РУБРИКИ

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Социально-ролевая адекватность (СРА) – это своего рода реализующаяся способность соответствовать традиционно приписанной роли индивида в семье, его позиция, проявляющаяся в повседневном поведении.

Содержание этого показателя обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой, чем в большинстве малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (от мужа – отца, мужчины, лидера, добытчика, опоры в трудной ситуации и т.п.; от женщины – заботливой матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага и т.п.).

В определении социально-ролевой адекватности важно учитывать то, что сегодня при усвоении социального опыта каждым супругом, как личностью, все больше обнаруживается противоречие между внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует снижение уровня развития семьи. Как следствие – ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих проявлений ее членов. В определении уровней социально-ролевой адекватности применяется соответствующий коэффициент – Ксра.

Адаптивность в микросоциальных отношениях или внутрисемейная адаптивность (ВСА) характеризуется способностью супругов приспосабливаться к социально-психологическому климату семьи после пребывания в иной социальной среде (учебной, профессиональной, нормальной, экстремальной и т.п.). Это приспособление («вхождение в текущее состояние семьи») происходит на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. Оно предполагает наличие у каждого члена семьи стремления сохранить традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. При этом условии семья может успешно решать одну из главных своих психологического свойства задач – накопление собственного потенциала.

Следует учитывать, что на адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессий типа «человек – человек» (врачи, педагоги, менеджеры и т.д.) приводит к коммуникативному перенасыщению сопровождающемуся со временем нарастанию «раздражительности, усталости и переход к «силовым методам» воздействия на окружающих. Способность членов семьи оставить подобные состояния «при входе в семью» и принять ее текущие законы, нормы и состояния жизнедеятельности – представляет важный показатель психологического здоровья семьи и выражается коэффициентом внутрисемейной адаптивности – Квса.

Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное осознанное влечение индивидов к новым семейным целям, разумное планирование и поддержание активности всех членов семьи в достижении этих целей. Это многоуровневый показатель. Он наиболее полно отражает содержание социально-психологических качеств каждого члена семьи, особенно при их взаимодействии. В нем воплощены и индивидуальные психические реакции супругов на воздействия факторов ее стабилизации.

В формировании, выборе способов достижения ближайших и перспективных семейных целей и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого супруга. Удовлетворенность их реализацией – важнейшее условие поддержания активности индивидов в определении новых рубежей жизнедеятельности своей семьи. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. Уровень УСД выражается коэффициентом устремленности на семейное долголетие – Кусд.

Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Каждый из имеющихся показателей в своем содержании воплощает основные компоненты психики индивида: познавательный, эмоциональный, волевой и мотивационный, подчеркивающие единичное особенное и общее супругов.

Существует много подходов и методик исследования межличностных отношений в семье, большинство из них, по сути своей, - психологические методики. Однако возможно в рамках микросоциологии семьи сугубо социологическое выявление и фиксирование сетей внутрисемейного общения. Предложенный А. И. Антоновым в 1970 г. [21] метод изучения взаимных представлений супругов о семейных ролях на основе техники семантического дифференциала СД ориентирован на действительно социологическое исследование супружеской совместимости или сплоченности.

Чрезвычайно большое количество шкал, тестов и методик создано для фиксации состояния взаимоотношений в супружеской диаде. Помимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности браком, имеются вопросники по выявлению степени супружеской адаптации и взаимного приспособления [21, с. 336]. Одной из первых методик брачной совместимости является предложенная Эрнстом Берджессом и его ассистентами анкета, состоящая из 36 прямых вопросов и «паспортички». По итогам ответов подсчитывался балл приспособленности, и затем диада попадала в одну из 9 групп. Из-за ограниченного объема данного учебного пособия эта анкета не приводится. Но подобного типа вопросников сейчас много и у нас. Для всех этих опросов характерны комбинирование нескольких вопросов на одну тему и вычисление средних значений разного рода индексов супружеской удовлетворенности или адаптированности.

В зависимости от популярности тех или иных теорий в каждую исследовательскую эпоху меняются критерии брачной приспособленности и соответственно изменяется содержание задаваемых вопросов. Если же используются тесты, то смена теорий сказывается на интерпретации данных. Однако нельзя не признать, что до сих пор нет в техническом отношении столь же простой и удобной процедуры по измерению супружеских взаимоотношений, как, например, социометрическая техника.

Модель диагностики индивидуально-психологических особенностей членов семей, предложенная Торохтий В.С. [17-20] - это сложная совокупность методов, приемов и методик их изучения, построенная на базе хорошо продуманной и выверенной в ходе пилотажных исследований программы изучения мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных, и коммуникативных характеристик личности членов семьи, имеющей свои строгие теоретические основы.

В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.

Предлагаемая Торохтий В.С. методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.

Проверку на валидность она проходила путем сопоставления данных частных методик и результатов обследования малых групп с помощью:

1.                 теста ЕР1 (опросник Г. Айзенка),

2.                 МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций),

3.                 теста Сишора (индекс групповой сплоченности),

4.                 шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,

5.                 шкал «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности»,

6.                 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,

7.                 теста Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера),

8.                 методики Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),

9.                 методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),

10.            теста Е.Т.Соколовой – совместный тест Г. Роршаха (СТР),

11.            теста Т.Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье),

12.            теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия),

13.            опросника Г. Лера «Конфликты»,

14.            опросника Г. Шмишека (тип акцентуации личности),

15.            опросников Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации», «Интересы-досуг», «Условия семейного благополучия»,

16.            шкал А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений) и РОП (ролевые ожидания и притязания),

17.            теста А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),

18.            теста А.Добровича (супружеская совместимость),

19.            теста С.В. Ковалева (удовлетворенность браком),

20.            опросника Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого АСВ (анализ семейных взаимоотношений),

21.            шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе),

22.            методики «Завершение предложения» Д. Сакса и других.

При этом была обнаружена достоверная связь между данными сплоченности, совместимости, эмоциональной удовлетворенности и другими показателями, выделенными для малой группы (коэффициент конкордации W- степень согласованности данных, составляет 0,34-0,71, что соответствует среднему и высокому уровням согласованности) и определенными очертаниями психологического здоровья семьи, проявляющимися в аналогичных поведенческих характеристиках её членов. Это нашло свое отражение в соответствующих шкалах методики.

Методика Торохтий В.С. включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных:

1.             шкала «семейные ценности»,

2.             шкала «согласованность»,

3.             шкала «социально-ролевая адекватность»,

4.             шкала «адаптивность»,

5.             шкала «ожиданий-достижений»,

6.             шкала «семейное долголетие»

7.             шкала «достоверность»,

8.             шкала «предупредительность»,

9.             шкала «сравнений» (лучше-хуже),

10.        шкала «различий (размышления-чувства).

Избранный перечень шкал отражает концептуальную позицию психологического здоровья семьи и играет важную роль в формировании базисных данных о его состоянии. Они позволяют выявить ведущие тенденции или несколько тенденций, придающих внутрисемейную окраску и определенную качественную специфику «образу психологии», «образу общения» и, наконец, «образу жизнедеятельности» семьи.

Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.

Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.

·                   № 1 «Семейные ценности».

·                   № 2 «Функционально-ролевая согласованность».

·                   № 3 «Социально-ролевая адекватность».

·                   № 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».

·                   № 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

·                   № 6 «Устремленность на семейное долголетие

Левкович В.П. и Зуськова О.Э. в качестве диагностики супружеских отношений предлагают методику, используя шкалу Мюррея (МСО) [8],[9].

Методика МСО дает возможность выявить специфику супружеских отношений и затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.

Методика МСО представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи:

1) семейная роль,

2) потребность в общении,

3) познавательные потребности,

4) материальные потребности,

5) потребность в защите «Я-концепции»,

6) культура общения,

7) взаимная информированность,

8) уровень моральной мотивации,

9) проведение досуга,

10) частота конфликтов и способы их разрешения,

11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Психологическая помощь семьям в условиях консультационной работы ориентирована на стимуляцию возникновения конструктивных тенденций у супругов в отношении семьи, стабилизацию эмоциональных состояний.

Многие исследователи отмечают, что мотивационно-потребностная сфера составляет ядро личности, т. к. именно мотивы и потребности детерминируют поведение и деятельность индивида. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль «…в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

Для исследования была выбрана парадигма выявления ведущих базовых потребностей потому, что другие компоненты мотивационной сферы (мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы) во многом зависят от особенностей и успешности процесса социализации, больше подвластны волевому контролю со стороны личности и внешнему контролю со стороны общества. Базовые потребности, лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Диагностическая методика выявления иерархии потребностей была разработанная на основе перечня базовых потребностей Г. Мюррея и в соответствии с методическими принципами, изложенными К.В. Вербовой, Г.В. Парамей при разработке диагностической методики выявления мотивов педагогической деятельности.

Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. [8] для разработки методики выявления иерархии потребностей был взят сокращенный перечень потребностей Г. Мюррея, состоящий из 14 пунктов.

1. Потребность в отвержении. Отталкивание неприятного и нежелательного, стремление уйти от негативных сторон действительности и не воспринимать их.

2. Потребность в избегании. Желание избежать вреда, физического ущерба.

3. Потребность играть. Стремление к игре, бесцельному поведению в целях расслабления и получения приятных ощущений.

4. Потребность чувствовать. Желание испытывать новые ощущения, стремление к разнообразию впечатлений.

5. Потребность в независимости. Стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации.

6. Потребность в помощи. Желание получать непосредственную помощь от других в различных делах.

7. Потребность в демонстрации. Стремление проявляться, показывать себя, привлекать к себе внимание.

8. Потребность в агрессии. Стремление отыгрывать неприятные переживания с помощью физической силы.

9. Потребность в аффилиациях. Стремление к общению, к теплым и открытым взаимоотношениям с людьми, желание дружбы, любви.

10. Потребность доминировать. Стремление контролировать, оказывать влияние, направлять поведение, убеждать, лидировать, препятствовать.

11. Потребность в достижении. Стремление к успеху, желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.

12. Потребность заботиться. Стремление помогать, заботиться об окружающих.

13. Потребность в противодействии. Стремление к преодолению препятствий, к достижению особо сложных целей.

14. Потребность в уважении. Желание признавать превосходство, авторитет, восхищаться, иметь идеал.

В соответствии с психологическим содержанием базовых потребностей каждая потребность была преобразована в мотивировку-фразу. Мотивировки предлагается выбирать по принципу их максимальной важности и значимости в повседневной жизни испытуемого.

Чтобы определить значимость для испытуемого отдельных базовых потребностей, испытуемый ранжирует потребности в соответствии с их предпочтительностью в его повседневной жизни.

Итак, на основе изучения теоретико-методологических основ и подходов в осмыслении специфики мотивационно-потребностной сферы супругов были выбраны следующие методы диагностики:

·                   предложенные Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. на основе шкал Мюррея Г.

·                   методика Торохтий В.С. для определения семейных ценностей и функционально-ролевой согласованностью.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1) Методом тестирования исследовать формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы супружеских пар с разным стажем совместной жизни на современном этапе, используя шкалу Мюррея (МСО) - для определения показателя идентичности/противоречивости потребностей супругов.

2) Методом тестирования на основе методики, предложенной Торохтий В.С. [17-20] определим семейные ценности (опросник № 1), функционально-ролевую согласованность (опросник № 2).

№ 1 «Семейные ценности» (Торхтий В.С.)

№ 2 «Функционально-ролевая согласованность»

3) Проанализировать полученные результаты исследования;

4) Обозначить выводы по проделанной работе.

В процессе подготовки к диагностике с помощью тестирования по шкале Мюррея Г. на основе теоретического материала по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1.                 Иерархия базовых потребностей не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы.

2.                 Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность иерархии потребностей.

3.                 Структура базовых потребностей значительно изменяется со стажем семейной жизни.

Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия.

Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать - отец, хозяин - хозяйка, женщина - мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции». Супруги независимо друг от друга отвечали на вопросы анкеты, отмечая справедливость по следующей шкале:

1)                 совершенно не согласен (-2),

2)                 не согласен (-1),

3)                 трудно сказать (0),

4)                 согласен (+1),

5)                 абсолютно согласен (+2).

Процедура тестирования занимала в среднем 30-40 мин.

В результате подготовки ко 2 части исследования на основе методики Торохтий В.С. по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1.                 Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность семейных ценностей.

2.                 Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность функциональных ролей.

Все семейные пары мы сгруппировали по признаку – стаж совместного проживания. На основе стадий развития супружеских отношений группировку произвели согласно классификации, предложенной Силяевой Е.Г. [69, 50-52]:

1.                 молодое супружество (0-5 лет)

2.                 супружество среднего возраста (6-14 лет)

3.                 супружество зрелых лет (15-25 лет).

Распределение пар по стажу совместного проживания представлено на Рисунке 1.


Рисунок 1 - Распределение пар по стажу совместного проживания

 

2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов


Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [27, с. 8]. Она состоит из трех элементов:

1.                 Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.

2.                 Методика сбора эмпирических данных, т. е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

3.                 Методика обработки данных, т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

I. 1. В качестве цели нашего исследования мы определили мотивационно-потребностную сферу супругов с разным стажем совместного проживания.

Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задачи, гипотезы исследования (Приложение А).

II. 1. В первой части нашего исследования мы выбрали методику диагностики супружеских отношений на основе теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) [8] для каждой пары супругов.

Оценка, самооценка и ожидания — показатели характера супружеских отношений. Мы исходили из того, что супружеский конфликт возникает в результате неудовлетворенности основных потребностей семейной жизни. В основе конфликта может лежать рассогласование между представлениями супругов относительно собственных потребностей и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Согласованность представлений супругов о семейной жизни. Представления о характере семейных взаимоотношений, причинах и основных сферах проявления конфликта очень часто не совпадают у обоих супругов. В качестве эмпирического показателя такой несогласованности нами введен индекс симметрии (Исм) — отношения симметричных для диады структурных конфигураций (конфликтных или бесконфликтных) к общему количеству структурных конфигураций.

Величина Исм является показателем устойчивости характера отношений между супругами (чем ближе его значение к единице, тем выше устойчивость отношений), а его знак «+» или «-» (симметричность конфликтных или бесконфликтных структур) отражает принадлежность данной пары к группе стабильных или нестабильных семей. Приближение значения Исм к нулю, независимо от его знака, является показателем проблемности отношений между супругами в данной семье.

Результаты теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) для каждой семьи представлены в Таблице Г 1 (Приложения Г.). Г. Мюррей в 1938 году описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом:

«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [Н. A. Murray, 1938, р. 83].

Методика Г. Мюррея, которая была выбрана нами, представляет собой опросник из 14 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один. Классификация мотивов Г.А. Мюррея (от лат. classis – разряд + facere – делать и moveo – двигаю) - модель структуры мотивационно–потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест.

В качестве основной методики сбора информации нами был выбран тест. Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых, судят о психофизических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного свойства / психологического качества личности.

Тест - специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и приводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.

Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.

При всем разнообразии приведенные определения теста близки между собой и раскрывают различные стороны этого комплексной категории. «Тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Тест не является аналогией экзаменационным вопросам, анкетам, головоломкам и пр. В его основе лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить испытуемые качества и свойства на основе использования статистических методов».

К количественной группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики.

Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте [23]. Сюда же мы отнесем тестирование.

Основное предназначение тестов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. [28,29]

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором все пары отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждая из них имеет равный шанс быть отобранный [29]

Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. При этом считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий как «доверительный интервал», «ошибка выборки», невозможно распространение того, что получено для выборки на всю генеральную совокупность. Первое понятие означает, что существует интервал вокруг значения (для выборки) характеристики, в которой находится истинное (для генеральной совокупности) значение этой характеристики. Второе понятие используется для оценки отклонения выборки от генеральной с совокупности. Эти понятия взаимосвязаны между собой [29, с. 258],

Исследования Торохтий В.С представляют собой методическое пособие, в котором дано описание сущности тестирования психологического здоровья семьи и его основных показателей, а также приводится шестифакторный инструментарий его диагностики в виде частных методик.

В методике излагаются области ее применения, процедура психологической диагностики семьи, обработка и интерпретация данных.

Психологическая диагностика (греч. psychе - душа и diagnostikos - способный распознавать) – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и социально-психологических характеристик малых групп.

Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Численность единиц генеральной совокупности обозначается N (1000-1100 чел.), объем выборочной совокупности n = 80 чел.

Исследование проводилось с супружескими парами с разным стажем семейного проживания.

Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, выраженное в процентах, называется процентом выборки:


[(n/N) * 100] = 60/ 1100 *100 =0,05*100 = 5,5 %


Итак, выборочная совокупность исследуется по количественному признаку на основе тестов.

Для обработки данных тестирования по шкале Мюррея мы использовали методологию анализа полученных статистических данных Татаровой Г.Г.

Какой бы индекс социолог ни использовал, он необходимым образом выясняет свойства этого индекса, т. е. выясняет правила его «поведения».


 (1)


Данный индекс обладает следующими свойствами. Он принимает максимальное значение, равное 1, тогда, когда у респондентов в группе (муж и жена) полная согласованность в потребностях. Он принимает минимальное значение, равное - 1, тогда, когда у респондентов в группе полная несогласованность в потребностях. Индекс равен нулю, если число «удовлетворенных» брачными отношениями равно числу «неудовлетворенных».

Положительное значение индекса говорит о том, что «удовлетворенных» брачными отношениями больше, и, соответственно, отрицательное значение появится в ситуации, когда число «не удовлетворенных» брачными отношениями больше, чем «удовлетворенных».

Татарова Г.Г. предполагает, что аналогичный индекс можно использовать и для случая пяти градаций.

Данные тестирования были сведены в Таблицу 7 в виде иерархии потребностей и представлены на Рисунке 2.


Таблица 7 - Сводная иерархия потребностей для группы мужей и группы жен

Иерархия потребностей мужей


Иерархия потребностей жен

1. Потребность в достижении.

27

1. Потребность в аффилиациях.

2. Потребность в независимости.

20

2. Потребность в демонстрации.

3. Потребность в демонстрации.

25

3. Потребность заботиться.

4. Потребность заботиться.

20

4. Потребность в достижении.

 5. Потребность в аффилиациях.

20

5. Потребность играть.

6. Потребность доминировать.

22

6. Потребность чувствовать.

7. Потребность в противодействии.

16

7. Потребность в независимости.

8. Потребность играть.

13

8. Потребность в избегании.

9. Потребность в уважении.

20

9. Потребность в противодействии

10. Потребность в избегании.

16

10. Потребность в уважении.

11. Потребность чувствовать.

15

11. Потребность в агрессии.

12. Потребность в помощи.

18

12. Потребность доминировать.

13. Потребность в агрессии.

12

13. Потребность в отвержении.

14. Потребность в отвержении.

3

 14. Потребность в помощи.


В качестве базовой шкалы на Рисунке 2 представлена иерархия потребностей мужей.

В исследовании семейных пар с различным стажем совместного проживания были получены следующие результаты диагностики базовых потребностей отдельно для группы мужей и группы жен (по 30 человек), представленные.


Рисунок 2 – Сводная иерархия потребностей для всей выборки


1.Анализ показал, что для исследуемой группы мужей и жен наблюдается некоторая рассогласованность в иерархии потребностей.


Таблица 8 – Рассогласованность в иерархии потребностей для всей выборки

для мужей


Для жен

1. Потребность в достижении


 1. Потребность в аффилиациях

2. Потребность в независимости


2. Потребность в демонстрации

3. Потребность в демонстрации


3. Потребность заботиться

4. Потребность заботиться


4. Потребность в достижении.

5. Потребность в аффилиациях


5. Потребность играть


В зависимости от стажа совместного проживания «согласованность-рассогласованность» в базовых потребностях выглядит так, как показано на Рисунках 3-5.


Рисунок 3 – Иерархия базовых потребностей группы «молодое супружество»


В начале супружества (0-5 лет) доминируют:

·                   У жен – потребность в демонстрации, потребность заботиться;

·                   У мужей – потребность в достижении, потребность в независимости.


Рисунок 4 – Иерархия базовых потребностей группы «супружество среднего возраста»


Для группы супружество среднего возраста (6-14 лет) доминируют:

·                   У жен – потребность заботиться, потребность чувствовать;

·                   У мужей – потребность в достижении, потребность в независимости.


Рисунок 5 – Иерархия базовых потребностей группы «супружество зрелых лет»


Для группы супружество зрелых лет (15-25 лет) доминируют:

·                   У жен – потребность заботиться, потребность в помощи;

·                   У мужей – потребность заботиться, потребность в помощи;

Графики на рисунках 2-5 показывают, что потребности супругов не идентичны, во многом противоречивы.

На каждом этапе жизненного цикла семьи доминирует одна-две потребности, при этом в начале супружества будут доминировать такие как потребности в достижении и независимости (мужья), в демонстрации и заботится (жены).

У супругов, стаж семейной жизни составляет 15-25 лет, доминируют такие потребности как; потребности в помощи и потребность заботится.

С увеличением стажа совместного проживания супругов происходит смена приоритета потребностей. Но если в первые годы совместного проживания рассогласованность потребностей ярко выражена, с течением лет, противоречия сглаживаются и для супругов, которые в браке прожили совместно более 15-25 лет (Рисунок 5) иерархия потребностей практически одинакова.

Следовательно, гипотеза о том, структура базовых потребностей значительно изменяется со стажем семейной жизни, подтвердилась.

Для проверки точности полученных в предыдущем тестировании данных и на основе Таблицы Г 1 Приложения Г проведем расчеты индекса по формуле 1 для всех супружеских пар.


Таблица 9 – Расчет индекса потребностей

№ п/п

Название сферы

Пара №1

Пара №1

Пара №1

Ож

Ом

Ож

Ом

Ож

Ом

 1

Потребность в отвержении

 +1

 -1

0

+1

0

1

2

Потребность в избегании

+2

+1

+2

0

+1

+2

3

Потребность играть

-2

-1

-1

0

-2

-1

4

Потребность чувствовать

-1

-1

0

1

-1

0

5

Потребность в независимости

-2

-2

2

2

0

2

6

Потребность в помощи

-1

-2

1

-1

-2

1

7

Потребность в демонстрации

-1

-2

-1

-1

-2

-1

8

Потребность в агрессии

+1

0

-1

0

0

-1

9

Потребность в аффилиациях

+1

+1

-1

2

+1

-1

10

Потребность доминировать

-1

+2

2

1

+1

-1

11

Потребность в достижении

+1

+2

0

1

+2

2

12

Потребность заботиться

+1

+1

1

2

+1

1

13

Потребность в противодействии

-1

+1

2

2

+1

2

14

Потребность в уважении

-1

-2

1

-1

-2

1



Пара №1: I1 = (11 – 15) /(11 + 15 +1) = - 0,15

Пара № 2: I1 = (16 – 7) /(16 + 7+6) = 0,31

Пара № 3: I1 = (14 – 10) /(14 + 10+ 4) = 0,143


Для определения согласованности потребностей рассчитываем коэффициент согласованности, учитывая значения показателей с одинаковым знаком:


Пара №1:

I1 = (4 – 6) /(4 + 6 +0) = - 0,2


Пара № 2:

I1 = (4 – 1) /(4 + 1+0) = 0,6


Пара № 3:

I1 = (4 – 2) /(4 + 2+ 0) = 0,333


Рассчитанные коэффициенты сведем в Таблицу 10.


Таблица 10 - Сводная таблица данных теста Г. Мюррея

№ пары

Стаж совместного проживания, мес.

Сумма баллов

№ пары

Стаж совместного проживания, мес.

Сумма баллов

1

11

-0,15

16

243

0,788

2

58

0,6

17

97

0,513

3

78

0,333

18

19

0,1

4

17

- 0,2

19

13

-0,15

5

79

0,314

20

108

0,634

6

82

0,524

21

111

0,598

7

14

0,143

22

59

0,233

8

174

0,84

23

46

0,378

9

82

0,433

24

300

0,932

10

88

0,767

25

234

0,778

11

49

0,125

26

256

0,674

12

92

0,543

27

209

0,617

13

48

0,315

28

57

0,507

14

51

0,743

29

289

0,713

15

168

0,457

30

274

0,690


961

5,787


2315

8,005

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.