РУБРИКИ

Гениальность и помешательство

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гениальность и помешательство

По, Ленау, Соути и Гофман страдали запоем.

     5) Почти  у всех этих великих людей были какие-нибудь  ненормальности в отправлениях половой  системы. Тассо  вел чрезвычайно развратную жизнь до 38 лет, а потом совершенно целомудренную. Кардано,  напротив,  смолоду  страдал бессилием, но в 35 лет начал развратничать.

Паскаль в молодости давал  полную волю  своей чувственности,  но  потом считал  безнравственным  даже  поцелуй матери.  Руссо  страдал гипоспадией и сперматореей.  Ньютон  и Карл XII, как  говорят, никогда  не приносили жертв Венере Афродите. Ленау писал о себе: "У меня есть печальная уверенность, что я неспособен к супружеской жизни".

     6)  Они  не  чувствовали потребности  работать  спокойно в  тиши своего кабинета, а, напротив, как будто  не  могли усидеть на одном  месте и должны были путешествовать постоянно. Ленау переезжает из Вены в Штокерау, оттуда в Гмунден  и, наконец, эмигрирует  в  Америку.  "Я  чувствую необходимость как можно чаще переменять  место жительства, -- пишет  он, -- это  мне  освежает кровь".

Тассо странствовал постоянно; из Феррары он отправлялся то в Урбино, то в Мантую, Неаполь,  Париж,  Бергамо,  Рим  или Турин. По приводил в отчаяние репортеров тем, что переезжал то и дело из Бостона в Нью-Йорк, из Ричмонда в Филадельфию, Балтимор и пр.

Руссо, Кардано  и Челлини жили то  в Турине, то в Болонье, то в Париже, то во Флоренции или в Риме. "Перемена места составляет для меня потребность, --  говорил Руссо, --  весною и летом  я  не  могу пробыть  в одной и той же местности более двух или трех  дней, а если  мне нельзя уехать, то я делаюсь болен".

     7) Не менее  часто  меняли  они также  свои  профессий и специальности, точно мощный гений их не  мог  удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в  ней  выразиться*.  Свифт кроме  сатир, писал еще о  мануфактурах в Ирландии,  занимался  теологией,  политикой и  составил  исторический  очерк царствования  королевы Анны. Кардано был в одно и то  же  время математиком,

врачом,  теологом  и беллетристом.  Руссо брался за всевозможные  профессии. Гофман служил в судебном ведомстве, рисовал  карикатуры, занимался  музыкой, был  драматургом  и  писал  романы.  Тассо,  а  также  впоследствии   Гоголь перепробовал  все роды  поэзии  эпической,  драматической  и  дидактической; первый  писал еще статьи по истории, философии и политике. Ампер,  с детства владевший и  кистью и  смычком,  был в то же время лингвистом, натуралистом, физиком  и  метафизиком. Ньютон и Паскаль в  периоды умопомрачения оставляли свою специальность  (физику) и занимались теологией. Галлер писал  о поэзии, теологии,   ботанике,   практической   медицине,  физиологии,   нумизматике, восточных  языках,  патологической  анатомии  и  хирургии   и   даже  изучал математику   под   руководством   Бернулли.   Ленау   занимался   медициной, земледелием,  юридическими  науками,  поэзией  и  теологией.  Вальт  Витман, современный  англо-американский  поэт,  несомненно,  принадлежащий  к  числу помешанных  гениев,  был  типографщиком,  учителем,  солдатом,  плотником  и некоторое  время  даже чиновником -- занятие, совсем уже  не подходящее  для поэта. Американец же По занимался физикой и математикой.


     [Из45 сумасшедших писателей, цитируемых Филомнестом,

15 человек занимались поэзией,

12 - теологией,

5 - писали пророчества,

3 - автобиографии,

2 - занимались математикой,

2 - психиатрией,

2 - политикой.


Причина   преобладания  поэтического  творчества   указана  нами  выше; напомним,  кстати,  что маттоиды отдают,  напротив,  предпочтение  теологии, философии и др. отвлеченным наукам.]


     8) Подобные  сильные,  увлекающиеся умы являются  настоящими  пионерами науки;  они  страстно предаются  ей  и  с  жадностью  берутся  за разрешение труднейших  вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно возбужденной  энергии; в  каждой  науке  они умеют уловить новые  выдающиеся черты и на  основании их  строят нелепые  иногда выводы, отчасти приближаясь таким  образом  к  рассмотренному уже  нами типу  поэтов и  художников  дома умалишенных,  характерную  особенность  которых  составляет  оригинальность, доведенная до абсурда. Так,  Ампер всегда брался в  математике за разрешение труднейших  задач, "отыскивал пропасти", по выражению Араго. Руссо в  "Devin du  Village"  ("Деревенский  колдун")  пытался  создать  "музыку  будущего", воплощенную потом в своих композициях другим гениальным безумцем -- Шуманом.

       Свифт говорил  обыкновенно, что чувствует себя  в хорошем настроении  только тогда, когда ему приходится рассуждать о самых трудных и наиболее чуждых его специальности  вопросах.  И  действительно,  читая его письмо "О  прислуге", можно  подумать, что оно написано  именно слугой, а уж  никак  не теологом и публицистом. Точно так же  в  "Исповеди  вора" он до того правдиво изобразил похождения  одного  из  них,  что  товарищи  его  сочли  нужным сознаться  в сделанных ими преступлениях, думая, что глава их шайки выдал все свои тайны.

А  когда Свифт вздумал прикинуться католиком, то своими  проповедями обманул даже римских инквизиторов, этих завзятых мошенников.

Вальт  Витман создал  свое особое стихосложение  без рифмы  и  размера, которое англосаксонцы считают "поэзией будущего". В настоящем же она кажется нелепой и странной при всей своей оригинальности.

       Произведения По, по  словам одного  из  его поклонников (Бодлера),  как будто   и  созданы  лишь   с  целью  доказать,  что  странность   составляет существенную часть прекрасного; они собраны им под общим заглавием "Арабески и гротески"  на  том  основании,  что  в  них  нет человеческих  типов,  они составляют  как бы внечеловеческий род литературных  произведений.  Напомним здесь  кстати,  что  сумасшедшие  артисты  тоже  обнаруживают  склонность  к арабескам, но только у них в арабески


входят и человеческие лица.

       Сам   Бодлер   тоже  придумал  немало  курьезов,  например   поклонение искусственной  красоте,  поэтические  аналогии для  различных  ароматических веществ, и создал так называемые поэмы в прозе.

     9) У всех этих поврежденных гениев есть свой особый стиль -- страстный, трепещущий,  колоритный,  отличающий  их  от  других  здоровых  писателей  и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается только под влиянием психоза. Предположение это  подтверждается и собственным признанием таких  гениев,  что  все  они  по  окончании  экстаза не  способны не только сочинять,  но даже  мыслить.  Тассо  говорит  в  одном  из своих  писем:  "Я несчастлив и недоволен всегда, но в особенности,  когда  сочиняю".  "Мысли у меня родятся с трудом, -- сознавался Руссо, --  развитие  их идет  медленно, туго, и я могу быть красноречивым только в минуты страсти". Живые, пламенные вступления к статьям Кардано, столь не похожие  на обычный крайне монотонный язык его сочинений, наглядно подтверждают громадную  разницу в  мышлении его при начале  и в конце экстаза. Галлер, один из  наиболее  счастливых поэтов, говорил,  что   вся  сущность   поэтического  искусства  заключается  в  его трудности. Восемнадцатое из своих "Провинциальных писем" Паскаль переделывал тринадцать раз.

Может быть,  именно это сходство  в  натуре  и в  стиле влекло Свифта и Руссо к произведениям Тассо, а Галлеру, суровому Галлеру, внушало симпатию к фантастическим и в высшей степени безнравственным сочинениям  Свифта. По той же причине Ампер  восторгался  странностями  Руссо,  а  Бодлер подражал  По, сочинения которого даже перевел на французский язык, и боготворил Гофмана.

     10) Почти  все  они  глубоко страдали  от религиозных сомнений, которые невольно представлялись  их  уму,  между тем  как  робкая совесть  и больное сердце заставляли  считать  такие сомнения преступлениями.  Тассо, например, мучился от одного только опасения, что он еретик.  Ампер часто говорил,  что сомнения -- самая ужасная пытка для человека. Галлер писал в своем дневнике: "Боже мой! пошли мне хотя одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой  веры -- вот в чем  мое  преступление". Ленау жаловался  в последние  годы  своей жизни: "В  те  часы,  когда  у  меня особенно  сильно развивается  болезнь  сердца,  мысль  о  Боге  оставляет  меня".  По  мнению критиков,  он   воплотил   мучившие   его  сомнения  в  герое  своей   поэмы "Савонарола".

     11) Затем все психически больные гении без исключения чрезвычайно много занимаются  своим  собственным  я  и с намерением  выставляют  на  вид  свое ненормальное состояние, как будто стараясь  этим признанием  оправдать  свои нелепые поступки.

Очень  естественно,   что  при  своем  громадном  уме  и  замечательной наблюдательности  они наконец  убеждались в своей  ненормальности  и глубоко страдали  от  этого. Все люди охотно говорят  о себе, но  в  особенности  -- помешанные,  которые в  этом  случае  делаются  положительно  красноречивыми (подобный пример мы увидим  в  приложении  -- автобиография помешанного); но какой   же  силы  должно   достигать   это  красноречие,  когда   к  безумию присоединяется  гениальность! Жгучие, пламенные страницы  выливаются у таких писателей, едва  только они  заговорят г своих  страданиях;  настоящие перлы френопатической поэзии выходят  иногда из-под их пера,  но зачастую  крупная личность  злополучного  автора выставляется при  этом в далеко  не  выгодном свете.  Кардано  написал, кроме своей автобиографии, несколько поэм, сюжетом которых служат его несчастия, и  статью "О сновидениях", почти исключительно наполненную  только  описаниями  виденных  им  снов  и представлявшихся  ему галлюцинаций. Поэмы Витмана -- не что иное,  как его  собственная биография, изложенная стихами, что он и сам подтвердил отчасти, сказав: "Тема для гимна взята  маленькая,  но она  же  и самая  большая...  я  сам".  В  этом  гимне описывается ребенок, которому достаточно было увидеть что-нибудь --  облако, овцу, камень, пьяных,  стариков,  чтобы тотчас  же вообразить и  себя самого облаком,  камнем  и  пр.  Этот  ребенок и  есть сам  Витман.  Руссо  в своей "Исповеди", "Диалогах" и "Rкveries", как Мюссе в "Признаниях", а Гофман в своем "Крейслере"*, в сущности только описывали самих себя и свое безумие.


     [Подобно Гофману, Крейслер поглощен  какими-то  сумасбродными идеалами,

вечно враждует с действительностью и кончает сумасшествием.]


То же  самое говорит  Бодлер и о рассказах По: "Темой для  них он  брал всегда  исключительные  случаи  в  жизни  человека,  например  галлюцинации, сначала  смутные,   неопределенные,  но  мало-

помалу   принимающие  характер несомненных  фактов: нелепые понятия, овладевшие  умом и сообщившие мышлению свою   дикую  логику;  припадки   истерии,  совершенно   поработившие  волю, противоречия между настроением и рассудком, доходящие до того, что страдание выражается смехом".

Паскаль,  утверждавший,  что  христианство  уничтожает личность,  не  в состоянии  был написать своей автобиографии вследствие своей преувеличенной, болезненной скромности; однако он описал свои галлюцинации в "Амулете"', а в "Мыслях" выразил чисто  субъективные  взгляды и убеждения,  несмотря  на все старание быть объективным...  Так,  он, конечно,  намекает на  самого  себя, когда говорит, что "великая гениальность близко граничит  с  сумасшествием и умопомешательство  до  такой  степени   распространено   между  людьми,  что замешавшийся  среди них  здравомыслящий  человек представлял бы  своего рода ненормальное явление".  Или  два  следующих его изречения:  "Болезни  всегда извращают  наши суждения и чувства,  не только  серьезные, оказывающие более заметное  действие, но и самые ничтожные, влияющие  лишь  в слабой степени".

       "Хотя у  гениальных  людей голова  находится  выше, чем у  простых смертных, однако ноги у них ниже, поэтому те и другие находятся на одном уровне: гении так же  ищут точки  опоры на земной коре,  как и все мы, не исключая детей и даже бессловесных животных".

Галлер,  тщательно  записывавший  в  дневнике  свой  религиозный  бред, признавался в том, что он  по  временам считает  себя  "глупым, сумасшедшим, гонимым Богом и не возбуждающим в людях ничего,  кроме насмешек и презрения" и что ему не раз случалось менять свои убеждения в течение суток.

Свифт  подробно,  день  за  днем,  описывал  свою  жизнь  в  сочинении, озаглавленном "Письма  к  очень  молоденькой  леди",  и  указывает  на  свое умопомешательство  в  таких  весьма  недвусмысленных выражениях:  "От  всего человеческого  тела  поднимаются  испарения, идущие  к  мозгу:  если  они не слишком обильны,  человек остается здравомыслящим; если же их слишком много, то они вызывают в  нем экзальтацию и превращают его в философа, политика или основателя   новой   религии,  т.е.   в  помешанного.   Поэтому   я   нахожу несправедливым  заключать всех сумасшедших  в Бедлам. Следовало бы назначить комиссию, которая  сортировала бы их для  того,  чтобы эти гении, изнывающие теперь в больнице, могли быть полезны  обществу: например тех,  кто страдает эротическим  помешательством,  следовало  бы  помещать  в  дома  терпимости, бешеных  --  отдавать  в  солдаты  и  пр.  Я  сам принадлежу  также  к числу помешанных: фантазия у меня часто разыгрывается до такой степени, что  разум уже  не  в  состоянии  сдерживать  ее; вот  почему друзья мои оставляют меня одного  лишь  в  том  случае,  если  я  обещаю  им  дать  своим мыслям  иное

направление".

Летцман,  выбросившийся  потом  из  окна,  написал  знаменитый "Дневникмеланхолика",  а Майлат изобразил  свои страдания  в романе  "Самоубийца"  и вслед затем  утопился  вместе со своей  сестрой, которой был  посвящен  этот роман. Тассо очень верно описывал свое умопомешательство в письме  к герцогу Урбино в приведенной выше октаве.  Впрочем,  он, еще  и не будучи  маньяком, высказывал  о себе  такого рода  странные суждения. "Я  не  отрицаю  в  себе сумасшествия, -- писал он, -- но утешаю  себя тем, что оно вызвано пьянством и любовью, так как действительно я пью жестоко"... и т.д.

Вообще очень многие беллетристы  избирали душевнобольных героями  своих произведений  или  занимались  подробным  анализом  ненормальных  проявлений психической  деятельности.  Барбара  написал  роман  "Поврежденные".  Бустон описал  свои  галлюцинации. Алликс,  не будучи медиком,  сочинил  трактат  о лечении  сумасшедших.  Ленау,  за 12 лет до полного развития  своей душевной болезни, предчувствовал,  что будет страдать  ею, и описывал ее припадки. Во всех   его   поэмах   постоянно    звучат   страдальческие   ноты   мрачного умопомешательства,  о  чем  можно  судить  уже по заглавиям  его  лирических произведений:    "К    меланхолику",   "К    ипохондрику",    "Сумасшедший", "Душевнобольные", "Сила сновидений", "Луна меланхолика" и пр.

Вряд ли даже в самых мрачных местах произведений Ортиса  найдутся такие потрясающие картины мучительного состояния самоубийц, как в этом отрывке  из поэмы  "Душевнобольные": "У меня в сердце зияет глубокая рана, и я безмолвно буду  переносить свои страдания до самой смерти -- жизнь моя уходит с каждым часом. Только одна женщина могла бы облегчить мои муки, только на ее груди я мог найти отраду.  Но эта женщина покоится  в могиле... О, мать моя! Сжалься над моими  страданиями! Если твоя любовь бодрствует  надо мною и после твоей смерти,  если ты еще в  состоянии заботиться о твоем сыне...  о,  помоги мне поскорее расстаться  с этой жизнью!  Я  так  жажду смерти! Постарайся, чтобы твой  измученный  страданиями  сын  избавился  наконец   от  них", 

В  "Силе сновидений",  как  мы  уже говорили, с  потрясающей правдивостью  изображены галлюцинации, сопровождающие первые приступы той  формы помешательства,  при которой всегда развивается страсть к  самоубийству; читатель  как  бы слышит бессвязный,   отрывочный  лепет,  переходящий   затем  в   бред  и  служащий предвестником наступления паралича. Вот отрывок из этого сочинения: "Видение было  до того ужасно, дико,  страшно,  что  хотелось  бы  считать его только сном...  но  я продолжал плакать и чувствовал биение своего сердца, а  когда проснулся, то увидел,  что простыня  и подушка моя  смочены слезами... Может быть, я  во сне схватил простыню и  вытер ею лицо?.. Не знаю... Пока я спал, враги мои пировали здесь... Теперь эти дикари удалились, их нет, но следы их посещения  я нахожу в моих  слезах. Они убежали и оставили на  столе  вино".

Впрочем, еще гораздо раньше, в Albigesi, Ленау высказывал свой взгляд на сны как на  что-то  ужасное.  "Страшной мощью  обладают  иногда  сновидения,  -- говорит  он,  -- они волнуют,  мучат,  потрясают,  грозят и, если  спящий не проснется вовремя... в одно мгновение ока превращают его в труп".


     12) Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом  строении их  устной и  письменной  речи,  в нелогических  выводах,  в нелепых противоречиях и в уродливой фантастичности. Разве Сократ, гениальный мыслитель,  предугадавший христианскую мораль и  еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда  руководствовался в своих поступках голосом  и указаниями своего  воображаемого гения или  даже  просто  чиханием?  А  что  сказать  о Кардано,  о  том  самом,  который  предупредил  Ньютона  в  открытии законов тяготения, затем в своей книге "De Subtilitate" сам приписывал галлюцинациям дикие выходки бесноватых и  прорицания некоторых  монахов-отшельников и в то же время объяснял участием какого-то Духа не  только  свои научные открытия, но  даже  треск  доски  у  письменного  стола и дрожание пера в своих руках!

Далее,  чему,  кроме  помешательства,  можно   приписать   его   собственное признание, что он  несколько раз бывал одержим  бесом, и написанную им книгу "О  сновидениях",  несомненно  свидетельствующую  о  ненормальном  состоянии умственных способностей ее автора?  Сначала  он  высказывает в  ней довольно верные  наблюдения  . относительно  того, что  сильные  физические страдания оказывают  менее энергичное  влияние на  сновидения,  чем  легкие, --  факт, подтвержденный в последнее время психиатрами, заметившими, что у сумасшедших особенно развивается  способность видеть сны; далее  он указывает на то, что во   сне,  точно  на  театральной  сцене,   в  короткий  промежуток  времени развивается целая  масса событий, и делает совершенно  верное замечание, что предметом  сновидений  бывают  случаи или аналогичные обычным представлениям человека,  или же  совершенно противоположные им.  Но  после стольких  чисто гениальных  черт  Кардано вдруг  начинает  развивать  самую  нелепую  теорию сновидений, высказывает взгляды,  как будто  заимствованные у невежественных простолюдинов,  вроде  того, например, что сны всегда  служат предсказаниями относительно  будущего,  более  или  менее  отдаленного, а  потом  с  полным убеждением составляет курьезнейший словарь снов, -- совершенное  подобие тех "снотолкователей",   которыми  утешается  в   часы  досуга   простой  народ, эксплуатируемый разными невеждами. В этом чисто патологическом  произведении все, что  человек видит или слышит во сне, приведено в известное соотношение с  явлениями действительной жизни и на каждый случай дано особое толкование.

Так, приснившийся отец означает встречу с сыном, мужем или начальником; ноги служат символом фундамента рабочих; лошадь означает бегство, богатство, жену и  т.д.  Чаще  всего  аналогия обусловливается  не понятиями  (например, что общего  между  врачом  и  башмачником,  а между тем  видеть  во  сне первого предвещает свидание со вторым, и наоборот!),  а  просто даже созвучием слов: напр.  Orior  (рождаться) и Morior (умирать)  должны означать одно  и то же, потому  что "una  tantum litera  cum differantur,  vicissim, unum  in  alium transit"*.   Об  одном  господине,  страдавшем  каменной  болезнью,  Кардано говорит,  что  когда  ему  снились  кушанья, то  это  предвещало  облегчение болезни; если же вещества несъедобные, то -- усиление страданий, и объясняет это  тем,  что  "cibos enim  ас dolores  degustare  diclmus", т. е. Вкусовое ощущение может  смягчить  ощущение боли,  как  будто природа  в  самом  деле занимается игрою слов на латинском языке! Когда подумаешь, что такие абсурды высказывал  врач,  пользовавшийся  известностью  и сделавший  немало  важных научных   открытий,  то   невольно  проникаешься  состраданием   к   бедному человеческому разуму!




     ["Они различаются только на одну  букву и потому близко подходят одно к

другому".]


А Ньютон,  великий Ньютон, взвесивший все миры во вселенной посредством одного  только вычисления,  разве  не находился  в  состоянии невменяемости, когда  вздумал  сочинять толкования на Апокалипсис  или когда писал Бентлею: "Закон тяготения отлично объясняет  удлиненную орбиту комет; что же касается почти круговой  орбиты  планет,  то  нет  никакой  возможности  уяснить себе удлинение ее в одну  сторону,  и  потому  она могла  быть произведена только самим   Богом".   Араго   совершенно   справедливо   находит  такой   способ доказательства научных истин по меньшей мере странным!

И однако же в своем сочинении "Оптика" Ньютон сам  восстает против  тех исследователей, которые,  по  примеру  последователей  Аристотеля, допускают существование в материи каких-то таинственных свойств и через это без всякой пользы   для   науки  задерживают   изыскания  исследователей   природы.   И действительно, только  сто лет спустя Лаплас нашел верное решение задачи, не дававшейся  Ньютону,  и  тем наглядно  доказал  нелогичность  сделанного  им предположения.

Ампер  был  глубоко убежден  в  том,  что ему удалось найти  квадратуру круга.

Паскаль,  изучавший  некогда  законы  теории вероятностей,  верил,  что прикосновение  к  реликвиям излечивает слезную  фистулу,  и заявил об этом в одном из своих сочинений. Вследствие своей мании ко всему первобытному Руссо дошел наконец до того, что видел идеал человека в дикаре и считал безвредным все естественные произведения, приятные для глаз и вкуса, так что мышьяк, по его  мнению,  должен  был  считаться  совершенно  неядовитым.   Жизнь  Руссо представляет  целый  ряд  противоречий  и  непоследовательностей:  он  любил деревенские  поля,  а  жил  преимущественно  в  городе;  написал  трактат  о воспитании,  а своих  или почти своих детей отдавал в  воспитательный дом; с разумным  скептицизмом  относился к  религиям и  прибегал  к  гаданию, чтобы узнать будущее; писал самому Богу  и  письма клал  под  алтари церквей,  как будто  предполагая, что именно  там  и есть  исключительное  местопребывание Божества!

Бодлер, находивший высокое в искусственности, сравнивал ее с  "румянами и белилами, придающими  особую  прелесть красавице",  и  конечно  в припадке настоящего   бреда   описал   свой   геологический   пейзаж,   без  воды   и растительности. "Все в нем сурово, гладко, блестяще, -- говорит  он,  -- все холодно  и  мрачно;  и  посреди  этого  вечного  безмолвия  сапфир  лежал  в золотоносной жиле, точно  античное зеркало в  золотой  оправе". Он же считал латинский  язык  времен упадка Рима  своим идеалом,  как единственный  язык, хорошо выражающий страсть, и до  того обожал кошек, что даже посвятил им три оды.

Гайм   назвал  философию   Шопенгауэра   "чрезвычайно   живым   и  умно рассказанным   сновидением",    а    характер    его    --    олицетворением непоследовательности.  Вальт  Витман,   без  сомнения,  был  в  ненормальном состоянии, когда писал, что одинаково  относится к обвиняемым и обвинителям, к судьям  и  преступникам;  когда  в  своих поэмах  высказывал, что  считает добродетельной только одну женщину... куртизанку, а также когда выражал свои материалистические воззрения на местопребывание души... "

Ленау в  своей  "Луне  меланхолика"  приписывает самые ужасные свойства этому безобидному спутнику земли.  Наперекор всем поэтам,  он  называет луну "холодной, лишенной  воздуха и воды" и уподобляет ее "могильщику планет". По его мнению, "она серебристой нитью опутывает спящих и уводит их  к смерти, а своим лучом очаровывает сомнамбул и дает указания ворам". Кроме того, Ленау, в молодости не  раз писавший, что "мистицизм есть признак сумасшествия", сам очень часто являлся мистиком, особенно в своих последних песнях.

В  Коране  нет  ни  одной  главы,  которая  не  противоречила  бы  всем остальным, -- даже  в одной и той же  суре  высказываются мысли, исключающие одна другую.

О  Свифте  Аддисон  сказал,  что  он  является  настоящим помешанным  в некоторых  из  своих  произведений,  не  говоря  уже  о   его   ненормальном пристрастии  к  абсурдам;  так,  например,  когда он  описывает  математика, заставляющего ученика своего глотать задачи, или экономиста, дистиллирующего экскременты, или  когда делает предложение  народу  питаться мясом маленьких детей.

Относительно великих писателей-алкоголиков  я заметил,  что у них  есть свой  особый стиль,  характерным отличием  которого служит холодный эротизм, обилие  резкостей  и  неровность   тона   вследствие  полной  разнузданности фантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной

меланхолии к  самой неприличной  веселости.  Кроме  того,  они обнаруживают  большую  склонность описывать сумасшедших, пьяниц и  самые мрачные  сцены смерти. Бодлер пишет о По: "Он любит выставлять  свои фигуры  на зеленоватом или синеватом фоне при фосфорическом свете гниющих веществ,  под  шум оргий  и  завываний бури;  он описывает смешное и ужасное из любви к тому и другому".

О самом Бодлере  можно сказать, что  у него тоже  заметно пристрастие к подобным сюжетам и к описанию действий алкоголя и опия.

      Несчастный Прага, умерший вследствие хронического отравления алкоголем, часто воспевал вино, пьяниц и пр.

Живописец Стен,  страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофмана рисунки  переходили  обыкновенно  в   карикатуры,  повести   --  в  описание неестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции -- в какофонию.

       Мюссе  прибегал  к  вычурным  уподоблениям,  как, например, в  описании мадридских красавиц:


     "Sous un col de eigne

     Un sein vierge et dorй comme la jeune vigne".


     (Под лебединой шеей девственная золотистая грудь,

     точно молодая виноградная лоза.)


Мюрже воспевал женщин с зелеными губами  и желтыми щеками,  хотя у него это  было,   вероятно,  следствием  своего  рода   дальтонизма,   вызванного пьянством, что, как мы видели, особенно резко выражается у живописцев.

     13)  Почти  все  поврежденные гении придавали  большое  значение  своим сновидениям,  которые у них  отличались  такой  живостью  и определенностью, какой никогда  не имеют сны здоровых людей. Это особенно  заметно у Кардано, Ле-нау, Тассо, Сократа и Паскаля.

     14) Многие из них обладали чрезвычайно большим черепом, но неправильной формы;  кроме того, у них, как  и у сумасшедших, вскрытие часто обнаруживало серьезные повреждения нервных центров. У Паскаля мозговое вещество оказалось тверже нормального и нагноение в левой  доле. При вскрытии черепа Руссо была констатирована   водянка   желудочков.  Череп  Вилльмена  представлял  такое ненормальное  устройство (крайне удлиненный, сплющенный  спереди,  с сильным развитием  лобных пазух),  что когда  я увидел его  в первый раз в парижском институте, то невольно  обратил  на него внимание  и сказал своему спутнику, что человек с такой головой  непременно должен страдать душевной болезнью. У Байрона,   Фосколо  и  вообще   у   гениальных,  но   отличавшихся  большими странностями людей  замечено преждевременное отвердение черепных швов. Шуман умер от воспаления мозговой оболочки (менингита) и атрофии мозга.

     15) Но самым выдающимся  признаком ненормальности  рассматриваемых нами гениев служит, как мне кажется,  крайне преувеличенное  проявление тех  двух перемежающихся  состояний  --   экстаза  и  атонии,  возбуждения  и   упадка умственных сил,  которые  до известной степени заметны почти у  всех великих мыслителей,  даже у  совершенно здоровых,  и  составляют,  в сущности, чисто физиологическое явление. Но здесь оно принимало уже патологический характер, вследствие  чего  "поврежденные"  гении  истолковывали его  вкривь  и вкось, приписывая  то  благодетельному,  то  враждебному  влиянию посторонних, чаще всего сверхъестественных сил. Руссо  так  описывает себя в состоянии атонии: "Ленивый, приходящий в ужас  от всякого труда ум и желчный, раздражительный, живо  чувствующий каждую неприятность  темперамент, -- казалось  бы, что две такие противоположности не могут совместиться в одном субъекте,  а между тем они составляют основу моего  характера". При  таком  мрачном взгляде на свои способности период возбуждения, подъем духа казался  Руссо чем-то чуждым его собственной  природе, подобно  тому как люди невежественные всегда объясняют посторонним  влиянием  каждое  изменение своего  я.  Тассо  даже анализирует свойство своего вдохновителя --  духа, демона  или гения. "Это не может быть дьявол,  --  говорит он,  -- потому  что  он  не  внушает мне  отвращения  к священным предметам; но это также и не простой смертный, так как он вызывает у  меня идеи, прежде  никогда не приходившие  мне  в  голову".  Дух  сообщал Кардано  сведения о невозможном  мире, давал советы и вдохновлял  его; точно так же дух помог Тартини написать сонату, а Магомету диктовал целые страницы Корана.  Ван Гельмонт  уверял,  что  дух являлся ему во всех важных  случаях жизни  и один раз, в 1633 году, он увидел даже свою собственную душу в форме блестящего кристалла. Скульптор Блэк  часто  удалялся 

на  берег моря, чтобы вести   там  беседы  с  Моисеем,  Гомером,  Виргилием  и  Мильтоном,  своими старинными знакомыми, итак описывал их внешность: "Это тени, величественные, суровые,  но светлые и ростом гораздо выше  обыкновенных  людей". Сократу во всех  его делах тоже помогал  гений,  которого он считал  для себя  полезнее десяти  тысяч   учителей   и  часто   пользовался  его   указаниями,   чтобы предупреждать  друзей  своих,  как  им  следует  поступить в том или  другом случае.  Палестрина пытался выразить в своих  композициях те  песни, которые пел ему невидимый ангел.

Вообще, яркий, образный слог  и полная уверенность, с какою описывались разные фантастические случаи  и нелепые бредни, вроде академии лилипутов или ужасов тартара, заставляют предполагать, что  авторы  видели перед собою все такие картины вполне отчетливо, ясно, как  в припадке  галлюцинаций, и  что, следовательно,   вдохновение  и  безумный  бред   сливались  у  них  в  одно нераздельное целое.

 Для некоторых из них, как, например, для  Лютера, Магомета, Савонаролы, Молиноса,  а  в  наше  время  для  главы  восставших  тайпинов,  это  ложное истолкование   причины  своего  экстаза  было  чрезвычайно   полезно  в  том отношении, что придавало их речам и предсказаниям ту нераздельную с глубокой верой в  истинность своего  учения  убедительность,  которая  так обаятельно действует на простой народ, увлекая и потрясая его до глубины  души.  В этом отношении  между  помешанными  гениями  и самыми  дюжинными  маттоидами  нет существенной разницы.

С другой  стороны, когда  веселость  и  вдохновенный  экстаз  сменялись мрачным,  меланхолическим  настроением,  то   эти  несчастные  великие  люди прибегали к еще  более странным  измышлениям,  чтобы объяснить  свое тяжелое состояние:  одни  из  них приписывали  его  отраве, как,  например, Кардано; другие, подобно Галлеру и Амперу, считали себя  обреченными  на вечные  муки или  преследуемыми  целым сонмом  озлобленных  врагов, в  чем  были убеждены

Ньютон,   Свифт,  Бартец,   Кардано  и  Руссо.  Далее,  все  они  признавали религиозное  сомнение, западающее в  ум совершенно против  воли и  наперекор чувству,   таким   ужасным   преступлением,   что   опасение   подвергнуться ответственности  за  него  являлось  для  них  источником  новых  величайших страданий.


АНОМАЛИИ ЧЕРЕПА У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ


Я уже говорил раньше о таких аномалиях и теперь прибавлю лишь несколько новейших наблюдений в том же роде, заимствованных у Канестрини,  Мантегацца, Фохта и др.  Кроме того, я сам подробно исследовал  череп Вольты и нашел  в нем,  при   замечательной  красоте   формы  и   несомненно   большей  против обыкновенного  емкости  многие  из  тех  особенностей,  которые,  по  мнению антропологов,  составляют   принадлежность  низших   рас;   как,   например, выпуклость  шиловидных отростков,  малая извилистость  венечного  шва, следы среднего лобного шва,  тупость лицевого угла (73°) и  в  особенности сильные черепные  склерозы, доходившие местами до 16 миллиметров,  отчего зависел  и значительный вес черепа  -- 753 грамма. Из наблюдений  других исследователей мы  узнаем, что  у  Манцони, Петрарки  и  Фузиньери  лоб был покатый,  что у Байрона, Фосколо, Хименеса и Доницетти найдено сращение черепных швов; затем мы убеждаемся в  субмикроцефалии** Розари, Декарта,  Фосколо,  Тассо,  Гвидо Рени, Гофмана и Шумана; находим склерозы у Доницетти и костный гребень между крыловидным отростком и основною частью затылочной кости у Тидемана.


[*Емкость черепа  Вольты  1865 сантиметров3, емкость глазниц 55 см3, окружность  черепа 570  мм, ширина лба 120 мм, показатель черепной    775    мм,   показатель   вертикальный   720    мм,   показатель черепно-глазничный 33 мм, показатель черепно-спинальный 22 мм.

   Емкость черепа Бруначчи 1700 сантиметров3, Петрарки -- 1602, Фузиньери -- 1602, Данте - 1493, Фосколо - 1426, св. Амвросия - 1792, Скарпа - 1455, Романьози - 1819(?).

   Из этой таблицы видно, что емкость черепа Вольты -- наибольшая: средняя же емкость,  по Калори,  считается для  итальянцев 1551, а  по  Делоренци -- 1554. Средний вес мозга Гадди принимает в 600. но большинство -- в 500.

  Окружность  черепа  св.   Амвросия  533  миллиметра  Бруначчи  --  550, Фузиньери  -- 544,  Петрарки -- 540, Фосколо -- 530, Данте -- 520, Доницетти -- 574, Беллини - 550.

  У  Вагнера  приведены   следующие   данные   относительно  веса   мозга геттингенских ученых:

  Диришематематик54лет1520граммов

Фуксмедик52-1499-

Гауссматематик78-1492-

Германфилософ51-1358-

Гаусманминералог77-1266-

Бишоф для ученых Мюнхена нашел такие цифры:

Германгеометр60лет1590граммов

Пфейфермедик60-1488-

Бишофмедик79-1452-

Мельхиор-Мейерпоэт79-1415-

Губерфилософ47-1499-

Фальмейерхимик74-1349-

Либих-70-1352-

Тидеман-79-1254-

Гарлесс-40-1238-

Деллингер-71-1207-

    

Наибольший  вес  мозга  (1925-2222  граммов)  найден был у  неизвестных личностей. Точно так  же измерение мозгового пояса дало наибольшие цифры для личностей с ограниченными способностями.

У клинициста Фукса поверхность мозга занимала 22,1005 см2. У Гауса - 21,9588 см2. И при том же весе у  неизвестной  женщины  - 20,4115. У простого рабочего - 18,7672.


     (Бишоф. Вес мозга у человека, 1880.)

     Емкость черепа Канта  была 1740 см3 -- на  40 см3 больше против средней емкости у германцев.]

     [**Малый размер черепа.]


     К таким же ненормальностям следует отнести теменную  трещину, найденную у  Фузиньери,  асимметрию  черепа  Биша,  Романьози, Канта, Шеневи  и  Данте (причем у  последнего  было  найдено  еще  и  неправильное  развитие  левого теменного бугра и присутствие двух бугорков на лобной кости), плажиоцефалию* -- у  Бруначчи и Макиавелли, несозрамерно  выдающийся лоб (68°)  у Фосколо и ультрадолихоцефалию** у Фузиньери  (показатель 74), составляющую разительный контраст с  обычной  у венецианцев  ультрабрахицефалией*** (показатель 82  и 84),  ультрадолихоцефалию  О'Коннора (73), тогда  как  показатель в  среднем выводе для ирландцев дает 77; присутствие средней затылочной ямы у Скарпа и, наконец,  множество  особенностей  строения  черепа  Канта,  обыкновенно  не встречающихся у  немцев, как, например, ультрабрахицефалия  -- 88,5, плоский череп (показатель высоты 71,1) непропорциональность верхней части затылочной кости,  вдвое более развитой,  чем нижняя,  и слишком уже  малая лобная дуга сравнительно с теменной.


     [*Сплющенный череп.]

     [**Крайняя степень удлинения черепа.]

     [***Крайне укороченный череп.]


На  основании таких данных и  ввиду  того,  что гениальные  способности часто  развиваются  в  ущерб  каким-нибудь  психическим  сторонам,  мы можем сделать  предположение,  что  гениальность  сопровождается  аномалиями  того самого  органа, на  котором  зиждется  слава  гения.  Чтобы такой  вывод  не показался слишком смелым, мы, кроме приведенных выше наблюдений,  укажем еще на  многие  другие   факты,  например  водянку  желудочков  мозга  у  Руссо, гипертрофию мозга у Кювье, менингит у Гросси, Доницетти и Шумана, отек мозга у Либиха  и Тидемана.  У  этого последнего Бишоф  нашел  кроме значительного утолщения костей черепа, особенно лобных, еще и уплотнение твердой  мозговой оболочки, прилегающей к кости, утолщение и повреждение паутинной оболочки, а

в мозгу -- явные признаки  атрофии. Вагнер нашел у клинициста  Фукса перерыв роландовой  борозды,  происшедший от  пересечения  ее на поверхности  мозга образовавшейся  аномальной  извилиной,  случай   до   того  редкий,  что  он встречается, по  Джиакомини,  -- один раз на 356, а по Гешелю -- один раз на 632 вскрытия. Мозг  Скарпа весил  только 1066 граммов.  Вагнер и Бишоф нашли вес  мозга  знаменитых германских  ученых ниже  средней цифры,  принятой для германцев, хотя  это обусловливалось, может  быть, преклонным возрастом их и болезненным состоянием  в последние годы жизни, как,  например, у Либиха (70 лет) -- 1352 грамма и Деллингера -- 1207 граммов, умерших от чахотки*.


     [Во Франции Ле-Бон, исследовавший 26 черепов гениальных французов, как, например, Буало, Декарта,  Журдана и др., нашел у наиболее известных из  них емкость в  1732 см3, тогда  как у древних обывателей Парижа она была  только 1559: в  настоящее  время едва  лишь 12  на сто парижан представляют емкость выше 1700 см3. У гениальных же людей 73 на сто обладают емкостью больше этой средней цифры.]


ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ


Заключение



Теперь спросим  себя, возможно  ли на  основании вышеизложенных  фактов прийти к заключению, что  гениальность  вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным. Правда, в бурной и  тревожной  жизни   гениальных  людей  бывают   моменты,  когда  эти  люди представляют большое сходство с помешанными,  и  в психической  деятельности тех и других  есть немало общих  черт,  например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность  к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений,  сильная рассеянность  и  наклонность  к  самоубийству*, а  также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения;  но  вывести  из  этого  заключение,  что  все   гениальные  личности непременно  должны   быть   помешанными,  значило  бы   впасть  в  громадное заблуждение  и  повторить,  только  в ином смысле,  ошибочный вывод дикарей, считающих  боговдохновенными  людьми  всех  сумасшедших.  Поясню  эту  мысль примером: у  нас в Италии есть хореик слепец Пучинотти, подражающий в  своих хореических  движениях манипуляциям  человека, играющего на скрипке. Если бы кто-нибудь вздумал сопоставить этот случай с тем фактом, что в числе хороших скрипачей есть  много  слепых,  и  на  основании его  сделал вывод, что  все искусство  скрипичной  игры  обусловливается  сопровождающейся  хореическими движениями  болезнью, то, конечно, этот вывод оказался бы совершенно ложным.

Очень может быть, что  хорея придает большую подвижность рукам играющего или что она даже развивается у него вследствие постоянного  повторения известных движений, но все же  из этого еще нельзя  заключить о  полном сходстве между хореиком и скрипачом.


     ["Гениальные   люди   дают  огромный  процент   самоубийц,  начиная   с

древнейшего периода  истории и  кончая нашим  временем. Интересно проследить

поводы  к  самоубийству: Доминикино  лишил  себя  жизни вследствие  насмешек

соперников, Спальолетто -- после похищения своей дочери, Нурри -- из зависти

к успехам Дюпре и  пр. В  Италии число самоубийц между художниками достигает

90 на миллион жителей, между литераторами -- 618,9, между учащимися -- 355,3

-- процент более высокий, чем в остальных профессиях.]


Если  бы  гениальность  всегда  сопровождалась  сумасшествием,  то  как объяснить   себе,   что   Галилей,   Кеплер,   Колумб,  Вольтер,   Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди несомненно  гениальные и притом  подвергавшиеся  в течение  своей жизни  самым  тяжелым  испытаниям, ни  разу  не  обнаруживали признаков умопомешательства?

Кроме  того,   гениальность   проявляется  обыкновенно  гораздо  раньше сумасшествия, которое по большей части достигает максимального развития лишь после  35-летнего возраста,  тогда  как  гениальность  обнаруживается  еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий -- в 30 лет, Карл XII -- в

18, Д'Аламбер и Бонапарт -- в 26 (Рибо).

Далее, между тем как сумасшествие чаще всех других  болезней передается по  наследству и притом  усиливается  с  каждым  новым поколением,  так  что краткий припадок бреда, случившийся  с 

предком, переходит у потомка  уже  в настоящее  безумие,  гениальность  почти  всегда умирает вместе с гениальным человеком, и наследственные  гениальные способности,  особенно у  нескольких поколений, составляют редкое исключение.  Кроме  того, следует заметить, что они передаются  чаще потомкам мужского, чем  женского  пола  (о чем  мы  уже говорили прежде), тогда как умопомешательство признает полную равноправность обоих  полов. Положим,  гений тоже  может заблуждаться, положим, и он всегда отличается  оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят  у  него  до  полного противоречия с  самим собою или до  очевидного абсурда, что так часто случается с маттоидами и помешанными.

Если  некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные  умственные способности,  то  это  лишь  в  редких сравнительно случаях, и притом  ум их всегда односторо-нен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости  характера,  внимания, аккуратности, памяти --  вообще главных качеств гения. И остаются они по  большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или  нечувствительными к тому, что волнует  род людской,  точно  их  окружает  какая-то  особенная,  им одним  принадлежащая атмосфера.  Возможно  ли  сравнивать  их  с теми великими  гениями,  которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая  духом в несчастиях и  не позволяя  себе увлечься какой бы то ни было страстью!

Таковы  были:   Спиноза,  Бэкон,   Галилей,   Данте,  Вольтер,  Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Все они отличались сильным, но гармоничным развитием   черепа,  что  доказывало   силу  их  мыслительных  способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из них любовь к истине и к красоте не заглушила  любви к семье  и  отечеству.  Они  никогда  не изменяли  своим убеждениям  и не делались  ренегатами,  они не уклонялись от своей цели,  не бросали раз начатого дела. Сколько  настойчивости, энергии, такта выказывали они при выполнении  задуманных ими предприятий и  какой  умеренностью, каким цельным характером отличались в своей жизни!

А ведь на их долю выпало тоже немало страданий от преследования невежд, им  тоже  приходилось  испытывать  и  припадки  изнеможения,  следовавшие за порывами вдохновения, и муки овладевавшего  ими  сомнения, колебания, но все это ни разу не заставило их свернуть с прямого пути в сторону.

Единственная, излюбленная идея,  составлявшая цель и  счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как бы служила  для них путеводной звездой.  Для  осуществления  своей задачи они не щадили никаких усилий,  не останавливались  ни  перед  какими  препятствиями, всегда  оставаясь ясными, спокойными.   Ошибки  их  слишком  немногочисленны,  чтобы   на  них  стоило указывать,  да  и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных  людей они сошли бы за настоящие открытия.

Резюмируя  наши  положения,   мы  приходим   к  следующим  выводам:   в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим -- помешанного существует немало точек соприкосновения. Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими --  гении. Но было  и есть множество  гениальных  людей,  у  которых  нельзя  отыскать  ни малейших   признаков    умопомешательства,    за    исключением    некоторых ненормальностей в сфере чувствительности.

Хотя    мое    исследование    ограничивается    скромными    пределами психологических наблюдений,  но  я  надеюсь,  что  оно  может дать  солидную экспериментальную точку отправления для критики  артистических, литературных и,  в некоторых  случаях,  даже  научных произведений.  Так,  во-первых, оно заставит  обратить  внимание  на  чисто  патологические  признаки:  излишнюю тщательность отделки,  злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного какого-нибудь цвета и преувеличенную погоню за новизной.

В  литературе  и  ученых статьях такими же  признаками служат  претензии  на остроумие, излишняя  систематизация, стремление говорить о себе,  склонность заменять логику эпиграммой, пристрастие к напыщенности в стихах, к созвучиям --  в  прозе и тоже погоня за  оригинальностью. Кроме  того,  ненормальность этого тона выражается в манере писать библейским языком, короткими периодами с  подчеркиваниями  или  частым  употреблением  известных  слов.  Признаюсь, замечая, как много субъектов  из так называемых руководителей  общественного мнения  отличаются  подобными  недостатками  и  как  часто  юные   писатели, берущиеся за разработку серьезных  общественных вопросов, ограничиваются при этом одними лишь остротами, как будто заимствованными из дома умалишенных, и пишут коротенькими,  отрывистыми  фразами  библейских


изречений,  я  начинаю бояться за судьбу грядущих поколений.

И наоборот -- аналогия, существующая, с одной стороны, между маттоидами и  гениями  в том  отношении,  что первым присущи  все болезненные  свойства последних,  а с другой  -- сходство  между  здоровыми людьми  и  маттоидами, которые  обыкновенно   обладают   столь  же  развитой   проницательностью  и практическим тактом,  должно  послужить  для  людей  науки  предостережением против излишнего увлечения новыми теориями,  особенно расплодившимися теперь в абстрактных или не вполне сложившихся науках, каковы теология, медицина* и философия.   Такого   рода   теории,   относящиеся  обыкновенно  к  наиболее интересующим  публику  вопросам, разрабатываются по  большей  части  людьми, ничего в них не смыслящими, которые вместо серьезных рассуждений, основанных на тщательном и спокойном изучении фактов, наполняют свои сочинения громкими фразами, не идущими  к делу примерами, парадоксами и несостоятельными, часто один   другому  противоречащими  доводами,  хотя  и  не   лишенными   иногда оригинальности.  В  таком   роде   пишут  по  преимуществу  именно  маттоиды (психопаты)  -- эти бессознательные шарлатаны,  встречающиеся в литературном мире гораздо чаще, чем многие думают...


     [Я  забыл  упомянуть  в  числе  маттоидов  приверженцев  гомеопатии   и

вегетарианства; это своего рода  сектанты  в  медицине, проповедующие  массы

нелепостей под прикрытием многих истин.]


Но не  одним ученым следует  остерегаться подобных теорий; относительно их  --  и притом  в  гораздо  большей  степени -- должны  быть  настороже  и государственные  люди  не  только  потому,   что  эти   мнимые  реформаторы, вдохновляемые  исключительно  лишь  психической болезнью  и  не  встречающие серьезного отпора со стороны  критики, могут оказывать известное  влияние на окружающих, но еще и в силу того соображения, что всякие преследования, хотя бы  и  справедливые,  раздражают,  усиливают  помешательство  этих  людей  и превращают  безвредный идеологический бред психопата  или извращение  чувств мономаньяка  в  активное   помешательство,  тем   более  опасное,  что   при сравнительно   ясном   уме,   настойчивости   и  преувеличенном   альтруизме психопатов,  заставляющем  их  усердно  заниматься  общественными  делами  и лицами,  стоящими  во главе  управления,  они  преимущественно  перед  всеми другими сумасшедшими склонны совершать политические убийства*.

       Таким образом, мы убеждаемся, что психопаты имеют нечто общее не только с гениями,  но,  к сожалению, и с темным миром преступления; мы видим, кроме того, что настоящие  помешанные  отличаются иногда таким  выдающимся  умом и часто   такой   необыкновенной   энергией,   которая   невольно   заставляет приравнивать  их,  на время по  крайней  мере,  к гениальным  личностям, а в простом народе вызывает сначала изумление, а потом благоговение перед ними.

Подобные факты дают нам новую, надежную точку опоры в борьбе с юристами и судьями,  которые, на основании одной только усиленной деятельности мозга, заключают о вменяемости для данного субъекта  и  о полном  отсутствии у него психического  расстройства.  Вообще,   благодаря  новейшим  исследованиям  в области психиатрии, у  нас  является  возможность уяснить себе  таинственную сущность гения, его  непоследовательность  и  ошибки, которых не  сделал  бы самый  обыкновенный из  простых  смертных.  Далее, нам становится  понятным, каким  образом  помешанные и  маттоиды*,  одаренные лишь  в  слабой  степени гениальностью,  а  то  и  совсем  не  имевшие  ее  (Пассананте,   Лазаретти, Дробициус,  Фурье,  Фокс),  могли  оказывать  громадное  влияние на толпу  и нередко даже  вызывать политические движения; или каким образом люди, бывшие в  одно и то же время и гениями, и помешанными (Магомет, Лютер,  Савонарола, Шопенгауэр),  нашли  в  себе  силы  преодолеть  такие  препятствия,  которые ужаснули бы  здравомыслящего человека, -- на целые века задержать умственное развитие  народов и  сделаться основателями  если  не всех  религий,  то  по крайней мере всех сект, появлявшихся в древнем и новом мире?

Установив  такое  близкое  соотношение   между   гениальными  людьми  и помешанными,  природа  как  бы   хотела  указать  нам  на  нашу  обязанность снисходительно  относиться  к  величайшему   из  человеческих  бедствий   -- сумасшествию и в то же  время дать нам  предостережение, чтобы мы не слишком увлекались  блестящими  призраками  гениев,  многие  из которых не только не поднимаются в  заоблачные  сферы,  но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.



Литература

 

 

1.     Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство. ООО «Попурри». Минск -2000.


2.      



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.