РУБРИКИ

Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

Конституция РФ статья 122:

1.Судьи неприкосновенны.

2.Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

62. Органы внутренних дел, из задачи и структура.

К органам внутренних дел относятся:

-Министерство внутренних дел РФ;

-Министерство внутренних дел республик в составе РФ;

-главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, районов, городов федерального значения.

-управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

-управления(отделы) на особо важных и режимных объектах;

-региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

-Государственная противопожарная служба;

-территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;

-образовательные научно-исследовательские учреждения;

Главными задачами всей системы органов внутренних дел, являются:

-защита прав и свобод человека и гражданина, защита объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

-выявление, раскрытие и расследование преступлений;

-обеспечение исполнения уголовного наказания;

-совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по выполнению возложенных на них задач и обязанностей;

-обеспечение законности в деятельности внутренних дел;

63.Организация милиции в РФ.

Основным звеном в структуре Министерства внутренних дел РФ является милиция, предоставляющая собой систему государственных органов исполнительной власти и призванная обеспечивать личную безопасность граждан, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, раскрывать преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, оказывать(в пределах своей компетенции) помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении их прав и законных интересов..

   Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности(местную милицию) и подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел республик, входящих в состав России.

64.Следственный комитет МВД РФ, его задачи и структура.

Следственный комитет образован в структуре Министерства внутренних дел РФ в целях обеспечения организационно-методического руководства следственными аппаратами, подразделениями на транспорте и режимных объектах.

Следственный комитет возглавляет начальник, который одновременно является заместителем Министра внутренних дел РФ. Его назначение на должность и освобождение от нее осуществляется Правительством России по представлению Министерства внутренних дел.

Следственный комитет состоит из трех управлений: организационного, контрольно-методического, по расследованию дел особой важности (так называемая следственная часть); двух отделов: анализа, прогнозирования, разработки проблем предварительного следствия и технико-компьютерного обеспечения, а также из отделения кадров и секретариата.

65.Главное управление Государственной противопожарной службы, его задачи, структура.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются: нормативное регулирование в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора; тушение пожаров и провидение связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ; подготовка кадров.

Государственная противопожарная служба образует систему правоохранительных органов, в которую входят: Главное управление Государственной  противопожарной службы; управления(отделы) Государственной противопожарной службы, организованные в соответствии с административно-территориальным делением РФ; подразделения и иные органы Государственной противопожарной службы; научно исследовательские учреждения, учебные заведения пожарно-технического профиля, а также предприятия, учреждения и организации , осуществляющие свою деятельность в сфере пожарной безопасности.

66.Главное управление исполнения наказаний МВД РФ, его задачи и структура.

В систему органов внутренних дел входят учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющие, в свою очередь, единую уголовно-исполнительную систему.

   Она включает в себя: учреждения, исполняющие наказания, виды которых определяются Исправительно-трудовым кодексом РСФСР; территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; центральные органы управления уголовно-исполнительной системы МВД РФ.

Задачами уголовно-исполнительной системы, являются: исполнение уголовных наказаний; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих оперативно розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только Законом.

67.Органы обеспечения безопасности в РФ, основные функции.

Под безопасностью следует понимать - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - это совокупность определенных потребностей, которые не только необходимы для нормального существования личности, общества и государства, но и обеспечивают возможность их прогрессивного развития.

Обеспечение безопасности осуществляется государством прежде всего через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Объектами безопасности являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

69.Органы федеральной службы безопасности, их структура и полномочия.

Органы ФСБ представляют единую централизованную систему, в которую входят: ФСБ РФ; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ(территориальные органы безопасности); управления(отделы) ФСБ РФ в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также и в их органах управления(органы безопасности в войсках).

Возглавляет систему органов ФСБ Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Она является федеральным органом исполнительной власти и руководит подчиненными ей органами безопасности.

Основные обязанности:

-информировать Президента и Председателя Правительства РФ и по их поручениям - федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

-вести контрразведывательную деятельность;

-выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их веденью, а также осуществлять розыск лиц, совершивших эти преступления или подозреваемых в их совершении;

-обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность;

-участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну;

-осуществлять контроль за обеспечением сохранности этих сведений;

Основные права:

-осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по делам о преступлениях, отнесенных к ведению органов ФСБ;

-проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

-осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, в преступные группы; устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие;

70.Органы внешней разведки РФ, их полномочия и структура.

Самостоятельный орган внешней разведки - Служба внешней разведки РФ - осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах.

Органы внешней разведки в составе федерального органа исполнительной власти создаются, реорганизуются и упраздняются решением Президента РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Такие органы внешней разведки созданы:

1)в Министерстве обороны РФ - для ведения разведывательной деятельности в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической и экологической сферах;

2)в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте РФ - для ведения разведывательной деятельности в политической ,экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

3)в Федеральной пограничной службе РФ - для ведения разведывательной деятельности в сфере охраны Государственной границы РФ, исключительно экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Разведывательную деятельность осуществляют органы ФСБ (в пределах предоставленных им полномочий и во взаимодействии с иными органами внешней разведки РФ).

72.Федеральные органы правительственной связи и информации, их структура обязанности и права.

Главное их предназначение - обеспечение государственных органов, организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации. На них также возложено осуществление инженерно-технической безопасности шифровальной связи как в РФ, так и ее учреждений, находящихся за рубежом.

   Единую систему ФОПСиИ составляют: Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), которое находится в непосредственном ведении Президента РФ; органы правительственной связи и информации в субъектах РФ; войска; учебные заведения, НИИ, иные предприятия.

В пределах своей компетенции они обязаны обеспечивать сохранность государственных интересов, проводить внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

Для выполнения возложенных на них задач ФОПСиИ издают (в пределах своей компетенции) нормативные акты по вопросам организации и обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных видов специальной связи; участвуют в разработке нормативных актов по защите технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации.

Они имеют право: доступа на любые объекты связи независимо от их ведомственной принадлежности, в которых проходят линии или размещены средства правительственной связи; налагать ограничения на использование радиоэлектронных средств, если они создают помехи работе средств правительственной связи; требовать и получать от любых органов власти и управления необходимую информацию с учетом характера своей деятельности; осуществлять лицензирование и сертификацию на разработку, производство, реализацию и эксплуатацию шифровальных средств, систем и комплексов телекоммуникаций; осуществлять государственный контроль за состоянием безопасности шифровальной связи.

73.Федеральные органы государственной охраны - понятие, правовые основы, задачи и обязанности.

Федеральные органы государственной безопасности в соответствии с Законом «О безопасности» входят в число специальных сил обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ и их должностных лиц.

   Государственная охрана предоставляется Президенту РФ, членам его семьи; председателям палат Федерального Собрания РФ, Председателю Правительства РФ; председателям Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и Генеральному прокурору РФ.

ФОГО образуют: Служба безопасности Президента РФ и Федеральная служба охраны РФ.

На ФОГО возложены прежде всего задачи по обслуживанию должностных лиц высших органов государственной власти: обеспечение этих лиц персональной охраной, специальными средствами связи, транспортом; бытовое и медицинское обслуживание, вместе с тем ФОГО обязаны выполнять и чисто правоохранительные функции.

Сотрудники ФОГО имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным Законом «О государственной охране».

74.Структура органов государственной охраны - служба охраны президента, ее основные функции.

На ФОГО возложены прежде всего задачи по обслуживанию должностных лиц высших органов государственной власти: обеспечение этих лиц персональной охраной, специальными средствами связи, транспортом; бытовое и медицинское обслуживание, вместе с тем ФОГО обязаны выполнять и чисто правоохранительные функции: поддерживание общественного порядка, проведение охраны и других специальных защитных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, работы должностных лиц; охрану зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, которые находятся в ведении высших органов государственной власти.

75.Органы государственной налоговой службы, их задачи и компетенция, структура.

Государственная налоговая служба РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ.

   Должностные лица налоговых органов вправе: проверять и изымать соответствующие документы по вопросам исчисления и уплаты налогов; получать необходимые объяснения, справки в ходе проверки; обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые для извлечения доходов; требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах.

Система органов Государственной налоговой службы включает: центральный республиканский орган государственного управления (Государственную налоговую службу РФ) и государственные налоговые инспекции по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах.

К этим органам, следует отнести также Федеральные органы налоговой полиции, созданные в качестве самостоятельных правоохранительных органов.

76.Федеральные органы налоговой полиции, их назначение, структура, основные направления деятельности.

В соответствии с законодательством основными задачами Федеральной службы налоговой полиции являются:

1.Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и иных правонарушений.

2.Информирование соответствующих государственных органов о выявленных в ходе деятельности других экономических преступлениях.

3.Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в органах налоговой службы.

4.Обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

Перечисленные задачи определяют функции налоговой полиции. К ним относятся: осуществление оперативно-розыскной деятельности; производство дознания и предварительного следствия; осуществление административного производства и ряд других.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

Федеральная служба налоговой полиции РФ на правах государственного комитета РФ; органы Федеральной службы РФ налоговой полиции субъектов РФ (управления, отделы) - территориальные органы:

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений (отделов) Федеральные службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

   Органы налоговой полиции состоят из управлений и отделов (например, отдела дознания, следственного отдела)

   Федеральную службу налоговой полиции возглавляет директор (в ранге председателя Государственного комитета РФ).

77.Таможенные органы РФ, их система задачи.

Главные задачи таможенных органов:

-обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле и экономической безопасности России;

-совершенствование таможенного регулирования торгово-экономических отношений.

-своевременное и полное взимание таможенных пошлин, а также налогов и других обязательных платежей;

-борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, а также законодательства о налогах в части, относящейся к компетенции таможенных органов;

-введение таможенной статистики;

-содействие развитию внешнеэкономических связей России, создание благоприятного таможенного режима для выполнения международных договоров;

-содействие в осуществлении мер по защите прав потребителей ввозимых товаров;

-обеспечение информированности государственных органов; предприятий, учреждений и граждан по вопросам таможенного дела;

-организация подготовки квалифицированных кадров для таможенных органов.

В систему таможенных органов входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России); региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты, а также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации, подведомственные ГТК России, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.

78.Полномочия таможенных органов.

1.Взимание таможенных платежей;

2.Таможенное оформление;

3.Таможенный валютный контроль;

4.Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

79.Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.

Конституция РФ статья 119:

   Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

80.Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей.

Конституция РФ статья 121:

1.Судьи несменяемы.

2.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

81.Квалификационные коллегии судей, порядок их образования и полномочия.

Полномочия квалификационных коллегий:

1)отбор кандидатов на должность судьи;

2)приостановление или прекращение полномочий судьи;

3)прекращение отставки судьи;

4)обеспечение неприкосновенности судьи;

5)проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификации.

82.Принцип организации деятельности прокуратуры.

Общеправовые принципы:

1.Законность. Этот принцип выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при осуществлении прокурорского надзора. Лишь с позиции законности производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и должностных лиц. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.

2.Демократизм. Демократизм прокурорского надзора означает прежде всего его осуществление в интересах народа и от его имени. Строгое соблюдение названного принципа служит гарантией укрепления законности, предотвращает превращение прокуратуры в замкнутую бюрократическую систему.

3.Публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. В силу универсальности принципа публичности прокурор обязан реагировать на нарушения законности и в тех случаях, когда тот или иной государственный орган ему не поднадзорен.

83.Принцип  централизации в организации деятельности прокуратуры.

Единство и централизация прокурорского надзора. Органы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью.

84.Принцип независимости прокурора. Его гарантии.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

   Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная законом «О прокуратуре РФ» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий.

Закон «О прокуратуре» статья 5:

Воздействие в какой бы то ни было форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

85.Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора и следователя. Порядок назначения их на должность  и освобождения их от должности.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей в прокуратурах районов (городов) в качестве исключения могут быть назначены лица, обучающиеся в высших юридических заведениях. Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

86.Генеральный прокурор РФ. Порядок назначения и его полномочия.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. При этом если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов, Президент РФ в течении тридцати дней должен представить Совету Федерации новую кандидатуру. Назначается генеральный прокурор сроком на пять лет и подотчетен палатам Федерального Собрания и Президенту РФ, ежегодно представляя им доклад о состоянии законности и правопорядка а России и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру федеральным законодательством. Во исполнение этого требования он руководит системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры РФ приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации прокурорской деятельности и порядок реализации мер материального и социального обеспечения работников прокуратуры. В пределах штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

87. Районный (городской) прокурор. Порядок назначения и его полномочия.

На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

Назначается на должность и освобождается от должности прокурором субъекта РФ и приравненными к нему прокурорами.

Прокурор города руководит деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносит вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности всего аппарата и подчиненных прокуратур , о расстановке кадров.

88. Основные направления деятельности прокуратуры.

Прокуратура осуществляет:

1.надзор за исполнением законов;

2.надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3.надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4.координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5.уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

Кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие законам решения; прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности.

89.Акты прокурорского реагирования на нарушение закона.

1.Представление об устранении нарушения;

2.Протест на противозаконный правовой акт;

3.Обращение в суд;

4.Возбуждение административного производства;

5.Письменное привлечение лиц к ответственности.

90.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за органами оперативно-розыскной деятельности (ОРД), следствия и дознания.

Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами РФ, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в РФ». К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью.

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст.25, 116, 211-217 УПК.

Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, розыске лиц, совершивших преступление и т.д.

91.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба, при этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.

Нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

92.Коллегии в органах прокуратуры, их порядок образования и полномочия.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников органов прокуратуры РФ, назначаемых Генеральным прокурором.

Коллегия - это совещательный орган, где обсуждаются важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих прокурорских звеньев, кадровые вопросы. На коллегии Генеральной прокуратура РФ в соответствии с процессуальным законодательством обсуждается также вопрос о продлении срока содержания под стражей обвиняемого свыше одного года.

Наряду с этим на коллегии рассматривается и подытоживается работа прокуроров по проверке законности деятельности тех или иных властных структур, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы государства.

93.Поощрения и ответственность работников прокуратуры.

Премии, письменные благодарности, присвоение классных чинов и т.п.

93.История учреждения и развития Российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами  Петра I. После образования сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем - прокуроров.

Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Стал складываться прокурорский корпус. Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Примерно в это же время помимо центральной создается и губернская прокуратура, начало которой положили прокуроры надворных судов. Но с созданием Министерства юстиции министр юстиции стал одновременно занимать должность генерал-прокурора, а губернская прокуратура стала превращаться в орган юстиции на местах. В 1864 г. Прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах».  В это время появляются основы организации прокуратуры как базирующегося на иерархической дисциплине, едино начального и независимого от местных, административных и судебных органов института. В подобном виде российская прокуратура просуществовала до 1917 г. 20 декабря 1917 г. Декретом о суде прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. В это время под эгидой Народного комиссариата юстиции РСФСР началась работа по подготовке и обсуждению проектов возрождения российской прокуратуры. 28 мая 1922 г. Положение о прокурорском надзоре. Созданная прокуратура не была самостоятельным органом. Долгое время она  находилась в составе НаркомюстаРСФСР или при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с органами юстиции. Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении.

С принятием Конституции 1977 г. Связаны дальнейшие шаги по обеспечению надлежащего надзора за законностью.

   Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон о прокуратуре РФ, принятый 17 января 1992 года. Этим Законом, в связи с произошедшими в нашем обществе и государстве изменениями, были существенно ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством. 

95.Права и обязанности сотрудника милиции.

Основным звеном в структуре Министерства внутренних дел РФ является милиция, представляющая собой систему государственных органов исполнительной власти и призванная обеспечивать личную безопасность граждан, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, раскрывать преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, оказывать (в пределах своей компетенции) помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям в осуществлении их прав и законных интересов.

96.Система органов расследования в РФ (предварительное следствие и дознание)

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленную на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

    При наличии достаточных доказательств выноситься постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются.

В деятельности органов дознания и предварительного следствия в полной мере реализуются такие принципы, как:

-осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

-всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

-равенство граждан перед законом и судом;

-обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту;

-презумпция невиновности;

-язык судопроизводства;

-осуществление судебного надзора.

97.Органы дознания и их задачи.

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Предварительное расследование в российском уголовном процессе осуществляется органами предварительного следствия - следователями и органами дознания. Особое место в стадии предварительного расследования занимают прокурор и начальник следственного отдела во всех органах, имеющих следственный аппарат. Они вправе производить любое следственное действие и полностью расследование уголовного дела. Однако из назначение иное. Прокурор осуществляет надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, начальник следственного отдела- процессуальный и ведомственный контроль, обеспечивая своевременное, всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел.

Дознание осуществляют:

-следователи прокуратуры;

-следователи органов внутренних дел;

-следователи органов федеральной службы безопасности;

-следователи федеральных органов налоговой полиции.

Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:

1)дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;

2)дознание по делам о преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

98.Министр внутренних дел. Порядок назначения его на должность, полномочия.

Министерство внутренних дел РФ возглавляется Министром, который утверждается Федеральным Собранием по представлению Президента. Руководство конкретными направлениями деятельности министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют заместители министра, назначаемые Правительством, а также командующий внутренними войсками, назначаемый президентом РФ.

99.Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Общие положения, структура.

Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты РФ.

100.Правовой статус частного детектива.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие услуги:

1)сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2)изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3)установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности законов и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4)выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5)поиск без вести пропавших граждан;

6)поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7)сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

   Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.

   При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео и аудиозаписи, кино и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио и телефонной связи.

101.Правовой статус частного охранника.

Оказание услуг частной сыскной и охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

   Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном настоящим Законом для лицензирования объединений частных детективов.

   Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио и телефонной связи.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

103. Порядок назначения судей Конституционного суда. Требования предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного суда.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

104.Задачи и функции органов юстиции.

Основные задачи Министерства Юстиции:

1)Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

2)Организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

3)Обеспечение необходимых условий функционирования судов;

4)Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

5)Регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

6)Организация и развитие системы юридических услуг;

7)Обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

8)Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;

9)Проведение юридической экспертизы на соответствие правовых актов субъектов федерации Конституции РФ;

10)Обеспечение необходимой нормотворческой литературой судов;

11)Регистрация уставов общественных и религиозных.

105.Министр юстиции, порядок назначения, полномочия.

Министерство юстиции РФ возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством. Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

-вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Совета Министров - Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции РФ;

-издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции РФ приказы распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

-назначает и освобождает руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

-назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции РФ и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

-утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке положения о подведомственных Министерству учреждений и организаций;

-присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

-представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

-подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

-осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством РФ.

106.Прием в члены коллегии адвокатов, права и обязанности адвокатов.

В соответствии с Положением об адвокатуре коллегии адвокатов - добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Для создания коллегии адвокатов необходимо заявление группы учредителей, которая состоит из лиц, имеющих высшее юридическое образование.

В члены коллегии адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии этих лиц может быт обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, но не работавшие по специальности юриста или имеющие стаж работы менее двух лет, также могут быть приняты коллегию, но только после того, как пройдут стажировку в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до одного года.

   Выступая в качестве представителя или защитника, адвокат правомочен: представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, компетентных разрешать соответствующие вопросы.

   Как участник судебного разбирательства адвокат имеет равные права с прокурором и другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств. Однако проводить следственные действия он не вправе.

Адвокат обязан в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Так, участие защитника в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Защитник участвует по таким делам не только в стадии предварительного следствия, но и на предварительном слушании дела судьей, а также при разбирательстве дела судом присяжных. Адвокат обязан явиться к назначенному времени для участи в предварительном слушании. Адвокат обязан отказаться от поручения в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейный уровень и деловую квалификацию, участвовать в пропаганде права.

108.Юридическая консультация в системе коллегии адвокатов.

Президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации, которые располагаются в городах и других населенных пунктах. Они и  организуют работу по оказанию юридической помощи населению и организациям. Юридическая консультация имеет текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Юридической консультацией руководит заведующий, которого назначает президиум коллегии адвокатов из числа членов коллегии. Заведующий осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки и проводит мероприятия, направленные на улучшение работы адвокатов и стажеров.

109.Правовой статус нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

Основы законодательства о нотариате ст.1:

Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

    Нотариусы могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим законодательством, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Им дано право истребовать от физических и юридических лиц сведенья и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. К основным обязанностям отнесено оказание лицам, обратившимся к ним, содействия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснения им прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред таким лицам. На нотариусов возложена также обязанность хранить тайну сведений, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, а равно обязанность отказываться от совершения нотариальных действий, не соответствующих законодательству и международным соглашениям РФ.

110.Руководящие органы коллегии адвокатов.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии, а ее исполнительным органом - президиум. Контрольно-ревизионный орган коллегии - ревизионная комиссия.

   Общее собрание(конференция) членов коллегии созывается не реже одного раза в год. Общее собрание членов коллегии адвокатов избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии с последующим утверждением администрации края; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии; утверждает правила внутреннего трудового распорядка коллегии, определяет срок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами устанавливаемыми Министерством юстиции РФ, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, а также другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.

   Президиум коллегии адвокатов избирает из своего состава председателя и его заместителей. Как исполнительный орган президиум наделен широкими правами. Он созывает общие собрания коллегии адвокатов; организует в установленном порядке юридические консультации, руководит их деятельностью, проверяет работу как юридических консультаций, так и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями, согласуя эти вопросы с министерством юстиции республики, краевыми, областными и городскими отделами юстиции; принимает в члены коллегии адвокатов и в состав стажеров; организует прохождение стажировки, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и т.д.

   Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. Если из состава ревизионной комиссии выбывает кто-либо из ее членов, то на очередном общем собрании членов коллегии могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном Положением об адвокатуре. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

112.Понятие прокурорского надзора и его отличие от других видов контроля и надзора за законностью.

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов названными государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности. 

Отличие от других видов контроля за законностью:

1.Помимо надзора за исполнением действующих законов прокуратура осуществляет надзор и за исполнением указов Президента РФ.

2.Несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов всеми гражданами, она не может осуществлять надзор за высшими представительными и исполнительными органами и соответствующими высшими должностными лицами РФ и республик в ее составе.

3.Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

113.Нотариат - как правоохранительный орган, принципы его организации.

Совершение нотариальных действий - вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной.

Государственные нотариальные конторы образуются Министерством Юстиции РФ или по его поручению местными органами юстиции. Все нотариусы (нотариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции, присваиваются классные чины. С момента вступления в силу Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 г.) на территории РФ допускается частная нотариальная практика.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязательно должен быть членом нотариальной палаты - профессионального объединения. Такие объединения не занимающиеся коммерческой деятельностью, образуются в республиках, краях, областях, округах и городах Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с Основами палаты представляют и защищают интересы нотариусов, содействуют развитию частной нотариальной практики, организуют стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняют некоторые другие функции.

   Нотариальные палаты - самоуправляющиеся организации. Из высшими органами являются собрания занимающихся частной практикой нотариусов, их помощников и стажеров. Собрания утверждают уставы палат и избирают правления и президентов, которые действуют в соответствии с предписаниями уставов.

 Все палаты образуют объединение, именуемое Федеральной нотариальной палатой. Это тоже самоуправляющаяся организация. Ее высшим органом является собрание представителей местных палат. На этих собраниях утверждается Устав Федеральной палаты, избираются ее правление и президент, выполняющие текущую организационную работу.

Контроль за деятельностью нотариусов возложены на суды, органы юстиции, нотариальные палаты и налоговые органы.

114.Адвокатура, принципы ее организации.

Адвокатура - самоуправляемая общественная организация, образованная на демократических началах в соответствии с законом для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям.

Деятельность адвокатуры основывается на следующих принципах:

Принцип законности, как и деятельность всех правоохранительных органов. Адвокат никогда не защищает преступление, он защищает человека, которого обвиняют в совершении преступления, помогает ему избежать необоснованного или незаслуженного сурового наказания.

Участвуя в судебном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, адвокат должен руководствоваться принципами правосудия.

    В основе организации деятельности адвокатуры лежит принцип независимости. Адвокат - защитник, представитель - независим от лица, ведущего дознание, следователя, прокурора, суда. Эти органы не вправе оказывать какое бы то ни было воздействие на адвоката, участвующего в уголовном или гражданском процессе.

115.Правовой статус адвоката.

Права и обязанности адвокатов, выступающих в качестве защитников по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и представителей по гражданским делам, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством, которое также совершенствуются в плане его дальнейшей демократизации. При осуществлении правосудия адвокаты, представляя стороны в процессе, помогают суду всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства по делу и принять правильное судебное решение. Действуя в строгом соответствии с законом, адвокаты способствуют укреплению законности, воспитанию граждан в уважении к праву, закону, соблюдению правил общежития и дисциплины труда, уважению к правам, чести и достоинству других граждан. (смотри билет 106)

116.Органы военной прокуратуры, особенности полномочий, структура.

Структура органов военной прокуратуры:

1.Главная военная прокуратура;

2.Военные прокуратуры видов Вооруженных Сил округов, округов ПВО, флотов;

3.Военные прокуратуры армий, флотилий, гарнизонов, соединений.

Осуществляет надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениям. Надзор военной прокуратуры несколько выделяется из категорий отраслей тем, что в ней отражены предмет надзора и полномочия, присущие другим отраслям. Если прокурор осуществляет надзор за деятельностью, к примеру, администрации военного учреждения, то он пользуется методами и полномочиями общего надзора (надзор за исполнением законов местными представительными органами), при осуществлении надзора за дознанием и следствием в Вооруженных Силах - методами и полномочиями второй отрасли (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность), при надзоре за отбыванием наказания в дисциплинарных батальонах и проч. - полномочиями и методами третей отрасли (надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения).

117.Статус народных и присяжных заседателей.

Народные заседатели:

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается большинство уголовных и значительная часть гражданских дел.

Присяжные заседатели:

Привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Они вправе принимать решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных обязательны для судьи-профессионала, председательствующего в судебном заседании. В определении меры наказания осужденному и решения ряда других важных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.