РУБРИКИ

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был

естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий

для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

Нина Байор

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (19.99 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (19.56 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (14.42 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (54.55 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (13.20 Кб) Высокое Возрождение в Италии.

Определенную трансформацию претерпели и гуманистические идеалы. Это

отразилось в кризисных явлениях, ряд которых наметился в ренессансной

культуре уже в эпоху Высокого Возрождения. Учение о человеке, его месте в

природе и обществе получило раз­витие теперь не столько в сфере традиционных

гуманистических дисциплин, сколько в на­турфилософии и естествознании,

политической и исторической мысли, в литературе и ис­кусстве. Но, пожалуй,

главное отличие Чинквеченто от предшествующих этапов Возрождения - в широком

проникновении Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до

архитектуры и музыки. Равномерности развития не знает и XVI в., но зато уже

нет такой области культуры Италии, которая не была бы затронута воздействием

Ре­нессанса. Ренессансная культура, ее гуманистическое мировоззрение и

художественные идеалы широко воздействовали на жизнь итальянского общества.

Хотя нельзя отождеств­лять представления творцов новой культуры и тех, кто ее

воспринимал в меру своей обра­зованности. Светские начала активно

утверждались в идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте

разных социальных слоев. Этому способствовала сама разно­сторонность культуры

Возрождения, многообразие сфер ее проявления и воздействия - от философии до

литературы и искусства. Ренессанс, таким образом, дал импульс усилению

процессов секуляризации общественной жизни Италии, повышению роли

индивидуального и национального самосознания, выработке новых массовых

художественных вкусов.

Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых и деятелей различных видов

искусства участвовала в этом новом великом интеллектуальном движении.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени

("последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени"),

был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его "Божественная комедия", как

никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних

веков. "Ад", "Чистилище" и "Рай" составляют три части его поэмы. Но в то же

время в поэзии Данте уже чувствуются новые, глубоко реалистические мотивы.

Сама классовая борьба в родном городе Данте - Флоренции отразилась в поэме,

как в зер­кале. "Божественная комедия" была написана на тосканском наречии,

которое легло в ос­нову будущего национального итальянского литературного

языка.

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость

богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер

художественного и ин­теллектуального творчества на основе упрочившейся

общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства - на

основе новой, ставшей единой для всего их ан­самбля стилистики. Культура

Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в

итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культур­ного

развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма,

дос­тигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической

личности, об­ладающей безграничными возможностями познания мира и

созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой

наглядностью воплощен в изобразительном ис­кусстве и литературе, нашел новое

осмысление в философской и политической мысли. То­гда же обрела зрелые формы

и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущест­венно на

неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля.

Эсте­тика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих

мастеров - Лео­нардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо,

Кастильоне, других писате­лей, в многочисленных философских трактатах о

любви. Идеалы красоты и гармонии все­сторонне осмыслялись и даже становились

своеобразной нормой, воздействовавшей на са­мые разные виды творческой

деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали

характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и ху­дожественного

стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала

опреде­ленное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в

культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-

аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.

Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В

стране, где сохранялся государственный по­лицентризм, дворы правителей,

привлекавших к себе на службу художников и архитекто­ров, литераторов и

историков, политических мыслителей и философов, оказывались глав­нейшими

средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей

Ми­лана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский

двор. В рес­публиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных

заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система

меценатства, ставшая для мно­гих из них основным источником средств

существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя

учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная

культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся

драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до

трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий

человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки

наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору

контрастах общественной мысли: рационализм и трез­вый взгляд на

действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками иде­ального

земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде

всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под

сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв

между гуманисти­ческими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в

культуре, равно как и по­пытки их преодоления. С этим связано появление

маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве,

характерными особенностями которого стали под­черкивание напряженной

внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм

отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного

великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих

мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую

ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма

усложнялся, обретая черты вы­чурности, рафинированности, повышенной

экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание"

натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение

преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным

образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-

ари­стократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая

архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе -

прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще

одно художественное направление - барокко, стилистическая неоднородность

итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

Библиотека > Культура Возрождения > Италия > Высокое Возрождение в Италии

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость

богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер

художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся

общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства — на

основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура

Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в

итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного

развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма,

достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической

личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и

созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой

наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел но­вое

осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и

ренессансная эс­тетика, которая складывалась преимущественно на

неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля.

Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих

масте­ров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо,

Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви.

Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились

своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой

деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали

характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного

стиля, достигшего классических черт и выра­зительности, создавала

определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в

куль­туре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-

аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.

Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В

стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей,

привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и

историков, политических мыслителей и фило­софов, оказывались главнейшими

средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от прави­телей

Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский

двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных

заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система

меценатства, ставшая для многих из них ос­новным источником средств

существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя

учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная

культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся

драматической напряженности художественных об­разов, позже дошедшей до

трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических уси­лий

человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки

наметившихся кризисных яв­лений складываются и в резко проявившихся в ту пору

контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на

действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального

земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего

изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение

веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между

гуманистическими идеалами и реальностью порождал кри­зисные явления в культуре,

равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма —

нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными

особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни

человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Мань­еризм отказывался от строгой

классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он

прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его

артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами.

Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности,

рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала

ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это направление

получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде,

где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие

парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая

архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе —

прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще

одно художественное направление — барокко, стилистическая неоднородность

итальян­ской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

В С Т У П Л Е Н И Е

Характеристика эпохи

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и

культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а

позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,

вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение

главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся по­сле

падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI

века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь

выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы

средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI

столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала

ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в

Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий

во всех областях жизни процесс освобождения от средне­вековых пут и вместе с

тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не

сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того

времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -

расцветом естест­венных и точных наук, литературы на национальных языках и, в

особенности, изобразительного искус­ства. Зародившись в городах Италии это

обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление

книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения

литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение

между странами способствовало повсе­местному проникновению новых

художественных течений.

Термин"Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке

древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии

культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского

искусства, автор прославленных"Жизнеописаний" наиболее знаменитых жи­вописцев,

ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о"возрождении" искусства Италии. Это понятие

возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции,

согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного

варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации

классической уры, историки того времени полагали, что искусство некогда

процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Тер­мин"Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи,

сколько самый момент воз­никновения нового искусства, который приурочивался

обычно к началу XVI века. Лишь позднее поня­тие это получило более широкий

смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах

сформировалась и рас­цвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс

охарактеризовал Возрождение как"величайший прогрессивный переворот из всех,

пережитых до того времени человечеством".

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих

важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и

презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному

миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в

средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в

неограничен­ные возможности человеческого разума, который становится высшим

мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес

божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя

гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия"studia

humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и

его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения

в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации

человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и

произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление

о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе

с беспредельными творческими возмож­ностями. С антропоцентризмом связано в

эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического.

Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался

у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода

пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой

эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на

чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также

субъективистски -индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от

их рели­гиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не

отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе.

Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в

своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся

от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится

острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность,

специ­альные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не

священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений

искусства становится наслаждение, что свидетельст­вует

о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и

схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая

мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого

индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и

определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на

абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся

в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом

противоречивость культуры, отшедшей от ан­тичносредневековых абсолютов, но в

силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых на­дежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет

контраст средневеко­вому. Оно знаменует становление реализма надолго

определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не

только в распространении светских изображений, в разви­тии портрета и пейзажа

или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в

радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения

объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной

из важных проблем, ставших пе­ред художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на

севере Европы, в ча­стности в Нидерландах, к объективному построению

пространства шли постепенно, путем эмпириче­ских наблюдений, в то время как в

Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и

оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить

на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее

его точку зрения, оз­начает победу над средневековой концепцией изображения.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей

культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было

опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве

этой поры особенно важную роль. Естественно, что худож­ники искали опору в

науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением

целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит

Леонардо да Винчи.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры

Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние

века, например, во времена каролингского Ренес­санса, в живописи оттоновского

периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию

было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и

заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в

античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, -

приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой

земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в

иных исто­рических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и

готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По

сравнению с искусством классической древности духовный мир чело­века

становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все

больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания

является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь

работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощу­тимо меняется и

внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний,

должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен

на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от

предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает

прозвания"божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали

всякие титулования, а пи­сали просто"Микеланджело Буонаротти". У гения есть

имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с не­избежными обстоятельствами и,

стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что

мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник

Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в

первую очередь свободу творческую.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической

традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении

античной ордерной системы, но и в классиче­ской соразмерности пропорций, в

разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым

пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области

гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик

многоэтажные городские здания (ра­туши, дома купеческих гильдий,

университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца

(палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.

Разрешаются по-новому во­просы, связанные с планировкой городов,

реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были

церковь и крупные фео­далы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и

изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам

дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские

власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые

формы - живо­пись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты

и майолики.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не

вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных

странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство

этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важ­нейшей общей

чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом

столе­тии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил

как"открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре

этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение

(XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI

века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В

литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий:

дученто - XIII век, треченто XIV век, кватро­ченто - XVI век.

в начало

П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С

На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий

подъем. Вслед за возник­новением поэзии"сладостного нового стиля" появляется

колоссальная новая фигура - Данте. В изобра­зительном искусстве безличное

цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архи­тектуре,

скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера - Никколо и Джовани Пизано,

Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто, творчество которых во многом

определило дальнейшее разви­тие итальянского искусства, заложив основы для

обновления.

Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще

органически связано с об­щеевропейской средневековой культурой,

но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.

Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Их расцвет

приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века. С середины столетия в

итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.

Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он

получил распростране­ние в Северной Италии и Тоскане - области средней

Италии, расположенной к северу от Рима. И дер­жался здесь до XV века,

существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем

Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от

французской. Она ограничивается применением декоративных элементов

готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз.

Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведе­ние

куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу

наиболее прославлен­ных памятников этого итальянского варианта готики

принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.)

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине

XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры,

просуществовавшей до середины XIV века и распро­странившей свое внимание по

всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяго­теет к

прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах

отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же

реформы Никколо значимы. Ис­пользование классической традиции, акцентировка

объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в

изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали

основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская

Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени

значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа

выдвинула одного из крупнейших масте­ров Проторенессанса - Пьетро Каваллини

(ок.1250-ок.1330)

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру,

Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве

опирался на позднеантичные и раннехристиан­ские памятники, которыми в его

время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность

форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в

его время в итальянской живо­писи"византийской" или"греческой" манере. Он

вводил заимствованную у древних художников свето­теневую моделировку,

достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла.

Ведущая роль в италь­янской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной

жизни Италии и опре­деляла главное направление развития ее искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди

Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников

итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). В своих

работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и

передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника

величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и

архи­тектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой

Джотто является роспись капеллы дель Арены в Подое.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает

его в реальную об­становку, отказываясь при этом от соединения в одной

композиции разновременных моментов. Компо­зиции Джотто всегда

пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не

глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.

Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому

центру.

Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным

художником своего вре­мени, ставшим на путь реформ, однако

целеустремленность, решительность, смелый разрыв с сущест­венными принципами

средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - первой половины

XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно

время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов

различно, как различны были их жизненный уклад и их культура.

Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных

столкновений, оканчивав­шихся с переменным успехом, однако к концу XIII

столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой

Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В

Сиене ценили фран­цузские иллюстрированные рукописи и произведения

художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из

изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-

1297 годах Джованни Пизано.

в начало

ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный

перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за

собой обновление всей итальянской художест­венной культуры. Творчество

Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма,

существенно отличавшегося от того"реализма деталей", который был характерен

для готизи­рующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров

проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека,

поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору

в античности и ис­кусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на

ощупь искали мастера Проторенессанса, те­перь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий,

в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных

течений. Новое искусство, по­бедившее в начале XV века в передовой Флоренции,

далеко не сразу получило признание и распространение в других областях

страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Ма­заччо,

Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и

готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура

первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со

времени состоявшегося во Флоренции все­ленского церковного собора, на который

прибыли в сопровождении пышной свиты византийский импе­ратор Иоанн Палеолог и

константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году,

когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город

этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка,

а также литературы и фи­лософии Древней Греции. И все же ведущая роль в

культурной жизни

Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.

в начало

А Р Х И Т Е К Т У Р А

Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших

итальянских зодчих XV столетия. Он от­крывает новую главу в истории архитектуры

- формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще

его современниками. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во

Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших"кому бы то ни

было из древ­них и прославленных мастеров искусств". Первым среди этих

художников он назвал Брунеллески. По словам самого раннего биографа мастера

Антонио Манетти, Брунеллески "обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества,

который называют римским или классическим", тогда как до него и в его время

строили лишь в"немецкой" или"современной" (то есть готической) манере. Сто лет

спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в

мир,"чтобы придать новую форму архитектуре".

Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику,

сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской

архитектуры, сохранившей элементы клас­сики на протяжении всего

средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох:

одно­временно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому

пути развития архитектуры.

Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Так как отец готовил его к той же

деятельности, он полу­чил широкое гуманистическое. Склонность к искусству

заставила его, однако, свернуть с предначер­танного отцом пути и поступить в

обучение к ювелиру.

В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и

купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и

декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. В основном здание

было уже возведено, однако задуманный в XIV столетии огромный ку­пол не был

осуществлен. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола.

В конце концов он получил заказ на выполнение работы; становится

руководителем. Главная трудность, кото­рая встала перед мастером, была

вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 мет­ров), что

потребовало специальных усилий для облегчения распора. Путем применения

остроумной конструкции, Брунеллески разрешил проблему, создав, по выражению

Леона Баттисты Аль­берты,"искуснейшее изобретение, которое, поистине, столь

же невероятно в наше время, сколь может быть, оно было неведано и недоступно

древним". Купол был начат в 1420 году и завершен в 1436 году без фонарика,

достроенного по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера. Это

произведение флорентийского зодчего положило начало строительству купольных

церквей итальянского Ренессанса, вплоть до собора Святого Петра, увенчанного

куполом Микеланджело.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в

области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя)

Оспедале дельи Инноченти на площади Сан­тиссима Аннунциата (1419-1445). При

первом же взгляде на это здание бросается в глаза его сущест­венное и

принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность

фасада, нижний этаж которого занимает открывающая на площадь девятью арками

лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими,

обрамленными пилястрами проемами, - все вызывает впечатление равновесия,

гармонии и покоя. Однако, приблизившись к классическому за­мыслу, Брунеллески

воплотил его в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции

ко­лонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения

Брунеллески с тем вари­антом классики, который донесла до позднего

средневековья архитектура тосканского Проторенес­санса.

Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь

Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой

капеллы, получившей впоследствии название старой ризницы (1421-1428). В ней

он создал тип ренес­санского центрического сооружения, квадратного в плане и

перекрытого куполом, покоящимся на па­русах. Само здание церкви представляет

собой трехневную базилику.

Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили

дальнейшее раз­витие в одном из самых прославленных и совершенных творений

Брунеллески - капелле Пацци (1430-1443). Она от-личается ясностью

пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропор­ций и

декорировки. Центрический характер здания, все объемы которого группируются

вокруг подку­польного пространства, простота и четкость архитектурных форм,

гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци сосредоточением новых

принципов архитектуры Ренессанса.

Последние работы Брунеллески - ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели,

церковь Сан Спирито и некоторые другие - остались незавершенными.

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в

скульптуре. В начале XV века большие заказы по украшению крупнейших зданий

города - собора, баптистерия, церкви Ор Сан Ме­келе, - исходившие и от самых

богатых и влиятельных в городе цехов и купеческих гильдий, привлекают много

молодых художников, из среды которых вскоре выдвигается ряд выдающихся

масте­ров.

Донателло (1386-1466) - великий флорентийский скульптор,

который стоял во главе мастеров, поло­живших начало расцвету Возрождения. В

искусстве своего времени он выступил как подлинный нова­тор.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического

идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой

индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении

натуры и умело используя античное наследие, Донателло пер­вым из мастеров

Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать

ор­ганическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает

разнообразием новых начи­наний. Он возродил изображение наготы в статуарной

пластике, положил начало скульптурному порт­рету, отлил первый бронзовый

памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу сво­бодно

стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях

теорию линей­ной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы

надолго определили развитие евро­пейской скульптуры.

Донато ди Никколо ди Бетти Барди, которого принято называть уменьшительным

именем Донателло был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Первое обучение

он прошел, как полагают, в мастерских, работавших в то время над украшением

собора. Вероятно, здесь он сблизился с Брунеллески, с которым его в течение

всей жизни связывала тесная дружба.

Уже в 1406 году Донателло получил первый самостоятельный заказ на статую

пророка для одного из порталов собора. Вслед за этим он исполнил для собора

мраморного "Давида" (1408-1409 гг. Флоренция, Национальный музей).

Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию

героизированного образа. Отка­завшись от традиционного изображения царя

Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в ру­ках, Донателло

представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом. Гордый

сознанием своей победы, Давид стоит подбоченясь, попирая ногами обрубленную

голову врага. Чувст­вуется, что создавая этот образ библейского героя,

Донателло стремился опереться на античные тра­диции, особенно заметно

сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Да­вида

в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-

за легкого на­клона головы. Есть в этой статуе - постановке фигуры, изгибе

торса, движении рук - и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение,

одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Дона­телло.

В своих произведениях Донателло стремился не только к объективной

правильности пропорций и по­строения фигуры, но всегда учитывал впечатление,

которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте.

В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан

Микеле статую Святого Марка. Сосредоточенный взгляд полон глубокой мысли, под

внешним спокойствием угадывается внутреннее горение. Все в этой фигуре весомо

и материально. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело

свисает плотная ткань одежды. Впервые в истории итальянского Возрождения с

такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки

фигуры. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве

прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной

четкостью и определяет как положение слегка изо­гнувшегося торса, рук и

головы, так и характер складок одежды.

Донателло, по словам Вазари, заслуживает всяческой похвалы за то,"что он

работал столько же ру­ками, сколько расчетом", не уподобляясь художникам,

чью"произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в

котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое

место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной

вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на

своем прежнем месте".

Статуя Георгия - одна из вершин творчества Донателло. Здесь он создает

глубоко индивидуальный об­раз и вместе с тем воплощает тот идеал сильной

личности, могучего и прекрасного человека, который был в высокой мере

созвучен эпохе и позднее нашел отражение во многих произведениях мастеров

итальянского Ренессанса. "Георгий" Донателло - гибкий, стройный юноша в

легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит

уверенно, опираясь на щит. Героический образ юноши-патриота, готового встать

на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. Это

типичная черта искусства раннего Возрождения, обусловленная стремлением

художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую

личность.

Последние годы жизни Донателло провел во Флоренции. Мрачное и тревожное

настроение овладевает в эти годы художником. В произведениях его все чаще

звучат темы старости, страданий, смерти даже в статуе"Марии Магдалины" (1445)

он, вопреки традиции, представил святую не цветущей и юной, а в виде

высохшей, изможденной постом и покаянием отшельницы, одетой в звериную шкуру.

Старческое лицо Магдалины с глубоко запавшими глазами и беззубым ртом

обладает потрясающей силой экспрес­сии.

Позднее творчество Донателло стоит особняком во флорентийском искусстве 50-

60-х годов. В середине столетия скульптура Флоренции утрачивает

монументальный характер и черты драматической экспрес­сии. Все более широкое

распространение получают светские и бытовые мотивы, возникает и быстро

распространяется скульптурный портрет.

Живопись Флоренции первой трети XV столетия богата контрастами.Как и в

скульптуре, однако не­сколько позже, в ней совершается решительный перелом от

отмеченного влияния готики искусства позднего треченто к искусству

Ренессанса. Главой нового направления был Мазаччо, деятельность ко­торого

приходится на третье десятилетие XV века. Искусство Мазаччо опередило свое

время. Его ради­кальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на

художников, однако были восприняты лишь частично.

в начало

Мазаччо(1401-1428) - человек, одержимый искусством,

безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и

за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо, что в переводе с итальянского

означает мазила.

Предполагаемый учитель Мазаччо - флорентиец Мазолино. Огромное воздействие на

юного художника оказало искусство Джотто, а также творческий контакт со

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.