РУБРИКИ

Коммуникативные средства общения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коммуникативные средства общения

СЕНСОРНАЯ ОСТРОТА. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Сенсорное чутье необходимо, чтобы контролировать процесс общения, обеспечивая успешное продвижение к результату. Некоторые сигналы в поведении собеседника могут подсказать, что сделан неправильный шаг или что

надо немного отступить, чтобы достигнуть цели. Умение сознательно лавировать особенно необходимо в запутанных ситуациях. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук). Есть и более тонкие изменения: в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, сиюминутном дрожании нижней губы. Эти тонкие бессознательные видимые реакции в НЛП делят на четыре группы — изменения цвета кожи, изменения в дыхании, изменения нижней губы, моментальные изменения мускулов. Бессознательные видимые реакции ценны, т. к. они не подвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную информацию. Эти тонкие изменения трудно заметить без должной тренировки. Обучаясь сенсорной остроте, надо освоить три шага:

1.  Фиксация изменений в поведении человека (тренируйтесь каждый день в наблюдении за людьми, но помните правило: «Остановиться, послушать, посмотреть, включить свою интуицию, но не спешить с интерпретацией».

2.  Различение паттернов, т. е. повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу,бледнеют, другие — стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, в движениях головы, рук, ног, окраске лица, в ритме дыхания, темпе голоса и называют паттернами.

3.  Калибровка, т. е. узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установления связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. (Вначале, пока опыта мало,можно уточнять у собеседника: «Вы нервничали, когда сказали: Не надо сахару?» А про себя можете добавить: «И у вас были бледные пятна на лице, вы переминались и прислушивались к чему-то».)

Специалисты по НЛП предупреждают, что вы можете угодить в опасную западню, если будете трактовать изменения во внешнем поведении собеседника, исходя из своего опыта. Одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей. Каждый человек индивидуален, и необходимо избегать обобщений.

ГИБКОСТЬ. Процесс общения во многом зависит от гибкости собеседников — способности изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости — значит обрес-"и способность видеть в поведении партнера особенности

его восприятия, мышления, и варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей. Правило НЛП гласит: «Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое». В общении важно быть гибким в словах, мышлении, восприятии и поведении. Сенсорная острота позволяет быть гибким в восприятии. У гибкого поведения есть преимущества: новое поведение вызывает и новую ответную реакцию, и, возможно, вы добьетесь желаемого результата, используя разные новые способы поведения. Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага:

1  — прерывание старых паттернов поведения (например, поезжайте на работу другой дорогой, или в ситуациях, в которых исключен риск, прекратите делать то, что вы делаете, и подумайте о трех новых возможных способах достижения того же самого результата или, например, не разговаривайте в течение, одной недели, пишите записки, предупредив семью и друзей, что проводите эксперимент);

2  — изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения. (Например, посмотрите на мир сквозь новые очки, вообразив на часок, что вы —совсем не вы, а ваш сосед по лестничной площадке. Как выглядит мир с его точки зрения? Представьте возраст 17 и 39. Какой вам кажется жизнь в 17 лет? А в 39?);

3  — быстрая последовательность прерывания старых поведения и использования новых выборов (например, когда вы заметите, - что внутренний голос вам приказывает: «Ты должен!», измените свое поведение, сыграйте другую роль, хотя бы в течение трех минут по будьте кем-то иным. Или еще упражнение: в середине спора отступите и скажите собеседнику: «Вы полностью правы. Что вы хотите теперь?»

КОНГРУЭНТНОСТЬ. Слово «конгруэнтность» произошло от латинского «сощгиепз», что означает «встретиться и прийти к соглашению». В каждом из нас много разных частей: делового человека, начальника, родителя, критика, игрока, честолюбца, весельчака, покорителя сердец и т. п. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия — вы конгруэнтны.

Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем — совсем третьего, то мы неконгруэнтны и наше состояние заметно для окружающих людей. Если части нашей личности не решили еще, что нам действительно нужно, если есть какие-либо противоречия и несогласия по поводу способов достижения результатов, мы можем сказать «да», но при этом непроизвольно отрицательно качнем головой.

или серьезная фраза может неожиданно закончиться коротким смешком. Все это видят люди, с которыми мы общаемся и такое поведение вызывает замешательство, сомнение, недоверие к нам. В итоге шансы на успешное достижение результата уменьшаются. Быть конгруэнтным — значит сделать важный шаг к достижению внутренней целостности. Синтоническая модель не только подчеркивает важность и необходимость конгруэнтности, но и предлагает шесть шагов по ее освоению:

1  — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, чтобы узнавать свое состояние конгруэнтности состояние 100%-ной вовлеченности, сосредоточенности всех сил на выполняемой задаче) и неконгруэнтности (состояние внутренней конфронтации, конфликта с самим собой, противоречия желаний, слов, мыслей и дел).

2  — знакомство с различными частями своей личности (этот шаг чрезвычайно важен, т. к. самые сложные проблемы возникают у человека тогда, когда некоторые части его личности не знакомы Друг с другом и даже не знают, они в конфликте. Для того чтобы избежать подобных неприятностей, специалисты в НЛП предлагают человеку осознать и записать, какие роли он играет в своей жизни, какие желание у него возникают, какие части личности ему свойственны и дать им название-имя: например, жена, мать, честолюбивая часть, творческая часть, кухарка, производственно-деловая часть, кокетка, обольстительница, оберегающая часть, авантюрист, игривая часть и т. п. Затем полезно провести «общее собрание» главных частей личности, при этом важно «увидеть» «услышать», «почувствовать» каждую часть. Как она обычно заявляет о своем существовании? Как вы чувствуете ее своим те? Где она живет? в голове, в руках, в ногах? Как она могла бы выглядеть?

3  — определение целей, намерений, и желаний каждой части личности — очень важный шаг к конгруэнтности. Мы можем быть конгруэнтными только тогда, когда мы точно знаем, чего хотим, К каким результатам стремимся. При этом необходимо помнить, что все наши части так или иначе хотят нам блага и выражают наши желания. Мы чаще всего не осознаем всей сложности нашей внутренней жизни и поэтому надо дать слово каждой части тем, чтобы они аргументировано заявляли о своих желаниях и какую цель они при этом преследуют.

4  — определение приоритетных целей — т. е. следует определить, что вам необходимо достичь прежде всего, какая цель может быть самой главной на данное время и в перспективе.

5  — достижения согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей — только лишь тогда вы будете конгруэнтны в своих действиях, жестах, интонациях, в выборе слов и ваше общение будет максимально способствовать достижению желаемых результатов.

6 — заключение контракта по" принятому соглашению (заключение контракта закрепляет достигнутое соглашение, проявляет уважение к частям личности и является гарантией, что переговоры и потраченное на них время — не просто развлечение, а серьезная работа).

Итак, прежде чем приступить к какому-то ответственному делу, проверьте, в каком состоянии вы находитесь. И если вы узнаете сигналы неконгруэнтности, проведите переговоры с самим собой, со своими частями личности, постарайтесь достичь согласия между ними, составьте письменное соглашение по обсуждаемому вопросу и дайте задание сознательной части осуществлять контроль за принятым решением. Если вы научитесь достигать согласия между частями вашей личности, вы заметите, насколько более эффективным станет ваше общение, ваша деятельность, в целом ваша жизнь.

РАППОРТ. Слово «раппорт» означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Зто самый важный процесс в любом взаимодействии. Специалисты НЛП считают, что без раппорта вы никогда не достигнете того, чего хотите. Как узнать, что у вас есть раппорт с собеседником? По-разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других — чувство разделенного взаимопонимания. Как создать раппорт? Многие люди умеют это делать на уровне сознания, считая, что этому умению можно научиться. Необходимо освоить только шесть шагов.

1.  Проверка вашего доверия партнеру, с которым вы общаетесь, уверены ли вы в его компетентности, в его способностях, надежности. Можно спросить себя об этом, и если вы услышите конгруэнтный ответ «да» — все в порядке. Если же услышите несогласие, надо определить в себе ту часть личности, которая не доверять собеседнику и внимательно выслушать ее аргументы. Может быть вам удастся найти подходящие аргументы и убедить ее в обратном. Не добившись ее согласия, лучше не продолжать общения с собеседником: ваше недоверие так или иначе проявится, вызовет ответное недоверие, напряженность отношений, после чего достижение желаемого результата маловероятно.

2.  Проверка доверия партнера к вам. Доверие возможно лишь в состоянии конгруэнтности. Вы знаете, как этого достичь. А ответ на вопрос «Доверяет ли мне мой собеседник?» вам поможет получить уже освоенное вами умение — сенсорная острота.

3.   Установление соответствия тону и темпу голоса вашего собеседника. Тон голоса бывает высоким или низким, громким или тихим. Темп голоса бывает быстрым или медленным, с паузами или без них. Однако нельзя резко менять свой темп и тон голоса, подстраиваясь под партнера. Делать это надо потихоньку, маленькими шажками, чтобы ваша техника осталась незамеченной.

4.   Установление соответствия дыханию собеседника. Чтобы заметить скорость дыхания человека, полезно наблюдать за верхней линией плеч собеседника и попытаться уловить довольно заметные движения вверх и вниз.Если вам удалось уловить ритм дыхания, вы можете под строиться под него после некоторой тренировки.

5.   Установление соответствия ритму движения собеседника. Освоение этого шага требует осторожной тренировки. Выделите какое-то движение, которое ваш собеседник постоянно повторяет и сопровождайте его всякий раз каким-то другим своим движением, например, всякий раз, когда ваш собеседник касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать по столу. Или, если партнер взволнованно ходит по комнате, вы можете сопровождать его хождение чуть заметным постукиванием ноги.

6.   Соответствие позе тела собеседника. Использовать эту технику надо осторожно, чтобы не оскорбить собеседника. В спонтанном раппорте отражение тел собеседника ми происходит естественно. Достижение раппорта —это способ синхронизации собеседников, так внешнее соответствие подчеркивает сходство и смягчает различия, в результате — взаимное понимание между людьми усиливается. Установив раппорт с собеседником, вы можете незаметно для него постепенно «повести» его дыханием, позой, темпом голоса за собой, подведя его с помощью этих невербальных средств и наличия убедительной словесно-логической аргументации к желаемому решению, результату.

РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ — это оптимальное внутреннее состояние человека. Оно основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности. Ресурсное состояние может быть использовано для эффективного общения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости. Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага:

1.   Поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте: вспомните, когда у вас что-то получалось легко, вдохновенно, красиво — вам самим и окружающим это очень нравилось.

2.   Найдите удобное место и позвольте себе пережить то состояние успеха снова. При этом полезно себя спросить: «Что я видел, когда у меня все так хорошо получалось? Что я при этом чувствовал? Что слышал?».

3.  Когда воспоминание о той, прежней, ситуации восстановится в достаточно полной мере и достигнет наибольшей интенсивности, дотроньтесь пальцами правой руки до запястья левой, чтобы установить условную связь по типу «стимул — реакция»- Запомните ту точку, к которой при , и с каким нажимом было прикосновение. На языке НЛП такое установление условной связи называется «якорением». «Якорить» надо пик эмоционального переживания, когда почувствуете, что сейчас вы в состоянии работать даже лучше, чем в прошлом, к которому относятся ваши воспоминания.

4.  Вхождение в ресурсное состояние — для этого надо повторить второй и третий шаги, т. е. последовательно и быстро войти в воспоминание о ресурсном состоянии и установление того же самого якоря, а затем одновременное использование якоря и восстановление воспоминаний. Такая двойная процедура нужна, чтобы удостовериться, что якорь (прикосновение или слово или их сочетание) немедленно вызывает в памяти оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности. Теперь у вас есть средство вхождения в ресурсное состояние. В общении с коллегами, с начальством, в семье, в любой трудный момент жизни, используя свой «ресур сный якорь», вы почувствуете прилив сил, которые помогут вам добиться успеха.

ПОЙНТЕРЫ. Как уже отмечалось, НЛП — это интеграция психологии, лингвистики и компьютерного программирования. Психология имеет дело с процессом общения, а лингвистика — с содержанием общения. НЛП предлагает особую процедуру уточнения содержания и смысла сказанного. Суть ее — в умении задавать вопросы, которые в НЛП называются пойнтерами или указателями.

Пойнтер 1: существительное. Первый пойнтер нужен для уточнения смысла существительного. Если три человека обсуждают производительность, то для каждого из них, это слово может иметь специфическое значение: для одного главным будет скорость, для другого — люди, для третьего — машины. Если вы услышите подобные неопределенные существительные, вам необходимо задать уточняющий вопрос — пойнтер 1: «А какой смысл вы вкладываете в слово...? А что для вас значит...?».

Пойнтер 2: глаголы. Нужен для уточнения смысла глаголов. Для этого полезно задать вопрос: «Как именно (глагол)?» Например, собеседник говорит вам: «Я приготовлю доклад к 12-му числу?» «Как именно вы приготовите доклад?» — последует вопрос. В самом деле, доклад можно приготовить по-разному: в устной форме, в рукописи или напечатать с рисунками и плакатами. И только вашему собеседнику это известно. Вам же лучше узнать об этом сейчас, не дожидаясь 12-го числа.

Пойнтер 3: правила. В жизни человека существует множество правил, обычно выражаемых в словах: «должен», « не должен», «надо», «нельзя». Человеку иногда стоит пересматривать принятые правила, сомневаясь в их необходимости и своевременности. Так, к словам «должен», «надо» задайте вопрос: «А что будет, если я не сделаю этого? А что будет, если вы не сделаете этого?». Такие вопросы проверяют обоснованность правил и ограничений. Если, отвечая на такой вопрос, находят достаточно убедительные аргументы в пользу правила, то оно необходимо. Если же вопрос остается без ответа, то в справедливости правила стоит сомневаться. Подвергая сомнению правила, мы можем обрести новые возможности и новые выборы, способы действия. В НЛП предупреждают: третий пойнтер очень полезен в общении с самим собой, но его нужно осторожно использовать с другими людьми, чтобы не вызвать агрессию собеседника. Людям не нравится, если кто-то раскрывает ограничения их мышления. Поэтому третий пойнтер можно задавать, лишь добившись раппорта с собеседником, внимательно присматриваясь к его ответной реакции. Полезно смягчить вопрос: «Поясните, пожалуйста, что вы конкретно имеете в виду, почему мы должны? А что будет, если мы не сделаем этого?»

Пойнтер 4: обобщения. Предназначен для того, чтобы избежать ошибок, связанных с некорректным обобщением. Обобщение, с одной стороны, полезное свойство мышления, но, с другой стороны, обобщения нередко ограничивают наше мышление и причиняют неприятности, которых можно вполне избежать, если вовремя пересмотреть это обобщение-стереотип, которое искажает «карту реальности» человека и ограничивает его возможности. Обобщая, мы используем слова «все», «всегда», «каждый», «никогда», «все говорят», «никому не верю», которые, как правило, не соответствуют истине. Это обобщающие слова, а они игнорируют исключения из правил, ограничивают наше поведение, закрывая пути, которые могли бы привести к решению многих проблем. В этом случае полезно переспросить: «Действительно все? Неужели всегда? А, может быть, вы встречали человека, которому можно было бы верить? ».

Пойнтер 5: сравнения. Используется для уточнения сравнений, таких как «лучше», «хуже», «легче» и др. Если вы услышите: «Лучше сделать это», то можете уточнить: «Лучше по сравнению с чем?».

Помните, что пойнтеры необходимы, если вам нужна точная информация, без которой не достичь своего результата или результата вашего партера. Если же речь идет о чем-то незначительном, то можно обойтись без уточняющих вопросов. Уточнения, в первую очередь, требуют существительные. Выяснив же их специфическое значение, вы экономите время для дальнейшего продуктивного общения. Пойнтеры необходимы нам, чтобы лучше понять ДРУГ Друга, помогают уточнить, какой смысл каждый из партнеров по общению вкладывает в те или иные слова, и на основе этого быстрее прийти к успешному решению проблем и достижению желаемого результата.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЗАДАНИЕ 1. Тест «Ведущая репрезентативная система»


У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке». Этот тест позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для вас ведущей.

Инструкция: Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое вы считаете, лучше всего описывает вас (больше всего вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит вам более всего после первого, и так до четырех.


Вопрос

Ответ/ранг

1

2

3

...

12

I

2

1

• » *

...

4

II

1

2


____

3

III

3

3

...


2

IV

4

4


...

1


1.Я скорее всего скажу:

I— важные решения — это дело чувств

II— важные решения зависят от моего настроения

III  — важные решения зависят от моей точки зрения

IV  — важные решения — это дело логики и ума

2.Тот скорее окажет влияние на меня

I— у кого приятный голос

II— кто хорошо выглядит

Ш — кто говорит разумные мысли

IV — кто оставляет у меня хорошие чувства

3.Если я хочу узнать, как вы поживаете

I— я посмотрю на вашу внешность

II— я проверю, что вы чувствуете

III  — я прислушиваюсь к звукам вашего голоса

IV — я обращу внимание на то, что вы говорите

4.Для меня легко

I— модулировать полноту звуков в стереосистеме

II— сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе

III  — выбрать супер комфортабельную мебель

IV  — найти богатые комбинации красок

5.I — Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных

II — Мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности

Ш — Я хорошо чувствую одежду, облегчающую мое тело

IV — Когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках

6.Если люди хотят узнать, как я поживаю

I— им следует узнать о моих чувствах

II— им следует посмотреть, как я одет

III  — им следует послушать, что я говорю

IV  — им следует прислушаться к интонациям моего голоса

7.Я предпочитаю:

I— услышать факты, о которых вы знаете

II— увидеть картины, которые вы нарисовали

III — узнать о ваших чувствах

IV — послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий

8.I — Когда я вижу что-то, я верю этому

II— Когда я слышу факты, я верю им

III   — Я верю, когда чувствую что-то

IV  — В зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет

9.I — Обычно я хорошо чувствую настроения своей семьи

II — Я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи Ш — Я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов IV — Я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи

10.I — Я учусь понимать какие-то вещи

II— Я учусь делать какие-то вещи

III  — Я учусь слушать новое

IV  — Я учусь видеть новые возможности

11.Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее

I— приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств

II— в зависимости от моего настроения

III  — приму те, которые я вижу наиболее отчетливо

IV — приму их с помощью логики и разума

12. I — Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга

II— Мне легко вспомнить, как выглядит мой друг

III  — Хорошая мысль — вспомнить, что говорил мой друг

IV  — Мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1-й шаг


^Вопросы Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

К

А

в

А

д

К

Д

В

К

Д

К

А

II

А

В

к

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

III

В

Д

А

К

К

д

К

К

д

А

В

Д

IV

Д

К

д

в

В

А

А

А

А

В

Д

К


А — аудиальная репрезентативная система

В — визуальная репрезентативная система

К — кинестетическая репрезентативная система

Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип»

Характеристики репрезентативных систем и обусловленных ими типов личности смотри в главе 6, раздел 7. 2-й шаг:


^Репрезентативная система вопросы/ранги ответов

В

К

А

Д

1

3

2

1

4

2

2

3

1

4

3

3

1

2

4



...



12





Всего: сумма



14

26

Итого: ведущая репрезентативная система



ведущая

мало-значимая

Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-ем, 4-ом месте по значимости) является слабо выраженной и мало значимой для человека.

ЗАДАНИЕ 2. Определение системы модальностей собеседника


Разбейтесь на пары. Модальность ведущей системы, отвечающей за извлечение информации, можно определить, задавая вопросы собеседнику:

а) визуальной направленности (например, «Какого цвета глаза у вашей мамы? Какой формы буквы на вывеске вашего учреждения?» и т. п.)

б) аудиальной направленности (например, «Если хлопать дверьми в вашей квартире, какая из них хлопнет громче? Постарайтесь услышать, как кто-то из очень близких вам людей произносит ваше имя особо волнующим голосом» и т. п.) в) кинестетической направленности (например, «Помните ли вы ощущение от воды на коже, когда принимаете душ? Какое ощущение вы испытываете, когда гладите кошку, собаку?»

2. Задайте вопрос собеседнику: «Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным или лучшим?» Пока собеседник будет отвечать на ваш вопрос, наблюдайте за движением его глаз и определите его «любимую» репрезентативную систему: глаза подняты вверх или расфокусированы — это глаза человека с визуальной репрезентативной системой, опущенные вправо и вниз — кинес-тетик, глаза на средней линии слева или справа, или опущены вниз-влево — у человека с аудиальной репрезентативной системой.

Модальность репрезентативной системы, отвечающей за предоставление полученной информации сознанию человека, можно определить по употребляемым в речи словам. Слова могут быть на уровне зрительного представления (видеть, яркий, ясный, туманный, отчетливо, расплывчато, мелькать, перспектива и т. п.), слухового восприятия (слушать, звучать, громкий, настраивать, согласовывать, скрипеть, оглушить) или чувственного ощущения, кинестетической направленности (чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, жесткий, хватать и др.).

Модальность референтной системы, которая отвечает за сверку полученного результата с искомым, можно также определить по движению глаз. В стратегии мыслительного процесса собеседника происходит последовательное «подключение» сначала ведущей, затем репрезентативной системы, в заключении референтной системы. «Подстроившись на волну» одинаковых модальностей с вашим собеседником, легче достичь необходимого уровня взаимопонимания с ним. Вступите в общение сами, переводя свой способ восприятия на язык собеседника.

ЗАДАНИЕ «Сенсорная система»

Выберите себе партнера, которого менее всего знаете. Вначале задайте ему вопросы, на которые вы знаете, что последует ответ «Да» и наблюдайте за бессознательными различиями в лице и позе, пока партнер думает, как ответить. Затем задайте ему вопросы, на которые вы знаете, что человек ответит «нет» и наблюдайте за изменениями в дыхании, в лице, в нижней губе, когда человек отвечает «чет». Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не почувствуете, что различаете разницу в лице, дыхании, позе человека при ответе «да» и ответе «нет». Когда вы будете уверены, что знаете, как будет отвечать человек, например: «У вас были длинные волосы, когда вам было 14 лет? Ваша мать старше вашего отца?» — попробуйте угадать его ответ по невербальным проявлениям, прежде чем он выскажет свой ответ вслух. Если вы потратите неделю на такие упражнения с разными людьми, вы обнаружите, что узнаете ответ человека, прежде чем он его произнесет.

ЗАДАНИЕ «Сенсорная чувствительность»

Разбиться по парам. 1 член пары должен подумать о воем знакомом, который ему нравится очень (говорить ничего не надо, пусть думает) 2 член пары наблюдает за изменениями выражения лица, позы, тонуса мышц, дыхания у 1-го члена. Затем первый должен подумать о неприятном знакомом. 2 член пары наблюдает за изменениями в его облике. 3-4 раза поочередно повторить: думать о приятном и о неприятном знакомом. Затем 2 член пары задает несколько сравнительных вопросов: Какой из этих людей выше? полнее? живет ближе к вам? У какого из них волосы темнее? У кого приятнее голос? 2 член пары наблюдает за изменениями в облике первого и пытается определить: приятный или неприятный человек моложе, выше и т. п., и говорит о своем «диагнозе», а 1 член указывает, верно или неверно «угадали» его мысленный ответ. Затем меняются ролями и повторяют упражнение.

ЗАДАНИЕ «Пристройка дыханием»

Разбиться по парам. 2-й член пары должен пытаться повторить позу и начать дышать в ритме дыхания 1 члена, отслеживая ритм дыхания по плечам, грудной клетке партнера. Через 2-3 минуты после «пристройки дыханием» второй попытается незаметно замедлить свое дыхание, наблюдая за тем, начнет ли вслед за этим замедляться дыхание партнера. Если партнер «не последовал» за ним, 2 член вновь «пристраивается» к дыханию партнера.

ЗАДАНИЕ Ролевая игра «устройство на работу»

Каждый участник получает отдельно инструкцию, не зная, какие инструкции получили другие участники. Игра «устройство на работу» проводится 8—10 минут, затем участники рассказывают, какие инструкции они получили. Затем обмен опытом, полученным во время выполнения упражнения.

Сценарий 1. Участник «А» играет роль директора ресторана, он ищет подходящего человека для работы поваром. Участник В обращается за работой и он инструктирован таким образом, что он присоединяется к «А» дыханием. «В» дышит в таком же ритме, как дыхание «А», использует похожие глаголы в беседе и любыми другими способами стремится сделать, чтобы «А» чувствовал себя комфортно и захотел «принять» «В» на работу. «А» в то время инструктирован, что «В» ему не нравится как претендент, и он ему, возможно, откажет в месте повара.

Сценарий 2. Участник «А» — телевизионный продюссер. Ему нужен интервьюер для еженедельной передачи со съемками скрытой камерой. Два человека, пришедшие к нему и ищущие работу, представляются как брат и сестра. «А» проинструктирован таким образом, что примет на работу человека только тогда, когда твердо будет уверен, что это именно тот человек, который хорошо справится с этой работой. Он знает, что «С» хорошо справляется с работой интервьюера, но у него есть предубеждение против женщин-интервьюеров. «В» и «С» знают о предубеждениях «А», и брат «В» не захочет на него работать, а сестра «С» — захочет. В беседе сестра «С» будет присоединяться к «А» дыханием, позой, настроением. Если она это сделает успешно, то завладеет его вниманием и убедит его в том, что справится с работой.

ЗАНЯТИЕ 3. Фильтры «Я-слушания» в общении

1.  «Я-слушание», фильтры как способ существования отдельных частей личности.

2.  Практические упражнения «определение «Я-слушаний».

3.  Знаки внимания при общении. Похвала, комплименты, поддержка.

4.  Практические упражнения: «поддержка».

Тема:. «Я-СЛУШАНИЕ»

«Я-слушания» — это фильтры, которые есть у каждого человека. Они принадлежат самому человеку, но сам их обладатель склонен приписывать их не себе, а внешней информации, которую он получает от других людей. Фильтры как бы искажают объективную информацию и придают ей тот или иной смысл.

Когда мы были молоды и наивны, наверняка старшие говорили, «ты видишь все через розовые очки». Эти пример фильтра, который отсеивает всю информацию, противоречащую идеальной модели мира или другого человека, которая сконструировалась в молодой душе. Совершенно нормально, когда влюбленный человек видит в розовом свете свою возлюбленную. Тогда его «Я-слушание» в момент общения может называться: «Мне нравится все, что ты делаешь». Но вот розовые очки сброшены и их место занимают темно-серые. Тогда можно услышать: «Теперь я знаю, каков он на самом деле», но в этом случае, вы скорее реагируете на отсутствие желаемого поведения, когда вы замечаете, что чего-то желаемого нет. И не спешите утверждать, что вы не замечаете хорошего, потому что замечать нечего. Просто фильтр темно-серые очки приводит к тому, что вы все воспринимаете в духе «не оправдывает ожидания». Психологи считают, что если такой фильтр появился у супругов, — семейные отношения катятся к финалу.

«Я-слушания» — устойчивые фильтры, появившиеся у человека по отношению к другим людям или ситуациям, как своеобразная частичная слепота или глухота. «Я-слу-шание» — это трансляторы, превращающие информацию внешнего мира в конкретные эмоциональные смыслы для меня. Мои чувства, когда они вызывают мое недоумение, являются результатом этих смыслов, которые я сам придал информации, в то время как ей можно было бы придать и другие смыслы. «Я-слушание» — это короткая формула, обозначающая то, как я в данный момент слушаю мир, людей, себя.

Мои «Я-слушания» стоят между моими чувствами и миром, но они принадлежат не миру, а мне, они отражают части моего «Я». Бывают разные «Я-слушания», например: «Я тебе не верю», «Нравлюсь ли я тебе?», «Я хочу тебе помочь», «Я знаю», «Мне безразлично», «Я могу сделать это лучше», «Зависть», «Сплетня», «Мне интересно все, что ты говоришь», «Обида» и т. п.

Есть особые «Я-слушания», которыми оправдывают любое свое поведение люди с низким самоуважением. Одно из них — обида. Мы говорим: «Он обидел меня», хотя в душе понимаем, обидеть можно лишь того, кто готов обидеться, то есть того, у кого наготове «Я-слушание» по имени «обида».

Пример такого диалога: муж приходит домой и не находит на месте свои тапочки. Он кричит жене из прихожей: «Где мои тапочки?» и ожидает услышать информацию об их местонахождении. Жена отвечает: «Я не брала твои тапочки». Смысл этого ответа: «Хоть я у тебя во всем виновата, но только не в этом». Этот ответ может «выскочить», только если актуализировано «Я-слушание» «обида».

«Я-слушания» как внутренние фильтры, выступают как способ существования отдельных частей вашей неповторимой личности.

В системе психосинтеза Роберто Ассаджиоли внутренние голоса (части личности, части Я) были названы субличностями. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. У каждого человека есть большой выбор субличностей, отличающихся от субличностей других людей, например, Авантюрист, Благоразумный, Критик, Беззащитная крошка, Знаток, Честолюбивая, Ленивец, Заика, Саботажник, Пессимист, Добренькая мамаша, Грустное сердце, Наивность, Недоверчивый и т. п. У каждой части вашего Я есть свои особые «Я-слушания».

УПРАЖНЕНИЕ. «КРУГ СУБЛИЧНОСТЕЙ»

Перечислите, запишите ваши желания, все, что приходит в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках к дню рождения). Наиболее часто встречающиеся желания: не болеть; быть хорошим родителем; иметь много денег; успешно работать; быть любимым и т. п. Просмотрите список ваших желаний и выберите 5—7 самых существенных, самых важных и не включайте те, которым может отдать предпочтения ваша субличность «Что подумают люди?».

Нарисуйте на листе бумаги круг, внутри круга — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — Ваше Я. А в самом кольце расположите 5—7 субличностей, которые являются выразителями ваших основных желаний. Нарисуйте цветными карандашами символы, отражающие ваши желания, дайте каждой вашей субличности свое имя, имеющее для вас смысл название.

Это упражнение можно повторять несколько раз, названия некоторых субличностей могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего же они на самом хотят, как действуют и почему меняются. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями, каждая из которых фактически отражает потребности целостной личности.

Есть «Я-слушания», отражающие ваши субличности, подобные луковичной шелухе — «снятие их безболезненно и не вызывает психологических затруднений, но чем глубже в себя мы будем смотреть, тем болезненнее процесс определения «Я-слушания». Существует как бы «граница» — момент перехода от того, с чем личность себя идентифицирует, к тому, что она в себе не признает. Психологический дискомфорт, сопровождающий процесс познания своих «Я-слушаний» — следствие проникновения в бессознательное, за границу очевидного.

Нарисуйте внутри кольца — ваше Я, а по кольцу разместите свои «Я-слушания» таким образом, чтобы на наружных слоях — оказались более очевидные и понятные, а в центре — те, которые являются их причиной. Назовите их короткими формулами.

Например: «Жертва обстоятельств» — в сердцевине, «Все равно ничего не получится» — в середине и «Мне то неинтересно» — в «шелухе».

У большинства есть субличности с негативными голосами, одна из них — Критик или Нападающий. Возможно, он дает вам указания, начинающиеся со слов: «Ты должен...», «Когда ты научишься...» — Понаблюдайте, каким тоном он говорит? — Когда? — Что он требует от вас? — Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Теперь станьте Критиком и объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается, какой без вас будет беспорядок. В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика, обсудите с ним', как сохранить и использовать его положительные стороны и уменьшить негативные, причиняющие боль...

Другая негативная сторона личности — это Саботажник, он появляется обычно, когда вы меньше всего его ждете. Он может отговорить вас от нового дела и развалить уже начатое.

Упражнение: «Встреча с Саботажником».

1. Подумайте о каком-то важном для вас деле, которое вы бы хотели успешно проделать. Представьте, что ваш план успешно осуществлен.

2.  Теперь представьте что-то, что может нанести ущерб делу. Вообразите Саботажника или ту силу, которая толкает вас на саботаж, противодействуя выполнению задуманного.

3.  Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

4.  С точки зрения Я — представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, мы отождествляем себя с той или иной субличностью. Субличностей много и они сменяют одна другую: так обвинитель легко превращается в жертву и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать свои субличности, их голоса и фильтры, он начинает по-настоящему узнавать сущность своего Я.

Упражнение «Я — центр воли».

Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вздохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но он лишь инструмент. Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но — это не Я.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако, я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку, я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, и более того управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я.

Упражнение «Декларация самоценности».

Прочтите это вслух, стремясь убедить себя в своей высокой самоценности.

Я это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что он делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы он ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он может произнести — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Более это принадлежит мне, потому что я выбрал это. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, думать, чувствовать, говорить и действовать, значит, во мне есть все, чтобы жить. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и, поэтому, Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Упражнение: «Разговор и пространство общения».

Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты: что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? по отношению к его проблеме? по отношению к себе?

— Какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда Ваш партнер встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему?

— В какой момент Вы осознали ваше «Я-слушание»?какое оно было?

Упражнение: «На уроке».

Разыграйте варианты поведения в следующей проблемной ситуации. Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие-то записки.

Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека с высоким самоуважением, человека с низким самоуважением (например, учительницу, слушающую сквозь призму « Жертвы») и проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников. Проанализируйте, какое «Я-слушание» вы проявили в качестве субъекта этого конфликта.

2. «Знаки внимания в общении»


Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку. Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет. Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и видимо, потому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и направо. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят нашего состояния, наших чувств и желаний, и потому, мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неискренности. Нам хочется чего-то еще от близких, значимых для нас людей.

Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось тошно. Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда Вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или другими словами, положительная оценка всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает и «кто-то хуже вас» и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим». Что происходит при этом с вашей самоценностью? Повышается она? Внешне — да, но позиция «на пьедестале» на самом деле — позиция слабого человека, часто она выступает как защита в ситуации, когда все другие способы воздействия на ситуацию уже не работают, да и стоять «на пьедестале» неудобно, тяжело и несвободно.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.