РУБРИКИ

Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легко возбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.

55. Человек я подвижный.

56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

81. Иногда меня подводят нервы.

82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом сожалею.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.


Приложение 3


Опросник агрессивности Басса – Дарки

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:

1.     Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

 «нет» - № 9,17,41.

2.     Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42, 56, 63;

 «нет» - № 10, 26, 49.

3.     Раздражение: «да» - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

 «нет» - № 11, 35, 69.

4.     Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.


5.     Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

 «нет» -№ 44.

6.     Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

 «нет» - № 65,70.

7.     Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;

 «нет» - № 39, 74, 75.

8.     Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1.     Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2.     Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.     Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.     Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.     Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6.     Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.     Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.     Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой , так и мотивационной) включает в себя шкалы 1 , 3 , 7 .

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4 , а враждебности – 6,5-7 плюс- минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия , как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. По этому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками : личностными тестами психологических состояний (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

 Вопросы:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал

 мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило,

мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться

благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне

 несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю

 ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы

их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все,

что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком,

 с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей

 делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол,

 что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду,

 но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу,

 я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого

заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

 или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь

 приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос. -

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ.

Фамилия _______________________________

Имя ____________________________________

Отчество ________________________________

Возраст __________________________________

Дата и место тестирования ___________________________________

Время тестирования _________________________________________

1.

16.

31.

46.

61.

2.

17.

32.

47.

62.

3.

18.

33.

48.

63.

4.

19

34.

49.

64.

5.

20

35.

50.

65.

6.

21.

36.

51.

66.

7.

22.

37.

52.

67.

8.

23.

38.

53.

68.

9.

24.

39.

54.

69.

10.

25.

40.

55.

70.

11.

26.

41.

56.

71.

12.

27.

42.

57.

72.

13.

28.

43.

58.

73.

14.

29.

44.

59.

74.

15.

30.

45.

60.

75.

 

Приложение 4

Командир роты

Зам. Командира роты по ВР.

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20




Оцените по шкале от 0 до 5 склонность данных военнослужащих к совершению отклонений в поведении
























Приложение 5

Программа «СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»


Цель проведения социально – психологического тренинга: развитие навыков бесконфликтного взаимодействия между военнослужащими, минимизация совершения отклоняющегося поведения, расширение представлений о содержании и особенностях дисциплинарной практики как комплекса мер, направленных на минимизацию отклонений в поведении военнослужащих, формирование дружественных, бесконфликтных взаимоотношений, между военнослужащими, трансляции нормативных способов поведения военнослужащих.

Задачи социально – психологического тренинга:

1. Продуцирование и отбор (из собственного опыта участников СПТ) ситуаций совершения отклонений и применяемых наказаний к нарушителям воинской дисциплины.

2. Разработка методических средств, применяемых для дисциплинирования военнослужащих.

3. Разработка методических средств, применяемых для формирования дружественных, бесконфликтных взаимоотношений, между военнослужащими.

4. Разработка методических средств, трансляции нормативных способов поведения военнослужащих.

Время 15 часов (5 занятия по 3 часа).

Содержание занятий обучения.

Первое занятие – 3 часа.

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами тренинговой работы, вместе продумать и принять правила работы группы; начать освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения, выявление представлений о структурирование видов отклонений (по степени социально-личностной опасности), способов и этапов применения санкций к подчиненным, совершившим отклонения, с последующим сравнением требований нормативных документов.

1.     Знакомство.

2.     Правила нашей группы (см. прил. 14).

3.     Упражнение «Я знаю виды нарушений воинской дисциплины».

4.     Упражнение «Я знаю виды наказаний к нарушителям воинской дисциплины».

5.     Упражнение «Я знаю, за что поощрять подчиненных».

6.     Упражнение «Я знаю меры поощрения подчиненных».

7.     Подведение итогов.

8.     Упражнение «Релаксация».

Второе занятие – 3 часа.

Цель: продуцирование и отбор (из собственного опыта участников СПТ) ситуаций совершения отклонений подчиненными и применяемых наказаний к нарушителям воинской дисциплины, где был значителен элемент неопределенности, неоднозначности применения наказаний и т.п.

1.     Упражнение «Приветствие – живая волна».

2.     Упражнение «Причина – следствие».

3.     Упражнение «Наблюдение за влиянием».

4.     Упражнение «Симптомы».

5.     Упражнение «Отклонение – способ воздействия».

6.     Подведение итогов.

7.     Упражнение «Аутогенная тренировка».

Третье занятие – 3 часа.

Цель: способствовать дальнейшему углублению чувства принадлежности к военному сообществу, процессов самораскрытия и навыков самоанализа, провести глубокий анализ жизненных и военно-профессиональных установок участников группы.

1.     Упражнение «Приветствие – живая волна».

2.     Упражнение «Ситуационный анализ».

3.     Упражнение «Заимствование опыта».

4.     Упражнение «Поощрение как метод воздействия».

5.     Упражнение «Прошлый опыт».

6.     Подведение итогов.

7.     Упражнение «Аутогенная тренировка».

Четвертое занятие – 3 часа.

Цель: способствовать бесконфликтным взаимоотношениям между военнослужащими.

1.       Упражнение «Что такое агрессия?».

2.       Упражнение «Что такое конфликт?».

3.       Упражнение «Реакция на конфликт».

4.       Упражнение «Прорвись в круг».

5.       Подведение итогов.

6.       Упражнение «Релаксация».

Пятое занятие – 3 часа.

Цель: способствовать трансляции нормативных способов поведения военнослужащих.

1.     Упражнение «Типичный военнослужащий».

2.     Упражнение «С кого брать пример?».

3.     Подведение итогов.

4.     Упражнение «Релаксация».

Первое занятие.

Упражнение «Знакомство». В начале нашей работы каждый из вас оформит карточку, где должно быть указано Ф.И.О., номер группы (подразделения). И в дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы оформить карточки. Основная задача его - подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

После окончания представлений необходимо вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждому участнику по очереди предлагается назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

Упражнение «Я знаю виды нарушений воинской дисциплины». Участникам в течение 10 мин. предлагается перечислить виды дисциплинарных проступков, которые они знают, затеем, результаты работы сравниваются с зафиксированными отклонениями в нормативных документах.


Бланк

Преступления и происшествия

Грубые нарушения воинской дисциплины

Нарушения воинской дисциплины

1




2




3




4




5




6




7




8





По мере заполнения проводится обсуждение результатов работы. Определяется победитель упражнения, тот, кто быстрее правильно определил виды отклонений.

Упражнение «Я знаю виды наказаний к нарушителям воинской дисциплины». Участникам в течение 10 мин. предлагается перечислить меры дисциплинарного воздействия (по степени строгости) к нарушителям воинской дисциплины, которые они знают, затем, результаты работы сравниваются, с зафиксированными санкциями в нормативных документах.


Бланк

Меры дисциплинирования

1


2


3



Решение данной задачи предполагало обсуждение, уточнение содержания, соотношения выделенных понятий (системности и адекватности наказаний) и их роли в процессе минимизации отклонений в поведении. По мере заполнения проводится обсуждение результатов работы. Определяется победитель упражнения, тот, кто быстрее правильно определил виды применяемых наказаний.

Упражнение «Я знаю, за что поощрять подчиненных». Участникам в течение 10 мин. предлагается перечислить виды поступков, за которые можно поощрить подчиненных, затем, результаты работы сравниваются с зафиксированными поступками в нормативных документах.


Бланк

Поступки, подлежащие поощрению

1


2


3



По мере заполнения проводится обсуждение результатов работы. Определяется победитель упражнения, тот, кто быстрее правильно определил виды поступков, подлежащих поощрению.

Упражнение «Я знаю меры поощрения подчиненных». Участникам в течение 10 мин. предлагается перечислить меры поощрений подчиненных, затем, результаты работы сравниваются с зафиксированными поступками в нормативных документах.


Бланк

Меры поощрений

1


2


3



По мере заполнения проводится обсуждение результатов работы. Определяется победитель упражнения, тот, кто быстрее правильно определил виды поощрений.

Подведение итогов. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите в казарму (подразделение) камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

Предоставляется возможность желающим поделиться своими высказываниями. На эту процедуру отводится до 10 минут.

Ведущий отвечает на все вопросы участников, даёт возможность им задавать любые вопросы друг другу. Ни один из них не должен остаться без ответа.

Упражнение «Релаксация». Закройте глаза и «плывите». «Сожмите кулаки покрепче, теперь отпустите». Обратите внимание на группы мышц, последовательно расслабьте их. Подумайте, какие события, люди, обстоятельства, условия службы вызывают у Вас наибольшую тревогу. Составьте их список. С каждым из данных объектов тревоги свяжите состояние расслабленности, покоя. Закрепите это состояние в свободное время.

Второе занятие.

Упражнение «Приветствие – живая волна». Участники тренинга сидят в кругу, один из них говорит своему соседу короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро!» Сосед должен как можно быстрее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений побежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. Участников просят выполнить это задание с максимально возможной скоростью.

Упражнение «Причина – следствие». Цель – развитие прогностических способностей, навыков анализа конфликтной ситуации и совершения подчиненными отклонений и вариантов применения мер воздействия к нарушителям. Задание: «Вспомните наиболее яркие события (позитивные и негативные), которые были в вашей дисциплинарной практике. Что предшествовало им, какие причины их спровоцировали, вызвали и т.п. Насколько Ваше сегодняшнее мнение об этом расходится с «официальной» версией, командования, других сослуживцев. Какое из сегодняшних отклонений в Вашем подразделении может повториться? Какие признаки об это свидетельствуют?»

Составление «группового» банка ситуаций с их классификацией по видам дисциплинарной деятельности, индивидуальное принятие, оформление решения и информирование (доклад) группе. После индивидуальных докладов с учетом выявленных на предыдущем этапе критериев эффективности принятия решения по применению санкций, осуществлялось групповое обсуждение, взаимооценка и самооценка эффективности решений и уровня умений применения мер дисциплинирования.

Упражнение «Наблюдение за влиянием». Цель – расширение ролевого репертуара управленческого взаимодействия с подчиненными. Задание: выбрать командира в Вашей воинской части (подразделении), который способен оказывать влияние на других. Обратить внимание на его вербальные и невербальные приемы, при применении им мер дисциплинарного воздействия к подчиненным, выделите и охарактеризуйте их, а также приемлемость для Вас.

Упражнение «Симптомы». Цель – осознание паттернов и овладение навыками определять поведение, военнослужащих, склонных к различным видам отклонений, а также наибольшей конфликтности.

Группе предлагается представить и описать симптомы поведения военнослужащих, склонных к превышению должностных полномочий, неуставных взаимоотношений, самовольному оставлению части, суициду, злоупотреблению должностным положением. Изобразить их походку, выражение лица, жесты.

Упражнение «Отклонение – способ воздействия». Цель – развитие умений оптимального согласования силы проступка и мерах, способах, средствах воздействия. Опираясь на реальные ситуации в подчиненном Вам подразделении, определите наиболее часто встречаемые конфликтные ситуации, а так же совершаемые отклонения и эффективность мер по их минимизации. Подумайте и доложите, каким образом и за счет чего данные отклонения могут быть минимизированы: а) в кратчайшие сроки; б) с наилучшим эффектом; в) с наименьшими затратами. Объясните критерии к выбору средств и способов Ваших действий, а также выделите самый действенный.

Подведение итогов. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите в казарму (подразделение) камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

Предоставляется возможность желающим поделиться своими высказываниями. На эту процедуру отводится до 10 минут.

Ведущий отвечает на все вопросы участников, даёт возможность им задавать любые вопросы друг другу. Ни один из них не должен остаться без ответа.

Упражнение «Аутогенная тренировка» (по методике И.Шульца «АТ-1»).

Третье занятие.

Упражнение «Приветствие – живая волна». Участники тренинга сидят в кругу, один из них говорит своему соседу короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро!» Сосед должен как можно быстрее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений побежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. Участников просят выполнить это задание с максимально возможной скоростью.

Упражнение «Ситуационный анализ». Общее задание: Используя предложенный алгоритм анализа дисциплинарно ситуации, выработайте и обоснуйте оптимальный способ решения задач (проблемы). Ситуации для анализа.

1. Вы командир подразделения. В вашем подчинении находится военнослужащий, который совершил самовольную отлучку. Ваши действия.

2. Ваш подчиненный в служебное время употребил спиртные напитки. Ваши действия

3. Ваш подчиненный постоянно имеет неряшливый внешний вид и систематически опаздывает в строй. Ваши действия.

4. Ваш подчиненный молодой офицер, не желая утруждать себя работой с личным составом, назначил своим заместителем сержанта, которого никто во взводе не уважает из-за его грубости, постоянных придирок, недалекого ума. Ваши действия.

5. В ходе несения службы в наряде Ваш подчиненный халатно исполнял свои обязанности. Ваши действия.

6. Ваш подчиненный постоянно перед полевым выходом, кроссом обращается в лазарет за оказанием помощи и берет на время «испытаний» освобождение. Ваши действия.

7. Вы стали свидетелем, как военнослужащий, более раннего призыва заставлял в наряде работать вместо себя военнослужащего более позднего призыва. Ваши действия.

8. Вы командир подразделения. Вам предлагают определить двух военнослужащих для поощрения по итогам обучения за период. Каковы будут критерии отбора?

Упражнение «Заимствование опыта». Цель – осознание путей профессионального совершенствования в воспитательной работе и дисциплинарной практики. Представьте командиров вашей части. Кто из них является лучшим в воспитательной работе и дисциплинарной практике? За счет чего он (они) этого достигают? По каким параметрам Вам необходимо «приблизиться» к образцу.

Упражнение «Поощрение как метод воздействия». Цель – осознание особенностей управленческого взаимодействия, овладение навыками мотивирования подчиненных.

Проанализируйте, что преобладает в Вашем общении с подчиненными – критика или поощрение. Часты ли моменты, когда вы не «замечали» усилия своих подчиненных. Какими словами вы могли бы отметить их старание.

Варианты фраз поощрения для их освоения в личной дисциплинарной практике:


Бланк

1

Ты сейчас на правильном пути.

11

Это намного лучше

2

Великолепно!

12

Мои поздравления!

3

Правильно!

13

Я знал, что ты можешь сделать это.

4

Я горжусь тем, как ты сегодня работал.

14

Наконец-то!

5

Ты делаешь это очень хорошо

15

Я не смог бы сделать лучше

6

Ты быстро учишься

16

Прекрасно!

7

Так держать!

17

Это лучше, чем всегда.

8

Превосходно!

18

Ты действительно добьешься успеха.

9

Мне нравится ход твоих мыслей.

19

Твоя работа принесла много радости.

10

Это уже успех!

20

Сердечно рад за тебя.


Совершенствуйте упражнение, соединяя похвалу, поддержку с одновременной постановкой задачи, указанием на недостатки, на то, что необходимо достичь, устранить.

Упражнение «Прошлый опыт». Цель – осознание и коррекция неэффективных стилей деятельности субъектов дисциплинарной практики. Вспомните одну (или несколько) ситуаций, где Вы «терпели неудачу», подвергались критике командования. В чем состояла эта критика: в выборе цели, способа, средств дисциплинирования подчиненных, стилевых аспектов взаимодействия с сослуживцами (подчиненными), вашей нерасторопности, недисциплинированности и т.п.? Насколько отмеченные недостатки свойственны в целом Вашей деятельности тогда и сейчас?

Подведение итогов. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите в казарму (подразделение) камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

Предоставляется возможность желающим поделиться своими высказываниями. На эту процедуру отводится до 10 минут.  Ведущий отвечает на все вопросы участников, даёт возможность им задавать любые вопросы друг другу. Ни один из них не должен остаться без ответа.

Упражнение «Аутогенная тренировка» (по методике И.Шульца «АТ-1»).

Четвертое занятие – 3 часа.

Упражнение «Что такое агрессия?» Порядок работы: участники рассаживаются в круг и получают инструкцию: каждому участнику выдаются карточки. Задание «в фокусе нашего внимания – агрессия». На карточках нужно написать варианты своих произвольных ассоциаций агрессивного поведения.

Мы слышали об агрессии, знаем, как она выглядит в поведении людей. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «агрессия». Какой образ подсказывает ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее: каждый может попытаться связать агрессию с отклонениями в поведении.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих представлениях, об агрессивном поведении (внешние ее атрибуты, внутренние и внешние детерминанты ее формирования и пр.).

Упражнение «Что такое конфликт?» Порядок работы: участники рассаживаются в круг и получают инструкцию: каждому участнику выдаются карточки. Задание «в фокусе нашего внимания – конфликт». На карточках нужно написать варианты своих произвольных ассоциаций конфликтных взаимоотношений.

Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее:


Бланк

Конфликт (вид конфликта)

Проявления конфликта

1

Межличностный конфликт

взаимные оскорбления

2

Межгрупповой конфликт

словесная угроза

3

Межличностный конфликт

физические агрессивные действия

4

Межличностный конфликт

отказ от взаимодействия, игнорирование

5

Личность-группа


6

Начальником и подчиненным



Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих представлениях, о конфликтных ситуациях (внешние его атрибуты, внутренние детерминанты его формирования и пр.).

Упражнение «Реакция на конфликт» Порядок работы: участники получают инструкцию с заданием: как я обычно реагирую на конфликтные ситуации.

Бланк

Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации

Стиль разрешения конфликта

Отношение к стилю реагирую на конфликтные ситуации

Использую чаще

Предпочитаю

Использую реже

Не использую

Конкуренция (активно использую конфликт для достижения собственных целей)





Уклонение (стараюсь уклониться от участия в конфликте)





Сотрудничество (ищу пути совместного решения проблемы)





Компромисс (ищу решение, основанное на взаимных уступках)





Приспособление






Участники тренинга внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить отмеченным высказываниям, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Упражнение «Прорвись в круг». Назначение: стимуляция групповой сплоченности подразделения; снятие эмоционального напряжения. Для этого в члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т.е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник тренинга в своем подразделении.

Упражнение «Подведение итогов». В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов тренинга. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов: а) в чем для меня выражаются затруднения распознания конфликтных ситуаций между военнослужащими; б) какие слова, словосочетания и поступки свидетельствуют о конфликте; в) что я при этом испытываю; что я должен предпринять в случае конфликтной ситуации между военнослужащими. Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний.

Упражнение «Релаксация». Закройте глаза и «плывите». «Сожмите кулаки покрепче, теперь отпустите». Обратите внимание на группы мышц, последовательно расслабьте их. Подумайте, какие события, люди, обстоятельства, условия службы вызывают у Вас наибольшую тревогу. Составьте их список. С каждым из данных объектов тревоги свяжите состояние расслабленности, покоя. Закрепите это состояние в свободное время.

Пятое занятие – 3 часа.

Упражнение «Типичный военнослужащий». По просьбе ведущего обучаемые записывают качества, по их мнению, типичного военнослужащего. Называют эти качества и обсуждают, насколько они характерны для каждого из присутствующих. Упражнение может быть продолжено и стать методом коррекции поведения людей. Для этого после первой части и небольшого перерыва, военнослужащие называют по одному отрицательному качеству каждого из присутствующих. Чтобы избежать возможной напряженности и негативных последствий, предлагается характеристики оформлять метафорически – «человек – невидимка», «волк – одиночка», «кот Базилио» и т.п.

Упражнение «С кого брать пример?». По просьбе ведущего обучаемые записывают 3-4 положительных качества, присущие каждому из присутствующих. Обсуждают эти качества и у кого из группы этих качеств больше всего и являются ли они образцами для подражания, более опытные, авторитетные, показывающие высокие успехи в профессиональной деятельности военнослужащие.

Подведение итогов. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите в казарму (подразделение) камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

Предоставляется возможность желающим поделиться своими высказываниями. На эту процедуру отводится до 10 минут.

Ведущий отвечает на все вопросы участников, даёт возможность им задавать любые вопросы друг другу. Ни один из них не должен остаться без ответа.

Упражнение «Релаксация». Закройте глаза и «плывите». «Сожмите кулаки покрепче, теперь отпустите». Обратите внимание на группы мышц, последовательно расслабьте их. Подумайте, какие события, люди, обстоятельства, условия службы вызывают у Вас наибольшую тревогу. Составьте их список. С каждым из данных объектов тревоги свяжите состояние расслабленности, покоя. Закрепите это состояние в свободное время.


 


[1] Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 1999.

[2] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 1999.

[3] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

[4] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс. Универс, 1993.

[5] Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

[6] Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

[7] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло» ). – М., 1994.

[8] Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Прогресс, 1999.

[9] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.

[10] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982.

[11] Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960.

[12] Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности – Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970.

[13] Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ, 1999.

[14] Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

[15] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2004.

[16] Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.

[17] Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 2004.

[18] Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. - СПб., 2000.

[19] Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

[20] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2004.

[21] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 2002.

[22] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

[23] Маслоу А. Потребности и мотивы. - М., 2004.

[24] Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 2003.

[25] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

[26] Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1998.

[27] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.

[28] Дохолян С. Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1998.

[29] Евенко С. Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. / Под общ. ред. А. Г. Караяни. – М.: ВУ, 2008.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.