РУБРИКИ |
Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте"Объявление". Упражнение предлагается как домашнее задание. Необходимо составить текст объявления в газету для рубрики "Ищу друга". В нем нужно указать свои основные увлечения любимые занятия. Чем вы можете заинтересовать другого человека? Чем вы можете помочь ему? По объему текст объявления не должен превышать одной странички. Для того, чтобы подготовить подростков к выполнению подобных упражнений, можно использовать следующие упражнения. 1. Работа с текстом (чтение или слушание с последующей рефлексией, обсуждением). Приводим пример одного из них. Рассмотри себя хорошенько в зеркале. Никто на земле не выглядит точно так, как ты: ни твои родители, ни твои братья и сестры. Твоя походка и звуки голоса отличаются от походки и голоса других людей. А внутри ты еще более особенный: никто на земле не умеет любить и дружить точно так, как это умеешь ты. У тебя есть мечты, которые только твои и ничьи больше. Ты делаешь, думаешь, чувствуешь - и все это только твое. И чем старше ты становишься, тем больше ты учишься отвечать за себя, за свою жизнь. И самый большой дар, который ты получил, твоя собственная жизнь. Посиди тихонько и вспомни: какими ласковыми именами называют тебя другие люди? 2. Вспомните, что у вас лучше всего получается. Запишите это в тетради. Вы пишете только для себя, поэтому можете не обращать внимания на правила правописания. А теперь постарайтесь дополнить следующее предложения. Вы по-прежнему работаете у себя в тетрадях и только для себя. Я могу прекрасно... Я могу чудесно... Я могу очень хорошо. Я могу великолепно... Я могу лучше всех... Я могу хорошо... Рефлексия. Мы не будем делиться написанным, но ответим на два вопроса: какие трудности вы испытывали при выполнении задания, что вы чувствовали, выполняя его? 3. Перечислите письменно свои хорошие качества (как вариант можно использовать: назовите свою самую хорошую черту характера). Рефлексия, как в упражнении 2. 4. Окружающие часто оценивают нас и наши поступки. Вспомните то высказывание в ваш адрес, которое кажется вам самым приятным. Обсуждение и рефлексия. Почему вам вспомнилось имению это? 5. Закройте глаза. Постарайтесь подумать о чем-нибудь приятном. Затем вспомните какой-то эпизод из вашей жизни, который заставляет вас думать о себе хорошо. Обсуждение и реефлексия: есть ли что-то общее во всех эпизодах? 6. Все участники по кругу говорят сидящему справа о том лучшем качестве, которое в нем есть, по мнению говорящего. "Я и другие". Перед вами несколько неоконченных предложений, они сгруппированы по три. В каждой тройке выберите одно - то, которое легче всего дополнить, и допишите его. Выполнять задание надо быстро, не задумываясь. Не надо беспокоиться, будет ли то, что вы написали, понятно посторонним. Вы выполняете это задание для себя, чтобы с его помощью лучше узнать себя. 1. Я такой же добрый, как... 2. Я умнее, чем... Я добрее, чем... Я не столь умен, как... Я не столь добр, как... Я такой же умный, как... 3. Я не столь красив, как... 4. Я такого же возраста, как... Я красивее, чем... Я старше, чем... Я такой же красивый, как… Я младше, чем... На завершающих этапах работы можно использовать упражнение "Зато я", позволяющее активизировать позитивные внутриличностные установки и сделать позитивное самовосприятие активным. Работа ведется в паре. Один участник предъявляет претензии к личности другого, цель последнего - находить в себе положительные: свойства, которые могут быть компенсаторами недостатков, начиная каждый свой ответ словами "зато я". Это упражнение может использоваться в работе со старшими подростками. Выполнять его следует очень осторожно, следя за тем, чтобы претензии не становились оскорбительными, чтобы эмоциональное напряжение не становилось чрезмерным. Именно поэтому мы рекомендуем, чтобы в качестве предъявляющего претензии участника выступал сам психолог. В процессе групповой работы необходимо наблюдать за всеми проявлениями заниженной и конфликтной самооценки, обращая особое внимание на такие проявления, как частые самокритичные высказывания, застенчивость, повышенная чувствительность к критике, плохая социальная адаптация ("все против меня"); низкая мотивация; неспособность принять похвалу ("вы так не думаете, а говорите, чтобы не обидеть"); склонность подчеркивать недостатки у других; нежелание признавать свою вину или оплошность; критическое отношение к успехам других; негативные установки относительно ситуации соперничества. "Рыба для размышления". Неоконченные предложения записываются на отдельные бумажки, складываются и помещаются в корзину или другой контейнер, который ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит "рыбу", доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим "рыболовам". "Личные ценности каждого". Формат проведения этого упражнения - управляемая дискуссия, где ведущий выступает в роли учителя. Ведущий описывает формирование системы личных ценностей. Группа в режиме мозгового штурма рождает список ценностей, которые руководитель затем выписывает на доску. Изучается рациональность каждой ценности, перечисленной на доске. Затем обсуждается влияние системы личных ценностей на самооценку. Записывайте на доске ответ каждого участника.Далее можно организовать дискуссию. Можно обратиться к одному или двум членам группы с вопросом о том, какие мысли пришли им в голову по поводу этой ценности. Обычно этот диалог служит началом оживленной беседы. Каждый должен получить слово хотя бы один раз. Прежде чем разговор зайдет слишком далеко, станет очевидным, что большинство подростков хотя бы изредка нарушают свой этический кодекс. Теперь вы можете рассмотреть, как это нарушение влияет на самооценку. "Польза критики". После ритуала приветствия подросткам предлагается упражнение "Ассоциации": назвать ассоциации, вызванные словом "критика". Далее предлагается вспомнить, как люди чаще всего реагируют на критику. В высказываниях подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику, стараются ответить тем же. После этого обсуждается, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Необходимо обратить внимание на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют, чтобы унизить; критикуют, чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры учащихся (можно привести свои) и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Напоминается, что критикующий хочет, чтобы ты исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить. Тренер корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых участников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в группе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами "Спасибо...", "Я признателен вам за...". Детям предлагается модельная ситуация: ваш друг (подруга) готовится к очень важной встрече (экзамену) и, выбирая, в чем идти, решает надеть одежду, которая, с вашей точки зрения, будет совершенно неуместна в данных обстоятельствах. Задача: высказать критическое замечание, чтобы не испортить настроение перед важной встречей, но при этом уберечь друга от ошибки. При обобщении высказываний участников необходимо обратить внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, необходимо постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление. Опираясь на выполненные задания, обсуждается, что значит критическое отношение к себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок. "Умение принимать решение". Подросткам предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, возвращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше? Обобщая высказывания, следует обратить внимание: 1 на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения; 2 на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают выполнить решение); - на то, как отстаивать свое решение (лучший способ - приступить к его выполнению). Тренер напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. Участникам предлагается игра "Воздушный шар". Сообщаются правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры): нельзя повышать голос, оскорблять друг друга, следует давать оценку не личности, а предложения. По завершении игры обсуждается, что понравилось, какие возникали ощущения (высказываются все участники). После завершения игры подросткам предлагается обсудить, какое решение принимать легче - персональное или коллективное. Обращается внимание, что, принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем, он лишается возможности посоветоваться и несет полную ответственность за последствия своего решения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда участникам удавалось принять оптимальное решение; обсудить, что при этом помогало. "Футболки". Участники индивидуально работают с футболками. Для хорошей работы необходимы твердые поверхности: столы, пол или книги. На лицевой стороне футболок участники изображают свою личность такой, какой ее видят окружающие; на тыльной стороне они изображают свою личность такой, какой она является для них самих. Каждому по очереди предстоит представить свою работу всей группе. Поощряется обратная связь и вопросы друг другу. Предложите участникам в течение двадцати минут индивидуально поработать над своими футболками. Позвольте им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: "Время!", и соберите группу в общий круг для обсуждения их творений. "Хит-парад". Члены группы получают возможность выбрать свои любимые песни и поделиться ими. Или по кругу, или в свободном порядке каждый участник ставит свою любимую песню, и все остальные слушают ее. После прослушивания песни выбравший ее участник объясняет, почему именно эта песня - его любимая и что она может сказать о нем самом. После этого следует обратная связь от ведущего и товарищей. Об этом упражнении необходимо сообщить группе заблаговременно, перед проведением занятия. Попросите участников найти на кассете или на диске их любимые песни и принести их на следующее занятие. Это упражнение позволяет членам группы выразить личные чувства в безопасных рамках приемлемой общекультурной нормы. Также оно создает поле для раскрытия индивидуальных различий в группах, члены которых выбирают музыку разнообразных стилей. Развитие позитивного самовосприятия необходимо для нормального развития самосознания и самооценки личности, так как, не осознав того, в чем твои сильные стороны, невозможно в правильном свете увидеть и свои недостатки. Прежде чем подвергнуться критике со стороны самого себя или других, необходимо вспомнить о реальной потребности защитить свое достоинство. Однако выполнение подобных упражнений сопряжено с рядом трудностей. Определенные установки нашей культуры мешают нам полюбить себя, а акцент в воспитании на необходимость скромности порой вызывает чувство сомнения в собственных достоинствах; в первую очередь, это относится к детям и подросткам. Еще более сложно назвать вслух свои положительные качества и достижения. Именно поэтому мы и предлагаем на начальном этапе выполнять упражнения письменно и не зачитывать результаты в группе. Выполнение задания всегда завершается групповой рефлексией, направленной на осознание и принятие уникальности каждого человека. Выводы1. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. 2. При помощи опросника агрессивных реакций Басса-Дарки было выявлено, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подростков - средний и 26 (28,91 %) подростков - высокий уровень. Из 90 обследованных подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии. Количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка. Показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности. 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя. 19 (21,1 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя. Из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности. Количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков. 3. Подростки с высоким уровнем физической агрессии отдают предпочтение в своих действиях использованию физической силы против другого лица. Подростки с высоким уровнем вербальной агрессии часто выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). При высоком уровне косвенной агрессии часто можно встретить беспричинные взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Подростков с высоким уровнем раздражительности можно охарактеризовать готовностью к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем признаке возбуждения. Подростки с высоким уровнем обиды склонны испытывать чувство зависти и ненависти к окружающим, обусловленные горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подростки с высоким уровнем негативизма предпочитают оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Подростки, показавшие высокий уровень подозрительности, склонны проявлять недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Для подростков с высокой выраженностью чувства вины характерно убеждение в том, что они является плохими людьми, что поступают плохо, а также ощущаемые ими угрызения совести. 4. После проведенных нами математико-статистических расчетов взаимосвязи способности к прогнозированию и показателей агрессивных проявлений у подростков мы сделали вывод, что между раздражительностью, обидой, подозрительностью, негативизмом и способностью к прогнозированию связи нет. Так как во всех этих случаях гипотеза исследования не подтвердилась. Для всех остальных признаков агрессивных проявлений подтвердилась гипотеза на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной, физической, косвенной агрессией существует. 5. Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии. Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии. Испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии. Показатели чувства вины у подростков с высоким и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно. 61,29 % подростков с низким уровнем способности к прогнозированию имеют низкие показатели чувства вины. А вот для подростков с высоким уровнем способности к прогнозированию характерны высокие показатели чувства вины - 64,29 % испытуемых. ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. Анализ психологической литературы показал, что способность к прогнозированию психологами рассматривается как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Психологический подход к прогнозированию состоит в изучении прогнозирования как психической деятельности, тех свойств человека, которые влияют на успешность/неуспешность прогнозирования. Развитие способности прогнозирования на мыслительном уровне в подростковом возрасте характеризуется следующими особенностями: 1) качественным совершенствованием мышления как опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях; 2) интенсивным развитием тех качеств мыслительной деятельности, которые являются специфичными именно для прогнозирования (перспективность, учет вероятностной природы будущего, доказательность прогноза); 3) значительным совершенствованием по сравнению с другими возрастными группами рефлексии на процесс прогнозирования (осознание цели плана, осознание мыслительной деятельности при установлении причинно-следственной зависимости и обобщенность вербального выражения прогноза. 2. Агрессия - это любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому - то физический или психологический ущерб. Агрессия может быть прямой или косвенной и обязательно включает в себя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Среди наиболее популярных теорий агрессии можно выделить следующие: теория влечений З. Фрейда, фрустрационная теория Д. Долларда и Дж. Миллера, теория социального научения А. Бандуры, теория катарсиса и теория пускового раздражителя Л. Берковитца. 3. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. 4. Из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подростков - средний и 26 (28,91 %) подростков - высокий уровень. Из 90 обследованных подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии. Количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка. Показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности. 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя. 19 (21,1 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя. Из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности. Количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков. 5. Подростки с высоким уровнем физической агрессии отдают предпочтение в своих действиях использованию физической силы против другого лица. Подростки с высоким уровнем вербальной агрессии часто выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). При высоком уровне косвенной агрессии часто можно встретить беспричинные взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Подростков с высоким уровнем раздражительности можно охарактеризовать готовностью к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем признаке возбуждения. Подростки с высоким уровнем обиды склонны испытывать чувство зависти и ненависти к окружающим, обусловленные горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подростки с высоким уровнем негативизма предпочитают оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Подростки, показавшие высокий уровень подозрительности, склонны проявлять недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Для подростков с высокой выраженностью чувства вины характерно убеждение в том, что они является плохими людьми, что поступают плохо, а также ощущаемые ими угрызения совести. 6. Между раздражительностью, обидой, подозрительностью, негативизмом и способностью к прогнозированию связи нет. Так как во всех этих случаях гипотеза исследования не подтвердилась. Для всех остальных признаков агрессивных проявлений подтвердилась гипотеза на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной, физической, косвенной агрессией существует. 7. Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии. Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии. Испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии. Показатели чувства вины у подростков с высоким и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно. 61,29 % подростков с низким уровнем способности к прогнозированию имеют низкие показатели чувства вины. А вот для подростков с высоким уровнем способности к прогнозированию характерны высокие показатели чувства вины - 64,29 % испытуемых. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 672 с. 2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов н/Д: изд-во "феникс", 2000. - 384 с. 4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб., 2000. - 360 с. 5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 250 с. 6. Берковитц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. - М., 2002. - 243 с. 7. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика: Учебник / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПБ.: Речь, 2000. - 440 с. 8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва - Воронеж, 1995 - 365 с. 9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. - М., Генезис, 2001. - 345с. 10. Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 624 с. 11. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо [и др.]. - М.: Издат. Дом "Неосфера", 1999. - 272 с. 12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с. 13. Занюк, С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. - К.: Эльга-н; Ника - Центр, 2002. - 352 с. 14. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1992. - 254с. 15. Захарова, А.В. Психология формирования самооценк / А.В. Захарова. - Мн; 1994. 16. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося развития) / Е.В. Змановская. - Москва, 2001 - 280 с. 17. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божович Л.И., Благонадежиной Л.В. - М., 1972. - 586 с. 18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512с. 19. Кандыбович, Л.А. История психологии в Беларуси: Учеб. Пособие / Л.А. Кандыбович; Под ред. Я.Л. Коломинского. - М.: Тесей, 2002. - 208с. 20. Кащенко, В.П. Психологическая коррекция / В.П. Кащенко. - М., 1992. - 563с. 21. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2005. - 448 с. 22. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учебно-методические пособия / Е.Н. Колодич. - Мн.: ООО"ФУАинформ", 2002. - 128 с. 23. Кондаков, И.М Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. - СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2003. - 512с. 24. Коптева, С.И., Лобанов, А.П. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания, Учебно-мнтодическое пособие / С.И. Коптева, А.П. Лобанов - Мн.: ООО "ФУ Аинформ", 2002, - 112 с. 25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург, 2002 - 988 с. 26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - 4-е изд. - М.: Издательство университета Рос. Академии образования, 1998. - 176 с. 27. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2001. - 264 с. 28. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 480 с. 29. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. - СПб.: Питер, 2002. - 224с. 30. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 467с. 31. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - Москва, 2000 - 469 с. 32. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков / А.Е. Личко. - М., 1983. - 225с. 33. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ /Перевод с английского - СПБ.: Издательство "Речь", 2002. - 540 с. 34. Майерс, Д. Психология / Перевод с английского И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова; - Мн.: ООО "Попурри", 2001. - 848 с. 35. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург, 2002 - 345 с. 36. Мироненко, И.А. Современные теории в психологии личности / И.А. Мироненко. - СПБ.: Издательство В.А.Михайлова, 2003. - 224с. 37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество; Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. - 456 с. 38. Немов, Р.С. Психология. В 3 т. / Р.С. Немов - Москва,1998 - Т. 2 - 607 с. 39. Одинцова, М.А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества / Учебно - методическое пособие. Серия "Психология успеха" / М.А. Одинцова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 208с. 40. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПБ.: Речь, 2001. - 668 с. 41. Практическая психодиагностика: методика и тесты: Учебное пособие /Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом "Бахрах", 1998. - 668 с. 42. Психология человека от рождения до смерти /Под общ. ред. А.А.Реана. - СПБ.: Изд-во прайм - ЕВРОЗНАК-М.: Ольма-пресс, 2000. - 656 с. 43. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина - СПБ.: Питер, 2001. - 661 с. 44. Райгородский, Д. Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2000. - 448 с. 45. Райгородский, Д. Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2000. - 544 с. 46. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - 8-е международное изд. - СПБ.:Изд-во "Питер", 2000. - 624 с. 47. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. / А. Ребер. - Москва, 2001 48. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб., Речь, 2003. - 352 с. 49. Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов / В.А. Родионов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 224с. 50. Романов, К.М. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под ред. К.М. Романова. - М. Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 320с. 51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург, 2002 - 712 с. 52. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.Е. Сапогова. - М,: Аспект Пресс, 2001. - 460 с. 53. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М., 1998. - 214 с. 54. Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. Речь, СПб. - 2003, 347 с. 55. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина - Москва, 1998 - 490 с. 56. Словарь - справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гализо. - Москва, 2001 - 865 с. 57. Столяренко, Л.Д. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1997 - 734 с. 58. Суходольский, Г.В. Основы математической статистики для психологов: учебник для студентов вузов / Г.В. Суходольский. -Санкт-Петербург, 1998 - 460 с. 59. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Издат. Центр "Академия", 2002. - 288 с. 60. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М. : Издательство института психотерапии, 2003. - 480 с. 61. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 512 с. 62. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Изд-во "институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 288 с. 63. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Опросник диагностики агрессивных проявлений Басса-ДаркиИнструкция: вашему вниманию предлагается 75 утверждений, на которые нужно ответить "да" или "нет". Пожалуйста, внимательно прослушайте утверждения и ответьте "да", если с данным утверждением вы согласны и "нет", если не согласны. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь подолгу над утверждениями. Текст опросника. 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю 3. Я легко раздражаюсь, но легко успокаиваюсь 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы 5. Я не всегда получаю то, что мне положено 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал 15. Я часто бываю не согласен с людьми 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется 20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор 21. Меня немного огорчает моя судьба 22. Я думаю, что многие люди не любят меня 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку 26. Я не способен на грубые шутки 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались 29. Почти каждую неделю я вижу того, кто мне не нравится 30. Довольно многие люди завидуют мне 31. Я требую, чтобы люди уважали меня 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу 34. Я никогда не бываю мрачен от злости 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимание 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь 43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел 45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам" 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю 47. Я делаю много такого, о чем в последствии сожалею 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 54. Неудачи огорчают меня 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо 59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю 60. Я ругаюсь только от злости 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть 62. Если для защиты своих прав мне нужно применять физическую силу, я применяю ее 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает 67. Я часто думаю, что жил неправильно 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре я часто повышаю голос 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить Обработка и интерпретация данных1. Физическая агрессия: "да" - №1,25,33,48,55,62,68; "нет" - №9,17,41 2. Косвенная агрессия: "да" - №2,18,34,42,56,63; "нет" - №10,26,49 3. Раздражение: "да" - №3,19,27,43,50,57,64,72; "нет" - № 11,35,69 4. Негативизм: "да" - №4,12,20,23,36 5. Обида: "да" - №5,13,21,29,37,51,58; "нет" - № 44 6. Подозрительность: " да" - № 6,14,22,30,38,45,52,59; "нет" - №65,70 7. Вербальная агрессия: "да" - №7,15,28,31,46,53,60,71,73; "нет" - №39,66,74,75 8. Чувство вины: " да" - №8,16,24,32,40,47,54,61,67 ПРИЛОЖЕНИЕ 2Методика определения способности к прогнозированию "Прогностическая задача" Инструкция. Внимательно прочитайте предлагаемые вам задания и ответьте на них как можно полнее, но при этом четко на поставленный вопрос. После выполнения задачи 5 переверните первый лист и только после этого ответьте на задачу 5.1. Точно также после выполнения задачи 5.1. приступайте к выполнению задачи 5.2., а затем - задачи 5.3. Приступайте к выполнению следующей части задания только после того, как полностью ответили на предыдущую. Если у вас возникли вопросы, обратитесь к психологу. 1. Каковы могут быть последствия так называемого "парникового эффекта" (потепления климата, вызванного большой концентрацией углекислого газа в атмосфере)? 2. Каковы причины дорожно-транспортных происшествий? 3. Составьте план подготовки поездки в Москву. 4. Перечислите как можно больше возможностей использования таких предметов: а) расческа и б) зеркало. 5. "На берегу озера, окруженного большими массивами леса, построили бумажный комбинат". Выскажите все предположения о том, к чему может привести постройка бумажного комбината. Ответ обоснуйте. 5.1. Дополнительная информация. "В озеро впадает и из озера вытекает несколько рек". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте. 5.2. Дополнительная информация. "На построенном комбинате действуют хорошие очистные сооружения, поэтому вода в озеро сбрасывается чистой и воздух также не загрязняется". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте. Дополнительная информация. "Взамен вырубленного леса постоянно высаживается молодняк". Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте. Объясните, почему оставшиеся предположения считаете верными. ПРИЛОЖЕНИЕ 3Табл. П.3.1 Сводная таблица первичных эмпирических данных, полученных при диагностике способности к прогнозированию у подростков
Табл. П.3.2 Сводная таблица первичных эмпирических данных, полученных при диагностике агрессивных проявлений у подростков
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Табл. П.4.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и косвенной агрессии у подростков
Примечания: Н - низкий уровень косвенной агрессии; Ср - средний уровень; В - высокий уровень косвенной агрессии. Табл. П.4.2 Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и косвенной агрессии
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Табл. П.5.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и раздражительности у подростков
Примечания: Н - низкий уровень косвенной агрессии; Ср - средний уровень; В - высокий уровень косвенной агрессии. Табл. П.5.2 Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и раздражительности
ПРИЛОЖЕНИЕ 6Табл. П.6.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и негативизмом у подростков
Примечания: Н - низкий уровень негативизма; Ср - средний уровень; В - высокий уровень негативизма. Табл. П.6.2Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и негативизма
ПРИЛОЖЕНИЕ 7Табл. П.7.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и обиды у подростков
Примечания: Н - низкий уровень обиды; Ср - средний уровень; В - высокий уровень обиды. Табл. П.7.2Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и обиды
ПРИЛОЖЕНИЕ 8Табл. П.8.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и подозрительности у подростков
Примечания: Н - низкий уровень подозрительности; Ср - средний уровень; В - высокий уровень подозрительности. Табл. П.8.2Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и подозрительности
ПРИЛОЖЕНИЕ 9Табл. П.9.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и вербальной агрессии у подростков
Примечания: Н - низкий уровень вербальной агрессии; Ср - средний уровень; В - высокий уровень вербальной агрессии. Табл. П.9.2 Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и вербальной агрессии
ПРИЛОЖЕНИЕ 10Табл. П.10.1 Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и чувства вины у подростков
Примечания: Н - низкий уровень чувства вины; Ср - средний уровень; В - высокий уровень чувства вины. Табл. П.10.2 Расчет c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и чувства вины
|
|
© 2010 |
|