РУБРИКИ |
Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Личностные особенности подростков, склонных к табакокурениюСамый надежный способ снизить уровень курения среди подростков - добиться снижения уровня курения среди взрослых Несмотря на описанные выше трудности, данные зарубежных исследований показывают, что имеются способы снизить степень приобщения подростков к курению, но они не являются прямыми и требуют изменения поведения взрослых курильщиков. Сначала родители и члены семей детей и подростков должны сами прекратить курить. Из длительного общественного опыта известно, что курение родителей и братьев или сестер является фактором риска для курения подростков. Теперь, кроме того, выяснилось, что прекращение курения родителями уменьшает вероятность для потомства приобщиться к курению. Поэтому школьные программы обязательно должны охватывать учителей и другой школьный персонал, а также родителей. При этом следует сделать максимум возможного, чтобы способствовать прекращению курения среди этих взрослых. Не стоит впадать в пессимизм перед фактом, что подростковое курение вряд ли уменьшится существенно, если не уменьшится курение среди взрослых, и до тех пор, пока оно не уменьшится существенно. Не имеется никаких оснований для пораженческих настроений относительно курения взрослых, поскольку признано, что "бросание курить" среди курильщиков является поведением большинства. Ко времени, когда им исполняется от сорока до пятидесяти, около половины людей, которые когда-либо курили, уже бросили. подросток личность табакокурение зависимость Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подростка 2.1 Программа исследования зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подростка Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средних школ города Москвы. Объем выборки составил 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст в выборке 14 лет. Выборка была разделена на 2 группы по 20 человек: контрольную и экспериментальную. Контрольную группу составляли ученики 8 класса средней образовательной школы № 874, а экспериментальная группу составили учащиеся (каких классов?) посещающие “Центр социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области. Целью исследования было: выявление эффективности применения программы по профилактике табакокурения Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Выявление личностных качеств курящих подростков; 2. Выявление мотивации употребления сигарет; 3. Проведение с экспериментальной группой тренинга по профилактике табакокурения. 4. Повторное тестирование экспериментальной группы для сравнения результатов. Для диагностических целей были использованы следующие методики: 1. Анкетирование (составлена дипломантом), выявляющая отношение к курению, причины выкуривания сигарет, отношение к курению в семье и т.д. 2. Опросник А.Е Личко направленный на определение акцентуации личности.. 3. Проективная методика: «Несуществующее животное» направленная на выявление личностных качеств, эмоций, энергии, активности, конкретности действия. 4. Опросник Басса-Дарки направленный на изучение составных компонентов агрессивности 2.2 Анализ результатов исследования зависимости табакокурения от личностных качеств подростка На первом этапе было проведено анкетирование обеих групп. Анкета была составлена дипломантом. (текст анкеты см. а в Приложении 1) При ответе на первый вопрос «Считаете ли вы курение заболеванием?» в экспериментальной группе 12 человек ответили «нет», 4 человека – «да» и 4 человека «не знаю», в контрольной группе 9 человек ответили «нет», 8 человек – «да» и 3 человека «не знаю». При ответе на вопрос: «Сможете ли вы устоять перед соблазном выкурить сигарету?» в экспериментальной группе 11 человек ответили «нет», 7 человек – «да» и 2 человека «не знаю», в контрольной группе 8 человек ответили «нет», 5 человек – «да» и 7 человека «не знаю». При ответе на вопрос: «Какова причина закурить сигарету? В первый раз?» в экспериментальной группе 7 человек ответили «за компанию», 7 человек «почувствовать себя взрослым», 6 человек не курят вообще, в контрольной группе 3 человек ответили «за компанию», 4 человек «почувствовать себя взрослым», 13 человек не курят вообще. На вопрос « С кем вы курили в первый раз?» в экспериментальной группе 4 человека ответили «со сверстниками», 2 человека – «один», 1 человек – «с родителями», 7 человек – «со старшими друзьями», в контрольной группе 2 человека ответили «со сверстниками», 1 человек – «один», 4 человек – «со старшими друзьями». На вопрос «Какие сигареты вы употребляете?» в экспериментальной группе 7 человек ответили «слабые», 2 человека «средние», 3 человека «крепкие», 1 человек «какие дадут», а контрольной группе 3 человека ответили «слабые», 2 человека «средние», 1 человека «крепкие», 1 человек «какие дадут». При ответе на вопрос: «Какие жизненные ситуации приводят вас к выкуриванию сигареты?» в экспериментальной группе 5 человек ответили «по настроению», 3 человека «за компанию», 6 человек «для снятия напряжения», в контрольной группе 2 человека ответили «по настроению», 1 человек «за компанию», 4 человека «для снятия напряжения. В экспериментальной группе у 17 подростков курят родители и у одно из этих подростков родители скрывают это;, в контрольной группы у 18 подростков курят родители и не скрывают этого. В экспериментальной группе 4 подросткам родители предлагают курить с ними, в контрольной группе двоим. При ответе на вопрос «Что сделают ваши родители, если узнают, что вы курите» в экспериментальной группе 11 человекам родители «предложат курить с ними», у 7 человек «будут ругаться», 2 человека не знают ответа на это вопрос, в контрольной группе 12 человек ответили «предложат курить с ними», 8 человек не знают ответа на это вопрос. В экспериментальной группе менее 5 сигарет в день выкуривают 9 человек, менее 10 штук 4 человека, пачку и более 1 человек, в контрольной группе менее 5 сигарет в день выкуривают 4 человека, менее 10 штук 3 человека. В экспериментальной группе к курящим людям положительно относятся 7 человек, отрицательно 4 человека, равнодушны 9 человек, в контрольной группе положительно 11 человек, отрицательно 4 человека, равнодушны 5 человек. При ответе на вопрос « Как вы думаете, мешает ли курение некурящим людям?» в экспериментальной группе 16 человек ответили «да», 3 человека – «нет», 1 человек не задумывался об этом, в контрольной группе 14 человек ответили «да», 1 человек – «нет», 5 человек не задумывался об этом. В экспериментальной группе 14 человек уверены, что при желании они в любой момент могут бросить курить, 6 человек – не уверены, в контрольной группе 16 человек уверены, что при желании они в любой момент могут бросить курить, 4 человека – не уверены. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: 1. заболеванием табакокурение не считают ни в одной из двух групп; 2. в экспериментальной группе перед соблазном выкурить сигарету не могут устоять в экспериментальной группе (ЭГ) 55%, в контрольной (КГ) – 40% опрошенных; 3. основными причинами по которым была выкурена первая сигарета были: «за компанию»: 35% (ЭГ) и 15% (КГ), и «желание почувствовать себя взрослым»: 35% ЭГ и 20% КГ; 4. Первая сигарета была выкурена со старшими друзьями. 5. В основном предпочтение отдается слабым сигаретам. 6. ситуации, в которых хочется закурить: для снятия напряжения, по настроению, за компанию . 7. как правило, сигареты родители не предлагают. 8. Большинство подростков уверены, что родители будут ругать их за курение; 9. большинство подростков считают, что смогут бросить курить в любой момент, когда захотят. Результаты обработки Опросника Е.А. Личко на определение акцентуации характера
Рис. 1 Распределение по акцентуациям в группах: серый цвет – экспериментальная группа, тёмный цвет – контрольная По полученным данным можно сделать следующий вывод: в контрольной группе преобладают подростки с лабильной акцентуацией характера (6 человек), которая описывается следующим образом: «Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам»; а также по 3 человека с гитпертимным, психостеническим и конформным типом акцентуации. Гипертимный тип акцентуации характеризуется следующим: «Гипертимные подростки склонны к групповым формам деликвентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствия. Элемент риска также привлекателен для них. Алкоголизация представляет для гипертима серьёзную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компании с приятелями, предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.» Психастенический тип акцентуации характеризуется следующим: «Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не встречаются». Конфотрный тип акцентуации характеризуется следующим: «Попав в дурную среду, они со временем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы они ни противоречили уже имеющимся и каким бы пагубным оно ни было. Конформные подростки, лишенные собственной критичности и инициативы, «за компанию» легко спиваются, могут быть подбиты на употребление наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком». В экспериментальной группе преобладает гипертимный тип акцентуации ( 5 человек) и шизоидный (4 человека). Шизоидный тип акцентуации характеризуется следующим: «Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым, легко становятся на путь частых и регулярных выпивок, постоянного табакокурения или наркотиков». Результаты проективной методики «несуществующее животное» В данной методике были интерпретированы показатели, которые объясняют поведенческие реакции и относятся к личностным качествам, а именно: Агрессивность, Страх, Уверенность в себе, Демонстративность, Тревожность, Самооценка, Рациональность и Самостоятельность. В экспериментальной группе высокая степень агрессивности была выявлена у 10 человек, средняя у 8 человек и низкая у 2 человек, в контрольной группе высокая степень агрессивности была выявлена у 8 человек, средняя у 7 человек и низкая - у 5 человек. В экспериментальной группе высокая степень страха была выявлена у 6 человек, средняя у 12 человек и низкая у 2 человек, в контрольной группе высокая степень страха была выявлена у 4 человек, средняя у 12 человек и низкая - у 4 человек. В экспериментальной группе высокая степень уверенности в себе была выявлена у 7 человек, средняя у 4 человек и низкая у 9 человек, в контрольной группе высокая степень уверенности в себе была выявлена у 9 человек, средняя у 5 человек и низкая - у 6 человек. В экспериментальной группе высокая степень демонстративности была выявлена у 11 человек, средняя у 6 человек и низкая у 3 человек, в контрольной группе высокая степень демонстративности была выявлена у 8 человек, средняя у 8 человек и низкая - у 4 человек. В экспериментальной группе высокая степень тревожности была выявлена у 11 человек, средняя у 6 человек и низкая у 3 человек, в контрольной группе высокая степень тревожности была выявлена у 8 человек, средняя у 7 человек и низкая - у 5 человек. В экспериментальной группе высокая самооценка была выявлена у 4 человек, средняя у 6 человек и низкая у 10 человек, в контрольной группе высокая самооценка была выявлена у 7 человек, средняя у 5 человек и низкая у 7 человек. В экспериментальной группе высокая степень рациональности была выявлена у 3 человек, средняя у 8 человек и низкая у 9 человек, в контрольной группе высокая степень рациональности была выявлена у 4 человек, средняя у 6 человек и низкая - у 10 человек. В экспериментальной группе высокая степень самостоятельности была выявлена у 5 человек, средняя у 6 человек и низкая у 9 человек, в контрольной группе высокая степень самостоятельности была выявлена у 7 человек, средняя у 5 человек и низкая - у 8 человек. По данной методике можно сделать следующиё выводы: в обеих группах отмечаются высокие уровни агрессивности, демонстративности, тревожности, низкие уровни уверенности в себе, самооценки, рациональности и самостоятельности. Результаты диагностики агрессивности по методике Басса-Дарки
Рис.2 Показатели высокой степени проявления качеств в группах: серый цвет – экспериментальная группа, тёмный контрольная группа По результатам теста можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе преобладает косвенная, вербальная агрессия, обида, чувство вины, общая агрессивность и враждебность, а в контрольной группе преобладает физическая агрессия, раздражение, негативизм и подозрительность. Результаты теста «Тревожность и депрессия» (см.Приложение3) Таблица 1
|
|
© 2010 |
|