РУБРИКИ

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"


5.3. Одинокие люди

Во многие исторические периоды одиночество являлось печальным следствием какого-либо бедствия или войны, либо рассматривалось как признак возможной неполноценно­сти или незрелости. Некоторые состоящие в браке люди придерживались (и сейчас придер­живаются) стереотипных представлений об одиноких людях как этаких жизнелюбцах или, напротив, неудачниках. Жизнелюбцы ведут бурную, весёлую жизнь, не отказывая себе ни в чем. Неудачники, на взгляд многих, - это физически непривлекательные люди, социальная жизнь которых отличается бедностью или вообще отсутствует. Возможно, они хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару. Или же они слишком незрелы, чтобы жить отдельно от своих родителей. Подобные стереотипы способствуют тому, что образ жизни многих одиноких людей предстает в искажённом свете.

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взве­шенного решения - нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательства­ми, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

Многие люди выбирают безбрачие потому, что оно позволяет им наслаждаться близ­кими отношениями в том случае, когда те благополучны, и избегать проблем, которые несёт с собой неудачное супружество. Они не хотят себя привязывать к партнеру, стоящему на пу­ти их собственного развития. Как не хотят они и испытывать чувство скуки, досады, раз­дражения, сексуальной неудовлетворённости и одиночества, общаясь с человеком, которого они уже давно переросли. Наблюдая за тем, как терпит крах супружеская жизнь их друзей, приходят к выводу, что жить одному лучше.

 

6. Семейный цикл

Семьи имеют предсказуемый жизненный цикл, характеризуемый рядом важных со­бытий, или ступеней. Первым событием в этом цикле становится становление родительской семьи. Отделение от семьи родителей может происходить в момент вступления в брак или ранее, если человек сделал выбор в пользу независимости - решил жить один или с какой-то группой людей. Второе важное событие – это, как правило, вступление в брак, со всеми сопровождающими его адап­тационными нюансами: налаживания отношений с новым человеком и новы­ми родственниками.

Наиболее типичным третьим событием становится рождение первого ребёнка и начало пе­риода родительства. Это событие иногда называют образование собствен­ной семьи, или переходом к родительству. Существуют и другие важные события в жизнен­ном цикле семьи: поступление в школу первого ребёнка, рождение последнего ребёнка, уход последнего ребёнка из семьи и смерть одного из супругов. В расширенной семье, включаю­щей в себя также и ближайших родственников, несколько таких циклов могут взаимодейст­вовать, обеспечивая повторение события и тем самым, уменьшая адаптационные трудности каждого из членов семьи.

За последние 50-100 лет семейные циклы изменились как во временной структуре со­ставляющей их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором они достигали различных степеней се­мейного цикла, и среднее время между наступлением различных событий в семейной жизни. Так, увеличивается период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, причём продолжительность этого постродительского пе­риода неуклонно продолжается.

6.1. Родительство


Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. Кроме того, родительство возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным стату­сом. С рождением ребёнка резко возрастают эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной на­пряжённостью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдением опре­делённого порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре заботы одного или обоих родителей.

Ряд исследований показал, что в период беременности оба родителя вносят в свою жизнь определённые коррективы. Им необходимо решить вопросы, касающиеся родов, под­готовить дом к появлению в нем младенца, определить, будут ли продолжать работать оба родителя и т.д. кроме того, будущие родители часто бывают озабочены тем, сумеют ли они справится с новой для себя ролью и каким будет их ребёнок. В течение этого периода супру­ги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери могут де­монстрировать различные реакции на появление ребёнка.

Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни. Во время первой беременности, женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой к будущему ма­теринству, которое становится частью её новой жизни, и долгие годы будет занимать в ней центральное месть. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым рождением ре­бёнка, которого она еще даже не знает. С беременностью отныне связаны многие противо­речивые чувства. Однако для женщин труднее всего, быть может, осознать, что, с одной стороны, она хочет стать матерью и иметь ребенка, а с другой - боится его, т.е. что её чувст­ва амбивалентны.

Причина, по которой женщины стремятся родить ребенка и стать матерью, разнооб­разны. Для некоторых рождение ребёнка составляет смысл жизни или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребёнка брачный союз становится семьей, и они хотят иметь эту семью, общаться с другими такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременно­стью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать за ребёнком, следить за его ростом и разви­тием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. На­конец, женщина может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой лич­ности, настоящей женщины и тем самым повысить свою значимость, завоевать большее уважение.

В то же время существует множество причин, которые заставляют женщину избегать рождения ребёнка. К их числу относится, прежде всего, противоречие между материнством и работой. Для современной женщины, часто имеющей хорошее образование и интересную профессию, трудно смириться с мыслью, что она не может полностью отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности быть одно­временно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое они могут посвятить друг другу, а появление третьего в отношениях меж­ду двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребёнка к матери, но и матери также трудно смириться с близостью между отцом и ребёнком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность перед родственниками и обществом, которая возлагается на неё с рождением ребёнка. Беспокоят и грядущие экономические заботы или даже просто не­обходимость тратить на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд.

Эриксон подчёркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и рождению детей.

К своим амбивалентным чувствам женщина может относиться по-разному. Она мо­жет полностью игнорировать положительные чувства и подчёркивать лишь отрицательные или же игнорировать отрицательные и подчёркивать только положительные. Если же жен­щине хватает психических ресурсов и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой ро­ли.

Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить для себя значение своей работы и найти равновесие между ней и мате­ринством. Она может частично отказаться от личного времени и честолюбивых стремлений и в то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и родительскими обязанностями разрешаются гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать текущие и надвигаю­щиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении труда после рождения.

Во время первой беременности часто изменяется отношение к своей матери. Будущая мать начинает лучше её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувство­вать себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность испытывать чувство быть бабушкой.

Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина может стать матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь ни­кому подражать и не испытывая при этом неуверенности.

Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей. Изменение ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для себя чувства гордости, волне­ния, к которым примешивается чувство возросшей ответственности, иногда непомерной - и потому тяготеющей. Некоторые мужчины завидуют способности супруги производить на свет потомство и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью и малышом. Супругам приходится сокращать время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать.

6.2. Отношения со стареющими родителями

Люди среднего возраста должны приспосабливаться к из­меняющимся потребностям и ролям старых родителей. Когда родите­ли имеют хорошее здоровье и могут жить независимо, их отношения с детьми часто характеризуются взаимным равенством; это означает, что родители и их взрослый сын или дочь оказывают друг другу конкретную помощь. Такие отношения обычно изменяются, когда родители заболевают или становятся слишком слабыми, чтобы жить самостоятельно.

Как взрослые дети отзываются на потребности своих родителей, в значительной степени зависит от их жизненного опыта и, более конкретно, от стадии семейного цикла. Сорокадвухлетняя женщина со взрослыми детьми, которая находится на вер­шине своей профессиональной карьеры и живет за тысячу миль от своих родителей, может быть вынуждена иначе строить отношения с ними сравнительно с женщиной такого же возраста, которая занимается только домашним хозяйством и живет в од­ном городе со своими родителями. В основе их реакций лежит совокупность сложив­шихся мнений и привычек, определявшая уникальные отношения между родителя­ми и ребёнком в течение многих лет. Со временем развиваются иные стратегии отно­шений и соглашения между родителями и ребенком, которые, в конце концов, приводят к другим структурам взаимодействия и разрешения проблем. Более того, частота обращения родителей к детям за помощью и её характер изменяются от че­ловека к человеку и от семьи к семье.

Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Эта связь включают в себя регулярное общение, общие воспоминания и взаимный обмен помощью. Многочис­ленные обзоры показали, что между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. Многие пожилые родители обеспечивают финансовую поддерж­ку взрослых детей среднего возраста и своих внуков.

По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей. Пред­ставители среднего возраста становятся поколением, стоящим «у руля», — работа­ющим, воспитывающим детей и, в целом, выполняющим созидательную роль в обществе. Их родители, если они еще живы, могут быть уже на пенсии, иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или они могут быть зависимы от детей в чём-то ином. Власть постепенно, в течение некоторого периода, переходит к их детям среднего возраста, и если оба поколения не поймут, что такая перемена ролей является неизбежной частью жизненного цикла, то эти новые отношения могут вызывать обиду и возмущение у обеих сторон.

 Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими старыми родителями. Между помощью, которую оказывают родителям работающие и неработающие женщины, существуют лишь самые незначительные различия. Работающие дочери наряду с эмоциональ­ной поддержкой оказывают помощь в таких делах, как покупки и перевозки, вполне сравнимую по объему с аналогичной помощью, которую оказывают неработающие дочери. Однако дочери-домохозяйки чаще помогают в приготовлении пищи и лич­ном уходе.

  Обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стрес­са. У некоторых она вызывает напряжение между зависимостью и независимостью. Могут вновь активизироваться старые конфликты, связанные с детской зависимос­тью, или другие проблемы семейных отношений между родителями и ребёнком или между сиблингами. Иногда вновь оживают старые привязанности и союзы между членами семьи или старое соперничество. Кроме того, уход за родителями служит предзнаменованием будущего положения людей среднего возраста, которые сей­час ухаживают за своими родителями, но в недалёкой уже старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

 

7. Кризис середины жизни

Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослы­ми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятиле­тия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его су­ществования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет мо­жет оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь, пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. «Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверен­ность исчезла вдруг...».

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой де­прессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действи­ем времени стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожи­данно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профес­сора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражне­ний и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексу­альность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способ­ности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельно­сти к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрас­тают, и покидают дом дети.

Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного поло­жения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пере­сматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профес­сиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может ис­пытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приорите­тов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной де­ятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию.

7.1. Мужчины в середине жизни

Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование. Они обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жиз­ни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми -подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости.

Хотя традиционно считалось, что в середине жизни психологическое благополучие мужчины связано только с его профессиональной ролью, Фаррелл и Розенберг указывают на важность семейных отношений.  Другие исследования подтверждают эту точку зрения. По результатам недавно проведённого исследования качество выполнения мужчинами супружеской и родительской ролей значимо предсказывает их уровень психологического дистресса и влияет на степень дистресса, испытываемого ими на работе.

Фаррелл и Розенберг считают, что существуют 4 главных пути развития в среднем возрасте. Первый из них — это путь трансцендентно-генеративного муж­чины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных це­лей. Второй путь — это путь псевдо-развитого мужчины. Этот мужчина справля­ется с проблемами, делая вид, что всё происходящее его удовлетворяет или нахо­дится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему всё осточертело. Мужчина в кризисе сере­дины жизни третий путь — находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требова­ния и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фа­зой развития; для других он может стать началом непрерывного падения. Четвер­тый путь развития — это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с пробле­мами.

Фаррелл и Розенберг в заключение отмечают, что общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуть­ся с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вы­нуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь со­ответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.

7.2. Женщины в середине жизни

Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньше исследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто является временем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями, в реакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. В недавнем исследовании женщин, проживающих на среднем западе США, было обнаружено, что они склонны считать глав­ными жизненными переходами 3 точки в семейном цикле. 80 % женщин ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни. Это обычно происходило в возрасте от 27 до 30 лет. Однако остальные два важных жизненных перехода происходили позднее. 40 % женщин из этой выборки сообщили, что важным переходом было время, когда подросшие дети покидали родительский дом. Лишь немногие женщины считали этот переход очень болезненным. Последний важный переходный период (для 33 % женщин) приходился на постродительский период. При анализе этих изменений в жизненных це­лях, установках и ценностях женщин легче обнаруживается их связь с семейным циклом, чем с предсказуемыми возрастными уровнями или с этапами профессио­нального цикла.

Модель развития, в основу которой положено понятие времени наступления событий, особенно хорошо применима к женщинам среднего возраста. Это означает, что время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном цик­лах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их ос­новные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей. Женщина, которая откла­дывает замужество и рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере. После рождения ребёнка она может за годы его детства не­сколько раз бросать и снова начинать работать. Если она примет решение сочетать семью с полноценной профессиональной деятельностью, то уменьшит для себя ве­роятность испытать бедность в старости. Специфи­ческий характер ролевых конфликтов и ролевого напряжения также определяется временем наступления событий. Ролевой конфликт имеет место тогда, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой. Общими для женщин сред­него возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. В отличие от ролевого конфликта ролевое напряжение связано со слишком большим количеством требований в рамках одной роли.
















8. Заключение

    Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства  и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его образованности и род деятельности. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

По Эриксону одно из главных достижений ранней взрослости - развитие близости, неотъемлемой части устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям. Развитие любви зависит от состояния и опыта и сопровождается активной работой ума и воображения. Для того чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Любовь – «это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности обоих». Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Однако, выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения – нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новы­ми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, пре­одолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах. Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей, однако обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стрес­са. Уход за родителями является предзнаменованием будущего положения, когда придётся столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин сред­него возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их ос­новные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

Каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование и каким будет его будущее.











Практическая часть

Оценка нервно - психического напряжения, астении, сниженного настроения

1. Ведение

Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно - количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно - психического напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).


2.  Опыт 1

Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно - психического напряжения.

Оснащение опыта. Опросник нервно - психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно - психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция испытуемому. "Заполните, пожалуйста, первую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемых баллов путем их суммирования. При этом за отметку "+", поставленную испытуемым против пункта "а" вычисляется 1 балл, против пункта "б" - 2 балла и против пункта "в" - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно - психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного - 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, - от 71 до 90. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (протокол ).

3.  Опыт 2

Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов - утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опыта №1.

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак "+"  в одну из четырех граф в правой части бланки".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак "+", стоящий в графе "нет, наверное", начисляется 1 балл, в графе "пожалуй, так" - 2 балла, в графе "верно" - 3 балла и в графе "совершенно верно" - 4 балла. Весь диапазон шкалы таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять  результаты исследования здоровых лиц за "отсутствие астении", то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом 1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - "отсутствие астении", 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - "слабая астения", 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - "умеренная астения" и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - "выраженная астения". В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности (Протокол ).


4.  Опыт 3

Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.

Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующий проявления сниженного настроения - субдепрессии.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опытов 1 и 2 .

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак "+"  в одну их четырех граф справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 "прямых" (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 "обратных" вопросов (2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).

Каждый вопрос оценивается от 1 до 4 баллов. "Обратные" ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" ответам, суммируются, и полученная таким образом "сырая" оценка переводится в шкальную при помощи формулы:

                                                                         О

О` =  80   * 100

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов - лица не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов 0 глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия). Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия (Протокол №10 с указание как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

Расчет баллов:

                                                                         44

О` =    80    * 100

                                                              О` =    55

5.  Методический материал

5.1.   Опросник нервно – психического напряжения (НПН). (Опыт 1)

Номер признака

Содержание признака

Отметка испытуемого

1

Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких – либо неприятных физических

ощущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения

в) наличие большого количества неприятных физических о

ощущений, серьезно мешающих работе

 

+

 

 

 

 

 

2

Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких – либо болей

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро

исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе

 

 

+

3

Температурные ощущения:

а) отсутствие каких – либо изменений в ощущении температуры тела

б) ощущение тепла, повышение температуры тела

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»

 

+

4

Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство

некоторого мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шей, рук (тики, тремор)

 

+

5

Координация движения:

а) обычная координация движений

б) повышение точности, легкости, координированности

движений во время письма, другой работы

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

 

+

6

Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела

 

+

7

Ощущение со стороны сердечно – сосудистой системы:

а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений со стороны сердца

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие

работе

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца

– учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце

 

+

8

Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений в животе

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе

ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»

в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

 

+

9

Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких - либо ощущений

б) увеличение глубины и учащения дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания - отдышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле»

 

+

10

Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких - либо изменений

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть

 

 

+

11

Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких - либо изменений

б) умеренное усиление потоотделения

в) появление обильного «холодного» пота

 

+

12

Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких - либо изменений

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

 

+

13

Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи, лица, шеи, рук

б) покраснение кожи, лица, шеи, рук

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка

 

+

14

Восприимчивость, чувствительность к внешним

раздражителям:

а) отсутствие каких - либо изменений, обычная

чувствительность

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним

раздражителям, не мешающим работе

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость,

 фиксация на посторонних раздражителях

 

 

+

15

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих

способностях

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех

в)чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

 

+

16

Настроение:

а) обычное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью

в) снижение настроения, подавленность

 

+

17

Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне

 

+

18

Обеспокоенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких - либо изменений в сфере эмоций и чувств

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт» активное желание действовать

в) чувство страха, паники, отчаяния

 

+

19

Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких - либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях

 

+

20

Особенности речи:

а) обычная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости

голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности)

в) нарушение речи - появление длительных пауз, запинок,

увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос

 

+

21

Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе,

мобилизованность, высокий психический тонус

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии,

снижение психического тонуса

 

+

22

Особенности памяти:

а) обычная память

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно

в) ухудшение памяти

 

+

23

Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких - либо изменений

б) повышение сообразительности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость

 

+

24

Сообразительность:

а) обычная сообразительность

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость

в) снижение сообразительности, растерянность

 

+

25

Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

 

+

26

Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких - либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики

 

+

27

Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мещающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма

 

 

+

28

Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин

 

+

29

Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания

в) весьма значительная продолжительность состояния

напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации

 

+

30

Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение

 

+

Сумма = 32

 

5.2.  Шкала астенического состояния (ШАС). (Опыт 2)


№ признака

Содержание признака

Нет, не верно

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я работаю с

большим напряжением

+

 

 

 

2

Мне трудно

сосредоточиться на чем - либо

 

+

 

 

3

Моя половая жизнь

не удовлетворяет

меня

+

 

 

 

4

Ожидание нервирует меня

 

 

+

 

5

Я испытываю

мышечную слабость

+

 

 

 

6

Мне не хочется

ходить в кино или театр

 

+

 

 

7

Я забывчив

 

+

 

 

8

Я чувствую себя

усталым

+

 

 

 

9

Мои глаза устают

при длительном

чтении

 

 

 

+

10

Мои руки дрожат

+

 

 

 

11

У меня плохой

аппетит

+

 

 

 

12

Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании

 

+

 

 

13

Я уже не так

хорошо понимаю

прочитанное

+

 

 

 

14

Мои руки и ноги холодные

+

 

 

 

15

Меня легко задеть

 

+

 

 

16

У меня болит

голова

 

+

 

 

17

Я просыпаюсь

утром усталым и неотдохнувшим

+

 

 

 

18

У меня бывают

головокружения

+

 

 

 

19

У меня бывают

подергивания мышц

 

+

 

 

20

У меня шумит в ушах

+

 

 

 

21

Меня беспокоят половые вопросы

+

 

 

 

22

Я испытываю

тяжесть в голове

+

 

 

 

23

Я испытываю

общую слабость

+

 

 

 

24

Я испытываю боли в темени

+

 

 

 

25

Жизнь для меня

связана с

напряжением

+

 

 

 

26

Моя голова как бы стянута обручем

+

 

 

 

27

Я легко

просыпаюсь от

шума

 

+

 

 

28

Меня утомляют

люди

 

+

 

 

29

Когда я волнуюсь,

то покрываюсь

потом

 

+

 

 

30

Мне не дают

заснуть беспокойные

мысли

 

+

 

 

Сумма = 46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3.  Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС). (Опыт 3)


Номер признака

Содержание признака

Нет, неверно

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я чувствую

подавленность, тоску

+

 

 

 

2

Утром я чувствую себя

лучше всего

 

 

+

 

3

У меня близко слезы

 

+

 

 

4

У меня плохой ночной сон

+

 

 

 

5

У меня аппетит не хуже

обычного

+

 

 

 

6

Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)

 

 

+

 

7

Я теряю в весе

 

 

+

 

8

Меня беспокоят запоры

+

 

 

 

9

Мое сердце бьется быстрее чем обычно

+

 

 

 

10

Я устаю безо всяких

причин

+

 

 

 

11

Я мыслю так же ясно, как и всегда

+

 

 

 

12

Мне легко делать то, что я умею

+

 

 

 

13

Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

 

+

 

 

14

Я надеюсь на будущее

 

 

 

+

15

Я более раздражителен чем обычно

+

 

 

 

16

Мне легко принимать

решения

 

+

 

 

17

Я чувствую что полезен и

необходим

 

+

 

 

18

Я живу достаточно полной жизнью

 

+

 

 

19

Я чувствую, что другим

людям станет лучше, если меня не будет

+

 

 

 

20

Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

 

+

 

 

Сумма = 44

 

 

 

 

 

 

 

5.3.1.   Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам


признака

Содержание признака

Нет, неверно

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я чувствую

подавленность, тоску

1

2

3

4

2

Утром я чувствую себя лучше всего

4

3

2

1

3

У меня близко слезы

1

2

3

4

4

У меня плохой

ночной сон

1

2

3

4

5

У меня

аппетит не хуже

обычного

4

3

2

1

6

Мне приятно

общаться с

привлекательными женщинами

(мужчинами)

4

3

2

1

7

Я теряю в весе

1

2

3

4

8

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9

Мое сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11

Я мыслю так же ясно как и всегда

4

3

2

1

12

Мне легко делать то, что я умею

4

3

2

1

13

Я чувствую

беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14

Я надеюсь на

будущее

4

3

2

1

15

Я более

раздражителен чем обычно

1

2

3

4

16

Мне легко

принимать решения

4

3

2

1

17

Я чувствую что

полезен и необходим

4

3

2

1

18

Я живу достаточно полной

жизнью

4

3

2

1

19

Когда я волнуюсь, то

покрываюсь потом

1

2

3

4

20

Мне не дают заснуть

беспокойные мысли

4

3

2

1

 

6.   Протокол занятия


Фамилия, имя, отчество:   Саломыкина Вера Ивановна                                      Дата:  19.11.2004


№ п/п

 

Показатель

Оценка, баллы

Разновидность, степень выраженности состояния

1.

Нервно –

психическое напряжение

32

Слабое, детензивное нервно - психическое напряжение

2.

Астеническое состояние

46

Отсутствие астении

3.

Настроение

55

Незначительное снижение настроения

 

Заключение и рекомендации:

  У испытуемого, на момент исследования, наблюдается лишь слабое нервно - психическое напряжение, астеническое состояние в норме. Испытуемый не испытывает перепадов настроения. Повышенной усталости не наблюдается, нарушений сна нет. Испытуемый ведет размеренный образ жизни и поэтому состояние в норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Выводы:

Нервно - психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно - психической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.

Под термином "астеническое состояние",  или "снижение психической активации", понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими негативно - соматическими нарушениями.

Сниженное, или субдепрессивное, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушением сна, вегетативно - соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.

По результатам тестирования было выяснено, что испытуемый находится в нормальном нервно - психическом состоянии. Особых изменений или отклонений в состоянии нет. Настроение испытуемого слегка изменчивое, а это зависит от окружающей обстановки, и общества.









Литература

1.      Ананьев Б.Г.  Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1.

2.      Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996.

3.      Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.

4.      Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

5.      Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.

6.      Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1935.

7.      Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.

8.      Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

9.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.

10.   Крымская М.Л. Климактерический период. – М., 1988.

11.   Массен П., Конгер Дж.,Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте.         

12.   Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – СПб., 1997.

13.   Морфология человека. Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова. – М.,1990.

14.   Николаев Г. Мужчина и женщина. Биология любви. – М., Наука и жизнь, 1996, № 5.

15.  Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.

16.   Стендаль. О любви. Собр. Соч. в 12 т. – М., 1978, т. 7.

17.   Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

18.   Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

19.   Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998.

20.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

21.   Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.

22. Эриксон  Э. Детство и общество. – СПб., 2000.





Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.