РУБРИКИ |
Эффект "Дежа вю" как феномен человеческой психики |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Эффект "Дежа вю" как феномен человеческой психики“Если же кто-то упорно с этим не желает согласиться, то пусть вспомнит те редкие, но яркие случаи в свой жизни, когда что-то внутри говорило, что где-то и когда-то он уже видел эту ситуацию или этого человека, но как ни силился, не мог вспомнить: где и когда? Эти случаи как раз и есть пример наиболее ярко выраженного контакта души или подсознания человека с его дневным сознанием. Это случаи, когда наблюдающая нашими органами чувств душа вдруг видит внешность или ситуацию, уже проходившую по лику планеты в иную историческую эпоху. Безусловно, это не может не удивить и не взволновать глубинную память. И этот волнующий душевный акт дневное сознание запечатлевает как факт собственного прошедшего опыта, восстановить который оно, однако, само не в силах…10 Жизнь - лишь ступенька... Индуисты же и буддисты обо всем экстрасенсорном знают гораздо больше нашего, к энергоинформационному полю как-то ближе и потому опровержениями не занимаются. Они просто верят, что поступки людей приводят в движение силу, или закон, известный как карма. Она-то и определяет судьбу человека в следующем рождении. Если душа несет на себе груз отрицательной кармы, приобретенной вследствие неправедных поступков в предыдущей жизни, всю предстоящую инкарнацию ей предстоит искупать прошлые грехи. Следовательно, человеческая жизнь - это всего лишь ступень в развитии души, которой предстоит многократно возвращаться на землю в телах разных людей, прежде чем она достигнет совершенства. Подобная духовная и религиозная концепция дает людям возможность смириться с тяготами повседневной жизни, которые не всегда кажутся справедливыми. Она готовит человека к достойной встрече с неизбежным, одновременно давая понять, что жизнь, какой бы несчастной и плохой ни была, всегда имеет смысл и предназначение. И, наконец, она вселяет в людей надежду на вечное существование. Вера обостряет чувства, инициирует тот или иной феномен. Оттого в Индии перерожденные не только часты, но они, случается, помнят всю череду своих воплощений, а не только последнее из них. Это может быть "гирлянда" чуть не в тысячу реинкарнаций. В 1960-х пионерами в изучении реинкарнации стали американские психологи Сорвард Деслефсен, Хелен Вомбах и профессор психиатрии Ян Стивенсон, а их последователи организовали кафедры в Институте парапсихологии в Великобритании и Мюнхенском университете. В 1970-х первым стал исследовать «ксеноглоссию» - способность разговаривать на неизвестных ранее языках - английский профессор Дон Джонсон. Он же с двумя гипнотерапевтами создал в США Центр вечного возвращения, где исследовались семейные пары, которые были мужем и женой в других жизнях. В 1980 году в США около сотни психиатров из разных стран основали Ассоциацию терапии и исследования прошлых жизней. Сторонники реинкарнации уверены, что после смерти душа человека переходит в новое тело. Согласно восточным учениям, каждый из нас может прожить от 5 до 50 перевоплощений. Причем о прошлых жизнях можно вспомнить только в особых случаях: при травмах головы, психических расстройствах или в состоянии транса. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что события прошлых жизней могут влиять на здоровье и поведение личности. Так, например, человек может бояться огня потому, что в одном из прежних воплощений погиб во время пожара в Риме. Многие гипнологи убеждены, что лучше всего исследовать реинкарнацию с помощью глубокого гипноза. Например, ученые Мюнхенского университета опросили под гипнозом несколько сотен человек о событиях, которые запомнились им в первые 3 года жизни, и пришли к удивительному результату. Почти 35% опрошенных смогли «вспомнить» события, которые, как было доказано, никогда с ними не происходили. А подвергнутые гипнозу люди часто начинали говорить на незнакомых им языках. Например, психолог Ян Курье в книге «Никто не умирает навсегда» описывает, как врач-американец из Филадельфии подверг гипнозу свою жену, вернув ее в прошлое. И вдруг женщина заговорила низким мужским голосом со скандинавским акцентом. Приглашенные специалисты сделали вывод, что женщина, ставшая вдруг «мужчиной», говорит на устаревшем шведском языке. Однако не все исследователи разделяют мнение гипнологов. Воспоминания о прошлой жизни могут явиться и во сне. Профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук Александр Портнов поведал о странном сновидении, посетившем его в 4 года. Ему приснилась степь, поросшая редкими деревцами (впоследствии он узнал, что это саванна). Рядом с мальчиком находилась его мать - почему-то в облике обезьяны. Ребенок сидел у нее на загривке. Внезапно их стало преследовать чудовище, похожее на тигра. Обезьяна с детенышем тут же резво забралась на ближайшее дерево. Зверь понял, что добыча ускользнула, и ретировался. Сон был удивительно ярким, в память отчетливо врезались красная пасть и длиннющие клыки монстра… Однажды Саша, еще будучи школьником, наткнулся в энциклопедии на изображение … того самого чудища из сна! Как выяснилось, это был махайрод - саблезубый тигр, живший на Земле 2-2,5 млн. лет назад. Самому переживанию опыта прошлого воплощения часто предшествуют (или связаны с ним) сложные прозрения и негласные инструкции, касающиеся понимания закона кармы как важной части космического порядка, обязательного для всех чувствующих существ. На основе этого нового понимания человек принимает ответственность за дела прошлых жизней, которые пока еще скрыты от него амнезией. Кроме общей информации, такие прозрения могут содержать детали механизма, заложенного в цикле рождения, и стратегию обретения свободы от кармических цепей. Стало быть, перерожденные - мы все? Или почти все? Получается, так. Но лишь единицы из тысяч или даже миллионов сохраняют "память". Остальным, нам с вами, остаются лишь ее осколки, тень и блики. А вот дети (правда, тоже не все) "помнят" предыдущие жизни до определенного возраста. Так что если ваш трехлетний малыш спросит: "Мама, а где ты была, когда мы плыли среди льдов?" - не ломайте голову. Утешьтесь тем, что в этой жизни вы оказались вместе, и это уже - великое счастье. Все равно эта жизнь всегда важнее.
Психоаналитическая теория. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др. Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. А проще говоря, механизм психологической защиты связан с изменением иерархии неосознаваемых и осознаваемых компонентов системы ценностей личности и ее реорганизацией. То есть этот механизм направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Позднее понятие защиты была заменено понятием «вытеснение». И только после создания новой теории тревоги (книга «Подавление, симптом и тревога», 1926), Фрейд опять обратился к понятию защиты. Фрейд писал: «Защита является обобщённым названием для любых техник, которые Я может применять при конфликтах (возможно даже ценой невроза), в то время как вытеснение остаётся названием одного определённого метода защиты, который стал нам первоначально особенно хорошо известен в силу направленности наших исследований».11 Хотя механизмы защиты предназначены для того, чтобы справляться с опасностями, они и сами могут превращаться в опасность. Появляются ограничения в деятельности Я и тяжёлые психические перегрузки. Зафиксировавшиеся в сфере Я формы защиты становятся типичными способами действий человека (его характером), бессознательно используясь против опасностей, более не существующих. У каждого человека в ходе развития подбираются определённые предпочитаемые им формы защиты, которые могут быть задействованными в течении всей жизни. По-видимому, можно допустить, что при выборе предпочитаемых форм защиты индивидуальное Я с самого начала снабжено индивидуальными диспозициями и тенденциями, так что вместе с Фрейдом («Завершённый и незавершённый анализ», 1937) можно говорить о существовании у человека «архаического наследия». Защитные механизмы - система таких механизмов, которые стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мире. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность. Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Некоторые психоаналитики рассматривают дежа вю как механизм защиты подсознания от незнакомых ситуаций. Бессознательное нашей психики - это хаотичный, неструктурированный конгломерат, в котором нет прoшлого или настоящего времени, нет тех или иных понятий, а есть лишь впечатления и образы. Наши органы чувств воспринимают из окружающей жизни намного больше информации, чем может усвоить наше сознание: остальные знания "ложатся на дно" более глубоких слоев психики. Восприятие нами окружающей действительности опирается на наш прошлый опыт - будучи ребенком, человек получает впечатления, которые сразу же, минуя сознание, проникают в Бессознательное. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности, посредством поиска нужной информации в сфере бессознательного. И вот его сегодняшние впечатления и переживания по каким-то ассоциативным цепочкам "стыкуются" с его старым жизненным опытом, вытесненным в Бессознательное, и незнакомая обстановка, ситуация или люди вдруг кажутся ему знакомыми. Защита психологического механизма является по существу способами искажения реальности (самообмана): Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Необычная, пугающая обстановка заставляет человека неосознанно отыскивать в ней мельчайшие узнаваемые элементы (запах, расположение вещей, отдельные слова, тембр голоса...). То есть запахи, звуки и расположение вещей становятся “уже виденными” под влиянием силы воли. Сила желания превратить враждебное и неизвестное в близкое и понятное так велика, что узнавание крохотных деталей в какой-то момент распространяется подсознанием на всю ситуацию. Человеку начинает казаться, что все это он уже видел, слышал, чувствовал, - и страх перед неизвестным рушится. Иногда феномен “уже виденного” повторяется снова и снова. Вы словно наступаете на одни и те же грабли, теряется чувство времени. “Deja-vu” перекликается и со сновидениями, ведь сюжеты наших снов вызваны не только впечатлениями прожитого дня, во взаимодействие с ними вступают элементы Бессознательного. В отличие от сновидений, которые иногда пробуждают в человеке смутную тревогу, такой феномен, как “deja-vu” почти всегда воспринимается людьми с изумлением и даже радостью. В этом есть какое-то подбадривание и одобрение со стороны Бессознательного, оно как будто бы говорит человеку: с тобой это уже было, тогда не случилось ничего страшного - значит, все будет хорошо и на этот раз! Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения. Трансперсональная теория. Познай самого себя. “С трансперсональной точки зрения, отождествление с телесным эго есть продукт укоренившегося неведения, опасная иллюзия, которая в ответе за то, что мы проживаем свою жизнь непродуктивно, разрушительно и самоуничтожающе'', - пишет Станислав Гроф. - Как только мы начинаем понимать эту основополагающую истину бытия, перинатальные переживания, несмотря на их яростную и мучительную природу, становятся для нас хотя и радикальными, жесткими, но в то же время сострадательными попытками разрушить тюрьму нашей ложной личности и духовно освободиться. Мы не разрушаемся, но рождаемся к более высокой реальности, где воссоединяемся с нашей истинной природой".12 Можно представьте себе такую узнаваемую картину, будто человек переезжает по какой-либо причине в другую страну. При этом он понимает, что у него важная миссия и там, в той стране, его могут поджидать самые разные опасности, не говоря уже о рискованности всего предприятия и самого нелегкого пути туда. Итак, человек "поехал" (его "путь", в данном случае, - прохождение родового канала!). Несмотря на то, что он примерно представлял опасности пути, реальность значительно превосходит его ожидания. Маршрут, время, условия пути, оказывается, кроме и помимо него, решают еще два странных "проводника" (родители) с той стороны. С этими чудными проводниками у него практически никакой связи нет: они не понимают его языка, они не помнят дорогу, они не знают, как его встречать и когда, и много чего еще они не знают, будто "невменяемые", но их там "проинструктировали" такие же самоуверенные и невежественные, которые якобы не раз этим делом занимались. Более того, они же человеку создают часть проблем и опасностей, вместо того, чтобы помогать ему в преодолении пути! А по дороге будто "кино" показывают о том, куда этот человек "едет" и что его там ожидает, что в той стране происходило и будет происходить, что и кто влияет на события в той стране и т.д. Но не просто как в кинозале, в качестве пассивного зрителя. Нет. В том-то и дело, что, что бы ни происходило и что бы ни показывали, все происходит тут же с его непосредственным "актерским" участием. И вон даже не просто "актер", а все происходит реально и всерьез! Фантастика!.. Любой путник запоминает свой трудный путь, хоть "путевые заметки" туриста пиши! Так же запечатлевается его перинатальный путь на землю (процесс его рождения)! Но пока он проходит, все же записывается на том языке, который он "знал" там. А в этой "стране", куда он, преодолев все тяготы пути, прибывает почти в беспамятстве или с потерей сознания, его начинают кое-как, по-хорошему или по-плохому, приводить в себя. Однако с его психикой "в пути" уже случились непоправимые вещи, она уже функционирует, мягко говоря, неполно и еще "тормозит" как в сверхплотной среде. Иногда еще мелькают отдельные знакомые моменты, будто в состоянии "дежа вю", но так или иначе ему приходится с нуля начинать "новую жизнь", привыкать к другой стране, культуре и существам с другим языком. При этом он почти не помнит, откуда и зачем сюда "приехал", сомневается во многом, что припоминает. Зато не сомневаются люди, встретившие его и назвавшиеся родителями. Они якобы "все знают" и что-то там уверенно сюсюкают про какую-то капусту или аиста, так же уверенно отвергая все его предположения о том, откуда он прибыл: то ли не понимают, о чем он говорит, то ли не знают, то ли не помнят, то ли у них вредительское задание сделать из него черт знает что!.. Но соображают они или нет, "работа" по его "адаптации" на земле уже активно началась! Перво-наперво ему дают понять, что "его тело - это его я" (а он точно помнит, что пришел без этого тела, получил его, как костюм аквалангиста - для выхода в другую среду!). Они что, или его не замечают, или считают его "невидимкой" и за него принимают на всякий случай тот "костюм" (тело), который для него они вырастили-приготовили? Выходит, так. Все остальное уже основывается на этом примитивно бредовом основании. И только редкие ученые люди могли бы ему теперь рассказать, откуда он здесь оказался. Они могли бы даже помочь заново пережить весь его путь на эту землю в то время, когда он сам знал намного больше, чем могут себе представить простые жители этой земли. Да и он, кое-как приведенный в чувство и сознание (по-видимому, уже другое!), чувствуя себя другим лицом, кем его здесь постоянно называют, может уже не поверить им, аргументируя следующим: 1) все, что показали о пути и прежней родине, это слишком нереально, галлюцинации и фантазии, или просто какие-то досужие религиозные выдумки; 2) а ученые люди, которые помогли увидеть и вспомнить, то ли чудаки, оторванные от жизни, то ли какие-то "сектанты" или "подозрительные врачи"… Но ему никто, в обоих мирах, не говорил, что истину принесут на блюдечке. Он проходит свой путь на земле, свой урок, и за все расплачивается своей жизнью. Истину ему никто не преподнесет, придется искать ее самостоятельно, ценою жизни, преодолевая сонмы тех, кто будет ему пытаться что-то доказывать и повести куда-то за собой. А истина не доказывается, он ее просто узнает (угадает, как нечто теплое, родное и близкое!)! Нет никаких способов доказательства реальности, если у него не хватит ума и чутья понять своим сердцем! Об этом повествует пессимистическая древнеиндийская легенда о боге, решившем воплотиться в свинью и познать свинскую жизнь. Воплотившись в свинью, он забыл свое божественное происхождение. И как боги потом ни старались привести его в настоящее чувство, так и не сумели достучаться до него и напомнить о его божественной миссии. Все было тщетно. И пришлось богам умертвить свинью, чтобы освободить божественную душу. Существование трансперсональных переживаний попирает самые фундаментальные положения и принципы механистической науки. С этими переживаниями появляются такие абсурдные на первый взгляд понятия, как относительнось и произвольность всех физических границ, нелокальные связи во Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и каналов, память без материального субстрата, нелинейность времени или сознание, ассоциируемое со всеми формами жизни (включая одноклеточные организмы и растения) и даже с неорганической материей. Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из периодов - исторически предшествовавших появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов, нервной системы вида Homo sapiens. Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью. Современные исследования ясно показывают, что люди обладают странной и парадоксальной природой. В контексте традиционного подхода механистической науки людей можно представлять себе как отдельные ньютоновские объекты - сложные биологические машины, состоящие из клеток, тканей и органов. Однако недавние открытия подтверждают утверждения древней философии и великих мистических традиций, что люди являются также бесконечными полями сознания, превосходящими пределы времени, пространства и линейной причинности Это представление сходно с известным парадоксом частиц и волн в отношении материи и света, описанном в принципе дополнительности Бора. Эти два взаимодополняющие аспекта человеческой природы эмпирически связаны с двумя различными модусами сознания. Первый можно назвать хилотропным сознанием, подчеркивая ориентированность этого сознания на материю (греческое "hile" - материя, "trepein" - двигаться в определенном направлении). Это состояние сознания, в котором мы находимся в нашей повседневной жизни и которое западная психиатрия рассматривает как единственно нормальное и "законное", полагая, что в нем правильно отражается объективная реальность мира. В противоположность узкому и ограниченному хилотропному модусу, холотропный предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов восприятия. "Холотропный" буквально переводится как "стремящийся к целостности" или "движущийся к целостности" (от греческих слов "holosi - целое" и "trepein" - двигаться в определенном направлении). Опыт в этом состоянии сознания предлагает много интересных альтернатив ньютоновскому миру материи с линейным временем и трехмерным пространством. Он систематически подтверждает набор положений, кардинально отличающихся от установочных положений хилотропного сознания: плотность и дискретность материи - это иллюзия, порождаемая определенной "оркестровкой" событий в сознании; время и пространство совершенно условны; одно и то же пространство может в одно и то же время заниматься многими объектами; прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек может воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым; одно и то же может быть и истинным, и неистинным в одно и то же время; форма и пустота существования и несуществования взаимозаменяемы и т. д. В человеческой психике эти два модуса находятся, по-видимому, в динамическом взаимодействии. Хилотропное сознание привлекается элементами холотропного сознания, и, наоборот, холотропные формы сознания обнаруживают тенденцию к проникновению в повседневное сознание. Средний "здоровый" человек обладает достаточно развитой системой психологических защит от холотропных вторжений. Психопатологические симптомы психогенного характера могут рассматриваться как амальгама или гибрид элементов двух модусов, интерпретируемые как искажения общепринятого образа ньютоновской реалъности. Это отражает ситуацию, когда холотропные и хилотропные элементы борются за поле опыта человека, что происходит, когда система защит ослаблена или холотропный образ особенно силен. Важно понимать, что в хилотропной модальности можно воспринимать только настоящий момент и данное местоположение ("здесь и теперь") в феноменальном мире общепринятой реальности и ее изменение от мгновения к мгновению. Это все, что мы можем воспринять в хилотропном модусе сознания. Кроме того, природа и объем сегмента материального мира, который мы можем воспринять, решающим образом зависит от физических характеристик ньютоновского мира и от свойств органов восприятия. В отличие от этого, в холотропном состоянии сознания человек потенциально имеет эмпирический доступ ко всем остальным аспектам феноменального мира в настоящем, прошлом и будущем, так же как и к тонким причинным мирам и к Абсолюту. Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Иными словами, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях. Некоторые из этих холотропных переживаний - когда они происходят в полном сознании интерпретируются человеком в терминах "обладания" с точки зрения тела-Эго: мое детское воспоминание, мое рождение, мое эмбриональное развитие, мое зачатие, воспоминание из жизни моих человеческих или животных предков, моя прошлая жизнь или эпизод из моей будущей жизни. “Холотропные состояния по содержанию чаще всего бывают философскими и мистическими. Находясь в них, мы можем последовательно испытать психодуховную смерть и возрождение или чувства единства с другими людьми, природой, Вселенной и Богом. Перед нами могут предстать воспоминания о прошлых жизнях, мы можем встретиться с могучими архетипическими существами, общаться с развоплощенными сущностями и путешествовать по многочисленным мифологическим сферам. Богатый спектр этих состояний включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического восприятия и может с различных позиций в точности наблюдать события, происходящие как в непосредственной близости, так и в отдаленных местах. Холотропные состояния можно вызвать при помощи целого ряда древних и туземных способов, так называемых "технологий священного". Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещеток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы бодрствования. Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна, обезвоживание и даже крайние физические вмешательства, такие, как кровопускание, применение сильных слабительных средств и причинение сильной боли. Особенно эффективной "технологией священного" было ритуальное употребление психоделических растений и веществ”.13 Важно подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтанно (эффект “дежа вю”), без какой-либо явной причины, а зачастую и против воли самого человека. Области, которых может достигнуть холотропное сознание, не ограничиваются материальным пространственно-временным миром. Оно простирается за пределы границ ньютоновской реальности во всех отношениях и обеспечивает доступ к необычным измерениям реальности. Сюда относятся, например, астральные миры невоплощенных сущностей, мира сверхчеловеческих существ, преисподняя и небеса, населенные блаженными божествами и демонами, мир юнговских архетипов и различные мифологические и легендарные миры. Удивительно обнаружить, что динамические силы, лежащие в основе психопатологических симптомов, - это холотропные гештальты, представляющие собой различные царства феноменального мира. Однако во многих случаях симптомы явно основываются на элементах необычных реальностей. Часто в динамической структуре определенной проблемы участвуют факторы того и другого рода. Психогенный симптом представляет собой гибрид хилотропного существования и холотропной темы, пытающейся проникнуть в сознание. Человек не способен подавить бессознательный материал, но он также не дает ему полностью войти в сознание и быть интегрированным. Хилотропное постижение мира в чистой форме не создает никаких проблем. Точно также и холотропные переживания вполне приемлемы и даже желательны, если только они происходят в безопасном контексте, когда человеку не приходится иметь дело с внешней реальностью. Лишь труднопостижимое переплетение того и другого порождает психопатологию. Теория генетической памяти. “Мы стоим у порога сознания, на грани темного бессознательного. Внешние впечатления смешиваются с внутренними психическими процессами. Воспоминание настоящего, как Янус древних, смотрит по обе стороны, настоящее и прошлое скрещиваются здесь, здесь "Янус"-- дверь, вход и выход. Сновидность, встреча бодрствующего сознания с гипнотическим, аутогипноз, пробуждение особых центров подсознательного -- так по-разному намечаются своеобразные изменения восприятия и сознания при повторении прошлого”.14 Память различными своими слагаемыми принимает участие в создании уже виденного. Большинство из этих слагаемых привлекается для кажущегося объяснения различных сторон явлений. Восприятие, запечатление, внимание, сохранение образов, забвение, воспроизведение, узнавание, локализация образов воспоминаний во времени и отнесения их к определенному месту, специфическая окраска воспоминаний как событий минувших, разыгрывающиеся ассоциативные процессы, сознание, анатомическая основа процессов—все это не остается в покое при наличии "уже виденного". Равно и при поисках причины то или иное кладется во главу угла. Со времени Спенсера ту же память можно рассматривать как зачаточный инстинкт. Наследственность имеет то же значение для рода, которое память имеет для отдельного лица. Быть может, предки внедряют исковой опыт в глубины “Я" своих потомков. Картины давно минувшего, мелькнувшие перед праотцами, оживают под тождественным переживанием молодых. Сын моряков, никогда не видевший моря, воспринимает картину прибоя, как уже виденную. В процессе эволюции происходит передача (с искажениями) генетической информации между организмами разных поколений, происходит обмен организмами между разными частями биосферы, и, следовательно, обмен генетической информацией. Биосфера также как и отдельные организмы, «помнит» свое прошлое, поэтому можно говорить о наличии у нее своей особой памяти. Это, во-первых, - генетическая память организмов биосферы ее составляющих, а, во-вторых, - «память среды», то есть необратимые изменения в геосферах планеты, происходившие в процессе биосферной эволюции. Они влияли и влияют на ход происходящих эволюционных процессов. Следует отметить, что возникновение и эволюция биосферы были сопряжены с появлением организменных форм жизни и, соответственно, систем генетической памяти, в то время как для эволюции эмбриосферы была достаточна только «память среды». Развитие человеческой цивилизации связано с появлением вида Homo sapiens, представители которого обладают развитой нервной системой и, главное, овладели новыми способами передачи важной для выживания информации, как между поколениями, так и между одновременно живущими организмами - представителями человеческой популяции. Это стало возможным после возникновения абстрактного мышления, второй сигнальной системы и языковых средств коммуникации. В итоге каждый человек получил возможность использовать в своей жизни индивидуальный опыт множества других людей, причем не только своих современников, но и людей прошлого. Разумеется, при этом от человека человеку передается не просто совокупность сведений о конкретных событиях и объектах окружающей среды, а чаще всего обобщенный, абстрактизированный средствами мышления и языка опыт, включающий в себя всевозможные полезные для выживания навыки, в том числе и те, которые подразумевают использование приспособлений и технических средств. Переживание чувства “дежа вю” в этом случае
характеризуется определенным чувством исторической регрессии по биологической линии
к периодам, предшествующим зачатию человека, и подлинным отождествлением с
одним из своих предков. Иногда это ощущение связано со сравнительно недавней
семейной историей и непосредственными предками по отцовской или материнской
линии - родителями или дедушками и бабушками. Но возможен и уход назад на
несколько поколений и даже веков. Чувство “дежа вю”- это короткая форма переживания
прошлых жизней своих предков посредством имеющейся генетической памяти. Но
переживания могут включать полное эмпирическое отождествление с предком, вплоть
до его внешности, выражения лица, жестов, эмоциональных реакций и мышления. В
других случаях они могут быть более обобщенными и размытыми, сводящимися к
ощущению атмосферы и межличностных отношений в семье, клане или племени,
интуитивного понимания культурных установок, систем верований, привычек,
традиций, предрассудков и т. п. В таком случае можно сделать предположение, что все мы рождены с генетической памятью, что у людей наследственно имеются генетические следы жизни наших предков, что память о предках закодирована в наших генах. Тогда при определенных условиях тормозящий механизм ослабевает, и память о предках выявляется. При выявлении такой памяти у человека она воспринимается им так, будто это его собственные воспоминания. Исследования показывают, что такие скрытые "воспоминания" об окружающей действительности зашифрованы особым способом, очищены от конкретных деталей, свойственных той или иной исторической эпохе. Язык, на котором разговаривает наша глубинная психика – это, прежде всего, язык символов. Если бы коллективное подсознание фиксировало в непосредственном виде всё пережитое человечеством, такая информация была бы недоступна для последующих поколений. Именно символизм подобных содержаний делает их интуитивно понятными для людей, независимо от исторического и культурного контекста. В чём же всё-таки суть наших подсознательных процессов? Пожалуй, наиболее точным их определением будет "картина мира". Это в некотором роде метафора, повествующая о мире, притча о том, что когда-то заботило человечество, повергало его в изумление, ужасало и радовало. Каким способом наше "дневное", рационально мыслящее сознание соприкасаемся с коллективной памятью? Это происходит в тот момент, когда мы видим сны, испытываем чувство “дежа вю”, фантазируем или размышляем над тёмным содержанием древних мифов. Нередко такие психологические комплексы открываются человеку в минуты тяжёлого душевного кризиса, именуемого медиками "психозом". Во-первых, о реальности генетической памяти свидетельствует тот факт, что коллективные психические продукты — мифы и сказки, религиозные доктрины, мистические учения — тематически совпадают с индивидуальными материалами. В числе последних — сновидения, случайные фантазии, а также уже упоминавшиеся психические расстройства. Во-вторых, доказано, что плод внутриутробно повторяет физическое развитие всех своих предков. При этом на его теле появляются, а потом исчезают главные метки такого пути — от жаберных щелей до хвоста. Поэтому вполне логично предположить, что он заодно переживает некие эквиваленты опыта, соответствующего тому или иному этапу эволюционной метаморфозы. В-третьих, будущий младенец, находясь внутри материнского организма, большую часть времени спит и живёт с ним по одним ритмам. Не исключено, что в это время плод видит сны, совпадающие с ночными "фантазиями" матери. И хотя содержание таких младенческих сновидений неизвестно, можно предположить, что они в высшей степени символичны в силу ограниченности опыта маленького человечка. Учёные предполагают, что таким способом ребёнок приобщается к коллективной памяти человечества. В-четвёртых, до сих пор остаётся во многом неясным механизм так называемых экстрасенсорных феноменов. И если отбросить всё наносное и связанное с коммерческими интересами так называемых "целителей", то само существование подобных явлений как особого типа интуитивной или сенсорной (чувственной) одарённости можно объяснить только посредством гипотезы о реальности единого внеиндивидуального слоя нашей психики. Теория вещих снов. Представление о “вещих” снах очень старо. Ещё в древние времена причудливые образы, видимые во сне, будоражили воображение людей. В самом деле, как это объяснить? Человек провёл всю ночь на своём ложе, а на утро, проснувшись, рассказывает, что он только что побывал в лесу, в котором когда-то бродил с людьми своего племени, что он разговаривал с давно умершими родными и охотился с ними на невиданных птиц и зверей. Вера людей в сверхъестественное – в духов, населяющих весь окружающий мир, в душу, странствующую вне тела во время сна ее обладателя, - стала отправной точкой в объяснении сновидений. Сновидения, в которых будто бы скитающаяся душа спящего встречается с душами умерших людей, с духами растений и животных, они считали ключом к тайнам будущего, позволяющим заранее узнать волю богов. По сновидениям старались угадать, будет ли удачной задуманная охота, когда начинать битву с враждебным племенем и благоприятно ли место, избранное для жилья. Гадания и предсказания по снам были распространены в Египте и Индии, в античной Греции и Риме, особенно пышным цветом процветала вера в вещие сны в средние века. Все правители держали на службе при своих дворах одного или даже нескольких наделенных особым даром предсказателей. Роль толкователя была по-своему опасна и коварна как по отношению к нему самому, так и к окружающим. Несхожесть действительности с расшифровкой грозила лишением жизни. Разъяснение сновидения владыке с указанием на конкретных его врагов, якобы указанных свыше, служило достаточным поводом для смертной казни. Множество людей было замучено, предано безвинно жерновам смерти из-за тьмы человеческой, в которой они пребывали, находясь во власти великой тайны. Область толкований снов не оставляли своим вниманием также художники и философы. Аристотель писал: "Лучший толкователь снов тот, кто может в образности найти истинность происходящего". А Платон говорил: "... разум должен извлекать из снов предвещание будущего" . В 19 веке в Европе и в России были очень популярны сонники, авторы которых уверенно объясняли значение сновидений с точки зрения сложившихся в обществе стереотипов и были подчинены мнению о влиянии извне. И одновременно высказывались сомнения в правдоподобности и в самой возможности такого толкования снов. Сегодня наука сделала большой рывок к разгадке физиологии сна и объяснению природы сновидений. И что же, сонники утратили свою актуальность? Да ни коим образом! Информация, содержащаяся в сновидении – это ключ к пониманию природы самого человека, его внутреннего мира, его жизни. Что же мы вкладываем в это понятие – вещий сон? По устоявшемуся мнению - это то, что ожидает человека в будущем, к чему его ведет жизнь, судьба - должно произойти обязательно по инертности сложившихся причин и обстоятельств. А сновидения в данном случае являются своего рода просмотром ситуации, которая еще не произошла. Такие видения во сне предупреждают своим появлением о необходимости быть готовыми к ним. С другой стороны, если не рассматривать свою жизнь как заданную программу, то такого рода сновидение "вещает" о приближении какого-то действия, но допускает возможность внесения корректив в нужном направлении, однако не исключает и полного от них отказа, всецелого подчинения судьбе. Так или иначе, но к вещим снам мы стопроцентно относим те сновидения, которые материализовались в последующее время. Более подходят к ним и наверное только и являются вещими те явления, которые человек увидел в состоянии сна, и которые один к одному совпали с реальностью без всякой образности и символики. То есть увиденное во сне, к примеру, взятие крепости и наяву явилось взятием крепости. Но ни в коем случае не является вещим сном, если увидел летящего голубя, через сонник перевел это как "к удачной покупке", запрограммировав себя таким образом на покупку, и позже осуществил ее в реальности. Нужен очень осторожный подход к совпадениям даже в том случае, когда имеет место одинаковость увиденного и произошедшего. Сон строится из массы противоположных друг другу предметов, чувств, источников раздражения. В каких же случаях наш мозг, переваривая такой бутерброд, в состоянии показать то, что нас ждет впереди, то, что нам нужно, то, что может произойти? Настоящий вещий сон - явление крайне редкое, исключительное. Гораздо чаще мы видим так называемые «вещие сны», искусственно созданные нами самими. То есть увиденное во сне подгоняем к реальным ситуациям, и если это совпадает (заметьте - совпадает) с реально произошедшим, относим свой сон к разряду вещих. В религиозных источниках часто можно встретить факты пророческого ночного видения теми или иными пророками. Но видят же пророки, а не кто-то другой. Пророк этот тот человек, который познал в достаточной мере истинность миросоздания, живя любовью к ближнему своему. Такому занятию посвятил всю свою жизнь, страдал, молился, любил и прощал. В данных случаях имеют место "вещие сны" идеального происхождения, где очевидно наличие у человека таланта, одаренности, постоянного подчинения себя делу и обязательно отсутствие разбавления. Такое единично как по отношению к нашей истории, так и к жизни самих таких людей, с которыми все это приключилось. Вещий сон - это психоанализ, составленный при сновидении долго длящихся взаимосвязанных, повторяемых вещей, явлений или даже бессвязных вещей, явлений, но с учетом инертности мышления человека по какой-то одной логической последовательности. Исключительность заставляет некоторых людей каждое сновидение представлять таким вещим сном. Однако зачем же ждать наступления ночи и уповать на сон, чтобы заглянуть в будущее, если все это можно сделать днем, анализируя и прогнозируя свой жизненный путь? Вещий сон случается у человека крайне редко, а сновидений тысячи. Стоит ли иголку нарочно бросать в стог сена, а потом ее там искать, если она лучше видна без этой кучи? Ведь будущее легче рассмотреть, анализируя прошлое и настоящее, но не сновидение. Некоторые исследователи полагают, что между дежа вю и вещими снами нет принципиальной разницы. Дежа вю - всего лишь забытый сон. Когда что-то в реальной жизни вдруг начинает звучать в унисон с образом из сновидений это настолько впечатляет человека, что забытый сон выныривает, как поплавок, на поверхность. Наши сновидения могут ввести нас в иллюзорные воспоминания. Отрывки снов оживают в нас на короткие мгновения, когда в настоящем случайное сходство нападает на проложенный след. „Внезапно вспыхивают огоньки из нашего мира сновидений, но вспышки так коротки, так не полны, что не могут в точности осветить область, откуда они светят".15 В поисках ассоциативных связей спускаются за ними в сновидения. „Жизнь ко сну"—старость и нежная юность будто бы особенно склонны к „опрошлению" настоящего. У душевнобольных отнесение первой фазы иллюзии ко сну отмечается чаще, чем у здоровых. В таинственном тумане бессознательного расплываются дороги, предметы сливаются, и мы напрасно стали бы искать резких штрихов, дающих вразумительное объяснение, напрасно взывали бы о точном определении. Мы попадаем в некое промежуточное место меж материальными и психическими процессами, которое служит и отрицанием и вместе утверждением в наличии явления. Существеннейшая черта иллюзии -- совпадение до мелочей, тождество — в конце концов остается без объяснения и подменяется подобием. Всегда убегающий от нас как смутное воспоминание между сном и явью, смысл судьбы, так же как и разницу между судьбой н жизнью, мы располагаем среди вещей, о которых говорим "я откуда-то знал, но никогда не смогу объяснить откуда" или "что-то во мне противилось сделать этот шаг, и ничего вразумительного я не могла им объяснить, - это была даже не интуиция, - меня просто поташнивало при одной мысли об этом" или "я уперся и заупрямился так впервые в жизни, никакие увещевания не могли меня заставить повернуть обратно, и никаких сомнений во мне не было, собственно, и мыслей, то никаких не было - просто чем дальше я шел, тем легче и радостней мне становилось, и я вам не смогу объяснить, в чем тут дело, потому что особенно то как бы ничего и не изменилось с тех пор". Очевидно, о смысле судьбы говорить прямо невозможно; о нем можно лишь догадываться только по направленности неких действий, да и то лишь в моменты этих действий, производимых нами и в нас силами судьбы. Эти силы лежат так умонепостижимо потому, что силы судьбы не относятся к реальности языка и ума. Фигура речи не есть движение жизни. Сны судьбы не являются просто снами вещими, то есть предвещающими будущее. В своей глубине сны судьбы есть действие соединения и возрождения телесной связи с первоисточником бытия и высвобождения, размыкания телесных оков биологического и общественного. Те моменты нашей жизни, которые принято называть судьбоносным, как правило предваряются снами судьбы, которые зачастую остаются совершенно скрытыми от нашей дневной памяти, и проявляют себя только в ощущении или фразе "мне это как будто уже когда-то снилось" (дежа вю), когда происходят те или иные судьбоносные события и действия, сколь незначительны они бы не были. Типология судьбы - вещь реально достаточно безосновательная, но синтаксис языка позволяет предпринять и эту попытку, сфера применения которой, скорее всего, рамками языка же и ограничивается. Тургенев также ищет разгадку воспоминаний настоящего в сновидениях, которые будто исполняются до мелочей точно в действительной жизни. Таков ”Сон”, написанный в 1876 г. Семнадцатилетний юноша, слабый и нервный, замкнутый, мечтательный, мешающий сны с действительностью, видит однажды особенно поразивший его “вещий” сон, который с точностью и осуществляется в действительности: “Человек этот до того показался мне знакомым, каждая черта его смуглого, желтого лица, вся его фигура—до того несомненно запечатлелись в моей памяти, что я не мог не остановиться перед ним, не мог не задавать себе вопроса: кто этот человек, где я его видел... Этот человек был тот отец, которого я отыскивал, которого я видел во сне. Не было возможности ошибиться, — сходство было слишком поразительно. Самый даже долгополый балахон, облекавший его худощавые члены, цветом и складом напоминал тот шляфрок, в котором являлся мне мой отец. Уж не сплю ли я, подумалось мне. Нет... Теперь день. Кругом шумит толпа... ...Я шел.., я ждал чего-то необыкновенного с странным ощущением на сердце... Предо мною длинная, узкая и совершенно пустая улица; утренний туман залил ее всю своим тусклым свинцом, но взор мой проникает до самого ее конца, я могу перечесть все ее строения... Я изумился.., но на одно только мгновение, другое чувство тотчас овладело мною; это улица... я ее узнал. Это была улица моего сна, вот направо, выходя углом на тротуар, и дом моего сна, вот и старинные ворота с каменными завитушками... Так, все так... вот и доски и бревна, виденные мною во сне...”16 Блуждания юноши, как у одержимых падучей, „без мыслей, без ощущений", под „равномерный глухой и сердитый шум моря", плещущегося шагах в пятидесяти среди однообразной скатерти песчаных берегов” заканчиваются находкой трупа "ночного", виденного во сне отца.—“Несколько мгновений”—узнавания прошлого—“ничего в душе моей не было, кроме немолчного морского плеска и немного страха перед овладевшей мною судьбой...”.
ЗаключениеКасательно теорий, которые объясняют происхождение “дежа вю” чисто физиологическими процессами, которые основываются на двойной обработке информации нашим мозгом, на двойном восприятии, на ошибках памяти, то можно сказать, что все они ставят во главу угла человеческий мозг как физиологический центр, который является причиной различных явлений, в том числе и “дежа вю”. Этот подход настолько отрицает даже намек на духовность человека, представляя его бездушным “роботом”, микросхемы которого время от времени начинают ломаться и тем самым принося некоторые проблемы и неудобства нашему организму, “глюки”, которые нам кажутся настолько интересными и загадочными. Но это же получается чистый материализм, ну не хочется верить, что мы машины, которые не имеют в себе доли рациональности, чувственности и духовности. И поэтому многие ученые пошли другим путем, занялись поисками других причин появления “дежа вю”, “копаясь” в психике человека, в его активности и уникальности. Одна из наиболее фантастических теорий- теория реинкарнации, которая по-своему доказывает происхождение “дежа вю”. Объясняет его перерождением человека в другое время, а само “дежа вю” является кратковременным воспоминанием души своей прошлой жизни. Да, существует много примеров по этому поводу, когда люди даже до мельчайших подробностей вспоминают свою прошлую жизнь. И когда приходит чувство “дежа вю” нам кажется, что мы видели это в прошлой жизни, что вся ситуация идентична, но как она может быть полностью идентичной, если это было другое время, когда окружающая среда не могла быть полностью такой же, картина окружающей местности не могла быть идентичной, так как время проходит, а окружавшие нас вещи стареют и сменяются другими. Лишь одна картина остается неизменной на долгое время- картина природы, которая меняется медленнее, чем картина человеческого окружения; моря, реки, озера имеют длинную жизнь, дерево может вновь вырасти на месте погибшего, и поэтому переживания “дежа вю” безусловно в ряде случаев могут объясняться явлениями реинкарнации. Психоаналитическая теория трактует происхождение феномена “дежа вю” как механизм защиты психики человека, который в ответ на незнакомую обстановку отвечает феноменом “дежа вю”. Эта теория объясняет, что механизмы психики предназначены для того, чтобы справляться с опасными, незнакомыми ситуациями. Но многие с нами согласятся, что не всегда в ситуациях проявления “дежа вю” происходит в обыденных, мало значимых ситуациях, когда реальной опасности для человека не существует. Несмотря на это нужно отдать должное и этой теории, так как доля рациональности и логики все же существует, но опять же не во всех абсолютно случаях. Генетическая теория нам представляет “дежа вю” как некие отголоски памяти жизни наших предков, кртины из их жизни, которые мы воспринимаем как свои собственные. Но удивительно как эти картины из далекого прошлого так хорошо сочетаются с нашей современной жизнью, как будто время ничего не меняет и не уносит в небытие. Эта теория приписывает феноменальные способности психике человека, памяти человека, и определяет устойчивую связь предков и нас посредством генетической памяти, которая также имеет свое доказательство и тем не менее в определенных ситуациях проявляется через феномен “дежа вю”. Теория вещих снов объясняет “дежа вю” со своей точки зрения, а именно в определенный момент времени человек видит сон, затем он его забывает либо просто не придает ему значения, который через некоторое время сбывается и человека охватывает чувство “дежа вю”, что он это уже видел. И тут два пути- либо он понимает и вспоминает свой сон, либо нет и остается в состоянии странного чувства недоуменности. Но вещие сны- явления крайне редкие, исключительные. Гораздо чаще мы видим вещие сны, искусственно созданные нами самими. То есть увиденное во сне подгоняем к реальным событиям, и если это совпадает с реально произошедшим, относим свой сон к разряду вещих. Таким образом человек, увидевший однажды обычный сон, сознательно или бессознательно запрограммировал себя не определенные действия и поступки. Таким образом противоречие налицо, “дежа вю”- явление крайне частое, а вещие сны- крайне редкое. Но тем самым нельзя отрицать их место в жизни и снах человека, а тем отрицать “дежа вю” как причину проявления вещего сна в реальной жизни. Теория трансперсональной психологии основывается на существовании холотропного сознания у человека, а именно человек имеет неограниченное поле сознания, имеет доступ к любым аспектам реальности без участия органов восприятия. “Дежа вю”- это эпизоды холотропных состояний различной глубины и продолжительности. Таким образом взгляд на природу “дежа вю” трансперсональной психологии наиболее интегративный, чем все остальные, так как холотропное сознание включает великое множество мистических и загадочных проявлений психики человека- выход за пределы линейного времени, внутриутробные переживания, опыт предков, переживания прошлых воплощений,
переживания планетарной эволюции, Таким образом мы видим вещие сны, имеем генетическую память, перевоплощаемся, у нас срабатывают механизмы психологической защиты, имеем космическое сознания, которые отчасти являются причинами и проявляются посредством эффекта “дежа вю”. Каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем частям и в некотором смысле являются одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью, обладающей космическим сознанием. Люди- представляют собой бесконечные поля сознания, превосходящими пределы времени, пространства и линейной причинности. Библиография
3. Ильина А. статья “Оно сжигает карму” стр.4 4. Гранин А. статья “Монстры! Они рядом с нами! Они внутри нас!” 2003г. стр.6 5. Л.Д. Демина, И.А. Ральникова Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» 2000г. ,стр.123 6. С. Гроф “Космическая игра”стр.120 7. С. Гроф “В поисках себя” М. 1994г., 217стр. 8. С. Гроф “Холотропное сознание” 2002г., 267стр. 9. Р. Альмедер “Жизнь после смерти”. М., 1991, 60стр.. 10. С.Г.Геллерштейн. “Можно ли помнить будущее?” 1967г. 7стр. 11. Тубтен Чодрон “Открытое сердце, ясный ум” 1990г., 112стр.
[1] Скворцова К.А. статья “Симптом “Иллюзия уже виденного” как творческий симптом” стр. 1 2 Скворцова К.А. статья “Симптом “Иллюзия уже виденного” как творческий симптом” стр. 20 3 Дэвид Гленн статья “Дразнящая загадка памяти” 2004г. стр.1 4 Дэвид Гленн статья “Дразнящая загадка памяти” 2004г. стр.3 5 Дэвид Гленн статья “Дразнящая загадка памяти” 2004г. стр.4 6 Иванова Н., Нестерова А. “Дежа вю - объяснения нет”. - М., 2003. стр. 11 7 Иванова Н., Нестерова А. “Дежа вю - объяснения нет”. - М., 2003. стр. 16 8 Иванова Н., Нестерова А. “Дежа вю - объяснения нет”. - М., 2003. стр. 22 9 Ильина А. статья “Оно сжигает карму” стр.2 10 Гранин А. статья “Монстры! Они рядом с нами! Они внутри нас!” 2003г. стр.3 11 Л.Д. Демина, И.А. Ральникова Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» 2000г. ,стр. 97 12 С. Гроф “Космическая игра”стр. 69 13 С. Гроф “Космическая игра”стр. 6 14 Скворцова К.А. статья “Симптом “Иллюзия уже виденного” как творческий симптом” стр. 13 (26) 15 Скворцова К.А. статья “Симптом “Иллюзия уже виденного” как творческий симптом” стр. 14 16 Скворцова К.А. статья “Симптом “Иллюзия уже виденного” как творческий симптом” стр. 5-6 Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|