РУБРИКИ |
Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте3. Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе; 4. Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»; 5. При рассмотрении результатов социометрии и методики «Ценностные ориентации» видно, что чем ближе ценностные ориентации конкретного человека к среднегрупповым, тем выше его рейтинг в данной группе. Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют. Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа - Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, - подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с. 2. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31 3. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с. 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 – 347 с. 6. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с. 7. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 583 с. 8. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с. 9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с. 10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972. – 439 с. 11. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95. 12. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с 13. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с. 14. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981. - 287 с. 15. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с. 16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с. 17. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47 18. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с. 19. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с. 20. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с. 21. Московичи С. Машина, творящая богов. пер. с фр. - М., 1998. - 560 с. 22. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211. 23. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. №2, 1987 - С. 44 - 67. 24. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362. 25. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict.// W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. - Monterrey, Calif., 1979. - 324 p. 26. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с. 27. Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour//Advances in Group Processes Ed. E. Lawer. 1985. V. 2. P. 77 121. 28. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М., 1999. - 247 c. 29. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с. 30. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с. 31. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления: Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. - Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44. 32. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с. 33. Phinney, J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research. Psychological Bulletin, 108, p. 499-514. 34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1999. - 267с. 35. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с. 36. Петровский А. В. Предпосылки и очерк стратометрической концепции групповой сплоченности. Возрастная и педагогическая психология. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания. С. 1 - 37. 37. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту.,1985. - 263 c. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с. 39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 537 с. 40. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М.,1972. 41. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.,1979. 42. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989. - 245 с. 43. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения.// Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74. 44. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990. - 183 с. 45. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 381 с. 46. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24 47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1983. - 234 с. 48. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.,1991. - 216 с. 49. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. 50. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. - 420 с. 51. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с. 52. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - М., 2003. - 223 с. 53. Мещеряков Б., Зинченко В.. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 640 с. 54. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с. 55. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. - 200 с. 56. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с. 57. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. 2005. - 349 с. 58. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. 59. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с. Приложение А Бланк экспертной оценки учеников Уважаемый педагог, предлагаем Вам ответить на анкету. Ваши ответы будут использоваться в психологическом исследовании, проводящемся в Вашей школе. Результаты будут представляться в обобщенном виде, имена разглашаться не будут. Если школьник в целом по предлагаемому критерию в целом характеризуется положительно, то напротив его фамилии поставьте знак «+» (плюс), если отрицательно, знак «-» (минус). Если нельзя охарактеризовать точно, поставьте знак « +- » (плюс минус).
Приложение Б Таблица Б.1 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой общей группы
Таблица Б.2 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «риска»
Таблица Б.3 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «благополучные»
Приложение В Таблица В.1 - Сводная таблица результатов обследования методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича выборки 8-х классов группы «риска»
Таблица В.2 - Сводная таблица результатов обследования методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича выборки 8-х классов группы «благополучные»
|
|
© 2010 |
|