РУБРИКИ

Особенности памяти у пожилых людей, переживших нарушение мозгового кровообращения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности памяти у пожилых людей, переживших нарушение мозгового кровообращения

Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд. Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.


Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во воспроизведенных образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2

Бланк к методике см. приложение 3.

Методика 2. «Исследование кратковременной памяти»

Цель. Определить объем кратковременной зрительной памяти.

Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может хранится в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц.

5 баллов – все задание выполнено, верно;

4 балла – часть задания выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

3 балла – ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла – часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл – невыполнение.

Бланк к методике см. приложение 4.

Методик 3. «Узелок на память»

Цель. Исследование логической памяти.

Материал. Набор из 30 карточек с изображением предметов и набор из 15 слов.

Ход выполнения. На столе перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были хорошо ему видны.

Инструкция. «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например, слово для запоминания – лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет потом вспомнить это слово».

После того как карточка выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про лес?»

Таким образом испытуемый подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены, испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже, через некоторое время. Через 40 – 60 минут исследователь показывает в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная карточка напоминает это слово?» - или: «Как ты смог вспомнить это слово?».

В протокол записываются: какая карточка к какому слову выбрана, как это испытуемый объяснил, воспроизведение слов и объяснение по этому поводу, а также другие высказывания испытуемого и исследователя.

Слова для запоминания. Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорого, ночь, мышь, молоко, стул.

Оценка.

5 баллов – все задание выполнено, верно;

4 балла – часть задания выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

3 балла – ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла – часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл – невыполнение.

Бланк к методике см. приложение 5.

Методика 4. «Заучивание 10 слов»

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.

Инструкция.

Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют — ставит и под ними крестики.

В случае если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После десятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50—60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

 

2.3 Анализ результатов


Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 1 и 2.


Таблица 1. Результаты методики № 1 «Образная память» у больных не перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

0 %

Ниже нормы

35%

Значительно ниже нормы

65%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

Ни у одного испытуемого 2-й группы не имеет показатели образной памяти в пределах возрастной нормы, 35% испытуемых ниже нормы и 65% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


        

Рис.1. Результаты исследования образной памяти


Таким образом, были сделаны следующие выводы: у данной группы отмечается ослабление кратковременной образной памяти, характер деятельности более ровный относительно второй группы, что связано с особенностями эмоциональной вялостью, отмечается истощаемость психических процессов.

Таблица 2. Результаты методики № 1 «Образная память» у больных перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

0 %

Ниже нормы

30%

Значительно ниже нормы

70%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

Ни у одного испытуемого 2-й группы не имеет показатели образной памяти в пределах возрастной нормы, 30% испытуемых ниже нормы и 70% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


      

Рис.2. Результаты исследования образной памяти


Таким образом, были сделаны следующие выводы: у данной группы отмечается ослабление кратковременной образной памяти, характер деятельности более ровный относительно второй группы, что связано с особенностями эмоциональной вялостью, отмечается истощаемость психических процессов.

У больных перенесенных ОНМК отмечается ослабление кратковременной образной памяти, ниже, чем у группы 2, характер деятельности неравномерен; нет активного отношения к исследованию, отмечены признаки истощаемости психических процессов.

Результаты исследования по методике «Исследование кратковременной памяти» представлены в таблице 3 и 4.


Таблица 3. Результаты методики № 2 «Исследование кратковременной памяти» у больных не перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

15 %

Ниже нормы

65%

Значительно ниже нормы

20%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

15% испытуемых во 2-й группе имеют показатели кратковременной памяти в пределах возрастной нормы, 65% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 20% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.3. Результаты исследования кратковременной памяти

Исследование обнаруживает снижение кратковременной и зрительной памяти. Однако показатели памяти у женщин были выше, чем у мужчин. Наиболее высокий показатель наблюдается у женщин.


Таблица 4.          Результаты методики № 2 «Исследование кратковременной памяти» у больных перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

0 %

Ниже нормы

43%

Значительно ниже нормы

57%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

0% испытуемых в 1-й группе имеют показатели кратковременной памяти в пределах возрастной нормы, 43% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 57% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.4. Результаты исследования кратковременной памяти


При анализе деятельности отмечаются колебание продуктивности мнестической деятельности. Также подтверждаются исследования об истощаемости психических процессов, различные периоды упражняемости или врабатываемости. Результаты исследования по методике «Узелок на память» представлены в таблице 5 и 6.


Таблица 5. Результаты методики № 3 «Узелок на память» у больных не перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

10 %

Ниже нормы

55%

Значительно ниже нормы

35%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

10% испытуемых во 2-й группе имеют показатели логической памяти в пределах возрастной нормы, 55% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 35% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.5. Результаты исследования логической памяти


Исследование обнаруживает снижение функции логической памяти. В группе показатели памяти у женщин были выше, чем у мужчин. Наблюдаются признаки истощаемости психических процессов. Все данные подтверждают результаты исследований в предыдущих методиках.

Таблица 6. Результаты методики № 3 «Узелок на память» у больных перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

0 %

Ниже нормы

47%

Значительно ниже нормы

53%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

0% испытуемых в 1-й группе имеют показатели логической памяти в пределах возрастной нормы, 47% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 53% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.6. Результаты исследования логической памяти


1.                Исследование отмечает снижение запоминания у 93% испытуемых. У 100% испытуемых перенесенных ОНМК отмечено ухудшение логической памяти. У мужчин отмечаются большие трудности сосредоточения чем у женщин. Отмечается снижение памяти по объему, прочности и точности воспроизведения. Наблюдаются персеверации, частичная потеря инструкции, истощаемость психических процессов. У женщин отмечаются повторы при воспроизведении слов.

Результаты исследования по методике «Заучивание 10 слов» представлены в таблице 7.


Таблица 7. Результаты методики № 4 «Заучивание 10 слов» у больных не перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

11 %

Ниже нормы

51%

Значительно ниже нормы

38%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

11% испытуемых во 2-й группе имеют показатели состояния памяти, утомляемости, активности внимания в пределах возрастной нормы, 51% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 38% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.5. Результаты исследования состояния памяти, утомляемости, активности внимания.


Таблица 8. Результаты методики № 4 «Заучивание 10 слов» у больных перенесенных ОНМК

Уровни

Количество испытуемых в %

Норма

0 %

Ниже нормы

15%

Значительно ниже нормы

85%


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод.

0% испытуемых в 1-й группе имеют показатели состояния памяти, утомляемости, активности внимания в пределах возрастной нормы, 15% испытуемых имеют показатели ниже нормы и 85% - значительно ниже нормы.

Представим полученные результаты графически:


Рис.6. Результаты исследования состояния памяти, утомляемости, активности внимания


При анализе характера деятельности отмечается:

В 1 группе – снижение темпа деятельности, неравномерность деятельности, ослабление активного внимания, корректировки инструкции не было.

Во 2 группе – уточнение инструкции, неравномерность деятельности.

2.4 Сравнительный анализ полученных результатов, корреляционный анализ


Рассчитаем в обоих группах по каждой методике средние значения и среднеквадратичные отклонения.

Средние значения рассчитываем по формуле средней арифметической простой:



где хi – значение показателя у i-го испытуемого;

n – испытуемых в группе.


Среднеквадратичное отклонение рассчитывается по формуле:



Результаты методики № 1 «Образная память» у больных не перенесенных ОНМК


№ п/п

Ф.И.О.

Кол-во баллов, хi

1

Макеева Н.М.

4

-0,05

0,0025

2

Морозов А.С.

3

-1,05

1,1025

3

Пестов И.П.

5

0,95

0,9025

4

Денисова В.В.

2

-2,05

4,2025

5

Тюпина Т.А.

4

-0,05

0,0025

6

Чистякова Т.С.

3

-1,05

1,1025

7

Артемова Н.И.

6

1,95

3,8025

8

Козлова Н.А.

5

0,95

0,9025

9

Медведев А.И.

4

-0,05

0,0025

10

Сафомова В.И.

6

1,95

3,8025

11

Михеева А.К.

4

-0,05

0,0025

12

Шаромов И.В.

4

-0,05

0,0025

13

Болтеева ю.А.

5

0,95

0,9025

14

Заводнова Н.А.

4

-0,05

0,0025

15

Родионов В.И.

3

-1,05

1,1025

16

Моисеев А.М.

6

1,95

3,8025

17

Синяков А.А.

5

0,95

0,9025

18

Ямова З.Н.

4

-0,05

0,0025

19

Вилкова В.И.

1

-3,05

9,3025

20

Варфоломеев И.П.

3

-1,05

1,1025


Итого:

81

 

32,95


Получаем:


= 1,284


Результаты методики № 1 «Образная память» у больных перенесенных ОНМК

№ п/п

Имя

Кол-во баллов, хi

1

Мохова В.В.

2

-1,8333

3,3611

2

Леонова Т.Д.

2

-1,8333

3,3611

3

Левина А.Д.

1

-2,8333

8,0278

4

Хрупова А.П.

4

0,1667

0,0278

5

Миронова В.А.

5

1,1667

1,3611

6

Никулин С.И.

4

0,1667

0,0278

7

Самсонов В.И.

4

0,1667

0,0278

8

Ефимов Н.К.

4

0,1667

0,0278

9

Литвинов В.П.

3

-0,8333

0,6944

10

Острикова В.И.

2

-1,8333

3,3611

11

Фаустова Л.М.

1

-2,8333

8,0278

12

Земин И.Ф.

4

0,1667

0,0278

13

Аксенов Н.М.

4

0,1667

0,0278

14

Петрухина П.Г.

5

1,1667

1,3611

15

Лесных А.Г.

6

2,1667

4,6944

16

Климчук А.А.

4

0,1667

0,0278

17

Фахретдинова Т. О.

7

3,1667

10,0278

18

Шумшилина Р.И.

7

3,1667

10,0278

19

Брагиников Н.П.

5

1,1667

1,3611

20

Агапов В.Ф.

4

0,1667

0,0278

21

Тарасова Т.А.

2

-1,8333

3,3611

22

Мазурина Л.Н.

2

-1,8333

3,3611

23

Карпочева Л.Н.

2

-1,8333

3,3611

24

Гулеева В.Н.

1

-2,8333

8,0278

25

Леонтьев А.Т.

4

0,1667

0,0278

26

Чернопятова А.В.

4

0,1667

0,0278

27

Фролова В.С.

7

3,1667

10,0278

28

Гусева П.М.

6

2,1667

4,6944

29

Тарабухин К.И.

4

0,1667

0,0278

30

Орлов В.И.

5

1,1667

1,3611


Итого:

115

 

90,1667


Получаем:


= 1,734


Результаты методики № 2 «Исследование кратковременной памяти» у больных не перенесенных ОНМК


№ п/п

Имя

Кол-во баллов, хi

1

Макеева Н.М.

5

1,6

2,56

2

Морозов А.С.

4

0,6

0,36

3

Пестов И.П.

2

-1,4

1,96

4

Денисова В.В.

3

-0,4

0,16

5

Тюпина Т.А.

2

-1,4

1,96

6

Чистякова Т.С.

3

-0,4

0,16

7

Артемова Н.И.

3

-0,4

0,16

8

Козлова Н.А.

4

0,6

0,36

9

Медведев А.И.

2

-1,4

1,96

10

Сафомова В.И.

3

-0,4

0,16

11

Михеева А.К.

4

0,6

0,36

12

Шаромов И.В.

5

1,6

2,56

13

Болтеева ю.А.

3

-0,4

0,16

14

Заводнова Н.А.

5

1,6

2,56

15

Родионов В.И.

2

-1,4

1,96

16

Моисеев А.М.

3

-0,4

0,16

17

Синяков А.А.

3

-0,4

0,16

18

Ямова З.Н.

4

0,6

0,36

19

Вилкова В.И.

4

0,6

0,36

20

Варфоломеев И.П.

4

0,6

0,36


Итого

68

 

18,8


Получаем:


= 0,970


Результаты методики № 2 «Исследование кратковременной памяти» у больных перенесенных ОНМК

№ п/п

Имя

Кол-во баллов, хi

1

Мохова В.В.

3

0,6000

0,3600

2

Леонова Т.Д.

3

0,6000

0,3600

3

Левина А.Д.

3

0,6000

0,3600

4

Хрупова А.П.

2

-0,4000

0,1600

5

Миронова В.А.

2

-0,4000

0,1600

6

Никулин С.И.

1

-1,4000

1,9600

7

Самсонов В.И.

1

-1,4000

1,9600

8

Ефимов Н.К.

2

-0,4000

0,1600

9

Литвинов В.П.

2

-0,4000

0,1600

10

Острикова В.И.

2

-0,4000

0,1600

11

Фаустова Л.М.

3

0,6000

0,3600

12

Земин И.Ф.

4

1,6000

2,5600

13

Аксенов Н.М.

2

-0,4000

0,1600

14

Петрухина П.Г.

2

-0,4000

0,1600

15

Лесных А.Г.

3

0,6000

0,3600

16

Климчук А.А.

3

0,6000

0,3600

17

Фахретдинова Т. О.

2

-0,4000

0,1600

18

Шумшилина Р.И.

2

-0,4000

0,1600

19

Брагиников Н.П.

1

-1,4000

1,9600

20

Агапов В.Ф.

1

-1,4000

1,9600

21

Константин П.

2

-0,4000

0,1600

22

Тарасова Т.А.

4

1,6000

2,5600

23

Мазурина Л.Н.

3

0,6000

0,3600

24

Карпочева Л.Н.

3

0,6000

0,3600

25

Гулеева В.Н.

2

-0,4000

0,1600

26

Леонтьев А.Т.

2

-0,4000

0,1600

27

Чернопятова А.В.

3

0,6000

0,3600

28

Фролова В.С.

4

1,6000

2,5600

29

Гусева П.М.

3

0,6000

0,3600

30

Тарабухин К.И.

2

-0,4000

0,1600


Итого:

72

 

21,2000


Получаем:


= 0,841

Результаты методики № 3 «Узелок на память» у больных не перенесенных ОНМК

№ п/п

Имя

Кол-во баллов, хi

1

Макеева Н.М.

4

0,95

0,9025

2

Морозов А.С.

4

0,95

0,9025

3

Пестов И.П.

3

-0,05

0,0025

4

Денисова В.В.

5

1,95

3,8025

5

Тюпина Т.А.

3

-0,05

0,0025

6

Чистякова Т.С.

2

-1,05

1,1025

7

Артемова Н.И.

3

-0,05

0,0025

8

Козлова Н.А.

5

1,95

3,8025

9

Медведев А.И.

2

-1,05

1,1025

10

Сафомова В.И.

4

0,95

0,9025

11

Михеева А.К.

4

0,95

0,9025

12

Шаромов И.В.

3

-0,05

0,0025

13

Болтеева ю.А.

2

-1,05

1,1025

14

Заводнова Н.А.

3

-0,05

0,0025

15

Родионов В.И.

2

-1,05

1,1025

16

Моисеев А.М.

2

-1,05

1,1025

17

Синяков А.А.

3

-0,05

0,0025

18

Ямова З.Н.

3

-0,05

0,0025

19

Вилкова В.И.

2

-1,05

1,1025

20

Варфоломеев И.П.

2

-1,05

1,1025


Итого:

61

 

18,95


Получаем:


= 0,973

Результаты методики № 3 «Узелок на память» у больных перенесенных ОНМК

№ п/п

Имя

Кол-во баллов, хi

1

Мохова В.В.

3

0,7000

0,4900

2

Леонова Т.Д.

3

0,7000

0,4900

3

Левина А.Д.

2

-0,3000

0,0900

4

Хрупова А.П.

1

-1,3000

1,6900

5

Миронова В.А.

3

0,7000

0,4900

6

Никулин С.И.

1

-1,3000

1,6900

7

Самсонов В.И.

2

-0,3000

0,0900

8

Ефимов Н.К.

1

-1,3000

1,6900

9

Литвинов В.П.

3

0,7000

0,4900

10

Острикова В.И.

2

-0,3000

0,0900

11

Фаустова Л.М.

4

1,7000

2,8900

12

Земин И.Ф.

3

0,7000

0,4900

13

Аксенов Н.М.

3

0,7000

0,4900

14

Петрухина П.Г.

2

-0,3000

0,0900

15

Лесных А.Г.

1

-1,3000

1,6900

16

Климчук А.А.

3

0,7000

0,4900

17

Фахретдинова Т. О.

2

-0,3000

0,0900

18

Шумшилина Р.И.

2

-0,3000

0,0900

19

Брагиников Н.П.

3

0,7000

0,4900

20

Агапов В.Ф.

2

-0,3000

0,0900

21

Константин П.

2

-0,3000

0,0900

22

Тарасова Т.А.

3

0,7000

0,4900

23

Мазурина Л.Н.

3

0,7000

0,4900

24

Карпочева Л.Н.

1

-1,3000

1,6900

25

Гулеева В.Н.

1

-1,3000

1,6900

26

Леонтьев А.Т.

2

-0,3000

0,0900

27

Чернопятова А.В.

1

-1,3000

1,6900

28

Фролова В.С.

3

0,7000

0,4900

29

Гусева П.М.

4

1,7000

2,8900

30

Тарабухин К.И.

3

0,7000

0,4900


Итого

69

 

24,3000

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.