РУБРИКИ

Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

1.Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятия и задачи.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

2.Основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

Функции правоохранительной деятельности:

- конституционный контроль;

- правосудие;

- организационное обеспечение деятельности судов;

- прокурорский надзор;

- выявление и расследование преступлений;

- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

3.Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.

Преодолению трудностей при изучении юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов, призвана содействовать классификация правовых актов, которые в совокупности образуют эту базу.

1.Общего характера;

Непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов. (Конституция РФ)

2.О судебной власти, правосудии и судах;

Конституционный контроль и правосудие. (Закон о судоустройстве)

3.Об организационном обеспечении деятельности судов и органах    юстиции;

(Положение о Министерстве юстиции РФ и Основы законодательства РФ о нотариате)

4.О прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

(Закон о прокуратуре)

5.Об организации выявления и расследования преступлений;

(Закон о прокуратуре, о милиции, федеральных органах налоговой полиции, оперативно розыскной деятельности)

6.О юридической помощи и ее организации.

(Положение об адвокатуре РСФСР)

4.Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их         юридическому значению.

1.Конституция РФ;

2.Федеральные законы;

3.Указы и распоряжения Президента РФ;

4.Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5.Акты министерств и ведомств;

6.Разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда;

7.Постановление Конституционного Суда.

5.Значение Конституции РФ для правоохранительных органов.

Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, издаваемым в РФ, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.

6.Понятие судебной власти и ее признаки.

Судебная власть это реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно, по крайней мере, два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями-судами; во-вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

7.Понятие судебной системы. Звенья судебной системы РФ.

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

Три подсистемы:

Общие суды:

- высшее звено  : Верховный Суд РФ.

- среднее звено : Верховные суды республик, краевые, областные.

- основное звено: Районные (городские) народные суды.

Военные суды:

- высшее звено  : Военная коллегия Верховного Суда РФ.

- среднее звено : Суды военных округов, флотов, видов Вооруженных  сил и групп войск.

- основное звено: Суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов.

Арбитражные суды:

- высшее звено  : Высший Арбитражный Суд РФ.

- основное звено: Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды.

8.Понятие и сущность правосудия. Его задачи.

Правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость судебных решений.

9.Понятие принципов правосудия и их классификация.

Демократические принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.

Принципы:

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Обеспечение права граждан на судебную защиту. Состязательность и равноправие сторон. Презумпция невиновности. Открытое разбирательство дел во всех судах. Национальный язык судопроизводства. Участие представителей народа в отправлении правосудия.

10.Принципы осуществления правосудия на началах равенства граждан перед   законом, судом.

Конституция РФ статья 19:

1.Все равны перед законом и судом.

2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

11.Принцип гласности правосудия.

Конституция РФ статья 123:

1.Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях предусмотренных федеральным законом.

12.Принцип национального языка.

Данный принцип требует, чтобы судопроизводство велось на русском языке, языке республики, автономной области, автономного округа либо на языке большинства населения той местности, где заседает суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется переводчик и право выступать в суде на родном языке.

13.Принцип законности.

Конституция РФ статья 15:

2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то но вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

Данный принцип конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории РФ.

14.Принцип осуществления правосудия только судом.

Конституция РФ статья 118:

1.Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3.Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание.

15.Принцип независимости судей. Гарантии независимости.

Конституция РФ статья 120:

1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд мог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого то ни было давления или иного воздействия извне, на прочной основе предписаний закона и только закона.

Закон о статусе судей ст.9 ч. 2:

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

16.Принцип обеспечения каждому права на обращения в суд за защитой своих интересов.

Конституция РФ статья 46:

1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Правом на судебную защиту может воспользоваться каждый, не только российские граждане, но и иностранцы и лица без гражданства.

Право на защиту тесно связано с правом на юридическую помощь.

Судебное обжалование допускается в отношении всех решений и деяний, которые повлекли нарушение закона или превышение полномочий либо ущемили чьи-то права.

17.Принцип презумпции невиновности.

Конституция РФ статья 49:

1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

В основе этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано.

18.Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Конституция РФ статья 45:

1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Конституция РФ статья 48:

1.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

19.Принцип состязательности и равноправия сторон.

Конституция РФ статья 123:

3.Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Данный принцип распространяется не на всех граждан, а лишь на стороны, участвующие в судопроизводстве, то есть на тех, кто при разбирательстве уголовных или граждански дел судом выполняют одну из процессуальных функций (обвинение или защиту по уголовным делам, поддержание гражданского иска или возражение против него).

Правосудие является состязательным тогда, когда стороны при рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым помогать поиску истины, справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта правосудия.

20.Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.

Конституция РФ статья 32:

5.Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя.

Народные заседатели избираются из числа граждан, достигших 25-летнего возраста и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. Не граждане РФ не могут быть народными заседателями. Срок полномочий - до пяти лет. При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается большинство уголовных и значительная часть гражданских дел.

   Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседателям, избираться населением или сослуживцами. Их положено отбирать из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного). Они в праве принимать решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения.

В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть.

21.Принцип охраны чести и достоинства личности.

Конституция РФ статья 21:

1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Конституция РФ статья 23:

1.Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2.Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

22.Непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

Конституция РФ статья 123:

1.Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях предусмотренных федеральным законом.

???

23. Обеспечение законности , компетенции и беспристрастности суда.

Суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Правила установленные Конституцией РФ, Законом о статусе судей, Законом о судоустройстве, Законом о Конституционном Суде и Законом об Арбитражном суде создают «сито», с помощью которого от выполнения судебных функций отстраняются люди, неспособные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других).

24.Понятие и виды судебных инстанций.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

Надзорная инстанция - суды наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в этом качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ.

Вышестоящей инстанцией обычно называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду.

25.Принципы организации работы судей в районном , (городском) суде.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

1)территориальный(зональный), при котором каждый народный судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ними территории;

2)предметный(функциональный),когда один судья рассматривает уголовные дела, другой - гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних;

3)предметно-зональный, складывающийся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;

4)без зональный - когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские - лишь в тех случаях , если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

26.Компетенция районного (городского) суда как суда общей юрисдикции.

Народный суд является судом только первой инстанции. Он разбирает и разрешает уголовные и гражданские дела по существу тех вопросов, которые в этих делах затронуты. Ему подсудны почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о хищениях в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесенных законом к ведению вышестоящих и военных судов.

27.Председатель районного (городского) суда его права и обязанности.

Председатель районного(городского) народного суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу с народными заседателями, ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. Председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей.

Председатель суда представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит аппаратом суда.

28.Судебный исполнитель , порядок назначения его на должность и его функции.

Судебный исполнитель облечен властными полномочиями по принудительному исполнению судебных и иных актов. Его требования обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. В своей деятельности судебный исполнитель руководствуется гражданско - процессуальным законодательством и соответствующими инструкциями.

   Судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от обязанностей начальниками краевых, областных, городских, окружных управлений(отделов) юстиции по представлению председателя народного суда.

29.Канцелярия районного (городского) суда.

Делопроизводство в суде заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой документации в народном суде.

Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, готовит материалы по статотчетности, хранит книги приказов и распоряжений по народному суду, оформляет служебную переписку народного суда с вышестоящими судебными органами и иными правоохранительными учреждениями, общественными организациями, предприятиями.

30.Место Верховного суда республики , области , края и равных ему судов в системе судов общей юрисдикции и его задачи.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для народных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

   Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанции.

   В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела обо всех опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов) , дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях.

31.Состав и структура областного и равного ему суда.

Количественный состав краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории субъектов Федерации, количества проживающего населения, его национального состава и занятости, количества районов и народных судов, объема их работы и т.п.

   Статьи 30 и 42 Закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и народных заседателей. Они действуют в составе: президиума суда; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам.

   Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

   Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и кассационном порядке. Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора.

32.Компетенция областных и равных им судов.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанции.

   В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела обо всех опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов) , дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений народных судов, а также кассационных определений которые вступили в законную силу.

33.Президиум областного суда: состав , полномочия и порядок работы.

Президиум суда среднего звена состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Он рассматривает дела в порядке судебного надзора по протестам прокурора республики, края, области, города или округа, а равно председателя суда этого уровня.

Заседание президиума Верховного суда проводится не реже двух раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов президиума. В заседаниях участвуют прокурор республики, края, области, города и округа. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда.

   Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам президиум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи народным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояние работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы.

34.Председатель областного и равного ему суда. Организация работы суда.

Председатель суда среднего звена отвечает за организацию всей работы данного суда. Он созывает заседания президиума и председательствует на этих заседаниях; приносит в президиум суда протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения народных судов, на постановления народных судей о назначении судебных заседаний , а также на кассационные определения судебных коллегий; председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении дел по первой или второй инстанции либо назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; распределяет обязанности между своими заместителями; организует работу по обобщению судебной практики.

35.Работа аппарата областного и равного ему суда. Должностные обязанности

консультанта, секретаря президиума.

Аппарат судов среднего звена включает консультантов, заведующего секретариатом, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архивариуса.

   Консультанты изучают жалобы и дела, поступившие в суды, докладывают эти дела председателю суда и выполняют другую работу.

   Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и прокурора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению вопросов, оформляет результаты работы президиума.

   Важным средством обеспечения работы областного суда является перспективное и текущее планирование.

Перспективное планирование позволяет сосредоточить внимание областного суда на основных направлениях его работы. Оно способствует осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу.

Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы, например по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и гражданских дел, правовое обучение народных заседателей, организация совещаний судей и работников аппарата.

36.Верховный суд РФ его место в системе судов общей юрисдикции.

Конституция РФ статья 126:

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренном федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

37.Состав и структура Верховного Суда РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены суда и народные заседатели.

Основные подразделения Суда: 1) его Пленум; 2) Президиум; 3) судебные коллегии (их три: Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия).

38.Компетенция Верховного Суда РФ.

Верховному Суду РФ принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

   Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять из нижестоящих судов любое уголовное и гражданское дело и рассмотреть его по первой инстанции самостоятельно.

39.Пленум Верховного Суда РФ: состав , компетенция , порядок работы.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

1)рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ;

2)утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3)утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

4)рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативе, а также о толковании законов;

5)заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

6)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

40.Президиум Верховного Суда РФ , состав компетенция , порядок работы.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии судей этого суда. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Президиум принимает решения, если в заседании участвуют большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам принимаются большинством голосов и вступают в законную силу немедленно. Президиум рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам РФ в применении ими законодательства.

41.Судебные коллегии Верховного Суда , порядок образования и их работы.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по всем трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, изъятые ими из нижестоящих судов и принятые к своему производству, а также дела, отнесенные законом к ведению Верховного Суда РФ.

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на приговоры и решения судов среднего звена судебной системы, не вступившие в законную силу.

В надзорном порядке судебные коллегии рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу решения всех нижестоящих судов.

Состав коллегий определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа членов суда, назначенных в установленном порядке.

42.Полномочия председателя Верховного Суда РФ.

Председатель обладает следующими организационными полномочиями:

а) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

б) созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

в) вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения;

г) вносит представления по вопросам, требующим толкования законов РФ;

д) распределяет обязанности между своими заместителями;

е) руководит организацией работы судебных коллегий и работой аппарата Верховного Суда РФ;

ж) ведет личный прием и организует работу Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

з) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

43.Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ , порядок его образования , основные направления работы.

Совет утверждается Пленумом по представлению Председателя и действует в составе председателя Научно-консультативного совета, его членов и секретаря. В состав этого совета входят члены Верховного Суда РФ, другие практические работники правоохранительных органов, научные работники. В совете образовано две секции - гражданско-правовая и уголовно-правовая.

Члены Научно-консультативного совета способствуют разрешению спорных вопросов, возникающих в судах, дают мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума и других документов, разрабатываемых в Верховном Суде РФ, что способствует их точности, конкретности, строгому соответствию закону.

44.Задачи и компетенция Конституционного Суда РФ.

Конституция РФ статья 125:

1.Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

2.Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии с Конституцией РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов.

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

3.Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти.

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

4.Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5.Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ.

6.Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

7.Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

45.Исключительная компетенция Пленарных заседателей Конституционного Суда РФ.

Вопросы которые могут быть рассмотрены только на пленарных заседаниях:

- о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов Федерации. Иные законодательные акты (федеральные законы, законодательство, принимаемое соответствующими органами субъектов Федерации, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ) с точки зрения их конституционности в пленарных заседаниях, как правило, не рассматриваются;

- о толковании Конституции РФ;

- о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- о посланиях Конституционного Суда РФ;

- о выступлениях с законодательной инициативой.

- об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ;

- о формировании персонального состава палат Суда;

- об утверждении Регламента Конституционного Суда РФ и внесении изменений в него;

- об установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также о распределении дел между палатами;

- о приостановлении или прекращении полномочий судей, а также о досрочном освобождении от должности Председателя Суда, его заместителя или судьи-секретаря Суда.

46.Задачи и система военных судов . Требования к кандидатам на должность военного судьи.

Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны в соответствии со ст.1 Закона о безопасности участвовать в охране личности- ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства- его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним.

Кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям не при местном органе юстиции, а при военных судах округов, флотов, групп войск или видов Вооруженных Сил РФ; военный судья в отличие от судьи общего суда не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе.

Военные суды:

- высшее звено  : Военная коллегия Верховного Суда РФ.

- среднее звено : Суды военных округов, флотов, видов Вооруженных сил и групп войск.

- основное звено: Суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов.

47.Компетенция военных судов.

К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими. Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности.

Гражданские дела лишь при следующих условиях:

-когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

-если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды.

-когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами.

   Подведомственность уголовных дел военным судам в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими.

48.Председатель Военной коллегии Верховного суда РФ , его права и обязанности.

Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

49.Задачи и компетенция арбитражных судов РФ.

Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Задачами арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

50.Высший Арбитражный Суд: состав , полномочия , порядок работы.

Конституция РФ статья 127:

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

   В состав Суда входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи - члены Высшего Арбитражного Суда.

Всей работой Суда руководит его Председатель.

В Высшем Арбитражном Суде действуют: Коллегия по разрешению дел по экономическим спорам; Коллегия по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления; Коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу; Коллегия по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, Пленум Суда.

51.Пленум Высшего арбитражного суда: состав , полномочия , порядок работы.

Пленум действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей, председателей коллегий, секретаря Пленума, членов Высшего Арбитражного Суда, а также председателей высших арбитражных судов республик.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:

-Рассматривает обобщенные материалы практики применения законодательства арбитражными судами и дает в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства, которые обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ;

-Рассматривает в порядке надзора дела по протестам Председателя Суда, Генерального прокурора РФ на решения арбитражных судов, вступившие в законную силу, и на постановления Коллегии по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

-Утверждает по представлениям Председателя составы коллегий, а также секретаря Пленума;

-Заслушивает доклады председателей арбитражных судов, действующих в РФ.

-Рассматривает вопросы о внесении предложений в порядке законодательной инициативы, а также других предложений по совершенствованию законодательства;

   Рассмотрение арбитражного дела начинается с доклада судьи Высшего Арбитражного Суда РФ об обстоятельствах дела, доводах протеста своего мнения по нему. При изложении обстоятельств дела докладчик должен сообщить о содержании имеющихся в деле дополнительных документов. По окончании доклада члены Пленума и Генеральный прокурор РФ вправе задать вопросы по существу рассматриваемого дела. Вопросы могут быть заданы и приглашенным на заседание представителям сторон. После доклада происходит обсуждение протеста, в котором участвуют только члены Пленума. Генеральный прокурор РФ либо его заместитель поддерживает принесенный им протест либо дает заключение по делу, если оно рассматривается по протесту Председателя Суда. По окончании обсуждения протест или заключение, а также предложения членов Пленумов о принятии иного решения, чем указано в протесте или заключении, ставится на голосование. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов участвовавших в голосовании.

52.Федеральный арбитражный суд округа: состав ,структура полномочия.

53.Федеральный арбитражный суд республики: состав , структура , полномочия.

В состав арбитражного суда основного звена входят председатель этого суда, его заместители, председатели коллегий и судьи-члены арбитражного суда.

В арбитражных судах основного звена создаются коллегии по разрешению дел по экономическим спорам и по спорам, возникающим в сфере управления, либо одна коллегия по разрешению этих споров, а также коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу.

 В составе Верховного суда республики образуются и президиумы(пленумы), проверяющие законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, а также рассматривающие иные вопросы, в основном организационные.

   Все судьи распределяются по коллегиям, которые возглавляются председателями этих коллегий. Председатель коллегий как правило, является заместителем председателя арбитражного суда. Председатель суда может привлекать судей к рассмотрению дела в другой коллегии при невозможности сформировать состав из работающих в этой коллегии членов суда или в случаях, когда нагрузка судей в коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки.

   Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегии распределяются между судьями председателем этой коллегии с использованием территориального(зонального), предметного(функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.

54.Правовая основа деятельности арбитражных судов.

В соответствии с Законом об арбитражном суде (ст.1) арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

55.Субъекты споров  рассматриваемых арбитражными судами.

Подведомственность споров арбитражным судам распределяется по двум направлениям: споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления.

По первому направлению арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований, возникающие в связи:

С заключением договоров в случаях, если имеется соглашение сторон о передаче уже возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда либо если такая передача специально предусмотрена законодательным актом;

с изменением условий или расторжением договоров;

с признанием права собственности;

с иными основаниями.

По второму направлению арбитражному суду подведомственны дела по спорам, возникающим в сфере управления, и в частности:

о признании недействительными (полностью или частично) не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан, актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группам лиц), а равно действия должностных лиц;

о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам такими актами;

об обжаловании решений местных органов власти.

56.Третейские суды , как юридические органы , их признаки.

57.Порядок рассмотрения третейскими судами споров между гражданами. (Положение о третейском суде).

Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. Разрешение споров в третейском суде происходит на началах равенства сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав. Стороны по своему усмотрению определяют порядок разрешения спора, место разрешения спора, язык, применяемый при разрешении спора. При разрешении споров третейский суд руководствуется действующим законодательством. Решение принимается большинством всех членов суда, облекается в письменную форму и подписывается составом третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает особое мнение, которое прилагается к решению.

58.Временное положение о Третейских судах для разрешения экономических споров.

На основании Положения о третейском суде рассматриваются любые возникшие между гражданами споры (кроме вытекающих из трудовых и семейных отношений), а на основании временного положения рассматриваются экономические споры, подсудные арбитражным судам.

59.Порядок принудительного исполнения решений Третейских судов.

При не исполнении ответчиком решения в установленный срок приказ на его принудительное исполнение выдается по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. Этот приказ выдает арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд. Для выдачи приказа арбитражный суд устанавливает наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора.

60.Правовой статус судей РФ. Условия и порядок отбора кандидатов на должность судей.

Конституция РФ статья 119:

   Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Конституция РФ статья 120:

1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституция РФ статья 121:

1.Судьи несменяемы.

2.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.