РУБРИКИ

Гендерные аспекты брачного поведения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гендерные аспекты брачного поведения

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:

возраст,

этническая принадлежность,

социальный статус,

образование,

уровень интеллекта,

внешность,

совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).

При этом наибольшей является роль:

а) этнической принадлежности:

О роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.

б) роль возраста в брачном отборе:

Его роль подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

Например, в 1993 г. в Российской Федерации было заключено 1.106.723 брака. Из них:

браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11%,

браки, в которых жених и невеста имели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том же пятилетнем возрастном интервале), - 40%.

браки, в которых жених был старше невесты, - 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которых возраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст невесты.

в) роль образования:

В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.

В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать "переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования". Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, вытекает и существование "второго пика " внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.

Итак, брак и семья как социальные институты различаются и в разные времена и в разных обществах, живущих одновременно. Но, будучи институтами воспроизводства и поддержки потомства, в разных обществах брак и семья принимают различные формы. Объективным же базисом, "разрешающим" изменение форм, способов, практик семейной жизни, является состояние демографической сферы общества. Ослабление многих традиционных норм, дуализма морали, этикета, брачных и семейных ритуалов, изменение обычаев и законов происходит в результате ослабления "демографического давления"[29]. Это происходит сейчас и происходило веками, на протяжении всей истории человечества, порождая и множество социальных проблем, и разное отношение к этим проблемам и процессам как обывателей, так и исследователей семьи и брака.

Обобщим отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным.

Для "традиционализма", фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес' ценности родства над максимизацией выгод индивида и над самой экономической эффективностью, тогда как в "современной семье" родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность помимо гигиенических и физиологических процессов дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.

В феминистских теориях подобная двойная занятость женщин интерпретируется как итог "господства мужчин", поэтому часто желательное "равноправное" распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом "демократизации" семьи и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные модели" ceмейного "равенства".

Следует помнить о социокультурной данности семейных ролей мужа и жены, отца и матери, "отстающих" от динамики политизируемых межличностных отношений. Важно также учитывать закон первичной избирательности индивидов при формировании семьи и принцип предпочтения, приоритетности "своих" (из своей семьи)"чужим" людям, организациям, институтам. Переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию точнее описывает трансформацию мужских и женских ролей в семье, чем смена пресловутого "жесткого" разделения труда между мужем и женой (в "традиционалистской семье") некоей "эгалитарностью" и "взаимозаменяемостью" семейных ролей (в "современной" семье).

Система ценностей фаминизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере "модернизации" становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма"[30].

Сейчас происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).

Переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

Переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).

Переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.

Квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи на протяжении всей письменной истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности) разводимости и падения брачности, поскольку нет никаких биологических и стихийных социальных "защитных механизмов", останавливающих эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне.

В XXI в. все исторические тенденции, свойственные модернизации общества, сохранили свою направленность, углубились и расширились в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности, исчезновения семейного производства как преимущественного, последствия элиминирования семейной экономики, ослабления посреднической роли семьи и ее положения среди социальных институтов и во взаимоотношениях с институтом государства.

Данные статистики и социологических исследований зафиксировали следующие тенденции в изменении структуры конъюгальной семьи:

массовую нуклеаризацию семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;

снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака), рост доли "осколочных" семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей,' где один из родителей не является кровным и воспитывает "чужого" ребенка, увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов;

массовую малодетность и однодетность семьи, вызванную массовой потребностью семьи в одном-двух детях, а не какими-либо помехами к реализации "большой" потребности в детях.

Несколько десятилетий назад зарегистрированный брак повсеместно был единственной признанной обществом формой супружеского союза. В последние десятилетия ХХ века в индустриальных странах семья претерпела глубокие изменения. Существенная отличительная черта матримониального поведения - поздний возраст вступления в брак (временно снизившийся в период бэби бума 1945-1965 годов) - в странах Запада повсеместно усугубилась, а в последние годы брак стал стареть и в Восточной Европе[31].

На глазах расширяется выбор вариантов матримониального поведения. Широко распространились разводы. Новые социально признанные и становящиеся массовыми формы поведения включают различные виды незарегистрированных союзов, причем некоторые из них в большей, а другие в меньшей степени соответствуют понятию "гражданский брак", которое предполагает совместное проживание и субъективное отношение к нему как к стабильному союзу. Супружество более не обязательно предполагает совместное проживание, совместное проживание возможно без заключения брака, деторождение далеко не всегда происходит в браке и на место стандартной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей.

За последние годы произошло изменение традиционного образа мужчины. В 2003 и в 2008 годах Орлянским С.А. было проведено социологическое исследование, связанное с изучением трансформации традиционного образа мужчины, с целью выявления тенденции в изменении социальных ролей мужчин России в постсоветский период и основных причин трансформации мужской сущности. В ходе исследования было проведено анкетирование студентов СГУ. Значительное большинство респондентов, (всего 295 человек, из них 74,4% мужчин и 80,3% женщины в 2003 году и 309 человек из них 74,4% мужчин и 87,2% женщин в 2008 году), считают, что в настоящий исторический период происходит трансформация образа мужчины. При ответе на следующий вопрос, с чем именно связана трансформация образа мужчины, мнения респондентов по годам незначительно отличаются. В 2008 году, основной причиной трансформации образа мужчины респонденты связывали: во-первых, с европеизацией образа мужчины (так ответило 134 респондента, из них 35,2% мужчин и 35,3% женщин); во-вторых, с маскулинизацией образа женщины (60 респондентов, из них 9,7% мужчин и 21% женщин); в-третьих, с нежеланием мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции, что приводит к феминизации образа мужчины (49 респондентов, из них 25% мужчин и 2,5% женщин).

Следующее, о чём необходимо сказать, это о социально-экономических причинах, способствовавших изменению социокультурной роли мужчины в обществе. Неспособность или нежелание мужчины найти высокооплачиваемую работу, неспособность выполнять свои исторические функции добытчика и кормильца вынуждает идти на заработки женщину.

Таким образом, если мужчины, оставшиеся без работы, теряют доминантное положение в семье и прибегают ещё к употреблению алкоголя, постепенно деградируют и через некоторое время становятся недееспособными. На основе приведённого фрагмента социологического исследования, можно сделать вывод, что одной из основных социокультурных причин трансформации мужчины в современном российском обществе можно считать демаскулинизацию, и даже феминизацию образа мужчины и трансформацию настоящей мужественности. Но даже если мы говорим о трансформации образа мужчины и его феминизации, всё равно основные традиционные функции мужчины в семье и обществе продолжают быть актуальными и сейчас.

Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества.


Раздел 2. Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин


Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом (Вейнишер О., 1991; Абибукова Н.И., 1996; Фрейд З., 1997; Берн Ш., 2001). Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе (Кон И.С., 1982; Агеев В.С., 1987; Геодакян В.А., 1989; Адлер А., 1998; Арканцева Т.А., Дубовская Е.М., 1999). Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Очевидно, что пол как биологическое явление, безусловно, относится к индивидным характеристикам. Что же касается различий в психологических качествах у людей различного пола, то они стали замечаться и выделяться в качестве отдельного предмета сравнительно недавно. Однако понятно, что как особенности, касающиеся репродуктивного поведения (ухаживания, брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской подвыборке. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно (Кон И.С., 1982, Русалов В.М., 1993) [32].

Так, еще в 1942 году Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины зато более сообразительны, находчивы, изобретательны (Макнемар, 1942). Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами и лишь потом - женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны (Кон И.С., 1982).

С чем же могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола? Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за пределы психологии и обратиться к теориям и гипотезам, существующим в этологии и биологии. Все попытки объяснения половых различий поведения могут быть сгруппированы в биологические (сюда могут быть отнесены эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса) и психологические (психоаналитическое, бихевиористское и когнитивистское объяснения развития психологического пола) (Геодакян В.А., 1989; Дольник В.Р., 1995) [33].

Вопрос, для чего вообще существует пол, возникал давно. Самый простой ответ - для размножения - удовлетворительным считаться не может. В живом мире существует, помимо раздельнополого, еще также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение, причем очевидных преимуществ перед ними у раздельнополого размножения не проявляется. Напротив того, комбинаторный потенциал (сочетание генов) у гермафродитов в два раза больше, а количество потомства (эффективность размножения) выше у бесполых. Однако все прогрессивные формы размножаются именно половым путем (Геодакян В.А., 1989, Дольник В.Р., 1995).

Для прояснения роли раздельнополого размножения в 1965 г. отечественным биологом В.А. Геодакяном (под очевидным воздействием кибернетики и теории систем) была создана т. н. эволюционная теория пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса - сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой. Очевидно, что только мужских (или только женских) особей недостаточно для обеспечения преемственности и развития вида. Они должны сосуществовать.

Изначально организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, чем мужской. Так, если мужчина в конфликтном поведении, например, обычно ведет себя взрывчатым образом, то сделать его терпимым и миролюбивым едва ли удастся. А женщина может сочетать в своем поведении несколько стратегий, гибко используя их в зависимости от ситуации. Благодаря этому адаптивные способности женских особей намного выше, а обучаемость лучше. (В исследованиях по педагогической психологии отмечается, что изначальный уровень способностей, как правило, выше у мальчиков, но в процессе обучения они быстрее выходят на плато, в то время как девочки, отталкиваясь от более низких показателей, набирают темп и обгоняют мальчиков). Если мы придем в школьный класс и посмотрим на успеваемость детей, то окажется, что девочки (как и мальчики) в равной степени распределяются на отличниц, двоечниц и посредственных учениц. Однако, если мы поставим вопрос иначе: кто самый отъявленный двоечник и хулиган, кто самый талантливый ученик - то окажется, что эти группы заполнены, как правило, мальчиками. Т.е. мужская подвыборка обладает более специализированным поведением, что в целом и мешает адаптации на уровне индивида. Все крайности ярче представлены у мужчин, но женщины более обучаемы.

Очевидно, что, обладая узкой нормой реакции, мужчины более биологически (и психологически) уязвимы. Поэтому и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки - мужчины.

Геодакяном сформулировано филогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. Т.е. популяция маскулинизируется, а значения признака, существующие в мужской подвыборке, являются эволюционно выгодными. Это относится ко всем видам, обладающим раздельнополым размножением.

Существует также и онтогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской. Правило отцовского эффекта в селекции состоит в том, что по дивергирующим признакам родителей (являющимися предметом внимания) должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвергирующим (несущественным для выведения породы) - женская.

Интересно, что в онтогенезе женские формы признака проявляются раньше, а мужские - позже. Так, маленькие обоего пола дети больше похожи на девочек, а у пожилых людей, опять же, независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и пр). По характерологическим признакам маленькой девочки можно с большей достоверностью предсказать структуру личности и поведение взрослой женщины, чем у мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков).

Примечательно, что и врожденные аномалии, имеющие "атавистическую" природу, чаще проявляются у женщин, а "футуристическую" - у мужчин. Так, среди новорожденных девочек чаще попадаются обладающие хвостиками. Однако самый длинный хвостик, составляющий 13 см, все же принадлежал мальчику. Наблюдается половой диморфизм ив области появления болезней (все новые заболевания, такие, как рак, СПИД, сначала появлялись у мужчин), и в строении мозга (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы - кора и левое полушарие, а у женщин - консервативные системы, подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин - интуитивного, образного и чувственного познания). Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы. Кроме того, и в культурно-историческом процессе наблюдается флагманская роль мужчин: каждая новая профессия была вначале только мужской и лишь затем становилась женской, а основные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.

Итак, различия между женщинами и мужчинами существуют, имеют эволюционное обоснование и инстинктивную природу (Русалов В. М.; 1993, Геодакян В.А., 1989; Машков В.Н., 1998; Либин А.В., 1999; Анастази А., 2001). К настоящему времени существует также и физиологическое, построенное на изучении действия половых гормонов объяснение особенностей поведения человека. Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин - эстрадиол. В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем) [34].

Итак, мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью (Айзенк Г., 2002). Таким образом, согласно теории В.А. Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности, уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.

Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины по сравнению с мужчинами обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями).

В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, маскулинность и фемининность рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. Подобным образом построена шкала № 5 опросника ММР1. В-третьих, маскулинность и фемининность могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки (Кон И.С., 1982) [35].

Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные и недифференцированные, которые присутствуют в каждой половой группе). Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные - отсутствием жизненных сил.

Большинство психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин - внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности).

Как появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон. Говоря о психологическом поле, за рубежом используют два термина: sех, если речь идет о биологических основах поведения, и депйег, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения (Кон И.С., 1982; Юнг К., 1982; Русалов В.М., 1993) [36].

В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то тендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются (Крайг Г., 2000).

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин, закрепленной в архетипах анимы (у мужчин) и анимуса (у женщин), которые даже при отсутствии убедительной реальной модели для подражания предоставляют своим обладателям образцы мужского и женского поведения (Юнг К., 1982).

Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.

Анализ теоретических работ по социальной психологии, философии, социологии и культурологи, раскрывая содержание представлений о семье, об источниках их формирования и основах брачного поведения будущих супругов, дал основание утверждать, что при взаимодействии будущих брачных партнеров его непосредственными регуляторами являются, прежде всего, социальные установки как готовность к определенного рода действиям и оценкам, а также тендерные стереотипы, выполняющие функцию фильтрации, избирательности и адаптации к будущему супругу.

Гендерные различия выбора партнера по браку представлены в содержании стереотипов, обусловленных патриархальной или феминистической точкой зрения: о физических данных будущего избранника, основанных на репродуктивных ожиданиях и биологических возможностях, полоролевых стереотипах о реализации семейных функций в будущем браке, традиционных стереотипов маскулинности - феминности, стереотипных представлений о разделении труда. Представления субъекта о будущей семье и партнере по браку базируются, прежде всего, на моделях родительской семьи, а также влиянии школы (вуза), государства со сложившейся актуальной социально-экономической и культурной ситуацией. Однако мы считаем, что перечень источников, приводимых в научной литературе, не отражает их многообразие, поэтому в теоретико-эмпирической модели постарались максимально учесть их, включив в соответствующий блок источников представлений молодых людей о семье и супруге. Семейная ориентация значительной части современной молодежи не сопровождается установкой на рождение детей, основной причиной являются социокультурные изменения, ведущие к смене приоритетов в представлениях о семье, когда дети не включаются в ценностный состав основ проектируемой семьи.

Отсюда, следует полагать, что главной детерминантой процесса брачного поведения людей является искаженная система установок, представлений и стереотипов и о семье и партнере по браку, сформированная под влиянием социокультурных и прошлых демографических особенностей России. В этой связи можно предположить, что брачное поведение имеет тендерные особенности и обуславливают специфику принятия решения юношами и девушками о заключении брака.

Самостоятельность и свобода становятся отличительными направлениями, сопровождающими все ценностные ориентации добрачного поведения. Но оказывается, что конструктивными ценностями, к которым относятся свобода и самостоятельность, необходимо уметь воспользоваться, иначе цена ошибочных решений создать семью может быть слишком высока. Потому и для мужчин, и для женщин, выходящих на брачный рынок, представляется трудной задача выбрать того спутника жизни, который бы в полной мере соответствовал их ожиданиям и представлениям об идеальном партнере. Как показало исследование, проведенное в январе-феврале 2008 года в г.Н. Новгороде и г. Богородске, в ходе которого было опрошено 275 молодых людей, имеющих опыт семейной жизни, представители сильного и слабого полов по-разному справляются с этой задачей - выбором спутника жизни.

Можно утверждать, что современные брачные практики характеризуются, как правило, добровольным и желанным браком (60%) [37]. В то время создание семьи не всегда был делом только двоих влюбленных. Примерно трети мужчин и более чем половине женщин в предбрачный период пришлось выслушать немало нелицеприятной информации об их избранниках. Примечательно, что информирование было чаще направлено на женщин, что может быть объяснено их большей по сравнению с мужчинами внушаемостью или нерешительностью при принятии столь ответственного решения.

На основе проанализированных эмпирических данных Орлянский С.А. выделяет шесть групп каналов поиска брачного партнера:

социальное окружение индивида, с которым он контактирует ежедневно. Это наиболее традиционный и распространенный путь поиска брачного партнера. К ним автор относит профессиональное сообщество (в том числе коллеги по работе, круг профессионального общения), либо учебную группу и компанию друзей, являющиеся повседневной средой общения каждого человека. Из них самым популярным способом знакомства, который "лидирует" с огромным отрывом, является знакомство в компании друзей.

социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор представлены в качестве каналов поиска брачного партнера). Эта группа каналов довольно популярна среди москвичей;

места проведения досуга, которые в городе с развитой индустрией развлечений расположены практически на каждом шагу (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы). Наиболее популярным каналом в этой группе являются рестораны, кафе и бары, в которых надеется встретить спутника жизни;

интерактивные знакомства - через Интернет и SMS-сообщения. Это принципиально новые каналы поиска брачного партнера, возникшие с развитием информационных технологий.

внутри - и межсемейные связи в качестве канала брачного рынка отражают привычные связи мигрантов, которые в силу опасения потери своей этнической идентичности стараются связывать себя узами брака с представителями своей национальности или же, руководствуясь сложившимися на родине нормами, поведенческими стандартами и принципами, находят будущую жену / мужа на этнической родине;

церковь.

Итак, в ситуации выбора брачного партнера женщины чаще проявляют меньшую решительность и рациональность, чем представители сильного пола. В то время как знание особенностей потенциального спутника жизни, учет мнения заинтересованных лиц может способствовать снижению количества неверных решений и разводов.

 

Раздел 3. Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования


Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек (80 женщин, 70 мужчин). Работа выполнялась на базе ТГУ им. Г.Р. Державина и в местах проведения досуга.

Цель исследования: изучение гендерных стереотипов брачного поведения тамбовской молодежи.

Гипотеза исследования: Существуют различия в представлениях о будущей семье по степени их сформированности, осознанности, качественному составу, рациональности и эмоциональности у юношей и девушек Тамбова.

Принятие решения о вступлении в брак основано на предшествующем опыте, включающим опыт, приобретенный в родительской в семье, в реальном взаимодействии с представителями противоположного пола, почерпнутый из различных информационных источников (СМИ, искусства, литературы, истории и других). Данный опыт представлен в сознании людей как совокупность стереотипных представлений об идеальном избраннике и моделей взаимодействия с ним, и типичном представителе непосредственного социального окружения своего региона. Данный набор стереотипов и соответствующих этим стереотипам поведенческих готовностей (социальных установок) регулирует непосредственное взаимодействие субъектов по поиску партнера.

Гендерные стереотипы делятся на три группы:

стереотипы публичной сферы (макросоциальный уровень) в рамках которой социально-экономические отношения носят преимущественно формальный, деперсонализированный характер и строятся на принципах эквивалентного обмена, конкуренции, ценностях независимости, собственности, достижений. Существующая в этой сфере горизонтальная сегрегация обусловлена, наряду с другими объективными и субъективными факторами, существующими гендерными стереотипами, разделяющие сферы социально-экономической деятельности на мужские и женские.

стереотипы приватной сферы (микросоциальный уровень) характеризуют межличностные отношения, направленные на создание семьи, определение репродуктивных установок, поддержание внутрисемейных ролей, а также определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной направленностью исполняемых супругами гендерных ролей.

социально-психологические стереотипы, проявляющиеся как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Стереотипы эмоциональности и психологической зависимости определяют поведение мужчин и женщин дома и при взаимодействии с другими социальными институтами.

В выборе модели брачного поведения важна роль сходства и различий в выборе партнере; влиянии сознательных и бессознательных фильтров, где в качестве эталонов соотнесения выступают модели идеального партнера и родительской семьи, служащих критерием оценки предполагаемого вступления в брак; поиске максимальной выгоды в планируемых взаимоотношениях; поиске родительских качеств в будущем партнере; роли доминирующих мотивов; партнере, как средстве удовлетворения потребностей.

Следует полагать, что в реальном взаимодействии людей проявляются указанные закономерности, в конечном итоге приводящие к решению о заключении брака (или отказе от него). Анализ представлений о семье и браке дает ключ к пониманию специфики такого взаимодействия, которое в реальности имеет тендерные противоречия, проявляемые как при принятии решения о совместной жизни, так и в устойчивости будущего брачного союза и реализации репродуктивного потенциала.

В целях изучения социально-психологических особенностей брачного поведения и в соответствии с теоретической моделью был использован авторский опросник (Приложение 1), позволяющий получить данные о многообразии факторов, влияющих на формирование брачного поведения.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

На основе проанализированных эмпирических данных автор выделяет шесть групп каналов поиска брачного партнера:

социальное окружение индивида, с которым он контактирует ежедневно. Это наиболее традиционный и распространенный путь поиска брачного партнера. К ним автор относит профессиональное сообщество (в том числе коллеги по работе, круг профессионального общения), либо учебную группу и компанию друзей, являющиеся повседневной средой общения каждого человека. Из них самым популярным способом знакомства, который "лидирует" с огромным отрывом, является знакомство в компании друзей. Это весьма удачное место для приобретения новых знакомств, люди там более открыты, находясь в обществе друзей, в привычной атмосфере.36,3% предполагают встретить будущего супруга в компании друзей;

социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор представлены в качестве каналов поиска брачного партнера). Эта группа каналов довольно популярна среди москвичей. Данный путь поиска брачного партнера отмечают 15,5% респондентов;

места проведения досуга, (рестораны, кафе, клубы, спортивные залы). Наиболее популярным каналом в этой группе являются рестораны, кафе и бары, в которых надеется встретить спутника жизни каждый десятый;

интерактивные знакомства - через Интернет и SMS-сообщения. Это принципиально новые каналы поиска брачного партнера, возникшие с развитием информационных технологий.

По итогам анализа информационных источников формирования представлений о семье можно заключить, что источники формирования стереотипных представлений молодежи о лице противоположного пола у юношей и девушек имеют сходную структуру и определяются ориентацией на мораль своего поколения в условиях повседневной жизнедеятельности, в то время как образ родителя противоположного пола менее значим. Молодые люди строят представления друг о друге на основе противоречивой информации: о репрезентируемых "парадных" качествах в досуговой активности и негативных проявлениях субъектов в повседневной жизнедеятельности.

Отвечая на вопрос о уровне доходов семьи ответы распределились следующим образом:


Таблица 1.

По Вашему мнению, уровень доходов вашей семьи

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

Мужчины%

Женщины,%

1

а) низкий

8,3

53,3

2

б) средний

58,3

20,1%

3

в) высокий

19,4

10,2%


На вопрос о предполагаемом месте встречи будущего супруга (супруги) Мужчины предпочитают ближайшее окружение 58,2, интерактивные знакомства 20,4%. Женщины высказали предпочтение ближайшему окружению - 53,3%, места проведения досуга - 20,1%


Таблица 2.

Где вы предполагаете встретить будущего супруга (у)?

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

Мужчины%

Женщины,%

1

ближайшее окружение, с которым вы контактируете ежедневно

58,2

53,3

2

социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор)

19,4

10,2%

3

места проведения досуга

8,3

20,1%

4

интерактивные знакомства

20,4

10,4%



Вопрос материального положения партнера волнует


3. На вопрос: Каково должно быть материальное положение партнера большинство мужчин 80,2% ответили, что для не них важно материальное положение партнера.



Женщины придают большее значение материальному положению партнера, так 53,2% хотят, чтобы мужчина был материально обеспечен.



По результатам анализа ответов на 4 вопрос мужчины предпочли гражданский брак - 54,6%, не важно ответили - 24,3%. Женщины предпочитают брак зарегистрированный - 56,8%, церковный - 28,2%.



К добрачным связям положительно относятся 32,2% мужчин, отрицательно - 31,6%, все равно - 30,8%

А) положительно

Б) отрицательно

В) Мне все равно



Девушки главными качествами своего будущего избранника считают (в порядке значимости): любящий; мужественный; искренний; счастливый; обаятельный; сильный; дружелюбный; чистый; не женственный. В образе идеального супруга отсутствуют феминные качества, а преобладают качества моральные, также представлены маскулинные характеристики. Доминируют романтические ожидания, соответствующие стереотипным (литературным, кинематографическим, культурно - историческим) образцам мужчины. Эти представления в реальной жизни находятся в диссонансе с опытом реального взаимодействия с молодыми людьми, представляющими свой регион. Оцениваемая девушками реальность показывает, что мужчины не соответствуют параметрам идеального избранника, прежде всего, расхождение представлено в таких характеристиках как: не любящий; недостаточно мужественный; женственный; недостаточно обаятельный; не вполне сильный; недостаточно добросовестный.


Таблица 4.

Какими главными качествами должен обладать будущий избранник (избранница)?

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

Мужчины%

Женщины,%

1

любящий.

58,3

53,3

2

мужественный (женственная)

19,4

20,1%

3

искренний

8,3

10,2%

4

дружелюбный

12,9

10,4%

5.

другое

2%

6%


Большинство наших респондентов обеих групп отдали предпочтение сходству ценностных ориентаций, норм и установок. В этом они прежде всего видят залог идеального брака (табл.1).

Таблица 5.1

Какие условия, по Вашему мнению, способствуют идеальному браку?

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

Мужчины%

Женщины,%

1

Партнеры разделяют одинаковые принципы жизни.

58,3

83,3

2

Партнеры формировались в одной культуре/стране

19,4

16,7

3

Партнеры формировались в разных культурах

8,3

0

4

Другое

13,9

0



Ответы респондентов (табл.2) наглядно свидетельствуют о готовности отказаться от т. н. традиционного брака. Они готовы отвергнуть культуру гендерного партнерства, основанную на доминировании мужчины. В отказе проявляют солидарность и мужчины, и женщины. Современные молодые, профессионально ориентированные люди конструируют отношения в браке на ценностной основе, отличной от традиций, на принципах равноправия, равнозначности и уважения к личности своего партнера или любимого человека.

Таблица 6

Как Вы определяете для себя идеальное взаимодействие с Вашим супругом, другом?

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

мужчины,%

женщины,%

1

Партнерство, ориентированное на семейное благополучие

83,3

70,8

2

Сохранение автономии личности

13,9

25,0

3

Традиционная семья (доминирование мужа/отца)

2,8

4,2

4

Другое

0

0


Мнения по вопросу о готовности к изменениям партнеров в гендерном союзе показались нам наиболее интересными (табл.3). Во-первых, они могут свидетельствовать об искренности ответов. Во-вторых, они фиксируют господствующее отношение к браку как партнерскому союзу, в котором каждый должен быть готов к изменениям. В-третьих, студенты отдают себе отчет в том, что необходимой готовности к изменениям им не хватает.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.