РУБРИКИ

Курсовая: Взаимодействие СМИ и аудитории

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Взаимодействие СМИ и аудитории

Курсовая: Взаимодействие СМИ и аудитории

государственный университет

факультет

Кафедра

Курсовая работа

«Взаимодействие СМИ и аудитории»

Выполнил

студент го курса

Научный руководитель:

1999 г.

Содержание :

Введение.......................................................................3

Основная часть.................................................................5

Глава первая...................................................................5

Средства массовой информации............................................5

1. Общие понятия, классификация.........................................5

Глава вторая..................................................................12

Аудитория..............................................................12

1.Понятие, характеристики..............................................12

2.Отношение аудитории к СМИ............................................15

Глава третья..................................................................17

Информация.............................................................17

1.Информационные потребности аудитории.................................17

2.Информация в действии................................................19

Глава четвертая...............................................................23

Взаимодействие.........................................................23

1. Включенность населения в систему СМИ................................23

2. Личность в сфере влияния СМИ........................................24

3.СМИ и духовный мир человека..........................................27

Заключение....................................................................32

Библиография..................................................................34

Учебные пособия........................................................34

Литература.............................................................34

Пресса.................................................................35

Введение.

Миллионы газетных полос ежеднев­но попадают в руки читателей. Волны сотен

радиостанций прони­зывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого

уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десят­ки космических спутников делают

нас свидетелями со­бытий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто

невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим

влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше сказанного становится

ясно, что социологу – исследователю просто необходимо знать всё процессы,

связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности

формирования общественного мнения, идеологии.

Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме

средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ,

увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного

человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде

чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях,

поняв все тенденции и закономерности данного явления. Автору данной работы

показалось необходимым изучить, для начала, отдельную частицу сложного процесса

массовой коммуникации, как-то - аудиторию, продемонстрировать её

информационные потребности и связанную с ними необходимость использовать СМИ,

её отношение к средствам массовой информации, предпочтения, и зависимость от

них.

Работа состоит из четырёх глав, введения, заключения и библиографии.

Первая глава посвященна средствам массовой информации, подробно представлены

три наиболее известные виды СМИ – печать, радио и телевидение. Даны их

характеристики, представлены достоинства и недостатки, как по отдельности, так

и в сравнении. В связи с последними показаны предпочтения аудитории, выбирающей

в зависимости от своих желаний, возможностей и реальной ситуации то или иное

СМИ.

В постановке целей информационной деятель­ности, в выборе средств и методов

её осуществления, в предви­дении результатов явно или неявно в той или иной

форме при­сутствует представление об аудитории — о тех, кому адресован

материал, передача. В их сознании, в их деятельности должно совершиться то,

ради чего работает мощный механизм современ­ной массовой информации. Поэтому

одна из глав посвящена непосредственно понятию «аудитории», её

характеристикам. Приводится классификация аудитории по различным признакам,

показывается ценность её изучения конкретно для социологии. Социологический

анализ проблем аудитории предполагает изу­чение как объективных, так и

субъективных сторон феномена. Здесь должны быть приведены в систему все связи

между ауди­торией и средствами массовой информации во всем их многооб­разии и

на различных уровнях. Анализ таких связей, понятий, отражающих их, а также

конкретных их проявлений и составляет предмет второй главы.

Предметом для изучения в третьей главе является информация. Эффективность

работы СМИ зависит от того, насколько учтены особенности аудито­рии, к которой

обращается журналистика. Эффективная деятельность тре­бует точных знаний об

аудитории. Главным критерием выступают здесь информационные интересы и

потребно­сти аудитории, а постановка целей, чтобы не быть про­извольной, должна

опираться на конкретные представле­ния о действующих силах современной истории,

на по­нимание законов общественного развития, на осознание классовой

расстановки сил и т. д. Потребность в информации обнаруживается при

сопо­ставлении реального состояния, скажем, общественного мнения, знания о

предмете, которым владеет потенци­альная аудитория, с теми данными, которыми

эта ауди­тория должна располагать для выбора правильных и точных решений.

Именно тогда становится ясно, какие зна­ния, идеи, ценности надо поддержать и

развить, что в сознании аудитории перестраивать, вытеснять, преодоле­вать, на

какие вопросы отвечать, чем пополнить инфор­мационную «картину мира» читателей,

зрителей, слуша­телей.

Следовательно, эффективность средств массовой ин­формации определяется

степенью реализации целей, по­ставленных перед ними, естественно, с учетом

объектив­ных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных

условиях. Поэтому знание информационных потребностей аудитории важно для

социологии, а их удовлетворение – для средств массовой информации. Знания об

интересах аудитории, о ее стремлении по­лучать информацию определенной

проблематики, типа повествования, круга авторов, направленности и т. д. да­ют

основания для программирования эффективной рабо­ты. Близость материалов

интересам аудитории позволяет устанавливать и поддерживать контакт с нею.

Четвертая глава посвящена самой главной проблеме данной работы –

взаимоотношению средств массовой информации и аудитории для которой они

существуют. Как нет артиста без публики, так нет и СМИ без слушателей,

зрителей, читателей. В главе рассмотрена включенность населения нашей страны в

системы массовой информации, проблемы, мешающие расширению этой системы и даны

реальные цифры социологических исследований, проведенных по этой теме. Процесс

включенности личности в сферу влияния средств массовой информации, несомненно

интересен для современной социологии. На протяжении всей своей жизни человек,

особенно современный, неразрывно связан с СМИ, которые оказывают мощное влияние

на формирование личности. Распространяемая ими информация воздействует на

индивида, для неё характерны быстрота и регулярность воздействия, безличный,

опосредованный характер. Важной особенностью воздействия СМИ является его

перманентность. Случаи, когда отдельные сообщения газеты, радио- или

телепередача, книга или кинофильм серьезно изменяют установки человека,

чрезвычайно редки. Однако длительное, постоянное восприятие информации одного и

того же характера может существенно сказаться на формировании духовного мира

человека. Механизм воздействия средств массовой информации на личность

заключается в распространении моделей, общественных норм, которые могут служить

образцом как для материально-предметной среды семьи (квартира, одежда и т. д.),

так и при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов,

определяющих образ жизни. Что касается ценностей, то как раз о них подробнее

идет разговор в подразделе «СМИ и духовный мир человека». Здесь рассмотрено

влияние средств массовой коммуникации на культуру, в частности на сближение

традиционной культуры и новых её ценностях, приобретенных в связи с развитием

общества. А также представлены 6 принципов гармонизации духовной жизни людей

при помощи и участии средств массовой информации.

Основная часть.

Глава первая.

Средства массовой информации.

1. Общие понятия, классификация.

Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и

письменные формы сообщения, то собственно журна­листика прямо связана с

использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств

распространения информации с помо­щью печатного воспроизведения текста и

изображения), радио (пе­редачи звуковой информации с помощью электромагнитных

волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помо­щью

электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование

соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возник­ли три

подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каж­дая из которых

состоит из огромного числа каналов — отдельных га­зет, журналов, альманахов,

книжной продукции, программ радио и те­левидения, способных распространяться

как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе

использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в

способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) при­обрела

особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на

ткани, полимерном полотне и т.д., что не прин­ципиально) с помощью типографской

техники воспроизведения тек­стов и изображений в черно-белом или цветном

варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде

напе­чатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем,

графиков и других изобразительно-графических форм, которые вос­принимаются

читателем-зрителем без помощи каких-либо дополни­тельных средств (тогда как для

получения радио - телевизионной ин­формации нужны телевизор, радиоприемник,

магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе

и воспринимается читателем «без посредников»), спо­собствует проявлению ряда

важных свойств взаимоотношений прес­сы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомле­ния со всем

«репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает

возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и

разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и

подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря

этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав

интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное

ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для

хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» — после

первичного ознакомления оставить материал для вни­мательного и подробного

прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство

с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и

т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благо­даря способу

фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «из­влечению» информации в

удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или

мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе,

самолете и т.д.). Прав­да, можно использовать переносной и снабженный

наушниками радио­приемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае

возни­кают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику,

возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и

т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала

проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме,

которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же

произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на

полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свобо­ды

при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период

незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам

коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию

практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой

технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. В настоящее время

частота выпуска печатной пе­риодики колеблется от ежедневного (газета) до

ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с

экстренной информа­цией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в

условиях неразвито­сти аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено

с труд­ностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением

радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информиро­вания. Ведь

невозможно избежать значительного разрыва во време­ни между подготовкой номера,

печатанием тиража, доставкой и полу­чением его «потребителем». Это особенно

касается прессы, распрост­раняемой по всей стране. Хотя многие издания

печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически

одновре­менно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в свя­зи

с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью

времени на доставку значительная часть аудито­рии получает общенациональные

газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку,

располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать

все преимущества этого коммуникатив­ного средства: высокий и в связи с

развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и

комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок

и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размеще­ния материалов

по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка

просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким

образом объекты и ха­рактер чтения, значительно осложняет контакты читателя с

прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для

получения «необходимой и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя

массовой информации. В условиях соседства с радио и телевидением они должны

максимально учитываться журналиста­ми, чтобы возможно полно использовать

позитивные и минимизиро­вать негативные. Основа, на которой строится

деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно

редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации;

фиксированность на бумажном носителе, что дает воз­можность разнообразить режим

«снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм

использования зафиксиро­ванной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации — самая развитая в

журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников,

журналов, книг. Это многообразие соот­ветствует особенностям различных

жизненных циклов — дневного, не­дельного, месячного, годового и других, более

протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов

экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен

стра­ниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные чер­но-белые

текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки

в журналы и фотокниги. Это разнообразие возможностей должно быть максимально

востребовано в творчестве.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является

радиовещание. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем

информа­ции в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Ра­диосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществ­ляемая по

проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на

неограниченные расстояния, причем по­лучение сигнала происходит в момент

передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой

задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда

сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозмож­но в

принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые

сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники

стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов.

Благодаря этому радио способно созда­вать полнокровную звуковую картину мира.

Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука

в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность

переда­вать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценичес­кого

действия, музыкальных произведений. Изобретение различных способов записи звука

позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или

«цитировать» давно прошед­шие передачи, создавать «перемонтажные» произведения

и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви­дение»). На

первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу

специфики радио, вневизуальность позво­ляет реализовать возможности звука в

такой мере, в какой не позво­ляет сделать это телевидение. Журналисту радио

следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение

— подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать воз­можность

«чистого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей

восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно

и глубоко, поскольку слушатель не от­влекается от звучащей речи, музыки,

голосов жизни, «не делит» свое­го внимания к звуку с тем, что его сопровождает.

В этом смысле суще­ствует большая разница между прослушиванием концерта

классичес­кой музыки по радио и «слушанием—смотрением» его по телевиде­нию

(ведь в первом случае мы воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором

— становимся очевидцами того, «как де­лается» произведение дирижером,

оркестровыми группами, отдельны­ми оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем

живую реакцию зритель­ного зала и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от

всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприя­тии

информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем са­мым сосредоточивает

восприятие на нем «самом по себе». Но «моно­полия» звука, разумеется,

ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая

картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, —

это активизация воображения слушателей, позволяю­щая им проявить свои

способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары,

чтение художественных произве­дений и передача литературно- музыкальных

композиций не принуж­дают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или

короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение

персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художе­ственного

произведения (хотя актер или ведущий некоторым обра­зом «задает рамки»

слушательской фантазии).

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства.

Радиовещание в определенном смысле принудительно—пе­редачу можно слушать лишь в

то время, когда она идет в эфир, притон в том же порядке, темпе и ритме,

которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное

время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или

медлен­нее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это

свой­ственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют

особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев ауди­тории и

составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени,

характера занятий, психического и физичес­кого состояния слушателей в различные

временные отрезки. Соответ­ственно повышается роль предваряющего передачи

обзора их содер­жания (типа «сначала новости вкратце») и внутреннего строения,

учи­тывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвле­чения

внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы

аудитории при обращении к информации радио.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказыва­ется то

обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые

рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием

передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение.

В силу этого, с одной сторо­ны, расширяются возможности передачи массовой

информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее

восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация

функционального радио в трудовом про­цессе на предприятиях, например, швейной

или часовой промышлен­ности, радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.)

при широ­ком распространении легкодоступной и простой в обращении

радио­техники, прежде всего переносной транзисторной. Но, с другой сторо­ны,

при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно

связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация

вещания с учетом распреде­ления внимания, что ведет к необходимости повторов,

акцентирова­ния существенного, увеличению в программах времени, отведенного для

музыки и развлекательных клипов.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множе­ства каналов

радиовещания, слушатель в определенный отрезок вре­мени способен воспринимать

только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь

отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому

важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при

хоро­шей реализации которой «наложение» необходимых для одной и той же

аудитории передач будет минимальным.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио,

равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах

XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров

(событийная информация, культура, развлечение) выдвину­лось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож­ностей радио и

кино. От радио телевидение взяло возможность переда­вать сигнал с помощью

радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение

пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой

линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью

наземных ретрансля­ционных линий или космической спутниковой связи). Этот

сигнал од­новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране

телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра­фический

характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря,

видеоряд на телевидении может быть подобным кино­изображению и

книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в

черно-белом, так и в цветном варианте), с теми ограничениями, которые связаны с

размерами, возможностями цвето­передачи, разрешающей способностью

телевизионного экрана. На эк­ране телевизора может быть воспроизведен и

печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оператив­ных передач как

из студии, так и с места событий (хотя прямое вклю­чение имеет ряд трудностей

технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи).

Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места

собы­тия, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», по­скольку

в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и за­действованы оба

важнейших типа рецепторов человека, что обеспе­чивает создание более прочных

связей с аудиторией. Единство аудио­визуальных (звукозрительных) средств

создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео-)

передач, занимающих значительное место в структуре программ.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы —

«аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необхо­димых случаях

передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как,

например, передача из картинной галереи). Зна­чимую, порой определяющую роль

для качества передач имеет монтаж (даже в случае с одним актером), умелое

использование крупного пла­на, темпоритмической организации подачи материала.

Специфика те­левидения определяет особенности всех типов программ — и

публици­стических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности вос­приятия программ

аудиторией. Хотя в совокупности аудитория теле­видения составляет миллионы, у

экрана обычно собирается неболь­шая, чаще всего семейная, группа людей, причем

просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное

обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения

в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на

работе), если прослушивание радиопередач также может про­ходить в самых разных

условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим

аудиовизуальным характерис­тикам кино и театру — видам искусства, издавна

сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и

к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен

происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает

трансляции из больших залов с показом боль­ших групп зрителей, когда характер

общения с аудиторией оказывает­ся иным, близким по типу к «митингу миллионов».

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное

время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от

журналистов умения сочетать информацион­ную насыщенность с высоким уровнем

увлекательности, со способно­стью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки

к следующему рабочему дню.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность

для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и

темпоритм, требует особенно тщательного под­хода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират»

средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей,

проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако

при наличии специ­фичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее

— это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно

словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор­мацию. Формы воплощения

понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук

на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати,

вневизуальное — звуковое и словесное — повествование на радио и в печати и

т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како­му-либо одному

средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная

информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно

развивающийся четвертый тип каналов информации — всемир­ная компьютерная сеть

(представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду

со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и

дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -«сетевещание»,

сайты («странич­ки») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие

содержа­ние и получаемые в режиме реального времени. Таким образом,

компь­ютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда,

печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости

распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая

часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих

полноценное освоение ин­формации даже при наличии в компьютере

программы-переводчика.

Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При

этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами

складываются свои предпочтения и мотивации, учесть которые также полезно

журналистам.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стрем­ление

глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в законо­мерностях жизни,

затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком

провести свободное время. Радио преж­де всего удовлетворяет стремление получать

оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести

свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические

советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио,

раз­ница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь

выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение

оперативной информации уходит на второй план.

Если учитывать эти мотивы и предпочтения, то можно сказать следу­ющее. Для

деятельности прессы должно быть характерным сводное представление событийной

информации, сопровождающееся серьез­ным комментарием и обращением к

фундаментальным закономернос­тям жизни; важна также практическая направленность

информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как

фоновая. Журналисты радио обязаны прежде всего оперативно осве­щать события дня

(и в первую очередь — последних часов), причем активным фоном этой информации

может быть музыка или другая ин­формация «культурного досуга»; при этом

непрерывность и разнообра­зие информационного потока создают полную возможность

ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах

пе­редач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание полу­чить

утилитарную информацию. Тележурналисты лишь в том случае пол­но выполняют свои

задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения

свободного времени прежде все­го. Но в то же время они обязаны готовить

насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и

удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

Значение для массовой аудитории информации, поступающей по глобальным

компьютерным сетям типа «Интернет» пока недостаточно ясно. Большая часть нашей

аудитории еще не имеет возможности вы­ходить в «Интернет». Пользующиеся же его

возможностями чаще все­го только настраиваются на получение информации,

«прикидывают» на себя его возможности, вырабатывают свое отношение к нему как

каналу массовой информации. Но уже есть и «фанаты», на которых «Интернет»

действует как своего рода информационный наркотик.

Глава вторая.

Аудитория.

1. Понятие, характеристики.

Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ

являются массы людей, различные обществен­ные группы в определенной системе

отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам

периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения

рассмат­риваются и в более широкой системе социальных отношений.

Этимологически понятие «аудитория» связано с представле­нием о множестве

людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В

эмпирических исследованиях оно тол­куется обычно как совокупность людей,

вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может

исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.

На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение

масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист»,

«аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных

субъ­ектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который

занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым

является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации

действуют институты, за ко­торыми закреплены функции сбора, обработки и

распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых

предназна­чена эта информация, — с другой. Так складываются функцио­нальные

отношения между участниками—издателем, журна­листом, аудиторией.

Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к

установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека

на человека целенаправленным, кор­ректирует его с учетом реакции партнеров по

общению: воз­действие информации на человека опосредуется его активным

отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой

информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые

его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению,

ожидания от инфор­мации и реакцию на нее. При этом расчет делается на

характе­ристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый.

Газеты, радио, теле­видение—даже в самом специализированном виде—обращаются к

тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на

индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на

прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и

профессиональ­ных общностей) с личностью.

Средства массовой информации апеллируют к личности в со­вокупности её

социальных ролей—как к гражданину и семьянину, представителю

российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной

профессии и работнику народно­хозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание

массовой ин­формации охватывает все стороны связей человека с обществом и его

подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.

Поэтому журналистика, ее практичес­кие задачи оказались так близки к конкретной

социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей, науке,

которую «отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного

общества, класса, социальной группы, вопло­щающий в себе некоторые

социально-типичные черты».

В поле зрения социологии журналистики попадают и те харак­теристики

(отношения) аудитории, которые определяются рам­ками самой системы массовой

информации (аудиторные характе­ристики или отношения), и те, что определяются

объективным положением в более широкой социальной системе

(социально-демографические и профессиональные характеристики) и субъек­тивным

отношением к своему положению людей (социально-пси­хологические

характеристики). Свойства аудитории, характеризующие ее положение в широкой

социальной системе, рассматри­ваются как факторы, независимые переменные по

отношению к аудиторным характеристикам—зависимым переменным.

Каждая отдельно взятая социально-демографическая и соци­ально-психологическая

характеристика не дает возможности предполагать с высокой степенью вероятности

тот или иной выбор человеком информации, ее оценку, реакцию на нее и т. п. Так,

в системе массовой информации знание только профессиональных характеристик

аудитории не дает возможности прогнозировать ее аудиторное поведение. Таким

образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение

аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.

В поиске оснований для планирования информационного воз­действия практики и

исследователи в области массовой информа­ции стремятся отыскать устойчивые

сочетания социально-демо­графических и социально-психологических характеристик

аудито­рии. В этом смысл типологических исследований. Выявление представителей

разных типов среди аудитории позволяет сделать адресат массовой информации

более конкретным и соответственно более действенным—информационное воздействие.

Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего»

представителя аудитории. Таковы справочные от­делы газет и передачи радио и

телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др.

Существуют мате­риалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы,

аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую

аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и

телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информацион­ные программы

радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории—важнейшая

задача практического програм­мирования деятельности массовой информации. Оно

может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт,

привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий,

рубрик, программ.

Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому

уровню, следует конкретизировать понятие аудитории.

В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны,

местные средства—соответственно на все на­селение того региона, в котором они

действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию

СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все

работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других

сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует

специального рассмотрения).

В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания,

программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по

конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским

увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим

понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала

информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди,

вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми

рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию—это те, кто

читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к

данному изданию, программе.

Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как

устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный

контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации:

подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и

телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

Данные ряда исследований позволяют предположить, что ста­тистическая граница

аудитории и не аудитории (реальной ауди­тории и не аудитории) ежедневных газет,

радио и телевидения пролегает между следующими мерами регулярности обращения

«несколько раз в неделю» и «один раз в неделю» (т.е. если уж люди пользуются

данным средством массовой информации, то делают это не реже одного раза в

неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и

реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной

аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИП. Причем такие

пока­затели следует рассматривать как базовые или как условие для достижения

всех других, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией, и прежде

всего аудиторией расчетной.

Практически в каждом издании (а если взять систему массо­вой информации в

целом или средство массовой информации в целом—то тем более) сосуществуют

материалы, направленные на все или на отдельные виды аудитории. С другой

стороны, в аудитории есть люди, имеющие по положению в системе общественного

разделения труда, по положению в системе общест­венного управления разное

объективное отношение к определен­ным изданиям, программам, рубрикам,

материалам. Легче всего обнаружить разницу во взаимоотношениях органа

информации с, массовой аудиторией и социальными институтами

(организация­ми, ведомствами, учреждениями). Некоторые исследова­тели вообще

предложили разделить читателей газеты на «дело­вых» и «эмоциональных»—тех, кто

читает данные материалы по долгу службы, и тех, кому они просто нравятся и

потому ин­тересны. Несмотря на всю условность такого разделения, в нём отражены

обе стороны результативности деятельности СМИ - эффективность и действенность.

Эффективность принято рассматривать в связи с воздейст­вием на массовую

аудиторию, действенность—на социальные институты. В целом это оказывается

воздействием физически на одних и тех же людей, но ситуативно — в их разных

функциях одни материалы апеллируют к ним как к конкретным предста­вителям

конкретных организаций в сфере их должностной компетенции, другие—касаются их в

той же мере, как и многих других людей разных профессий и возрастов, должности

и положения.

Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и

специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информации

внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения

есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­бый

акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их

аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несет

информацию, связанную с профессионально - должностной или

общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким

образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши

центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особый

читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов

передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на

обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те,

что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать

связи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями,

обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория

«имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким

образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что и

позволяет выделять в ней при исследовании разные группы.

2. Отношение аудитории к СМИ.

Функциональные отношения между участниками процесса массовой информации

реализуются во множестве частных связей (отношений). Аудитория

характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием

«отношение аудитория к средствам массовой информации.

Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв­ляющимися факторами

поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала,

длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне

одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы,

ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания

по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений)

аудитории с другими участниками системы информации можно выделить связи

объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что

проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников

инфор­мации, письменные и устные контакты с «журналистом» и «издателем». Ко

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.