РУБРИКИ |
Диплом: Медико-социальная работа как отрасль социальной работы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диплом: Медико-социальная работа как отрасль социальной работыфронт работы. Так как общая продолжительность времени нахождения медицинского работника у больного составляет примерно 40-60 минут, а на выполнение медицинских процедур уходит около 20-30 минут, на мероприятия по реабилитации клиента остается не более 10-20 минут. В условиях эксперимента в данной труппе работали две медицинские сестры. С учетом ограничения времени, они выполнили следующие мероприятия по реабилитации обслуживаемых клиентов. Приемы медицинской реабилитации заключались только в выполнении назначенных участковым врачом процедур. Для того чтобы, каким то образом облегчить состояние своих подопечных, одна из медсестер нашла спонсоров, которые оказали благотворительную помощь. На эти деньги были приобретены ходунки на колесах. Пять больных, получили возможность в начале с посторонней помощью, а затем самостоятельно передвигаться по квартире. В школьной мастерской, учащимися были изготовлены поручни и лестницы для самоподтягивания, затем доставлены на дом пожилым инвалидам, «прикованным» к постели, чтобы они могли хоть немного переменить положение тела, совершать минимальные приемы самообслуживания в периоды нахождения без посторонней помощи В связи с ограничением временных возможностей, другие реабилитационные мероприятия не проводились, возможности социальных работников из-за чрезмерной нагрузки, ограничивались оказанием услуг бытового характера. Таким образом, анализируя работу первой группы, мы пришли к выводу, что существующая и используемая форма социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, с тяжелыми формами заболеваний, далеко не эффективна. Не в полной мере осуществляется медико-социальная реабилитация, что отражается на состоянии здоровья клиента (см. Рисунок 3). Невозможно обеспечение всего набора предусматриваемых услуг. Социальный работник зачастую, при выполнении своих обязанностей, из-за ограничения времени и других выше описанных причин, выступает в роли «няньки», что способствует развитию «иждивенчества». Ограничена стимуляция активности обслуживаемых пожилых людей, в результате у 65% клиентов нет мотивации к активному образу жизни. Подведя итог, мы определили, что обслуживать на дому пожилых людей, остро нуждающихся в посторонней помощи, максимально удовлетворять все их потребности, применяя рутинные методы не возможно. Отсутствие же системы полноценного ухода, не только не улучшает качество жизни пожилого больного человека, но и может явиться причиной обострения имеющегося заболевания, значительным ухудшением общего самочувствия, преждевременным летальным исходом. Описание работы второй группы Характеристика (Группы – 2), которая работала по модели «стационарного» ухода на дому. Состав группы: 20 клиентов (6 мужчин, 14 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры. Возраст клиентов: 55–59 – 3 чел. 70-74 – 5 чел. 60- 64 – 3 чел. 75-79 – 5 чел. 65- 69 – 3 чел. 80-89 – 3 чел Структура заболеваемости клиентов второй группы ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 3 чел. Рассеянный склероз (парез нижних конечностей)– 2 чел. Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») – 2 чел. ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 2 чел. Заболевание опорно-двигательного аппарата (ДОА, НФС 3-4) – 5 чел. Онкозаболевания (4 стадия) – 6 чел. Клиенты второй группы, так же страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Три клиента по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе. Два человека нуждаются в паллиативной помощи на дому. Состав, качественные характеристики и условия функционирования клиентов данной группы примерно одинаковы с клиентами контрольной группы. Так как в настоящее время достаточная медико-социальная помощь обеспечивается только в стационарных условиях, в работе второй группы был применен новый комплексный подход, «стационарного» ухода и реабилитации тяжело больных пожилых людей и инвалидов на дому. Путем конкретизации элементов услуг, были изменены функциональные обязанности четырех социальных работников и двух медицинских сестер. Два соцработника, были представлены как хозяйственники, т.е. выполняли услуги только в пределах квартиры. Третий соцработник, был представлен как доставщик, т.е. выполнял услуги связанные с доставкой любых видов заказов клиентов. Четвертый соцработник, был представлен как финансист, но в его обязанности входила не только оплата коммунальных услуг, но и решение проблемных вопросов клиентов с различными службами, с предприятиями. Работа проводилась с организациями, где прежде трудились пенсионеры. Оформление различных документов, оформление материальной помощи, привлечение волонтеров, спонсоров, для оказания помощи нуждающимся лицам пожилого возраста, инвалидам, так же являлось функциональной обязанностью доставщика. Одна медицинская сестра выполняла все медицинские процедуры с учетом рекомендаций участкового врача (инъекции, перевязки, и др.). Вторая медсестра была представлена как реабилитолог. Шестая функциональная группа санитарка, необходима для дополнительного ухода за лежачими больными. Для оказания санитарно-гигиенических услуг привлекались добровольцы. С разделением функциональных обязанностей, у социального работника появились дополнительные резервы рабочего времени, что позволило предоставлять не только бытовые, но и реабилитационные услуги. Во всех функциональных группах применялся метод планирования услуг. Целью планирования ухода является поиск оптимальных способов удовлетворения потребностей клиента с учетом индивидуального подхода и максимального сохранения достоинства пользователя услуг. Планирование мероприятий по уходу начинается с определения оценки физического состояния и жизнедеятельности клиента. Основой оценки физических функций является оценка способности к передвижению и самообслуживанию. В повседневной жизни человека должны присутствовать 3 сферы деятельности; - самообслуживание, - продуктивная деятельность, - досуг. На рисунке 4, представлена диаграмма, на начало проведения эксперимента. 1. Снижение функций на 50-70% - 6 чел. 2. Снижение функций на 70 -85% - 5 чел. 3. Снижение функций на 85-100 % - 3чел. 4.Палиативный уход – 2 чел.
Рис.4. Диаграмма способностей клиентов к самообслуживанию, передвижению После оценки физических и двигательных функций определяется, в каких услугах нуждается клиент, а так же его потребность во вспомогательных средствах адаптации. В план ухода включаются услуги федерального перечня гарантированных услуг, дополнительные услуги, а так же мероприятия по восстановлению функций самообслуживания. Таким образом, клиенты получали услуги по утвержденному плану ухода. При необходимости в план вносились корректировки. Так же использовался метод повременного учета, что позволило индивидуализировать нуждаемость клиента в услугах, определить четкие временные границы, предоставлять своевременно необходимые услуги на дому. Метод повременной оценки нуждаемости и обеспечение социального обслуживания предусматривает следующие этапы. 1 этап. Определение и детализация социальных услуг для выделения основного комплекса реабилитации или адаптации клиента (бытовой, медицинской и т. д.). 2 этап. Оценка каждой услуги для определения затрат времени на каждую из них. Оценка проводилась на основании хронометражных замеров. 3 этап. Оценка нуждаемости клиента в конкретных услугах, в спределении времени (часы, минуты) необходимом для удовлетворения потребностей. 4 этап. Оценка нуждаемости в кратности (частоте) посещений клиента (в день, неделю, месяц). 5 этап. Определение нагрузки на каждого участника соответствующей функциональной группы (см. Таблица 7). Таблица 7 Определение нагрузки и временных затрат в функциональных группах
Таким образом, на основе анализа затрат рабочего времени, из Таблицы 7 видно, на сколько высвободилось время социального работника и медицинской сестры, за счет разделения функциональных обязанностей. В результате появления «резервного» времени, у хозяйственника появилась возможность помимо услуг бытового плана, предоставлять и реабилитационные услуги социально-бытового характера. Проанализировав потребности: в социальном обслуживании, в кратности посещений, в особенностях ухода, в необходимой реабилитации, был разработан общий план посещений немобильных больных на дому. График обслуживания и план ухода фиксировались в таблице (см. Приложение 5), где отражалась вся деятельность работника (время нахождения у клиента, кратность посещений в день, перечень выполняемых услуг). По ней можно легко определить ежедневную загруженность социального работника и медицинской сестры, фиксировать фактическое количество оказанных услуг. Таблица 9 Кратность посещений клиентов на дому
Из Таблицы 9, мы видим, что разрешилась главная проблема одинокого пожилого человека, он перестал быть зависимым от одного социального работника. Так же появилась возможность посещать больных, нуждающихся в постоянном постороннем уходе 3-4 раза в день. Привлеченные добровольцы навещают эту группу больных в выходные и праздничные дни 1-2 раза в день. Изменение функциональных обязанностей, проведение с пожилыми людьми различных реабилитационных мероприятий, сделало работу социального работника более интересной. Анализ анкетирования (см. Приложение ), показал, у всех сотрудников учувствовавших в эксперименте снизился психологический дискомфорт, возросла мотивация к трудовой деятельности Описание работы реабилитолога. В функциональные обязанности реабилитолога входило проведение реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей пожилых людей и состояния здоровья. В начале работы был проведен анализ физического и психоэмоционального состояния клиентов. Учитывая, что у всех клиентов значительное ограничение жизнедеятельности, низкий уровень компенсаторных возможностей, зачастую, отсутствие социальных контактов, было выбрано направление реабилитационных мероприятий. Мероприятия были направлены: - на адаптацию пожилых людей к условиям функционирования в социуме, с учетом наличия у них патологии и ограничений в повседневной жизни; - на развитие у реабилитантов компенсаторных способностей организма; - на приобретение или восстановление утраченных функциональных навыков по совершению самообслуживания; - на снятие психологических симптомов; - на снижение уровня тревожности. Далее была проведена диагностика клиентов и выделены четыре подгруппы (учитывая тот факт, что реабилитация проводилась на дому). Реабилитолог разработал реабилитационную карту клиента. Совместно с участковым врачом была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР), для каждого клиента. Так как реабилитантами являлись пожилые больные люди с ограниченными возможностями, В ИПР были включены: медицинская реабилитация, бытовая адаптация, психологическая реабилитация, социальная реабилитация. Мероприятия по медицинской реабилитации проводила медицинская сестра, они заключались в проведении медицинских процедур, что способствовало замедлению прогрессирования заболевания, в некоторых случаях улучшению общего самочувствия больных. В проведении реабилитационных мероприятий не маловажную роль играет бытовая адаптация, это обучение больного человека с ограниченными возможностями самообслуживанию, жизни в быту и обеспечению его средствами реабилитации. Занятия по бытовой реабилитации следует начинать как можно раньше, так как ее основная цель – устранение беспомощности больного. Для тренировки навыков самообслуживания реабилитологом использовались бытовые предметы, столовые наборы и т.д., атак же специальные приспособления, упрощающие самообслуживание. Один из методов бытовой адаптации, это трудовая терапия. Элементы трудовой терапии основаны на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Трудовые задания подбирались в соответствии с характером двигательных нарушений, функциональными биомеханическими особенностями двигательного аппарата на основе точного технологического анализа операций. Нагрузка на больные органы увеличивалась постепенно. Учитывались диагноз, стадия патологического процесса, тяжесть состояния клиента. Например, при спастических параличах применялись методики для восстановления простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание, собирание спичек). Для восстановления функций кисти верхней конечности, применялись (плетение, вязание). В восстановлении моторики пальцев использовались мозаика, геометрические фигуры, «волшебный» мешочек. В первые дни процедур проводились функциональные пробы, для определения объективных критериев функциональных сдвигов в ходе и по окончанию курса реабилитации. Психологическая реабилитация проводилась психологом. Методы психологической реабилитации были направлены на преодоление в сознании больного представления о бесполезности лечения, восстановление и сохранение личности, восстановление социального статуса, стимулирование положительных установок на проведение реабилитационных мероприятий. Применялись методы: аутогенная тренировка, суггестия, в частности, внушение в состояние бодрствования, рекреационная терапия. Использовались методики: методика Первомайского; прогрессивные матрицы Равена; цветовой тест Люшера. Было выявлено, что большинство испытуемых (76%) обладает: слабым типом нервной системы; преобладанием процесса возбуждения над торможением; подвижностью по обоим процессам; преобладанием первой сигнальной системы. С наибольшим интересом был воспринят пожилыми людьми (84%), метод рекреационной терапии. Из множества технологий были выбраны музыкатерапия и арттерапия. Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Арттерапия способствовала преодолению социальной изоляции, повышению самооценки, актуализации жизненного опыта, реализации творческого потенциала. Человеку иногда проще выразить свое эмоциональное состояние на бумаге, например при различных формах афазий, это облегчает взаимопонимание. Социальная реабилитация, так же входила в обязанности реабилитолога. Общепринято, что социальная изоляция является грозным фактором в ухудшении как психоэмоционального состояния пожилого человека, так и утяжелении и обострении имеющегося у него заболевания. С целью расширения социального общения и снижения уровня тревожности, к работе были привлечены «молодые» пожилые активисты. Данный метод реабилитации был воспринят клиентами не одинаково. Так как многие больные не в состоянии самостоятельно открыть дверь, общение происходило в присутствии социального работника, высвобожденное время позволило использовать такой метод реабилитации. В результате 74% немобильных пожилых инвалидов получили удовлетворение от данного вида реабилитации, 18% граждан отказались от посещения их активистами, стесняясь своего состояния, 8%, по состоянию здоровья такой вид общения не предлагался. По завершении эксперимента, клиентам была предложена анкета обратной связи (см. Приложение 5).Проведен сравнительный диагностический анализ состояния здоровья, динамические показатели отражены на рисунке 5. Результаты исследования состояния здоровья клиентов По результатам диагностики клиентов первой группы, самочувствие улучшилось с учетом возрастной градации: 55-59 – 2 чел. на 30%; 65 - 69 – 2 чел .на 15%; 60-64 – 2 чел. на 10%; 70 - 74 – 1 чел. на 10% По результатам диагностики клиентов второй группы, самочувствие улучшилось с учетом возрастной градации: 55-59 – 2 чел. на 70%; 65 - 69 – 3 чел. на 40%; 60-64 – 3 чел. на 30%; 70 - 74 – 5 чел. на 20% У клиентов в возрасте 80-89 лет (5 человек), в обеих группах, состояние здоровья без динамики.
Рис. 5. Динамика состояния здоровья пожилых людей Достоинства внедрения новой модели обслуживания. - Благодаря функциональным изменениям обслуживания на дому, у социальных работников появилась возможность для более качественного и своевременного оказания услуг с учетом индивидуальной потребности пожилого человека и инвалида. - Удалось сократить непроизводительные потери рабочего времени. - Клиент перестал находиться в психологической зависимости от одного социального работника. - Появилась возможность осуществлять более полный уход за тяжело больными клиентами в течение всего рабочего дня. - Так как работа санитарки практически сводится к чисто механическим элементам, возможно привлечение сотрудников со сниженным профессиональным уровнем. Недостатки данного метода работы. - Элемент психологического дискомфорта у клиента, так как отчасти нарушается ранее определенно сложившийся уклад жизни, необходимость общения с большим количеством социальных работников требует временного психологического привыкания. - В вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни, клиент остается без посторонней помощи. Таким образом, проанализировав достоинства и недостатки проведенного эксперимента, для организации более полного, качественного, долговременного ухода и реабилитации клиентов пожилого, старческого возраста, инвалидов, мы предлагаем следующее. Используя опыт зарубежных стран, отечественных инновационных технологий в социальной работе, мы предлагаем, привлекать волонтеров, имеющих разный возраст и опыт, к осуществлению ухода за престарелыми гражданами на дому. Мы предлагаем: - заключить соглашение с Центром занятости населения, на создание дополнительных рабочих мест, за счет средств выделенных на организацию общественных работ, для ухода за более нуждающимися клиентами на дому. - создать службу сиделок на хозрасчетной основе, для обеспечения круглосуточного обслуживания на дому клиентов, нуждающихся в паллиативном уходе. - на основании полученных данных исследования, разработать рекомендации и предложения для открытия в городе Хосписа. Заключение Системный кризис современного общества, дестабилизация большинства его социально-экономических структур, неопределенность ближайших и отдаленных перспектив обуславливают особое внимание к вопросам социальной защиты населения. Снижение здоровья населения выводит на первый план проблему реорганизации медико-социальной помощи [48; 69]. Анализируя зарубежный опыт профессиональной социальной работы с целью использования его в российских условиях, необходимо учитывать специфику теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и процессам, технологию оказания социальной помощи на индивидуальном, личностном уровне, а также методы и формы работы. В России и за рубежом сложились свои традиции, собственный опыт социальной работы и медико-социальной помощи, которые тесно связаны с имеющимися социальными институтами и возможностями здравоохранения [42; 59]. Несмотря на значительные различия медико-социальной реабилитации в разных странах, все шире развивается международное сотрудничество в этой сфере, все чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически и психически неполноценных лиц [59]. В реабилитации инвалидов и лиц пожилого и старческого возраста достигнуты определенные успехи, но эта проблема требует решения еще многих задач организационного и методического порядка. Но уже сделанные шаги по внедрению социальной работы в Центрах социального обслуживания, что вселяет надежду на то, что со временем она займет положенное ей место и станет неотъемлемой частью в процессе полноценной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов. Хочется надеяться, что эффективность социальной работы в дальнейшем будет только повышаться, и деятельность специалистов станет неотъемлемой частью помощи лицам, столь нуждающимся в поддержке [53; 54; 55]. Современное состояние в структуре социальных служб служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы. Для успешного решения задач необходимо значительно расширить и улучшить систему реабилитации. Старые методы и формы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в поликлиниках, стационарах либо в домашних условиях [25; 21]. Недостаточность предоставляемых медико-социальных услуг накладывает отпечаток на эффективность всех реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившийся практикой медико-социальной реабилитации и потребностями клиентов, выше описанных категорий, является актуальной задачей на сегодняшний день, особенно для учреждениях социальной защиты. Современные подходы к оказанию подобного вида социальной помощи различны и многообразны, и для предоставления эффективной медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных услуг [32]. В рамках данной дипломной работы было проведено исследование, которое было направлено на изучение потребностей в социальной помощи и геронтологическом уходе отдельными категориями групп (медицинский персонал, социальные работники и клиенты). Анализ исследования показал, что, действительно, существует различное понимание потребностей в социальной помощи и оказываемых услугах. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать выводы: - обнаружено противоречие в понимании потребностей в социальной помощи между персоналом Центра и самими больными, в частности, выявленные в исследовании потребности (социальные, психологические и медицинские) по-разному оцениваются представителями групп; - определено, что неудовлетворенность потребностей в социальной помощи больных определятся рассогласованностью действий социальных работников и медицинского персонала; - на основании полученных данных исследования разрабатываются рекомендации и предложения, которые можно использовать для организации медико-социальной реабилитации и долговременного геронтологического ухода на дому. Рекомендации и предложения направлены на усовершенствование деятельности специалиста по социальной работе и социального работника в специализированных отделениях МУСЗН "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", что позволит существенно расширить возможности оказания медико- социальных услуг. Мы предлагаем специалисту по социальной работе наладить взаимосвязи с государственными, частными и общественными организациями, в целях оказания комплексной социальной помощи. В целях проведения профилактических мероприятий и привлечения специалистов, спонсоров к участию в реабилитационных программах, необходимо наладить информирование о работе центра в СМИ. Предлагается определить степень участия каждого специалиста на всех этапах реабилитационного процесса, что позволит наладить согласованность действий и повысить эффективность медико-социальной реабилитации. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать выводы по усовершенствованию медико-социальной реабилитации инвалидов, граждан пожилого и старческого возраста в домашних условиях на стационарном этапе. Таким образом, мы считаем, что задачи выполнены, цель достигнута, выдвигаемая в начале данной работы гипотеза подтвердилась. Список литературы 1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения/М.Д. Александрова. – Л.: 1965. – 2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической/ 3. Боярский А.Я., Шушерин П.П. Демографическая статистика. – М: Госстатиздат, 1955.-332с. 4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.:Аргус, 1994. 5. Бердышев Г.Д. Эколого-генетические факторы старения и долголетия. – Л.: Наука, 1968. 6. Венедиктов Д.Д. Международные проблемы здравоохранения. – М.: Медицина, 1977. – 374с. 7. Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М.: 1994. 8. Гусева И.С. Демографическая статистика. М.: ЦОЛИУВ, 1987.-31с. 9. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии – Л.: Изд. Ленингр. ун- та, 1988. 11. Губачев Ю.Н., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины – СПб., 2000. 12. Гонтмахер Е.Ш. Соц. политика в России : уроки 90-х г. – М.:Гелиос АРВ, 200 – 336с. 13. Государство и малоимущие: на чём останавливается социальная помощь. // Человек и труд, 2002 №1 с. 35 – 37. 14. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. Учеб. пособие для студ. Вузов2-е издание доп., перераб. – М.: Издательский дом МАГИСТР – ПРЕСС, 2002. -164с. 15. Гаптов В., Алферова Т., Савостина Е. Новая стратегия подготовки врача- реабилитолога//Врач. - 1994. - №4. – С.42-45. 16. Гуманистически подход к охране здоровья/Под общ. ред. Н. Берковитц. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 254с. 17. Гурович И. Социальная реабилитация психически больных//Врач. - 1995. - №2. – С.34-37. 18. Дементьева Н.Ф., Устинова Г.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М: 1991. 19. Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М: 1992. 20. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников. – М.: Логос, 1996. 21. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. – М.: Логос, 1996. – 224с. 22. Дыскин А.А., Попова Н.В. Эффективность медицинской реабилитации инвалидов//Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - №3. – С.24-27. 23. Декларация по проблемам старения. Материалы пленарного заседания ООН, 1992. 24. Железняк Е.С., Вишняков Н.И., Петрова Н.Г. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в больнице//Здравоохранение РФ. – 1998. - №5. – С.39-40. 25. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»//Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. - №33. - от 20.08.1992. 26. Зейгарник Б.С., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Моск. ун-т, 1980. – 169с. 27. Илларионов В. Основы реабилитации//Врач. - 1997. - №3. – С.8-10. 28. Игнатов А., Об изменениях пенсионного обеспечения // Экономист, 2001, № 10. 29. Концепция и прогноз демографического развития Российской Федерации на перспективу (проект). Минтруда РФ, 1995.-28с.. 30. Казаков М.С. Социально-правовые аспекты реабилитации инвалидов стационарных учреждений социального обслуживания//Независимый психиатрический журнал. - 2001. - №2. – С.28-30. 31. Козлова Т.З., Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социс, 1999, № 9. 32. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров/ТЗ Козлова//СОЦИС. – 2002. – № 6. –С. 33. Курс обзорных лекций к междисциплинарному экзамену: Методическое пособие / Составители: Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Плотников Ю.С., Макаренко Н.И., Гульбин Г.К., Ардашкин И.Б., Жукова О.А., Ботьева О.В., Чмыхало А.Ю., Тычкин П.Б., Беляцкий П.А., Муравская Е.Н. – Томск: Томский политехнический университет, 2003. – С.211. 34. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А.История социальной работы за рубежом и в России(с древности до начала ХХ века), - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая школа, 2003. – 480с. 35. Лежепекова Л.Н., Бокий И.В., Цыцарев В.С. Опыт групповой психотерапии больных алкоголизмом в условиях наркологического диспансера со стационаром: Актуальные вопросы клинической и социальной реабилитации/Под. общ. ред. А.А. Портнова. – М.: Московский НИИ психиатрии, 1979. – 348с. 36. Лебедева Н.Н. «Принципы и методы игровой терапии», М.,1997. 37. Леви В.Л. «Искусство быть собой: индивидуальная психотехника». Москва. «Знание».1990. 38. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – М.: Медицина, 1977. – 374с. 39. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., "Наука", 1995. 40. Мирошниченко Л.Д. Наркологический энциклопедический словарь. – М.: Анахарсис, 2001. – 192с. 41. Мартыненко А.В. Концепция медико-социальной работы в условиях России 90-х годов//Вестник РАМН. - 1997. - №8. – С.44-50. 42. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. – 296с. 43. Мачульская Е.Е Право соц. обеспечения: учебное пособие для ВУЗов 2-е издание перераб. И доп.- М.: Книжный мир, 1999г. 44. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М.: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с. 45. О демографической ситуации в России и мерах Правительства Российской Федерации по ее оптимизации. Рекомендации Парламентских слушаний Москва, 30 мая 2000 года. 46. Практика социальной работы: обзор основных направлений. – Энциклопедия социальной работы. – В 2-х т. – Т.2. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – С.301-308 47. Российская энциклопедия социальной работы (под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой). Т. 1,2. М., ИСР, 1997. 48. Реабилитация инвалида: документы и комментарии//Социальная защита. - 1998. - №13. – С.63-79. 49. Социальная работа/Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480с. 50. Специализированная многоступенчатая медико-психологическая лечебно- реабилитационная программа помощи больным в Кемеровском областном наркологическом диспансере. – Кемерово,2001. – 93с. 51. Социальная работа (вопросы и ответы) под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой М„ ИСР, 1996. 52. Социальная работа с инвалидами ( ред. Е.И.Холостовой). М„ ИСР, 1996. 53. Социальная работа с пожилыми (ред.-сост. Т.Е.Демидо-ва). М„ ИСР, 1995. 54. Социальная работа с семьей (отв. ред. Е.И.Холостова). М-Тула, ИСР. 1996, 55. Теория и практика социальной работы: методические материалы (отв. ред. А.М.Панов и Е.И.Холостова). М., ИСР, 1997. 56. Социальная работа (под ред. И.А.Зимней). Вып. 1-10. М., 1992-1995. 57. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 58. Социальная работа: учебник, под. Ред. Курбатова В.И., 1999. 59. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С. Сервина. - М.: ИНФРА – М, 2003г.- 427с. – ( Серия «Высшее образования»). 60. Социальная работа: Учебное пособие,- 3-е изд. перераб. И доп.-Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 480с. 61. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском ,немецком, французком и чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА∙М – НОРМА, 1998. – 488с. 62. Теория и методика социальной работы (под ред. В.И.Жукова и др.). М„ "Аспект-Пресс", 1995. 63. Теория и методология социальной работы (под ред. С.И.Григорьева). М., "Наука", 1994. 64. Технологии социальной работы/Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА- М, 2003. – 400с. 65. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М„ МГСУ, 1996. 66. Чоговадзе А.В., Алферова Т.С., Поляев и др. Реабилитация больных и инвалидов в лечебно-профилактических учреждениях//Здравоохранение Российской Федерации. - 1998. - №5. – С.30-32. 67. Элланский Ю.Г., Пешков С.П. Вопросы реабилитации инвалидов в свете основных положений концепций социальной независимости//Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - №3. – С.23-27. 68. Энциклопедия социальной работы в 3 т. М„ ЦОЦ, 1993-1994. Список сокращений ЗССС – заболевание сердечно-сосудистой системы......... ОНМК – острое нарушение мозгового кровообращения....... Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1 Временные затраты на социальные услуги Таблица 1
Приложение № 4 Таблица 4 Временные затраты на дополнительные социальные услуги
Приложение № 5 Таблица 5 Оценка способности к самообслуживанию клиентов специализированного отделения медико-социального обслуживания на дому
Диаграмма 1 Приложение № 6 Таблица 6 Расчет временных затрат сотрудников отделения (первая модель)
Таблица 7 Расчет временных затрат сотрудников (вторая модель)
Приложение № 7 Анкета 1 Приложение № 8 Анкета 2 Приложение № 9 Анкета 3 Приложение № 10 Таблица 8
Возрастная градация клиентов16,7 % составляют клиенты молодого возраста, 61,1 % - лица пожилого возраста, 22,2 % - лица старческого возраста.
Половая градация клиентов отделения 2005 г. Мужчин: 25 чел. Женщин: 35 чел.
Диаграмма 2 |
|
© 2010 |
|