РУБРИКИ |
Моделирование как средство диагностики персонала |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Моделирование как средство диагностики персоналаМоделирование как средство диагностики персоналаМоделирование как средство диагностики персонала. Трудно не согласиться с тем, что эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. Это осознают практически все, кто имеет дело с отбором персонала, но, как это не парадоксально, каждый вкладывает свое понимание в суть точности и адекватности отбора. Для одних это скорость поиска нужного кандидата, с большой степенью
вероятности отвечающего запрашиваемым качествам. Идет борьба за заказ на
кандидата и важно как быстро мы готовы отреагировать, есть ли у нас список
из достойных кандидатур ( база данных). В такой ситуации мы стараемся
заранее подготовиться к самым различным запросам, набрать превышающее спрос
количество желающих изменить условия работы, но и располагающих
привлекательными достоинствами. Основным инструментом работы с такими
кандидатами становится их резюме, центр аналитической работы перемещается к
консультанту, способному оценить привлекательность той или иной
кандидатуры. В основном такой работой занимаются рекрутинговые или кадровые
агенства по подбору персонала. Судьба кандидата зависит от интуиции
консультанта, от его умения задавать «нужные» вопросы, от умения извлекать
из этих вопросов стратегическую информацию о способностях кандидата
выполнять заданную работу. Аргументом в пользу того или иного кандидата
становиться убедительность консультанта, ибо никакими объективными данными
о кандидате, кроме умения извлечь информацию из его биографии он не
располагает. Хотите отобрать хорошего кандидата таким способом, отберите
классного консультанта. Хотите отобрать классного консультанта, возьмите на
себя роль эксперта по рекрутингу. Легко? Рекрутеры бы и рады повысить
максимально объективность своего выбора, но вы сами поставили основное
условие – скорость. Это означает лишь одно – вам придется принимать решение
о соответствии кандидата на вакантную должность, т.е. именно вы становитесь
центром принятия решения по отбору. Давайте посмотрим, какие факторы имеют
существенное значение при принятии решения о кандидате ( спасибо доктору Интеллектуальные характеристики. Каков уровень интеллекта кандидата, может ли он мыслить логически, аналитически, абстрактно, конкретно? Есть ли виды задач, которые ему решать особенно легко или особенно трудно? Могу сослаться на свой опыт бесед с российскими top-managers – решение абстрактной мыслительной задачи часто вызывает затруднение из-за традиционных подходов к решению, при наличии серьезных амбиций по поводу своего интеллектуального уровня. Учиться думать является смелостью подвластной только умным. Эмоциональные характеристики. Какие из эмоциональных реакций носят ситуативный характер, а какие составляют эмоциональный фон? До какой степени кандидат свободен от чрезмерной тревожности, навязчивостей, чувства вины, враждебности, невротических симптомов? Есть ли у него система моральных норм? Вероятно вы очень опытный специалист по персоналу и способны все это выяснить. А может вам нужна помощь? Мотивационные характеристики. Каков уровень побуждений кандидата, какие основные потребности Понимание себя и окружающих. Осознает ли он свои собственные тенденции, возможности, ограничения, сильные и слабые стороны? Соответствует ли его «Я-образ» тому, как его видят окружающие. Способен ли кандидат воспринимать любой опыт как отправную точку для роста и изменения? Характеристики общения. Ведет ли себя кандидат в обществе дружелюбно, открыто,
доброжелательно? Заинтересован ли в общении? Постоянен ли стиль его
поведения или меняется в зависимости от времени, обстоятельств, настроения? Деловые характеристики. Может ли кандидат планировать, управлять, проявлять инициативу, организовывать? Как он представляет суть лидерства, насколько упорен в достижении целей? Совсем немало вам следует узнать о кандидате. Вы будете изучать резюме? Есть ли пути к объективной оценки помимо всех принятых видов собеседования, традиционных анкет и тестов ? Можно ли пытаться создать в отдельно взятой организации некое подобие Assessment center? Мне кажется что это вполне возможно, если использовать для диагностики в отборе персонала элементы моделирования, приближающего вас к объективной характеристике кандидата. Можно упомянуть в этой связи различные групповые упражнения и из традиционных социально-психологических тренингов, и из гештальт психологии в которых шаг за шагом раскрывается личность человека. Перспективным является использование вариантов сложных «организационных тестов», моделирующих те или иные патерны поведения кандидата, позволяющих оценить организационные способности, умение планировать, измеряющих иерархию потребностей и пр. Диагностика персонала должна быть неотъемлемой частью любой системы отбора и аттестации. Но она может быть представлена, в зависимости от уровня сложности решаемых задач, от времени их решения, либо тщательно подготовленным собеседованием, либо традиционными тестами, либо процедурами оценки с помощью моделирования фрагментов профессинальной деятельности, делового или личностного общения. Шурупова М.Ф. Кризис государственной высшей школы: попытка анализа с позиции кадрового менеджмента. Кризис современной российской высшей школы чаще всего связывают только с проблемой недофинансирования и отсутствием социальной защиты ее работников. Вместе с тем, даже поверхностный анализ государственной высшей школы с точки зрения организационного развития показывает, что стабильно функционировать она сможет, только претерпевая существенные изменения по многим параметрам, в том числе в плане кадрового управления. Какие же проблемы обращают на себя внимание в первую очередь? Оценка наличных ресурсов. Кадровая политика, ориентированная в последние годы на лозунги “Своих сохраним”, “По живому резать не будем” в сочетании с отсутствием поддержки молодых преподавателей привела сегодня к нарушению процесса естественной сменяемости. Нередки случаи, когда средний возраст сотрудников кафедр составляет 58-60 лет. Наблюдения позволяют предположить существование должностей, которые специально сохраняются на случай сокращения. Продолжают, таким образом, использоваться приемы кадровой политики, характерные для периода “развитого социализма”. Чрезвычайно сложной в современных условиях выступает проблема мотивации персонала. Наиболее болезненные точки - это даже не размеры оплаты (хотя по нашим прикидкам “нормальным” было бы ее увеличение как минимум в три раза), а сохранение уравнительности в оплате труда и предполагаемое значительное увеличение нагрузки при не менее значительном сокращении зарплаты. В социально-психологическом плане доминирующей поведенческой ориентацией у значительного числа представителей вузовской общественности выступает ностальгически-претенциозный настрой: “Раньше было...”, “Я на свою зарплату...” Оценка перспектив. Высшая школа - открытая система. Изменения во внешней среде оказывают сильное, порой решающее влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах. Сегодня эти изменения касаются сокращения госбюджетного финансирования и набора “бесплатных” студентов, а также развития системы негосударственного коммерческого высшего образования. (Последнее - факт, заслуживающий отдельного рассмотрения). В условиях организационных перемен, по всей видимости, придется
столкнуться с неотвратимостью увольнения части персонала. Здесь, на наш
взгляд, особое внимание следует уделить информационному обеспечению с целью
профилактики слухов как дополнительного стрессогенного фактора. Итак, государственные вузы в ближайшей перспективе вынуждены будут решать противоречивую задачу: с одной стороны, освобождаться от избыточной части рабочей силы, с другой - сохранять наиболее активную часть персонала и пытаться восстановить естественный баланс поколений. Это, в свою очередь, требует четкости и ясности в постановке целей деятельности - ближайших, промежуточных, стратегических. Что касается последних, то очевидно, что даже самый крепкий вуз справиться с этой проблемой самостоятельно не может. Необходима объединенная работа всех заинтересованных сторон по формированию концепций государственной системы высшего образования в современных условиях. Наконец, для принятия необходимости перемен нужна обязательная социально-психологическая подготовка. Зарубежные менеджеры называют такую работу “социализацией персонала”. Главная задача кадрового управления в переходный период заключается в необходимости по возможности “оторвать” людей от прошлого, сосредоточив на “видении будущего”. Тимофеев Ю.Т. Особенности работы с персоналом в общеобразовательных школах. Центральное место в современной школе, будь-то щкола- гимназия, лицей или те школьные коллективы, которые стремятся «подняться» на выше перечисленные позиции, занимает администрация в лице директора, завучей и инспекторов РОНО. От этих официальных лидеров зависит психолого- педагогическая и профессиональная переподготовка в новых социально- экономических условиях, где не последнее место занимает нравственная устойчивость и ее воздействие на учеников. Целью социально-педагогического исследования нашей работы было выявление особенностей личности педагога и его готовность социально- психологической направленности к работе в условиях повышенного образовательного уровня (гимназия) в рамках РУШ (родители, учителя, школьники). Программа имеет свои особенности, учитывая изменения школьной жизни на данное время. Исследования. Проводимые в школе № 505 Красносельского района, в 1996 и 1998 гг., показали изменения в коллективных взаимоотношениях, особенно в работе администрации среди педагогов. Сравнительный анализ результатов представляет возможность говорить о повышении уровня коммуникативности у педагогов и административного аппарата и всего педагогического коллектива. Основной формой взаимодействия при решении конфликтов выступает беседа, а не критика или критические высказывания. Значительно повысилась взаимопомощь и взаимовыручка, что несомненно сказывается на школьной программе. Поднялся уровень удовлетворенности от своего труда, обсуждение успехов и недостатков проходит в спокойной обстановке, что имеет существенное значение для создания положительной атмосферы в коллективе. Проводимая профессиональная переподготовка и социально-психологические
демократические воздействия на административный аппарат в двухлетний период
возымели свои положительные действия, что несомненно сказалось на оценке
деятельности почти всех завучей (заведующих учебной частью, а их шесть
человек). Педагоги школы, участвующие в исследовательском процессе, Почти 30% педагогов отметили необходимость социально-педагогических традиций на современном этапе. В то же время значительно снизилось количество отрицательных «пожеланий» всего административного аппарата школы. Констатируем факт, что администрация «ближе вошла» в педагогический коллектив, и явно проявилось взаимное сближение. И как результат – разумно- взаимная доверительность, взаимопонимание, критичность во взаимодействии. Хотелось бы отметить высокие положительные суждения о работе почти всего административного аппарата, что нашло все отражение в ответах о своей работе, удовлетворенности условиями труда. Возникновение конфликтов, причины конфликтов и их решение – это отражено в ответах членов коллектива, рождая тем самым чувство ответственности за свои дела и коллектива в целом. Критика в коллективе находится на должном уровне и каждый может ею воспользоваться не в ущерб себе и коллективу. Состояние трудовой дисциплины в коллективе, как отметили участники исследования – повысилась, по сравнению с предыдущим исследованием, т.е. возросла требовательность в коллективе. Готовность педагогического коллектива работать в новых условиях очевидна по аналитическим показателям всех без исключения ответов. Проводимые социально-педагогические исследования по прорамме РУШ в школе №505 показали, что продуманная и целенаправленная работа с педагогическим персоналом всех уровней открывает для школы возможность качественно решать образовательные и научно-методические задачи, имеющие высокое общественное значение. Солтицкая Т.А., Наумова Е.Л. Использование интеллектуального потенциала сотрудников и конфликтные ситуации в организации Есть три составляющие, без которых не может существовать ни один
бизнес: люди, технологии и деньги. Но деньги и технологии лишь тогда
способны приносить прибыль, когда ими управляют люди. Современные теории
управления базируются на том, что персонал – это главный капитал
организации, грамотное использование которого в решающей степени определяет
эффективность её деятельности, конкурентоспособность и выживаемость. Однако, нельзя говорить о сотрудниках как о человеческом капитале, если они активно не включены в деятельность организации. «…Мы не сводим оценку творческого потенциала предприятия к оценке творческого потенциала индивидов и не отождествляем эти понятия. Творческий потенциал предприятия включает не только характеристики ресурсных составляющих, но и элементы их будущего развития…, и создание условий для их использования». [1] Г.Беккер пишет: «Человеческий капитал» – совокупность способностей, навыков и мотиваций, применение которых способствует росту национального богатства страны».[4] Таким образом, интеллектуальный потенциал сотрудников только тогда становится капиталом организации, когда он используется в трудовой деятельности и приносит прибыль. Пытаясь реализовать на практике свои знания и опыт, сотрудник может сталкиваться с противоречиями между его собственными взглядами на проблему и взглядами коллег или начальства. Способы решения задачи, которые он предлагает, могут не совпадать с общепринятыми в этой организации. Поэтому естественно ожидать возникновения некоторой напряженности, связанной с противодействием его активности в той или иной степени. Поскольку есть проблема, попытка ее решения и противодействие в той или иной форме, то мы можем говорить о существовании потенциальной конфликтной ситуации. Многие авторы связывают конфликт с инновационным процессом, считая его
нормальным явлением, без которого невозможно развитие. Конфликт может
возникнуть в случае появления нового мнения, нового подхода, новой формы
отношений, нового взгляда на «старые» методы работы и т.д. Если появляется,
например, новое мнение, то возникает поле конфликта между носителем этого
нового мнения и человеком, который убежден в правильности старого. Управление конфликтными ситуациями позволяет продуктивно использовать знания и навыки сотрудников, т.е. интеллектуальный потенциал организации. У. Мастенбрук в работе «Управление конфликтными ситуациями и развитие
организации»[2] предлагает рассматривать организацию как сеть
взаимосвязанных организационных единиц, отношения между которыми
складываются в следующих четырех сферах: Эти отношения устанавливаются в соответствии с методом разделения и координации работ в организации. Они включают в себя структуру организации, образцы коммуникации, методы принятия решений, процедуры координации, вопросы технического характера: материально-техническое снабжение, технологии и т.д. Напряжение возникает из-за потребности в консенсусе и наличием
собственных предпочтений. Между служащими возникают симпатии и антипатии, в силу которых складываются группы. Отношения внутри группы и между группами определяют социо-эмоциональные отношения в организации. Существует потребность в единстве организации в целом, а с другой
стороны, - сильная эмоциональная зависимость, связанная с пребыванием в
определенной группе. В иерархически структурированных и широко
дифференцированных больших организациях объединение этих двух устремлений
представляет большие трудности. Поддерживать необходимый баланс в этом
случае помогает сильная организационная культура. Человеку характерно стремление усиливать свою позицию по отношению к другим людям, а также стремление повышать свою компетентность. Сохранение и усиление собственной позиции требует достаточно предусмотрительной долгосрочной стратегии. Прочная силовая позиция обычно формируется постепенно и продуманно. Поэтому властные отношения редко проявляются открыто. Они завуалированы, но оказывают заметное влияние на динамику отношений в организации в целом. В отношениях силы и зависимости всегда существует некоторое напряжение
между желанием определенной автономии у каждой субъединицы и наличием
взаимозависимости с другими организационными единицами. Это утверждение
можно отнести и к отдельным сотрудникам в организации. Отношения при ведении переговоров характеризуются также напряжением между чьими-либо попытками увеличить свою долю в наличных ресурсах и имеющейся заинтересованностью в создании и увеличении совокупных ресурсов, т.е. напряжением между стремлением к максимизации всеобщей выгоды и стремлением к максимизации собственной доли. Каждый тип отношений Мастенбрук понимает как отношения, имеющие характер как сотрудничества, так и конкуренции одновременно. Однако, отношения силы и зависимости являются определяющими для всех остальных типов отношений. Именно они характеризуют баланс между автономией и взаимозависимостью организационных единиц и отдельных работников, в частности. Отношения как сотрудничества так и конкуренции способствуют жизнеспособности организации. Регулирование отношений между организационными единицами и внутри них с целью поддержания оптимального баланса между автономией и взаимозависимостью является одним из условий продуктивного использования интеллектуального потенциала организации. Структура организации может допускать нарушение этого баланса, но никто Конфликт – это отношения между взаимозависимыми людьми, возникающие по поводу проблем и возможных путей их решения. Конфликт обязательно связан с противодействием проблеме, попыткой её решения. Уровень конфликтности - это мера недовольства сотрудников той или иной
ситуацией. Она, на мой взгляд, определяется тремя вещами: Чем более проблема принимается сотрудником как личная, чем больше
усилий тратит он на ее решение, тем выше напряженность поля проблемы. Можно
ввести шкалу позволяющую определять уровень конфликтности в организации: Понятно, что продуктивная напряженность должна хорошо коррелировать с эффективной работой организации. Она создает возможность для использования интеллектуального потенциала всей организации. Крайние позиции по уровню конфликтности, как правило, свидетельствуют о низком использовании человеческого потенциала. Как очень низкий, так и очень высокий уровень конфликтности приводит к снижению эффективности работы, мешает нововведениям, изменению стиля и т.д. «Разногласия» и «скрытое недовольство», на наш взгляд, очень похожи по результатам влияния. Но различны причины, приводящие к одному или другому уровню конфликтности. Поэтому и управляющие воздействия на такие конфликты должны быть различны. Известно [2, 3, 5, 6, 7, 9], что конфликт может выполнять не только позитивные, но и негативные функции. При этом нужно иметь в виду, что один и тот же конфликт в один и тот же момент времени может выполнять разные по знаку функции для разных участников конфликта. В этой статье рассматривается влияние конфликта на эффективность использования человеческого потенциала организации, и предметом исследования является сама организация. Поэтому в дальнейшем функции конфликта будут рассматриваться именно по отношению к организации в целом. В работе [9] приводится кривая зависимости последствий (функций) конфликта от уровня конфликтности в организации. Таким образом, при одинаковых финансовых, налоговых и др. внешних
условиях существования организаций на рынке, зависимость эффективности от
уровня конфликтности будет выглядеть приметно так же, как вышеприведенный
график, где положительным функциям конфликта будет соответствовать высокая,
а отрицательным – низкая эффективность работы организации. Тогда: 1 – Вид конфликта и уровень конфликтности в организации У.Линкольн выделяет пять видов конфликта. Противоречие, лежащее в основе конфликта, определяет вид конфликта: информационный, структурный, поведенческий конфликт, конфликт ценностей (целей) и конфликт отношений. Конфликт целей.«Самым существенным решением при планировании
деятельности предприятия является выбор целей. Предприятия … нуждаются в
четко сформулированных целях как широкого, так и более частного плана…» На величину уровня конфликтности оказывает определяющее влияние: Если цели организации известны, то, в зависимости от степени их
совпадения с личными целями сотрудников, картина будет следующей: - приспособление); «Отсутствие ясных и долгосрочных целей (кроме простого извлечения прибыли) и программ развития компании, отсутствие ясной и логичной кадровой политики, отсутствие ценностей, вокруг которых могли бы объединиться акционеры, наемные работники, руководители и профсоюзы … приводят к грубейшим перекосам в системе управления … В конечном итоге оказываются невостребованными и сам человеческий ресурс, и тот творческий потенциал, которым он обладает»[1]. Структурный конфликт. Принципиальным моментом для определения сути, причины возникновения структурного конфликта во всех организаций является структура рабочего места. В структуру рабочего места входят: Если существует баланс между функциями и средствами для выполнения этих функций, правами и обязанностями, полномочиями и ответственностью, можно говорить об эффективном функционировании рабочего места. Эта модель хорошо коррелирует с моделью, предложенной Мастенбруком [2]. Можно сказать, что с точки зрения структурного конфликта организация функционирует эффективно, если соблюдается баланс между автономией и взаимозависимостью для каждого рабочего места в ней. В данном случае автономия – это права и полномочия, а взаимозависимость – это обязанности и ответственность конкретного сотрудника. Информационный конфликт. Причиной информационного конфликта может стать любая некачественная информация. Под некачественной информацией понимается: . Неточная информация; Кроме того, информационные конфликты могут быть следствием плохой координации работы или структуры, не отвечающей потребностям организации. Конфликт отношений. Когда мы говорим об отношениях между людьми в организации, то имеем в виду: . отношения между коллегами; Если отношения между коллегами формируют ту атмосферу, в которой
человек находится на работе, то отношения между руководителями и
подчиненными определяют, как человек эту работу делает. «Талантливые
менеджеры дают возможность своим работникам талантливо выполнять работу». Занимаясь какой-либо деятельностью, человек в той или иной степени идентифицирует себя с ней. Эта деятельность становится для него личностно значимой. Со временем человек познает ее особенности, ее сильные и слабые места, - у него формируется свой взгляд на то, как лучше делать ту или иную работу, а чего не стоит делать вообще. Естественно, если сотрудник в этой ситуации проявляет инициативу. И от того, как к этой инициативе относится руководитель, зависит, будут ли использованы и учтены опыт и знания данного конкретного сотрудника. Человек работает в коллективе. И отношение руководителя к инициативе или идее одного сотрудника, тут же переносится другими сотрудниками на себя. Люди делают вывод о том, стоит или не стоит проявлять инициативу, поощряется или не поощряется творческий подход к своей работе, относятся к ним как к винтикам, которые должны выполнять свои обязанности или как к персоналу с большой буквы. Конечно, отношение сотрудников к своей работе и к организации вообще формируется ни за один день. Но следует отметить, что для России, где исторически сильны такие стереотипы как «ты – начальник, я – дурак», «не высовывайся», «инициатива наказуема», сотрудники быстро «отучаются» проявлять инициативу, если творческое отношение к работе специально не поддерживается и не культивируется. В современной литературе по теории и практике управления слова В процессе изучения работ Уильяма Мастенбрука «Управление конфликтами в организации» и Дона Хелрайгера «Organizational behavior» возникла гипотеза о том, что эффективность работы организации зависит от уровня конфликтности в ней. Для эффективного функционирования организации уровень конфликтности должен иметь среднюю величину, которую назовем продуктивной напряженностью. К выдвижению этой гипотезы привели следующие рассуждения: В рамках данной работы преследовалось две цели: - разработка методики для определения уровня конфликтности в организации; - выделение основных параметров, влияющих на эффективность работы организации (за счет оптимального использования потенциала сотрудников). Исследование проводилось в двух организациях. Одна из них является обществом с ограниченной ответственностью с функциональной структурой. Она предоставляет услуги и насчитывает 20 человек. Вторая – акционерное общество закрытого типа с функционально- иерархической структурой. Организация насчитывает 50 человек. Сфера ее деятельности – оптовая и розничная продажа товаров. В исследовании использовалась авторская методика, разработанная на
основе метода Мастенбрука. Этот метод был им создан для того, чтобы узнать,
как удается организации сохранять равновесие между автономией и
взаимозависимостью, которое «является ключевым фактором, определяющим
мотивацию отдельных членов организации». Изюминка метода в том, что Методика позволяет определять: Коэффициент экономической эффективности определялся по ответам сотрудников организации на вопросы, связанные с расширением бизнеса, увеличением объема работ (продаж) и количества сотрудников в фирме, инновациями, т.е. с вторичными признаками экономически эффективной организации. Под социальной эффективностью подразумевалось наличие профессиональной
и социальной удовлетворенности сотрудников работой в данной организации. Известно, что уровень конфликтности – величина субъективная, и именно поэтому плохо поддающаяся статистическому исследованию. Одна и та же ситуация одним человеком воспринимается как обычная, а другим как конфликтная, т.е. одним и тем же внешним проявлениям внутренней жизни организации может соответствовать разный уровень конфликтности сотрудников. Предлагаемая методика определения уровня конфликтности позволяет обойти это узкое место в исследовании. Любой опрашиваемый, отвечая на каждый вопрос дважды: с точки зрения желаемой ситуации и с точки зрения реальной ситуации, - практически, сам «определяет» свой индивидуальный уровень конфликтности. Таким образом, предлагаемая методика позволяет объективно определять такой субъективный параметр как уровень конфликтности. . степень выраженности конфликта целей, конфликта отношений, информационного и структурного конфликтов; Результаты расчетов коэффициентов экономической и социальной
эффективности работы исследованных организаций представлены на рис.1. Распределение среднего уровня конфликтности сотрудников в организациях В результате обработки данных стало ясно, что наиболее существенный вклад в уровень конфликтности в организации А вносят конфликт целей и информационный конфликт, в организации В - структурный конфликт. Был проведен анализ с целью выявления наиболее значимых, проблемных ситуаций и рассчитан уровень конфликтности, им соответствующий. В рамках данной методики ситуация считается проблемной, если соответствующий ей уровень конфликтности (УК) больше, чем 3.0. Можно с уверенностью сказать, что: конфликт целей в организации А выражен наиболее ярко. УК, связанный с высказыванием «Каждый, кто у нас работает, знает, какие цели и задачи стоят перед организацией», равен 7.5 баллов. В организации В конфликт целей отсутствует. Из 11 ситуаций, относящихся к информационному конфликту, в организации А конфликтными являются восемь. Из них самый большой УК = 6.2 имеет высказывание « Я вынужден тратить много времени, чтобы получить нужную мне для работы информацию от коллег и руководителя». В организации В информационный конфликт выражен очень слабо. В нем задействованы 4 ситуации, уровень конфликтности которых примерно равен 3.0. Как видно, основные конфликтогены совпадают для обеих организаций, но соответствующий им УК различен. Структурный конфликт для обеих организаций наиболее ярко выражен на стыке прав и обязанностей и касается соответствия доходов сотрудников уровню их работы. Высказывание «Мои доходы соответствуют уровню моей работы, учитывая среднерыночную стоимость специалиста моей квалификации» имеет примерно равный для обеих организаций УК = 4.0. Таким образом: . Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что существует корреляция между уровнем конфликтности в организации и эффективностью ее работы. Однако, формализация зависимости между этими величинами требует дополнительных исследований. Литература 1. Голубев В.В., Капустин П.А. Инвестиционное и антикризисное управление. Оценка кадровых ресурсов // Актуальные проблемы управления персоналом. – СПб: «Делком», 1997. - с.50 – 51. 2. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Перевод с английского. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 256 с. 3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с английского.- М.: «Дело», 1997. – 700 с. 4. Никитина И.А. Человеческий капитал в системе управления персоналом // Актуальные проблемы управления персоналом. – СПб: «Делком», 1997. – с.13 – 24. 5. Пономарев А.В. К вопросу о природе организационного конфликта // Актуальные проблемы управления персоналом. – СПб: «Делком», 1997. – с.194 – 195. 6. Скотт Дж. Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев: Внештогриздат, 1991. 7. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М: «Акалис», 1996. – 516 с. 8. Харитонов М.В. Социальная психология. Конспекты лекций. 9. Hellriegel D., John W. Slocum, Richard W. Woodman. Organizational behavior. – 6th ed., West publishing company, 1992. – 777 p. Яковлев Алексей ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА НА ФИРМЕ Каждая фирма нуждается в подразделении, которое занимается разработкой систем, методов, процедур для работы с персоналом, их внедрением, контролем и корректировкой. Вопрос организации Службы персонала зависит от многих факторов,
например: желания руководителей, финансового состояния фирмы, размера
фирмы, задач необходимых для решения. Руководители немецкой фирмы “Фесто”
кратко сформулировали одну из задач своей Службы персонала так: Самая простая структура Службы персонала - на малом предприятии. Она может состоять из одного человека, выполняющего функции кадровика, либо совмещающего еще функции другой должности. Делопроизводство по вопросам персонала обычно выполняет секретарь. Управленческие функции по персоналу выполняет сам директор, на что может тратиться много времени. Средние по численности фирмы уже не могут обходиться без создания подразделения по управлению персоналом, которое может состоять пока из одного менеджера. Крупные фирмы создают разветвленную структуру Службы персонала с учетом различных направлений работы с персоналом. Создание Службы персонала начинается с Приказа по фирме об организации
нового подразделения, назначения на должность руководителя, утверждения Текст Положения о подразделении должен содержать следующие основные разделы: общие положения; основные задачи; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения и связи; организация работы. В первом разделе определяется правовой статус подразделения, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, квалификационные требования, предъявляемые к руководителю, порядок замещения руководителя во время его отсутствия. Далее перечисляются нормативные документы, которыми должно руководствоваться подразделение в своей деятельности. Во втором разделе могут излагаться задачи, стоящие перед подразделением или общие направления деятельности. В третьем разделе перечисляются конкретные виды деятельности, которые будут производиться подразделением. В четвертом разделе описываются права подразделения, необходимые для выполнения возложенных на него функций, и обязанности, которые подразделение выполняет по отношению к другим подразделениям фирмы и внешним организациям. В пятом разделе в соответствии с действующим законодательством устанавливается ответственность руководителя подразделения за некачественное, несвоевременное выполнение подразделением возложенных на него функций и за возможное не использование предоставленных ему прав. В шестом разделе устанавливаются служебные взаимоотношения подразделения с другими структурными подразделениями фирмы и внешними организациями по вопросам совместной деятельности и порядка согласования документов. Возможны разделы, содержащие приложения (функциональная структура подразделения) или описывающие порядок деятельности подразделения, организации его проверки и контроля, а также реорганизации и ликвидации. Положение о подразделении разрабатывается руководителем фирмы (именно ему придется поделиться своими полномочиями) или новым руководителем подразделения, затем оно уточняется, корректируется и окончательно согласовывается. Существуют типовые и примерные Положения, на основе которых разрабатываются индивидуальные. Название подразделения может быть различным. Оно должно отражать уже
сложившуюся систему структурного деления на фирме: “Управление по работе с
персоналом”, “Департамент человеческих ресурсов”, “Служба персонала”, Учитывая ключевую роль Службы персонала в развитии фирмы, ее
иерархическое положение должно быть высоким. Это достигается путем прямого
подчинения руководителя Службы персонала одному из руководителей фирмы: Реально положение Службы персонала в структуре фирмы зависит от
многих факторов. На малых, и некоторых средних фирмах, функции
руководителя Службы персонала может совмещать если не сам директор, то один
из заместителей директора (технический, коммерческий и т.д.). эта группа Рис. 1а |ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР | Рис. 1б
На средних фирмах, находящихся в фазе развития, и крупных предприятиях Структура самой Службы персонала зависит от многих обстоятельств. На практике эти направления группируют по сходным признакам, образуя структурные подразделения Службы персонала, такие как: отделы, сектора, группы, бюро или отдельные должности. Названия этих структурных подразделений и должностей говорят о направлениях работы: отдел кадров, отдел планирования персонала, сектор обучения и развития, группа расчета зарплаты, юридическое бюро, инженер по охране труда и технике безопасности, психолог и т.д. довольно редко встречаются фирмы с абсолютно одинаковым набором функций по управлению персоналом. К наиболее обобщенным функциям можно отнести: планирование рабочих мест и персонала, набор, отбор, прием и увольнение персонала, адаптация персонала, обучение и развитие сотрудников, развитие мотивации, аттестация и контроль сотрудников, улучшение условий труда и решение социальных вопросов. Существуют обстоятельства, которые накладывают свой отпечаток на функциональный состав Службы персонала, усиливая одни функции или игнорируя другие. Таким обстоятельством может быть, например, наличие нескольких филиалов (подразделений) одной фирмы, удаленных друг от друга или наличие преобладания (по количеству) одной категории сотрудников над другими. Анализ структур Службы персонала нескольких немецких фирм дал возможность заметить несколько подходов к функциональному делению этого подразделения: по задачам по объектам по категориям сотрудников смешанная При функциональном делении структуры Службы персонала по задачам происходит объединение сходных функций работы с персоналом: планирование персонала, набор, отбор заключение и расторжение договоров, ведение личных дел обучение и повышение квалификации социальное обеспечение расчет зарплаты рабочим и служащим (Рис.2а). Преимущество этого подхода в специализации каждой структурной единицы | |руководитель службы | | Рис. 2 а | |руководитель службы | | Рис. 2 б
Рис. 2 в | | | | | |
Рис. 2 а, б, в, г. Варианты функционального деления структуры службы персонала. При функциональном делении структуры Службы персонала по объектам
происходит перераспределение функций - часть из них делегируется в
структуры объектов (набор, заключение и расторжение договоров, ведение
личных дел ), другая часть функций сохраняется за головным подразделением. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|