РУБРИКИ

Формирование ценностного отношения подростка к семье

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Формирование ценностного отношения подростка к семье

Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование отношения старшеклассников к семье

Результаты проведенного эксперимента показали, что после посещения группой старшеклассников занятий тренинга по программе "Ценностное отношение подростка к своей семье", отношение старшеклассников к семье изменилось в позитивную сторону.

Проведенный среди подростков тренинг расширил возможности понимания старшеклассниками своих родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со своими родителями.


Литература


1.                 Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27.

2.                 Госпорьян А. Тенденции развития семии в России //Социальное обеспечение .- 2005 .- № 24 .- С.4-8.

3.                 Гребенников И.В. Основы семейной жизни .– М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72.

4.                 Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.

5.                 Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. - 2005. - № 6 .- С.31-36.

6.                 Долотина О.П. Родители и дети //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70-75.

7.                 Зверева О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.

8.                 Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с.

9.                 Кон И.С. Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с.

10.             Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.

11.             Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.

12.             Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с.

13.             Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с.

14.             Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.

15.             Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.: Просвещение, 1996 .- 270с.

16.             Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности . — М: Академия, 1994 .- 189с.

17.             Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. – М: Академия, 1995. – 270с.

18.             Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с.

19.             Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с.

20.             Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с.

21.             Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с.

22.             Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с.

23.             Узденова Е.К. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность .- М: Аспект Пресс, 2004 .- С.123-139.

24.             Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с,


Приложения


Приложение 1


1. Нравиться ли Вам общение с собственными родителями?

Общение нравится

Общение иногда бывает интересным

Общение не нравится

2. Как часто Вы слышите критику в свой адрес?

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

3. Как часто Вы слышите похвалу в свой адрес?

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

4. Как вы относитесь к критике и похвале родителей в Ваш адрес?

Критика и похвала всегда справедливы

Критика и похвала часто справедливы

Критика и похвала никогда не справедливы

5. Как часто между родителями и Вами происходят споры и ссоры?

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

6. Каким способом выражается недовольство родителями в Ваш адрес?

Прямо говорят, что их не устраивает

Косвенно, т.е. не обвиняя меня

Другое

7. Часто ли родители проявляют интерес к вашей жизни?

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

8. Как часто родители вмешиваются в вашу жизнь?

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

9. Как Вы относитесь к вмешательству родителей в Вашу личную жизнь?

Принимаю как должное

Отношусь к этому терпимо

Меня это раздражает

10. В какой степени родители ограничивают Вашу жизнь?

Нет ограничений

Ограничения есть

Ограничений много

11. Как часто родителей откликаются на Вашу просьбу о помощи?

Всегда

Часто

Иногда

Никогда


Приложение 2


Результаты анкетирования старшеклассников на I этапе опытно-экспериментальной работы по исследованию отношения старшеклассников к семье


Таблица 1

Степень удовольствия, получаемого детьми от общения с родителями

Класс

Кол-во респондентов

Общение нравится

Общение иногда

бывает интересным

Общение не нравится

9 "А"

29

62%

38%

-

9 "Б"

23

70%

26%

4%

Среднее по параллели 9-х классов

52

65%

33%

2%

10 "А"

26

61%

35%

4%

10 "Б"

21

57%

29%

14%

Среднее по параллели 10-х классов

47

59%

32%

9%

11 "А"

18

50%

50%

-

11 "Б"

13

54%

46%

-

11 "В"

21

42,8%

42,8%

14,4%

11 "Г"

14

50%

43%

7%

Среднее по параллели 11-х классов

66

48%

46%

6%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

57,5%

37%

5,5%


Таблица 2

Частота родительской критики в адрес детей


класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

29

8%

31%

41%

20%

9 "Б

23

4%

56%

32%

8%

Среднее по параллели 9-х классов

52

6%

42%

38%

16%

10 "А"

26

-

42%

27%

31%

10 "Б"

21

4%

38%

29%

29%

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

40%

28%

30%

11 "А"

18

-

55,6%

27,8%

16,6%

11 "Б"

13

15,5%

31%

38%

15,5%

11 "В

21

-

23,8%

61,9%

14,3%

11 "Г

14

-

36%

36%

28%

Среднее по параллели 11-хклассов

66

3%

36%

43%

18%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

4%

39%

36%

21%


Таблица 3 Частота родительской похвалы в адрес детей


класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

10%

45%

45%

-

9 "Б

23

13%

61%

26%

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

12%

52%

36%

-

10 "А"

26

4%

61%

31%

4%

10 "Б"

21

-

57%

43%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

60%

36%

2%

11 "А"

18

5,6%

39%

55,4%

-

11 "Б"

13

15,5%

38%

46%

-

11 "В

21

-

52,3%

47,7%

-

11 "Г

14

-

29%

64%

7%

Среднее по параллели 11-х классов

66

4%

41%

53%

2%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

6%

51%

41%

2%


Таблица 4 Отношение подростков к критике и похвале в свой адрес со стороны родителей

класс

Кол-во респондентов

критика и похвала всегда справедлива

критика и похвала часто справедлива

критика и похвала иногда справедлива

критика и похвала никогда не справедлива

9 "А"

29

35%

38%

27%

-

9 "Б"

23

17%

39%

35%

9%

Среднее по параллели 9-х классов

52

28%

39%

29%

4%

10 "А"

26

11%

54%

-35%

-

10 "Б"

20

38%

29%

19%

14%

Среднее по параллели 10-х классов

46

24%

44%

28%

4%

11 "А"

18

16,7%

22,2%

38%

23,1%

11 "Б"

13

15,5%

54%

15,5%

15,5%

11 "В"

21

-

38%

47,7%

14,3%

11 "Г"

14

21,3%

21,3%

36,1%

21,3%

Среднее по параллели 11-х классов

66

12%

33%

8%

17%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

21%

39%

32%

8%


Таблица 5 Частота споров и ссор между родителями и старшеклассниками

класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

28

11%

57%

25%

7%

9 "Б"

23

4%

70%

26%

-

Среднее по параллели 9-х классов

51

8%

63%

25%

4%

10 "А"

26

4%

46%

39%

11%

10 "Б"

21

-

72%

24%

4%

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

57%

32%

9%

11 "А"

19

-

50%

50%

-

11 "Б"

13

8%

46%

46%

-

11 "В"

21

-

38%

38%

24%

11 "Г"

14

-

36%

64%

-

Среднее по параллели 11-х классов

67

2%

41%

50%

7%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

4%

54%

35%

7%


Таблица 6 Способ выражения родительского недовольства детьми

класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

52%

31%

17%

-

9 "Б"

23

52%

31%

17%

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

52%

31%

17%

-

10 "А"

26

39%

46%

15%

-

10 "Б"

21

38%

44%

14%

4%

Среднее по параллели 10-х классов

47

38%

45%

15%

2%

11 "А"

18

50%

22,2%

27,8%

-

11 "Б"

13

54%

31%

15%

-

11 "В"

21

29%

24%

38%

9%

11 "Г"

14

50%

21%

29%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

44%

24%

29%

3%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

45%

33%

21%

1%


Таблица 7 Степень проявления интереса родителей к жизни своего ребенка

класс

Кол-во респондентов

Прямо говорят, что их не устраивает в действиях детей

Косвенно, т.е. не обвиняя в этом детей

Другое, укажите что

9 "А"

27

52%

48%

-

9 "Б"

21

71%

29%

-

Среднее по параллели 9-х классов

48

60%

40%

-

10 "А"

25

76%

24%

-

10 "Б"

21

71%

29%

-

Среднее по параллели 10-х классов

46

74%

26%

-

11 "А"

18

66,7%

33,3%

-

11 "Б"

13

84%

16%

-

11 "В"

21

95%

5%

-

11 "Г"

14

71%

29%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

80%

20%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

160

71%

29%

-


Таблица 8 Частота вмешательства родителей в личную жизнь своего ребенка

класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

29

7%

48%

25%

20%

9 "Б"

23

9%

26%

43%%

22%

Среднее по параллели 9-х классов

52

6%

39%

33%

22%

10 "А"

26

11%

55%

11%

23%

10 "Б"

21

24%

43%

24%

9%

Среднее по параллели 10-х классов

47

16%

52%

16%

16%

11 "А"

18

11,1%

55,6%

22,2%

11,1%

11 "Б"

13

15,5%

38%

31%

15,5%

11 "В"

21

19%

43%

14%

24%

11 "Г"

14

21%

43%

21%

15%

Среднее по параллели 11-х классов

66

17%

45%

21%

17%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

13%

45%

24%

18%


Таблица 9 Отношение детей к вмешательству родителей в их личную жизнь

класс

кол-во респондентов

принятие как должного

терпимое отношение

раздражительное отношение

9 "А"

29

39%

26%

35%

9 "Б"

23

13%

39%

48%

Среднее по параллели 9-х классов

52

27%

33%

40%

10 "А"

26

15%

46%

39%

10 "Б"

21

33%

38%

29%

Среднее по параллели 10-х классов

47

23%

43%

34%

11 "А"

18

-

44,4%

55,6%

11 "Б"

13

15%

54%

31%

11 "В"

21

5%

43%

52%

11 "Г"

14

36%

43%

21%

Среднее по параллели 11-х классов

66

12%

46%

42%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

21%

40%

39%


Таблица 10 Ограничение родителями жизни детей

класс

кол-во респондентов

нет ограничений

ограничения есть

ограничений очень много

9 "А"

29

11%

72%

17%

9 "Б"

23

22%

61%

17%

Среднее по параллели 9-х классов

52

15%

67%

18%

10 "А"

26

-

81%

19%

10 "Б"

21

24%

62%

14%

Среднее по параллели 10-х классов

47

11%

72%

17%

11 "А"

18

28%

61%

11%

11 "Б"

13

31%

61%

8%

11 "В"

21

19%

76%

3%

11 "Г"

14

14%

86%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

23%

71%

6%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

16%

70%

14%


Таблица 11 Частота отклика родителей на просьбу ребёнка о помощи

класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

52%

35%

13%

-

9 "Б"

23

52%

48%

-

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

52%

40%

8%

-

10 "А"

26

50%

27%

23%

-

10 "Б"

21

76%

10%

14%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

62%

19%

19%

-

11 "А"

18

67%

16,5%

16,5%

-

11 "Б"

13

61%

31%

8%

-

11 "В"

21

43%

24%

33%

-

11 "Г"

14

50%

36%

14%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

39%

26%

35%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

165

51%

28%

21%

-


Приложение 3


План занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"

Название занятия

Цель занятия

Дата занятия

Занятие 1. Знакомство

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.

2.02.2008 г.

Занятие 2.

Мир детский и мир взрослый

Осознание разницы между "миром" ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения родителей, исходя из позиции родителей.

09.02.2008 г.

Занятие 3. "Язык принятия" и "язык непринятия"

Знакомство с понятием "принятие" ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение "языка принятия" и "языка непринятия"

16.02.2008 г.

Занятие 4. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем отношения подростка к семье

Пояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания.

23.02.2008 г.

Занятие 5. Конфликты

Определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону)

01.03.2008 г.

Занятие 6

Заключительное

Обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

8.03.2008 г.


Конспект занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"

Занятие 1. Знакомство

Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.

Содержание занятия

1. Ведущий знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству.

2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы.

4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей, предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей, оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.


Вопрос

Ответ подростка

Ответ за родителей

Ответ родителей (домашнее задание)

1




2




3.




4.




5




6




Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.