РУБРИКИ

Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только 2 объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название социометрического ограничения или лимита выборов. Многие исследователи считают, что введение социометрического ограничения значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

3.                Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. здоровье (физическое и психическое);

4. интересная работа;

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8. наличие хороших и верных друзей;

9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15. счастливая семейная жизнь;

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. творчество (возможность творческой деятельности);

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. жизнерадостность (чувство юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.

Для обработки результатов использовались математические методы.

Методами статистической обработки результатов называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в исследовании переменными величинами.

Некоторые из методов математико-статистического анализа позволяют вычислять так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Иные методы математической статистики, например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы методов, скажем, корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами.

Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

К первичным методам статистической обработки относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. В число вторичных методов обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок.

Рассмотрим методы вычисления элементарных математических статистик, начав с выборочного среднего.

Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы


где х — выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке; n — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; хк — частные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей n, поэтому индекс к данной переменной принимает значения от 1 до n; ∑ — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение Xх k соответственно означает сумму всех х с индексом k от 1 до n.

В психодиагностике и в экспериментальных психолого-педагогических исследованиях среднее, как правило, не вычисляется с точностью, превышающей один знак после запятой, т.е. с большей, чем десятые доли единицы. В психодиагностических обследованиях большая точность расчетов не требуется и не имеет смысла, если принять во внимание приблизительность тех оценок, которые в них получаются, и достаточность таких оценок для производства сравнительно точных расчетов.

Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или разброс данных.

Дисперсия вычисляется по следующей формуле



где S - выборочная дисперсия, или просто дисперсия



Выражение, означающее, что для всех xk от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

n — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

В качестве вторичного метода обработки результатов использовался t-критерий Стьюдента.

T-критерий Стьюдента используется для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Его основная формула выглядит следующим образом



где х1 - среднее значение переменной по одной выборке данных, х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных, т1 и т2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

т1 и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам



где S1 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке), S2- выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке), n1 - число частных значений переменной в первой выборке, п2 - число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице для заданного числа степеней свободы, равного п1 + п2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая чем 0,05, считается достаточной для научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и убедительнее делаемые выводы. Например, избрав вероятность допустимой ошибки, равную 0,05, мы обеспечиваем точность расчетов 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%, а выбор вероятности допустимой ошибки 0,001 гарантирует точность расчетов, превышающую 99,99%, или ошибку, меньшую, чем 0,01%.

Методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента в практике применяется тогда, когда необходимо, например, установить, удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для изменения которого предназначался.

Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.                На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 6-х - 8-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).

Критериями отнесения учащихся к данным группам стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам (см. приложение А). Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.

2.                На втором этапе исследования нами изучалась динамика становления «Образа-Я» подростков методикой Куна «Кто я?»;

3.                Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;

4.                Изучение социометрической методикой;

5.                Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.


2.2 Анализ результатов исследования


На втором этапе исследования мы проанализировали состояние и динамику развития «Образа-Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1 и рисунке 2.1.


Таблица 2.1 - Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?»

шкалы

6 класс

7 класс

8 класс

результат (%)

"социальное я"

100

100

100

"коммуникативное я"

20

35

60

"материальное я"

0

0

5

"физическое я"

20

30

50

"деятельное я"

15

25

55

"перспективное я"

0

0

0

"рефлексивное я"

15

40

75


По результатам обследования (таблица 2.1 и рисунок 2.1) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа-Я» и социальной идентичности в данных выборках.

Выборка 6-х классов характеризуется высоким показателем по шкале «социальное я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности «Образа-Я» и социальной идентичности в данном возрасте.

В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.

При сравнении результатов выборок 6-х и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.

Результаты обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа-Я» у учащихся 8-х классов.

Рисунок 2.1 Диаграмма общих показателей результатов обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?»


После анализа результатов обследования методикой Куна «Кто я?» было принято решение об исключении выборки 6-х и 7-х классов из дальнейшего исследования из-за низкого уровня сформированности изучаемых свойств («Образа-Я» и социальной идентичности).

Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 8-х классов (таблица 2.2) показал, что наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» сводятся к обозначению своей учебной ролевой позиции (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 90% испытуемых обозначили данную роль). 80% испытуемых обозначили свою семейную роль (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д.). Большая доля обозначения данных социально-ролевых позиций объясняется социальной ситуацией бытия подростка - он продолжает жить в семье, учиться в школе, по большей части идентичность в данном возрасте строится на двух основных ролях: школьник и член семьи.

Напротив ответа «ученик» («школьник») 60% испытуемых группы «риска» поставили знак «-», что означает «в целом мне лично данная характеристика не нравится», тогда как в группе «благополучные» только 20% испытуемых отметили данным знаком тот же ответ. Это означает отношение к школе и школьному обучению данных учащихся и еще раз доказывает правильность выводов по разграничению выборки на данные группы.

Далее, по шкале «социальное я», 30% испытуемых обозначили свою половую принадлежность, 10% ответили, что они являются спортсменами и 5% отметили свою групповую принадлежность к художественному кружку.

По шкале «коммуникативное я» 60% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»). Столь высокая доля таких ответов обусловлена тем, что в подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью человека и дружба начинает занимать одно из главных мест в жизни подростка.

По шкале «физическое я» 15% испытуемых указали свой возраст и 45% оценили свою внешность, причем большее число ответов о внешности дали девушки.

55% испытуемых дали ответы, относящиеся к шкале «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников.

По шкале «рефлексивное я» 75% испытуемых дали ответ «человек» и 25% - «личность». По этой шкале испытуемые чаще всего отражали качества своего характера и давали описания своего поведения.

Стоит сказать о том, что школа №,….


Таблица 2.2 - Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 8-х классов

шкалы

ответы

группы

Общее Кол-во

группа "риска" Кол-во

группа "благополучные" Кол-во

+

-

+

-

"социальное я"

ученик (ученица)

18

2

6

9

1

член своей семьи

16

9

0

7

0

половая принадлежность

6

2

0

4

0

гражданин

3

1

0

1

1

спортсмен

2

1

0

1

0

участник художественного кружка

1

0

0

1

0

"коммуникативное я"

друг (подруга)

12

4

0

8

0

"материальное я"

люблю путешествовать

1

0

0

1

0

"физическое я"

возрастные характеристики

3

0

0

3

0

оценка своего внешнего вида

9

3

0

5

1

"деятельное я"

Самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

11

4

0

5

2

"рефлексивное я"

личностные качества, особенности характера

5

1

0

4

0

человек

15

6

0

9

0


Анализ результатов обследования социометрической методикой (приложение Б, таблица 2.3, рисунок 2.3) показал, что в общей группе 3 испытуемых имеют высокий (>= 20) итоговый показатель (разность % выбора и % отвержения), 5 человек имеют средний (>=10 но <20), 5 человек имеют низкий (<10) и 7 человек отрицательный (< 0) итоговый показатель.


Рисунок 2.3 Диаграмма общих показателей социометрии


По итогам анализа результатов социометрии, проведенной в группах «риска» и «благополучных» отдельно 4 испытуемых имеют высокий, 7 - средний, 5 - низкий и 4 - отрицательный итоговый показатель.

Процентные показатели выбора и отвержения представлены в рисунке 2.3 и рисунке 2.4. Среднее арифметическое значение выбора в группах отдельно, по отношению к среднему арифметическому значению в общей группе, увеличился на 4. Вместе с тем среднее арифметическое отвержения уменьшился на 2.


Рисунок 2.3 Диаграмма показателей результатов социометрии в общей группе


Сравнение показателей выбора и отвержения в общей группе с показателями по группам отдельно (таблица 2.4) показало, что процент выбора в группах отдельно повысился у 60%, остался прежним у 20% и уменьшился у 20% испытуемых. Процент отвержения повысился у 45%, остался прежним у 10% и понизился у 45% испытуемых. Итоговый показатель повысился у 45%, остался прежним у 20% и уменьшился у 35% испытуемых.


Таблица 2.3 Итоговые показатели социометрии


высокий (20+)

средний (10< но <20)

низкий (<10)

отрицательный (<0)

В общей группе

15%

25%

25%

35%

По группам

20%

35%

25%

20%


Все это говорит о том, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе. Особенно явно это проявляется у испытуемых группы «риска».

У части испытуемых рейтинг, напротив, уменьшается, это говорит о непринятии конкретного человека группой и связано с индивидуальными особенностями (например: языковой барьер) и тот факт, что их рейтинг в отдельной группе по сравнению с общей группой падает, говорит лишь о том, что в большей массе людей они менее заметны (например: испытуемый №9).


Рисунок 2.4 Диаграмма показателей результатов социометрии в группах «риска» и «благополучные»


Таблица 2.4 - Результаты сравнения показателей социометрии в общей группе и по группам отдельно

% выбора

повысился

12

60%

остался прежним

4

20%

понизился

4

20%

% отвержения

повысился

9

45%

остался прежним

2

10%

понизился

9

45%

% общий

повысился

9

45%

остался прежним

4

20%

понизился

7

35%


Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в приложении В, таблице 2.5 и рисунке 2.5.

Из таблицы 2.4 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.

Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.

Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.

Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.


Таблица 2.5 - Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»

Ценности

Группа «риска»

группа «благополучные»

активная деятельная жизнь

11

6

жизненная мудрость

7

8

здоровье

2

6

интересная работа

6

10

красота природы и искусства

13

11

любовь

8

10

материально обеспеченная жизнь

13

10

наличие хороших и верных друзей

4

7

общественное признание

11

7

познание

9

7

продуктивная жизнь

14

9

развитие

11

10

развлечения

12

11

свобода

10

11

счастливая семейная жизнь

8

9

счастье других

13

14

творчество

13

13

уверенность в себе

8

13


Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».

В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».

Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».


 

Рисунок 2.5 Диаграмма средних показателей


По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 2.6), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.

Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.


Таблица 2.6 - Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента

ценности

t-критерий

разность средних значений

1.Активная деятельная жизнь

2,240

5,4

2.Жизненная мудрость

0,525

1

3. Здоровье

2,037

3

4. Интересная работа

1,873

4

5. Красота природы, искусства

0,698

1,4

6. Любовь

1,280

3

7. Материально обеспеченная жизнь

0,924

2,2

8. Наличие хорош. и верных друзей

1,075

2

9.Общественное признание

1,754

3,4

10. Познание

1,136

2,1

11.Продуктивная жизнь

3,211

5,2

12. Развитие

0,289

0,5

13. Развлечение

0,177

0,4

14. Свобода

0,742

2

15. Счастливая семейная жизнь

0,434

1

16. Счастье других

0,157

0,3

17. Творчество

0,118

0,2

18. Уверенность в себе

2,199

4


В таблице 2.7 и приведены коэффициенты корреляции ответов конкретных испытуемых со средними значениями по группам и итоговые показатели социометрии. При детальном рассмотрении данных результатов видна закономерность между данными показателями: чем выше коэффициент корреляции, тем выше статус испытуемого в группе. Особенно ярко данная закономерность просматривается в группе «риска», что объясняется более жесткими требованиями к членам данной группы.

В группе «благополучные» данная закономерность проявляется в меньшей степени, следовательно, члены данной группы более мягко относятся к мнению других людей и, отличие во взглядах для них не является причиной дискриминации.

Таблица 2.7 Сводная таблица итоговых показателей социометрии и коэффициентов корреляции со средними значениями по группе «риска»

Испытуемый

коэффициент корреляции

итоговый показатель социометрии

1

0,59

17

2

0,74

28

3

0,29

8

4

0,54

10

5

0,63

21

6

0,93

22

7

0,88

6

8

0,43

-11

9

0,64

-15

10

0,64

28

11

0,64

17

12

0

10

13

0,76

15

14

0,73

33

15

0,49

-11

16

0,6

11

17

0,39

13

18

0,35

-13

19

0,52

0

20

0,59

6


Итак, в ходе обработки и анализа результатов обследования была просмотрена динамика формирования «Образа-Я» в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки сформированности «Образа-Я» и социальной идентичности появляются у учащихся 8-х классов (в возрасте 14-15 лет).

Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.

Анализ результатов социометрии показал, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе.

Анализ результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».

При рассмотрении результатов социометрии и методики «ценностные ориентации» М. Рокича выявлена закономерность: чем выше коэффициент корреляции ответов конкретного испытуемого со среднегрупповыми значениями, тем выше статус испытуемого в группе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Изучение особенностей «Образа-Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа-Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).

Проблема нашего исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики мы пришли к следующим выводам:

1.                У школьников с 6 класса (с 12 лет) идет интенсивное развитие «Образа-Я» и социальной идентичности и к 8 классу (15 годам), данные свойства развиты на достаточно высоком уровне;

2.                Испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и школьниками;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.