РУБРИКИ |
Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе5. Параллельно с основной деятельностью, связанной с организацией встреч ребенка с различными культурами, проблематизацией сознания школьников, инициированием и поддержанием внутригруппового полилога по выявленным проблемам, организацией рефлексии, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную деятельность. Она направлена на помощь ребёнку в овладении навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Ведь процесс воспитания неразрывно связан с обучением, И в этой связи важно, чтобы ребёнок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования» [86, с. 27]. Описав методику воспитания толерантности у школьников-подростков, мы, тем не менее, вряд ли с уверенностью можем говорить о том, что в ходе её реализации у ребят обязательно сформируется толерантная позиция. Ведь любая жизненная позиция складывается с годами. И процесс этот, видимо, следует считать в принципе незавершаемым – каждая новая встреча с иной культурой будет требовать от человека новых усилий, чтобы занять данную позицию. Здесь скорее можно говорить не о формировании (процессе, ориентированном на какие-то конечные формы), а о становлении (незавершаемом, неконечном) толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности. Таким образом, одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой сторонами, К сожалению, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают и в детскую среду. Порой странно и даже страшно встречать в работах школьников фразы: «…русские ни в коем случае не должны смешиваться с людьми южных национальностей», «…если расистские высказывания будут направлены в сторону человеку, который мне не нравится, то я буду поддерживать эти слова». Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в ХХ веке непомерно много за то, чтобы никогда не было в обществе подобных настроений. Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту национальной культуры» готов унижать и даже уничтожать «чужих» – людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой и т.д. Школа как воспитательная система важнейшей целью провозглашает ориентацию ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские же и националистические предрассудки, проникающие в образовательное учреждение с улицы, с экранов телевизоров, а порой и из семьи, не только не соответствуют этим ценностям, но и таят в себе огромный человеконенавистнический потенциал. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в в современной российской школе. Итак, окружающая подростка социальная среда в целом сегодня не вполне благоприятствует развитию столь важного и нужного для этой среды качества, как толерантность. Между тем школа способна стать для детей тем очагом в социальном мире, в котором культивировались бы идеи ненасилия, свободы и толерантности, приветствовалось бы ценностное отношение к Знаниям, Культуре, Труду, Миру, Земле, Отечеству, Семье и Человеку как основополагающей ценности гуманизма. 2. Экспериментальное исследование по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе Исследовательская работа, целью которой было выявление подростковой ксенофобии среди учащихся 7–9-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 5 специалистов (3 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 70 учеников 8-х классов. 2.1 Диагностика по определению подростковой ксенофобии в основной школе Для проведения диагностики нами был изучен национальный состав 8-х классов. Данные были получены с помощью анализа государственных документов, а именно свидетельств о рождении учащихся, которые хранятся в личных учебных делах учащихся. Результаты исследования представлены в таблице 1, на диаграммах 1 и 2. Таблица 1. Национальный состав 8-х классов
Диаграмма. 1. Национальный состав в 8-х классах
Диаграмма. 2. Общий национальный состав в 8-х классах Таким образом, из представленных данных можно увидеть разнонациональные составы классов. Кроме того, по результатам наблюдения было отмечено, что наиболее часто конфликты происходят в 8 «В» классе. Среди учащихся данного класса есть учащиеся цыганской национальности, которые имеют склонность к проявлению противоправного поведения. Кроме того, было определено материальное положение в семьях учащихся. Полученные данные показывают, есть ли учащихся склонность делить людей на бедных и богатых. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 2. Материальное положение в семьях учащихся
Графически полученные результаты представлены на диаграмме 3. Диаграмма 2. Материальное положение в семьях учащихся 8-х классов Полученные результаты показывают, что 21,4% всех учащихся 8-х классов способны делить сверстников на богатых и бедных. Кроме того, это группа риска может быть склонна к проявлению противоправного поведения на почве зависти. Такое поведение может быть направленно на своих одноклассников, чем материальный уровень в семье выше среднего. Это также может повлечь за собой подростковую ксенофобию. Далее для определения склонности к проявлению ксенофобии была предложена анкета «Межнациональные отношения», на вопросы которой подросткам предлагалось ответить. Анкета состоит из пяти вопросов как открытого, так и закрытого типа. Результаты анкетирования представлены в таблице 3. Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов
По представленным данным была выявлена группа учащихся, которые ощущают неприятие в общении с одноклассниками других национальностей. Такие учащиеся оказались в каждом классе. Результаты представлены в таблице 4 и на диаграмме 4. Таблица 4. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах
Диаграмма 4. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах Из представленных данных видно, что большинство учащихся позитивно относятся к представителям других национальностей, осуждают стычки на межнациональной почве. По результатам диагностики были выявлены 16 учащихся 8-х классов, которые способны к проявлению подростковой ксенофобии. В целях экспериментального исследования было принято разделить выявленных учащихся 8-х классов на две группы: учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов в количестве 8 человек – контрольная группа, а учащиеся 8 «В» класса в таком же количестве (8 человек) – экспериментальная группа. Основанием данного разделения способствовало то, что национальный состав 8 «В» класса представлен тремя группами наций, учащиеся которых склонны к проявлению ксенофобии. Учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов не имеют такого значительного количества разных наций в своих группах. С учащимися экспериментальной и контрольной групп была проведена диагностика на выявление взаимоотношений в семьях и особенностей семейного воспитания, а также на определение типов личности исследуемых учащихся. Для выявления особенностей взаимоотношений в семьях и семейного воспитания, нами был проведен опросник «Анализ семейного воспитания». Опросник АСВ состоит из 130 утверждений, которые помогают определить особенности семейного воспитания, а также его недостатки. Данные по результатам опросника представлены на диаграмме 5. Диаграмма 5. Результаты исследования типов семейного воспитания Результаты по данной методике показывают, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп имеются явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании толерантности по отношению к окружающим. Такой тип семейного воспитания как потворствующая гиперпротекция способствует развитию демонстративных и гипертимных черт характера у подростков. Кроме того, в семейном воспитании отмечается жестокое обращение с подростков, что способствует развитию жестокости и агрессии по отношению к окружающим. Причины неправильного семейного воспитания могут быть различными. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем: - расширение сферы родительских чувств; - предпочтение в подростке детских качеств; - воспитательная неуверенность родителя; - фобия утраты ребенка; - неразвитость родительских чувств; - сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка; - проекция на подростка собственных нежелаемых качества; - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Для определения типов личности учащихся была проведена методика по определению акцентуаций характера по тесту Леонгарда – Шмишека. В тесте представлено 97 вопросов-утверждений, который помогают определить десять основных типов акцентуаций характера. Результаты тестирования представлены в таблице 5 и 6. Таблица 5. Определение акцентуаций характера у учащихся контрольной группы
Таблица 6. Определение акцентуаций характера у учащихся экспериментальной группы
По полученным данным видно, что в личности каждого учащегося, принимающего участие в диагностике, имеются отклонения, проявляющиеся в акцентуациях характера. Полученные типы акцентуированных личностей имеют склонности к проявлению жестокости, агрессии, а так же к определенной тревожности. Такие данные подтверждают страх учащихся перед определенными обстоятельствами. Возможно, такими обстоятельствами и являются учащиеся других национальностей. Наиболее сильно в акцентуациях характера у учащихся проявляются такие типы как застревающий и возбудимый, которые своей основной формой проявления имеют агрессивные реакции. На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностики, с использованием комплекса названных методик, можно сделать вывод о том, что уровень проявления толерантности к лицам других национальностей у учащихся 8-х классов низкий. Как вспомогательные методы нами использовались наблюдение и беседа для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений. Таким образом, результаты проведенной диагностики показывают, что в среде исследуемых подростков имеются задатки и склонности к проявлению ксенофобии. Эти склонности складываются из особенностей семейного воспитания, личности учащихся, а так же из особенностей взаимодействия в подростковом социуме. Все это происходит из-за отсутствия в воспитании учащихся толерантности к лицам других национальностей. Основы такого воспитания не закладываются в семейном и школьном воспитании. В связи с этим была разработана программа по преодолению подростковой ксенофобии, которая способствует воспитанию толерантности у учащихся. Как показали результаты наблюдений и бесед с учащимися, родителями и учителями, причинами склонности к проявлению подростковой ксенофобии являются следующие: – недостаточный запас знаний у учащихся о проявлении толерантности к учащимся других национальностей в школе; – отсутствие условий для воспитания терпимости в среде учащихся. Таким образом, вторым этапом нашей работы стало решение выявленных проблем. А именно, устранение выявленных в ходе диагностики причин подростковой ксенофобии, их социально-педагогическое просвещение, развитие навыков и формирование толерантного поведения. 2.2 Программа деятельности социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе Анализ итогов диагностики склонности к проявлению ксенофобии и ее причин у подростков дали возможность разработать программу социально-педагогического просвещения, способствующую преодолению подростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения у учащихся. Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Программа социально-педагогического просвещения по преодолению ксенофобии «Я открыт для тебя!», способствующая воспитанию толерантного поведения у учащихся подросткового возраста. Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с подростками 14 – 15-ти лет (7–8-е классы) по преодолению подростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения учащихся. Это необходимо для того, чтобы сформировать у учащихся ценности, позволяющими им более толерантно относиться к сверстникам других национальных и культурных различий. Цель программы – способствовать обеспечению посредством просветительских занятий формированию установки на толерантность, на признание различных культур, уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения. Задачи программы: – способствовать формированию навыков толерантного поведения; – содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотрудничества – содействовать развитию коммуникативных навыков; – способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем; – способствовать развитию способности отказаться от насилия при решении проблем. Программа предполагает следующие направления социально-педагогической деятельности: – диагностика; – просвещение; – профилактика. Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока: – социально-педагогическая работа с учащимися, – работа социально педагога с родителями. Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие: – формы работы – родительские собрания; диагностика; просветительские занятия; индивидуальные и групповые консультации. – методы работы – анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мини-лекция; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; самодиагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения. Временные ресурсы. Программа рассчитана на 3 месяца и включает в себя 4 просветительских занятий с учащимися, 2 творческих занятия для учащихся, 1 родительское собрание. Занятия проводились 1 раз в 2 недели в течение 40 минут. Группа не превышала 8 – 10 человек.
Требования к уровню знаний и умений, полученных в ходе реализации программы. Учащийся должен: Знать: – социально-культурные термины и понятия; – приемы социально-психологического взаимодействия; – особенности группового и личностного общения; – способы разрешения межнациональных и конфликтных ситуаций. Уметь: – применить знания на практике; – взаимодействовать в социуме; – диагностировать и анализировать ситуацию; – найти конструктивный выход из сложной или конфликтной ситуации; – быть успешным в общении. Получить опыт практической деятельности в области: – толерантного поведения и взаимодействия в социуме; – социального анализа ситуации; – отказа от насилия при решении проблем; – рефлексии; – самовоспитания. К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся: – снижение уровня проявления жестокости и насилия при взаимодействии с другими людьми; – повышение уровня установки на проявление толерантности при взаимодействии со сверстниками и лицами других национальностей; – повышение уровня семейного воспитания. Программа была реализована в экспериментальной группе учащихся 8 «В» класса в сентябре-ноябре 2006 г. 2.3 Анализ результатов реализации программы Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогического просвещения, способствующей преодолению подростковой ксенофобии и формированию толерантного поведения, показал следующее. В ходе диагностики контрольной группы учащихся было отмечено, что подростки по-прежнему проявляют жестокость и агрессию по отношению к сверстникам и одноклассникам своих и других классов, а именно к лицам других национальностей. Родители данных подростков не приглашались в образовательное учреждение на беседы и не принимали участие в родительском собрании, посвященном обсуждению проблем жестокости в семье по отношению к ребенку. С родителями контрольной и экспериментальной групп была проведена повторная диагностика по методике «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на диаграмме 6. Диаграмма 6. Результаты исследования типов семейного воспитания после проведения экспериментальной работы Из представленных результатов можно определить, что родители подростков экспериментальной группе задумались о воспитании своих детей в семье. Результаты показывают о снижении уровня неправильного семейного воспитания. Этому способствовало участие в родительском собрании в рамках проведенной программы, а так же участие в творческом занятии-презентации, которые подготовили подростки совместно с родителями. Кроме того, снижению неправильного семейного воспитания способствовало то, что родителям было уделено определенное внимание со стороны педагогов школы. В ходе беседы с родителями было выявлено, что им было интересно показать элементы своих семейных традиций, а также познакомиться с культурами и традициями других семей. Далее было проведено повторное исследование по тесту Леонгарда – Шмишека на определение акцентуаций характера. Конечные результаты остались прежними, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Так как для коррекции личностных качеств необходимо большое количество времени. Но, при определении профиля личности у учащегося (12,5%) экспериментальной группы произошли следующие изменения, которые представлены на графике 1. График 1. Профиль личности Евгения С. до и после проведения экспериментальной работы Далее для определения склонности к проявлению ксенофобии была повторно предложена анкета «Межнациональные отношения», на вопросы которой подросткам предлагалось ответить. Результаты анкетирования представлены в таблице 7 и на диаграмме 7. Таблица 7. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах после экспериментальной работы
Диаграмма 7. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах Из представленных данных видно, что большинство учащихся по-прежнему позитивно относятся к представителям других национальностей, осуждают стычки на межнациональной почве. По результатам повторной диагностики количество учащихся, проявляющих негативное отношение к лицам других национальностей, снизилось на 7,1%. Для того, чтобы узнать, оказала ли положительное влияние на воспитание толерантности у подростков в отношении материального достатка, с учащимися была проведена анкета «Богатый – бедный». Анкета состояла из 2 – вопросов с предложенными вариантами ответов. Результаты анкеты представлены в таблице 8. Таблица 8. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов
Из полученных данных видно, что учащиеся имеют неоднозначные ответы на заданные вопросы анкеты. Такие ответы показывают, что учащиеся осознают значимость понятий «богатый» и «бедный». В своем поведении они не проявляют жестокость или агрессию к таким людям, а по возможности стараются избегать контактов с учащимися, которые не нравятся. Наблюдение и беседа, по-прежнему, использовались как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики. Таким образом, из представленных данных, по результатам методики «Анализ семейного воспитания», методики Леонгарда-Шмишека «Акцентуации характера» и Анкеты «Межнациональные отношения» можно увидеть положительные изменения в экспериментальной группе, которые произошли после реализации программы социально-педагогического просвещения по преодолению ксенофобии «Я открыт для тебя!», способствующая воспитанию толерантного поведения у учащихся подросткового возраста. На основании полученных результатов следует, что проведенная программа имеет положительные результаты и является эффективной в применении. 2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно: – знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе; – уметь применять на практике имеющиеся знания; – изучить возрастные особенности подростков; – владеть методами диагностики оценки личности подростка; – провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий; – определить приоритетные направления деятельности; – спланировать систему взаимодействия семьи и школы; – отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника; – параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей; – выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума; – уметь оценить промежуточные результаты; – проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции. Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по преодолению подростковой ксенофобии и развитию навыков толерантного поведения подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности. Рекомендации для родителей будут следующими: 1. Любое поведение, склонное к проявлению ксенофобии имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину интолерантного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на жестокие вспышки ребенка к людям других национальностей. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения. 2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи. 3. Ксенофобные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев. 4. Ксенофобный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства. 5. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом: - Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает. - Нарисуйте для подростка «Лист Гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ – пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл. - Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше). - Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить – подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать. - Чаще всего гнев направлен на человека другой национальности и ли культуры. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя так же. 6. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. - Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его жестокость как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А, изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности – долгий путь. Соберите все свое терпение – только так вы сможете помочь своему ребенку. - Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций. Главное в общении родителей с ребенком-подростком является поддержка его стремления к социальной роли школьника и социально значимой деятельности. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – родители имеют возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса формирования толерантного поведения у своего ребенка. Как показывают результаты проведенного исследования, большинство подростков нейтрально относятся к проживанию на территории России лиц других национальностей, религий и вероисповеданий. Но, кроме того, около 20% учащихся склонны к проявлению ксенофобии и жестокости при взаимодействии с лицами других наций. Основной причиной проявления ксенофобного поведения служит нарушения семейного воспитания, а также отсутствие со стороны школы программы психолого-педагогического просвещения, которые бы способствовали развитию толерантного поведения. Наиболее частными проявления ксенофобного поведения являются жестокость и агрессия по отношению к лицам других наций. Предотвращению и профилактике интолерантного поведения у подростков может способствовать реализация специальной программы организации совместной деятельности социального педагога, педагогов и родителей. Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать формирование навыков овладения толерантным поведением, предупреждения жестокости подростков. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних. Успешность проявления толерантного поведения в подростковом возрасте выступает одним из факторов преодоления ксенофобии в многонациональной России. Заключение В последнее время для нашего общества стало свойственно развитие чувства «национального унижения», связанного в основном с распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого явились рост националистических настроений и популярность экстремистских идей среди россиян, в том числе и среди молодежи. Ксенофобия, в буквальном переводе – страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких, как либерализм и социализм, и присуща более доктринерским политическим явлениям – расизму и национализму. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-х гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев. Препятствием для развития толерантности являются и весьма распространенные в обществе стереотипы в отношении представителей других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления собственного мнения о тех или иных культурных группах. Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания. Неблагоприятное воздействие этих социально-психологических факторов может быть уменьшено или нейтрализовано педагогическими средствами. Для этого требуется особая работа социального педагога с естественными установками сознания ребенка, направленная на преодоление социальных стереотипов, неприятия, непонимания иного. Список литературы 1. Аверин В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. 2. Агеев В.С., Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – с. 139 3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. 4. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» – М.: Просвещение, 1983 г. 5. Ахметова И. и др. «Мой выбор». Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО «Учительская газета», 2002 г. 6. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1993. 7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 8. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Основы толерантного образования. // Образовательная политика. – 2006 г. – №10. – С. 33 – 38. 9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. 10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. 12. Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930. 13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1999. 14. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. 15. Брилинг. Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. 16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 1997 17. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. 18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984. 19. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 20. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. 21. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. 22. Гарбузов Н.И. Нервные дети. – Л., 1990. 23. Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. 24. Гумилев Л.Н., Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1989. 25. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. – 2005. – №1. – С. 23 – 30. 26. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя 5 – 11 классы» – М.: «ВАКО», 2002 г. 27. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. – СПб.: 2003. 28. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 2001. 29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993. 30. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «СОЮЗ», 2000. 31. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994. 32. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001. 33. Каган В. Психотерапия. – СПб., 1998. 34. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1990. 35. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994. 36. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни и как воспитать победителя. – М.-Л., 1991. 37. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 38. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1991. 39. Ковалёва Н.В. «Родительские собрания в 5–7х классах» Издание 2-е. – Ростов н/д: Издательство «Феникс», 2004 г. 40. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1996. 41. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980. 42. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1985. 43. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Минск, 1987. 44. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Проект, 2000. 45. Короленко Ц., Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социальная педагогика. – 2005. – №2. – С. 43–44. 46. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986. 47. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог №25, 2000. С. 10–11. 48. Лебедева Л. Полезная экспрессия // Школьный психолог №45, 2002. С. 8–9. 49. Левченко И.Ю. Патопсихология. – М., 2002. 50. Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. – М.: Флинта: Наука, 2005. 51. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. – М., 2001. 52. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. 53. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов н/Д, 2000. 54. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. 55. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002. 56. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. – Киев, 1985. 57. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 58. Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее. // Отечественные записки. – 2004 г. – №4. – С. 12 – 17. 59. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. – СПб., 2000. 60. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн.2. Психология образования. – М., 1995. 61. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания. – М., 1974. 62. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 63. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. – М., 1987. 64. Образцова Л. Как бороться с неврозами. – СПб., 2001. 65. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М., 2001. 66. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2004. 67. Петрова О.О. Возрастная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. 68. Попов В.А. Предмет и задачи превентивной педагогики // Советская педагогика. – 1990. – №9. – С. 53 – 57. 69. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995. 70. Правовое воспитание школьников. – Калининград, 2001. 71. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10 – 12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. – Москва-Тула, 1993. 72. Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979. 73. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М., 1998. 74. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. 75. Пстронг Д.П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Советская педагогика. – 1990. – №12. – С. 42 – 46. 76. Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. – М., 2002. 77. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. – Киев, 1989. 78. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. 79. Рудакова И.А. Девиантное поведение. – Ростов-н/Д, 2005. 80. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. 81. Свядощ А.М. Неврозы. – М., 1982. 82. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения. // www.tolerance.ru. 83. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001. 84. Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 1998. 85. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998. 86. Степанов П.В. Воспитание толерантности у подростков // Образовательная политика. – 2006 г. – №10. – С. 23 – 27. 87. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. – М., 1998. 88. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. 89. Федорова Е.М. Подростковые страхи (опыт исследования на основе проективных методик) // Обретение Отечества: истоки и современность: Сборник материалов III научно-практической конференции студентов СППК (г. Омск, 25 февраля 2000 г.) / Под ред. Н.А. Левочкиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – С. 64 – 69. 90. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995. 91. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М., 1978. 92. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 93. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск, 1996. 94. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 95. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1985. 96. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. 97. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2001. 98. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-н/Д, 1998. 99. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005. 100. Шрайнер К. Как снять стресс. – М. 1993. 101. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. – 2005. – №2. – С. 35 – 39. |
|
© 2010 |
|