РУБРИКИ

Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте

3.                Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе;

4.                Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»;

5.                При рассмотрении результатов социометрии и методики «Ценностные ориентации» видно, что чем ближе ценностные ориентации конкретного человека к среднегрупповым, тем выше его рейтинг в данной группе.

Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа - Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, - подтвердилась.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с.

2. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31

3. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 – 347 с.

6. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.

7. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 583 с.

8. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с.

9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с.

10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972. – 439 с.

11. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.

12. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с

13. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.

14. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981. - 287 с.

15. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.

17. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47

18. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с.

19. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.

20. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.

21. Московичи С. Машина, творящая богов. пер. с фр. - М., 1998. - 560 с.

22. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.

23. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. №2, 1987 - С. 44 - 67.

24. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362.

25. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict.// W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. - Monterrey, Calif., 1979. - 324 p.

26. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с.

27. Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour//Advances in Group Processes Ed. E. Lawer. 1985. V. 2. P. 77 121.

28. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М., 1999. - 247 c.

29. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.

30. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.

31. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления: Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. - Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44.

32. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

33. Phinney, J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research. Psychological Bulletin, 108, p. 499-514.

34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1999. - 267с.

35. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с.

36. Петровский А. В. Предпосылки и очерк стратометрической концепции групповой сплоченности. Возрастная и педагогическая психология. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания. С. 1 - 37.

37. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту.,1985. - 263 c.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.

39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 537 с.

40. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М.,1972.

41. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.,1979.

42. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989. - 245 с.

43. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения.// Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

44. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990. - 183 с.

45. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 381 с.

46. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24

47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1983. - 234 с.

48. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.,1991. - 216 с.

49. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

50. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. - 420 с.

51. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.

52. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - М., 2003. - 223 с.

53. Мещеряков Б., Зинченко В.. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 640 с.

54. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.

55. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. - 200 с.

56. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с.

57. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. 2005. - 349 с.

58. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

59. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.


Приложение А


Бланк экспертной оценки учеников


Уважаемый педагог, предлагаем Вам ответить на анкету. Ваши ответы будут использоваться в психологическом исследовании, проводящемся в Вашей школе. Результаты будут представляться в обобщенном виде, имена разглашаться не будут.

Если школьник в целом по предлагаемому критерию в целом характеризуется положительно, то напротив его фамилии поставьте знак «+» (плюс), если отрицательно, знак «-» (минус). Если нельзя охарактеризовать точно, поставьте знак « +- » (плюс минус).


№ п\п

Ф. И. О. ученика

критерии

успеваемость

посещение занятий

отношение к школе

отношение к педагогам

1

Ф. И. О.





2

Ф. И. О.





3

Ф. И. О.





4

Ф. И. О.





5

Ф. И. О.





6

Ф. И. О.





7

Ф. И. О.





8

Ф. И. О.





9

Ф. И. О.





10

Ф. И. О.





11

Ф. И. О.





12

Ф. И. О.





13

Ф. И. О.





14

Ф. И. О.





15

Ф. И. О.





16

Ф. И. О.





17

Ф. И. О.





18

Ф. И. О.





19

Ф. И. О.





20

Ф. И. О.





21

Ф. И. О.





22

Ф. И. О.





23

Ф. И. О.





24

Ф. И. О.






Приложение Б


Таблица Б.1 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой общей группы

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

1

0

1

2

4

10

1

2

2

9

23

-13

2

0

1

0

2

5

1

3

2

11

28

-23

3

2

0

0

6

15

0

0

3

3

8

8

4

1

2

1

8

21

0

0

0

0

0

21

5

0

2

4

8

21

0

0

0

0

0

21

6

0

3

1

7

18

0

0

2

2

5

13

7

0

0

1

1

3

0

0

1

1

3

0

8

0

1

0

2

5

0

1

3

5

13

-8

9

0

0

1

1

3

0

0

0

0

0

3

10

3

1

1

12

31

0

0

0

0

0

31

11

0

0

0

0

0

0

1

1

3

8

-8

12

2

0

0

6

15

0

0

1

1

3

13

13

2

0

1

7

18

0

0

1

1

3

15

14

0

0

2

2

5

3

2

2

15

38

-33

15

0

0

0

0

0

0

2

4

8

21

-21

16

1

1

1

6

15

0

0

1

1

3

13

17

1

0

2

5

13

0

0

0

0

0

13

18

1

0

0

3

8

0

0

2

2

5

3

19

0

0

1

1

3

0

0

2

2

5

-3

20

0

2

1

5

13

0

1

1

3

7,7

5


Таблица Б.2 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «риска»

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

1

1

0

1

4

22

0

0

1

1

6

17

2

2

0

0

6

33

0

0

1

1

6

28

6

1

0

1

4

22

0

0

0

0

0

22

7

0

0

1

1

6

0

0

0

0

0

6

8

0

0

1

1

6

0

1

1

3

17

-11

11

1

0

0

3

17

0

0

0

0

0

17

14

1

0

0

3

17

0

0

0

0

0

17

15

0

0

1

1

6

0

0

2

2

11

-6

16

0

0

1

1

6

0

0

0

0

0

6

20

0

1

2

4

22

0

1

1

3

17

6


Таблица Б.3 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «благополучные»

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

3

2

0

1

7

18

0

2

0

4

10

8

4

2

0

1

7

18

0

1

1

3

8

10

5

2

1

3

11

28

0

1

1

3

8

21

9

0

0

0

0

0

2

0

0

6

15

-15

10

2

2

1

11

28

0

0

1

0

0

28

12

2

0

0

6

15

0

0

2

2

5

10

13

1

2

2

9

23

0

1

1

3

8

15

17

1

1

0

5

13

0

0

0

0

0

13

18

0

1

1

3

8

1

0

5

8

21

-13

19

0

0

1

1

3

0

0

1

1

3

0



Приложение В


Таблица В.1 - Сводная таблица результатов обследования методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича выборки 8-х классов группы «риска»

испытуемые

ценности

1

10

12

1

2

18

3

4

5

6

7

13

14

15

16

8

9

11

10

2

5

6

1

4

7

8

16

3

10

9

14

10

18

11

2

15

12

13

6

12

7

1

4

15

5

18

2

9

6

16

10

13

11

3

14

17

8

7

18

4

3

2

13

7

14

1

11

8

15

9

17

10

6

12

16

5

8

14

2

1

15

9

10

16

11

12

13

17

8

3

6

5

7

18

4

11

10

11

3

2

17

12

8

4

16

5

13

15

1

9

7

18

14

6

14

14

13

1

4

7

2

11

5

6

18

9

3

15

12

17

10

16

8

15

18

5

2

10

16

15

14

8

13

12

11

9

6

1

3

17

7

4

16

1

4

8

3

17

9

10

2

11

5

18

12

14

6

16

15

13

7

20

9

3

1

7

8

4

14

2

13

5

12

15

10

16

11

17

6

18

среднее значение

11

6,7

2,2

5,3

13

7,5

13

4,3

11

8,8

14

11

11

9,8

7,8

13

13

8,3

дисперсия

29

16

4,8

18

20

17

18

9,8

9,8

19

7,7

14

36

21

28

14

17

19

стандартное отклонение

5,4

3,9

2,2

4,2

4,5

4,1

4,2

3,1

3,1

4,3

2,8

3,7

6

4,6

5,3

3,7

4,1

4,4

мода

1

2

1

4

7

###

14

2

9

5

11

12

13

16

3

15

17

18

медиана

10

5

1

4

13

7

14

4

11

8

13

10

13

11

7

15

14

8

минимальное значение

1

2

1

2

7

2

4

1

6

5

9

3

1

1

2

7

6

4

максимальное значение

18

13

8

15

18

15

18

11

16

18

18

15

18

16

17

18

18

18

Таблица В.2 - Сводная таблица результатов обследования методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича выборки 8-х классов группы «благополучные»

Испытуемые

ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

3

3

8

14

13

15

18

17

1

2

4

11

12

5

6

16

9

10

7

4

3

8

12

14

15

18

16

1

2

5

4

6

10

9

11

7

13

17

5

4

8

1

9

11

10

3

13

5

12

7

14

6

15

2

16

18

17

9

1

7

8

16

10

11

5

6

12

4

2

15

13

14

3

18

9

17

10

6

1

2

4

5

7

3

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

12

14

13

2

1

6

15

17

18

1

3

11

4

16

9

8

5

10

7

13

2

7

5

12

8

11

4

9

3

1

6

13

10

17

15

18

16

14

17

5

13

2

17

16

6

14

3

15

11

10

4

7

12

1

18

9

8

18

17

8

2

4

9

1

16

5

11

6

7

10

12

3

14

18

15

13

19

2

3

7

5

18

6

8

1

13

11

17

10

16

14

4

12

15

9

среднее значение

5,7

7,6

5,5

9,5

11

10

10

6,5

7,3

6,7

8,6

10

11

11

8,9

14

13

13

дисперсия

29

14

21

32

20

31

39

32

28

16

18

16

15

20

36

26

12

21

стандартное отклонение

5,4

3,7

4,6

5,7

4,5

5,5

6,2

5,7

5,3

3,9

4,3

4

3,9

4,4

6

5,1

3,5

4,5

мода

3

8

2

4

15

18

17

1

2

4

11

12

10

14

15

18

10

17

медиана

3,5

8

3,5

11

11

11

11

5,5

7

5,5

8,5

11

11

13

9,5

16

14

14

минимальное значение

1

1

1

1

5

1

3

1

1

1

2

4

5

3

1

5

9

7

максимальное значение

17

13

14

17

18

18

17

18

15

12

17

15

16

17

16

18

18

18



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.