РУБРИКИ |
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекцииЭмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекцииДепартамент образования Государственное образовательное учреждение ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции Выполнил: Специальность: Курс ____ группа _____ Руководитель: _______________________________ Преподаватель дисциплины психологии 2008 Содержание Глава I. Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста 1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей 1.3 Эмоциональное неблагополучие детей 1.4 Проявление эмоционального неблагополучия 2.1 Диагностика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста 2.2 Коррекционно-развивающая работа с детьми по данной проблеме (рекомендуемая) 2.3 Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста Список основной использованной литературы ВведениеДошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Как известно, наблюдения над эмоциональными особенностями собственного ребёнка, хотя и удивили Ч. Дарвина, но не слишком изменили его представление об эволюции эмоций у человека, то есть, о чисто биологической функции и природе эмоций в отличии от духовной природы разума (Ч. Дарвин, 1881). Влияние дарвиновских идей прослеживается до наших дней в представлениях об инволюции эмоциональной жизни, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Так, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции особенно необходимы при отсутствии приобретённого опыта, то есть, чем ближе к рождению, тем больше. "В этом случае, - отмечает он, - поведение контролируется производными эмоциями значительно боле жёстко, вплоть до того, что реакция на ситуацию целиком имеет эмоциональный характер" [5]. Обратимся к экспериментальным данным, касающимся онтогенеза эмоциональной сферы. Пионером в этой области стал основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма, которую в чистом виде можно найти только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет в качестве базальных биологических реакций страх, ярость и любовь, которые можно полностью выразить в терминах ситуации и реакции на неё [3]. Классические исследования В. Штерна и К. Бюлера обнаружили специфическую динамику эмоциональной сферы в раннем детстве. Было выделено три основных свойства эмоционального процесса на самых ранних этапах развития ребёнка: 1) сила, связанная с немедленным и непосредственным реагированием организма на неудовлетворение (или удовлетворение) витальных потребностей; 2) кратковременность реакции; 3) парадоксальный и неопределённый характер эмоционального реагирования, то есть, "эмоциональная неоднозначность" (К. Бюлер, 1924; В. Штерн, 1922). Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований и особенностями эмоциональной сферы (Г.Я. Трошин, 1915; П.М. Якобсон, 1956; А.В. Запорожец, 1986) [1]. Так, А.В. Запорожец и Я.З. Неверович показали, что при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту по мере возникновения простейших видов продуктивной деятельности (полезной не только для самого ребёнка, но и для окружающих детей и взрослых) происходят изменения эмоциональных процессов, осуществляющих регуляцию такой деятельности. "Во-первых, происходит изменение содержания аффектов (эмоций), выражающееся в первую очередь в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых производятся действия. Во-вторых, по мере усложнения деятельности меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, 1974,) [26]. Одним из важных показателей появления собственно социальных чувств и мотивов на основе первичных симпатий и сопереживания являются угрызения совести, представляющие негативную окраску совершенных ранее действий как не совместимых с известными социальными эталонами. Показателем отклонения от нормы на втором году жизни, может служить отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения с разными людьми. Равнодушие или отсутствие чувств нельзя признать нормальным уже к концу раннего детства. Важным показателем отклонения у старшего дошкольника, может служить отсутствие эмоциональной децентрации. Ребёнок при этом не способен сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при восприятии художественных произведений, оставаясь равнодушным независимо от значения происходящих с героями событий. Г. Я Трошин описал представление о генезисе эмоциональной сферы. Именно Трошин показал и органическую связь между онтогенезом эмоциональной сферы и личности. Впервые мы находим представление о возможности диагностики аномалий в психическом развитии на основе закономерностей развития в норме. В дошкольный период коррекция должна происходить, прежде всего, в обогащении игровой деятельности и игрового общения. Содержательная сторона этой коррекции включает ознакомление с игровыми сюжетами, ролевыми предписаниями и эталонами. Обогащение игрового общения даёт наибольший коррекционный эффект при диадическом (ребёнок - взрослый) моделировании сказочных или бытовых игр. Лишь на следующих этапах, при условии достаточного освоения этих игровых действий продуктивной, может быть организация групповых игр ребёнка со сверстниками. Особенно длительной должна быть диадическая фаза для детей-эгоцентриков. Каждая фаза игры должна отрабатываться отдельно до уровня свободного самостоятельного воспроизведения ребёнком. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния [28]. Итак, как же всё-таки развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как влияют отрицательные эмоции на психологическое состояние детей? Какие методы диагностики используются для выявления отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста? Какую коррекционно-развивающую работу можно проводит с детьми по данной проблеме? В чём заключается профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста? Ответам на эти вопросы, посвящена данная работа "Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции". Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности. Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Объектом исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Предметом исследования является коррекционно-развивающая работа с эмоционально неблагополучными детьми дошкольного возраста. Цель исследования - изучить возможности коррекционно-развивающей работы с эмоционально неблагополучными детьми дошкольного возраста. Задачи исследования: проанализировать научные источники по изучаемой проблеме; раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников; провести диагностику эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста; рассмотреть методы коррекционно-развивающей работы с эмоционально неблагополучными детьми дошкольного возраста. Методы исследования - контент-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, беседа. Глава I. Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста1.1 Эмоции (общий обзор)Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку всё то, что делает человек, в конечном счёте служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются [19]. "Эмоции, - писал А.Н. Леонтьев, - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами… не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности" [14]. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют приспособительную функцию. Одна из положительных функций аффекта "заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определённый, закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п." Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоциональный процесс включает три основных компонента: Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться. Второй компонент - знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [4]. Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.). Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение. Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство. Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, действий служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления. Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения [10]. Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдалённые последствия своих поступков. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей и для него самого. Он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолётных желаний. Отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качеством эмоций может стоять бесконечное разнообразие предметных связей. Эмоция может лишь казаться беспредельной, но не являться таковой. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребёнка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов. Новые формы деятельности ребёнка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определённому социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребёнок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремлением использовать деятельность как повод для общения со взрослым, желания использовать его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребёнка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребёнок приобрёл соответствующий эмоциональный опыт. Мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на её промежуточных целях и задачах, и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребёнка, и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий этого процесса позволит эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста. 1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детейПервые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувству любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в четыре года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым. Всё сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" [11]. Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления". Эмоции по типу "комплекса оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы. Особенно важно развивать у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций у него проявляются в его мимике, словах, движениях. Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения [4]. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним. Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности [16]. Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений. Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий. На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей. Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение [12]. Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму. Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности [17]. Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат. В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей. Но каким бы сложным и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности [35]. Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние. По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих. В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам. Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности [7]. Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребёнка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность. Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых [35]. Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. 1.3 Эмоциональное неблагополучие детейПод эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками [3]. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать определённым образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей [35]. Очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния детей и близкие детям занятия и игры, в которых эти состояния укрепляются. Взрослый должен заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих на вообще все отправления организма. Не только крик и оцепенение ребёнка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно как на питании, так на его психическом развитии. Социальное развитие маленьких детей по - настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте с взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками. Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а вследствие этого и к задержке психического развития ребёнка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время. Известно, как неопределённы, изменчивы эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Наблюдения за поведением детей в раннем детстве позволяют подметить некоторую устойчивость отдельных эмоциональных проявлений. Закрепляясь, они начинают способствовать возникновению относительно устойчивых форм поведения, составляющих, по словам Л.И. Божович, "основу формирования характера ребёнка". Так, свойственное ребёнку переживание радости закрепляется при определённых условиях и превращается в черту характера - в жизнерадостность; повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность может привести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость, которая при недостаточной коррекции в детстве становится большой помехой в общении с людьми. При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребёнка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается негативное эмоциональное отношение к определённым сторонам жизни или к людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребёнка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.п.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребёнка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искажённых форм. Повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребёнка психологического климата, вызывающего тяжёлые переживания. При этом разрушения, наносимые здоровью различными причинами, тем опаснее, чем моложе ребёнок. В этих случаях дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи т.д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и пр. Особенно страдают дети, перенесшие какое - либо заболевание, которое ослабило организм. Именно это слабое место первым реагирует на разрушения, наносимые извне, а в дальнейшем реакция закрепляется по типу образования условных рефлексов [13]. Дезорганизующую роль в жизни и деятельности маленьких детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребёнка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в отдельных случаях - к задержке общего психического развития ребёнка. Особо неблагоприятным может оказаться развитие детей с устойчивыми отрицательными переживаниями. Ребёнок, неудовлетворённый положением в саду, чувствующий себя несправедливо обойдённым, несчастным, не любимым детьми, забытым родителями в саду и т.п., ведёт себя не так, как все дети. Его активность зачастую бывает подавлена или получает неправильное развитие. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы нет настоящего нравственного развития. "Нравственность и свобода - два таких явления, - писал К.Д. Ушинский, - которые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и всё, что делается под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то по крайней мере, не нравственное действие". Для выбора эффективных средств воздействия можно условно разделить эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни ребёнка, в которых, прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребёнка с другими людьми; с другой - в особенностях внутреннего мира ребёнка, в сложности его переживаний т.д. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения. Первая группа - это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффектных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. В ряде случаев наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро гаснут. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам с детьми, а также к негативизму по отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Однако эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию (игру, прогулку т.д.). Представления о детях остаются положительными и не препятствуют общению. Эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В целом у них преобладает благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам. Вторая группа - дети преимущественно легко "тормозимые", с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержанна, чем первая. Дети второй группы избегают общения. Может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально, правда издалека, следят они за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Поза ребёнка, следящего взглядом издали за играющими, свидетельствует одновременно об интересе к детям, и о готовности в любую минуту уйти. Попытка взрослого привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя или детей, недовольством детьми, которым они отказывают в достоинствах. Некоторые особенности внутреннего мира ребёнка (например, острая восприимчивость, впечатлительность и др.) могут привести к третьему типу поведения, существенно отличающемуся от двух предыдущих. Основной чертой детей третьей группы являются их многочисленные страхи. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребёнка. При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими - либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределённостью ситуации. Дети могут испытывать страх с шести - восьмимесячного возраста, когда начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще действуют громкие звуки. Взрослому подчас трудно понять, почему тот или иной предмет, та или иная ситуация вызывает страх ребёнка. С этими особенностями необходимо считаться, а всего, что пугает ребёнка и остаётся пока необъяснимым для него, нужно избегать. "Сколько тяжких страданий, иногда неизлечимых, - говорил В.М. Бехтерев, - развивается под влиянием испуга в детском возрасте, а между тем всё ещё распространены забавы с детьми, основанные на испуге ребёнка каким - либо внезапным появлением с угрожающими звуками или переодеванием. Беспомощный ребёнок уже по природе своей есть существо боязливое, стесняющееся, а потому отстраняйте от него всякий излишний страх и всякое излишнее стеснение и конфузливость…". Вне этих ситуаций страх всё же не мешает нормальному ходу жизни ребёнка. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональными трудностями. Их страх, вначале не связан с какими - либо предметами и проявляется в форме тревоги, беспредметного, беспричинного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Тревога произвольно "метит" предметы или ситуации, фиксируется на них, и именно их впоследствии ребёнок начинает бояться. Страх - плохой советчик, особенно маленькому ребёнку: он может помешать ему правильно оценить ситуацию сказки, посочувствовать её персонажу, прийти на помощь сверстнику в подвижной игре или при реальной необходимости. Поэтому чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых, умения отличать страхи нормальных детей от страхов пугливых детей с эмоциональным неблагополучием; применения специальных воспитательных воздействий, а иногда, по необходимости, и вмешательства детского психотерапевта. Вспомним слова К.Д. Ушинского: "Влияние ужаса на нравственность - безгранично: оно делает притворщиком, трусливым, иногда лживым, и дитя может потеряться при малейшей опасности" [17]. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, один из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными. Но не следует возводить непроходимую стену между этими двумя названными сферами жизни ребёнка: затруднения в контактах с другими людьми неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребёнка, так же как особенности его внутреннего мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми. 1.4 Проявление эмоционального неблагополучия4.1.1 Кризис трёх летПривыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие родители не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях [8]. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (один год, три года, тринадцать лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно, остаётся абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений. Таких как, упрямство и капризность. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства и капризности начинается примерно с восемнадцати месяцев. Как правило, фаза эта заканчивается к трём с половиной - четырём годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на два с половиной - три года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых - до девятнадцати раз. Если дети по достижении четырёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идёт о "фиксированном" упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Родителям не стоит придавать большого значения упрямству и капризности. Необходимо принять к сведению приступ, но не очень волноваться за ребёнка. Во время приступа оставаться рядом с ребёнком, дать ему почувствовать, что его понимают. Не пытаться в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат. В поведении с ребёнком следует быть настойчивыми. Если сказали "нет", оставаться и дальше при этом мнении. Не сдаваться даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не стоит прибегать к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!" Ребёнку только этого и нужно. Родителям следует постараться схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и так далее) !", А что это там за окном ворона делает?" - подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю, он успокоится [23]. 4.1.2 НегативизмыНегативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [8]. "Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержания действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то что ребёнок не делает потому, что его об этом не попросили" (Л.С. Выготский, 1984, с.368-369).Л.С. Выготский подчёркивает, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, во-вторых, ребёнок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему. С негативизмом тесно взаимосвязаны и другие симптомы. "Упрямство - такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал… Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением" (Л.С. Выготский, 1984 с.370). Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание. Мы зовём ребёнка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребёнка не совпало с требованием взрослого. Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чём заключаются наши требования, и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: "Иди, катайся". На это негативист отвечает: "Не пойду". Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать - кататься - то хочется! Но оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее. Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, проявляющая в его поведении, как упрямство. Своеобразие упрямства вот в чём: малыш настаивает на своём не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться! Слабость же личности ребёнка - вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится к негативизму. Только если негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чём настаивает. По сути дела, и негативизм и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах. 4.1.3 НеврозыВыделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний. Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу. |
|
© 2010 |
|