюро оформления считается хорошо освещенным, если его
не затеняют ни работающий, ни посетители, если нет отражения от бумаги,
ключей и других блестящих и ярких предметов. При этом необходимо, чтобы
источник света оставался скрытым от глаз.
Свет в холле должен быть мягким, рассеянным. Кроме общего освещения здесь
должно быть также предусмотренно освещение местное: настольные светильники,
подвесы или торшеры с колпаками из светорасеивающих материалов, а также
встроенные устройства рассеянного и отражённого света.
Место дежурного по этажу считается хорошо освещённым, если работающий также
не затеняет рабочую поверхность; должно быть предусмотрено освещение места
для ключей, почты и др. Соблюдение этих условий достигается расположением
осветительного прибора с левой стороны, сверху или впереди. При этом
светильник должен быть широкого светораспределения с применением рассеивателя
(во избежание слепимости).
Освещение киосков и рекламных витрин сводится главным образом к «эффектной»
подаче рекламируемой продукции. Приёмы освещения, которые являются одним из
главных художественных средств современной рекламы, весьма разнообразны.
Таким образом, в разных помещениях вестибюльной группы должна быть
предусмотрена различная освещённость и насыщенность светом пространства.
Поэтому наиболее целесообразной считается локализованная система освещения,
эфективная не только с точки зрения архитектурно-художественной, но и по
эксплутационным соображениям.
3.4.8. Способы освещения номеров
Для освещения номеров используется две системы – комбинированная и
локализованная.
Комбинированная система освещения номеров, получила широкое распространение в
отечественной практике строительства гостиниц, характеризуется тем, что для
освещения помещения применяют раздельные светильники общего и местного света.
Это приводит к перегрузке помещения осветительными приборами и дополнительным
затратам на приобретение светильников.
При локализованной системе освещения номеров, функции общего света выполняют
светильники местного освещения. Известны два вида локализованной системы
освещения. Первый характеризуется тем, что общее освещение осуществляется
светильниками, совмещающими функции общего и местного освещения различных
зон, так называемое «зональное освещение». При зональном освещении,
рациональном со светотехнической точки зрения, также имеется перегрузка
помещения светильниками. Такое освещение возможно лишь в больших номерах,
как, например, в гостиницах компании «Хилтон-отель», в которых однокомнатные
номера имеют площадь 25 – 26 м². В номерах площадью от 9 до 17 м²
зональную систему освещения нельзя считать рациональной.
Второй вид локализованной системы освещения характеризуется тем, что общее
освещение осуществляется светильником, совмещающим одновременно функции
общего освещения и освещения какой-либо одной зоны. При таком способе
освещения перегрузка помещения светильниками исключается.
Светотехнические и экономические показатели освещения номеров с
локализованной системой освещения значительно выше, чем в номерах с
комбинированной системой освещения.
В современном строительстве гостиниц широко применяется совмещенное местное
освещение, когда для освещения двух-трех зон используется один светильник.
Часто устанавливают светильники с передвижным устройством светооптической
части.
Одним из прогрессивных способов освещения является встроенное освещение; оно
более отвечает современным методам строительства. Помимо того, встроенные
осветительные приборы экономичны, удобны, обладают большими возможностями в
решении художественных задач интерьера.
Светильники местного освещения можно монтировать в мебельные изделия и
изготовлять одновременно с ними.
3.4.9. Роль освещения в интерьере номера
Рациональные со светотехнической точки зрения приемы и способы освещения
(локализованное, совмещенное и встроенное) позволяют использовать
осветительные приборы самой разнообразной формы, конструкции и
светораспределения. Светильники подразделяются по своим художественным
особенностям на три основные группы:
1) Светильники нейтральной формы, являются композиционным элементом
мебели, с которой они связаны функционально. Часто светильники связаны с
мебелью и конструктивно.
2) Декоративные светильники, которые могут играть значительную роль в
архитектурном решении интерьера. К декоративным светильникам относятся
торшеры, настольные и настенные светильники, подвесы с декоративными
рассеивателями и затенителями.
3) Встроенные светильники отраженного и рассеянного света, которые
позволяют решать разнообразные задачи интерьера зрительного изменения размеров
и пропорций помещения или усиления художественного звучания какого-либо
декоративного элемента и т. д.
Выбор того или иного светильника зависит от общего решения интерьера.
Например, торшер с декоративным абажуром наряду с подсветом помещения
выделяет зону отдыха как центр композиции интерьера и придает номеру вид
гостиной .
Вместо торшера в номере может быть встроенное устройство отраженного света
от потолка, выполняющее одновременно функции освещения зоны отдыха.
В номерах целесообразно одновременно использовать осветительные приборы
разных групп: декоративные, светильники нейтральной формы и встроенные
устройства отражённого и рассеянного света. Осветительные приборы,
совмещающие функции общего и местного освещения, следует использовать как
элемент главного композиционного звена интерьера.
В создании интерьера важно освещение не само по себе, а его взаимодействие с
другими элементами интерьера. В этой связи следует отметить влияние света на
восприятие цветового решения интерьера.
Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения
живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и
особенно озеленение.
3.5. Озеленение гостиниц
Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как
эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на
характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом
оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения
можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства,
усовершенствовать его функциональную организацию. Утилитарная функция
растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях.
Различают активную нейтральную системы озеленения. Так, в зоне работы создают
нейтральную систему озеленения, а в зоне отдыха – активную. С помощью
озеленения выполняют разделения пространства на зоны.
Наиболее широко в гостиничных помещениях используют озеленение в вестибюлях,
холлах, коридорах, ресторанах, кафе и в номерах.
В гостиницах с высоким уровнем комфорта в вестибюлях создают зимние сады. Для
озеленения интерьеров применяют, как правило, следующие виды растений:
- декоративно-лиственные;
- декоративно-цветущие;
- вьющиеся и ампельные;
- суккуленты.
Включение озеленения в интерьер осуществляется как созданием естественных
(живых, засушенных) природных композиций, так и искусственных.
Наиболее широко используются декоративно-цветущие растения, ампельные, а
также применяются эпифитные растения, т.е. растения (засохшие деревья),
используемые для крепления других растений, особенно ампельных.
К озеленению следует также отнести и стоящие в вазах живые цветы. Они всегда
украшают интерьер, вносит уют, создают приятную атмосферу и повышают
художественное качество декоративного убранства. Цветы рекомендуют ставить в
гостиных многокомнатных номеров-люксов и в общих гостиных, холлах, на столах
администраторов и дежурных по этажу, на столиках кафе и ресторана. Везде
будут уместно и празднично выглядеть даже самые скромные букеты или веточки
растений.
Большое внимание уделяется искусству составления букетов (икебане). В икебане
есть свои законы, принципы и правила, помогающие при составлении букета.
Основным является закон пропорциональных соотношений и цветовых гармоний.
Закон пропорциональных соотношений основан на принципе золотого сечения:
меньшее так относится к большому, как большое ко всему целому.
Пропорциональные отношения принимаются между элементами растительной
композиции и между букетом и вазой.
В букете составляется нечётное количество цветов, между высотами которых
выдерживаются соотношения: длина самого низкого цветка равна 2/3 длины
среднего, а длина среднего составляет 2/3 длины высокого цветка. Превышение
букета над вазой составляет 2/3 общей высоты композиции, если ваза высокая;
если ваза низкая, то высота букета в два раза больше диаметра вазы. Такое
соотношение между элементами композиции получило название «линия Хогарта» по
имени английского художника (Рис.12).
Рис. 12. Аранжировка букетов (икебана). Примеры построения вертикальных
композиций (свободного стиля, наклонного стиля) в высоких и низких вазах.
Букеты надо составлять так, чтобы каждый цветок был виден, чтобы ни один не
мешал почувствовать особенность формы, цвета и своеобразие другого.
Большие букеты можно компоновать из цветущих веток сирени, жасмина, черёмухи,
свободно поставленных в высоких и широкогорлых вазах; хороши и большие букеты
полевых цветов вместе с травами. Их ставят обычно в керамическую посуду. В
простых вазах из цветного стекла хорошо выглядит букет из нескольких ромашек
или двух-трёх гвоздик, нескольких тюльпанов и т.д., а в низких и широких
вазочках-чашах – фиалки, подснежники, незабудки, сон. Для букетов разной
величины и из разных цветов – садовых и полевых – лучше всего брать вазы
стеклянные или керамические, соответствующие по форме и характеру подобранной
композиции. Вазы следует выбирать однотонные, красивых оттенков. Фарфоровые и
майоликовые вазы ярких расцветок, особенно с реалистическими и сюжетными
рисунками, под цветы брать не рекомендуется, поскольку они имеют своё
самостоятельное декоративное значение. Относительно высокие хрустальные вазы,
например в форме вытянутых бокалов, хороши для крупных садовых и оранжерейных
цветов – роз, пионов, хризантем, орхидей, тубероз, гардений и других,
поставленных по одному-два. Подбор цветов и зелени, выбор подходящей по
величине и форме вазы или вазочки всегда является декоративной задачей,
показателем хорошего художественного вкуса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой рассмотрены приёмы размещения гостиниц в планировочной
структуре города. Изложены вопросы функциональной организации зданий
гостиниц. Особое внимание уделено формированию предметно-пространственной
сферы гостиниц с целью создания в них необходимого комфорта. Даны
рекомендации по оформлению интерьеров и озеленению гостиниц. В связи с тем,
что важными элементами интерьера являются цвет и свет, в курсовой подробно
рассмотрены требования к цветовому решению, а также приёмы освещения
помещений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспектива,
сертификация. – К.: ВИРА-Р, 2001.
2. Байлик С.И. Проектирование и эксплуатация гостиниц. – К., 1995.
3. Колчанова Г.И. Интерьер современных гостиниц «Издательство
литературы по строительству» М.: 1971.
4. Лукьянова Л.Г. Интерьер гостиниц. – К.: Выща шк., 1991.
5. Манучарова Н.Д. Мебелировка и эстетическое оформление
гостиниц «Выща школа», 1973.
6. Москалёва В.Н. Гостиницы большой вместимости. – Челябинск, 1993.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
|