РУБРИКИ |
История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулированияИстория сыскного дела в России: Основные периоды правового регулированияМОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Юридический факультет Специальность «Юриспруденция» Контрольная работа По дисциплине: Правовые основы Оперативно-розыскной деятельности. На тему: История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования. Москва 2005 содержание. Введение…………………………………………………………………………….............3 1. Органы, осуществляющин функции уголовного сыска в Древней Руси (IX—XVI вв.)………………………………………...................……….4 2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАЗБОЙНОГО И СЫСКНОГО ПРИКАЗОВ (XVI-XVII ВВ.)……………..……….……………………………………….....6 3. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО СЫСКА В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-XIX ВВ.)………….…………………12 4. ФОРМИРОВАНИЕ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)……………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...30 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….31 ВВЕДЕНИЕ. Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта.Это в полной мере относится к развитию и становлению уголовного розыска в Советской России. Слом государственного устройства в России в 1917г. механически привел к такому состоянию уголовной полиции, что организационно она перестала существовать, однако правительством очень скоро была осознана необходимость борьбы с общеуголовной преступностью.Анализ законодательных и ведомственных нормативных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность с 1917г. по настоящее время, показывает, что очень часто разработчики приступали к их подготовке, не проведя глубокого сравнительного историко-юридического исследования изданных документов, посвященных тем же вопросам. В подобных случаях неизбежны ситуации, когда хорошо зарекомендовавшие себя ранее в теории и практике силы, средства, методы и другие институты оперативно-розыскной деятельности просто забывались. Возрождение их может состояться через много лет, как это случилось, например, с использованием квартир-ловушек, оперативного внедрения, специально созданных фирм-прикрытий и т.д.Хотелось бы обратить внимание на то, что не следует предавать забвению отечественный исторический опыт борьбы с преступностью. Как показало исследование, в оперативно-розыскной деятельности новое — это зачастую хорошо забытое старое.1. Органы, осуществляющин функции уголовного сыска в Древней Руси (IX—XVI вв.) Чем образованнее народ, тем совершеннее определена им власть и тем выше она в его глазах. Отсюда следует, что истинное свое значение полиция приобретает не вдруг, а путем долгого развития. В начале удельно-вечевого периода (IX—XII вв.) на Руси не было специальных органов либо уполномоченных лиц, выполняющих полицейские функции. Охрана граждан от посягательств на их жизнь и имущество главным образом являлась их собственной задачей, и лишь в исключительных обстоятельствах (массовые волнения, бедствия и др.) государство в лице своих представителей принимало на себя функцию охраны населения и восстановления порядка. Так, в 1024г. в Ростовской земле по случаю голода возникли беспорядки, которые были прекращены князем Ярославом, поспешившим для этого из Новгорода, а волнения по поводу голода во второй половине XI в. в Ростовской и Белозерской землях были прекращены воеводой черниговского князя Святослава. Первое упоминание о необходимости обеспечения безопасности личного имущества изложено в договоре князя Олега с греками (944г.), где указаны правила обращения с ворами. Одним из важнейших памятников древнерусского права той эпохи является «Русская правда», в которой уже имеются указания на то, что в случае совершения преступления на верви лежит обязанность разыскивать преступника. В Правде Ярославичей (Пространной Правде) вервь должна была выдавать преступника князю головой (ст. 5 Пространной Правды). Закон предписывал: если злоумышленник (тать) не пойман на месте преступления, его надлежит искать по следу. Таким образом, методами уголовного сыска того времени были «свод» и «гонение по следу». Исследуя исторические документы раннефеодального строя с позиции генезиса административно-полицейских функций в государстве, следует упомянуть и об Уставе князя Владимира «О Церковных судах» (XI-XII вв.), где обнаруживается забота правительства о принятии мер для обеспечения жизни стариков... равно как и надзор за правильностью весов и мер городских, а также объявлялись подсудными волшебство, отравы, обиды и т.п. При Ярославе Мудром полицейские функции развивались более интенсивно; обнаруживается стремление обеспечить личную свободу граждан и владение имуществом. Как средство предупреждения нарушений законодатель использует угрозу, оставляя каждому заботу о своем охранении. Так, в ст. 5 «Русской правды» сказано: «а кто связанного вора продержит, тот обязан идти с ним на княжеский двор, где он будет наказан». В то время не было специального ведомства, занимающегося, рассмотрением противозаконных дел, ибо с древних времен у славян действовало правило: кто противится закону и законной власти, тот лишается покровительства законов, и каждый властен поступать с ним, как ему угодно. После Ярослава Мудрого, во времена удельных княжеств и в период владычества монголов, государственным устройством на Руси князья практически не занимались, поэтому долгое время после «Русской правды» не возникало подобных источников, из которых можно было бы почерпнуть сведения о государственном устройстве, в том числе и об административно-полицейских функциях государства. Известно, что в то время князья имели обыкновение раздавать города с их округами в кормление ратникам, ознаменовавшим себя какими-либо заслугами. Этим лицам (наместникам или посадникам) вверялось управление городом с обязанностью поддерживать в нем порядок и благочиние. Помощниками их были тиуны, праветчики и доводчики, а также дворские, сотские и десятские. Кроме них обязанность борьбы с преступниками распространялась и на недельщиков: в ст. 53 Судебника Иоанна IV (1550) сказано, что для поимки татей и разбойников должны направляться недельщики. Анализ указанных исторических документов позволяет сделать вывод о том, что уже начиная с IX в. на Руси появляется необходимость государственного управления административно-полицейской сферой. Об этом свидетельствует, в частности, назначение лиц, облеченных государственными полномочиями, на розыск преступников и предание их суду. Со времен Ивана IV (Грозного) круг полицейской деятельности начинает расширяться. Первым актом, в котором встречается в собственном смысле полицейское распоряжение, является грамота крестьянам села Высоцкого от 26 января 1536г., в которой кроме судебной власти волостелю поручена полицейская власть вообще и в особенности надзор за нравственностью подвластных ему людей. Наряду с указанными лицами борьбу с преступностью осуществляли старосты и целовальники (вступая в должность, целовальник давал присягу - целовал крест, отсюда название «целовальник»), им поручалось производить обыски, в том числе при преследовании и поимке разбойников. Специально-полицейскими лицами в ту эпоху были сотские и их помощники, как следует из Двинской грамоты (1397): велеть сотникам, пятидесятникам и десятникам беречь накрепко, чтобы не было у них татей, и разбойников, и корчем, и ябедников, и подписчиков и всяких лихих людей». Развитие феодальных отношений, окончательное освобожден от татаро-монгольского ига (1480г.) способствовало интенсивному образованию Русского централизованного государства главе с великими князьями московскими. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления - дворцово-вотчинную систему. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приводят к постепенному отмиранию дворцово-вотчинной системы. В свою очередь, выполнение конкретных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного поручения, превращаясь в постоянную службу. Все это подготавливало переход к новой системе управления — приказной. Этот процесс начался в конце XV в., но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Интересно, что уже в этот период ставился вопрос о злоупотреблениях должностных лиц. Так, в послании известного церковного деятеля Кирилла Белозерского князю Андрею (от 1413г.), в Новгородской и Псковской судных грамотах, Двинской уставной грамоте, а также во многих статьях судебников (1497 и 1550 гг.) содержится запрет брать взятки. Для устранения этого зла были созданы губные избы, которые ведали борьбой с разбойниками, татями, сыском беглых, а также имели определенные контрольные функции по отношению к губным старостам и целовальникам и привлекали их к ответственности за взяточничество и другие злоупотребления. В дальнейшем губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа 1555—1556 гг. О причинах введения губного управления подробно сказано в губной Белозерской грамоте 1539г. и Медынском губном наказе. Так, во вводной части последнего говорится о том, что царю медынцы «били челом, а сказывают, что, де, у них в Медыни на посадке в Медынском уезде в станах, в волостях чинетца разбои и татбы великие, села и деревни разбивают...». Обращается внимание и на злоупотребления должностных лиц, в обязанности которых входит поимка преступников. «Наши обыщики лихих людей, разбойников не имеете для того, что вам волокита велика...», — говорится от имени Ивана IV в Белозерской грамоте. Создание губных изб не означало ликвидации сотских, пятидесятских, десятских, избираемых сельским и посадским населением. Эти местные выборные власти оказывали помощь губным старостам и целовальникам. Введение земского и особенно губного самоуправления в XVI в. означало вместе с тем и реформу государственного суда, поскольку важнейшей, а порой и главной функцией органов местного самоуправления было осуществление суда и розыска. В период проведения губной и земской реформ было издано множество губных уставных грамот. Губные грамоты начали издаваться с 30-х годов XVI в. и издавались до конца XVII в.; одна из первых известных земских уставных грамот была утверждена в 1553г., последняя — в 1632г. Они представляли собой наряду с судебниками 1497 и 1550 гг. правовую регламентацию порядка формирования, состав и обязанности губных и земских органов, содержали нормы уголовного права и процесса, а земские грамоты — и гражданского права. В этих нормативных актах упоминается новая форма досудебного процесса — розыск, сыск, применявшийся в случаях тяжких преступлений. Так, ст. 5 губной Белозерской грамоты требует розыска разбойников не только на территории Белозерского уезда, но и в других землях: «А с разбоев те разбойники куды нибуди поедут, и в Новгородскую землю... и вы б за теми разбойниками ездили... и вы б тех разбойников имали безпенно». Главными доказательствами были собственное признание, повальный обыск, поимка с поличным, очная ставка. Губные грамоты требуют письменного оформления результатов сыска соответствующими подписями, удостоверяющими его достоверность. В судебниках по-новому стало трактоваться само понятие «преступление». Если согласно «Русской Правде» считались преступными деяния, которые наносили непосредственный ущерб конкретному человеку — его личности или имуществу, то теперь под преступлением стали понимать также всякие действия, которые, так или иначе угрожали государству. Соответственно изменялся и термин для обозначения преступления: вместо «обиды» оно теперь именуется «лихим делом»; Государство, защищая в первую очередь интересы феодалов, берет на себя функцию активного преследования преступников. Состязательный обвинительный процесс постепенно начинает вытеснять новые формы разбирательства преступлений — розыскной или инквизиционный процесс. Таким образом, анализ исторических документов X—XVI вв., в которых усматриваются административно-полицейские функции, позволяет сделать вывод о том, что первоначальными методами зарождающегося уголовного сыска в России были «свод», «гонение по следу», повальный обыск, поимка с поличным, очная ставка. 2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАЗБОЙНОГО И СЫСКНОГО ПРИКАЗОВ (XVI-XVII ВВ.) На рубеже XVI—XVII вв. в России развивается специализация по производству и продаже изделий. Промышленность все более отделяется от сельского хозяйства, а город — от деревни. На этой основе зарождалось развитие всероссийского рынка. Растут города, развивается посадское население. Всего на территории Русского государства (без Украины и Сибири) к середине XVII в. насчитывалось 226 городов (в середине XVI в. их было 160). Существенным звеном государственного аппарата сословно-представительной монархии были приказы, сменившие органы дворцово-вотчинной системы, свойственной раннефеодальной монархии. Наибольшего развития приказы достигли в XVII в. Они были центральными исполнительными и судебно-полицейскими органами государства. Строгого распределения исполнительных и судебно-полицейских функций между ними не было, хотя в принципе приказы мыслились как ведомственные органы и органы отраслевого управления. Для деятельности приказов характерен был параллелизм. Период сословно-представительной монархии знаменуется крупнейшими событиями в истории законодательства: изданием Судебника 1550г. и Стоглава, а в конце этого периода — Соборного уложения 1649г., ставшего новой важной ступенью на пути систематизации российского права. Дела о преступлениях, совершенных в Московском уезде, были подведомственны Разбойному приказу. Эти же категории дел, но по преступлениям, совершенным в Москве, рассматривались на Земском дворе, а в других городах — губными старостами и целовальниками по наказам Разбойного приказа. Там, где не было губных старост, делами ведали воеводы и приказные люди. Разбойный приказ был учрежден Иваном IV. В грамоте, данной Белозерцам в 1539г., упоминаются бояре московские, которым приказаны разбойные дела. В XVII в. Разбойный приказ стал называться Разбойным сыскным, а с 1730г.— просто Сыскным23 приказом (см. приложение 1). (По мнению автора, в исследуемый период, возможно, существовали непродолжительное время два этих приказа.) Приказ состоял из боярина, окольничего дворянина, иногда стольника и двух дьяков, в обязанность которых входило хранение Уставной книги Разбойного приказа, которой бояре руководствовались при отправлении правосудия. В сомнительных случаях бояре получали разрешение государя, записывая Приговор думных бояр в Уставную книгу. Учреждение Разбойного (затем Сыскного) приказа было вызвано необходимостью создать судебный орган с сыскными обязанностями. В основном борьба с общеуголовной преступностью была сосредоточена в Разбойном приказе или его подразделениях — губных избах, о чем свидетельствует ст. 1 гл. XXI «О разбойных и о татиных делах» Соборного уложения 1649 г.: «которые разбойники разбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городах, на посадах и в уездах, и такие разбойные и убийственные и татиные дела ведать в Разбойном приказе». В ведении Разбойного приказа находились все губные старосты и целовальники, губные дьяки и тюремные сторожа, а также вопросы устройства и содержания тюрем. В нем же и судили указанных должностных лиц в случае совершения ими преступлений. Губными старостами могли быть только дворяне или выходцы из бояр. При этом требовалось, чтобы они были «добрые, прожиточные», т.е. имущие, отставленные от службы вследствие старости или ран, или неслужащие, потому что службу несут их дети или племянники, и обязательно грамотные. Губных старост выбирали жители уезда, а протокол выборов посылался в Разбойный приказ. На основе этого протокола губные старосты приводились в Разбойном приказе к присяге и получали наказную память на право решения ими разбойных, убийственных и татиных дел. За удостоверение грамот печатью о назначении губными старостами взималась пошлина в Печатный приказ по 1 руб. с человека. Губное управление сосредоточивалось в губной избе. Утверждение губных старост зависела от Разбойного приказа, которому предоставлялось право нить губного старосту другим человеком без проведения выборов. В помощь губным старостам избирались губные целовальники, дьячки и тюремные сторожа. Целовальники избирались мелкопоместных дворян или детей бояр, а также «добрых» людей из среды жителей посада или волостного крестьянства, подчиненные им тюремные сторожа могли быть из числа нанятых. Все они содержались за счет местных жителей и приводились к присяге, но не в Разбойном приказе, а на месте — воеводами в присутствии старост. На губных старост возлагалась обязанность разыскивать татей и разбойников («чтобы они про татей и разбойников сыскивали»), следить, чтобы «одноличное нигде татей и разбойников из разбойничьих станов и приездов не было; судить ведомых лихих людей и казнить их смертью или налагать друг наказания, по мере их вины, без доклада». Поэтому губные старосты ведали устройством тюрем и назначением тюремных сторожей, по поручным записям сошлых людей. В распоряжении губных старост находились также низшие служилые люди седельщики, палачи и баричи. В целях выявления «лихих» людей губные старосты получили право удостоверить личности всех перешедших из другой губы (иной административной единицы), т.е. прибывших на постоянное или временное местожительство. Обычно губной староста по принятии в Разбойном приказе присяги и получении от него наказа приказывал представителям всех слоев населения собраться со всего своего округа и чинил им допрос: кто у них в селах и деревнях «лихие» люди — тати и разбойники, к кому они приезжают и «разбойную рухлядь привозят» и от кого «на разбой ездят и кому разбойную рухлядь продают». Если обыскные указывали на «лихих» людей, то губной староста должен был расспросить их; оговоренный немедленно задерживался, имущество его переписывалось, запечатывалось и отдавалось на хранение до решения дела. В Москве во второй половине XVII в. криминогенная обстановка обострилась в связи с резким увеличением случаев разбоя: «ездят по улицам воры всяких чинов, люди и боярские холопы в санях и пеши ходят многолюдством, с ружьем и с бердыши, и с рогатины, и с топорами, и с большими ножами, и воруют, людей бьют и грабят, и до смерти побивают и всякое воровство от всех воров чинится». В целях активизации деятельности борьба с разбоями объявляется «государственным делом». Статьи 49—51 Соборного уложения, определяя порядок расследования дел, возникших по частным жалобам, устанавливают обстоятельства, когда иски, начатые по заявлениям частных лиц, подлежат расследованию розыскным процессом. Согласно боярскому Приговору, данному в Разбойный приказ царем Федором Ивановичем, ст. 19 Уставной книги Разбойного приказа указывает, что «истец может начать дело розыском только на основании поличного или повального обыска или язычной молки», т.е. уже в тот период основанием для проведения, как сейчас принято говорить, оперативно-розыскных мероприятий могли служить результаты опроса потерпевших или подозреваемых либо сведения, полученные от иных лиц, в том числе и негласных сотрудников. При сыске и приводе надобных Разбойному (Сыскному) приказу лиц использовались повестные письма, сыскные памяти и наказы. Повестные письма посылались истцам, чтобы они ходили за делом и не причиняли суду своими неявками неуважение. Сыскной памятью, как и повестными письмами, вызывались в суд лица привилегированных сословий: дворяне, купцы, подьячие. Сыскная память была, так сказать, вежливой мерой вызова в суд. Наказ как решительная мера был насильственным приводом в суд сыскиваемых лиц, которые добровольно, по первым вызовам не хотели являться к ответу. Интересно, что уже в это время законом запрещалось «взять в сыск» малолетних до 13 лет. Розыскной порядок расследования применялся согласно ст. 22 Уставной книги Разбойного приказа только в том случае, когда подозреваемый был приведен с поличным, изъятым в присутствии пристава и свидетелей, и не мог указать законного способа приобретения этого имущества (ст. 50). Принуждение ослушников к исполнению своих обязанностей; а также дознание по противоправным делам составляло главное содержание компетенции приставов. В ту эпоху не было четкой грани между гражданским, уголовным и административным правом, поэтому производство по этим делам проводилось назначенными приставами. Приставское принуждение применялось только в том случае, когда кто-либо совершал правонарушение, проступок или преступление. В московских государственных актах того времени, касающихся компетенции приставов отмечалась необходимость оградить население и каждого человека от злоупотреблений ставов. В течение всей истории России верховная власть, какую бы форму она ни принимала (княжескую, вечевую, великокняжескую или царскую), использовалась приставами как орудие борьбы с ослушниками (в основном — политическими). В этот период привлечение приставов к борьбе с преступниками носило эпизодический характер, поэтому подобные случаи не послужили прецедентами для образования постоянной приставкой компетенции. Но впоследствии московские великие князья, а потом цари начали постоянно использовать пристав для активного и пассивного принуждения. Особенно активно приставы использовались в эпоху борьбы московских государей с князьями и боярами, претендовавшими на разделение с ними верховной власти. Приставов не только использовали в политической борьбе между князьями и боярами, но нередко направляли для пресечения противоправных действий «маленьких» людей. Таким образом, для побуждения ослушников к исполнению своих обязанностей в отношении государства приставы могли применять следующие меры принуждения: 1) передача вызова, опубликование указа; 2) отдача на поруки провинившегося (членам боярщины, общины; 3) задержание (поимка); 4) привод на службу, на работу, на место жительства, в осаду; 5) связывание, заковывание и пр.; 6) привлечение к содействию разных помощников; 7) взятие поручителей; 8) «правеж» выборов, податей и пр.; 9) выемка людей и предметов; 10) опись и конфискация имущества; 11) привод к административным и судебным властям; 12) «держание за-приставами, за-сторожи»; 13) привод к органам наказания; 14) отвод и содержание в ссылке; 15) выдача «головой»; 16) «сторожение» и надзор за исполнением обязанностей. Приставы, выполнявшие функции принуждения (в том числе сыска и дознания по общеуголовным преступлениям), служили в Разбойном приказе, приказе Сыскных дел, Тайном приказе. В Разбойном приказе приставы осуществляли борьбу с лицами, совершившими убийство, грабежи и другие тяжкие преступления. В приказе Сыскных дел приставы ловили сбежавших холопов и доставляли их в судебные органы (суд наместника или суд боярский) для определения их дальнейшей судьбы. Характерно, что уже в это время поимку беглеца в пределах уезда производил пристав местного удельного князя или его наместника, а за его пределами — пристав того уезда, Куда сбежал холоп. В обязанность приставов Тайного приказа входила борьба с политическими преступлениями (заговорами, восстаниями, изменами и т.п.). Общеуголовные преступления могли быть предметом внимания приставов Тайного приказа в случае исключительности положения лиц, в отношении которых совершались общеуголовные преступления (например, убийство или грабеж князя, боярина). В эпоху расцвета крепостного права (конец XVI — XVII вв.) все низшие «чины» Московского государства были привязаны к тяглу, т.е. к обязательному для них занятию, составлявшему часть общей системы развития народного хозяйства. Посадские торговые и промышленные люди должны были заниматься торговлей и промыслами в определенных каждому из них местах и определенным способом. Посадские люди не имели права покидать свои дворы и предприятия. Если они скрывались, то за ними посылали царского или воеводского пристава, который должен был «сыскивать сошлых посадских людей, взяв с собой знающего их посадского человека, чтобы узнавать их». Когда торговые люди нарушали данные им права (торговля в неразрешенном месте, запрещенным товаром — медом, воском, вином, табаком, солью и др.), пристав, если это нарушение совершалось впервые, водворял их на постоянное место, а при повторном нарушении мог изъять товар (чаще всего табак и вино). Наряду с Разбойным приказом (в центре) и губными избами (на местах) судебно-следственные и полицейско-сыскные обязанности несла и крепостная община. Эти обязанности в основном были следующими: а) крепостной мир принимал от своих членов и посторонних лиц заявления о преступлениях и проступках, совершившихся в районе общины или по соседству (о лесных порубках, кражах, грабежах, убийствах и пр.); б) получив сведения о преступлениях и проступках, крестьянская община тотчас принимала меры для сыска и поимки виновных. Например, на дом крестьянина дворцовой гжельской волости, присуда села Измайлова, Успенской половины, деревни Глебовой напали воровские люди, обворовали его и при этом крестьянину чинили побои. Крестьянин заявил об этом сотскому Гребневу, который тотчас нарядил для погони человек сот до двух и за теми ворами тот поиск чинили целые сутки. Прошедшие камынское болото, в глухом мелком лесу, нашли привязанных к деревьям двух, лошадей, а воровских людей не нашли; в) лицо, совершившее преступление или подозреваемое в нем, приводилось на «преднародное собрание», или сходку, где пpoизводились предварительные допросы обычно старостой или другим выборным от общины лицом; иногда допросы производили сами крестьяне. В делах Сыскного приказа встречаются, например, такие выражения: «все крестьяне той деревни собрались на сход и стали спрашивать крестьянскую женку, куда делся ее муж». Судебно-следственными и полицейско-сыскными обязанностями сельской общины были также поголовная подача сказок при обысках о членах общины, иногда о членах и ближайших соседних общин; поставка нужных лиц «к суду»; принятие членов общины из суда «на вотчинную росписку». Все эти обязанности возлагались на сельскую общину по распоряжениям правительственной судебной власти, которые, в свою очередь, основывались на общинной форме устройства крестьянского быта. Таким образом, сельская община следила за поведением своих членов, знала образ жизни и характер каждого из них и, следовательно, имела возможность дать о них точные сведения. Для управления вотчинными и мирскими делами, а также исполнения полицейских функций сельская община выбирала должностных лиц, выполнявших определенные обязанности, — земских старост, выборных сотских и пятидесятских. Необходимо упомянуть и о «сыщиках» — особых чиновниках, посылаемых центральной властью в города и уполномоченных для поимки и преследования преступников. Институт этих государственных лиц был учрежден в период междуцарствия, а в 1627г. Указом царя Михаила Федоровича ликвидирован: «впредь сыщиков для сыску татиных, разбойных и убийственных дел в города не посылать». Однако вскоре после Соборного уложения в связи с возрастанием преступности вновь учреждаются сыщики, но уже на постоянной основе. Причем положение сыщиков стало выше положения губных старост (которые сделались их помощниками), так как вся земская полиция находилась под их непосредственным ведением. В 1683г. вышел в свет Наказ сыщикам по беглым крестьянам и холопам — крупнейший законодательный памятник второй половины XVII в. Этот документ преимущественно кодифицирует законы предшествующего времени. Согласно ему сыском беглых занимались преимущественно представители центральной власти—сыщики, которые рекрутировались из дворян. А.А. Новосельский подметил, что «значение этой новой формы организации сыска заключалось в приближении приказа к месту действия, в охвате сыском всей территории одного уезда или группы уездов, порученных сыщику». Сыщикам предоставлялись широкие полномочия, включая расследование «татебных, разбойных и убийственных» дел. В распоряжении сыщика был целый аппарат — Приказ сыскных дел. Из центра сыщик приезжал в сопровождении дьяка и подьячих, а на месте, согласно послушной грамоте, адресованной воеводе получал от него вспомогательную силу — стрельцов, казаков, пушкарей, подьячих (в качестве писарей) и, наконец, палача. Завершая исследование зарождения системы уголовного сыска на Руси в период XVI—XVII вв., можно заключить, что сыск и поимка татей и разбойников предусматривали: 1) деятельность сыщиков и сыскных приказов (в лице губных старост) в уездах; 2) деятельность писцов по составлению переписных книг; которая обеспечивала возможность официальной регистрации как убывших, так и прибывших беглых крестьян; 3) непосредственное участие приставов в сыске беглых и разбойников; 4) деятельность воевод в уездах; 5) полицейсхие функции слежки за пришлым населением выборными чинами местной администрации — сотскими, десятскими, целовальниками, приказчиками и др. Наконец, в общую систему уголовного сыска входил сыск самих помещиков, получавших военно-административную помощь. Лишь Указом от 1702г. должности губных старост и сыщиков были окончательно отменены. Вместе с тем, как видно из Указа от 12 октября 1711г., которым предписывалось всем губерниям не препятствовать сыщикам преследовать воров и разбойников, сыщиков использовали для розыска преступников и позднее. Представляет интерес и уяснение сущности тех или иных категорий права, которыми законодатель оперирует при нормотворчестве, регулирующем сферу уголовного сыска (розыска). Анализ правовых документов того периода позволяет сделать вывод, что термин «розыск» («сыск») в XVII в. имел троякий смысл. С одной стороны, он означал установление истины при расследовании обстоятельств. Отсюда формулировки в законах: «сыщится до пряма» (будет установлено доподлинно), «по сыску» (по расследованию дела), «сыскивати всякими сыски накрепко» (расследовать дело всеми способами) и т.п. (см., например, ст. 5, 7, 10 гл. X Соборного уложения). С другой стороны, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс. Различия между оперативно-розыскными мероприятиями (с точки зрения обоснованности их осуществления, субъектов, а также доказательственного значения) и следственными действиями в законодательных документах того времени четко не разграничиваются. С третьей стороны, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников. В качестве дополнения хотелось бы отметить, что впервые термин «свидетель», применяемый в современном праве, был использован в Указе от 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных роспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге...» Особенности развития уголовного сыска в России в XVI— XVII вв.: 1. В документах, регулирующих административно-полицейские функции, в качестве основания для производства использовались сведения, полученные методом «язычной молки» (в современном понимании — путем опроса либо получения сведений от лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными аппаратами органов внутренних дел). 2. Подозреваемое; лицо должно было дать объяснение происхождению имущества, которым оно владеет. 3. Значительную помощь в сыске преступников оказывали приставы. 4. Основная тяжесть в сыске преступников ложится на сыщиков — особых чиновников, посылаемых центральной властью в города и уполномоченных на поиск и задержание преступников. 5. С учреждением сыщиков как государственных лиц в России появилась новая форма организации уголовного сыска: приближение приказа к месту действия, охват сыском всей территории одного уезда или группы уездов, порученных сыщику. С большой долей условности можно сделать вывод, что в указанный период в России начала складываться определенная система уголовного сыска. 3. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО СЫСКА В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-XIX ВВ.) Переход к абсолютизму означал крупнейшие изменения в государственном строе России. Если вторая половина XVII в. знаменуется преимущественно отмиранием сословно-представительных органов, то первая четверть XVIII в. — строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппарата — замена приказов коллегиями, Боярской думы — Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии и полиции. В начале своего правления (1721г.) Петр I, осознав безжизненность и несостоятельность старой формы организации управления государством и нерациональность внесения частичных поправок, решил провести полную реформу всего государственного устройства. Большое влияние на ход и характер петровских преобразований оказал знаменитый немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц, с которым Петр I встретился в 1711г. Под влиянием советов Лейбница Петр I заменил систему приказов, основанную на личном начале, коллегиальной формой. Одновременно с преобразованием центральных и областных органов власти организуется на новых началах и полицейское) управление столицы. Можно сказать, что петербургская полиция образовалась одновременно с основанием столицы — 16 мая 1703г. Вступивший в управление Петербургом князь Меншиков| должен был согласно правилам, предписанным Воеводам, «и по городу, и по острогу в воротах, и по башням и по стенам караулы держать неоплошно; и того смотреть, чтобы нигде разбою и татьбы, и иного никакого воровства и корчмы, и зерни и баку не было. А будут какие люди учнут красть и разбивать и ины каким воровством воровать, велеть таких людей иметь и расспрашивать и по ним сыскивать». Отсюда можно сделать вывод, что организация выполнения полицейских функций входила в обязанность главного начальника города. Устройство исполнительных органов петербургской полиции на первых порах происходило медленно, и только с 1714г. деятельность правительства в этой сфере становится более интенсивной. Так, из Указа от 20 мая 1715г. мы узнаем, что существовала уже Полицейская канцелярия; 25 мая 1718г. учреждается Генерал-полицмейстерское управление Санкт-Петербурга, затем появляется Инструкция, определяющая обязанности городской полиции. В число обязанностей входила и поимка преступников. С 1722г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга назначается главой московской полиции, а с 1732г. — главой полиции всей России. Одним из первых распоряжений генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга было указание от 13 июня 1718г., в котором даны предписания по прекращению разбоев и грабежей, искоренению воров и разбойников, притонов, игорных домов и уменьшению нищенства. После учреждения земской полиции 19 марта 1719г. в том же году воеводам предписано было принимать меры к искоренению воров и разбойников. Так, в 1719г. Указом Сената велено было губернаторам, воеводам, оберкомендантам, посланным в губернии и провинции, руководствоваться инструкцией, один из пунктов которой гласил, что полиция подчиняется указанным лицам и ей вменяется в обязанность прекратить насилие и грабеж, воровство и разбои. Примечательно, что в инструкции, направленной полковнику и астраханскому губернатору Волынскому, впервые предусматривается необходимость учреждения тайных полицейских агентов (курсив мой. — В.Е.), «тайных подсылыциков» для наблюдения, чтобы «между людьми не было какой шаткости». В то же время издание указов и распоряжений не носило систематического характера вплоть до издания 16 января 1721г. Регламента Главному Магистрату, в котором по-новому излагается взгляд на полицию и круг ее обязанностей. Если раньше в нормативных актах не существовало даже определения понятия «полиция», то в гл. II и X Регламента законодатель впервые очертил задачи полиции как учреждения: «способствовать в правах и правосудии; рождать добрые порядки и нравоучения; всем подавать безопасность от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных...» С 1721г. до царствования Екатерины II петербургская полиция не претерпевала существенных изменений, однако приказы, указы и распоряжения, издававшиеся в этот период, можно разделить на следующие группы: 1) предупреждение и пресечение пожаров; 2) искоренение нищенства; 3) поимка воров и разбойников; 4) надзор за постройками; 5) наблюдение за производством торговли; 6) охрана здоровья; 7) предупреждение распространения повальных болезней скота и др. Например, Указом от 15 июня 1735г. генерал-полицмейстеру Салтыкову предписывалось: 1) лес по обеим сторонам перспективной дороги, идущей от С.-Петербурга до Сосницкой пристани, вырубить, «дабы ворам пристанища не было»; 2) для поимки воров посылать от Военной коллегии и Полицмейстерской канцелярии «пристойные партии солдат или драгунов с надлежащим числом обер и унтер-офицеров». Но несмотря на принимаемые меры, преступность в городах не снижалась. Так, в августе—октябре 1724г. московская полицмейстерская канцелярия рассмотрела 66 дел о кражах. Чтобы воры не могли проникнуть во дворы, жителям предписывалось ставить заборы в 4 аршина высотой. В случае если полицейские служители и караульщики были не в состоянии задержать воров или разбойников, они били в трещотки и кричали «караул». Все, кто слышал это, должны были бежать на помощь; непришедших на призыв о помощи ждало наказание наравне со «злодеями». Виновных задерживали и доставляли на съезжий двор или в полицейскую канцелярию. В целях усиления борьбы с преступностью правительство издало Указ от 26 июня 1724г., согласно которому к этой борьбе привлекалась и армия: «Полковникам же с офицеры велено смотреть, и проведовать накрепко того, чтоб в тех их дистрататах разбойников не было, а где явятся: тех ловить и отсылать в указанные места...» Инструкцией 1723г. полиции поручено осматривать на форпостах купеческих людей и арестовывать найденный у них заповедный (запрещенный) товар. Полиция наблюдала также за торговлей: устанавливала таксы, преследовала незаписанных торговцев, контролировала доброкачественность предметов продовольствия. В 1741г. была учреждена торговая полиция на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости наблюдения за продажей харчевых припасов, в котором он просил выделить для этого две соответствующие должности — советника и ассесора. Решение о необходимости наблюдения за продажей хлебных припасов Кабинет министров утвердил и назначил Авраама Хега на должность советника. Одновременно были определены следующие обязанности полиции по наблюдению за производством торговли: 1) установление таксы на съестные припасы и строительные материалы; 2) наблюдение за неповышением торговцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли; 3) надзор за доброкачественностью продаваемых съестных продуктов; 4) надзор за содержанием на рынках чистоты и опрятности; 5) принятие мер к прекращению незаконной торговли; 6) искоренение корчемства; 7) надзор за мерами и весами, за соблюдением в торговых заведениях порядка и правил благочестия. В средневековый период основными методами уголовного сыска являлись пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств», или оговор других лиц; «повальный обыск»; «поличное» обнаружение и изъятие похищенного; негласное выведывание, а также использование тайных подсыльщиков (т.е. агентов либо штатных негласных сотрудников). В результате полицейской реформы, проведенной Петром, произошло становление регулярной полиции, были определены ее основные задачи и функции. Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска. Однако, несмотря на преобразования, она еще не в достаточной степени обеспечивала организацию борьбы с общеуголовной преступностью. Существовавшие для этих целей административные органы — Розыскной и Сыскной приказы, в функции которых входили и обязанности по поимке беглых и судебные, — явно не справлялись с ростом уголовных преступлений. Так, в 1735г. Главная полицейская канцелярия докладывала Сенату, что «воровство умножилось близ самого Петербурга, и многих людей грабят и бьют». В 1740г. в именном указе констатировалось: «.ныне не токмо в других где местах являться стали воровства, но и в самой Санкт-Петербургской крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны нашей покрали». Такое положение не могло далее устраивать власть, и в 1763г. при полиции для розысков по делам воров и разбойников вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов при Московской губернской канцелярии была учреждена Особая экспедиция для розысков по делам воров и разбойников, которая затем была переименована в Розыскную экспедицию. Предметы ведомства Сыскного приказа — «татиные, разбойные и убийственные дела» — перешли полностью в Розыскную экспедицию. К ней было приписано 12 воеводских канцелярий, которые не имели права производить пытки, а всех пойманных преступников должны были посылать в экспедицию. Экспедиция была также центральным пересылочным органом для ссылаемых в Сибирь и Оренбург. В ведомстве экспедиции были все преступления против собственности, к какому бы сословию ни] принадлежал преступник. В случае возбуждения следствия по какому-либо делу без наличия обвиняемого его розыск осуществлялся либо чинами экспедиции, либо другими правительственными и частными учреждениями — по требованию экспедиции В первом случае чину экспедиции с ведома полицейской канцелярии давалась особая инструкция, уполномочивавшая его отправиться с несколькими солдатами на розыски обвиняемого. Если же экспедиция желала или находила более удобны розыск обвиняемого поручить какому-либо учреждению, то посылала туда «промеморию» или указ с требованием сыскать прислать известное лицо. С подобными требованиями чаще всего экспедиция обращалась в полицейские канцелярии обер-полшмейстеров, полицмейстеров и градоначальников, которые после упразднения экспедиции и до организации Сыскной полиции выполняли оперативно-розыскные функции. Как в сыскном приказе, так и в Розыскной экспедиции использовались допросы «с пристрастием» подсудимого били плетьми, причем количество ударов зависело от усмотрения присутствовавших при этом допросе судей) и пытки (поднятие на дыбы и удары кнутом). Компетенция экспедиции, а также учрежденных при ней должностей сыщиков в этот период определялась рядом правовых актов: Указом Сената «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» (1711), Регламентом Главного Магистрата (1721), Учреждением о губерниях (1775), Уставом благочиния или полицейским (1782) и др. Розыскная экспедиция просуществовала до 1782г., после чего большая часть ее функции перешла к палате уголовных дел, которая была учреждена Указом от 7 ноября 1775г. и в которую было переведено большинство чиновников экспедиции; остальные служащие прикреплены к Управе благочиния по следственному отделению. Такой порядок просуществовал до 1842г., когда была сделана попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел: Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в Санкт-Петербурге. 25 февраля 1843г. комитет представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды, которая должна была состоять из пристава, сыскных надзирателей и сыщиков по особому штату. Работа должна была проводиться секретно. К сожалению, по неизвестным причинам вопрос об учреждении сыскной полиции оставался открытым до 1866г. Важным этапом в нормотворчестве правительства, регулирующим уголовно-правовые отношения, стало издание Наказа императрицы Екатерины II от 14 декабря 1766г. В нем впервые высказывается мысль о том, что лучше предупредить преступление, нежели наказывать. Перед полицией ставится задача: охранять благочиние, что подразумевает и предупреждение преступлений. Сущность, предмет и пределы полицейской власти определены в особом дополнении к Наказу, изданном 28 февраля 1768г., где предусматривается, что раскрытие всех преступлений поручается полиции. В 1782г. полицейские функции были переданы управам благочиния. С этого времени охрана общественного порядка, общеуголовный сыск и дознание стали возлагаться и на приставов уголовных дел. Их помощниками в этом были квартальные надзиратели, квартальные поручители и полицейская стража. Оперативно-розыскную деятельность приставы осуществляли, применяя в основном метод личного сыска, используя при этом информацию, полученную от осведомителей и иных лиц (местных жителей). Такие контакты, как правило, основывались на сугубо личных отношениях и документально не оформлялись. В связи с развитием всероссийского рынка расширялся полицейский контроль и за торговлей. Прежде всего следует отметить борьбу с «корчемством» (запрещенным производством и торговлей спиртными напитками, а также табаком). Законодательно были установлены вознаграждение за донос о корчемстве (в размере цены незаконно изготовленного вина) и штраф за недонесение. Полиция следила за ценами на рынке, пресекала спекуляцию отдельными товарами, что особенно важно было в неурожайные годы и после больших пожаров — тогда на полицию возлагалась обязанность решительно пресекать всякое повышение цен на продовольствие, лесоматериалы против установленных Сенатом, не позволять строителям требовать за возведение домов более высокую плату и отказываться от подрядов. В полиции с купцов брали подписки о том, что они будут продавать товары только по установленным ценам. Сенат требовал от Главной полицмейстерской канцелярий (а та — от контор) представления еженедельных ведомостей цен на продовольствие. Полицейские чиновники ставили клеймо на предназначенном к продаже мясе, следили, чтобы не торговали ядовитыми материалами, контрабандными и неоплаченными пошлиной товарами, изделиями из порченого золота и серебра, а полицейские канцелярии и конторы отводили места для торговли, контролировали весовые и измерительные приборы. Рост преступности и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разработать специальные меры поисково-разведывательного характера. Однако «служки» российского уголовного сыска в отличие от чиновников тайных розыскных дел канцелярии, ведших сыск «по государственным делам», такие меры применяли крайне редко. С воцарением на престол Екатерины II (1762) институт сыщиков окончательно был упразднен, а его функции переданы в местные органы общей полиции. Использование в уголовном сыске специальных методов предусматривалось Инструкцией следственной комиссии третьего отделения. Комиссия была создана в феврале 1843г. для «разбора» пойманных особыми средствами воров, мошенников, беглых каторжников. Упомянутые «специальные методы» представляли собой приемы, схожие по своему содержанию со способами, разработанными Видоком: осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др. Кроме того, для выявления и разоблачения преступников использовался специальный штат нижних полицейских чинов, которые производили поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей или обывателей. Тактика применения названных методов оперативно-розыскной деятельности в уголовном сыске в тот период в нормативно-правовом отношении не регулировалась. Знаменательным событием в реформе государственного механизма, сыгравшим в последующем определенную роль в организации службы уголовного сыска, стало учреждение в 1802г. министерств, в том числе Министерства внутренних дел. Руководство полицейской службой в России было возложено на Департамент внутренних дел, который состоял из трех экспедиций: государственного хозяйства, медицинской управы, спокойствия и благочиния. В последней и сосредоточивалось управление полицейскими органами страны. В свою очередь, экспедиция спокойствия и благочиния делилась на два отделения: первое собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось «делами цензуры», контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний; в компетенцию второго отделения входили вопросы охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, «прямого неповиновения власти и восстановления порядка». Здесь сосредоточивались сведения о количестве совершенных и раскрытых преступлений, массовых беспорядках, пожарах, несчастных случаях и о деятельности полиции. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|