РУБРИКИ |
Эмпатия как свойство личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Эмпатия как свойство личностиЭмпатия как свойство личностиОТЧЕТ ПО УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ «Психологическая помощь в образовательном учреждении» Санкт-Петербург 2010 Введение Трудновоспитуемость современного подростка. Одним из самых сложных периодов психического развития является подростковый возраст. Взросление – всегда весьма сложный, многоэтапный и по своему опасный процесс. Взросление как социально-психологическое педагогическое явление включает в себя много разных сторон. Существенным механизмом взросления является присвоение подросткам ценностей, образцов поведения. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так и негативных) является ведущей. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в становлении нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст является трудным этапом развития личности. Именно в нем могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска». К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптацией, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям окружения: семьи, школы и т.д. Во-первых, здесь сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная, с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая изменением Я-концепции (относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе). На основе представлений о самом себе он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Во-вторых, существенное влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремится к взрослости, устремлен в будущее, но во многом остается ребенком. Хотя от младшего школьника он отличается не меньше, чем от старшего. В-третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще попадают в категорию «трудных». Многие «трудные» подростки попадают в категорию детей с отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Все вышеназванные термины позволяют нам сделать выводы, что они взаимосвязаны между собой по существу и отражают особенности одного и того же явления, но с разных сторон. Дети находящиеся в школе «Макаренко», это дети, которые находятся практически в местах заключения. Не все дети правонарушители, не все серьезно нарушили закон, но в силу обстоятельств оказались в «зоне». Такое заключение, «трудных» подростков, приводит к ухудшению и углублению запущенности и навешивание «ярлыков». Санкции со стороны общества, реакция ближайшего социального окружения накладывают на весь облик, личность и поведение подростка определенный своеобразный отпечаток. Существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения. Изменение Я-концепции (относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе), самоценность и уровень достижений, который ставит перед собой подросток накладывает отпечаток на личность. На основе представлений о самом себе он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самооценка играет ведущую роль в становлении личности. Неадекватная самооценка может привести к девиантному поведению. Целью нашей работы будет выявление и коррекция неадекватной самооценки и уровня притязаний у детей, находящихся в школе закрытого типа. Будет подтверждение гипотезы: Неадекватная самооценка и уровень притязаний являются основными факторами в становление личностных изменений, которые влияют на формировании девиаций поведения. В процессе нашей работы мы: исследуем самооценку девиантных подростков, Делаем выводы о причинах и последствиях неадекватной самооценки и на протяжении занятий корректируем выявленные нарушения. И ставим перед собой ряд задач: Провести методики по выявлению уровня самооценки и уровня притязаний, их взаимосвязи и влиянии на поведение. Данные по методикам являются основанием для коррекционной работы. Провести коррекционные занятия. Провести контрольный диагностический срез, и на основании наблюдения проследить динамику коррекцинной работы. Провести консультирование воспитателей с целью: Ознакомления важности самооценки в становлении личности; Важность ЗОЖ. Улучшение работы с подростками, для формирования адекватной самооценки. Предметом нашего исследования является: самооценка и уровень притязаний. Объектом нашего исследования: Подростки группы риска, ученики школы «Макаренко». Подростки, находящиеся на обучении в данной школе осуждены за бродяжничество, ассоциальное поведение, употребление алкоголя и наркотических веществ. Есть судимости. Все школьники находятся в школе под надзором и не выходят за пределы учреждения. Возраст детей от 10 до 14 в последующем они будут переведены в колонию для несовершеннолетних до достижения их 18 лет. В процессе нашей работы мы используем методы: наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование. Методика: Самооценка Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан). Сроки практики: С апреля 2010 по август 2010. Основные понятия: Девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества. Девиантное поведение – система поступков, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и проявляющимся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля за собственным поведением. Социальная дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий. Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности. Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий, распространенных в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам. Воплощаются в этикете, морали, нравственных критериях, юридических нормах. самооценка притязание коррекционный подросток 1. Диагностический блок 1.1 Организация исследования В психодиагностическом исследовании участвовали 15 учеников разных классов. Подростки, находящиеся на обучении в данной школе постоянно находятся под наблюдением воспитателей и работников учреждения. Оборудована школа классами для занятий и игровыми комнатами, так же комнатой для отдыха. Некоторые занятия проходили в комнате отдыха, другие в конференц-зале, что давало возможность проводить во время занятии игровые упражнения и эмоциональные разгрузки, т.к. дети характеризуются снижением и легкой переключаемостью внимания. Им очень тяжело долгое время находится на одном месте и концентрироваться на материале. Тестирование проходило в комнате отдыха, которое оборудовано партами и позволяет проводить исследования. Обеспечение эмоционального комфорта через доверительные и дружественные отношения к подросткам позволило добиться проведение занятий в непринужденной обстановке и завоевать уважение и честное отношение со стороны детей. Исследования проходило в привычных для ребят условиях, в комнате отдыха, в первой половине дня. Во время проведения занятий не присутствовали воспитатели, что формировало доверительные и доброжелательные отношения между детьми и исследователем. При проведении анкетирования на первых уроках подростки были более спокойными, чем на других. Многие ученики уточняли вопросы, так как не понимали смысла. Все методики и занятия приходилось адаптировать для подростков, так как не все слова и понятия были понятны, им требовалось больше времени для работы. Во время прохождения исследования было замечено, что большое влияние оказывало присутствие так называемых «старших» или «смотрящих». Если они сказали сделать, то все остальные сделают, это доказывают определенное расслоение на классы. Пример «заключенные в зоне». В присутствии воспитателей или медицинских работников на занятии была зафиксирована определенная боязнь и опасение. В школе есть определенная система наказаний за непослушание. Для более точной интерпретации формирования отклоняющегося поведения и специфики подростков было проведено исследование семьи. В основном ребята проживают или родственниками или с бабушками. Родители, которые проживают вместе с подростками, в основной своей массе употребляют алкоголь или ПАВ, ведут асоциальный образ жизни или уехали на заработки в другие страны. Условия проживания почти всех детей ниже прожиточного уровня, некоторые дети долгое время скитались по подвалам или жили в брошенных домах. Огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков оказывает семья и семейные отношения, поэтому в рамках данной работы для более точной диагности и интерпритации результатов мы провели исследование семьи с помощью анкетирования подростков и беседой с воспитателями. Данные прилагаются. Информационная психодиагностическая карточка №1. НАЗВАНИЕ – Измерение самооценки по методики Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан). АВТОР Дембо-Рубинштейн. ИСТОЧНИК ОПИСАНИЯ – Прихожан. Тревожность. СПб.: Речь, 2009. НАЗНАЧЕНИЕ – Измерение уровня самооценки и уровня притязаний. Методика состоит из двух частей. Первая часть построена на методе прямого оценивания, вторая носит проективный характер. Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления школьников, требующих особого внимания со стороны педагога и психолога. Использовался вариант для подростков и старших школьников. Описание методики Экспериментальный материал: бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каждая часть размещается на отдельном листке. I часть Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (см. рисунок). II часть Чистый лист бумаги формата А4. 6. Процедура проведения ИНСТРУКЦИЯ К I ЧАСТИ Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (–) отметьте на каждой линии эту самооценку. После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х). ИНСТРУКЦИЯ КО II ЧАСТИ Подумайте, какие стороны своей личности, своего характера, успехи в том, чем вы занимаетесь, свои умения, успехи вы хотите оценить, и сделайте это с помощью линий. Перед вами чистыйлист бумаги. Нарисуйте на этом листке сколько хотите линий (чем больше, тем лучше), подпишите каждую из них сверху и снизу и выполните то же задание: оцените себя, поставив на каждой линии знак (–), а затем представьте, каким вы хотели бы быть, когда почувствовали бы гордость за себя, и отметьте это на каждой линии знаком (х). Методика может проводиться фронтально – с целым классом или группой учащихся и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый – больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10–15 мин. 7. Обработка и оценка полученных результатов. Обработке подлежат результаты на шкалах 2–7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам). 1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется: уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»; высота самооценки – от «0» до знака «–»; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «–» в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале. 2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам. 3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «–» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный. Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, может использоваться лишь для некоторой ориентировки. 4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, и т.п. При обработке второй части внимание уделяется: уровню самопрезентации школьника (сколько качеств он использует); самостоятельно ли школьник выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части; преобладающая категория качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.); преобладание среди выбранных качеств тех, которые школьник оценивает высоко, средне или низко. Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки – 500 чел., девушек и юношей примерно поровну. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 3, 4). 8. Интерпретация и дополнительные показатели (для обеих версий) При качественном анализе материала особое внимание следует уделить редким ответам. К таким ответам, как уже отмечалось, относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается выше уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, ноне хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, свидетельствует о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности. Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента. Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти правильный ответ. Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!»), рисунки (в том числе и непристойные) обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у старших подростков. Материалы по второй части служат дополнением к первой, позволяя дать более глубокую качественную характеристику личности школьника. Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний. Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия по достижению этих целей. Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и конструктивному личностному развитию. В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы. Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания. Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать особенности поведения школьников в ходе эксперимента. Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я необязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные, не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее чем на 5 мин) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т.п. Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе. Проведение беседы Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после обработки результатов. При проведении беседы необходимо выполнять основные требования к экспериментальной беседе: внимательно слушать школьника; выдерживать паузу, не торопить школьника; в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник, и т.п.); задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор; не подсказывать забытых слов, выражений; задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы; держаться свободно, без напряжения; регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи школьника; не давать оценочных суждений, как вербальных, так и невербальных; эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответах; общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником. Устойчивость и динамика самооценки и уровня притязаний Для выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же учащимися несколько раз, но не более двух_трех раз в учебном году. Более частые повторы, как показывают данные, провоцируют школьников на выражение ситуативной динамики и поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения, например при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной воспитательной, коррекционной работы. На изменения, происходящие в отношении школьника к себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб: для уровня притязаний – не менее 16 баллов; для самооценки – не менее 10 баллов; для степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – не менее 7 баллов; для степени дифференцированности уровня притязаний и самооценки – переход в другую категорию – от «слабой» к «умеренной» и т.п. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА №2. Название: Карта – наблюдения характеристики личности подростка. Автор: Фалькович Т.А.; Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Источник описания- Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Москва: «Вако».2008. Автор: Забрамная С.Д. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностическая диагностика нарушений развития: «Сфера». 2007. НАЗНАЧЕНИЕ: Наблюдение за поведением обследуемого во время беседы и диагностики: – эмоциональное и соматическое состояние; – уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его. результатах; – степень самостоятельности выполнения заданий; – необычные поведенческие проявления. Наблюдение – является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и наблюдаемых психических образований. В данном исследовании метод наблюдения сочетается с методом беседы с психологом ИТОГО: S _____ баллов М = 28 балла Интерпретация: Если S > или = 2/3M – проблемная зона (S>18.5) Если 2/3М>S>или =1/2М – фактор риска (14<S<18.5) Если 1/2М>S>или = 1/3М – умеренное проявление (9<S<14); Если 1/3>S – низкий уровень проявления (S<9) S – рабочая итоговая сумма; М – максимум Бланк. Карта – наблюдения характеристики личности подростка. I. Личные данные. 1. Ф.И.О.______________________________________________ 2. Возраст______(полных лет). 3. _______класс. II. Семья. 1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)________________________________________ 2Состав (без попечения родителей, дет. дом и др.)_____________ 3. Образование родителей________________________________ 4. Профессия, занимаемая должность______________________ 5. Материальная обеспеченность семьи. – ниже прожиточного уровня; – средняя; – высокая. 6. Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире? – отдельная комната; – угол; – отдельный стол; – нет постоянного места занятий. 7. Родители злоупотребляли алкоголем, наркотическими веществами, вели ассоциальный образ жизни____________________________ III. Личность подростка. 1. Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто?) а) с родителями___________________________________ б) с учениками____________________________________ в) с воспитателями (с кем именно)_______________________ 2. Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками? – инициатор; – организатор; – исполнитель; 3. Проявляет ли положительные качества и формы поведения (если да, то редко, часто или всегда)? а) уважение к старшим____________________________ б) внимательность, чуткость, доброту________________ в) скромность_____________________________________ г) трудолюбие____________________________________ д) добросовестность_______________________________ е) организованность_______________________________ ж) самостоятельность______________________________ з) дисциплинированность__________________________ и) другие положительные качества поведения________ 4. Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (если да, то редко, часто или всегда)? а) грубость_______________________________________ б) индивидуализм, эгоизм____________________________ в) зазнайство, высокомерие_________________________ г) легкомыслие, беспечность________________________ д) лживость______________________________________ е) упрямство_____________________________________ ж) жестокость____________________________________ з) другие отрицательные качества__________________ и) вредные привычки (курит, сквернословит и пр.)____ 5. Ярко выраженные особенности поведения: а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен; б) контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт; в) повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность, двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность, замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности; г) резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость; д) поведение лишено мотивов, плохо учитывает ситуацию; расторможены низшие влечения; е) упрямство, замкнутость, ведомость. IV. Личность подростка в коллективе. 1. Какое место занимает в коллективе? – популярный лидер; – принятый; – отверженный, изолированный; 2. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей? – благожелательно; – равнодушно – враждебно. – с удовольствием, хорошо; – плохо; – не выполняет. 4. Какое влияние чаще оказывает на сверстников? – положительное (редко, часто) – отрицательное (редко, часто) – занимает нейтральную позицию (редко, часто) V. Учение. 1. Какое отношение проявляет к учебным предметам? – увлеченное; – безразличное; – отрицательное. 2. Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям? – активно-положительно; – пассивно, безразлично; – активно-отрицательно; VI. Досуг. 1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то какой)?___________________ 2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет)? а) технической_____________________________ б) литературной____________________________ в) изобразительной_________________________ г) музыкальной____________________________ д) другой(какой)___________________________ 3. Учувствует ли в работе (нет; если да, то в какой и где)? а) кружка (объединении)_____________________ б) секции__________________________________ в) факультатива____________________________ VII. Профессиональная направленность. 1. Какими профессиями интересуется?_______________ 2. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)?____________________________________________ 3. Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии? 4. К какому типу профессий имеет склонность? а) человек-человек________________________ б) человек-природа________________________ в) человек-техника_________________________ г) человек-знаковая система_________________ д) человек-художественный образ_________ Особое внимание уделяется адекватности эмоциональных реакций подростка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная реакция (осуждения, негодование) на безнравственный. Бланк исследование семьи. При проведении исследования необходимо оценить следующие показатели: Уровень образования семьи, общий культурный уровень, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия. Особенности взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей. Проанализировать полученные сведения поможет таблица.
Бланк предъявляется подросткам. Семья 1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)____________________________________________________________ 2. Состав (без попечения родителей, дет. дом и др.)________________________________ 3. Образование родителей____________________________________________________ 4. Профессия, занимаемая должность______________________ 5. Материальная обеспеченность семьи. – ниже прожиточного уровня; – средняя; – высокая. 6. Родители злоупотребляли алкоголем, наркотическими веществами, вели ассоциальный образ жизни Обработка и интерпретация результатов: Соотнесение типа семьи к определенной группе позволяет предположить влияние, которое оказывает семья на развитие и формирование личности ребенка и социальную дезадаптацию. Сводная таблица. Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан)
Значения по шкалам соотносятся с 100 мл. Соответственно, если самооценка 54, то баллы начисляются соответственно 54%. В таблице предоставлены данные в%. Шкалы: 1. Ум, способности. 2. Характер. 3. Авторитет у сверстников. 4. Умелые руки. 5. Внешность. 6. Уверенность в себе. Анализ результатов, представленных в таблице. С – самооценка. У – уровень притязаний. Синим цветом выделены низкие значения, розовым высокие, зеленым цветом выделено слабое расхождении между притязаниями и самооценкой По результатам таблицы можно выявить, что у многих подростков наблюдается неадекватная самооценка. У некоторых наблюдается низкая самооценка, а у некоторых завышенная. Уровень притязаний характеризуется тенденцией к завышению. Можно предположить, что несоответствие между самооценкой и уровнем притязаний может привести к нарушению формированию личности. Подростки могут хотеть достичь большего, чем могут и это приведет к диссонансу и к еще большей нестабильности в развитии характера и личности. В то же время заниженная самооценка и низкий уровень притязаний могут привести к тому, что подросток не захочет ничего делать, а «я все равно не смогу, зачем тогда пытаться». По результатам наблюдения во время проведения исследования можно отметить, что дети не всегда отдают себе отчет о своих качествах. Например: оценивая свои способности они не понимают, что, по возрасту находясь в более низком классе, чем остальные в их возрастной группе в обычной школе, они оценивают себя как умными и способными, ставя себе самооценку, превышающую 80–90 баллов по шкале 1. По результатам таблицы можно выявить детей с заниженной самооценкой, что является неблагоприятным фактором личностного развития. |
|
© 2010 |
|