РУБРИКИ |
Мотивация поведения военных |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мотивация поведения военныхp> Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:- духовные ценности общечеловеческого характера; - духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации); - духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ; - духовные ценности индивидуально-личностного характера. Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия "духовные ценности военнослужащих" составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение. Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание значимых духовных
ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на
формирование духовного облика воина российской армии. Методологическими
основаниями рассмотрения могут быть требования: Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и
реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности, рассмотрим их
содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно
можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего
характера. Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и необходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования духовных ценностей военнослужащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых, на определенном этапе формирования духовных ценностей воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления. Проблема смысла жизни человека в той или иной форме, с различной степенью остроты и проблематичности встает перед каждым индивидом. Он может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы будней, решая частные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы сознания невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом является неотъемлемым свойством личности. 2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности военнослужащих в современных условиях. 2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности. На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров. Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства(социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.). В зависимости от того, как и насколько эффективно этот механизм действует а обществе (и не только по отношению к военнослужащим) а военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с экономическими и политическими элитами, с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны. Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоретическая модель, должное. На практике всё происходит много сложнее, противоречивее. Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны
государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать недоверие ему. Аналогичным, как известно, является экономическое и социальное положение
армии, военнослужащих. Не случайно поэтому количество молодых людей,
отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы, составило в начале Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки патриотические идеи не действуют. Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди различных категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520 человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная попытка заявить о проблемах армии и флота. Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных
качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны,
представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом. Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую
тематику, а также результатами социологических исследований и опросов. Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах развития нашего общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании морально-боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. В конечном итоге духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших источников массового героизма советских и российских воинов в тяжелые годины испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослужащего. Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определявшие духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах, сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизнедеятельности вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С середины 80-х годов, когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость, плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе общественного сознания, идеологической борьбы. Началась массированная атака на Вооруженные Силы, некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить, деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как сплошные "черные пятна". На сегодняшний день отсутствует какая-либо государственная программа
духовного возрождения и развития нации. Этот процесс пущен на самотек,
является уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная
проблема в прямой постановке до сих пор не поднималась в Государственной В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно переживают процесс изменения прежней системы духовных ценностей военнослужащие старшего поколения - офицеры, прапорщики, мичманы, сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии марксизма-ленинизма, социалистическим ценностям. Отсюда - массовый отток офицеров (особенно молодых) из армии, равнодушие значительной части воинов к военной службе, пассивность и скептицизм, разрушение и коррозия таких исконных духовных ценностей, как воинский долг, честь, достоинство, гордость, патриотизм, боевое товарищество и др. При рассмотрении побудительно - смысловой сферы военной деятельности не мало важно духовное состояние первичных воинских коллективов. Ныне ни для кого уже не секрет, что оно весьма сложно и неоднозначно. Сказывается отсутствие общности мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов, целей деятельности, духовных ценностей, выработанных в процессе совместной деятельности по реализации стоящих перед коллективами задач, мажорного эмоционально-нравственного настроя, что всегда являлось главным, определяющим в их сплочённости. Для подтверждения данного положения приведём некоторые аргументы. Если в 1989 г. проблема сплочённости была актуальна для 55% воинских коллективов, то в 1993 г. она достигла отметки в 80%. Данные за 1995-1996 г. свидетельствуют о дальнейшем росте социальной напряженности в войсках.[41,3] Такая ситуация характеризуется как весьма болезненная и оказывает негативное влияние на морально- психологическое состояние военнослужащих, приводит к росту числа отказников и уклонистов от воинской службы, неблагоприятно сказывается на общем уровне гражданственности в обществе. В этих условиях закономерно появляются вопросы: когда возникли эти проблемы и детерминированы ли они перестроенными процессами или имеют исторические корни? Результаты исследований убеждают в том, что эта проблема злободневна не только для силовых структур нынешней России, но и для вооруженных сил практически всех цивилизованных государств. Причем ее возникновение связано уже было с процессом образования регулярного войска а государстве, а различного рода негативные явления, отклонения от социально-нравственных норм в воинских коллективах имеют глубинную социальную обусловленность. Исследование воинского коллектива показало, что он относится к социальным группам "закрытого" типа (в НТК, закрытых учебных заведениях, экипажах морских судов, различного рода экспедициях и т.п. проходят однородные процессы), имеющих специфические условия своего возникновения и функционирования. Особенности режима жизнедеятельности, таких как замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания, полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными средствами контроля, принуждения и подавления, ограничение в удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных), пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном окружении себе подобных, обусловливает перерастание коллектива в корпорации. Причём степень "дрейфа" в сторону корпорации во многом определяется объективно-субъективными условиями коллективной жизнедеятельности - характером профессионального труда, составом коллектива, уровнем его руководства и т.д. Все это порождает аномалии духовной жизни военнослужащих, представляющих собой их специфическое духовное состояние в условиях "изменённых" военно-социальных отношений между различными группами военнослужащих—характеризующееся, прежде всего, доминированием корпоративных интересов и ценностных установок. Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые внутренние и внешние причины. Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении); прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость; формальное равенство при реальных различиях; ограничения в удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение; отсутствие подготовленного сержантского состава, паралич формальных структур. Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости воинского коллектива; смещение ценностных ориентации в сторону бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов личного состава, снижение его заинтересованности в качественной боевой подготовке; отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы. К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере воинской деятельности можно отнести следующие. Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота; снижение роли официальных институтов социализации, преобладание неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к культурным ценностям общества. В научной литературе тенденция определяется как “направление развития какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны. Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как уловленную тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов деятельности военнослужащих в условиях строительства современной российской армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс реформирования российской армии в силу различных, как объективных, так и субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости, повторяемости, стабильности и прочности устанавливающихся в ходе данного процесса связей и отношений. В ходе строительства современной российской армии находят свое проявление тенденции различного направления, как негативного, так и позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности военнослужащих могут быть объединены в три группа: 1) тенденции, отражающие связь армии с обществом; 2) тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности воина; 3) тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов воина как личности и защитника Отечества. Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого. Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов
деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и
воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности
воинов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны послужить основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального духа военнослужащих, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в сознании многих воинов после распада СССР. История Русской армии, ее духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и достоинства, любви к Отечеству. Преемственность есть общая закономерность исторического развития,
благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. В 1996 г. было проведено социологическое исследование с целью выявления отношения военнослужащих Военного университета к воинским традициям российской армии. В ходе исследования было опрошено 256 слушателей и курсантов, 60 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации, 40 офицеров отделов (направлений) воспитательной работы различных видов российских Вооруженных Сил и родов войск. Как показало исследование, у каждого второго из числа опрошенных
слушателей и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к
воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо
отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к воинским
традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: воинская честь и
достоинство (50%), ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы Таким образом, достаточно рельефно прослеживаются две взаимосвязанные тенденции, одна из которых характеризует высокий и устойчивый интерес военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к воинским традициям, патриотический идеям и ценностям, другая - неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому воспитанию на воинских традициях в подразделениях, частях, военно- учебных заведениях. Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо государственной программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных качеств, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство, дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и реальным состоянием научной проработки этой проблемы. Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в поддержке со стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных произведений о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории, которые способствовали бы формированию у воинов социально значимых мотивационных ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского долга. Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе формирования является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских коллективах. Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослужащих российской армии в современных условиях является своевременный отбор и классификация необходимых для духовного развития личности воина средств, как со стороны государства (народа), так и самого военнослужащего. Сложные процессы становления молодого Российского государства породили у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили бы духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так необходимых для экономического и духовного возрождения России. Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности: обострилась проблема нравственного выбора личности воина; понизился порог духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов, нашла свое подтверждение ив результатах социологических исследований, опросов, контент-анализе материалов периодической печати. Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты - видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности. Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям,
необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное
достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых,
религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей. И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и
духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не
имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на
тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические
устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной,
экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма
как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры:
разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство
воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся
сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения
соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического
воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов по более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов; формированию у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения, части, соединения» истории русской армии, государства Российского; возрождению боевого братства, полкового духа и др. Наряду с государственными органами личность воина тоже осуществляет
отбор и классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения
своих духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись
и совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство
воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др. В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции является и то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедеятельности делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности, то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди военнослужащих различных категорий показывают, что более 38% опрошенных корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно- профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фактором повышения своего мастерства, и, как следствие, способствуют формированию духовного мира личности воина.[13,4] Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей
военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и
негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем,
насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная
реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих воину в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы, перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем материальных и духовных ценностей общества, их защитником. Таким образом, мотивы поведения военнослужащих по-настоящему учтены только тогда, когда следование им подтверждается и голосом разума, и голосом совести, и потому их самосовершенствование - необходимое условие становления активной жизненной позиции личности воина в современных условиях.
Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. В развитие данной посылки определим, что же понимается под формированием побудительных мотивов воинов. Само слово "формирование" обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям определенной формы, законченности. Формирование применительно к воспитанию человека - это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. Это процесс, происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей. Однако вместе с воздействием объективных условий формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора. Формирование является общенаучным понятием и часто употребляющимся
термином разговорного языка. В применении к социальным явлениям данное
слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни
людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса. Некоторые ученые выделяют в формировании мотивов личности (и с этим трудно не остаешься) технический аспект подразумевая под ним исследование совокупности средств формирования; субъектный - анализ субъекта, то есть носителя мотивационной сферы, и объектный - определение, в отношении кого или чего формируются побуждения и действия. В исследовании формирования мотиваций военнослужащих правомерны многие подходы. Но наиболее пристального внимания заслуживают те, которые характеризуют содержание этого процесса, особое внимание уделяя показу его объективной природы и субъективной стороны. Это тем более важно и необходимо, что выделение данных аспектов позволяет увидеть диалектический характер процесса формирования мотивационной сферы воинов: необходимые связи и отношения, свидетельствующие о наличии законов в происхождении и развитии данного явления. Кратко остановимся на них. Первый аспект заключается в том, что потребности, интересы и другие мотиваторы, являясь результатом деятельности общественного и индивидуального сознания, отражают материально-экономическую и другие стороны реальной жизни субъектов. В духовных ценностях военнослужащих прямо или опосредованно отражаются процессы и явления основных сфер жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил, характеризующиеся постоянными изменениями, а также относительной устойчивостью. А коль скоро в мотивах отражают явления жизни, то и "субъективный образ объективного мира" должен двигаться за изменяющимся объектом, содержание которого составляют события, явления, факты, представляющие для военнослужащих ценностный интерес. В непрерывном развитии находятся и сами военнослужащие как носители интересов, идеалов и ценностей. Наличие интеллекта, совокупность положительных знаний и убеждений воинов, с одной стороны, а также негативные явления: инфантильность, иждивенчество, бездуховность, отрицательное отношение к выполнению воинского долга, требований воинской дисциплины и т.п, с другой, накладывают определённый отпечаток на процесс формирования мотивов деятельности военнослужащих. Положительные и негативные явления общественной жизни проявляются в динамике потребления и формирования профессиональной направленности воинов. Второй аспект состоит в наличии субъективной основы при переходе
военнослужащих от одной системы духовных ценностей к другой. Нельзя
рассчитывать на то, что в нынешних условиях основная часть военнослужащих
сможет в одночасье сменить систему ценностей недавнего прошлого на новую
систему. Это связано, во-первых, с тем, что военнослужащие (курсанты,
младшие командиры), в основном, представляют категорию молодёжи,
мировоззрение которых еще не устоялось. А формирование его проходило в
конце 80-х - начале 90-х годов. Во-вторых, резко изменить имеющееся
мировоззрение воину не позволяет чувство собственного достоинства. К тому
же обоснованное их неприятие вызывают многие из современных социальных
мифов, а также практические действия некоторой части людей в сфере бизнеса
и политики, которые путем обмана и фальсификации сколачивают свои состояния
на фоне повседневного обнищания населения. В-третьих, перемены в
государственном переустройстве бывшего СССР и современной Российской Третий аспект выражает постоянно изменяющиеся средства формирования военно-профессиональной направленности в российской армии. Достижения научно-технической революции, развитие демократии и гласности оказывают воздействие как на средства управления (изучения, анализа, контроля, прогнозирования и т.д.) данный процессом, так и на коммуникативные средства, функционирующие в масштабе страны, в специфических условиях Вооруженных Сил. Процессу формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития самих воинов. К внутренним следует отнести противоречия между уровнями формирования мотивов, его стихийными и сознательными процессами, личностными и общественными потребностями и интересами. К внешним - противоречия между исследуемым процессом и формированием побудительных мотивов других общностей (например, гражданской молодежи), а также развитием других элементов общественного сознания: настроений, социальных чувств, мнений, традиций и т.д.; между "смежными" детерминированными процессами формирования, функционирования, реализации; противоречия, связанные с управленческой деятельностью. Формирование профессиональной направленности военнослужащих российской армии - одна из составляющих процесса развития духовной жизни нашего общества и его Вооруженных Сил. Поэтому правомерно будет утверждать о том, что исследуемому явлению присущи также общие черты и противоречия духовной жизни общества и Вооруженных Сил: между старым и новым, прогрессивным и регрессивным и т.д. Учет в деятельности командиров и воспитателей противоречивого характера жизнедеятельности военнослужащих является необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов деятельности воина современной армии. Четвертый аспект. В постоянном диалектическом изменении находятся
объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс формирования
мотивационной сферы военнослужащих. Следует обратить внимание на
необходимость более четкого разграничения понятий "объективное" и Необходимо также учитывать развитие самого механизма формирования профессиональной направленности военнослужащих, изменение его социальных и индивидуально-психологических основ, совершенствование деятельности субъектов управления по приведению этого механизма в соответствие условиям, процессу развития объекта воспитательного воздействия - воинов. Вместе с тем, мотивы деятельности воинов отражают разнородные процессы действительности: функционирования, развития, связи, а также познания и преобразования этой действительности. Наконец, мотивы поведения военнослужащих уже в процессе формирования выполняют определенные функции. Побудительные мотивы военнослужащих развиваются под влиянием разного
рода объективных и субъективных факторов. К объективным факторам
формирования духовных ценностей можно отнести, во-первых, совокупность всех
общественных, прежде всего, материально-экономических отношений, которые в
решающей степени обусловливают социальные свойства личности; во-вторых,
социальная среда и характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным Процесс формирования духовных ценностей воина является непрерывным и характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности военнослужащих формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе. Специфика формирования духовных ценностей военнослужащих российской
армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с
рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные
объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов
реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес
военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления,
распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь
уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате резко упал
престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по защите Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы
из противоречивого формирования мотивов воинской деятельности. Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования мотивации военнослужащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации та иди иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на определенном этапе формирования профессиональной направленности воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления. Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает
переход мотивационной сферы деятельности воинов к новому качеству. Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов
деятельности духовных ценностей воинов выступает для субъектов управления
как цель или объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта Анализ противоречий процесса формирования мотивации военнослужащих российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы. 1.Активность личности воина во всех сферах жизни войск создает реальные предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования устойчивых, зрелых духовных ценностей военнослужащих современной российской армии. 2. Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов
дает возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие
противоречия. 4. Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на процессы преодоления противоречий в духовном мире личности воина, что требует разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих воинов, централизация управления жизни армии и флота. 5. Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов,
воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности
воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется
особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности. Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми требованиями воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому, что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их соответствия реальным воинским отношениям и деятельности. Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов, играющих значимую роль в жизнедеятельности воина; а также поиск духовных ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность военных кадров по духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и российского общества. Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения мотивации для воинской деятельности и воина в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных ориентаций. Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих действий по формированию профессиональной направленности военнослужащих. Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального характера. Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп: 1) политико-правовая организация общества; 2) материально-экономические институты; 3) система нравственных отношений и деятельности субъектов; 4) искусство; 5) религия; 6) средства массовой информации; 7) межличностные и другие формы общения и т.д. Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами. Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей военнослужащих российской армии. Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах, процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это: - взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил; - проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а также поведении воинов; - вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в армейской среде, их оперативности, компетенции; - проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и запросов воинов; - повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием личности воина; - изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в армейской среде. Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются
попытки некоторых информационных источников проведения так называемой Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41]. Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно реагируют на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не отличаются "информационной привлекательностью" в отражении существующих проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией уже к другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п. Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств
информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? 1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование и субординация; 2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств; 3) их знание, наличие умений и навыков в использовании; 4) знание духовного состояния военнослужащих. Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы военной деятельности: - характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности каждого воина; - особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных органов) средств; - выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей, преследуемых командованием; - условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов, целей у военнослужащих. Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной
направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на
практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у
воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,
предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о
мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов,
подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о
мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным,
научно-организованным процессом приобщения воина к информации. В-третьих, полученная информация распределяется в структурах индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происходит ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец, происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах воина. Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого диалектического процесса. Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности
военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более
глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия
различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс
осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи
формирование направленности воинов может выступать сознательной, специально
организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы. Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других, играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности. Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином. Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих
представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее
глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности,
переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных
условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется
как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных
процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные
стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ
состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми
требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования
мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих
мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти
этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами. Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции формирования профессиональной направленности военнослужащих проявлялись многозначно и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказаться на зрелости духовных качеств личности воина. И сегодня у части воинов имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к воспитанию воинов командиров, педагогических работников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей. Заключение. В ходе дипломной работы были достигнуты определенные теоретические результаты и выработаны некоторые практические рекомендации. В условиях резкого ухудшения объективных основ воинской деятельности Реализация системы побудительных мотивов в процессе воинской службы, основывается на формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по- настоящему заинтересованного отношения к воинской службе, обеспечении его готовности к достойному выполнению военного долга; на развитие и удовлетворение у различных категорий военнослужащих потребностей, интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда; на улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и переподготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную жизнь в условиях воинской деятельности; на использование ее воспитательного потенциала в целях развития у военнослужащих достойных смысложизненных ориентиров. Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского воспитания, ориентированного на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в воинской службе и достойного выполнения воинского долга, является предоставление воинам возможностей для реализации их важнейших потребностей и интересов с учетом сил и средств, которыми располагает для этого общество и его воинская организация. Тем самым действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечивается не только командирам и органами военного управления, но и обществом в целом, всей системой соответствующих государственных интересов. Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально- значительными ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному строю, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей, аскетизм. Государство обязано обеспечить реализацию базовых, материальных
потребностей военнослужащих, достойный уровень их жизни, как фундамент, на
котором выстраиваются духовные потребности, интересы, идеалы и ценности. В этом деле особо выделяются следующие направления: - профессионально-деятельностное – формулирование добросовестного и ответственного отношения к воинскому труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивационную сферу: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации самореализации личности профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего прфессионального роста. - Психологическое – формирование у военнослужащих высокой психологической устойчивости, готовности к выполнении сложных и ответственных в новых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения воинской службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение, управление и прогнозирование социально- психологических процессов в воинских коллективов; умелое воздействие на мотивационную сферу деятельности каждого военнослужащего; профилактику негативных явлений, снятие психологической напряженности, преодоление эмоционального упадка, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных личного состава. Управление мативационной сферой воинской деятельности должно осуществляться системно, с учетом специфики соответствующих этапов: - на этапе выбора профессии; - в период обучения в военно-учебном заведении; - на этапе первоначального профессионального становления; - в период обретения профессиональной зрелости. - системы формирования контингента кандидатов на поступление в военно- учебные заведения; - компанентов системы профессиональной экспертизы при поступлении (профессиональный психологической отбор); - системы социально-психологического сопровождения в период обучения и в дальнейшей военной службе. Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что осуществленный в ней анализ может быть использован для дальнейшей разработки проблем социологии, психологии, профессиологии, связанных с профессионализацией, служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, военным обучением, формированием военно-профессиональной направленности. Материалы исследования могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспитательным процессом в ВУЗах Министерства Обороны РФ, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус должностных лиц, органов военного управления в формировании военно- професссиональнальной направленности военнослужащих. В дальнейшем работа может быть продолжена в исследовании противоречия между процессом профессионализации армии, переходом на контрактную систему комплектования личного состава, которая требует беспрекословного выполнения требований любого приказа правящей государственной элиты, с одной стороны, а с другой, - гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности, предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей деятельности и средств их реализации. Список литературы.
Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П.-М.:ВПА.1990. – 172 с.; М.:Дело-1992.- 927с.; Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г.-340с.; 1985г., - 178с.; Российском обществе. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998- с.16; М.: Юрист. - 1996г. – 493с.; Воениздат, 1986.; 1998г. 341с.; М.,-1972- 29с.; Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28; Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.; Материалы научно-теоретической конференции М.: Военный университет 1998г.; 1978- 477с.; М.: Воениздат, 1994 - 374с.; /Военная мысль-1993-№2- с.22-26; Просвещение, 1994.; №191-М.:1993; 1998г.; Интел-Синзен – 1999г-273c.; ВВУЗов ВВС. Межвузовский сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.; /Актуальные проблемы летного обучения. Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.; Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991; Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991; Ленинград, Изд-во Ленинградского университета 1988г. -341с.; 64с.; Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков) – М.: Советская энциклопедия, 1983 – 840с.; М.: Политиздат, 1969 – 471с.; ----------------------- Физиологические потребности Потребность в привязанностях Потребность в безопасности Потребность в признании и уважении
Потребность в самореализации
|
|
© 2010 |
|