РУБРИКИ

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

Семейные постулаты, в свою очередь, выполняют интегрирующую функцию,  соединяя общие представления человека  (о жизни,  о людях вообще, о других семьях и о семьях вообще) с его представлениями о своей семье. Разумеется, что комплексы таких представлений далеко не идеальны.

Кроме того, донаучные семейные постулаты могут принимать форму мифов о  путях достижения  супружеского счастья.

Изучение и структурирование семейных мифов  было прерогативой теоретических и эмпирических изысканий преимущественно в психотерапии (Пезешкиан Н., 1993; Алешина Ю.Е., Пек М.С., 1996; Сатир В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Коттлер Дж., Браун Р., 2001 и др.). Не все источники разводят понятия  постулатов и представлений, прямо или косвенно «обещающих» супружеское   благополучие. Ниже приведем  наиболее часто упоминающиеся мифы и прокомментируем их.

1) «Супруги должны быть едины во всех вопросах». О  сходстве  - различии взглядов супругов мы  уже упоминали, однако, заметим, что  в психотерапии  есть однозначное мнение по этой теме. Согласно Glick & Kessler, конструктивная реализация  именно различий во  взглядах может обеспечить  супругов  более  широким выбором способов решений их  проблем (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999, С. 111). Это может быть  осуществимо, согласно теории семейных систем, с помощью способности быть близким к другим,  но не зависеть от их  мнений,  желаний и оценок - быть дифференцированным (Ричардсон Р.У., 1994, С. 49).

2) Миф, связанный с предыдущим: «Для семейного счастья особенно важна эмоциональная и физическая близость, достигаемая  через совместное участие в различных видах деятельности». С одной  стороны, следование этому мифу  может привести к более  быстрому разрушению идеального образа значимого другого с последующим  разочарованием, а также - к восприятию совместной деятельности как рутины и возникновению признаков «синдрома сгорания» (Кочюнас Р., 1999). С другой  стороны, постоянное нахождение в поле зрения  человека, имеющего хотя бы отдаленное сходство  с нами  и  отвечающего на наши эмоции, может  вызвать к нему чувства от симпатии до романтической любви (Майерс Д., 1997). Это явление  похоже на импринтинг. Хотя оно исследовалось вначале на   поведении    детенышей   животных   по   отношению   к   их   родителям,

существуют указания на то, что процесс, сходный  с  импринтингом, может происходить в жизни человека при использовании им фиксированных моделей поведения  (Чалдини, 1999) или при прохождении им различных стадий развития  (Дилтс Р., 1998, С. 182). Это значит, что  нельзя точно  сказать  о вреде или  пользе  этого  мифа  для УБ в случае широкой  выборки.

3) Миф о волшебной  силе любви: «Он любит выпить, но я буду любить его так сильно, что он бросит пить», «Если ты меня любишь, ты будешь знать, что я  хочу, прежде чем я  попрошу тебя об этом» и т.п. Заблуждений о любви существует множество, однако следует еще выделить неосознанное отождествление любви с зависимостью, которая выражается в желании одного партнера  испытывать насыщение и заботу  в сочетании с нежеланием переносить боль, связанную с ростом. При этом отсутствует заинтересованность в духовном росте партнера.

4) «Супруги должны думать о семье, а не о  себе и больше жертвовать друг для друга». Это заблуждение  почти  противоположно предыдущему, хотя, так же, как и оно, неадаптивно.

5) Миф о бесконфликтности счастливой семьи основан, в первую очередь, на незнании о позитивных функциях конфликта. С ним связаны мифы о необходимости найти виновного в том, что  в семье что-то  идет не так и об абсолютности понятий (категоричность).

Например,  А. Бек считает, что  супруги, у которых развивается дистресс, характеризуются  фиксацией на том,  что  в их отношениях «не так» и тенденцией считать приклеенные отрицательные ярлыки постоянными чертами друг друга (Нельсон-Джоунс Р., 2000, С. 366).

6) Положение о том, что  хорошие сексуальные отношения с необходимостью ведут к хорошему  браку справедливо, но оно превращается  в миф, когда  супруги начинают понимать его  в  русле мифа № 2 (см. выше).

Даже поверхностного взгляда на мифы достаточно, чтобы  сказать, что  их выражение  в вербальной  форме  основано на  искажении метамодели языка с помощью генерализации, опущения  и  искажения  информации (Дилтс Р., 1998, С. 122) об опыте супружеской жизни. Поэтому глубокое личностное принятие  супругами  мифов может затруднять и делать неадекватным процесс их межличностного  восприятия (Шерман Р., Фредман Н., 1997, С.  21-22).

Перед тем, как перейти к формулированию выводов, подчеркнем, что исследования аттитюдов обладают далеко неоднозначным характером. В кругах, занимающихся  как терапией, так и научной работой, можно встретить множество понятий, обозначающих  отношение человека  к различным аспектам действительности.  Среди них ценностные ориентации, социальная  установка, аттитюд, представление, убеждение, наивный постулат и т.д.

Причем социальная психология больше сосредоточена на изучении первых трех. Аттитюд же понимается как фиксированная установка, работающая в отдельных социальных ситуациях и сравнительно легко поддающаяся коррекции. Понятие же «социальная установка» описывается как направленность в какую-либо сферу социальной активности или (что чаще) приравнивается к аттитюду, а иногда вовсе  игнорируется. Следует заметить, что чаще всего аттитюд упоминается как выражаемое в  словах суждение, содержащее адаптивное или  неадаптивное искажение так  называемой метамодели. В психотерапии же указывается, что представления могут  выражаться  и в визуальной модальности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999),а изменения, привносимые в рамках  этой модальности, вызывают  изменения в когнитивном, аффективном и поведенческом компоненте аттитюда (представления).

Мнения о влиянии  аттитюдов  на реальное поведение противоречивы, почти полярны, но тяготеют, все же, к признанию влияния аттитюдов на тенденции поведения. Это говорит о целесообразности изучения взаимосвязи аттитюдов и супружеской УБ. 

Анализируя функции семьи, основные роли, наиболее конфликтные  сферы, а также семейные мифы, мы выделили наиболее важные аспекты супружества. Чаще всего авторами упоминаются: общение, секс, ролевая сфера, дети, досуг, совместность/раздельность деятельности, нравственные отношения (в том числе,  отношение к миру) и, в меньшей степени, распределение бюджета. 

Немалое  значение авторами придается любви. Любовь, удовлетворяя потребности высшего порядка, часто является основным мотивом вступления в брак  или ... ухода  из жизни. Так, в период с 1924 по 1960  г. мотив  несчастной  любви называется наиболее частым в случае самоубийства девушек и, реже,  юношей (Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й., 2000). Тенденция прослеживается в течение 36 лет! Причем возраст самых старших суицидентов - 22 года, т.е.  потенциальный  для вступления в брак. Возможно, в основе  этого мотива  лежат ригидные установки на романтическую любовь или влюбленность, которые сложно  поддаются коррекции в ситуации несоответствия ожиданиям. Например, А. Эллис видит причину  неадекватного поведения людей в их жестких требующих, в противовес предпочитающим, установках (Нельсон-Джоунс Р., 2000). Л.С. Алексеева (1984) же  приводит более конкретные данные: прогноз развития отношений супругов будет наиболее благоприятным, если их представления относится к промежуточным между крайне ригидными и крайне лабильными значениями.

Согласуясь с мнением Эллиса, эти данные не  противоречат, но и не соглашаются с традицией выделения таких факторов, влияющих на УБ, как сходство  супругов по личностным особенностям и взглядам. Однако в литературе не встречается указаний на ведущую роль каких-либо определенных  аттитюдов (хотя особое значение придается ролевым установкам, которые меняются (равно как и УБ) вместе с увеличением стажа брака).

 

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ веера не всегда  согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах,  создает  почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, протекающих в семье. Ниже мы приводим ход наших рассуждений.

·        На УБ (удовлетворенность браком) влияют 2 группы факторов: добрачные (преимущественно социально-демографического и экономического характера) и семейно-брачные (социально-психологического характера).

·        Близость взглядов (аттитюдов) нередко описывается как константа, сопровождающая или влияющая на УБ. Однако одни авторы понимают ее как добрачный фактор, а другие – как семейно-брачный. Учитывая это, а также закономерности изменения УБ вместе с изменением стажа брака и возраста детей, мы предполагаем, что большинство исследований влияния близости взглядов супругов на УБ было проведено без учета сопутствующего контекста (стажа брака, полноты перечня установок и т.п.). Отсюда, не подвергая критике возможность аттитюдов влиять на тенденции УБ, мы предполагаем, что на воспринимаемое высокое качество брака влияет не близость аттитюдов мужа и жены, а их специфическая направленность. Перед тем, как обнаружить такие специфически направленные аттитюды, мы рассмотрели наиболее важные, с точки зрения различных авторов, стороны семейной жизни.

·        Затем мы приступили к поиску аттитюдов, значимость которых в супружеской жизни и жизни вообще была бы почти равнозначной.

·        Так, УБ – это интегративный показаталь процессов межличностного восприятия супругами себя, друг друга, своего брака и т.д. Поэтому, для влияния на такой показатель аттитюд должен быть, видимо, в такой же степени интегративным. Максимально подходящим под это требование (и одновременно являющимися одной из важных сторон семейно-брачной жизни) мы сочли нравственные отношения. Гозман, Алешина и Дубовская (1987, С. 80) среди прочих важных выделяют отношение к людям вообще. Этот аттитюд мы сочли пригодным для иллюстрации особенностей нравственных отношений личности. Так, представление жены о мужьях своих подруг будет формировать у нее определенный образ своего мужа, а значит, особое отношение к супругу, влиять на интерпретацию его поступков в соответствии с процессами каузальной атрибуции и т.д.

·        Вторым аттитюдом, почти одинаково значимым как для супружеской жизни, так и для жизни вообще, мы признали, бесспорно, отношение к детям. Во-первых, потому, что здоровые отношения в группе людей, называющих себя «семьей» возможны лишь в том случае, если в ней порождаются и воспитываются дети (Елизаров А.Н.,1996). Во-вторых, потому, что дети – наиболее константная фигура (в терминах гештальтпсихологии) в супружеской жизни. Т.е., дети структурируют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты аттитюда родителей до своего появления, в ходе своего созревания и  во время ухода за уже пожилыми родителями.

·        Подобные рассуждения позволили нам выдвинуть гипотезы относительно связи высокой УБ с 1) оптимистичным представлением

     супругов о людях и 2) представлением роли детей в жизни человека как         

     более значимой.




ГЛАВА3.      ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ

АТТИТЮДОВ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ

    

3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

Предмет исследования: удовлетворенность браком (УБ) как феномен межличностного восприятия (выражающий удовлетворение потребностей супругов в росте семьи и их самих) и аттитюды супругов, выражающие их отношение  к наиболее значимым сторонам супружеской жизни.

Объект исследования: выборка из 40 человек, со стажем брака от 1 до 25 лет (20 супружеских пар). Подробное описание см. в «Методике исследования».

Цель исследования: выявить аттитюды, наиболее сильно влияющие на удовлетворенность  браком.

Шаги по направлению к  достижению цели и реализации программы исследования  конкретизированы в следующих задачах:

·        На основе проведенного анализа  литературы сформировать гипотезы, адекватные цели исследования;

·        Выбрать  исследовательский инструментарий, способный подтвердить или опровергнуть  выдвинутые гипотезы;

·        Провести исследование  аттитюдов и удовлетворенности браком (УБ) в 20 супружеских парах с помощью выбранных методик;

·        Провести обработку результатов диагностики и проанализировать их с  

     помощью  методов  математической статистики;

·        Обсудить и интерпретировать результаты исследования;

·        Сделать выводы: по проведенному исследованию, о  его практической значимости, о перспективах проведения дальнейших исследований.                      

Гипотезы исследования:

1.     Оптимистичное представление супругов о людях связано с их высокой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как неоптимистичное представление о людях связано с низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями.

2.     Представление супругами роли детей в жизни человека, как более значимой, связано с их высокой  удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как представление супругами роли детей в жизни человека, как с менее значимой, связано с их низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями.

Для диагностики степени удовлетворенности / неудовлетворенности браком использовался «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)».

Для диагностики оптимистичного / неоптимистичного представления о людях и более / менее значимой роли детей в жизни человека использовалась методика «Измерение установок в семейной паре».

3.2.  Методика исследования

Испытуемые: Выборка  представлена 20 супружескими парами (20 мужчин и 20 женщин), среди которых 8 бездетных,  а на 12 пар приходится 17 детей (8 мальчиков и 9 девочек). Стаж брака в выборке колеблется от 1 года до 25 лет.

Характеристики мужчин. Возраст: от 20 до 60 лет. Образование: среднее - 6, среднее специальное - 6, высшее - 8 человек.

Характеристики женщины: Возраст: от 19 до 64.  Образование: среднее - 2, среднее специальное - 9, высшее - 9 человек.

Используемые методики: При выборе исследовательского инструментария мы остановились на опросниках, являющихся наиболее экономичными  и знакомыми для испытуемых по процедуре средствами диагностики супружеских  отношений.

1.     Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (Психологические  тесты, 1999).

     Авторы: В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.

Цель: Экспресс-диагностика степени удовлетворенности - неудовлетворенности  браком.

Опросник представляет собой  одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя  и  партнера,  мнения, оценки, установки и т.д.

Как стандартизированная методика, «ОУБ» имеет нормы:

  0-16 баллов  - абсолютно неблагоприятный брак;

17-22 балла    - неблагополучный брак;

23-26 баллов  - скорее неблагополучный брак;

27-28 баллов  - переходная форма брака;

29-32 балла    - скорее  благополучный брак;

33-38 баллов  - благополучный брак;

39-48 баллов  - абсолютно благополучный брак.

2.     Методика «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е.,

Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987).

Авторы: Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.

Цель: выявление  взглядов  испытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии  сферам человеческой  жизни.

Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для  людей, сферам:

1 шкала - отношение к людям (чем выше балл, тем более оптимистичное представление о людях вообще);

 2 шкала - альтернатива между  чувством долга и  удовольствием  (чем выше балл, тем выраженнее ориентация на долг по  сравнению с удовольствием);

3 шкала - отношение к детям (чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту  роль детей в жизни человека);

4 шкала - ориентация на автономность или зависимость супругов друг от друга (чем выше балл,  тем выраженнее ориентация на совместную  деятельность супругов во всех сферах семейной жизни);

5 шкала - отношение  к разводу  (чем выше балл, тем менее лояльно отношение к  разводу);

6 шкала - отношение  к любви романтического типа (чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно  представляемую романтическую  любовь); 

7  шкала - оценка значимости сексуальной сферы в семейной жизни (чем выше балл, тем менее значимой представляется сексуальная сфера в семейной жизни);

8 шкала - отношение к «запретности секса» (чем выше балл, тем более запретной представляется сексуальная тема);

9 шкала - отношение к патриархальному или эгалитарному  устройству  семьи (чем выше балл,  тем менее традиционное   представление о  роли женщины);

10 шкала -  отношение  к деньгам (чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента  к  деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить).

Аппаратура. Исследование проводилось  без  использования специальной  аппаратуры.

Процедура. Для того чтобы испытуемые чувствовали себя максимально комфортно, опрос проводился на территории их местожительства (преимущественно по выходным). Опросу предшествовала   установочная  беседа, в ходе  которой, помимо прочих, освещалась тема конфиденциальности. После  прочтения инструкции супруги отправлялись  в разные комнаты для самостоятельной работы  во  избежание  обмена впечатлениями. В нескольких случаях возможность проведения опроса по месту жительства отсутствовала. Тогда мы прибегали к телефонному интервьюированию, стараясь сохранить заданные условия процедуры. Время работы испытуемых с опросниками не было ограничено.

Для методики «Измерение установок в семейной паре» читалась следующая инструкция: «Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями,  выражающими  ту  или иную позицию человека  в жизни. Нет и не может  быть  правильных и неправильных ответов. Важно, чтобы выбранный  вариант  наиболее полно отражал Вашу личную точку зрения».

Для методики «ОУБ» читалась другая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и  выберете один из трех предполагаемых  вариантов ответов, старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно  сказать», «затрудняюсь ответить» и т.п.

Процедура была неизменной для обеих используемых методик.

3.3. Результаты исследования и их анализ методами

математической  статистики

Диагностика с помощью тест-опросника «ОУБ» и методики «Измерение установок в семейной паре» дала нам два массива данных: первый позволит нам проверить наши гипотезы, а второй – углубить представление о связи УБ и супружеских аттитюдов.


Таблица 1. Удовлетворенность браком (УБ) и представление о людях


испытуемые

 "УБ"

представ. о людях

испытуемые

 "УБ"

пред. о людях

1

Ванечкин Н.

38

1

21

Харашонова Н.

40

1

2

Ванечкина Н.

36

0,5

22

Харашонов В.

25

1

3

Квасков А.

36

-0,75

23

Заваркина А.

38

-0,5

4

Кваскова Н.

41

-1

24

Заваркин С.

26

-0,25

5

Мутнов Д.

41

1,25

25

Минаев А.

31

-0,75

6

Мутнова О.

40

1

26

Минаева Н.

36

-0,5

7

Шишкова Л.

38

0

27

Неколенкова Л.

36

0

8

Шишков С.

31

0

28

Неколенков В.

27

0,5

9

Шестков Д.

40

-1,5

29

Промонетков В.

44

-1,25

10

Шесткова М.

43

-0,25

30

Промонеткова Н.

44

-1,5

11

Лавинов А.

41

-0,75

31

Галькин А.

30

0

12

Лавинова Е.

40

0,25

32

Галькина Е.

31

0

13

Согреев А.

35

-0,75

33

Смирный С.

31

-0,5

14

Согреева Н.

40

-1

34

Смирная Т.

25

-0,75

15

Бальзаков О.

45

-0,5

35

Сытин К.

21

-0,75

16

Бальзакова Е.

35

0

36

Сытина М.

21

-0,5

17

Гарпин В.

42

-0,5

37

Добров М.

24

1

18

Гарпина Н.

43

-0,25

38

Доброва В.

10

1,5

19

Зевин С.

43

-1

39

Седодедов Ю.

20

0,25

20

Зевина Е.

36

-1,25

40

Седодедова Л.

23

1

 

 

Таблица 2. Удовлетворенность браком (УБ) и представление о роли детей в жизни человека

 

испытуемые

 "УБ"

пред.о роли детей

испытуемые

 "УБ"

пред.о роли детей

1

Ванечкин Н.

38

1,5

21

Харашонова Н.

40

1,5

2

Ванечкина Н.

36

2,25

22

Харашонов В.

25

1,25

3

Квасков А.

36

1,25

23

Заваркина А.

38

1,75

4

Кваскова Н.

41

2

24

Заваркин С.

26

0,75

5

Мутнов Д.

41

1,75

25

Минаев А.

31

0,5

6

Мутнова О.

40

1,25

26

Минаева Н.

36

1,5

7

Шишкова Л.

38

1,5

27

Неколенкова Л.

36

1,5

8

Шишков С.

31

1,5

28

Неколенков В.

27

2,5

9

Шестков Д.

40

1,25

29

Промонетков В.

44

1,75

10

Шесткова М.

43

0

30

Промонеткова Н.

44

0

11

Лавинов А.

41

1,75

31

Галькин А.

30

2

12

Лавинова Е.

40

2,25

32

Галькина Е.

31

2

13

Согреев А.

35

2

33

Смирный С.

31

0,5

14

Согреева Н.

40

2

34

Смирная Т.

25

1,5

15

Бальзаков О.

45

1,5

35

Сытин К.

21

0,75

16

Бальзакова Е.

35

1

36

Сытина М.

21

0,25

17

Гарпин В.

42

1,25

37

Добров М.

24

2,5

18

Гарпина Н.

43

2

38

Доброва В.

10

1,75

19

Зевин С.

43

1,25

39

Седодедов Ю.

20

1,5

20

Зевина Е.

36

-1,25

40

Седодедова Л.

23

1,5

Выше приведены результаты диагностики степени удовлетворенности / неудовлетворенности  браком, оптимистичного/неоптимистичного представления о людях и более/менее значимой роли детей в жизни человека для всей выборки. В дальнейшем был проведен поиск связи между аналогичными характеристиками отдельно для мужской и женской выборок. Поэтому ниже мы приводим результаты диагностики, разделенные по половому признаку.







Таблица 3. Удовлетворенность браком (УБ) и представление о людях (мужчины)

 

испытуемые

 "УБ"

 пред.о людях

испытуемые

 "УБ"

 пред.о людях

1

Ванечкин Н.

38

1

11

Промонетков В.

44

-1,25

2

Квасков А.

36

-0,75

12

Галькин А.

30

0

3

Мутнов Д.

41

1,25

13

Шишков С.

31

0

4

Шестков Д.

40

-1,5

14

Неколенков В.

27

0,5

5

Лавинов А.

41

-0,75

15

Сытин К.

21

-0,75

6

Согеев А.

35

-0,75

16

Смирный С.

25

-0,5

7

Бальзаков О.

45

-0,5

17

Харашонов В.

25

1

8

Гарпин В.

42

-0,5

18

Добров М.

24

1

9

Зевин С.

43

-1

19

Седодедов Ю.

20

0,25

10

Минаев А.

31

-0,75

20

Заваркин С.

26

-0,25

Таблица 4. Удовлетворенность браком (УБ) и представление о людях

(женщины)

испытуемые

 "УБ"

пред.о людях

испытуемые

 "УБ"

пред.о людях

1

Ванечкина Н.

36

0,5

11

Харашонова Н.

40

1

2

Кваскова Н.

41

-1

12

Заваркина А.

38

-0,5

3

Мутнова О.

40

1

13

Минаева Н.

36

-0,5

4

Шишкова Л.

38

0

14

Неколенкова Л.

36

0

5

Шесткова М.

43

-0,25

15

Промонеткова Н.

44

-1,5

6

Лавинова Е.

40

0,25

16

Галькина Е.

31

0

7

Согреева Н.

40

-1

17

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.