РУБРИКИ

Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Таким образом, у подростков может быть опыт интеллектуальной интоксикации. Новые силы мышления направлены внутрь себя для детальной проверки Я и в то же время на внешний мир, который неожиданно становится намного сложнее [17,21,49].

Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос «как далеко можно зайти?». Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики или связаны с преступными группировками. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее. Некоторые их решения, включая решения о сексе, ведут за собой сложные, иногда связанные с угрозой жизни последствия. Розмари Джадак и ее коллеги изучали моральные рассуждения 18- и 20-летних людей о сексуальном поведении, которое могло привести к венерическим заболеваниям, включая ВИЧ/СПИД. Исследователи обнаружили, что только 20-летние испытуемые готовы к решению моральных проблем, связанных с венерическими заболеваниями. По-видимому, даже способность выносить моральные суждения об угрожающем жизни поведении требует времени для своего развития.

Процесс мышления подростков изменяется в связи с их развивающимся чувством морали. К подростковому возрасту большинство детей выходят за пределы доконвенционального (ниже общепринятого, условного среднего) уровня морального развития, по Р. Колбергу, и достигают конвенционального (общепринятого, условного среднего) уровня (основанного, главным образом, на социальной конформности). Большинство мотивированы избегать наказаний, ориентированы на послушание и готовы принять общепринятые моральные нормы. Возможно, такие люди в течение всей жизни будут функционировать в рамках законности в случае, если у них не возникнет особых причин для выхода за их пределы. Во многих повседневных ситуациях такая позиция позволяет избежать конфликтов с обществом. Они могут никогда не достичь заключительной стадии морального развития, на которой мораль рассматривают как возникающую из личных этических принципов. Эти принципы могут вызвать у индивида проблемы, если они отличаются от общественных [34,43,47].


1.3           Социальная ситуация: сущность, типология


Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийный бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, с отклонением в поведении; дети, жизнедеятельность которых, объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [30].

Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие интеграции особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения [6].

В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход (Л.С. Выготский (1983 год) направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью [11].

Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.

Жизненные ситуации – это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.

Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды [15].

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей) [23].

Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека [33].

Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей [26].

В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую [4].

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

·   поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

·   когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

·   витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

·   экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

·   вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [44].

В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально - психологическими особенностями личности. Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности [40,48].

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. [38].

Еще А.С. Макаренко (1935 год), например, указывал, что каждому воспитателю необходимо не только знать общепринятые методы воспитания и обучения, но также и учитывать своеобразие их преломления через восприятие личности подростка – объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже давно утвердилась в русле общепсихологической теории (Б.Г. Ананьев (1973 год). Необходимость такого подхода к изучению личности трудных подростков диктуется в настоящее время фактами, свидетельствующими о малой диагностической и прогностической ценности разрозненных и узкоспециальных обследований, когда отдельные характеристики личности не могут объяснить целостной природы противоправного поведения. Комплексный подход представляется наиболее эффективным при рассмотрении личности подростка как сложной системы, образуемой сочетанием различных по уровню сформированности и содержанию психологических свойств и находящейся в динамике своего онтогенетического развития [3, 24].

На основании анализа выше изложенного можно сделать вывод, что личность подростка – это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.



2. Исследование гендерных особенностей подростков, попавших в

трудную жизненную ситуацию

2.1 Программа исследования


Исследование проводилось в Красноярском государственном автономном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания «Тесь» социально – реабилитационное учреждение для несовершеннолетних и МОУ СОШ № 9 г.Минусинска.

В исследовании принимали участие 30 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (это: неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, т.е. отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно – гигиенических условий; отсутствие условие для воспитания детей, т.е. отсутствие работы у родителей, жилья; отсутствие личного примера в воспитании со стороны родителей, т.е. пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни; вовлечение детей в противоправные действия, т.е. попрошайничество, проституция и.т.д.; жестокое обращение с детьми со стороны родителей, т.е. нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку; отсутствие контроля за воспитанием и обучением, отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка; конфликтные отношения между родителями и ребенком), проходящие реабилитацию в КГАУ «КЦСО «Тесь» СРОдН и 30 подростков, подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, обучающихся в МОУ СОШ № 9 г.Минусинска.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Биографический опросник BIV. Авторы – разработчики: Bottscher, Jager, Lischer, автор адаптации Чикер В.А.

Цель: изучение некоторых аспектов биографии, окружающей социальной среды и личности испытуемого.

Методика описывает испытуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Она позволяет получить стандартизированную информацию о ситуации социальной среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально – психологической адаптации личности. Результаты данной методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

Опросник содержит 8 шкал: субъективное описание семейной ситуации, сила «Я», самоуверенность, социальная адаптированность, воспитательное воздействие родителей (замещающих лиц), нейротизм, социальная активность, стессоустойчивость, экстраверсия (См. прил. 1).

2.                 Опросник Басса – Дарки. Авторы: А. Бассе, А. Дарки.

Цель: диагноситка состояния агрессии.

При помощи данной методики можно выявить у испытуемого наличие акцентированных черт личности, склонность к агрессивному и враждебному поведению. Опросник содержит 8 шкал:

·                   Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

·                   Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

·                   Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

·                   Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

·                   Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

·                   Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

·                   Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг). Так и содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

·                   Чувство вины – выражает возможное субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (См. прил. 2).

3.                 Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ). Авторы: А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Цель: выявление показателей адаптивных способностей.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

«Достоверность» (Д);

«Адаптивные способности» (АС);

«Нервно-психическая устойчивость» (НПУ);

«Моральная нормативность» (МН).

Результаты по каждой из шкал интерпретируются в соответствии со следующими нормативами:

·                   Высокий уровень выраженности показателей, которые измеряются соответствующей шкалой, и, соответственно, высокий уровень развития адаптивных способностей. Если испытуемый набирает количество баллов в данном диапазоне, то можно прогнозировать, что процесс его профессиональной адаптации будет проходить успешно.

·                   Средний уровень.

·                   Низкий уровень, т.е. если количество совпадений ответов испытуемого с ключом находится в данном диапазоне, это указывает на низкий уровень развития адаптивных способностей. Испытуемые, набравшие количество баллов в данном диапазоне, требуют особого внимания и помощи со стороны руководства, психолога и коллектива в процессе профессиональной адаптации.

Сравнение результатов, полученных испытуемым по каждой из шкал, дает возможность выявить те индивидуально-психологические качества, которые подлежат развитию в процессе социально-психологического обеспечения его адаптации (См. прил. 3).

4. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Автор адаптации Л.Н. Собчик.

Цель: выявление показателей индивидуально – личностных особенностей.

При помощи данного теста можно изучить неосознаваемые глубинные проблемы личности, актуальное психическое состояние испытуемого, его тип реагирования и степень адаптированности.

Тест содержит следующие шкалы: вегетативный коэффициент, суммарное отклонение от аутогенной нормы (См. прил. 4).

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью критерия φ* - угловое преобразование Фишера.


2.2 Анализ исследования


Вся выборка была разделена на 4 группы: подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию мужского пола – 15 человек (25%), подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию женского пола – 15 человек (25%), подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации мужского пола – 15 человек (25%), подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации женского пола – 15 человек (25%) (см. табл. 1; см. прил. 5, табл.1).


Таблица 1.

Группы испытуемых, различающихся по гендерному признаку

 Ситуация


испытуемые

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

Кол-во

%

Кол-во

%

мужского пола

15

25

15

25

женского пола

15

25

15

25

При выявлении гендерных биографических аспектов - субъективное описание семейной ситуации - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 2; см. прил. 6, табл. 2).

Таблица 2.

Гендерные биографические аспекты: субъективное описание семейной ситуации

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

7

8

кол-во

10

5

кол-во

9

6

кол-во

6

9

%

46,7

53,3

%

66,7

33,3

%

60

40

%

40

60

При субъективном описании семейной ситуации в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 7 человек (46,7%), низкий уровень – 8 человек (53,3%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 10 человек (66,7%), низкий уровень – 5 человек (33,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 9 человек (60%), низкий уровень – 6 человек (40%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 6 человек (40%), низкий уровень – 9 человек (60%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – особенность силы «Я», самоуверенность - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 3; см. прил. 7, табл. 3).

Таблица 3.

Гендерные биографические аспекты: сила «Я», самоуверенность

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

7

8

кол-во

11

4

кол-во

7

8

кол-во

10

5

%

46,7

53,3

%

73,3

26,7

%

46,7

53,3

%

66,7

33,3

При описании силы «Я», самоуверенности в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 11 человек, (73,3%), низкий уровень – 4 человека, (26,7%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 10 человек, (66,7%), низкий уровень – 5 человек, (33,3%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – социальная адаптированность - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 4; см. прил. 8, табл. 4).

Таблица 4.

Гендерные биографические аспекты: социальная адаптированность

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

11

4

кол-во

15

0

кол-во

12

3

кол-во

13

2

%

73,3

26,7

%

100

0

%

80

20

%

86,7

13,3


При описании социальной адаптивности в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 11 человек, (73,3%), низкий уровень – 4 человека, (26,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 15 человек, (100%), низкий уровень – 0 человек, (0%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 12 человек, (80%), низкий уровень – 3 человека, (20%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 13 человек, (86,7%), низкий уровень – 2 человека, (13,3%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – воспитательное воздействие родителей (замещающих лиц) - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 5; см. прил. 9, табл. 5).


Таблица 5.

Гендерные биографические аспекты: воспитательное воздействие родителей (замещающих лиц)

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

6

9

кол-во

8

7

кол-во

6

9

кол-во

7

8

%

40

60

%

53,3

46,7

%

40

60

%

46,7

53,3

При описании воспитательного воздействия родителей (замещающих лиц) в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 8 человек, (53,3%), низкий уровень – 7 человек, (46,7%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – нейротизм - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 6; см. прил. 10, табл.6).


Таблица 6.

Гендерные биографические аспекты: нейротизм

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

5

10

кол-во

7

8

кол-во

4

11

кол-во

7

8

%

33,3

66,7

%

46,7

53,3

%

26,7

73,3

%

46,7

53,3

При описании нейротизма в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 5 человек, (33,3%), низкий уровень – 10 человек, (66,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 4 человека, (26,7%), низкий уровень – 11человек, (73,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – социальная активность - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 7; см. прил. 11, табл.7).


Таблица 7.

Гендерные биографические аспекты: социальная активность

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

8

7

кол-во

13

2

кол-во

6

9

кол-во

12

3

%

53,3

46,7

%

86,7

13,3

%

40

60

%

80

20

При описании социальной активности в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 8 человек, (53,3%), низкий уровень – 7 человек, (46,7%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 13 человек, (86,7%), низкий уровень – 2 человека, (13,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 12 человек, (80%), низкий уровень – 3 человека, (20%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – стрессоустойчивость - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 8; см. прил. 12, табл.8).


Таблица 8.

Гендерные биографические аспекты: стрессоустойчивость

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

6

9

кол-во

7

8

кол-во

6

9

кол-во

8

7

%

40

60

%

46,7

53,3

%

40

60

%

53,3

46,7

При описании стрессоустойчивости в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 8 человек, (53,3%), низкий уровень – 7 человек, (46,7%).

При выявлении гендерных биографических аспектов – экстраверсия - у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 9; см. прил. 13, табл.9).


Таблица 9.

Гендерные биографические аспекты: экстраверсия

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

 уров

ни

 

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

 уров

ни

исп

мые

выс. ур.

6-9

стен

низ. ур.

2-5

стен

кол-во

9

6

кол-во

6

9

кол-во

7

8

кол-во

7

8

%

60

40

%

40

60

%

46,7

53,3

%

46,7

53,3

При описании экстраверсии в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола имеют: высокий уровень – 9 человек, (60%), низкий уровень – 6 человек, (40%); в группе подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола имеют: высокий уровень – 6 человек, (40%), низкий уровень – 9 человек, (60%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%); в группе подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 7 человек, (46,7%), низкий уровень – 8 человек, (53,3%).



Рис 1. Личностный профиль подростков разных групп (методика Биографический опросник (BIV) (в баллах).

Примечание: FAM - субъективное описание семейной ситуации; ICHSTK - сила «Я», самоуверенность; SOZLAG - социальная адаптированность; ERZIEN - воспитательное воздействие родителей (замещающих лиц); N – нейротизм; SOZAKT - социальная активность; PSYKON – стрессоустойчивость; E – экстраверсия.


Как видно из рис. 1 у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мужского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как SOZLAG – социальная адаптированность (6,5 баллов), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации.

У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию женского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как: а)FAM - субъективное описание семейной ситуации (6,2 балла), это свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдаются неудовлетворительные отношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние семьи на самих подростков, б)SOZLAG – социальная адаптированность (7,5 баллов), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации; в)ICHSTK - сила «Я» (6,2 балла), у них недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего; г)SOZAKT - социальная активность (6,8 балла), это свидетельствует о том, что у таких подростков наблюдается неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.

У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, мужского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как SOZLAG – социальная адаптированность (7,3 балла), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации.

У подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола отмечаются высокие значения (6 баллов и выше) по таким факторам, как: а)ICHSTK - сила «Я», самоуверенность (6,2 балла), это свидетельствует о том, у испытуемых недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего, б)SOZLAG – социальная адаптированность (7,1 балла), это свидетельствует о том, что у таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации, в)SOZAKT - социальная активность (6,4 балла), испытуемым данной группы свойственна неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя, г) PSYKON – стрессоустойчивость (6,1 балла), что свидетельствует, что у подростков данной группы сильно выражена склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, психическая лабильность.

Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола и подростками, живущими в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола по таким факторам, как: «Социальная адаптированность» (p<0,05) (см. прил. 15, табл. 11), что свидетельствует о том, что у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола чаще встречается выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации, чем у подростков, живущих в социально-благополучной жизненной ситуации, женского пола.

Обнаружены статистически значимые различия между подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мужского пола и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, женского пола по фактору: а)«Социальная адаптированность» (p<0,01) (см. прил. 16, табл. 12), что свидетельствует о том что, подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мужского пола лучше адаптированы к социуму, чем подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, женского пола; б)«Социальная активность» (p<0,05) (см. прил. 10, табл. 10). Это означает, что у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мужского пола, реже наблюдаются неспособности устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя, чем у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола.

При выявлении гендерных показателей и форм агрессии - физическая агрессия у подростков разных групп были получены следующие данные (См. табл. 10; см. прил. 17, табл. 13).


Таблица 10.

Гендерные показатели и формы агрессии: физическая агрессия

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Подростки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации

мужского пола

женского пола

мужского пола

женского пола

Уровни

 

Исп

мые


В.

ур.

С.

ур


Н.

ур

Уровни

 

Исп

мые

 

В.

ур.

С.

ур

Н.

ур

Уровни

 

Исп

мые

 

В.

ур.


С.

ур.


Н.

ур.


Уровни

 

Исп

мые

 

В.

ур.


С.

ур.


Н.

ур.


кол-во

3

9

3

кол-во

8

4

3

кол-во

2

10

3

кол-во

3

10

2

%

20

60

20

%

53,3

26,7

20

%

13,3

66,7

20

%

20

66,7

13,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.