РУБРИКИ

Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями


Теперь распределяю по восьми шкалам ответы испытуемых.

Распределение по шкалам ответов испытуемых (Таблица 2)

Шкала агресс - ти

1                      

2                      

3                      

4                      

5                      

6                      

7                      

8                      

9                      

10                  

11                  

12                  

13                   

14                   

15                   

16                   

17                   

18                   

19                   

20                   

Физическая

4

6

4

5

6

7

5

4

5

3

6

4

5

3

6

8

6

6

6

8

Косвенная

8

5

8

5

4

5

5

6

3

5

3

4

4

5

5

6

4

5

4

5

Раздражение

7

9

1

6

10

6

4

6

3

5

6

5

5

4

4

6

4

8

5

6

Негативизм

2

3

3

4

3

1

1

0

2

1

1

2

1

1

2

2

2

4

2

1

Обида

3

3

4

3

5

3

2

5

2

4

5

2

1

3

4

4

4

6

5

3

Подозрительность

5

4

7

4

5

6

3

8

3

7

10

5

5

8

9

6

4

6

6

6

Вербальная

6

4

6

5

6

8

6

6

4

8

8

7

9

8

7

7

7

5

6

7

Чувство вины

4

3

7

3

3

5

5

6

2

5

2

3

5

5

7

7

6

5

5

5


Опираясь на таблицу 2, определяю средний балл среди девочек и среди мальчиков по каждой шкале отдельно.


Средний балл по шкалам (Таблица 3)

Шкала агресс-ти

Девочки

Мальчики

Физическая

4,91

6,00

Косвенная

5,08

4,75

Раздражение

5,66

5,25

Негативизм

1,91

1,87

Обида

3,41

3,75

Подозрительность

5,58

6,25

Вербальная

6,16

7,00

Чувство вины

4,00

5,62


По данным таблицы 3 выстраиваем график из полученных средних баллов.

Диаграмма средних балов (График 1)

Проведенная количественная обработка по шкалам выявила следующие тенденции: Из графика 1 видно, что в меньшей степени преобладает негативизм, как у мальчиков, так и у девочек. Это говорит о том, что подростки испытуемые не готовы к активной борьбе против установившихся обычаев и законов в обществе. А на первом месте стоит шкала вербальной агрессии. Это говорит о том, что учащиеся привыкли выражать свои негативные эмоции и чувства через такую форму поведения, как крики, ругательства, угрозы и т.п., что очень часто встречается в большинстве средних школ среди старшеклассников (со слов педагогов, сверстников, родителей и прочего окружения). Также можно увидеть, что есть существенное различие в шкале чувства вины. Оказывается, мальчики в большей степени осознают собственную вину. Но можно трактовать это по другому: может быть, мальчиков мучают угрызения совести в большей степени, чем девочек потому, что мальчики более «отважны» в осуществлении плохих поступков и таких поступков у них больше, чем у девочек.

По уже имеющимся данным в таблице 2, вычисляем индекс враждебности (шкала обиды + шкала подозрительности), индекс агрессивности (шкала физической агрессивности + шкала раздражения + шкала вербальной агрессивности). Затем вычисляем норму враждебности (индекс враждебности - шкала вербальной агрессивности + шкала раздражения) и норму агрессивности (индекс агрессивности + шкала негативизма).


1       

2       

3       

4       

5       

6       

7       

8       

9       

10   

11   

12   

13    

14    

15    

16    

17    

18    

19    

20    

Индекс враждебн

8

7

11

7

10

9

5

13

5

11

15

7

6

11

13

10

8

12

11

9

Шк.обиды

3

3

4

3

5

3

2

5

2

4

5

2

1

3

4

4

4

6

5

3

Шк.подоз-рительн.

5

4

7

4

5

6

3

8

3

7

10

5

5

8

9

6

4

6

6

6

Индекс агрес-ти

17

19

11

16

22

21

15

16

12

16

20

16

19

15

17

21

17

19

17

21

Шк.физич. агрес-ти

4

6

4

5

6

7

5

4

5

3

6

4

5

3

6

8

6

6

6

8

Шк.раздра-жения

7

9

1

6

10

6

4

6

3

5

6

5

5

4

4

6

4

8

5

6

Шк.вербагрес-ти

6

4

6

5

6

8

6

6

4

8

8

7

9

8

7

7

7

5

6

7

Норма враждебн

9

12

6

8

14

7

3

13

4

7

13

5

2

7

10

9

5

15

10

8

Индекс враждебн

8-

7-

11-

7-

10-

9-

5-

13-

5-

11-

15-

7-

6-

11-

13-

10-

8-

12-

11-

9-

Шк.верб. агрес-ти

6+

4+

6+

5+

6+

8+

6+

6+

4+

8+

8+

7+

9+

8+

7+

7+

7+

5+

6+

7+

Шкала раздраж.

7

9

1

6

10

6

4

6

3

5

6

5

5

4

4

6

4

8

5

6

Норма агрес-ти

19

22

14

20

25

22

16

16

14

17

21

18

20

16

19

23

19

23

19

22

Индекс агрес-ти

17+

19+

11+

16+

22+

21+

15+

16+

12+

16+

20+

16+

19+

15+

17+

21+

17+

19+

17+

21+

Шкала негатив.

2

3

3

4

3

1

1

0

2

1

1

2

1

1

2

2

2

4

2

1

Таблица вычисления индекса и нормы враждебности и агрессивности (Таблица 4)

По данным таблицы 4 построим график распределения нормы враждебности и нормы агрессивности по каждому испытуемому.


График нормы враждебности и нормы агрессивности (График 2)







Из графика 2 видно, что норма агрессивности значительно выше, чем норма враждебности у всех испытуемых. Это говорит о том, что учащиеся средней школы подсознательно не настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению. Значит вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации.

Благодаря опроснику Басса – Дарке можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить».

3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О - негативное отношение к исследованию; Д - диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера; Т - откровенности; В - черт характера, встречающихся при органических психопатиях; E - отражения в самооценке реакции эмансипации; d - психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола); М - черт мужественности; Ф - черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголю (шкала VI).

Варианты ответов испытуемых были проставлены соответственно 5-1, 16-2, 18-3.

Собрав бланки ответов и регистрационные листы испытуемых, проверила не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и отказов 7 и более. Таковых не оказалось. Испытуемые поняли инструкцию к проведению опросника.

Бланки ответов испытуемых я не стала приводить в своей работе, а решила перейти к интерпретации полученных данных по портативному код расшифровки, где перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй - за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).

Портативный код расшифровки (Таблица 5)


Тема

Первое

исследование

Второе

исследование

Тема

Первое

исследование

Второе

исследование

Самочувствие

1

2

3

4

5

8

9

0

А

ГММ

Ц

П

АА

Ц

ННД

О

2

10

0

d

C

О

Настроение

1

2

6

7

10

11

0

ГН

П

ЦА

Ш

СЛ

Т

О

2

10

0

Г

d

О

Сон

1

3

4

6

7

10

0

ГНММ

К

Аd

Ц

А

ЛА

О

2

4

5

14

0

Э

В

Ц

А

О

Пробуждение

1

3

4

6

8

9

11

12

0

Э

Т

С

Ф

А

НН

d

Ц

О

1

2

7

0

Л

К

ЛМ

О

Аппетит

1

2

3

5

6

7

11

15

17

0

Ш

Т

А

ЛЛП

СТ

М

Н

М

Ц

О

3

16

0

ЦЭМ

И

О

Спиртные

напитки

1

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

0

+2

М+1

ГГ+2

-1

-1

С-3

+1

П

СПШ-3

Цd

А

О

1

4

5

6

7

8

10

11

13

0

Ц

С-1

+2

+1

ЦЛ+2

Ф

+1

И

Л

ОЭ

Сексуальные проблемы

1

10

13

14

0

ННД

М

ТТТ

ЛИ

О

1

2

5

7

8

11

13

0

М

Ц

НН

КВ

ИИ

ЛС

ГЛ

О

Одежда

4

5

6

0

ИИ

АС

КФ

О

1

4

0

АВ

К

О

Деньги

2

4

6

0

Ц

ИМ

ЛА

О

1

2

6

0

М

ЭИД

И

О

Родители

1

3

5

8

9

10

11

12

13

0

П

ЛЛВ

Е

ЕЕФ

ПП

М

Е

ШЕ

Эd

ОЕ

5

11

0

К

ГЛПЭ

О

Друзья

1

3

4

7

14

15

0

Д

ГЦ

К

СС

Л

А

О

3

6

12

0

d

И

Д

О

Окружающие

5

7

10

16

0

ММ

Г

В

d

О

2

7

10

13

0

ЭФ

С

С

П

О

Незнакомые

1

8

9

12

0

ЭЭ

Ц

ГЦ

СС

0

1

2

8

9

0

Г

ЭЭ

Г

С

О

Одиночество

1

2

3

4

6

8

11

0

И

СШШ

ГЭН

ЛА

d

Ш

Л

О

1

3

5

0

ШШ

СПШШШ

ЭИВ

О

Будущее

3

5

7

8

10

11

0

М

ГГ

П

Э

Ц

d

О

0

О

Новое

5

8

9

10

0

Ш

d

ЛЭ

ПШШЭ

0

6

7

0

Э

ИД

О

Неудачи

1

3

5

7

10

13

0

ШВ

Э

И

ЭЭd

П

К

1

2

3

8

10

0

ППЭ

ЭЭ

В

Л

Ц

О

Приключения

1

2

3

6

7

9

0

Г

С

СМ

В

Ф

Г

О

1

5

10

0

СС

ЭЭ

ЛН

О

Лидерство

1

7

8

0

Ц

ПП

ЛС

О

4

9

0

И

И

О

Критика

1

5

7

8

9

10

11

12

0

ШШЕ

Е

НЕd

Т

А

Е

Ц

Е

ОЕ

1

5

10

11

12

0

К

Л

ПП

d

И

О

Опека

1

2

3

4

6

8

11

13

14

0

ЦПМ

ЭЭ

ДЕ

Е

ЦЛ

Е

ИИЕФФ

ЕФФФ

ЕФФ

ОЕ

9

12

0

И

И

О

Правила

1

2

4

5

7

10

11

0

Е

ГГЕ

d

Е

Е

d

ЛФ

ОЕ

1

2

4

5

7

8

9

0

К

С

Г

Л

Ц

ddd

И

О

Детство

2

4

7

8

10

13

14

0

Г

Д

Г

СС

Л

И

ЭЭ

0

4

7

11

12

14

0

Ц

С

ИИ

Л

Л

О

Школа

1

2

3

4

6

13

0

ГЭИНН

Э

Ц

Ф

d

Ц

О

2

9

11

13

0

ЭЭН

И

ШШdd

d

О

Оценка в данный момент

1

2

3

8

11

12

13

0

М

ТТ

А

ЭИ

d

ШИ

С

О

1

6

8

10

13

0

Г

ПП

А

М

М

О







По бланкам ответов испытуемых (которые не представлены в моей работе из-за объёмности) и таблице 5, я вывожу полученные результаты.

Результаты по методике ПДО и сумма набранных баллов (Таблица 6)



1

2

3

Самочувствие

П


ННД

Настроение


П


Сон и сновидения

К, ЛА

Ц

Аd

Пробуждение ото сна

Т

А

Ф

Аппетит и отношение к еде


Т


Отношение к спиртным напиткам

+2, Л

+2, ГГ, И

-1

Сексуальные проблемы

ГЛ


М

Отношение к одежде

АВ, КФ



Отношение к деньгам

ЭИД

ЭИД, ИМ

ЭИД

Отношение к родителям

П, Эd, ГЛПЭ

ЕФФ, ГЛПЭ

К

Отношение к друзьям

А, Д

К, Д


Отношение к окружающим

ММ, П

Г

С

Отношение к незнакомым

ГЦ

Г

С

Отношение к одиночеству

ЛА


СШШ

Отношение к будущему


М


Отношение к новому

ЛЭ



Отношение к неудачам

ШВ, Э

К, Ц

Л

Отношение к приключению и риску

Ф, ЛН

ЛН

С

Отношение к лидерству




Отношение к критике и возражениям

Е

Ц, К

Т

Отношение к опеке и наставлениям

ЦПМ,ИИЕФФ,И

Е


Отношение к правилам и законам

Ц

С

Е

Оценка себя в детстве

Л



Отношение к школе

Э

d

Ц

Оценка себя в данный момент

А, М


А

Сумма полученных баллов

П-5,К-2,Л-8,Т-1,А-5,Г-3,В-2,Ф-4,Э-6,И-4,Д-2,М-4,Ц-3,Ш-1,Н-1,Е-2,d-1,+2(VI)

П-2,К-3,Л-2,Т-1,А-1,Г-5,Ф-2,Э-2,И-3,Д-2,М-2,Ц-3,Н-1,Е-2,С-1,d-1,+2(VI)

К-1,Л-1,Т-1,А-2,Ф-1,Э-1,И-1,Д-2,М-1,Ц-1,Ш-2,Н-2,Е-1,С-4,d-1,-1(VI)


По полученным данным из таблицы 6 выстраиваем график.

График результатов по ПДО (График 3)

По данным графика 3 можно выявить тип акцентуации каждого испытуемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.