РУБРИКИ

Анализ взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у медицинских работников

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Анализ взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у медицинских работников


Таблица 5

Сформированность симптомов фазы истощения СЭВ у медицинских работников (в %)

Симптомы

Не сформирован

Формируется


Сформирован

врачи

медсестры

врачи

медсестры

врачи

медсестры

1

Эмоциональный дефицит

43

46

28

32

29

21

2

Эмоциональная отстраненность

50

61

21

36

29

3

3

Личностная отстраненность

46

61

25

32

29

7

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

61

43

18

36

21

21

Фаза истощения

43

50

36

39

21

11


У большинства медицинских работников фаза "истощения", находится в стадии формирования. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

Из таблицы 5 мы видим, что симптом "эмоционального дефицита" сформирован у 29% врачей и 21% медсестер, у большинства медсестер (46%) и врачей (43%) данный симптом не сформирован. Данный симптом проявляется в уверенности, что эмоционально человек уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом "эмоционального дефицита".

Симптом "эмоциональной отстраненности" сформирован у 29% врачей и лишь у 3% медсестер, у 21% врачей и 36% медсестер, симптом не сформирован, при этом у большинства медицинских работников данный симптом не сформирован. В случае сформированности данного симптома врачи полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности. Их почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Пациенты таких медицинских работников обычно переживают проявленное к ним безразличие и могут быть глубоко травмированы.

Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации" сформирован у 29 % врачей и 7 % медсестер, у большинства медработников он также как и предыдущий симптом не сформирован.

Данный симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" сформирован у 21% врачей и медсестер. У большинства медицинских работников он так же не сформирован.

Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Результаты исследования сформированности симптомов фазы истощения СЭВ представлены на рисунке 7.


Условные обозначения: 1 - Эмоциональный дефицит; 2 - Эмоциональная отстраненность; 3 - Личностная отстраненность; 4 - Психосоматические и психовегетативные нарушения

Рис.7. Сформированность симптомов фазы истощения СЭВ у медработников


Таким образом, в ходе диагностике эмоционального выгорания мы установили что, у медицинских работников наиболее выраженными у врачей являются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств (у 57% - сформировавшийся симптом) неадекватное эмоциональное реагирование (у 57% - сформировавшийся симптом), редукция профессиональных обязанностей (сложившийся симптом у 46%),

Наименее выраженными симптомами эмоционального выгорания у врачей являются неудовлетворенность собой (сложившийся симптом - у 3%), "загнанность в клетку" (сложившийся симптом - у 18%)

Для медицинских сестер наиболее выраженными являются такие симптомы эмоционального выгорания как, переживание психотравмирующих обстоятельств (у 57% - сформировавшийся симптом) неадекватное эмоциональное реагирование (у 72% - сформировавшийся симптом), редукция профессиональных обязанностей (сложившийся симптом у 57%), расширение сферы экономии эмоций (сложившийся симптом у 43%), редукция профессиональных обязанностей (сложившийся симптом у 53%)

Наименее выраженными симптомами эмоционального выгорания у медсестер являются неудовлетворенность собой (сложившийся симптом - у 3%), эмоциональная отстраненность (сложившийся симптом у 3%) и личностная отстраненность (сложившийся симптом у 7%).

Проанализируем сформированность фаз. Результаты представлены на рисунке 8.

Анализ сформированности фаз у врачей, показал, что среди них преобладают врачи, у которых полностью не сформирована ни одна фаза (50%), у 25% врачей сформированными являются две фазы (33%), у 11% все фаза сформированы, у 14 % сформированы 2 фазы. (рис.8).


Рис.8. Результаты анализа совокупности сформированности фаз у каждого медицинского работника


Среди медсестер также преобладают те, у которых полностью сформирована одна фаза (61%), у 21% не сформирована полностью ни одна фаза, у 14% сформированы одновременно 2 и лишь у 3% сформированными являются сразу 3 фазы.

При этом анализ показал, что у 18% врачей и 11% медсестер все фазы не сформированы (Приложение 8, лист 3-4).

Для определения достоверности различий в выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медсестер мы использовали угловой коэффициент Фишера φ. Результаты представлены в таблице 6


Таблица 6

Результаты статистического анализа различий в сформированности СЭВ у врачей и медсестер с помощью углового коэффициента Фишера φ

Фазы

Симптомы

Врачи

Медсестры

φэмп

%

φ

%

φ

Напряжение

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

57

1,711

57

1,711

0

2

Неудовлетворенность собой

3

0,348

3

0,348

0

3

"Загнанность в клетку"

18

0,875

14

0,757

0,44

4

Тревога и депрессия

21

0,952

14

0,757

0,72

всего

18

0,875

14

0,757

0,44

Резистенция

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

57

1,711

72

2,026

1,178

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

29

1,137

21

0,952

0,69

3

Расширение сферы экономии эмоций

33

1,222

43

1,43

0,77

4

Редукция профессиональных обязанностей

46

1,481

57

1,711

1,09

всего

46

1,481

72

2,026

2,27*

Истощение

1

Эмоциональный дефицит

29

1,137

21

0,952

0,69

2

Эмоциональная отстраненность

29

1,137

3

0,348

2,95**

3

Личностная отстраненность

29

1,137

7

0,536

2,24*

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

21

0,952

21

0,952

0

всего

21

0,952

11

0,676

1,03


*при р≤ 0,05 φ кр =1,66; ** при р≤0,01 φ Кр=2,28

Из таблицы 6 мы видим, что по выраженности фаз напряжения и ее симптомов, а также фазы истощения и симптомов фазы резистенции достоверных различий между врачами и медсестрами не выявлено.

Значимые различия между врачами и медсестрами существуют только по выраженности фазы резистенции в целом и синдромов фазы истощения эмоциональная и личностная отстраненность.

На основании этого, мы можем говорить о том, что существуют различия в выраженности СЭВ между врачами и медсестрами: у медсестер СЭВ более выражен.

Таким образом, большинство медицинских работников имею сформированной фазу резистенции синдрома эмоционального выгорания, а также сформировавшимися такие симптомы как переживание психотравмирующих обстоятельств неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей.

Результаты исследования личностных особенностей медицинских работников показали, что большинство из них имеют экстернальный локус контроля, средний уровень эмпатии и умеренную тревожность.

 

2.3 Анализ результатов исследования


Сводная таблица результатов исследования личностных особенностей и сформированности СЭВ у врачей и медсестер представлены в Приложении 9.

Сопоставим результаты исследования выраженности СЭВ и уровня интернальности у медицинских работников. Результаты анализа представлены в таблице 8.

Анализ результатов исследования выраженности СЭВ и интернальности показал, что у большинства врачей и медсестер с высокой степенью интернальности не сформирована ни одна фаза СЭВ.

При низкой интернальности у большинства врачей и медсестер фаза напряжения также не сформирована, фаза резистенции - сформирована, а фаза истощения - формируется.


Таблица 8

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем интернальности (в %)


Степень сформированности фаз

Уровень интернальности с разной степенью сформированности фаз СЭВ

напряжения

резистенции

истощения

высокий

низкий

высокий

низкий

высокий

низкий

врачи

сформировалась

20

17

30

55

20

22

формируется

20

39

20

39

20

45

не сформирована

60

44

50

6

60

33

медсестры

сформировалась

20

13

40

78

20

9

формируется

20

20

20

13

0

48

не сформирована

60

57

40

9

60

4



Таким образом, мы можем отметить, что чем ниже уровень интернальности, тем более выражена фаза резистенции.

Анализ результатов исследования сформированности СЭВ и выраженности эмпатии представлен в таблице 9


Таблица 9

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем эмпатии (в %)

фаза

Уровень сформированности фаз

Уровень эмпатии у врачей

Уровень эмпатии у медсестер

высокий

средний

низкий

высокий

средний

напряжения

сформировалась

0

13

100

0

16

формируется

67

30

0

0

32

не сформирована

33

57

0

100

52

резистенции

сформировалась

67

39

100

67

72

формируется

0

39

0

0

16

не сформирована

33

22

0

33

12

истощения

сформировалась

33

17

50

0

12

формируется

33

39

0

0

44

не сформирована

33

43

50

100

44


Как мы видим из таблицы у большинства врачей и медсестер при высоком уровне эмпатии сформирована только фаза резистенции.

При низком уровне эмпатии у врачей фазы СЭВ сформированы, фаза истощения у 50% не сформирована и у стольких же сформирована.

При среднем уровне эмпатии у большинства медицинских работников фаза напряжения не сформирована, также как и фаза истощения, в то время как фаза резистенции - сформирована.

Таким образом, чем ниже эмпатия, тем более выражен СЭВ.

Результаты анализа уровня тревожности и выраженности СЭВ представлен в таблице 10.


Таблица 10

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем тревожности (в %)

Фаза

Уровень сформированности фаз

Уровень тревожности врачей

Уровень тревожности медсестер

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

СТ

ЛТ

СТ

ЛТ

СТ

СТ

ЛТ

СТ

ЛТ

СТ

ЛТ

напряжения

сформировалась

40

45

6

5

0

45

30

0

6

0

0

формируется

10

33

50

31

0

22

50

33

18

0

0

не сформирована

50

22

44

63

100

33

20

67

76

100

100

резистенции

сформировалась

50

67

50

37

0

89

90

61

65

100

0

формируется

20

22

38

37

50

11

10

17

12

0

100

не сформирована

30

11

12

26

50

0

0

22

18

0

0

истощения

сформировалась

50

45

6

10

0

22

2

6

6

0

0

формируется

30

22

44

42

0

67

60

28

29

0

0

не сформирована

20

33

50

47

100

11

20

67

65

100

100


Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер с высокой уровнем ситуативной тревожности сформированы как фаза резистенции, так и фаза истощения, фаза напряжения у половины врачей не сформирована, у других 40% сформирована и у 10% врачей находится в стадии формирования

При низкой ситуативной тревожности у врачей и медсестер фазы СЭВ не сформированы, либо формируются.

При высокой личностной тревожности фаза напряжения сформирована у большинства врачей, в то время как у большинства медсестер она не сформирована. Низкого уровня личностной тревожности не выявлено не одного врача. У медсестер с низкой личностной тревожностью фазы напряжения и истощения не сформированы, а фаза резистенции находится в стадии формирования.

Таким образом, чем выше уровень тревожности у врачей и медсестер, тем более выражен СЭВ.

И так, на основании проведенного анализа мы можем отметить наличие связи между личностными особенностями и выраженностью СЭВ.

Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей мы использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 11.


Таблица 11

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи выраженности СЭВ и личностных характеристик у врачей и медсестер с помощью коэффициента корреляции Спирмена (N=28)


Фаза

Локус контроля

Эмпатийные тенденции

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Врачи

напряжения

-0,127

-0,467*

0,39*

0,48**

резистенции

-0,39*

-0,12

0,39**

0,52**

истощения

-0,46*

-0,15

0,52**

0,50**

СЭВ

-0,47*

-0,245

0,51**

0,56**

Медсестры

напряжения

-0, 26

-0,39*

0,42*

0,49**

резистенции

-0,47*

-0,18

0,44**

0,59**

истощения

-0,46*

-0,25

0,54**

0,53**

СЭВ

-0,42*

-0,32

0,53**

0,66*


*при р≤ 0,05 r кр =0,38; ** при р≤0,01 r Кр =0,48

Корреляционный анализ показал, что существуют достоверные прямые связи у врачей и медсестер, как между фазами СЭВ, так и общим показателем СЭВ и ситуативной и личностной тревожности, а также достоверные обратные связи между уровнем локуса контроля и фазами резистенции, истощения и в общем СЭВ и уровнем эмпатии и фазой напряжения

Таким образом, чем выше уровень тревожности и ниже уровень интернальности и эмпатии, тем более выражено эмоциональное выгорание.

И так, в ходе данного исследования мы подтвердили, что выраженность синдрома эмоционального выгорания взаимосвязана с личностными особенностями врачей и медсестер.

Высокая тревожность обуславливает нервное напряжение, на большее количество ситуаций врачи и медсестры реагируют состоянием тревоги, следовательно, большее стрессоров и меньшая способность нервной системы им сопротивляться.

При экстернальном локусе контроля врачи и медсестры ориентированы на внешнюю оценку и в большей степени стремятся ей соответствовать, все это в свою очередь обуславливает высокую тревожность и выгорание.

Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и понимания его переживаний. В нашем исследовании мы подтвердили данные, полученные другими исследователями [17], о том, что высокая эмпатия препятствует возникновению СЭВ, однако данную закономерность мы выявили лишь по фазе напряжения, однако на качественном уровне данная тенденция отмечена.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1.                Локус контроля как общий, так и в сфере профессиональной деятельности является внешним у 64% врачей и 82% медсестер, то есть для большинства медицинских работников свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация для них желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.

2.                Большинство медицинских работников (80,5% врачей и 89% медсестер) имеет средний уровень эмпатии. Уровень чувствительности у таких медицинских работников находится на среднем уровне, при межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

3.                Большинство медицинских работников имеют умеренный уровень, как реактивной (57% врачей и 64% медсестер), так и личностной тревожности (68% врачей и 61% медсестер), это свидетельствует об адекватном реагировании на стрессовые ситуации.

4.                У большинства медицинских работников (46% врачей и 72% медсестер) сформирована фаза резистенции, что говорит о наличии у данных специалистов развитых психологических защит, механизмов сопротивления. Фазы напряжения и истощения у большинства не сформирована. Наиболее выраженными у медицинских работников являются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей;

5.                Значимые различия между врачами и медсестрами существуют только по выраженности синдромов фазы истощения эмоциональная и личностная отстраненность. На основании этого мы можем говорить о том, что гипотеза о наличии различий в выраженности СЭВ у врачей и медсестер подтвердилась;

6.                При низкой интернальности у большинства медицинских сотрудников фаза напряжения не сформирована, фаза резистенции - сформирована, а фаза истощения - формируется. При низком уровне эмпатии у большинства медицинских работников сформированы все фазы СЭВ, при высоком уровне эмпатии фазы СЭВ либо не сформированы, либо находятся в стадии формирования, а у большинства медицинских работников с высокой уровнем тревожности сформированы как фаза напряжения, так и фазы резистенции и истощения, в то время как при низкой тревожности у сотрудников фазы СЭВ не сформированы, либо формируются.

7.                Корреляционный анализ показал, что существуют достоверные связи между выраженностью СЭВ и личностными особенностями врачей и медсестер, что подтверждает гипотезу о существовании взаимосвязи между выраженностью СЭВ и такими личностными особенностями медицинских работников как локус контроля (р≤0,01), эмпатии (р≤0,05), личностная (р≤0,01) и ситуативная тревожность (р≤0,01)


Заключение


В данной дипломной работе мы изучали сформированность СЭВ у медицинских работников с разными личностными характеристиками.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что медицинские работники наиболее часто подвержены СЭВ, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др.

Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений.

Известно что, принятие непосредственных решений о методах медицинского воздействия и ответственность за них большей степени принадлежит врачу, в то время как средний медперсонал выполняет назначения врача. Однако и медицинские сестры ежедневно имеют дело с болью, страданием, страхом больных их родственников и также как и врачи испытывают эмоциональное напряжение.

Исходя из того, что специфичность профессиональной деятельности оказывает влияние на сформированность СЭВ у медработников разной категории, мы изучили сформированность фаз и синдромов СЭВ у врачей и медсестер. Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают сформированность защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является "эмоциональная тупость", неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, медработник как бы принимает позицию "ничего личного".

Исследование не выявило преобладание среди медперсонала работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу.

В ходе статистического анализа нами были выявлены достоверные различия в сформированности фазы резистенции и таких симптомов фазы истощения как эмоциональная и личностная отстраненность у врачей и медицинских сестер. Таким образом, гипотеза о наличии различий между врачами и медсестрами в выраженности СЭВ подтвердилась.

Анализ личностных характеристик медицинских работников показал, что среди них преобладают люди с экстернальным локусом контроля, средним уровнем эмпатии и умеренной тревожностью. Сопоставление данных исследования СЭВ и личностных характеристик и корреляционный анализ позволил установить, что чем выше уровень тревожности и ниже уровень интернальности и эмпатии, тем более выражено эмоциональное выгорание у врачей и медсестер. Это позволяет нам говорить о том, что гипотеза о взаимосвязи выраженности СЭВ и личностных характеристик, подтвердилась.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания в частности и профессиональной деформации личности в целом медицинских работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.


Список литературы


1.                Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 261 с.

2.                Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.

3.                Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.

4.                Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С.34.

5.                Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.

6.                Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С.32-38.

7.                Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. - М.: Русский врач, 2001. - № 6. - С.34 Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.

8.                Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. "Психология". - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67.

9.                Безносов С.П. Профессиональная деформация личности // Коллектив, личность, общение. - 1987. - С.42 - 43

10.           Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 147 с.

11.           Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М., 1981

12.           Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

13.           Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

14.           Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.

15.           Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.

16.           Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463

17.           Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

18.           Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии / Под ред. И.М. Виш. - Тамбов. - 1974.478 с.

19.           Воронина Т.А. Роль медицинской сестры // Сестринское дело. - 2004. - №3. - С.9-10

20.           Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156.

21.           Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с.

22.           Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81

23.           Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: #"#">http://vch. narod.ru/file. htm // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).

 A


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.