РУБРИКИ

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

Содержание

 

Теоретическая часть

1.Введение

2. Общая характеристика зрелого возраста

     2.1. Специфические особенности периодизации индивидуального развития взрослого человека

     2.2. Социальная ситуация развития

3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте

     3.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте

     3.2. Критерии когнитивной зрелости

4. Ведущая деятельность в зрелом возрасте

     4.1. Профессиональное становление

     4.2. Постоянство работы и перемены в профессиональной жизни

     4.3. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни

     4.4. Безработица

5. Межличностные отношения в зрелом возрасте

     5.1. Личное - Я - идентичность, близость, генеративность

     5.2. Любовь

     5.3. Одинокие люди

6. Семейный цикл

     6.1. Родительство

     6.2. Отношения со стареющими родителями

7. Кризис середины жизни

     7.1. Мужчины в середине жизни

     7.2. Женщины в середине жизни

8. Заключение

Практическая часть

1. Введение

2. Описание опыта №1

3. Описание опыта №2

4. Описание опыта №3

5. Методический материал

    5.1. Опросник нервно - психического напряжения (НПН)

    5.2. Шкала астенического состояния (ШАС)

    5.3. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС)

           5.3.1. Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам

6. Протокол занятия

7. Заключение

Литература

 

 

 

Теоретическая часть

1. Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.


2. Общая характеристика зрелого возраста

Индивидуальное развитие взрослого человека пред­ставляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ран­ней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на бо­лее ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой бо­лезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

 

 

2.1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека

Не существует жёстких границ на­чала и завершения каждой стадии. Это зависит от зако­номерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследо­вания специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противо­речий развития содержат различные возможности жиз­ни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридца­тилетним стариком — и творчески и физически актив­ным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей чело­веческого знания (а, следовательно, и по разным основа­ниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Видный отечественный психолог, специалист в обла­сти разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в опреде­лённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми дан­ная личность владеет. Фазы жизненного пути накладыва­ются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути…».

И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости челове­ка. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не сов­падают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

 Ранняя взрослость от 20 до 40

 Средняя взрослость от 40 до 60

 Поздняя взрослость от 60 и старше

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностя­ми и характеристиками. Возрастэтап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретных культурно-исторических условиях. Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так и психологическими и социальными причинами. Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и других причин.

.

 

 

 

 

2.2. Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, про­явлением своей личностной индивидуальности в воспи­тании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Взрослый человек стремится занять ключевое место в обществе.

Зрелость — наиболее продолжительный период онто­генеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей зна­ний, что обусловило развитие акмеологии — науки о пе­риоде максимального расцвета, личностного роста, вы­сшего момента проявления духовных сил. Название науки сформулировано Н.А.Рыбниковым в 1928 году, когда он предложил включить в предмет возрастной психологии фундаментальный раздел - психология развития зрелости или взрослости.

В период молодости (18—25—30) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной производственной и личной сферах. Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека.

Вместе с тем именно в молодости имеются серьез­ные проблемы с развитием самосознания. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как инди­вида (физическая зрелость) и личности (гражданская зре­лость) не совпадают во времени (гетерохрония). Самосо­знание, которое полвека назад уже развивалось к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23—25 годам. Затягивающийся период учёбы приводит некоторых мо­лодых людей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т.п. Игнорирование определённой частью молодежи системы социальных ценностей и запретов — это не только проявление конфликта поколе­ний (это всегда было, есть и будет), но и следствие кри­зисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания.

К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профес­сию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жиз­ни, с учётом реальных возможностей (в том числе огра­ничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обра­тим внимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может насту­пать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс разви­тия идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное со­стояние человека (в случае нормы, а не патологии) — яв­ление положительное, так как даёт импульс к дальнейше­му совершенствованию (самосовершенствованию) лично­сти в её развитии.

Как отмечает Д. И. Фельдштейн, жизнь взрослого че­ловека — это движение, изменение, развитие. На се­годняшний день современный человек не только приоб­рёл новые возможности выбора, новый уровень самосо­знания, но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развёртывания отношений, углубления самоопре­деления, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, тех­ники, медицины, информатизации и пр.) обусловлива­ют новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рам­ки его жизни.

3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте.

В связи с увеличением роли психологического фак­тора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образова­ния, которое осуществляется не только в школьный пе­риод, но и на протяжении всей дальнейшей жизни чело­века, контингент взрослых людей тоже включен в про­цесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

3.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о под­вижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием.

В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой пе­рестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом кол­лективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная урав­новешенность и другие психологические показатели по­нижаются.

У взрослого человека при различных формах твор­ческой активности интеллектуальная деятельность дос­тигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного твор­чества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специаль­ностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геоло­гов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 года­ми — кульминационные моменты достижений у предста­вителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким об­разом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достиже­ний интеллекта.

Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит ста­рению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функцио­нальной основы интеллектуальной деятельности челове­ка; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период меж­ду 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёстко­сти связей между функциями и их показателями проис­ходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продук­тивность в привычных условиях профессиональной рабо­ты и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, пе­реподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непре­рывного образования кадров являются важными усло­виями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухуд­шаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высо­кой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять че­ловеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщен­ной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Характеризуя данное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о том, что «лю­бая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если на­ходится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процес­се труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция функций, достигающих но­вых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность чело­века также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций.

Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

3.2. Критерии когнитивной зрелости

Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением. К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует или интегрирует их.

Причём в качестве особо важного объекта диалектического мышления Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, практический, обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека.

Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуля­ции на переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формально - операционального мышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по её мнению, наступа­ет значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений.

Таким образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лейбоуви - Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.

Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предпола­гающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность про­явить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей ста­новится задача реинтегрирования субъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути.

Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.

4. Ведущая деятельность в зрелом возрасте

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью  можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека  в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

 

4.1. Профессиональное становление.

 Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.

Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парфонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определённый набор психологических и физиологических качеств. А успешность и удовлетворённость человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

В дальнейшем Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития.

А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворенных свойств своей личности, таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях. Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером пред­шествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выби­рает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотруд­ничества, методы убеждения и поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, пред­почитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания.

В переходный экономический период выбор профессии человека могут определить и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.

Существуют ряд взаимоисключающих точек зрения на сущность профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека в процессе восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие снижение профессионализма, пути их преодоления.

Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда называется свой­ство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определённой области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражает главным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором плане.

Более перспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаменталь­ных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный ас­пект проблемы - высокая продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт харак­тера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совер­шенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потен­циала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

Личностно-Профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятель­ности и профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

 

4.2. Постоянство работы и перемены профессиональной жизни

До недавнего времени считалось, что профессиональная жизнь человека должна состоять из поступления на конкретную должность в молодости и продолже­нии непрерывной работы в избранной области вплоть до выхода на пенсию. Такая предпоч­тительная профессиональная карьера требовала обдуманного выбора профессии и тщатель­ной подготовке к ней. Когда человек поступал на работу, ожидалось, что он на всю жизнь закладывает основы своей карьеры и должен стараться как можно быстрее подниматься по служебной лестнице.

Этот сценарий претерпел изменения, которые появились вместе с пониманием того, что при развитии взрослых могут происходить смены установок, профессиональных по­требностей и целей. Более того, в совокупном технически развитом и экономически неста­бильном мире характер работы так быстро меняется, а рабочие места сокращаются в таких количествах, что императив «одна профессия на всю жизнь» больше не применим. Люди могут переходить на работу в другие фирмы и организации. Они могут занимать другую должность в той же фирме или организации (как повышение по службе или при переходе на административную работу). Хотя вероятно, большинство людей после начала профессио­нальной деятельности не меняют ее коренным образом, в наше время считается необычным, когда кто-то начинает и заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем мес­те или в рамках одной должностной вертикали. Это особенно верно для женщин, которые прерывали работу на десять или более лет в связи с воспитанием детей. В среднем возрасте они готовы направить свою энергию на другой вид продуктивной деятельности. Именно на работе женщины обретают новое ощущение реализации своих возможностей и формируют значимые, дающие им поддержку отношения.

4.3 Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

Серьезная переоценка профессиональной карьеры, - времени, когда работники сообщают о более низком чувстве благополучия, чем в ранней или поздней взрослости. Та­кая переоценка вызвана рядом причин. Например, работающие могут обнаружить, что они продвигаются по службе не так быстро как ожидали, или работа менее привлекательна, чем они предполагали.

Одним из факторов, который может вынуждать людей среднего возраста резко изме­нить свое отношение к работе, да и саму работу, по мнению Левинсона, пережитый ими пе­реход середины жизни. Левинсон обнаружил, что после 40 лет у взрослых людей могут из­мениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении своей профессиональной карьеры. Левинсон объясняет эти изменения - возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью на той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения харак­тера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого профессионализма. Люди среднего возраста могут также менять работу вследствие «сгорания». Однако «сгорание на работе» ограничено рамками среднего возраста. На самом деле и процесс переоценивания устройства своей жизни, включая работу, не ограничивается средним возрастом. Просто ра­ботники старшего возраста меняют работу реже, чем молодые взрослые.

4.4. Безработица

Теперь поговорим о безработице. На мой взгляд - безработица, невозможность найти себе применение - одна из самых болезненных проблем взрослого человека.

Люди, которых уволили или вынудили уйти на пенсию, часто сталкиваются с эмо­циональными проблемами, явно перемешивающимися с уменьшением их доходов. Многие при этом обнаруживают, что их самоуважение подорвано, а их Я-концепция разрушена. Ре­акции людей на потерю работу часто похожи на реакцию горя, вызываемую смертью люби­мого человека.

Горестные переживания, которые может вызвать вынужденная потеря работы, начи­нается с потрясения известием и отказа верить в случившееся, сменяющихся затем гневом, протестом и другими формами эмоциональной разрядки. Некоторые люди даже проходят через стадию торга, сходную с тем, что испытывают неизлечимо больные, умоляя (работо­дателя, супруга, Бога) дать им еще немного времени, предоставить им еще один шанс и т.д. за этой стадией могут последовать депрессия, избегание контактов с окружающими или психосоматические симптомы. Потерявшие работу люди могут быть сильно испуганы, ис­пытывать чувство вины по поводу случившегося и оказаться неспособными к участию в обычных повседневных делах, никак не связанных с работой. Переживание такого горя час­то имеет катарсический эффект. После того, как реакция горя прошла, безработный может начать приспосабливаться к своей потере, проявлять чувство надежды и переключить свою энергию на повторное самоутверждение в профессиональном мире.

Для людей среднего возраста потеря работы может быть тяжелее, чем для молодых взрослых. Во-первых, у человека среднего возраста с работой связана, вероятно, большая часть его идентичности. Во-вторых, чем старше человек, тем больше вероятности столк­нуться с возрастной дискриминацией, как при приеме на работу, так и при поступлении на курсы переподготовки. В-третьих, если удаётся найти новую работу, то она, как правило, ниже оплачивается и связана с более низким статусом, чем предыдущая. Люди, которым удалось, несмотря на отсутствие профессионального образования, дослужиться до опреде­ленного положения в своей фирме или организации, могут быть особенно уязвимы к потере своего места, поскольку их навыки часто имеют узкую специфику, определенную рамками этой фирмы или организации.

В целом, лучше всего справляются с потерей работы те, кто скопил достаточно денег для жизни в период безработицы, и имеет поддержку в лице родственников и друзей. Кроме того, они не обращают свой гнев во внутрь, считая себя неудачниками в профессиональной жизни.

5. Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его спо­собностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

 Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и шири­не охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентич­ность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе».

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трёх самостоятельных систем, которые соотносят­ся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и Я как работника.

Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовле­творение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероят­нее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родитель­ского поведения.

Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и об­стоятельств, так и во взаимодействии с более широким социальным окружением и культу­рой.

Развитие - это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.

Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни.

5.1. Личное Я – идентичность, близость, генеративность

Как уже говорилось, согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед челове­ком в юности и ранней взрослости, - установление своей идентичности в близких отноше­ниях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности - непрекра­щающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к на­чалу взрослой жизни, другим её граням ещё только предстоит определиться. Если у молодо­го человека нет твёрдого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье всё благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довёл до конца. Люди, которые могут увлечься своей работой и отдаваться ей до конца, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Другие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятельности, сколько в се­мье или где-либо ещё.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в ко­нечном итоге, с верными супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений.

Те, кто не способен сформировать близкие отношения в течение этого критическо­го периода, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир. Многие люди пытаются достичь генеративности путем создания семьи и заботы о своем потомстве. Другие пробуют добиться этой цели посредством продуктивности своей работы. Преподаватели, например, могут считать, что они вносят долговременный вклад, формируя молодые умы или передавая знания будущим поколениям. Наставничество - еще один способ руководить следующим поколением. Врачи могут спасать жиз­ни людей или прилагать усилия к победе над каким-либо заболеванием.

Главная опасность ранней зрелости, по мнению Эриксона, заключается в излишней поглощённости собой и из­бегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальные личностное взаимодействие (работодатель - работник) и устанавливать поверхностные кон­такты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовле­чённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимно­стью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчуждённо­сти и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, пре­пятствуют интимности условия урбанизированного, обезличенного технологического об­щества.

Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким от­ношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе», именно этот аспект интимности (то есть слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека) Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Иными словами, для того, чтобы находиться в истин­но интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у инди­видуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную иден­тичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фак­том: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не так продолжительны, как браки тех, кому за двадцать. Эриксон усматривает в этом факте, доказательст­во того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. С его точки зрения невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путём. Несмотря на то, что интимность обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завя­зываться отношения - хотя и на временной основе.

5.2. Любовь

Придерживаясь принципа историзма, рассмотрим развитие любви от биологического влечения до высших форм своего вы­ражения.

Половое влечение человека как биологического существа оп­ределяется инстинктом продолжения рода и природным механиз­мом полового отбора.

Под влиянием половых гормонов изменяется поведение жи­вотных, начинается строительство гнёзд, формируется роди­тельское поведение, прежде всего материнское, которое в наибо­лее яркой форме проявляется сразу же после родов. Таким об­разом, половые влечения животных опосредуются различными природными механизмами, которые в своей совокупности и оп­ределяют половые отношения.

Но природа создала механизм не только полового влечения, она позаботилась и о постоянном развитии вида. В качестве такого механизма выступает естественный отбор. Рассматривая ме­ханизм естественного отбора, Ч. Дарвин писал:

«Если человек может достигать, и действительно достигал вели­ких результатов путём применения систематического и бессозна­тельного отбора, то чего же не в состоянии осуществить естествен­ный отбор! Человек может влиять только на наружные и видимые признаки. Природа,— если мне будет дозволено олицетворять под этим термином естественное сохранение организмов или вы­живание наиболее приспособленных,— заботиться о внешности лишь настолько, насколько эта внешность полезна какому-нибудь суще­ству. Она может влиять на всякий внутренний орган, на каждый от­тенок общего телосложения, на весь жизненный механизм. Чело­век отбирает ради своей пользы, природа — только ради пользы охраняемого организма. Каждая особенность строения, подверг­шаяся отбору, утилизуется вполне; это вытекает из самого факта отбора».

Современные исследования показывают, что природа заложи­ла в человеке влечение к вполне определённому типу особей про­тивоположного пола. И эта предопределённость действует на генном уровне. Иными словами, человек выбирает генетически подходящего партнёра, или научно — генетически комплемен­тарного. Для того чтобы человек мог «разглядеть» партнёра, ко­торый ему подходит на генетическом уровне, природа позаботи­лась о механизме выбора. Признаки генетической совместимо­сти представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахе. Эти признаки - релизоры воспри­нимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запуска­ют механизм влечения, воздействуют на гормональные механиз­мы, формируют «любовное» поведение. В жиз­ни реализация генетической предрасположенности осложняет­ся многочисленными социальными факторами.

Генетическая комплементарность является одним из условий счастливого брака, но не единственным. Несоблюдение принци­па генетической комплементарности способствует распаду бра­ка, приводит к сокращению количества детей в таких семьях, в ряде случаев подобные браки оказываются бесплодными. Как отмечают ученые, природа как бы защищает себя от нежелательного потомства. Дети генетически комплементарных ро­дителей бывают более красивыми, физически более жизнес­тойкими, жизнеспособными, с большими интеллектуальными воз­можностями.

Природа заложила предраспо­ложенность во влечении мужчины к женщине, которое часто про­является в непреодолимой страсти. Можно с определённой ме­рой уверенности утверждать, что любовники созданы друг для друга природой.

 Но у любви есть и вполне осознаваемый высший стимул — оставить в потомках память о себе. Рождение ребенка — вот та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному суще­ству. В конечном счете, любовь — стремление к бессмертию. Стремление к бессмертию, как отмечает Платон, реализуется двумя путями: через деторождение и через добродетели, и чем люди до­блестнее, тем больше стремятся к добродетели, к духовному бессмертию.

 В развитии любви одного человека к другому наблюдается оп­ределённая периодизация. Этот процесс стал предметом анали­за поэтов и писателей. Любопытное описание любви и её развития, даёт Стендаль. Он выделяет четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщесла­вие и представляет генезис любви следующим образом: восхи­щение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристалли­зация; сомнение; вторая кристаллизация.

Первый этап — восхищение лицом противоположного пола трудно точно описать. «Любовь подобна лихорадке, она родится и чахнет без малейшего участия воли». Можно только от­метить, что состояние восхищения зависит от общего состояния, в котором пребывает человек, от его предшествующего опыта и от поведения объекта восхищения. Любовь зарождается, когда че­ловек начинает представлять себе возможные наслаждения, ко­торые мог бы он получить от объекта восхищения. Уже на этом этапе намечается идеализация объекта восхищения и, возмож­но, формирование надежды на то, что объект восхищения отве­тит взаимностью. Соединение восхищения с представлением о возможном наслаждении и возможном ответном чувстве зарождает любовь.

Представление о возможном наслаждении переходит в наслаж­дение, когда человек видит, осязает, ощущает всеми органами чувств и как можно на более близком расстоянии существо, ко­торое он любит и которое любит его. В этом состоянии начина­ется активная идеализация объекта любви (первичная кристал­лизация). Объект любви наделяется различными добродетелями.

Если на данном этапе наступает близость, процесс идеализа­ции партнёра может прекратиться или приостановиться на вре­мя, но появляются новые радости любви и новые качества у лю­бимого. Если же объект восхищения не отвечает взаимностью, то наступает период сомнения. Человек может сделать попытку отказаться от объекта восхищения, но при этом может обнару­жить, что другие радости жизни исчезли. «Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью появляется и глу­бокое внимание». Наступает период второй идеализации, соче­тающейся со стремлением убедить себя, доказать, что объект вос­хищения отвечает взаимностью. «Влюбленный непрерывно блуж­дает между тремя мыслями: в ней все совершенно, она меня лю­бит, как добиться от нее величайшего доказательства любви, ка­кое только возможно? ... Самый мучительный миг еще молодой любви тот, когда влюбленный замечает, что им сделано непра­вильное умозаключение».

Постигая в любви красоту не только тела, но и души, чело­век становится духовным. В любви каждый отдаёт себя друго­му и через это раскрывается во всём своём могуществе, во всей своей духовной силе. В любви человек выражает своё нравствен­ное содержание. Нравственный закон требует, чтобы себя забывали в другом. Любовь сама отдаёт себя другому. Любовь — это самая интимная точка соединения природы и разум.

В жертвенности любви источник зарождения нежности, чувств и отношений. Любовь — это природа и разум в их пер­воначальном объединении, т.е. природное влечение и разум, влечение и нравственность. Можно сказать, что только там, где есть расположение к нравственности, природное влечение про­является в форме любви.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.