РУБРИКИ

История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования

В дальнейшем в целях освобождения полиции от выполнения несвойственных ей функций в 1811г. из состава МВД было выделено Министерство полиции, которое в 1819г., не оправдав возложенных на него надежд, было упразднено, и все функции управления полицией были возвращены МВД.

Интересно, что в период существования Министерства полиции капитану-исправнику в целях контроля за чиновниками местной ад­министрации было дозволено направлять свои донесения о злоупот­реблениях непосредственно в министерство, не уведомляя местное начальство.

Розыскная деятельность в тот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. По оценке видного ученого-юриста Н. Селиванова, в то время отсутствовала регламентация «правильной организации розыска и смешивались полицейские и судейские функции в лице следователя».

В середине XIX - " еще сохранились особенности организации и правового положения петербургской полиции. В 1838г. было утверждено новое положение о столичной полиции, регламентирующее ее организацию и деятельность. Город был разделен на 13 частей и 56 кварталов. Каждую часть возглавили два частных пристава: один — «для дел полиции исполнительной и распорядительной», другой — «для расследования, следствия о преступлениях». О состоянии дел на обслуживаемой территории они ежедневно докладывали полицмейстеру, который, в свою очередь, отдавал им соответствующие распоряжения.


Законодательными актами, регулирующими деятельность полиции по предупреждению и раскрытию общественных преступлений, в этот период были Указ об учреждении губерний, Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Устав уголовного судопроизводства, Общий Устав счетный.

В законодательных актах российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание». Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями». Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление». Исходя из того, что подавляющая часть предварительных дознаний по уголовным преступлениям осуществлялась методами уголовного сыска, немаловажное значение имело определение пределов оперативно-розыскного обеспечения. В юридической науке того времени существовали различные точки зрения на определение понятия дознания (как формы досудебного исследования преступления, осуществляемого чинами полиций методами уголовно-розыскного характера). Так, В.К. Случевский в изданном под его редакцией учебнике русского уголовного процесса называет целью дознания только «обнаружение преступного характера происшествия», полагая, что «дальнейшие действия по розысканию и обличению преступника» должны принадлежать следователю. Другие авторы утверждали, что «дознание направляется на исследование дела для обнаружения виновника и его виновности». А.А. Квачевский различал дознание в широком и узком смысле слова: в широком смысле — это все первоначальное производство, включая розыск (т.е. весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, применительно для того времени); в узком смысле — это собирание признаков одного преступления, без указания преступника.

Есть основание предполагать, что из таких рассуждений теоретического характера о месте и роли оперативно-розыскной деятельности в искусстве раскрытия преступлений (в том числе) и сформировалась система научных знаний, которая в последующем реализовалась в теорию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Характеризуя Устав уголовного судопроизводства, следует отметить, что в нем предусматривалась возможность рассмотрения дела у судьи, когда поводом к возбуждению дела было сообщение полиции. Надо учитывать, что сведения, представляемые судье полицией, могли быть получены и оперативно-розыскным путем.

В законодательных актах-того времени предполагалось участие полиции в производстве предварительного расследования в следующих формах:

1) дознание;

2) совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава уголовного судопроизводства;

3) выполнение отдельных поручений следователя, в том числе и розыск.

 Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность в современном понимании) уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. Представляют интерес мнения ученых и практиков о роли розыска (уголовного сыска) в дознании. А.А. Квачевский считает, что «дознание иногда называют розыском — это неточно... В своем особенном значении розыск составляет часть дознания, в обширном смысле — один из способов его производства, направленный к обнаружению и указанию скрытого, тайного, преимущественно виновника преступления». Судебный следователь П. В. Макалинский также подчеркивал: «Дознание и розыск употребляются часто в одном значении, но понятие о дознании обширнее понятия о розыске; последний представляет как бы часть первого, направленную на обнаружение чего-либо скрытого, не легко доступного; он предполагает быстроту действий и потому упоминается тогда, когда говорится о делах или обстоятельствах загадочных или важных, требующих особенной деятельности со стороны полиции».

Из трудов И.Я. Фойницкого, в частности из вышедшего под его редакцией «Курса уголовного судопроизводства», следует, что методами уголовного сыска в то время являлись осмотры личности потерпевшего и вещественных доказательств (а это не что иное, как оперативный осмотр), публикации в газетах (местный либо федеральный розыск), обходы ночлежных приютов (различные операции) и т.п. По всей видимости, сюда же следует от нести преследование преступника по горячим следам и использование данных криминалистических учетов. К действиям полиции, предусмотренным дознанием в соответствии с комментируемой статьей, Сенат относил вскрытие трупа в случае, ког­да причины смерти неясны и существуют подозрения в «постороннем насильственном действии». Другими методами уголовного сыска были словесные расспросы (опрос) и неглас­ное наблюдение.

О необходимости тайного характера действий полиции говорится в главе «О мерах безопасности от воров и разбойников» Устава о предупреждении и пресечении преступлений: «Прекращение разбоя, воровства, грабежа и пристанодержательства возлагается на особенное попечение Начальников губерний и чиновников земской полиции.

Во искоренение воров, разбойников и пристанодержателей, полиция обязана употреблять все возможные способы, стараясь дабы разбои и грабежи в самом их начале пресечены были.

Полиция, узнав о происшедшем в городе или уезде воровстве, грабеже и разбое, тайно проведывает (курсив мой. — В.Е.), как преступление учинено, принимает все меры к открытию виновного, надзирает в особенности за людьми подозрительными и берет под стражу всех тех, кои будут на торгах и рынках продавать и менять краденые вещи, или пропивать оные в домах питейных.., или отдавать на сохранение и закладывать».

На необходимость проведения полицейского дознания указывается в Уставе уголовного судопроизводства: «когда признаки преступления или проступка сомнительны или когда о происшествии, имеющем такие признаки, полиция известится по слуху (народной молве) или вообще из источника, не вполне достоверного, то во всяком случае, прежде сообщения о том по принадлежности, она должна удостовериться через дознание, действительно ли происшествие то случилось и точно ли в нем заключаются признаки преступления или проступка»,

В ст. 254 Устава уголовного судопроизводства говорится о полномочиях полиции при производстве оперативно-розыскного дознания: «При производстве дознания полиция все нужные сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах». Таким образом, данной статьей регламентируется применение полицией таких оперативнорозыскных методов, как личный сыск, разведопрос, скрытое наблюдение, предусматривается получение сведений из неофициальных источников способом, при котором обеспечивается полное неведение лиц, в отношении которых эти действия производятся.

Далее, как бы подтверждая сделанный вывод, в ст. 300 указывается, что «безименные пасквили и подметные письма не составляют законного повода к начатию следствия; но если они заключают в себе указание на важное злоумышление или преступное деяние, угрожающее общественному спокойствию, то служат поводом к полицейскому розыску или дознанию, могущему повлечь за собой и само следствие».

Очень интересное толкование с точки зрения тактики проведения негласного дознания органами полиции в случае получения ими известия о преступлении по слуху (народной молве) излагается товарищем председателя Смоленского окружного суда В. Мордухай-Болотским в составленном им еще в 1785г. сборнике узаконений, где он пишет, что в случае негласного дознания по данному факту полиция отнюдь не должна приглашать посторонних людей в качестве понятых или свидетелей. Нужно твердо помнить, что когда производится дознание, необходимо строго соблюдать негласность, так как если о дознании знает хотя бы один лишний человек, то это уже может быть вредно.

Комментируя данное положение, Мордухай-Болотский подчеркивал: «Это требование закона не всегда исполнялось полицейскими чинами, между тем как точнейшее исполнение законом указанного способа производства дознания, безусловно, необходимо. Некоторые полицейские чины, как бы опасаясь, что составленные ими одними протоколы не будут иметь достаточной веры, для доказательства справедливости ими записанного в протокол приглашали несколько посторонних свидетелей, которых, а также расспрошенных заставляли подписывать составленные протоколы. Бывали на практике примеры, что для опроса подозреваемого ими свидетеля полицейские чины вызывали их к себе в полицейские управления или участки повестками.

Подобные действия, конечно, не составляют негласного дознания, почему не только полезны для хода дела, но положительно вредны. Если вникнуть серьезно в требование закона, то, несомненно, полицейские чины, желающие приносить пользу следствию, поймут, что негласность при дознании составляет необходимейшее условие, степень же гласности, разумеется, вполне зависит от опытности и искусства производящего дознание. Гласный расспрос подозреваемых при посторонних лицах, приглашенных понятыми, а также свидетелей ведет к тому, что преступление, сделанное каким-либо смелым и искусным лицом, никогда не обнаружится. Понятно, что преступник старается скрыть следы преступления, по крайней мере так бывает в большинстве случаев, следовательно, если он узнает, что полиция расследует его преступление, естественно, ему придет желание затемнить истину, спутать полицию в ее действиях собственными рассказами о небывалых вещах или даже в случае надобности он войдет в стачку со свидетелями, которые тоже исказят факты. К какому же результату полиция придет со своим дознанием и какие материалы она даст судебному следователю для предварительного следствия? По передаче дознания следователю сему последнему придется идти по неточному пути, указанному полицией, или исправлять то, что испорчено дознанием; достигнуть же в этом случае благоприятных результатов не всегда возможно. Вот почему дознания следует проводить совершенно негласно, расспрашивать кого нужно на словах, стараясь при этом скрыть цель расспроса; словом, поступать таким образом, чтобы расспрашиваемый и не догадывался, о чем идет речь. Разумеется, всего услышанного упомнить нельзя, почему необходимо составление протокола, но делать его следует отнюдь не при том лице, которое было опрашиваемо, затем составленный, протокол должен быть подписан одним только лицом, производящим дознание». Здесь автор, разъясняя тактику использования оперативно-розыскных методов, говорит уже не только о разведопросе, но и о его разновидности — опросе с зашифровкой

К нормативным актам, в которых также упоминается о тактике уголовного сыска, можно отнести Инструкцию сотскому (1774), на которого возлагались обязанности по поимке воров, беглых; Инструкцию полицейским урядникам (1878), осуществляющим дознание в уездах, которая предписывала собирать необходимые сведения «негласно, пользуясь знанием жителей своего участка, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия», При этом в обязанности урядников входили в основном предупреждение и пресечение преступлений путем осуществления оперативно-розыскных функций. С введением института урядников почти повсеместно были созданы губернские школы урядников.

Дознание по общим уголовным делам в земской полиции производилось не только урядниками, но и становыми приставами при участии сельских старост и волостных старшин. В городах исполняющие дознания околоточные и полицейские надзиратели могли быть приравнены к урядникам, а городовые приставы — к становым приставам. Вместе с тем како­го-либо учета полученных оперативным путем сведений, а также ведения дел оперативного учета не предусматривалось.

Необходимо отметить, что с принятием судебных уставов в 1864г. судебно-следственные функции были полностью изъяты из компетенции полиции.

Правительство, добиваясь более эффективного действия всех звеньев государственного механизма, не обошло и полицию: было приказано отсылать в губернскую уголовную палату материалы по нераскрытым уголовным преступлениям для ревизии, так как многие преступления оставались нераскрытыми вследствие «недостаточного исследования со стороны полиции».

Довольно успешной мерой усиления эффективности руководства полицией, в конечном счете влиявшей на раскрываемость преступлений, было возложение на губернаторов, комендантов, полицмейстеров материальной ответственности при хищении, краже казенного имущества, разбойных нападениях на почту. Правительство не только призывало местные власти обеспечить порядок, «чрезмерно увеличивая полицию», но и ставило перед полицией задачу «искоренения шаек воров, разбойников», что весьма актуально и сегодня.

Во второй половине XIX в. в России, особенно в лесных рай­онах, действовали разбойные банды, борьба с которыми, как правило, носила затяжной характер.

Так, с 1856 по 1864г. разбойные банды держали в «осаде» Холмский и Старорусский уезды Новгородской губернии. Несколько преступных групп, в каждой из которых было до 10 человек, вооруженных ножами, пистолетами и охотничьими ружьями, занимались грабежом на дорогах, вымогательством, сжигали дома, урожай, убивали лошадей за отказ выдать требуемую сумму денег.

Для поимки разбойников привлекались военные команды. Однако в случае опасности преступники скрывались в других уездах, так как должного взаимодействия между полицейскими управлениями не было. Большую помощь полиции в борьбе с бандитами оказывали выведенные из терпения крестьяне, которые сами ловили преступников.

История развития уголовного сыска до 1866г. интересна тем, что в этот период были заложены основы будущей системы, а также выработанные практикой и подвергшиеся определенному теоретическому осмыслению приемы и методы оперативной работы; в правительстве окончательно сформировалось мнение о необходимости и целесообразности организации специализированной службы — сыскной полиции.

Основные характеристики развития теории и практики уголовного сыска в XVIII—XIX вв.:

1.  На начальном этапе средневекового периода России(XVIIIв.) методами уголовного сыска были: а) пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств»; б) оговор других лиц; в) повальный обыск; г) поличное— обнаружение
и изъятие похищенного; д) негласное выведывание; е) использование тайных подсылыциков.

В целях получения признания от подозреваемых допускалось применение допроса «с пристрастием» и пыток.

2.    В 1741г. была создана торговая полиция, которая с известной долей условности является прародительницей современной службы борьбы с экономическими преступлениями.

      В целях совершенствования деятельности по борьбе с обще­уголовными преступлениями вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов создается Розыскная экспедиция;    

 3.Розыск осуществляется двумя способами: а) сотрудниками экспедиции; б) другими правительственными и частными учреждениями — по требованию экспедиции. С подобными требованиями чаще, всего экспедиция обращалась в полицейские канцелярии, которые послупразднения экспедиции и до организации сыскной полиции выполняли оперативно-розыскную функцию.



4.     Есть основания предположить, что первые теоретические рассуждения о месте и роли оперативно-розыскной деятельности в раскрытии преступлений можно отнести к середине XIX в.(В.К. Случевский, А.А. Квачевский, П.В. Макалинский,
И.Я. Фойницкий, В. Мордухай-Болотский и др.).

5.     Законодательно определяется, что поводом для рассмотрения дела у судьи могут являться сведения, полученные полици­ей неофициальным, в том числе и оперативным, путем.

6.     Сыщиков заменяют приставы уголовных дел, которые также осуществляют общеуголовный сыск. Методами их работы были личный сыск, получение сведений от осведомителей и иных лиц(местных жителей). Документально отношения с осведомителями не оформлялись.

7.     Использовалось поощрение граждан за сообщение о преступлении, в частности за донос о незаконном производстве табака и торговле им.

8.     Приемами и методами оперативно-розыскной работы к середине XIX в. стали:

а) словесные расспросы (опрос); ) осведомительство; в) негласное наблюдение; г) организация притонов-ловушек; д) использование штатных негласных сотрудников,
которые с использованием легенды и соответствующей экипировки вели поиск преступников; е) осмотр личности потерпевшего и вещественных доказательств (оперативный осмотр);ж)      публикации в газетах (местный либо федеральный розыск);

з) обходы ночлежных приютов (различные операций); и) преследование преступников по горячим следам; к) использбвание криминалистических учетов.

9. В теории и практике дознания уголовный сыск выделяет­ся как форма участия полиции в раскрытии преступления.

10. Изданы первые инструкции должностным чинам полиции, производящим оперативно-розыскное дознание: Инструкция сотскому (1774), Инструкция урядникам (1878), — однако организация и тактика применения названных методов оперативно-
розыскной деятельности в нормативно-правовом отношении не регулировались.

11.Отсутствие централизованной системы управления уголовным сыском мешало тесному взаимодействию полиции различных городов, уездов и губерний.



4.ФОРМИРОВАНИЕ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)

Характеризуя в целом криминогенную обстановку, сложившуюся в середине XIX в. в России, следует отметить, что основным видом преступлений были кражи. Так, в 1860г. дела о краже составляли более 60% от общего числа совершенных преступлений, причем каждое второе дело возбуждалось по фактам незаконной порубки леса. Другими наиболее распространенными преступлениями были преступления против личности (11,7%) и против верховной власти и государственной службы (6,6%). Несмотря на принимаемые меры, большая часть уголовных преступлений, по мнению В.А. Новакбвского, оставалась нераскрытой". За 1861—1871 гг. число подсудимых во всех общих судах составляло 2 991 543 человека; при этом преступления против благоустройства и благочиния составляли 12,5%, против личности — 10,9%, против порядка управления и суда (фальшивомонетничество, лжеприсяга, оскорбление полиции и т.п.) — 5%.

Правительство было обеспокоено плохой организацией предупреждения и раскрытия общеуголовных преступлений. Еще в 1863г. делалась попытка организовать уголовную полицию и возложить на нее оперативно-розыскные функции (проект В.Е. Фриша о преобразовании городской полиции С.-Петербурга), и наконец 31 декабря 1866г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена сыскная полиция.



В объяснительной записке обер-полицмейстера С.-Петербурга генерал-лейтенанта Ф.Ф. Трепова говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений и изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехами в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить Сыскную полицию».

Наряду с выполнением обязанностей по обнаружению преступлений и проступков управление Сыскной полиции ведало деятельностью следующих отделов:

1) Справочная часть;

2) Высылка из столицы разных лиц;

3) Общие распоряжения по совершаемым в столице преступлениям и проступкам;

4) Сыскная деятельность;

5) Личный состав чинов Сыскной полиции и расходование сумм, отпускаемых на розыски;

6) Канцелярия.

Первоначально состав Сыскной полиции города состоял из начальника, его помощника, 4 чиновников для поручений, 18 полицейских надзирателей, 9 писцов и 4 служителей. На связи у них (согласно отчету о деятельности Сыскной полиции С.-Петербурга за 1883г.) находилось 25 постоянных вольнонаемных агентов. Средний размер выплачиваемых сумм агенту составлял 20-40 руб., что, безусловно, не являлось значительным материальным стимулом (для сравнения: денежное содержание полицейского надзирателя составляло 666 руб. в месяц, а вознаграждение наиболее ценных агентов охранных отделений — до 1000руб. и более).

Такая малочисленность штатного состава не соответствовала назначению Сыскной полиции и ее главной задаче — предупреждению и раскрытию преступлений (для сравнения: штат сыскной полиции в Берлине составлял 879 сотрудников, в Вене — 600, в Париже — 400), поэтому ббльшая часть совершаемых в столице преступлений оставалась нераскрытой и даже надлежащая работа по установлению виновных лиц не проводилась.

В связи с ограниченным составом чинов Сыскной полиции они не были прикреплены к конкретному району или участку, где бы могли работать во взаимодействии с чинами наружной полиции. Весь личный состав был сосредоточен в центральном управлении, что обусловливало формальный, чисто канцелярский характер работы сотрудников Сыскной полиции: составление розыскных статей для приложения к приказам и запись разыскиваемых вещей и лиц в справочные книги. Лишь при совершении преступлений в отношении высокопоставленных лиц сотрудники Сыск ной полиции после сообщения наружной полиции или по требованию судебных властей прибывали на место происшествия.

По правилам Свода уставов счетных Сыскная полиция занималась розыском не только лиц, но и имущества, на которое наложено взыскание по начетам. При этом делалась соответствующая публикация, в которой сообщались все сведения, имевшиеся о лице,, подвергшемся взысканию (его звание, чин, должность, место жительства, наличие недвижимого имущества). Как было отмечено в Уставе уголовного судопроизводства, в случае незнания места пребывания обвиняемого или его побега суд по представлению судебного следователя, предложению прокурора или по собственному решению выносил распоряжение о помещении в сенатских объявлениях и в губернских ведомостях статьи о розыске.

Объявления о розыске в городах оглашались на площадях, а в селах — на мирских сходках, наклеивались на двери полицейских управлений и судов. Когда были основания полагать, что разыскиваемый находился за границей, о его вызове в суд делались публикации в ведомостях, издаваемых на иностранных языках, и если правительство государства, в котором находился преступник, обязано было по договорам выдавать его, то принимались меры по возвращению разыскиваемого.

Оценить эффективность действий столичной Сыскной полиции в период ее становления можно по количеству совершенных и раскрытых преступлений. Так, в 1867г. в С.-Петербурге из 7 убийств было раскрыто 6 (85,7%), из 2 поджогов раскрыт 1 (50%), из 10 грабежей раскрыто 3 (30%), из 1826 краж— 1018 (55,7%), из 62 других преступлений — 40 (64,5%). Средний процент раскрываемости преступлений составлял 55,95%. Уровень преступности оценивался современниками как высокий; общественность выступала за принятие дополнительных мер борьбы с преступностью.

Деятельность Сыскной полиции в таких условиях продолжалась в течение 20 лет. Безусловно, недостаток сил Сыскной полиции, а также отсутствие централизованного руководства деятельностью сыскных подразделений в крупных городах (к этому времени сыскные подразделения были созданы в С.-Петербурге, Москве, Киеве, Вильно, Харькове, Варшаве, Минске и др.) и возникающие в связи с этим проблемы не могли не волновать ученых-юристов и руководителей МВД.

Видный ученый того времени Н. Селиванов подчеркивал, что для правильной организации дознания и розыска необходимы многочисленный штат агентов и сосредоточение руководства Сыскной полиции в одних руках.

Лишь в 1887г. по представлению градоначальника С.-Петербурга генерал-лейтенанта П.А. Грессера штат Сыскной полиции был увеличен на 102 человека; были увеличены и денежные оклады чинам полиции, и выплаты агентам. С этого момента деятельность Сыскной полиции приобретает стабильный и целенаправленный характер.

В 1890г. для быстрого и эффективного выявления лиц, совершивших преступления, и рецидивистов были организованы антропометрические бюро и фотография, в которых концентрируются и систематизируются данные о преступниках. Вместо практиковавшейся ранее регистрации разыскиваемых и сведений о судимости в книгах в справочном столе вводится карточная система, значительно облегчающая получение необходимых сведений.

В 1896г. по распоряжению градоначальника С.-Петербурга генерал-майора Н.В. Клейгельса чиновники для поручений были распределены по отделениям городам, а полицейские надзиратели — по участкам. В 1897г. по его же распоряжению при Сыскной полиции был образован стол находок, ведающий розыском утерянных денег, вещей, документов и т.п. В это же время в целях более тщательного и точного контроля над преступным и подозрительным элементом был расширен справочный отдел и введен новый — по мелким правонарушениям. Благодаря собранным этими отделами сведениям представлялась возможность удалить из столицы значительное количество лиц, принадлежащих к криминальному миру. Была установлена регистрация лиц, носящих холодное оружие. В 1902г. при Сыскной полиции учрежден стол учета дворников и швейцаров, где сосредоточиваются все сведения о благонадежности лиц этих категорий, а также сведения о наличии судимостей служащих питейных заведений и извозчиков.

Установившиеся постоянные отношения с сыскными отделами других городов Российской империи, а также с полицией других государств предоставили возможность задерживать «гастролирующих» воров и мошенников. Результатом деятельности Сыскной полиции в это время стало снижение количества тяжких преступлений в столице. Однако количество мелких правонарушений и краж увеличивалось, что объяснялось постоянным притоком населения в столицу в поисках работы.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности сыскных подразделений в 1894 г. комиссия под председательством министра юстиции Н.В, Муравьева подготовила проект правил об организации деятельности полиции по судебной части, в котором предлагалось в целях улучшения деятельности предварительного следствия отделить от него обязанности розыскного характера. Проект предусматривал создание в масштабах России отдельно органов полиции, осуществляющих предварительное следствие, и органов полиции, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. К сожалению, и этот проект переустройства уголовной полиции не был осуществлен.


О недостатках в организации уголовного сыска в России свидетельствуют и высказывания русских ученых-юристов и практических работников на страницах юридических журналов, в частности такое: «и не тому нужно удивляться, что более половины преступлений у нас остается нераскрытыми, а тому, что другая половина раскрывается».

В целом, рассматривая деятельность полиции по борьбе с общеуголовной преступностью в 1866—1908 гг., можно сделать следующие выводы:

•       в случае осложнения оперативной обстановки в связи с резким ростом уголовной преступности закон разрешал полицейским управлениям привлекать для оказания помощи
воинские подразделения и местное население;

•       деятельность сыскных подразделений, которые были созданы
в крупных городах империи, не регламентировалась нормативно единым всероссийским актом, т.е. строилась на
различной основе, что приводило порой к несогласованности, взаимным упрекам и трениям; департамент полиции отнес решение этого вопроса к компетенции местных
начальников полиции;

•      в ходе уголовного сыска полиция использовала информацию, получаемую от агентов из числа «подозрительных»,
которым делались различные поблажки; нормативно отношения полиции с агентами не регулировались;

•      в целях повышения эффективности оперативной работы со­трудники и агенты сыскных отделений зачастую получали
премиальные суммы, поступавшие от благодарных клиентов, которым вернули украденное добро;

•      отсутствие специальной подготовки сотрудников для сыскной полиции объясняет низкий розыскной профессионализм, слабую правовую квалификацию, в связи с чем значительное число уголовных дел прекращалось за необнаружением виновного либо привлеченные к суду освобождались от уголовной ответственности по реабилитирующим
основаниям;

•      децентрализованная система уголовного сыска, существовавшая в России, обусловливала замкнутость деятельности сыскных подразделений в пределах обслуживаемой тер­ритории; уровень взаимодействия отделений различных губерний и городов был крайне низок;

•      стремление департамента полиции создать разветвленную
сеть осведомителей во всех слоях общества, организовать
их специализацию не подкреплялось правительственными
субсидиями;

•      по свидетельству современников, дознание в полиции не­
редко сопровождалось рукоприкладством;

•      все чины уездной полиции обязаны были обеспечивать безопасность граждан от воров и разбойников, тайно разведывать и примечать за людьми подозрительными (см. при­ложение 9).

В начале XX в. уголовная преступность в России продолжала неуклонно расти: если с 1885 по 1888г. число осужденных окружными судами увеличилось на 12%, то с 1899 по 1908г. — на 66%. В первые девять лет XX в. ежегодный прирост преступности в стране составлял 7%. В 1913г. было зарегистрировано 3,5 млн преступлений — притом что население страны составляло 159 млн человек. В ряде городов преступность начала приобретать не только профессиональный, но и организованный характер.



Полицейская служба в России в этот период представляла собой сложную организацию, не имеющую единой и четкой законодательной регламентации. Различные ее подразделения были образованы в разное время под влиянием потребностей конкретного исторического периода. По данным Министерства юстиции, ежегодно 31% всех расследований по уголовным делам прекращался из-за низкого уровня оперативно-розыскной работы. Такое положение в значительной степени было обусловлено отсутствием общегосударственной системы уголовно-сыскных аппаратов. В связи с этим 6 июля 1908 г. был издан Закон «Об организации сыскной части» (см. Приложение 10). Основу организации сыскной части составил опыт работы сыскных отделений С.-Петербурга и Москвы. В соответствии с указанным законом в 89 городах страны в составе полицейских управлений «для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и уездах» были образованы сыскные отделения четырех разрядов: штатная численность сыскного отделения I разряда составляла 20 человек, II разряда — .11, III разряда — 8, IV разряда — 6 человек.

В состав сыскного отделения входили начальник отделения, его помощник, заведующие столами, надзиратели и городовые. Оклады чинов сыскных отделений были несколько выше, чем у соответствующих чинов общей полиции. Начальники отделений и их помощники назначались и увольнялись с должности губернатором при согласии прокурора окружного суда. Общее руководство сыскными отделениями осуществляло специально образованное Восьмое делопроизводство Департамента полиции.

На созданные отделения возлагались все права и обязанности общей полиции в области производства дознаний по общеуголовным преступлениям. Новые сыскные отделения, как и существовавшие ранее, функционировали по децентрализованному принципу. Начальники отделений подчинялись начальнику городской полиции. Закон 1908г. установил контроль за работой сыскных отделений со стороны прокуроров, имевших право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розысков. По замыслу МВД сыскные отделения должны были действовать не только в городах, но и в прилегающих уездах. Однако на практике этот замысел в полной мере осуществить не удалось.

Следует заметить, что одной из задач, поставленных царским правительством указанным законом, было улучшение розыскного дела в сельской местности. Это неслучайно: в то время в Германии и во Франции уже существовали специальные инструкции, определяющие организацию, цели и задачи уголовного розыска в сельской местности.

Вместе с тем повышению эффективности деятельности сыскной и общей полиции по борьбе с уголовной преступностью мешало отсутствие единого нормативного акта. Лишь 9 августа 1910г. была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определила внутреннюю структуру и регламентировала порядок деятельности органов уголовного сыска в России.

Основным методом работы сыскных отделений была работа с использованием наружного наблюдения и негласных сотрудников. Как указывалось в § 2 Инструкции,«...отделения через своих чинов имеют систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения». Была предусмотрена соответствующая структура отделений, отразившая основные направления, методы их деятельности: один отдел должен был проводить работу по выявлению преступников и их разоблачению с помощью негласной агентуры (внутреннее наблюдение) и посредством филеров — штатных чинов, специализировавшихся на ведении оперативного наблюдения за лицами, заподозренными в преступлениях (наружное наблюдение); другой отдел — оперативно-регистрационное бюро — осуществлять работу по использованию в сыске достижений криминалистики.

Наружное наблюдение вели штатные сотрудники — обычно в местах скопления преступного элемента (ресторанах, трактирах, постоялых дворах, ночлежных приютах, домах терпимости, ломбардах, различных увеселительных заведениях).

Внутренним наблюдением занимались секретные сотрудники (агентура), вербовавшиеся из представителей преступного мира, скупщиков краденого, хозяев воровских притонов, проституток. Кроме того, сыскная полиция пользовалась услугами лиц, которые по роду своих занятий имели возможность вести наблюдение за многими лицами, — старьевщиков, разносчиков, посыльных, дворников, извозчиков, кондукторов и других железнодорожных служащих. Начальник Петербургского сыскного отделения писал о контингенте секретных сотрудников: «Негласных агентов приходится иметь во всех слоях общества. Как при посредстве отбывших наказания за кражи и отпущенных на свободу возможно узна­вать места сбыта похищенных вещей, разные воровские прито­ны и сборища, известные воровские клички воров и пр., так равно собирание секретных справок о разного рода личностях возможно иметь только при посредстве негласных агентов. Через них же получаются сведения о приезжающих из других городов шуле­рах и членах воровских и других шаек. Во всех увеселительных заведениях, гостиницах, трактирах, постоялых дворах должны быть агенты среди прислуги. Разные общественные и частные учреждения, банки, страховые общества и прочие также не мо­гут быть оставлены без наблюдения тех же негласных агентов».

Кроме данных наружного наблюдения и агентуры сыскные отделения использовали такие источники, как доносы (анонимные сообщения и письма), слухи, сведения, справки, полученные от лиц различных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции.

Сыскными отделениями методы полицейской разведки использовались в значительно меньшей степени и с меньшей эффективностью, чем органами политической полиции. Такое положение, на наш взгляд, было естественным и объяснялось необходимостью обеспечения безопасности царя и существующего строя, защиты их от посягательств со стороны революционеров и оппозиционных дворянских группировок. Этот приоритет и предопределял размеры финансирования, расстановку кадров и др.

Инструкция установила обязанность начальников сыскных отделений немедленно сообщать о всех сведениях, касающихся дел политического характера, начальникам губернских жандармских управлений или охранных отделений.

Создание новой специализированной службы требовало не только правовой регламентации ее задач, но и разграничения функций, установления порядка взаимодействия с другими полицейскими органами. Инструкция предписывала чинам сыскной полиции «полное единение с чинами общей полиции». Однако права и обязанности чинов различных служб не разграничивались. Предусматривалось, что взаимоотношения чинов сыскной и общей полиции должны определяться распоряжениями и инструкциями начальников местной полиции. На практике это приводило к неопределенности во взаимоотношениях, недоразумениям и конфликтам.

Основой работы сотрудников сыскных отделений стал принцип специализации (линейный принцип), что, несомненно, следует расценить как положительный факт. «Наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью, — говорилось в Инструкции, — заключается в специализа­ции как общих мер розыска, так и розыскной деятельности членов сыскных отделений по главным родам преступлений».

Устанавливался учет преступлений по трем категориям:

1) убийства, разбои, грабежи и поджоги;

2) кражи (профессиональные воровские организации — конокрады, взломщики, карманные, железнодорожные, хипесные шайки и т.п.);

3) мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм разного рода, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В соответствии с этим личный состав сыскного отделения (где позволяло количество чиновников) распределялся на три группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной категории преступлений.


Там, где позволял штат чиновников, каждый из трех отрядов делился на отделения, которые занимались еще более узкой категорией преступлений. В некоторых отделениях создавался четвертый — «летучий» отряд, предназначавшийся для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах", для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной патрульной службы на улицах, рынках и т.д.

Наряду с положительными сторонами Инструкции следует отметить и ее недостатки:

• как отмечали сами чиновники полиции, она «изложена так туманно, что дала возможность толковать начальникам городских полиций положение сыскных отделений в зависимости от их благоусмотрения, от чего сыск поставлен в такие рамки, которые не дают возможности успешно бороться с возрастающей из года в год преступностью»;

•      в Инструкции ничего не было сказано об особенностях
организации сыска в зависимости от местных условий (в пограничных районах, в районах, население которых придерживалось местных традиций и обычаев, и др.);

•      не был предусмотрен порядок непосредственного взаимодействия сыскных отделений между собой, минуя губернатора. В случае необходимости начальник сыскного отделения имел право составлять рапорт полицмейстеру, тот
представлял дело на усмотрение губернатора, который, в
свою очередь, ставил в известность департамент полиции,
и лишь последний отдавал распоряжение о производстве
необходимых розыскных действий сыскным отделениям различных губерний;

•      нецелесообразным следует считать требование Инструкции
о ношении чинами сыскных отделений форменной одежды. Ношение штатского платья разрешалось только «в случае особой необходимости»;

•      нечетко был регламентирован объем полномочий прокурора в области сыскной деятельности и материалов опера­
тивного характера, что давало ему возможность не только
надзирать за законностью при проведении уголовного сыска,
но и руководить оперативной работой, чем, несомненно,
причинялся ущерб ее результатам.

В 1911—1912гг. Департамент полиции, обеспокоенный неудовлетворительным состоянием Сыскного дела, провел целый ряд инспекций в полицейских органах. Результаты проверок показали, что труды и денежные затраты, понесенные министерством в 1908г. на организацию сыска в России, не дали желаемых результатов; научный сыск стал терять свое значение.

Положение усугублялось отсутствием профессионалов в сыскных подразделениях: 3/4 лиц, возглавивших вновь созданные подразделения (бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели), не соответствовали требованиям, необходимым начальнику сыскного отделения.

Неудовлетворительное положение в организации уголовного сыска вынудило Департамент полиции провести его реформу, которая затронула как личный состав сыскных отделений, так и порядок денежных и статистических отчетностей, регистрации преступников, правила опознания неизвестных лиц и циркулярного розыска.

На всех служащих сыскных отделений были затребованы выписки из послужных списков, а на классных чиновников — еще и фотографии; на основании архивов Департамента и иных источников были составлены самые обстоятельные справки о нравственных качествах служащих; лица, отличившиеся на работе, подлежали немедленному поощрению, а к нерадивым принимались жесткие меры, вплоть до увольнения.

После этого Департамент полиции приступил к упорядочению регистрации преступников: их фотографировали, проводили дактилоскопию и составляли описание словесного портрета.

Весь регистрационный материал (более 200 тыс. фотографий), находившийся в центральном бюро и сыскных отделениях, к 1 января 1915г. был перерегистрирован по специально разработанной таблице родов преступности, включавшей 30 категорий преступников. В С.-Петербургском музее сыскной полиции хранились альбомы с фотографиями преступников, классифицированных по составам преступлений:

1) «гастролеры»; 2) карманные воры; 3) воровки-проститутки; 4) простые воры; 5) воры по передним; 6) воры чердачные; 7) воры магазинные; 8) воры по взломам квартир и магазинов; 9) воры с употреблением обмана; 10) воры-прислуги; 11) воры железнодорожные; 12) воры велосипедные; 13) пристанодержатели воров; 14) покупщики краденого; 5) конокрады; 16) мошенники и аферисты; 17) грабители и разбойники; 18) подделыватели фальшивых денег; 19) поджигатели; 20) убийцы; 21) шулеры-картежники; 22) хулиганы и «коты»; 23) бродяги; 24) глухонемые; 25) ссыльно-каторжные; 26) соучастники преступлений; 27) барышни театральные; 28) хипесники — обкрадывающие мужчин, приводимых проститутками на квартиры; 29) подкидчики; 30) пушкари и др.

Видоизменив и упростив регистрацию преступников, Департамент полиции начал усовершенствовать циркулярный розыск (в настоящее время — Федеральный розыск). Был организован выпуск Сыскных ведомостей, которые выходили каждую неделю, а в экстренных случаях — через несколько часов после по лучения требования о сыске, делались выписки, которые рассылались во все полицейские учреждения. Благодаря этому существенно повысилась эффективность работы сыскного аппарата по розыску преступников. Разработанная система централизованного циркулярного розыска преступников сохранилась в основном и в настоящее время.

Перед Департаментом полиции была поставлена задача организовать профессиональное обучение лиц, предназначенных для работы в уголовном розыске, а также намечено «улучшить розыскное дело, поставив его на применяемых в Западной Европе началах». В целях дальнейшего совершенствования деятельности сыскных отделений 26 июня 1913г. состоялся съезд начальников сыскных отделений, на котором обсуждались вопросы организации уголовного сыска в России. По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина все кандидаты на должности 89 сыскных отделений были командированы в С.-Петербург для слушания лекций на подготовительных курсах уголовного сыска, впервые организованных при Департаменте полиции. Программой курсов было предусмотрено: 1) изучение государственного и полицейского права; уголовного права; судебной медицины; методов регистрации преступников; приемов уголовного сыска; приемов самообороны и обезоруживания преступников; 2) ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; 3) ознакомление с гримом и переодеванием; 4) тайнопись преступников (шифры) и дешифрование; 5) разбор сложных сыскных дел; 6) присутствие при вскрытии трупов по какому-либо сложному делу с объяснениями профессора Д.П. Косоротова; 7) посещение полицейского музея и других учреждений; 8) практические занятия по фотографии, словесному портрету, антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, исследованию документов и пр.; 9) приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; 10) практика дознаний (показное производство дознания на месте с составлением образцовых следственных актов, описаний и справок); 11) практика розыска и выслеживания преступников.

Лекции по искусству уголовного сыска, сыскной деятельности, технике уголовного сыска и научных методов раскрытия преступлений были прочитаны начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. В этот же период во Владимире была открыта школа работников уголовного сыска.

В 1913г. МВД утвердило единую программу подготовки полицейских урядников для школ и курсов. Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов.


Так как сыскные отделения существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела.

Несмотря на все трудности, российская сыскная полиция довольно успешно применяла научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрию, дактилоскопию, фотографирование, учет (регистрацию) преступников. Не случайно после февральской революции при разгроме сыскных отделений уголовники в первую очередь старались уничтожить материалы регистрационных бюро.

Система и структура сыскных подразделений в целом оставалась неизменной до 11 марта 1917г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции (см. приложение 12).

Изложенный материал о становлении и развитии сыскной полиции в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Сложившаяся криминогенная обстановка в стране вынудила правительство принять кардинальные меры по улучшению состояния борьбы с общеуголовной преступностью, что и обусловило создание в 1866г. Сыскной полиции.

2.    Деятельность уголовного сыска МВД Российской империи строилась по децентрализованному принципу, в связи с чем работа сыскных отделений замыкалась в пределах обслуживаемой территории. Уровень взаимодействия отделений различных губерний и городов был крайне низок.

3.    Почти в течение полувека (с 1866 по 1910г.) деятельность подразделений уголовного сыска Департамента полиции МВД Российской империи не регламентировалась единым Всероссий­ским нормативным актом, вследствие чего каждая губерния или город издавали собственный документ, определяющий организацию и порядок работы Сыскной полиции. Это приводило к тому, что компетенция подразделений уголовного сыска ставилась в зависимость от взаимоотношений начальника Сыскной полиции с начальником полиции губернии.

4.  Работа Сыскной полиции строилась на основе последних достижений науки и техники. Успешно применялись научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрия, дактилоскопия, учет (регистрация) преступников, фотографирование.

5.      26 июня 1913г. был созван I съезд начальников сыскных отделений, который положил начало организации профессионального обучения сотрудников уголовного сыска.

6.      Несмотря на определенные недостатки в организации и деятельности уголовного сыска в Российской империи, он явился основой для создания уголовного розыска в Советской России. Многие разработанные в то время методы оперативно-розыск­ной деятельности успешно применяются в настоящее время.

С учетом исторической преемственности деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск в России, имеются основания считать 31 декабря 1866г. днем образования уголовного розыска в России.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др. Изучение практики работы органов уголовного сыска России, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 г., и ее сравнение с деятельностью уголовного розыска советского периода и настоящего времени (задачи, компетенция, методы оперативной работы и т.п.) показывает, что нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел. В истории органов уголовного сыска можно выделить несколько этапов. Первый этап — до 1539г. Удельно-вечевое и раннефеодальное устройство государства, в котором не было специальных органов, выполняющих полицейские, в том числе и оперативные функции. В 1539г. был учрежден Разбойный приказ — в основном для борьбы с общеуголовной преступностью, свидетельство чему мы находим в исторических документах. Второй этап — с 1539 по 1763г. Переход к абсолютизму, который означал крупнейшие изменения в системе государственного управления. В первой половине XVIII в. приказы заменяются коллегиями, соответственно, Разбойный и Сыскной приказы — Розыскной экспедицией при Московской губернской канцелярии. Третий этап — с 1763 по 1866г. Компетенция Розыскной экспедиции в 1782г. переходит к Палате уголовных дел, куда было переведено большинство чиновников экспедиции, а оставшаяся часть — к Управе благочиния по следственному отделению. В 1802г. образовано Министерство внутренних дел. Однако каких-либо кардинальных изменений в деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск, не произошло. Розыскная деятельность в этот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. Отсутствовала правовая регламентация сыскной деятельности, следователь выполнял и полицейские, и судебные функции. В 1842г. была сделана первая попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел — Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в С.-Петербурге, который 25 февраля 1843г. представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды. К сожалению, этот проект не был реализован. В 1863г. была сделана еще одна попытка организовать уголовную полицию и возложить на нее оперативно-розыскные функции. Однако вопрос об учреждении Сыскной полиции был не решен до 1866г. Четвертый этап — с 1866 по 11 марта 1917г. Частые измене­ния в структуре и компетенции полиции. 31 декабря 1866г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена Сыскная полиция. Руководствуясь принципом исторической преемственности, на наш взгляд, 31 декабря 1866 г. следует считать днем образования уголовного розыска. К началу XX в. сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания не только сыскных подразделений в С.-Петербурге и иных крупных городах, но и системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России, что и было осуществлено в 1908г. С 1910г. деятельность уголовного сыска в России, в том числе и ее оперативно-розыскной аспект, регламентировалась высшим нормативным актом — Законом «Об организации сыскной части», в котором были определены задачи, обязанности и полномочия Сыскной полиции. К сожалению, после упразднения Департамента полиции с 1917. пo 1992г. оперативно-розыскная деятельность в России регламентировалась лишь ведомственными секретными нормативными актами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы историко-правовой науки: Сб. статей. Саратов, 1982.

2. Акулинин Е.П. Инструкция городовым городской полиции, Одесса, 1912.

3. Андреевский И.Е. Лекции по истории полицейского права и земских учреждений России. СПб., 1883.

4. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века. Академия МВД СССР, 1982.

5. Волков Н.Т. Законы о полиции. М., 1910.

6. Вопросы истории органов борьбы с преступностью: Сб. статей. М., 1987.

7. Вульферт А.К. Реформа предварительного следствия. М., 1981.

8. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Го­ликовой. М., 1991.

9. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй по­ловины XIX столетия: Сб. статей. Воронеж, 1987.













Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.