РУБРИКИ |
Мотивация поведения военных |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мотивация поведения военныхp> Социальные потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном, так и духовном. Личность воина оценивается через призму таких качеств как честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д. Эти базовые потребности можно разделить на две группы: материальные и
духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье,
одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет
существовать физически. Неполное или нерегулярное удовлетворение этих
потребностей сказывается на настроении людей, на их работоспособности. Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося связано и с удовлетворением его духовных потребностей. Духовные потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и поддержке, культурные потребности. Если они систематически не удовлетворяются, то человек физически продолжает существовать, но теряет свой человеческий облик. Разумеется, что в поведении людей обычно сочетаются различные духовные и материальные потребности с преобладанием какой-то определенной. Кроме того, выделяются следующие разновидности потребностей. Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой
индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с
этим на любой стадии развития общества массовидным является противоречие
между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит
эта проблема перед воинскими коллективами, перед каждым военнослужащим. Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и общества в нормальных условиях существования и развития. Более того, можно сказать, что сами нездоровые потребности, как правило, порождаются не нормальными условиями существования. Наглядной иллюстрацией этого являются такие социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные проблемы распространены и в армейской среде и требуют пристального внимания командиров всех уровней. Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей. Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого
поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями, происходит так
называемая «сквозная регуляция», связанная с взаимодействием этих уровней. Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом
психологической зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни
потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде. Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе мотивации воинской деятельности, предлагают следующую классификацию (основанную на иерархической модели потребностей А. Маслоу): • физиологические потребности, • потребности безопасности и защиты, • потребности принадлежности, любви; • потребности самоуважения; • потребности самоактуализации, личного совершенствования. Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в стимуляции органов чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на определенном, специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в конце концов теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к собственно человеческому удовлетворению других видов потребностей. Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физиологических потребностей актуальными становятся потребности безопасности и защиты. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения государством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д. Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных потребностей воинов создаются путем реализации их прав и обязанностей, изложенных в общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и есть внешнее проявление личной безопасности. Уникальность армии состоит в том, что функция защиты своего народа, мира на земле призвана стоять выше, чем функция личной безопасности. На это способна только зрелая личность, которая реализует себя в служении своему народу. Потребности принадлежности и любви. Это потребности в семье, дружбе,
любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества Принадлежность к воинскому коллективу подразделения, включенность в дружеские отношения, готовность оказать взаимопомощь - предпосылка психического здоровья военнослужащего в условиях экстремального характера воинской службы. Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоуважения - собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью и свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный успешно выполнять задачи воинской службы. Уважение другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие. Для военнослужащего значимо признание другими - командирами, друзьями, семьей - того, что он делает. Хорошо, если его воинский труд признан престижным, дающим высокий статус и у военного человека есть своя репутация как высокая оценка его личности. Основой для формирования самоуважения и уважения другими является высокий престиж воинской службы в обществе. Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности
в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Это тем
более важно для командира, принимающего ответственные решения. Здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими тебя как личности и военного-профессионала. Рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на лести (что очень просто в условиях единоначалия в армии), а не на собственных способностях и достижениях, действительной значимости. Эти последние факторы зависят от нас, а значит, нами контролируются. Потребность в самоактуализации есть желание человека стать тем, кем он может стать. Это предполагает полное использование своего таланта, способностей, личности. Люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Это естественно. Однако не все этого достигают. Причина в том, что многие не знают своего потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих способностей. Иногда военный человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть мужественным, стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие, доброту, нежность. Поэтому можно сказать, что человек - это в какой-то степени "желающее
существо", жизнь его полимотивирована, побуждается многими мотивами Рассмотренные потребности человека врожденны и впоследствии Чем, богаче потребности военного человека, тем больше выбор вариантов поведения. Поэтому он стремится к личностному росту, к вершине иерархии потребностей. Свобода и мотивация взаимодействуют друг с другом. Стремление к профессионализму, свободе военно-профессионального творчества связано со стремлением к развитию у военнослужащего потребностей в принадлежности к армии, воинскому коллективу, в товарищеских взаимоотношениях, в самоуважении и признании его товарищами по службе, в самоактивизации в военной службе. Развитие - есть актуализация, развертывание потенциала быть личностью,
воином. Психика "человека самореализующегося" - есть единство
сознательного и бессознательного, при определяющей роли сознания. Личность
представляет собой совокупность рационального и иррационального. Но
иррациональные процессы не являются доминирующими. "Человек
самореализующийся" - это человек, рационально принимающий решения и
стремящийся на основе этого актуализировать свой потенциал. Таким
самоактуализирующимся людям присущи следующие характеристики. Воспринимают себя естественно. У них нет непреодолимых потребностей поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не бояться их силы. Они ориентированы на проблемы, которые выше их непосредственных потребностей и которые считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они, скорее, живут, чтобы работать, а не наоборот. Их в то же время интересуют вопросы философии, психологии и этики. Каждый день жизни богат, это захватывающее и волнующее событие в жизни. Люди чувствуют большую гармонию с миром, выходят за пределы своего "Я". Такие люди сострадают, симпатизируют и любят человечество. Эти качества говорят не об ангельских чертах суперличностей, а о том, что потенциал человека велик, гораздо больше достигаемого нами в повседневной жизни. Цели нашего служебного роста, как правило, имеют отдаленную связь со стремлением актуализировать наш потенциал и предполагают не столько увеличение напряженности жизни, сколько расширение круга возможностей. Действительный рост начинается только тогда, когда у человека реализуются новые потребности. Представленные здесь, в довольно абстрактной форме, мотивы самоактуализации в реальных жизненных ситуациях приобретают свои конкретные и специфичные черты. Они легко могут замещать друг друга, если это диктует жизнь. Можно выделить самые широкие мотивы роста: целостность, совершенство, простоту, красоту, доброту, уникальность, честь и т.д. Все указанные потребности важны в равной степени, у них нет иерархий. В случае, если мотивы роста не получают своей реализации, возможно
возникновение значимых отклонений в психике. Это: Каков же путь к совершенствованию военнослужащего в образе "человека самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа жизни. В основе первого типа главным образом лежит стремление удовлетворить существующий внутренний дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, интегрированный на снижение напряжения, поддержание равновесия с окружающей средой. Выражение "Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить" - девиз такого образа жизни. Эго жизнь человека, реагирующего на стимулы - поощрения, наказания, чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на каждодневные события. Это жизнь, характеризующаяся рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-нибудь или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такая жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения. Второй тип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в
полную силу все свои способности. Такой человек более собран,
непосредствен, открыт для переживаний. Его образ жизни включает в себя
наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого существования,
моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Это
вершинные переживания жизни, вызывающие благоговение и восторг. Научная классификация потребностей позволяет отдифференцировать данное
понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое место мотивов в
психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность может быть
реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например,
потребность в общении может быть удовлетворена через мотив поговорить по
телефону, или в нетерпеливом желании пойти на свидание; или в намерении
быстро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном
желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и
пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или
раскрыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным
другом-оппонентом и т.д., до бесконечности. Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного она ограничена и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота так называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и общества. Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности. Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии — драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д. Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия
психологических явлений, при данном состоянии науки не представляется
возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если
учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень
социализации потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными
потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем
называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все
приведенные словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места
какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших
порядков, почти одинаковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь даже определение почти совпадает: идеал это представление (может быть недостижимого) будущего, побуждающее активность личности. Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной деформации личности. Органические потребности человека возникают без специального их
формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в
процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей
зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от
условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной
социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом. Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются. Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой
деятельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина
социальных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными
побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в
этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50,219]. Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Это хорошо, что язык допускает смысловые оттенки, усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин поведения. Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает
неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы
деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную,
так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления
под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно
вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего''
вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует Интерес— избирательное отношение к предметам и явлениям в результате
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на
протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и
духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания. Желание — мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоциональное
стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над
всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность
всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородством. Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так называемый терочный круг (патологическая страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ). Таким образом, интересы — это преимущественная направленность человека на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития способностей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к призыву желательно развивать интерес к службе, военной технике. Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда добьется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной технике, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для военнослужащих очень важно осознание и следование общегосударственным интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, - заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества». В решении этой задачи заинтересованы все здоровые силы общества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных истинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение задач стоящих перед подразделением. Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека
возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей
природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того
и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает
цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности
человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата
деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.[57,731] Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена
объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный
механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель,
средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и
системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути
целеполагания воинской деятельности способствуют результаты
общетеоретических исследований данного социального феномена. Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами – результат, которого организм стремится достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего. Целеполагание, следовательно, возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа). Такое забегание вперед, опережение событий, '' предустановка '' и составляет сущность целеполагания (рефлексы идеального). И.П. Павлов рассматривал рефлекс цели в качестве основной формы жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему предметами. На пути достижения цели субъект преодолевает все трудности и препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к самоубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее качество огромного жизненного значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими рефлексами, образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности является ее существенными чертами. Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс развития социальных субъектов. Целесообразность – наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает полностью содержание последней. В качестве особого явления, рефлексия не тождественна целесообразным своим направлением. Не все акты рефлексии носят непременно осмысленный, осознаваемый характер и направлены на реализацию данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному время провождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий временной интервал, какие поступки совершит и какой уровень активности обнаружит. Такими чертами отличается поведение, например, таких офицеров, которые ''засиделись'' длительное время на определенной должности, в определенном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив своей службы. Существуют различные основания для классификации целей воинской деятельности: по времени (близкие и далекие), по значению (существенные и несущественные, личные и общественные), по предметной области и т.д. Кроме того, целеполагание специфично на различных стадиях профессионализма: . На стадии выбора профессии (поступление в то или иное военное учебное заведения); . На этапе профессионального обучения (окончить вуз с дипломом с отличием, либо довольствоваться удовлетворительными оценками); . На стадии практического овладения профессией (стремление стать мастером своего дела, либо халатное выполнение своих обязанностей); . На этапе расцвета профессиональной деятельности (получить, например, звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно ожидать увольнения в запас); . В момент ухода из профессии (самореализоваться в новых формах деятельности, либо довольствоваться пенсионным обеспечением); Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он преследует своими действиями, мотивов, в соответствии с которыми он действует, выражает его направленность. Если знать направленность человека, то можно точно предвидеть отдельные его поступки и жизненную линию в целом. В условиях школы в процессе патриотического воспитания важно формировать у будущих воинов военно- профессиональную направленность, что обеспечит в дальнейшем их самоотверженное поведение в процессе прохождения службы. Чтобы понять направленность воспитуемого, надо разобраться в системе целей, которые он перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не случайно. Выбор и постановка целей — процесс, закономерно обусловленный. И эту закономерность важно учитывать. Если у воина преобладают общественно значимые мотивы, то и цели у него будут серьезные, содержательные. Служба у такого человека будет протекать успешно. Молодой человек не всегда говорит о том, каких целей он хочет добиться в жизни. Но педагог может узнать о них, если раскроет свойственную учащемуся систему мотивов. А это можно сделать, наблюдая за проявлением и удовлетворением его потребностей. Так через потребности и мотивы раскрывается система личных целей, т. е. направленность молодого человека. Зная его направленность, можно предвидеть его поступки и поведение в различных ситуациях, а значит, и грамотно им руководить, и правильно его воспитывать. Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности
занимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных
устремлений человека и всегда соответствует главным его наклонностям. Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет убеждают, что духовность армии и флота не может существовать вне социально значимых идей, верований, ценностей, традиций, которые должны всячески оберегаться и культивироваться общественными институтами. Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах. Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна
присутствовать в общественном сознании. В данном случае под «идеей»
подразумевается историческое существование и историческое сознание народа,
а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весьма
значительным в военном деле. Без идейного обоснования невозможны не только
победы на войне, но и само воинское воспитание, предшествующее этим
победам. Одна из главных причин успеха преобразовательной деятельности и
военных побед Петра I заключалась в том, что в нищей, голодной стране, не
выплачивавшей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее
бездорожьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею. Основополагающая идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов известный социальный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связывается им с образованием «национальной души». Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, который накоплен в армиях других государств. Но делать это необходимо творчески, критически, ибо всякие необдуманные попытки использования готовых заграничных идей приводят к копированию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность. Исходя из этого, в сознании военнослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне принудительным. Так называемый «казенный» патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навязать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убедительно показывать военнослужащим истинные достоинства Родины, которые заслуживают любви и преклонения. Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально
показать их естественные истоки в историческом развитии народов. Необходимо
раскрыть их государственное значение и их священность для каждого
гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта
традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны, когда вся
страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года
в списки части навечно был зачислен Александр Матросов, закрывший грудью
амбразуру. И вновь над строем гордо и величественно раздавались слова,
наиболее ярко выражавшие наивысшие проявления самопожертвования: «Пал
смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива
и поныне. Приказом министра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен
навечно в списки 1-й роты Новосибирского военного института лейтенант Роман Память об этих подвигах рождает патриотическое единение, которое является разновидностью духовной консолидации. Она весьма важна с точки зрения военного могущества государства. Опираясь на исторический опыт военного строительства в России, С. Л. Франк отмечал, что «никакая самая суровая дисциплина не могла бы создать армию и заставить ее сражаться, если бы солдаты не были спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали интуитивно себя членами единой нации». Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми историческими испытаниями, преодолеет все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершенство, на существовавшие и существующие в нашем обществе пороки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на недостатках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на неудачах его хозяйственной деятельности. Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю надо всегда помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разрушительная. Так критикуют недруги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствующая преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия переживает нелегкие времена, нельзя быть сторонним, злорадствующим наблюдателем, упрекающим всех за то, что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви». К числу важнейших идей, составляющих основу воинского воспитания,
принадлежит идея государства. Исторические факты свидетельствуют, что
внешнее разложение государства и вооруженных сил — это плод уже
состоявшегося внутреннего разложения. Гражданин, который несет свою
государственную принадлежность против своей воли и без своего внутреннего
согласия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически
опасное явление. Незавидна судьба тех государств и их институтов, в рамках
которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на
воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэтому
ведущие современные державы имеют в рядах своих Вооруженных Сил мощные
структуры, занимающиеся государственной пропагандой. Непонятно, почему
создание подобной структуры в рядах Вооруженных Сил РФ вызывает такую
тревогу у некоторых российских политиков и журналистов? Армия — это
институт государства, и поэтому она не может быть вне государственной
политики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее
политический контроль над вооруженными силами обречено на крах. Исходя из
этого, воспитанию государственности необходимо уделять внимание командиров
всех уровней. Вместо политической учебы, отражавшей партийные интересы,
создана стройная система общественно-государственной подготовки, которая
сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что не разумно отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами государства. Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. В решении кардинальных задач строительства современной российской армии все больше повышается роль ценностной ориентации и относящихся к ней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества.[36,120] |
|
© 2010 |
|