РУБРИКИ

Курсовая: Прикладная математика

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Прикладная математика

/p>

Напомним, как находить `Q и r.

`Q1 =å qipi = 5*1/2+2*1/6+8*1/6+4*1/6=29/6

j

r1 = M [Q21 ] - (Q1)2; M [Q21] = 25*1/2+4*1/6+64*1/6+16*1/6=159/6;

Q21 = 841/36; D [Q1] = (159*6-841)/36 = 113/36; Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика Нанесем средние ожидаемые

доходы `Q и риски r на плоскость - доход откладываем по горизонтали, а риски по

вертикали (см. рис.):

`Q

Получили 4 точки. Чем правее точка (`Q, r), тем более доходная операция, чем

точка выше - тем более она рисковая. Значит, нужно выбирать точку правее и

ниже. Точка (`Q¢, r¢) доминирует точку (`Q, r) если `Q¢ ³`Q

и r¢ £ r. В нашем случае 1-я операция доминирует 2-ю, 3-я

доминирует 2-ю и 3-я доминирует 4-ю. Но 1-я и 3-я операции несравнимы -

доходность 3-й больше, но и риск ее тоже больше.

Точка, не доминируемая никакой другой называется оптимальной по Парето, а

множество всех таких точек называется множеством оптимальности по Парето.

Легко видеть, что если из рассмотренных операций надо выбирать лучшую, то ее

обязательно надо выбрать из операций, оптимальных по Парето.

Для нахождения лучшей операции иногда применяют подходящую взвешивающую формулу,

которая для пар (`Q, r) дает одно число, по которому и определяют лучшую

операцию. Например, пусть взвешивающая формула есть j (Q)= 2×Q - r .

Тогда получаем:

j (Q1)= 2*4.81-1.77 = 7.85; j (Q2)= 4.75; j (Q3)= 11.70; j (Q4)= 3.08

Видно, что 3-я операция - лучшая, а 4-я - худшая.

37

§13. Задача формирования оптимального

портфеля ценных бумаг.

На финансовом рынке обращается, как правило, множество ценных бумаг:

государственные ценные бумаги, акции частных фирм, векселя и т.п. Ценная

бумага удостоверяет возможность получения некоторого дохода. В общем случае

владелец получит некоторый случайный доход.

Из характеристик ценных бумаг наиболее значимы две: эффективность и

рискованность. Эффективность E есть некоторый обобщенный показатель дохода или

прибыли. Будем считать E случайной величиной, ее математическое ожидание есть

mЕ.

При исследовании финансового рынка дисперсию обычно называют вариацией V и

рискованность обычно отождествляется со Средним Квадратическим Отклонением.

Таким образом, V=D[E]= M[( E- mЕ )2 ] и s =Курсовая: Прикладная математика

.

Рассмотрим общую задачу распределения капитала, который участник рынка хочет

потратить на покупку ценных бумаг, по различным видам ценных бумаг.

Пусть xi - доля капитала, потраченная на закупку ценных бумаг i-го

вида. Пусть Ei - эффективность (можно считать, доход за некоторый

период времени) ценных бумаг i-го вида, стоящих одну денежную единицу. Через

Vij будем обозначать ковариацию ценных бумаг i-го и j -го видов

(или корреляционный момент Kij). Пусть mi -

математическое ожидание эффективности Ei и si = Курсовая: Прикладная математика

, где Vii - вариация или дисперсия этой эффективности Ei

. Рискованность ценной бумаги i-го вида отождествим со средним квадратическим

отклонением si.

Набор ценных бумаг, находящихся у участника рынка, называется его портфелем.

Эффективность портфеля ( в простейшем случае это доход, приносимый ценными

бумагами портфеля за какой-нибудь промежуток времени), вообще говоря, есть

случайная величина, обозначим ее через Ep, тогда ожидаемое значение

этой эффективности mp =M[Ep]=Курсовая: Прикладная математика

. Дисперсия портфеля есть D[Ep ]= Курсовая: Прикладная математика

. Величина Курсовая: Прикладная математика может

быть названа риском портфеля. Обычно D[Ep] обозначается Vp

. Итак, мы выразили эффективность и риск портфеля через эффективности

составляющих его ценных бумаг и их ковариации.

Каждый владелец портфеля ценных бумаг сталкивается с дилеммой: хочется иметь

эффективность побольше, а риск поменьше. Однако поскольку "нельзя поймать

двух зайцев сразу", необходимо сделать определенный выбор между

эффективностью и риском.

Математическая формализация задачи формирования оптимального

портфеля такова:

Найти xi, минимизирующие вариацию эффективности портфеля

Vp = Курсовая: Прикладная математика ,

при условии, что обеспечивается заданное значение ожидаемой

эффективности портфеля mp, т.е.

mp =Курсовая: Прикладная математика .

поскольку xi - доли, то в сумме они должны составлять единицу:

Курсовая: Прикладная математика =1 .

38

Решение (оптимальное) этой задачи обозначим *. Если x*i

>0 , то это означает рекомендацию вложить долю x*i

наличного капитала в ценные бумаги i-го вида. Если же x*i

<0 , то содержательно это означает провести операцию "short sale". Если

такие операции невозможны, значит необходимо ввести ограничения xi

³ 0 . Что такое операция "short sale" ?

Если x*i < 0 , то инвестор, формирующий портфель,

обязуется через какое-то время поставить ценные бумаги i-го вида (вместе с

доходом, какой они бы принесли их владельцу за это время). За это сейчас он

получает их денежный эквивалент. На эти деньги он покупает более доходные

ценные бумаги и получает по ним доход и оказывается в выигрыше!

Если на рынке есть безрисковые бумаги (к таким можно с некоторой натяжкой

отнести государственные ценные бумаги), то решение задачи об оптимальном

портфеле сильно упрощается и приобретает замечательное новое качество.

Пусть m0 - эффективность безрисковых бумаг, а x0 - доля

капитала в них вложенного. Пусть mr - средняя ожидаемая

эффективность и Vr, sr - вариация (дисперсия), СКО

эффективности рисковой части портфеля, в рисковую часть портфеля вложено (1-x

0) часть всего капитала. Тогда ожидаемая эффективность всего портфеля m

p =x0 m0 +(1-x0 )mr, вариация

портфеля Vp =(1-x0 )2 Vr и риск

портфеля sp =(1-x0 ) sr (считается, что

безрисковые бумаги некоррелированы с остальными). Исключая x0,

получим

mp = m0 +sp (m -m0 )/ sr ,

т.е. ожидаемая эффективность портфеля линейно зависит от его риска.

Рассмотрим задачу об оптимальном портфеле в этом случае. Рисковые виды ценных

бумаг будем нумеровать числами от 1 до n .

Курсовая: Прикладная математика

x0 m0 + Курсовая: Прикладная математика = mp

x0 + Курсовая: Прикладная математика = 1

Изложим теперь окончательное решение этой задачи.

Пусть V - матрица ковариаций рисковых видов ценных бумаг, X=(xi),

M=(mi) - векторы-столбцы долей xi капитала, вкладываемых

в i-й вид рисковых ценных бумаг и ожидаемых эффективностей этого вида, i=1,..,

n. Пусть также I - n-мерный вектор-столбец, компоненты которого есть 1. Тогда

оптимальное значение долей xi есть

Курсовая: Прикладная математика .

Здесь V-1 - матрица, обратная к V . В числителе дроби стоит число,

в знаменателе, если выполнить все действия (верхний индекс Т

означает транспонирование вектора-столбца), тоже получится число, причем

константа, определяемая рынком и не зависящая от инвестора, V-1

(M-m0I) - вектор-столбец размерности n . Видно, что этот вектор не

зависит от эффективности портфеля mp. Таким образом, вектор долей

рисковых видов ценных бумаг пропорциональный этому вектору также не зависит от

mp. Следовательно, структура рисковой части портфеля не зависит от

mp. Однако сумма компонент вектора X* зависит от m

p, именно, компоненты вектора X* пропорционально увеличиваются

с ростом mp, поэтому доля x0 безрисковых вложений

будет при этом сокращаться.

39

Пример. Сформировать оптимальный портфель заданной эффективности из трех

видов ценных бумаг: безрисковых эффективности 2 и некоррелированных рисковых

ожидаемой эффективности 4 и 10 и рисками 2 и 4 . Как устроена рисковая

часть оптимального портфеля? При какой ожидаемой эффективности портфеля

возникает необходимость в операции "short sale" и с какими ценными бумагами?

Решение. Итак, m0 =2, M=Курсовая: Прикладная математика

, V=Курсовая: Прикладная математика . Зададимся

эффективностью портфеля mp. Теперь надо найти обратную матрицу к

матрице V . Это просто: V-1 = Курсовая: Прикладная математика

. Вычислим знаменатель:

Курсовая: Прикладная математика

.

Итак, вектор долей рисковых бумаг есть X* =((mз-2)/5)Курсовая: Прикладная математика

. Таким образом, рисковые доли должны быть одинаковы и каждая из них равна (m

з-2)/10 . Следовательно, x*0 =1-(mр-2)/5

. Понятно, что необходимость в операции "short sale" возникнет, если x*

0 < 0, т.е. когда mр > 7 .

Можно доказать, что риск оптимального портфеля в зависимости от его доходности

при наличии безрисковых бумаг равен Курсовая: Прикладная математика

, где Курсовая: Прикладная математика

Постановку задачи формирования оптимального портфеля (1) можно словами

сформулировать так:

Сформировать портфель минимального риска из всех имеющих эффективность не

менее заданной.

Но столь же естественна и задача формирования портфеля максимальной

эффективности из всех имеющих риск не более заданного, т.е. найти Курсовая: Прикладная математика

, максимизирующие ожидаемую эффективность портфеля

Курсовая: Прикладная математика

при условии, что обеспечивается значение риска портфеля не более заданного, т.е.

Курсовая: Прикладная математика

поскольку Курсовая: Прикладная математика – доли, то в сумме они должны составлять единицу: Курсовая: Прикладная математика

Если на рынке есть безрисковые бумаги, то в такой постановке задача формирования

такого оптимального портфеля имеет решение, очень похожее на (2): Оптимальное

значение долей Курсовая: Прикладная математика

рисковых бумаг есть

Курсовая: Прикладная математика (3)

Можно доказать, что эффективность портфеля максимальной эффективности в

зависимости от заданного его риска Курсовая: Прикладная математика

равна Курсовая: Прикладная математика .

40

§14. Принятие решений в условиях неопределенности

Предположим, что ЛПР (Лицо, Принимающее Решения) рассматривает несколько

возможных решений Курсовая: Прикладная математика .

Ситуация неопределенна, понятно лишь, что наличествует какой-то из вариантов Курсовая: Прикладная математика

. Если будет принято Курсовая: Прикладная математика

-e решение, а ситуация есть Курсовая: Прикладная математика

-я , то фирма, возглавляемая ЛПР, получит доход Курсовая: Прикладная математика

. Матрица Курсовая: Прикладная математика

называется матрицей последствий (возможных решений). Какое же решение нужно

принять ЛПР? В этой ситуации полной неопределенности могут быть высказаны лишь

некоторые рекомендации предварительного характера. Они не обязательно будут

приняты ЛПР. Многое будет зависеть, например, от его склонности к риску. Но как

оценить риск в данной схеме?

Допустим, мы хотим оценить риск, который несет Курсовая: Прикладная математика

-e решение. Нам неизвестна реальная ситуация. Но если бы ее знали, то выбрали бы

наилучшее решение, т.е. приносящее наибольший доход. Т.е. если ситуация есть Курсовая: Прикладная математика

-я , то было бы принято решение, дающее доход Курсовая: Прикладная математика

.

Значит, принимая Курсовая: Прикладная математика -e

решение мы рискуем получить не Курсовая: Прикладная математика

, а только Курсовая: Прикладная математика , значит

принятие Курсовая: Прикладная математика -го решения

несет риск недобрать Курсовая: Прикладная математика

. Матрица Курсовая: Прикладная математика

называется матрицей рисков.

Пример 1. Пусть матрица последствий есть Курсовая: Прикладная математика

Составим матрицу рисков. Имеем Курсовая: Прикладная математика Следовательно, матрица рисков есть

Курсовая: Прикладная математика

А. Принятие решений в условиях полной неопределенности.

Не все случайное можно "измерить" вероятностью. Неопределенность – более

широкое понятие. Неопределенность того, какой цифрой вверх ляжет игральный

кубик отличается от неопределенности того, каково будет состояние российской

экономики через 15 лет. Кратко говоря, уникальные единичные случайные явления

связаны с неопределенностью, массовые случайные явления обязательно допускают

некоторые закономерности вероятностного характера.

Ситуация полной неопределенности характеризуется отсутствием какой бы то ни

было дополнительной информации. Какие же существуют правила-рекомендации по

принятию решений в этой ситуации?

Правило Вальда (правило крайнего пессимизма). Рассматривая Курсовая: Прикладная математика

-e решение будем полагать, что на самом деле ситуация складывается самая плохая,

т.е. приносящая самый малый доход Курсовая: Прикладная математика

.

Но теперь уж выберем решение Курсовая: Прикладная математика

с наибольшим Курсовая: Прикладная математика . Итак,

правило Вальда рекомендует принять решение Курсовая: Прикладная математика

, такое что

41

Курсовая: Прикладная математика

Так, в вышеуказанном примере, имеем Курсовая: Прикладная математика

Теперь из чисел 2,2,3,1 находим максимальное. Это – 3 . Значит, правило Вальда

рекомендует принять 3-е решение.

Правило Сэвиджа (правило минимального риска). При применении этого правила

анализируется матрица рисков Курсовая: Прикладная математика

. Рассматривая Курсовая: Прикладная математика -e

решение будем полагать, что на самом деле складывается ситуация максимального

риска Курсовая: Прикладная математика

Но теперь уж выберем решение Курсовая: Прикладная математика

с наименьшим Курсовая: Прикладная математика . Итак,

правило Сэвиджа рекомендует принять решение Курсовая: Прикладная математика

, такое что

Курсовая: Прикладная математика

Так, в вышеуказанном примере, имеем Курсовая: Прикладная математика

Теперь из чисел 8,6,5,7 находим минимальное. Это – 5. Значит правило Сэвиджа

рекомендует принять 3-е решение.

Правило Гурвица (взвешивающее пессимистический и оптимистический подходы к

ситуации). Принимается решение Курсовая: Прикладная математика

, на котором достигается максимум

Курсовая: Прикладная математика

где Курсовая: Прикладная математика . Значение Курсовая: Прикладная математика

выбирается из субъективных соображений. Если Курсовая: Прикладная математика

приближается к 1, то правило Гурвица приближается к правилу Вальда, при

приближении Курсовая: Прикладная математика к 0,

правило Гурвица приближается к правилу "розового оптимизма" (догадайтесь сами,

что это значит). В вышеуказанном примере при Курсовая: Прикладная математика

правило Гурвица рекомендует 2-е решение.

В. Принятие решений в условиях частичной неопределенности.

Предположим, что в рассматриваемой схеме известны вероятности Курсовая: Прикладная математика

того, что реальная ситуация развивается по варианту Курсовая: Прикладная математика

. Именно такое положение называется частичной неопределенностью. Как здесь

принимать решение? Можно выбрать одно из следующих правил.

Правило максимизации среднего ожидаемого дохода. Доход, получаемый фирмой при

реализации Курсовая: Прикладная математика -го

решения, является случайной величиной Курсовая: Прикладная математика

с рядом распределения

Курсовая: Прикладная математика

.

Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика

.

Курсовая: Прикладная математика

Математическое ожидание Курсовая: Прикладная математика

и есть средний ожидаемый доход, обозначаемый также Курсовая: Прикладная математика

. Итак, правило рекомендует принять решение, приносящее максимальный средний

ожидаемый доход.

Предположим, что в схеме из предыдущего п. вероятности есть (1/2, 1/6, 1/6,

1/6). Тогда Курсовая: Прикладная математика

Максимальный средний ожидаемый доход равен 7, соответствует 3-у решению.

Правило минимизации среднего ожидаемого риска. Риск фирмы при реализации Курсовая: Прикладная математика

-го решения, является случайной величиной Курсовая: Прикладная математика

с рядом распределения

42
Курсовая: Прикладная математика

.

Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика

.

Курсовая: Прикладная математика

Математическое ожидание Курсовая: Прикладная математика

и есть средний ожидаемый риск, обозначаемый также Курсовая: Прикладная математика

. Правило рекомендует принять решение, влекущее минимальный средний ожидаемый

риск.

Вычислим средние ожидаемые риски при указанных выше вероятностях. Получаем Курсовая: Прикладная математика

Минимальный средний ожидаемый риск равен 7/6, соответствует 3-у решению.

Нанесем средние ожидаемые доходы Курсовая: Прикладная математика

и средние ожидаемые риски Курсовая: Прикладная математика

на плоскость – доход откладываем по вертикали, а риски по горизонтали (см.рис.):

Курсовая: Прикладная математика Получили 4 точки. Чем выше точка Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика , тем более доходная операция, .Q3

чем точка правее – тем более она

рисковая. Значит, нужно выбирать

точку выше и левее. Точка Курсовая: Прикладная математика .Q1

доминирует точку Курсовая: Прикладная математика , если Курсовая: Прикладная математика .Q2

и Курсовая: Прикладная математика и хотя бы одно из

этих .Q4

неравенств строгое. В нашем случае

Курсовая: Прикладная математика 3-я операция доминирует все

остальные. Курсовая: Прикладная математика

Точка, не доминируемая никакой другой называется оптимальной по Парето, а

множество всех таких точек называется множеством оптимальности по Парето.

Легко видеть, что если из рассмотренных операций надо выбрать лучшую, то ее

обязательно надо выбрать из операций, оптимальных по Парето. В нашем случае,

множество Парето, т.е. оптимальных по Парето операций, состоит только из

одной 3-й операции.

Для нахождения лучшей операции иногда применяют подходящую взвешивающую формулу,

которая для пар Курсовая: Прикладная математика

дает одно число, по которому и определяют лучшую операцию. Например, пусть

взвешивающая формула есть Курсовая: Прикладная математика

. Тогда получаем: Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика . Видно, что 3-я операция – лучшая, а 4-я – худшая.

С. Правило Лапласа.

Иногда в условиях полной неопределенности применяют правило Лапласа

равновозможности, когда все вероятности Курсовая: Прикладная математика

считают равными. После этого можно выбрать какое-нибудь из двух приведенных выше

правил-рекомендаций принятия решений.

§15. Математико-статистический анализ данных

о деятельности производственного экономического объекта

Цель математико-статистического анализа данных, характеризующих поведение

исследуемого экономического объекта, состоит в том, чтобы выявить тенденции

изменения выпуска продукции и используемых ресурсов, установить зависимость

между выпуском и затратами ресурсов и по этим тенденциям и зависимостям найти

прогнозы выпуска на ближайшую перспективу.

43

Выявление тенденций и установление зависимостей между выпуском и ресурсами

осуществляется с помощью методов экстраполяции временных рядов и

регрессионного анализа, изучаемых в курсе "Теория вероятностей и

математическая статистика" [ ].

Расчеты по регрессионным моделям целесообразно выполнять на персональных ЭВМ

с помощью пакетов прикладных программ, имеющих в своем составе программы

множественной линейной регрессии (например, Statistica for Windows, Statgraf,

SAS), однако возможно их выполнение на научном калькуляторе по формулам

регрессионного анализа, приведенным в [ ].

Технику проведения расчетов и получения прогнозов покажем на примере

исследования экономики США. Исходные данные для расчетов, взятые из следующих

источников: Economic Report of the President, 1995,Wash,1995; Statistical

Abstract of the USA, 1995, Wash, 1995, приведены в следующей таблице.

Валовой внутренний продукт, (в ценах 1987 г.), основные производственные

фонды (в ценах 1987 г.) и число занятых в США в 1960-1995 г.г.

№ п.п.Год

ВВП

(млрд. долл.)

Xt

ОПФ

(млрд. долл.)

Kt

Число занятых (млрд. чел.)

Lt

119601986,95596,965,8
219612035,75685,665,7
319622140,55849,866,7
419632234,26098,967,8
519642357,46336,169,3
619652493,36621,571,1
719662635,76921,872,9
819672705,67237,074,4
919682816,07434,075,9
1019692891,08062,077,9
1119702889,58416,878,7
1219712978,28596,779,4
1319723133,29533,682,2
1419733298,59718,185,1
1519743283,59455,786,8
1619753250,29493,285,8
1719763414,09620,988,8
1819773568,29755,992,0
1919783738,811217,196,0
2019793848,612117,098,8
2119803824,411691,499,3
2219813883,111987,8100,4
2319823794,510717,199,5
2419833938,510849,2100,8
2519844177,511989,2105,0
2819874544,513063,7112,4
2919884724,013382,5115,0
3019894854,213838,9117,3
3119905002,515411,8117,9
3219914881,614295,5116,9
3319924984,114252,1117,6
3419935139,914412,5119,3
3519945372,015319,8123,1
3619955604,115939,2126,7

44

а) Анализ тенденций изменения и прогнозирование ВВП, ОПФ и числа занятых.

Анализ тенденции изменения и прогнозирование покажем на примере ВВП. Если

имеет место линейный тренд, то модель изменения ВВП принимает вид

Курсовая: Прикладная математика ,

где

Курсовая: Прикладная математика - линейный (относительно времени) тренд,

Курсовая: Прикладная математика - среднее значение ВВП (значение тренда) при t=0 (Курсовая: Прикладная математика » x1 - Курсовая: Прикладная математика ),

Курсовая: Прикладная математика - среднегодовой прирост ВВП,

et – отклонение фактического значения ВВП от тренда.

Оценки коэффициентов тренда приведены в [ ] и имеют вид

Курсовая: Прикладная математика

Выполнив расчеты на ЭВМ с помощью указанных ППП, либо непосредственно

подставив значения временного ряда ВВП (взятые из таблицы) в последние две

формулы, получаем оценки коэффициентов тренда

Курсовая: Прикладная математика = 1854,1 – оценка среднего значения ВВП в 1959 г. (млрд. долл.)

Курсовая: Прикладная математика = 96,66 – оценка

среднегодового прироста ВВП (млрд. долл.), тем самым и оценки тренда

Хt = 1854,1 + 96,66×t.

Прогноз осуществляем по следующей формуле (подставляем будущие значения

времени в уравнение тренда)

Курсовая: Прикладная математика

в частности,

(1996)Курсовая: Прикладная математика = 1854,1 + 96,66×37 = 5430,6;

(1997) Курсовая: Прикладная математика = 5527,3;

(1998) Курсовая: Прикладная математика = 5623,9.

Точно так же находим оценки трендов и прогнозируемые значения ОПФ и числа

занятых

Курсовая: Прикладная математика = 5071,7 + 290,05t;

45

Курсовая: Прикладная математика

(1996) Курсовая: Прикладная математика = 5071,7 + 290,05×37 = 15803,6;

(1997) Курсовая: Прикладная математика = 16093,6;

(1998) Курсовая: Прикладная математика = 16383,7;

Курсовая: Прикладная математика = 60,36 + 1,796t;

Курсовая: Прикладная математика

(1996) Курсовая: Прикладная математика = 60,36 + 1,796×37 = 126,8;

(1997) Курсовая: Прикладная математика = 128,6;

(1998) Курсовая: Прикладная математика = 130,4.

Замечание. Полученные прогнозы основаны на данных 1960 – 1995 г.г. К

настоящему времени уже известны фактические данные за 1996 – 1998 г.г.,

поэтому есть возможность сравнить прогнозируемые значения с фактическими.

На приводимых ниже рисунках показаны фактические, расчетные (по линейному

тренду) и прогнозируемые значения.

46

Прогноз ОПФ на 1996 – 1998 г.г.

(млрд. долл.)

Курсовая: Прикладная математика

Прогноз числа занятых на 1996-1998 г.г.

(млн. чел.)

Курсовая: Прикладная математика

б) Установление зависимости ВВП от ресурсов (ОПФ и числа занятых) и

прогнозирование ВВП с помощью найденной зависимости.

Зависимость ВВП от ОПФ и числа занятых постулируем в форме мультипликативной

функции

Курсовая: Прикладная математика ,

где

А – коэффициент нейтрального технического прогресса,

aK, aL – коэффициенты эластичности по фондам и по труду.

При наложении этой гипотетической зависимости на реальные данные приходим к

следующей модели

Курсовая: Прикладная математика

Курсовая: Прикладная математика - корректировочный

коэффициент, который приводит расчетные (по модели) данные к фактическим.

47

В логарифмах эта модель приобретает вид уравнения регрессии с двумя

независимыми переменными

Курсовая: Прикладная математика .

Вводя в программу линейной множественной регрессии в качестве значений зависимой

переменной логарифмы ВВП (ln Xt, t = 1,.,T),

а в качестве значений двух переменных логарифмы ОПФ (ln Kt,

t = 1,.,T) и числа занятых (ln Lt, t =

1,.,T), получаем в результате работы программы оценки параметров

регрессии

Курсовая: Прикладная математика .

Так расчеты на ЭВМ с помощью ППП " Statistica for Windows" по логарифмам

походных данных дали следующие результаты

Курсовая: Прикладная математика ,

поэтому (Курсовая: Прикладная математика = 2,248)

Курсовая: Прикладная математика .

Используя прогнозируемые значения ресурсов, получаем прогноз ВВП с помощью

найденной зависимости от ресурсов

(1996)

Курсовая: Прикладная математика

(1997) Курсовая: Прикладная математика = 5576,7;

(1998) Курсовая: Прикладная математика = 5680,1.

На приводимом ниже рисунке показаны фактические, расчетные (по линейному

тренду и по мультипликативной функции) значения ВВП.

Прогноз ВВП на 1996-1998 г.г.

(млрд. долл.)

Курсовая: Прикладная математика

в) Выводы из результатов расчетов.

Как видно из таблицы исходных данных экономика США в 1960-1995 г.г.

находилась в состоянии экономического роста, прерываемого в 1960-1961 г.г.,

1969-1970 г.г., 1974-1975 г.г., 1980-1982 г.г., 1990-1992 г.г. кризисами и

спадами производства.

48

Этот экономический рост характеризуется среднегодовыми приростами: ВВП – на

96,7 млрд. долл., ОПФ – на 290,1 млрд. долл., числа занятых – на 1,8 млн.

чел. Увеличение ОПФ на 1% приводит к увеличению ВВП на 0,404%, а увеличение

числа занятых на 1% - на 0,803%, т.е. экономический рост являлся

фондосберегающим.

Если бы тенденции сохранились, то к концу 1998 г. ОПФ составили бы 16383,7

млрд. долл. (рост по сравнению с 1995 г. на 2,8%), ВВП достиг бы в 1998 г.

значений: при прогнозе по линейному тренду – 5623,9 млрд. долл. (рост на

0,35%), при прогнозе на мультипликативной зависимости – 5680,1 (рост на

1,4%).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.