РУБРИКИ |
Формирование ценностного отношения подростка к семье |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Формирование ценностного отношения подростка к семьеВо второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование отношения старшеклассников к семье Результаты проведенного эксперимента показали, что после посещения группой старшеклассников занятий тренинга по программе "Ценностное отношение подростка к своей семье", отношение старшеклассников к семье изменилось в позитивную сторону. Проведенный среди подростков тренинг расширил возможности понимания старшеклассниками своих родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со своими родителями. Литература 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27. 2. Госпорьян А. Тенденции развития семии в России //Социальное обеспечение .- 2005 .- № 24 .- С.4-8. 3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни .– М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72. 4. Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с. 5. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. - 2005. - № 6 .- С.31-36. 6. Долотина О.П. Родители и дети //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70-75. 7. Зверева О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21. 8. Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с. 9. Кон И.С. Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с. 10. Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с. 11. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с. 12. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с. 13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с. 14. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с. 15. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.: Просвещение, 1996 .- 270с. 16. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности . — М: Академия, 1994 .- 189с. 17. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. – М: Академия, 1995. – 270с. 18. Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с. 19. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с. 20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с. 21. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с. 22. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с. 23. Узденова Е.К. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность .- М: Аспект Пресс, 2004 .- С.123-139. 24. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с, Приложения Приложение 1 1. Нравиться ли Вам общение с собственными родителями? Общение нравится Общение иногда бывает интересным Общение не нравится 2. Как часто Вы слышите критику в свой адрес? Никогда Иногда Часто Всегда 3. Как часто Вы слышите похвалу в свой адрес? Всегда Часто Иногда Никогда 4. Как вы относитесь к критике и похвале родителей в Ваш адрес? Критика и похвала всегда справедливы Критика и похвала часто справедливы Критика и похвала никогда не справедливы 5. Как часто между родителями и Вами происходят споры и ссоры? Никогда Иногда Часто Всегда 6. Каким способом выражается недовольство родителями в Ваш адрес? Прямо говорят, что их не устраивает Косвенно, т.е. не обвиняя меня Другое 7. Часто ли родители проявляют интерес к вашей жизни? Всегда Часто Иногда Никогда 8. Как часто родители вмешиваются в вашу жизнь? Никогда Иногда Часто Всегда 9. Как Вы относитесь к вмешательству родителей в Вашу личную жизнь? Принимаю как должное Отношусь к этому терпимо Меня это раздражает 10. В какой степени родители ограничивают Вашу жизнь? Нет ограничений Ограничения есть Ограничений много 11. Как часто родителей откликаются на Вашу просьбу о помощи? Всегда Часто Иногда Никогда Приложение 2 Результаты анкетирования старшеклассников на I этапе опытно-экспериментальной работы по исследованию отношения старшеклассников к семье Таблица 1 Степень удовольствия, получаемого детьми от общения с родителями
Таблица 2 Частота родительской критики в адрес детей
Таблица 3 Частота родительской похвалы в адрес детей
Таблица 4 Отношение подростков к критике и похвале в свой адрес со стороны родителей
Таблица 5 Частота споров и ссор между родителями и старшеклассниками
Таблица 6 Способ выражения родительского недовольства детьми
Таблица 7 Степень проявления интереса родителей к жизни своего ребенка
Таблица 8 Частота вмешательства родителей в личную жизнь своего ребенка
Таблица 9 Отношение детей к вмешательству родителей в их личную жизнь
Таблица 10 Ограничение родителями жизни детей
Таблица 11 Частота отклика родителей на просьбу ребёнка о помощи
Приложение 3 План занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"
Конспект занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье" Занятие 1. Знакомство Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи. Содержание занятия 1. Ведущий знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству. 2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе. 3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы. 4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей, предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей, оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.
|
|
© 2010 |
|