РУБРИКИ |
Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отнош... |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отнош...Ситуация 3. Начальник сводного отдела: «Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов». Руководитель: «Здесь и обсуждать нечего! Слабо требуете!». Или ситуация в семье: Муж обращается к жене: «Дорогая, ты не видела, где ключи?» – «Ослеп, что ли, вон на трюмо лежат». На транзакцию сходную с ситуацией 2 адресат в обоих случаях отвечает пристройкой сверху, занимая позицию Родитель (осуждение), отдавая первому собеседнику позицию Дитя (беспомощность). Такая реакция – сильный конфликтоген. Транзактный анализ может дать возможность сделать выводы и дать прогноз протекания беседы. Исход коммуникации зависит от способности партнера по общению осознать, что им манипулируют. Если партнер по общению не осознает опасности или не знает, как защититься, то манипулятор достигает своей цели. Партнер может и сознательно идти на проигрыш, когда у него нет другого выхода (например, когда он зависим от манипулятора и/или не хочет ухудшать отношения), сделать «хорошую мину при плохой игре». Другой вариант: партнер проводит контрманипуляцию: принимает навязываемую манипулятором игру, затем проводит контрудар, в результате которого незадачливый манипулятор выглядит в неприглядном свете. Результат – поражение манипулятора, большое психологическое преимущество партнера. Это, безусловно, ухудшит отношения, а возможно, и приведет к конфликту. Или: партнер активно защищается, расставляя точки над i, не стесняясь, сообщает манипулятору о своих потерях в случае, если пойдет у того на поводу. Результат – возможное охлаждение отношений. Также партнер может осуществить пассивную защиту – делая вид, что не понял, не расслышал, переводя разговор на другую тему. Результат – ничья, сохранение отношений на прежнем уровне с некоторым психологическим преимуществом защитившегося. Приложение №2 Техники ТА Техника «Определение эго-состояния» Упражнение 1. Напишите по одному примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их. Упражнение 2. Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя. На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Техника «Определение транзакций» Упражнение 1. Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни. Для каждого случая продумайте слова-стимулы и слова-реакции. Упражнение 2. Работа в группе. Три добровольца рассаживаются перед группой на стульях, и каждый выбирает роль Родителя, Взрослого, Ребенка. Теперь приглашаются еще три добровольца, которые будут Ребенком, Взрослым, Родителем лица противоположного пола. Стулья ставятся так, чтобы Р-Р, В-В и Д-Д были напротив друг друга. Это супружеская пара, у которой возникли проблемы. Наглядно демонстрируется взаимодействие. Техника «Поглаживания» Упражнение 1. Просьба о поглаживании. Выбирается участник, который в течение трех минут будет просить других о поглаживании. Остальные участники отвечают поглаживанием в том случае, если они искренне хотят его дать. Техника «Структурирование времени» Упражнение 1. Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени. Техника «Определение жизненного сценария» Упражнение 1. Напишите на бумаге какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагический? Интересный или скучный? Чем заканчивается ваш сценарий? Неплохо записать ваши ответы на пленку и прослушать после. Вспомните стрессовые ситуации постепенно от недавних до самых ранних, это поможет понять связь между вашими повседневными переживаниями и детскими переживаниями из прошлого. Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1. Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2. Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3. Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичь определенного сценарного результата. «Вот как…». Подумайте и напишите ответ на вопрос: Что случается с людьми вроде меня? Техника «Работа с игнорированием» Упражнение 1. Вспомните последнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуация представляет собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения, которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилось преувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемые вами в этой ситуации? Техника «Работа с мировосприятием и искажением» Упражнение 1. Вместе с другим участником проиграйте роли с применением отклоняющихся и блокирующихся транзакций. Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этими транзакциями, которые люди применяют неосознанно. Техника «Работа с симбиозом» Упражнение 1. Первая часть упражнения предназначена для того, чтобы человек почувствовал симбиоз. Когда два человека опираются друг на друга, то она чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет им упасть. Человек боится, что без партнера он не сможет стоять на ногах. Техника «Работа с системой рэкета» Упражнение 1. Рассматриваются примеры неприятных ситуаций, нужно описать свои чувства в них. Выясняется, что у каждого есть свой набор чувств, которые мы используем при определенных ситуациях. Отмеченное чувство является тем чувством, которое было скопировано или поощрялось вашей семьей, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались. Техника «Игры и анализ игр» Упражнение 1. Письменно ответьте на вопросы. 1. Что постоянно происходит со мной? 2. Как все это начинается? 3. Что происходит потом? 4. (Загадочный вопрос) 5. А потом? 6. (Загадочный вопрос) 7. Чем все это заканчивается? 8. а) Как я себя чувствую? б) Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек? Загадочные вопросы: 4. В чем заключается мое секретное послание другому человеку? 6. В чем заключается секретное послание ко мне другого человека? «Загадочные вопросы» находятся в конце упражнения. Не смотрите на них, пока вы не ответили на все вопросы плана игры. После этого ответьте на два «загадочных вопроса». Ответы на «загадочные вопросы» являются психологическими посланиями в транзактной диаграмме игры.
Приложение №3 Этический кодекс Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА). Признавая,
что профессиональная этика является набором Родительских правил о том, что
правильно, а что - нет, Этическое Положение ЕАТА служит дополнительным
содействием развитию Взрослого процесса в области этики с акцентом на
установлении ясного Взрослого контракта. 1. Член ЕАТА признает достоинство любого человека безотносительно к его физическому, психическому, социальному или экономическому статусу. 2. Члены ЕАТА в своих публичных заявлениях (и письменных, и устных) должны воздерживаться от уничижительных утверждений, выводов и/или инсинуаций, умаляющих положение, квалификацию или характер членов; поддерживать в сознании свою ответственность как представителей ЕАТА и Транзактного анализа. 3. Главной обязанностью членов ЕАТА являются обеспечение клиентам максимально возможных услуг и действие таким образом, чтобы не причинять преднамеренного вреда ни одному клиенту. 4. Члены ЕАТА будут стараться развивать в своих клиентах сознание и функционирование с позиций достоинства, автономности и личной ответственности. 5. Этичная практика ТА предполагает вхождение в открытое контрактное отношение с клиентом, которое член ЕАТА и клиент должны быть в состоянии и хотеть осуществить: Когда клиент не может или не хочет функционировать автономно и ответственно в рамках этих контрактных отношений, член ЕАТА должен разорвать эти отношения таким образом, чтобы не причинить вреда клиенту. 6. Член ЕАТА не должен эксплуатировать своего клиента, каким бы то ни было образом, включая финансовые и сексуальные аспекты. Сексуальные отношения между членами ЕАТА и их клиентами запрещены. 7. Члены ЕАТА не должны заключать или поддерживать профессиональный контракт, если другие действия или отношения между членом ЕАТА и клиентом могут подвергать опасности профессиональный контракт. 8. Профессиональные отношения между членом ЕАТА и клиентом определяются контрактом и завершаются с его прекращением. Однако определенная профессиональная ответственность продолжается, несмотря на прекращение контракта. Она включает, но не ограничивается, следующим: а) сохранение конфиденциальности; б) избегание любого типа эксплуатации прежних отношений; в) заботу о любой необходимой дополнительной помощи. 9. Члены ЕАТА будут действовать и оказывать услуги клиентам в полном соответствии с существующими законами штата и/или страны, в которой они проживают. 10. При установлении профессиональных отношений члены ЕАТА берут на себя ответственность за обеспечение подходящего окружения, включая такие веши как: определение характера соблюдаемой конфиденциальности; обеспечение физической безопасности, соответственно форме деятельности, в которую вовлекается клиент; и достижение информированного согласия на процедуры с высоким риском. 11. Если члены ЕАТА осознают, что личностные конфликты или медицинские проблемы могут помешать их способности выполнять контрактные отношения, они должны либо прервать контракт в ответственной профессиональной форме, либо полностью обеспечить клиента информацией, необходимой ему для решения о продолжении контрактных отношений. 12. Члены ЕАТА берут на себя ответственность конфронтировать коллег, которые, при достаточно веских основаниях считать так, действуют не этично. В случае отсутствия решимости конфронтировать коллегу лично, сообщать о неэтичных действиях коллег в соответствующий профессиональный орган. 13. Профессиональные члены ЕАТА берут обязательства продолжать профессиональное и личностное развитие и сохранять квалификацию в своих областях через такие виды деятельности, как обучающие воркшопы, конференции, формальную текущую работу, профессиональные публикации, чтение профессиональной литературы и вхождение в профессиональные организации.
Приложение №4 ПРИМЕР КОНТРАКТА МЕЖДУ ТА-ТЕРАПЕВТОМ И КЛИЕНТОМ На протяжении всего времени совместной работы ТА-терапевт и клиент точно соблюдают следующие взаимные обязательства. 1. Обязательства ТА-терапевта: ·В полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей в работе с клиентом с тем, чтобы квалифицированно помочь клиенту в решении его проблемы. ·Обеспечить безопасность клиента во время консультаций (психоаналитических сессий). ·ТА-терапевт записывает всё происходящее во время каждой сессии на аудио- носители, обязуется предупреждать об этом клиента и обеспечить недоступность всех записей для третьих лиц. ·Обеспечить конфиденциальность всей информации, касающейся клиента. ·Контролировать соблюдение графика работы и планировать отмену и перенос сессии только в случае объективной необходимости. ·Предупреждать клиента об отмене или переносе сессии не позднее 21.00 часов предыдущего дня перед намеченной сессией. Если это обязательство не соблюдено, ТА-терапевт обязуется предоставить клиенту 1\2 сессии (30 минут) за свой счёт. ·Сообщать клиенту о планируемом отпуске не менее чем за четыре сессии вперёд. ТА-терапевт имеет право взять перерыв в работе в следующих случаях: 1) на время ежегодного отпуска – не более 30-ти календарных дней; на время новогодних и рождественских каникул – не более 3-х недель; 2) на время декретного отпуска и по уходу за ребёнком – не более трёх лет; 3) в случае психологической травмы – не более полугода. · На время перерыва в работе длительностью более месяца ТА-терапевт обязуется рекомендовать клиенту другого психотерапевта, квалификация и специализация которого соответствует необходимой клиенту помощи. 2. Обязательства клиента: ·Посещать каждую намеченную консультацию (сессию) и заблаговременно сообщать о планируемых пропусках. ·Предупреждать ТА-терапевта об отмене или переносе сессии не позднее 21.00 часа предыдущего дня перед намеченной сессией. Если это обязательство не соблюдено, клиент обязуется оплатить 1\2 стоимости пропущенной или перенесённой сессии. · В процессе психотерапевтической работы (на сессиях и между сессиями) использовать весь свой энергетический, психический и интеллектуальный потенциал для решения своей проблемы, а именно: ü Продолжать осознавание тех аспектов, которые обсуждались на сессии, ü Развивать спонтанность (своих реакций, чувств и поступков); ü Пробовать новые способы поведения (безопасные для себя и других людей) в привычных ситуациях и в отношениях с другими людьми; ü Отслеживать и анализировать свои чувства и реакции других людей в каждый момент времени; ü Изучить основы ТА - транзактного анализа. Применять ТА в повседневной жизни. ·Делать оплату вначале каждой сессии. ·Не наносить себе вред на сессиях и между ними. ·Не наносить вред имуществу ТА-терапевта, помещению и обстановке. ·В случае намеренного или ненамеренного повреждения психоаналитического помещения или обстановки клиент обязуется возместить причинённый ущерб в соответствии с рыночной стоимостью повреждённых предметов или ремонта. ·Не приходить на сессии под воздействием алкоголя и не прописанных врачом препаратов. ·Информировать ТА-терапевта о приёме лекарств, об изменениях дозы принимаемых лекарств и об отказе от принимаемых лекарств. ·Информировать ТА-терапевта об изменениях в следующих аспектах своей жизни: работе, образовании, отношениях с родителями, родственниками, близкими друзьями, мужем (женой), сексуальными партнёрами. ·Информировать ТА-терапевта об изменениях в своём физическом и психологическом самочувствии. ·Сообщать ТА-терапевту о планируемом отпуске не менее чем за две сессии вперёд. ·Сообщить ТА-терапевту о планируемом уходе из психологической работы не менее чем за две сессии вперёд. 3. Клиент может звонить и писать ТА-терапевту 4. Во время приёмов других клиентов ТА-терапевт не отвечает на телефонные звонки. В это время клиент может оставить сообщение на автоответчике ТА-терапевта или, если автоответчик не включён, прислать SMS-сообщение. 5. Кроме указанных здесь обязательств, ТА-терапевт и клиент отдельно договариваются о сроках совместной работы и её цели (составляют контракт на изменение). Обязательная литература по транзактному анализу: 1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Секс в человеческой любви», «Введение в психоанализ для непосвящённых». 2. Томас А. Харрис «Я – хороший, ты – хороший». 3. Ян Стюарт, Вэнн Джойнс «Современный транзактный анализ». Дата:____________________ Подписи: ТА-терапевт / /______________
Клиент/ /_______________
Приложение №5 Групповой контракт ГРУППОВОЙ КОНТРАКТ На протяжении всего времени существования психотерапевтической группы участники группы и её лидер, точно соблюдают следующие взаимные обязательства. 1. Права и обязанности лидера группы: • В полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей в работе с группой в целом и с каждым её участником. Квалифицированно помочь участникам группы в выполнении их терапевтических контрактов. • Обеспечить безопасность каждого участника группы во время групповых сессий. • Останавливать групповое взаимодействие или монолог участника группы в том случае, если это взаимодействие или монолог не полезны для группового процесса. • Исключить из группы участника, который игнорировал З предупреждения лидера, и продолжает участвовать в деструктивных (не полезных) для группового процесса взаимодействиях. • Записывать всё происходящее во время каждой сессии на аудио- носители, обеспечить недоступность всех записей для любых людей, не являющихся участниками группы. Участники группы могут пользоваться записями только в группе. • Обеспечить конфиденциальность всей информации, касающейся каждого участника группы и группового процесса. • Контролировать соблюдение графика работы и планировать отмену и перенос сессий только в случае объективной необходимости. • Предупреждать участников группы об отмене или переносе сессии не позднее 22.00 часов предыдущего дня перед намеченной сессией. Если это обязательство не соблюдено, лидер проводит следующую групповую сессию за свой счёт. • Сообщать участникам группы о планируемом отпуске или перерыве в работе не менее чем за четыре сессии вперёд. Лидер имеет право взять перерыв в работе в следующих случаях: 1) на время ежегодного отпуска — не более ЗО-ти календарных дней; 2) в случае болезни — не более месяца; З) на время декретного отпуска и по уходу за ребёнком — не более трёх лет; 4) в случае психологической травмы — не более полугода. • На время перерыва в работе длительностью более месяца лидер обязуется рекомендовать группе другого лидера, способного продолжить групповой процесс, квалификация и специализация которого соответствует необходимой участникам группы помощи. 2. Права и обязанности участника группы: • Посещать группу не менее б месяцев. • Посещать каждую намеченную групповую сессию и заблаговременно сообщать о планируемых пропусках. • Не опаздывать к началу групповой сессии. • В полном объёме оплачивать своё место в группе на каждой групповой сессии, независимо от своего присутствия. • Сохранять строгую конфиденциальность относительно участников группы и всего, что происходит на групповых сессиях. • Совмещать участие в группе с индивидуальной психотерапевтической работой. • Изучить основы ТА - транзактного анализа. Применять ТА в группе и в повседневной жизни. • Отслеживать и анализировать свои чувства и реакции в каждый момент времени. Рассказывать о своих чувствах на групповых сессиях. • Сразу (во время сессии) выражать чувства, возникающие по поводу участников группы или по поводу того, что происходит на сессии. Не «уносить» свои переживания домой. • За пределами сессии (по дороге домой, по телефону и пр.) не обсуждать с другими участниками группы то, что происходило на сессии. Также как и с теми, кто не является участником группы. • Участники группы имеют право взаимодействовать друг с другом вне групповых сессий, если во время этого взаимодействия не обсуждается групповой процесс, проблемы участников, и чувства участников. допускается обсуждать чувство участника только в том случае, если участник попросил поддержки и находится в стрессе. • Если такое взаимодействие произошло, участники обязуются рассказать о нём на ближайшей групповой сессии. • Говоря на сессии о другом участнике группы, необходимо обращаться непосредственно к нему. Не допускается говорить в третьем лице об участнике группы, присутствующем на сессии. • Говорить, отвечать на вопросы открыто и искренне. • Говорить на групповой сессии можно только о себе и о своих чувствах. • Участники должны сразу остановить диалог или другое взаимодействие в группе по первому требованию лидера. • Не приходить на сессии под воздействием алкоголя и не прописанных врачом препаратов. Не курить во время сессии. • Не наносить себе вред на сессиях и между ними. • Не наносить вред имуществу участников группы, помещению и обстановке. • Не допускать физического воздействия на других участников группы. • Не вступать в любовные и сексуальные отношения с другими участниками группы. В случае если это происходит, один из пары покидает группу. • Информировать группу об изменениях в следующих аспектах своей жизни: работе, образовании, отношениях с родителями, родственниками, близкими друзьями, мужем (женой), сексуальными партнёрами. • Информировать группу об изменениях в своём физическом и психологическом самочувствии. • Сообщать группе (сказать во время групповой сессии) о планируемом отпуске не менее чем за две сессии вперёд. • Сообщить группе о планируемом выходе из группы не менее чем за две сессии вперёд. З. Кроме указанных здесь обязательств, участники группы отдельно договариваются о терапевтических контрактах каждого участника. Обязательная литература по транзактному анализу: 1. Литература, находящаяся в библиотеке ТА на сайте. Приложение №6 «Опросник удовлетворенности браком» УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ ТЕСТ-ОПРОСНИК Инструкция: "Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д. Стимульный материал: 1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека: а) верно, б) не уверен, в) неверно. 2. Ваши супружеские отношения приносят Вам: а) скорее беспокойство и страдание, б) затрудняюсь ответить, в) скорее радость и удовлетворение. 3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак: а) как удавшийся, б) нечто среднее, в) как неудавшийся. 4. Если бы Вы могли, то: а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги), б) трудно сказать, в) Вы бы не стали ничего менять. 5. Одна из проблем современного брака в том, что все "приедается", в том числе и сексуальные отношения: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется: а) что Вы несчастнее других, б) трудно сказать, в) что Вы счастливее других. 7. Жизнь без семьи, без близкого человека—слишком дорогая цена за полную самостоятельность: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной: а) да, считаю, б) трудно сказать, в) нет, не считаю. 9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе: а) верно, б) не могу сказать, в) неверно. 11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать: а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга), б) трудно сказать, в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга). 12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства. а) верно, б) затрудняюсь сказать, в) неверно. 14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются: а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги), б) трудно сказать, в) скорее, в Вас самих. 15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак: а) усилились, б) трудно сказать, в) ослабли. 16. Брак притупляет творческие возможности человека: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки: а) согласен, б) нечто среднее, в) не согласен. 18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение: а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. 23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
Ключи 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в. Порядок подсчета: Если
выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) Нормы: Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий: 0-16 баллов – абсолютно неблагополучные, 17-22 баллов – неблагополучные, 23-26 баллов – скорее неблагополучные, 27-28 баллов – переходные, 29-32 баллов – скорее благополучные, 33-38 баллов – благополучные, 39-48 баллов – абсолютно благополучные.
Приложение №7 Опросник структуры личности «Родитель – Дитя – Взрослый» Мужчина (женщина) заполняет на себя \ на супруга(у) Пара № Подчеркните, пожалуйста, правильные, по отношению к Вам, варианты ответов. Я:
Ключи к опросникам Р-В-Д Считаем совпадения. Каждое совпадение 1 балл. Способствующий развитию родитель. Да + : 13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85 Консервативный Родитель Да - : 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84 Рациональный Взрослый Да + : 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89 Иррациональный Взрослый Да - : 4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87 Позитивное Дитя Да + : 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88 Трудный Дитя Да - : 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90 Полученную алгебраическую сумму выборов + и – по каждому компоненту личности делим на число всех выборов. Затем складываем показатели компонент. Возможные показатели компонент от 1 до -1, общая сумма от 3 до -3. Показатели компонент личности у здоровых и больных.
[1] Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: БГУ, 1976. – с. 35 [2] Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 3-е изд., испр. и доп. – с. 20 [3] Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе для всех, кто интересуется. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР». – 2004, с. 135 [4] Харрис Т.Э. Я –ок, ты- ок. – М.: Академический Проект, 2004, с. 126. [5] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2004, с. 106-107 [6] Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер. - 2003, с. 88 [7] Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.1: Введение. / Ответственный редактор и составители текстов - В.В.Петухов, Ю.Б.Дормашев С.А.Капустин. - Изд-во: М., УМК "Психология", Генезис, 2001, 607 c. [8] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002, с. 351. [9] Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер. - 2003, с. 109-113. [10] Хейзенга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: ООО «Изд-во АСТ». – 2004, с. 9. [11] Здесь и далее: десять цветных таблиц составила Александрович И. / Конспект по книге Эрика Берна. / Интернет-страница: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР». – 2004, с. 137-145. [13] Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др.; Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006, с. 473-475 [14] Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия. – М.: Академический Проект, ОППЛ. - 2002, с. 120-125. |
|
© 2010 |
|