РУБРИКИ |
Кризис среднего возраста, гендерные отношения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Кризис среднего возраста, гендерные отношенияАнкета на выявление изменений в стиле жизни Учитывая, что в переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. чувство безопасности и опасности. восприятие нехватки времени ощущение физического спада нами были разработаны по 10 вопросов на каждый из этих факторов кризиса. Респондентам было предложено ответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось 2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Таким образом, выраженность каждого фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов. Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы: внутреннее ощущение себя по отношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37 чувство безопасности и опасности: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38 восприятие нехватки времени: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39 ощущение физического спада: 4,8,12,16,20,24,28,32,26,40 Уровень от 0 до 6 - слабо выражен фактор кризиса От 7 до 14 – средняя степень выраженности фактора кризиса От 15 до 20 – фактор кризиса явно выражен. Интегральный показатель уровня кризиса: от 0 до 24 - слабо выражен фактор кризиса От 25 до 59 – средняя степень выраженности фактора кризиса От 60 до 80 – фактор кризиса явно выражен. Низкий уровень кризиса означает отсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическое самочувствие. Средний уровень кризиса соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление. Высокий уровень кризиса соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение цейтнота, сильное физическое утомление. Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности» Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» предполагает выбор испытуемыми из списка из 18 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей наиболее важные для них Список ценностей и бланки таблиц для их сравнения приведены в Приложении 2. Сперва испытуемые сравнивают ценности по степени важности , затем - по степени доступности Для вычисления степени внутриличностной диссоциации R используется формула R=Σ|B-Д| (максимальная степень рассогласования R=108, минимальная R=0, граница нормы R=33). Это означает, что при значениях R, превышающих число 33, можно говорить о наличии изменений личности различной степени выраженности, что является основанием для включения испытуемого в группу «риска». 2.2 Анализ и интерпретация результатовНа первом этапе исследования было проведено анкетирование респондентов по разработанному опроснику. Таблица 2. - Результаты
Таким образом, в группе мужчин выявлено 3 человека с явно выраженным психологическим кризисов и 12 – со средним уровнем кризиса. Среди женщин выявлен только 1 человек с явно выраженным психологическим кризисов и 14 – со средним уровнем кризиса. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у женщин. Из этого можно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисные состояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризиса свойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значения уровня кризиса. Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что в возрасте 40- 45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным. Рассмотрим особенности протекания кризиса женщин и мужчин. Проиллюстрируем различие на графике: Рис.1. Факторы кризиса у мужчин и женщин Таким образом, данные показывают, что средние значения интегральных показателей кризиса выше у женщин (51, 2), у мужчин – 48, 2. Значение факторов внутреннего ощущения себя по отношению к другим, чувства опасности, восприятия нехватки времени – выше у женщин, а фактор ощущения физического спада выше в группе мужчин. Таким образом, можно сделать вывод, что кризис протекает по-разному у мужчин и женщин. На втором этапе исследования было проведено ранжирование наиболее значимых для респондентов ценностей по степени важности и по степени доступности. Значение рассогласования ценностей приведены в таблице 3. Таблица 3 - Значение рассогласования ценностей
Практически у всех респондентов обнаружился высокий уровень рассогласования в ценностно-смысловой сфере, выражающийся в преобладании малодоступных для них ценностей иждивенческого плана, потребительского подхода к жизни: не проявляя психической (интеллектуальной) активности и значительных трудовых усилий, они хотят хорошо себя чувствовать, «заниматься сексом», быть материально обеспеченными. У женщин уровень рассогласования несколько выше. По результатам опроса были определены средние значения ценностей и определено число респондентов, для которых каждая из ценностей является основной. Таблица 4 - Сравнительная характеристика ценностей по важности
Ранжирование ценностей по доступности представлено в таблице 5. Таблица 5. - Сравнительная характеристика ценностей по доступности
Проведем корреляционный анализ рассогласования ценностей и уровня кризиса, выявленного по анкете. Коэффициент линейной корреляции определяется при помощи следующей формулы: где r — коэффициент линейной корреляции; х, у — средние выборочные значения сравниваемых величин; х., у. — частные выборочные значения сравниваемых величин; n — общее число величин в сравниваемых рядах показателей (n=30); Sx, Sy — дисперсии, отклонения сравниваемых величин от средних значений. Корреляционный анализ рассчитан при помощи компьютерной программы Exel и представлен в Таблице 6. Таблица 6. - Корреляционный анализ
Для вычисления корреляции было использованы данные 30 респондентов. (n=30). Соответственно, степень свободы n-2=28. Согласно таблице значений коэффициентов корреляции для различных степеней свободы и разных вероятностей допустимых ошибок при уровни значимости 0,05 достоверно значимыми будут коэффициенты корреляции большие 0,42. Данные анализа показывают что существует статистически значимая на уровне 0,05 положительная корреляция между показателями рассогласования ценностей личности и такими его показателями кризиса как внутреннее ощущение себя по отношению к другим, чувство опасности и ощущение физического спада Данная корреляция говорит о том, что чем большая степень кризиса характерна для личности, тем больше рассогласованы его ценности. Кроме того, наблюдается статистически значимая корреляция между всеми факторами кризиса и его интегральным показателем и между такими факторами как чувство опасности и ощущение физического спада По результатам корреляционного анализа была сформирована корреляционная плеяда, характеризующая корреляцию психологических характеристик респондентов. Корреляционные плеяды представлены на рисунке 2.
Рис.2. Взаимосвязи факторов кризиса личности с рассогласованием ценностей личности Данная корреляционная плеяда говорит о том, что существует взаимосвязь между отдельными факторами кризиса личности и рассогласованием ценностей личности ЗаключениеИтак, в работе было отмечено, что кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность, острота и результат кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий. Среди кризисов взрослого возраста принято выделять и кризис 40-45 лет. В работе было проведено эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин 40-45 лет. Практически у всех респондентов обнаружился высокий уровень рассогласования в ценностно-смысловой сфере, выражающийся в преобладании малодоступных для них ценностей иждивенческого плана, потребительского подхода к жизни: не проявляя психической (интеллектуальной) активности и значительных трудовых усилий, они хотят хорошо себя чувствовать, «заниматься сексом», быть материально обеспеченными. В группе мужчин выявлено 3 человека с явно выраженным психологическим кризисов и 12 – со средним уровнем кризиса. Среди женщин выявлен только 1 человек с явно выраженным психологическим кризисов и 14 – со средним уровнем кризиса. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у женщин. Из этого можно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисные состояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризиса свойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значения уровня кризиса. Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что в возрасте 40- 45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным. средние значения интегральных показателей кризиса выше у женщин (51, 2), у мужчин – 48, 2. Значение факторов внутреннего ощущения себя по отношению к другим, чувства опасности, восприятия нехватки времени – выше у женщин, а фактор ощущения физического спада выше в группе мужчин. Очень важно оказывать поддержку людям в состоянии возрастного кризиса. Самая большая сложность в организации психологической поддержки взрослых — это нацелить человека на работу с самим собой. Достаточно часто наблюдается проекция кризиса на окружение, ив этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. Например, он может попросить разобраться в его семейных проблемах, взаимоотношениях с начальником и т. п. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это подойти к обсуждению собственных трудностей, т. е. помочь человеку признать наличие у него самого эмоциональных проблем. Психологическая поддержка здесь осуществляется в соответствии с логикой, когда первым этапом является признание самим человеком факта вступления в трудную ситуацию. Соответственно следующим этапом может быть присвоение этой ситуации имени — «кризиса середины жизни». Для этого консультант может рассказать человеку о специфике и типичных проявлениях этого кризиса, о подведении итогов и корректировке своего дальнейшего пути, а главное — о необходимости смены внешней позиции на внутреннюю: переход от завоевания внешнего мира к завоеванию самого себя, от поисков пути во внешнем мире к поискам пути к самому себе. Иногда человеку бывает достаточно узнать, что происходящее с ним абсолютно нормально и, более того, закономерно. Дальнейшую внутреннюю работу он может осуществить самостоятельно. Далеко не всегда рассказа о кризисе бывает достаточно. Некоторым требуется более длительная и глубокая поддержка. Как мы уже говорили, нередко человек страдает оттого, что, как ему кажется, он ничего не достиг в жизни, а времени на новые достижения уже не осталось. Стиль прохождения жизненных кризисов, в том числе и нормативных возрастных, непосредственно зависит от структуры характера человека. Структура характера определяет способ, каким человек справляется со своей потребностью в любви, с достижением интимности и близости и со своим стремлением достигнуть удовольствия. Каждая структура характера содержит присущий ей конфликт, потому что внутри личности одновременно существуют потребность в интимности, близости и самовыражении и страх, что эти запросы несовместимы. Структура характера является наилучшим компромиссом, к которому пришел человек в ранней жизненной ситуации. Список литературы1. БожовичЛ. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995. 2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. 3. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок (сост.), Мн.: Харвест, 1999. 4. Вильсон Дж. Т. Поведенческая терапия // Журнал практической пси -хологии и психоанализа, 2000. № 3. 5. Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 1996а. 6. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо, 2000. 7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М: Педагогика, 1984. 8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т. 1986. Т. 2. С. 5-234. 9. Карсаевская Т'В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 8—12. 10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003. 11. КроникА., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. |
|
© 2010 |
|