РУБРИКИ

Формирование ценностного отношения подростка к семье

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Формирование ценностного отношения подростка к семье


Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей.

- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... , а не нравится...

- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

- В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их семьи. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов родителей. Старшеклассник должен задать каждому родителю имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между "миром" ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения родителей, исходя из позиции родителей.

Содержание занятия

1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.

3. Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность взрослых поступков и т.п. Старшеклассникам ведущий объясняет, что часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь "насолить" родителю, однако так бывает далеко не всегда.

4. "Погружение". Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте родителей. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.

5. "Билль о правах". (Упражнение разработано Лебедевой Е.И. и Ежовым Д.И. для "Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка". Институт тренинга.) Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15—20 минут), "родители" и "дети" начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается, ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3—5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

Ведущему лучше самому разделить членов группы на "родителей" и "детей", определив в группу "детей" наиболее центрированных на своей родительской позиции взрослых. Необходимо также напомнить "родителям", что они должны писать свои права, исходя из своих взрослых ролей, для этого можно встать на место собственных родителей.

6. Психогимнастическое упражнение. Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника — угадать, чьи это руки.

После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы.


7. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Что меня огорчает в моих родителях

Что меня радует в моих родителях

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.


Занятие 3. "Язык принятия" и "язык непринятия"

Цели: Знакомство с понятием "принятие" ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение "языка принятия" и "языка непринятия"

Содержание занятия

1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать комплимент другому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания "Что меня радует и что огорчает в моих родителях". Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Ведущий задает вопрос старшеклассникам о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей. Если кто-то из подростков не выполнил домашнее задание, следует еще раз подчеркнуть особую важность ведения дневника В ходе дискуссии, возможно, кто-то из учеников захочет поделиться собственным опытом или дать советы другому. Однако не следует затягивать дискуссию. Можно предложить старшеклассникам в ответ на советы других не вступать в полемику, а отвечать по форме "спасибо, я подумаю". Ведущий также обращает внимание на связанность некоторых характеристик родителей из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства членов семьи часто являются их недостатки.

3. Информационная часть. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с подростками находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие своей семьи. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит "язык принятия" и "язык непринятия", говорит о том, что означают:

- оценка поступка ("Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками") и оценка личности ("Ты очень жадный");

- временный язык ("Сегодня у тебя это задание не получилось") и постоянный язык ("У тебя никогда ничего не получается как следует");

- невербальные проявления "языка принятия и непринятия" (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с группой ведущий составляет список элементов "языка принятия" и "языка непринятия", к составлению списка надо привлекать всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: "Как родители узнают, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем их?"

4. Ведущий предлагает группе поэкспериментировать с "языком принятия" и "языком непринятия". Для этого участники группы рисуют в своих дневниках следующую таблицу.


Фраза родителей

Ответ на "языке принятия"

Ответ на языке "не принятия"














Далее ведущий предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица родителей, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на "языке непринятия", а потом на "языке принятия". После того как фразы записаны и старшеклассники заполнили обе части таблицы, тренер просит одного из учеников войти в роль родителя и произнести свою фразу. Остальные подростки отвечают ему сначала на "языке непринятия", а потом на "языке принятия". Нужно попросить ученика, находящегося в роли родителя, фиксировать ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления "впечатления взрослости" и влияния со стороны других, родитель стоит, а "дети" сидят. После того как подросток побывал в роли взрослого, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали.

В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание старшеклассников на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

5. Психогимнастическое упражнение: передача чувства по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Для этого один из участников старается передать возникшее у него чувство (или просто свою идею об определенном чувстве) соседу, а тот в свою очередь — уже другому человеку, но тоже своему соседу. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, то при распознавании чувства можно опираться только на ощущения рук и тела. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как и получили, или воспользоваться своим способом, важно лишь, чтобы чувство сохранилось.

6. Домашнее задание.

Нарисовать круглый стол и попросить старшеклассника рассадить за этим праздничным столом тех, кого он хотел бы видеть на семейном празднике. Подросток сам должен нарисовать то количество стульев, которое ему необходимо, не надо ему подсказывать и навязывать свое решение.

Обсудить с подросткам значение слова "комплимент". Сделать друг другу комплименты.

Занятие 4. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей

Цели: Пояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания.

Содержание занятия

1. Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Упражнение можно выполнять с мячом или замещающим его предметом.

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей из дневников. Это домашнее задание позволяет подростку лучше узнать свое ближайшее социальное окружение. Считает ли он таковым только членов своей семьи или присоединяет к ним других взрослых, своих друзей, родственников и т.п. Известно, что именно люди из ближайшего окружения оказывают значимое влияние на ребенка. При обсуждении можно обратить внимание старшеклассника на то, как он рассаживает своих гостей, кого приближает, а кого отдаляет от себя, какие микрогруппы создает.

В целом можно сказать, что бывают более "закрытые" и более "открытые" семьи, и в рисунке подростка это отражается большим или, соответственно, меньшим составом приглашенных на праздник. Степень открытости семьи нельзя расценивать с точки зрения позитивности —негативности, каждая семья живет своим "уставом", о чем говорит и известная русская пословица. Однако важно, чтобы излишняя интровертированность родителей не мешала ребенку осваивать различные типы отношений между людьми.

В рисунках подростков хорошо видно, насколько они готовы смешивать свой "детский мир" со "взрослым миром". Некоторые ученики сажают за стол своих друзей вместе с родителями (хотя это и не всегда принято в семье), а другие уже в раннем возрасте отделяют себя от круга взрослых. В этом задании, как и во всех других, не ставятся цели указать, как должно быть, важно, чтобы старшеклассник мог лучше понять формирующуюся концепцию своего ближайшего окружения и свою степень влияния ее на него. Тренер лишь создает ситуацию и способствует обсуждению в группе тех проблем, которые могут волновать отдельных участников.

3. Ведущий может предложить участникам группы познакомиться со списком Т. Гордона, состоящим из 12 категорий родительских ответов.

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)

1. Приказ, директива, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой"). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент ("Перестань крутиться вокруг меня"), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка ("Не трогай это блюдо, отойди от малыша").

2. Предостережение, предупреждение, угроза.

Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности ("Если ты это не сделаешь, то пожалеешь"). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как и приказания, директивы, команды. Эти сообщения говорят о том, родитель не уважает желания и чувства ребенка ("Если не прекратишь игру, я все это выброшу"). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание "испытать" родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

3. Увещевание, морализирование, пристыжение. Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти "должен", "нужно", "следует" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции ("Ты должен всегда уважать своих учителей"). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей или вызвать у ребенка чувство вины — "я плохой" ("Тебе не следует думать так").

4. Советы, готовые решения.

Такие сообщения часто ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности ("Что мне нужно сделать, папа?"). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком ("Мы с мамой лучше знаем, как надо"). У ребенка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

5. Нотации,, поучения.

Дети обычно ненавидят нотации ("Разошелся, а я сиди и слушай"). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы ("Твои идеи устарели") и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты ("Ну и что"; "Наплевать"; "Со мной этого не случится").

6. Критика, несогласие.

Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, "я плох". Оценки и суждения родителей очень влияют на "образ Я" у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику ("На себя бы посмотрел"; "Сами так делаете"). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей ("Если я им скажу, меня будут ругать"). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

7. Похвала, согласие.

Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу "Я" ребенка, может вызвать враждебность ("Я ненавижу свои волосы"; "Я плохо играл, неуклюже"). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика ("Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, она тебе не нравится").

Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция — как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям ("Ты говоришь это только для того, чтобы я успешно учился"). Дети часто чувствуют неудобство, смущайся, когда их хвалят

публично, перед друзьями. Иногда дети обнаруживают, что родители их не понимают, когда хвалят ("Ты не сказала бы этого, если бы знала, как я действительно себя чувствовал"). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее ("Правда, я хорошо это сделал?"; "Как я выгляжу? ").

8. Обзывание, насмешка.

Могут иметь разрушающее влияние на образ "Я". Наиболее частый ответ на эти сообщения — послать их обратно ("Ты сам лентяй"). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение ("Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда").

9. Интерпретация, анализ, диагноз.

Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его "вычислили", что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающее. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, так как он — "на виду", если неверны — раздражение за то, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует отношение превосходства со стороны родителей. Сообщения типа "Я знаю почему" и "Я тебя вижу насквозь" часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.

10. Утешение, поддержка.

Эти сообщения не так помогают, как кажется. Утешение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают ("Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган"). Родители утешают, так как они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он чувствует (огорчение, обиду и т. п.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки изменить их и часто перестают доверять родителям ("Ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня"). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, так как ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.

11. Вопросы, допытывание.

Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь ("Ты вымыл руки, как я сказала?"). Дети чувствуют за вопросами угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают ("К чему ты клонишь?"). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет, — в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затрудняет коммуникацию.

12. Отвлечение, обращение в шутку.

Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.

4. Информационная часть. Ведущий перечисляет те проблемы, которые поднимались подростками в ходе прошедших занятий. Он обсуждает вопрос с группой, какого рода это был:: проблемы — детей или родителей. Отмечается центрированность старшеклассников на своих проблемах, а не на проблемах семьи. Часто это мешает слушанию своих родителей.

Научиться отличать свои проблемы от проблем семьи — очень важный элемент тренинга. От этого зависит успешность применения тех навыков, о которых пойдет речь на этом и следующих занятиях. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, а для разрешения собственных затруднений — "Я-сообщения", констатирующие высказывания. Наконец, для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях.

Называя тему занятия "Активное слушание", тренер предлагает сформулировать ответы на вопрос: "Что для меня значит хорошо слушать?" Слышать и слушать — различные понятия. Слышать — различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то (по словарю Ожегова).

(Свои ответы участники группы могут написать на цветных листочках и разместить на листе ватмана.)

Информирование старшеклассников включает рассказ о том, какое может быть слушание — пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание— минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Далее ведущий рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах и о последствиях.

Активное слушание создает отношения теплоты; подростки могут "влезть в шкуру" родителей; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность. Приемы: пересказ (полный и краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.

Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: "Ты говоришь...", "Как я понимаю...", "Другими словами, ты считаешь...". Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) "родителем-попугаем". Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку: "Я тебя слышу, слушаю и понимаю". Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, — это признак сформированности навыков активного слушания.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо ("Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?", "Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека ("Объясни, пожалуйста, что это значит?", "Не повторишь ли еще раз?", "Может быть, расскажешь про это поподробнее?"). Уточнение следует отличать от выспрашивания ("А зачем ты это сказал?", "Почему ты его обидел?"). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ("Мне кажется, ты обижен", "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным"). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Подростки часто хорошо понимают, что стоит за словами взрослых, какой "закадровый перевод" можно осуществить. Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий подросток знает своих родителей. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать подростку в разговоре с родителями. Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах ("Итак, мы договорились с тобой, что...", "Твоими основными идеями являются..."). Подведение итогов требует от слушающего внимания -и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

5. Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению старшеклассников, тревожит родителей.

6. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч (игрушку) другому.

7. Домашнее задание. Спросить родителей и записать ответы на следующие вопросы: "Что, ты думаешь, мне в тебе нравится? А что, ты думаешь, мне в тебе не нравится?" Перед тем как спрашивать, подросток должен предположить, что могут ответить ему родители.

Для подростков это задание дополняется второй частью: "Что меня огорчает и что радует в моей маме (моем папе)".

При выполнении этого задания в семье подростков обычно не возникает ситуации выяснения отношений, так как обмен информацией происходит в необычной форме, и часто родители говорят о неожиданных открытиях, которые касаются семейных взаимоотношений. Детям очень интересно узнать, что действительно думают их родители.

Занятие 5. Конфликты

Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

Содержание занятия

1. При обсуждении домашнего задания стоит обсудить те сложности, которые возникали при формулировании я-сообщений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации (в виде ролевой игры), когда по утверждению какого-либо участника группы я-сообщение неэффективно. Типичная ошибка для многих начинающих — передача ты-сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я-сообщений.

2. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить участников: "Какие ассоциации возникают у вас при слове „конфликт"?"; С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?"

3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться подростку, общаясь с родителями. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: "выиграть—проиграть", "проиграть-выиграть" и "выиграть—выиграть". Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории "выиграть—выиграть".

Зачастую старшеклассники принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда родители отстаивают свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Тренер также может объяснить различия в понятиях "повод" и "причина" конфликта и пояснить это на примерах.

4. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из подростков, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.

5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых старшеклассники должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.


Шаги

Цели

Шаг 1

Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Шаг 2

Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Шаг 3

Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Шаг 4

Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Шаг 5

Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Шаг 6

Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения


5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Ведущий задает участникам вопросы: "Что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?", "Как вы пытаетесь облегчить свои переживания?", "Какие привычные способы используют они и их близкие?" Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.

6. Домашнее задание:рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций. Можно также предложить ребенку нарисовать рисунок на тему "Конфликт в нашей семье"; спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное и какое поощрение (какая награда) наиболее желаема. Записать это в тетрадь.

Занятие 6. Заключительное

Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

Содержание занятия

1. Психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

2. Семейные заповеди. Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, старшеклассникам интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие — нет".

3. Семейный портрет. Каждый участник на отдельном листе рисует свой семейный автопортрет: себя и свою семью — в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников "экспертную комиссию", которая определяет авторов рисунка. Каждый "эксперт" получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, чьему перу принадлежит "полотно", и обосновать свои предположения.

4. Далее ведущий просит участников ответить на вопросы в письменном виде.

— Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?

— Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?

— Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?

— Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?

Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.


Приложение 4


Результаты анкетирования старшеклассников на III этапе опытно-экспериментальной работы по исследованию отношения старшеклассников к семье


Таблица 12 Степень удовольствия, получаемого детьми от общения с родителями

Класс

Кол-во респондентов

Общение нравится

Общение иногда

бывает интересным

Общение не нравится

9 "А"

29

62%

38%

-

9 "Б"

23

70%

29%

1%

Среднее по параллели 9-х классов

52

65%

34%

1%

10 "А"

26

61%

36%

3%

10 "Б"

21

57%

33%

10%

Среднее по параллели 10-х классов

47

59%

32%

9%

11 "А"

18

50%

50%

-

11 "Б"

13

54%

46%

-

11 "В"

21

42,8%

45%

12,2%

11 "Г"

14

50%

45%

5%

Среднее по параллели 11-х классов

66

48%

46%

6%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

57,5%

41%

1,5%


Таблица 13 Частота родительской критики в адрес детей


класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

29

5%

41%

39%

15%

9 "Б

23

4%

56%

32%

8%

Среднее по параллели 9-х классов

52

6%

44%

38%

12%

10 "А"

26

-

47%

25%

28%

10 "Б"

21

4%

38%

29%

29%

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

34%

27%

37%

11 "А"

18

-

55,6%

27,8%

16,6%

11 "Б"

13

8%

46%

33%

13%

11 "В

21

-

23,8%

61,9%

14,3%

11 "Г

14

-

41%

35%

24%

Среднее по параллели 11-хклассов

66

2%

42%

41%

15%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

3%

50%

30%

17%


Таблица 14 Частота родительской похвалы в адрес детей


класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

10%

45%

45%

-

9 "Б

23

13%

61%

26%

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

12%

52%

36%

-

10 "А"

26

5%

62%

33%

-

10 "Б"

21

-

57%

43%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

60%

38%


11 "А"

18

5,6%

39%

55,4%

-

11 "Б"

13

15,5%

38%

46%

-

11 "В

21

-

52,3%

47,7%

-

11 "Г

14

-

31%

69%


Среднее по параллели 11-х классов

66

4%

41%

55%

-

Среднее по школе среди

старшеклассников

165

6%

51%

43%

-


Таблица 15 Отношение подростков к критике и похвале в свой адрес со стороны родителей

класс

Кол-во респондентов

критика и похвала всегда

справедлива

критика и похвала часто

справедлива

критика и похвала иногда

справедлива

критика и похвала никогда не

справедлива

9 "А"

29

35%

38%

27%

-

9 "Б"

23

17%

39%

36%

8%

Среднее по параллели 9-х классов

52

28%

39%

30%

3%

10 "А"

26

11%

54%

-35%

-

10 "Б"

20

38%

29%

20%

13%

Среднее по параллели 10-х классов

46

24%

44%

29%

3%

11 "А"

18

16,7%

22,2%

38%

23,1%

11 "Б"

13

15,5%

54%

15,5%

15,5%

11 "В"

21

-

38%

49,7%

12,3%

11 "Г"

14

21,3%

21,3%

36,1%

21,3%

Среднее по параллели 11-х классов

66

12%

33%

10%

15%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

21%

40%

35%

4%


Таблица 16 Частота споров и ссор между родителями и старшеклассниками

класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

28

11%

57%

26%

6%

9 "Б"

23

4%

70%

26%

-

Среднее по параллели 9-х классов

51

8%

63%

26%

3%

10 "А"

26

4%

46%

41%

9%

10 "Б"

21

-

72%

24%

4%

Среднее по параллели 10-х классов

47

2%

57%

39%

2%

11 "А"

19

-

50%

50%

-

11 "Б"

13

8%

46%

46%

-

11 "В"

21

-

39%

39%

22%

11 "Г"

14

-

36%

64%

-

Среднее по параллели 11-х классов

67

2%

42%

51%

5%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

4%

55%

39%

2%


Таблица 17 Способ выражения родительского недовольства детьми

класс

Кол-во респондентов

Прямо говорят, что их не устраивает в действиях детей

Косвенно, т.е. не обвиняя в этом детей

Другое, укажите что

9 "А"

27

53%

47%

-

9 "Б"

21

71%

29%

-

Среднее по параллели 9-х классов

48

61%

39%

-

10 "А"

25

76%

24%

-

10 "Б"

21

71%

29%

-

Среднее по параллели 10-х классов

46

75%

25%

-

11 "А"

18

69,7%

30,3%

-

11 "Б"

13

84%

16%

-

11 "В"

21

95%

5%

-

11 "Г"

14

71%

29%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

84%

16%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

165

76%

24%

-


Таблица 18 Степень проявления интереса родителей к жизни своего ребенка

класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

52%

32%

18%

-

9 "Б"

23

52%

32%

18%

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

52%

33%

15%

-

10 "А"

26

39%

46%

15%

-

10 "Б"

21

38%

44%

19%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

38%

45%

17%

-

11 "А"

18

50%

22,2%

27,8%

-

11 "Б"

13

54%

31%

15%

-

11 "В"

21

30%

25%

45%


11 "Г"

14

52%

21%

27%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

46%

27%

27%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

165

48%

40%

12%

-


Таблица 19 Частота вмешательства родителей в личную жизнь своего ребенка

класс

Кол-во респондентов

никогда

иногда

часто

всегда

9 "А"

29

7%

48%

25%

20%

9 "Б"

23

7%

27%

44%

22%

Среднее по параллели 9-х классов

52

6%

39%

33%

22%

10 "А"

26

11%

55%

11%

23%

10 "Б"

21

24%

43%

24%

9%

Среднее по параллели 10-х классов

47

15%

53%

16%

16%

11 "А"

18

11,1%

55,6%

22,2%

11,1%

11 "Б"

13

15,5%

38%

31%

15,5%

11 "В"

21

15%

46%

15%

24%

11 "Г"

14

21%

43%

21%

15%

Среднее по параллели 11-х классов

66

14%

47%

22%

17%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

7%

48%

27%

18%


Таблица 20 Отношение детей к вмешательству родителей в их личную жизнь

класс

кол-во респондентов

принятие как должного

терпимое отношение

раздражительное отношение

9 "А"

29

39%

26%

35%

9 "Б"

23

13%

39%

48%

Среднее по параллели 9-х классов

52

27%

38%

35%

10 "А"

26

15%

46%

39%

10 "Б"

21

33%

38%

29%

Среднее по параллели 10-х классов

47

23%

43%

34%

11 "А"

18

5

44,4%

50,6%

11 "Б"

13

15%

54%

31%

11 "В"

21

10%

43%

47%

11 "Г"

14

36%

43%

21%

Среднее по параллели 11-х классов

66

12%

55%

33%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

30%

50%

20%


Таблица 21 Ограничение родителями жизни детей

класс

кол-во респондентов

нет ограничений

ограничения есть

ограничений очень много


9 "А"

29

11%

72%

17%

9 "Б"

23

22%

61%

17%

Среднее по параллели 9-х классов

52

15%

67%

18%

10 "А"

26

-

81%

19%

10 "Б"

21

24%

62%

14%

Среднее по параллели 10-х классов

47

11%

72%

17%

11 "А"

18

28%

61%

11%

11 "Б"

13

31%

61%

8%

11 "В"

21

14%

81%

3%

11 "Г"

14

14%

86%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

20%

71%

9%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

7%

76%

17%


Таблица 22 Частота отклика родителей на просьбу ребёнка о помощи

класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

56%

35%

9%

-

9 "Б"

23

52%

48%

-

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

55%

40%

5%

-

10 "А"

26

50%

29%

25%

-

10 "Б"

21

76%

10%

14%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

62%

21%

17%

-

11 "А"

18

67%

16,5%

16,5%

-

11 "Б"

13

61%

31%

8%

-

11 "В"

21

46%

24%

30%

-

11 "Г"

14

50%

36%

14%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

42%

27%

31%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

165

55%

30%

15%

-



Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.