РУБРИКИ

Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями

Испытуемый под номером один соответствует типу Лабильный: главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Испытуемый под номером два соответствует типу Гипертимный: такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном — встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Испытуемый под номером три соответствует типу Сенситивный: у этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет - вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке.

Определение конформности. Если К=0 или К=1, как у испытуемого под номером 3, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. При К=2, К=3 конформность умеренная, как у испытуемых под номерами 1 и 2; при К=4, К=5 - средняя, при К=6 и более баллам — высокая, но таковых не оказалось в моем исследовании.

Определение негативного отношения к исследованию. Величина показателя «О», равная 7 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность диагностики типа при этом снижается. Но в моём исследовании испытуемые не набрали ни единого балла по этому показателю, что говорит о положительном отношении к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (См. график 3), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д, равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н. в моём исследовании разница между показателем Д и Т не превышает единицы, что говорит о точности диагностики.

Определение повышенной откровенности. Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П. В моём исследовании Т<Д, что говорит о умеренной откровенности испытуемых.

Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера. Может быть получено при помощи индекса В, если его величина равна 5 и более баллам. Высокий показатель В встречается также при типе Э. Но в моём исследовании показатель В=2 встречается только у одного испытуемого, что противоречит органической природе акцентуации характера.

Определение отражения реакции эмансипации в самооценке проводится на основании показателя Е: если он равен 0 или 1 — реакция эмансипации слабая, как у испытуемого под номером 3, если равен 2 или 3 — умеренная, как у испытуемых 1 и 2, если 4 или 5 — выраженная, если 6 и более баллам — очень сильная, но таковых не оказалось. Показатель Е, равный 6 и более баллам, чаще всего встречается при типах Ш и И. Наоборот, типам С и П выраженная реакция эмансипации не свойственна, поэтому при Е=4 эти типы не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу. У типа Г реакция эмансипации нередко бывает резко выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.

Оценка склонности к делинквентности. Осуществляется только для подростков мужского пола. Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d, если он равен 4 баллам и более. Но у представителей типа Ш часто бывает высоким безо всякой склонности к делинквентности. При типе Н этот показатель обычно низок, но здесь нет нужды в особом показателе для выявления склонности к делинквентности, так как в условиях безнадзорности, как правило, обнаруживается делинквентное поведение. В моём исследовании среди мальчиков не оказалось типов склонных к деликвентности.

Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений. Осуществляется по разности между показателями М (маскулинности) и Ф (феминности). Если М-Ф дает положительную величину, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательную — женственности. При психопатиях и выраженных акцентуациях преобладание черт может не соответствовать физическому полу. При психопатиях у девочек нередко преобладают черты М, а у мальчиков с истероидной, шизоидной и сенситивной психопатией и акцентуацией могут преобладать черты Ф. в моём исследовании величина у всех трёх испытуемых равна 0, что говорит нормальном преобладании мужских и женских черт акцентуации соответственно.

Определение психологической склонности к алкоголизации (показатель v). Осуществляется без графика. Числовые баллы за выборы по теме «Отношение к спиртным напиткам», полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При итоговой величине +2 и выше можно предполагать психологическую склонность а алкоголизации, как у испытуемых под номерами 1 и 2. Очень высокие показатели (+6 и выше) свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении выставить напоказ свою склонность к выпивкам (часто встречается при типе И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации (чаше имеет место у типа С), что полностью соответствует испытуемому под номером 3 по типу акцентуации (сенситивный) и по величине d = - 1. А вот величина, равная 0 или +1. Является неопределенным результатом.

В методике ПДО есть дополнительные шкалы, которые я считаю нет необходимости описывать, так как при проведении исследования по этим шкалам не было выявлено отклонений в сторону завышенности и заниженности, показатели испытуемых держатся в пределах нормы по таким шкалам как: риск социальной дезадаптации, возможность формирования психопатий (расстройств личности), склонность к депрессии, риск злоупотребления наркотиками, диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек.

После проведённого исследования по опроснику Баса-Дарки и ПДО можно сделать заключение: выбранные мной испытуемые, более склонные к агрессивному поведению (опросник Баса-Дарки), являются вполне нормальными подростками. Никаких более выраженных отклонений в акцентуации характера не выявлено (ПДО). Но тип характера имеет влияние на агрессивность подростков. Так лабильный тип, обладая крайняя изменчивость настроения, может обладать спонтанной агрессивностью, которая обычно переносится на окружающих, хотя эксцессов пытаются избегать. Гипертимные подростки отличаются неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью может привести в круг «дурных знакомых», начинают употреблять алкоголь, пробовать действие наркотиков и других токсических средств, что постепенно приводит к неустойчивости психики и соответственно к различного рода проявлениям агрессии. Стремление окружающих как-то подавить их нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Особенно высока степень конфликтов с подростками эпилептоидного типа. Сенситивный тип в силу своего чувства собственной неполноценности, замкнутости, являясь объектом частых насмешек и обвинений свою агрессию обычно срывают на более слабых либо копят в себе до определённого «взрыва» агрессивности.

Достоверность проведения методики ПДО проверена, испытуемые не пытались уйти от ответа или отвечать не искренне.

3.3 Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича


Бланк ответов терминальных ценностей (Таблица 7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

активная жизнь

мудрость

здоровье

природа и искусство

интересная работа

любовь

материальн. обеспеч-ть

верные друзья

обществен. признание

познание

продуктив. жизнь

развитие

развлечения

свобода

семейная жизнь

счастье других

уверенность в себе

творчество

12

1

3

15

11

4

14

13

16

17

10

7

2

6

8

9

18

5

1

16

2

14

5

4

8

7

15

18

9

17

10

11

6

12

3

13

1

7

13

17

2

8

4

5

12

3

14

15

9

11

16

18

6

10

13

12

2

11

7

1

17

14

8

9

3

10

18

4

15

16

5

6

6

1

10

9

8

15

11

4

12

13

7

16

14

2

18

3

7

5

7

3

10

2

9

5

8

15

17

1

18

16

4

11

12

6

14

13

10

9

16

17

2

6

3

7

11

4

14

18

5

12

1

15

8

13

15

2

5

3

14

10

4

16

9

11

1

8

17

6

13

7

12

18

11

6

8

10

1

5

7

2

3

4

15

9

12

13

16

18

17

14

7

12

1

15

3

10

16

8

4

6

2

17

11

5

13

9

18

14

12

18

6

17

16

5

10

13

1

15

14

7

11

8

2

3

4

9

7

11

1

12

6

2

5

3

18

14

16

10

15

13

4

9

8

17

8

3

5

2

7

12

10

11

4

1

15

6

17

14

9

18

13

16

5

7

10

3

8

18

17

2

12

15

11

9

13

16

6

4

14

1

14

17

2

7

13

8

5

11

15

4

10

3

6

1

12

16

9

18

7

14

12

10

2

5

11

6

1

9

4

13

17

8

15

3

18

16

3

15

14

8

12

6

7

17

5

13

11

9

10

2

1

16

18

4

5

16

2

6

10

11

17

18

1

12

14

7

13

8

3

4

15

9

6

18

7

2

17

15

8

16

3

5

12

9

1

4

11

14

13

10

13

2

6

14

1

18

15

7

10

8

16

3

4

9

5

12

17

11

13

10

8

4

14

3

1

12

2

6

18

7

11

16

9

17

5

15

18

5

6

17

10

15

12

4

8

11

16

1

9

2

13

3

14

7

12

16

1

18

11

13

4

3

5

17

14

6

8

9

2

10

7

15


Вычисляем среднее арифметическое по сырым данным из таблице 7.


Среднее арифметическое терминальных ценностей (Таблица 8)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Среднее арифметическое

10,3

11,05

7,5

11,65

9,45

9,95

10,7

10,7

9,6

10,8

13,2

11,15

11,85

9,55

10,5

12,1

13,15

12,95


На основе полученных данных построим график терминальных ценностей.


Среднее арифметическое терминальных ценностей (График 4)

Из графика 4 видно, что наибольшее предпочтение терминальных ценностей испытуемые подростки отдают продуктивности жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), уверенности в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений) и творчеству (возможность творческой деятельности).

Наименьшее предпочтение с большим отрывом от других ценностей, испытуемые отдают здоровью (физическому и психическому). Сама по себе низкая значимость, которую имеет для юношей и девушек их здоровье, является типичной для этого возраста. Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, юноши и девушки и не задумываются об опасностях в этой области. Современное поколение менее здорово, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, подростки должны быть более посвящены в эту тему, ведь нравы общества, в котором выжить может только сильнейший, а слабые и больные лишены перспективного будущего, юноши и девушки должны испытывать тревогу: «А хватит ли у меня сил? А достаточно ли я здоров для такой жизни-борьбы?». Удивительно, почему здоровье имеет такой низкий показатель в выборе ценностных ориентаций.

Меня очень удивил выбор современных подростков такой ценности, как творчество (возможность творческой деятельности). Понятие творчества для современных старшеклассников размыто, в современном обществе оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры. Но как оказалось, такая ценностная ориентация, как творчество стоит всего на две ступени ниже самой главной ценности, у испытуемых мной подростков, продуктивности жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

Первое место в выборе ценностных ориентаций занимает продуктивность жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). Это говорит о том, что подростки хотят полностью исчерпать запас своих сил, возможностей, умений, навыков. Успеть в этой жизни многое увидеть, многое успеть. На этой стадии развития может проявляться излишняя амбициозность подростков. Они стремятся быть самостоятельными, независимыми, хотят доказать, что всего смогут добиться сами, без чьей либо поддержки. К этому они стремятся.

На втором месте терминальных ценностей стоит уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Неудивительно, что эта ценностная ориентация попала в список предпочитаемых, потому что в силу подросткового возраста молодые люди находятся в поисках самого себя и того, как они будут восприняты своим окружением. Здесь большую роль играет внешность (полные стараются скрыть свою полноту, слишком худые – худобу; для переходного возраста характерно физиологическое появление различных гнойничковых заболеваний на лице, от чего многие подростки страдают, как физиологически, так и психологически и много другое). Так значение имеет внешний вид: подростки из семей с низким уровнем доходов не могут выглядеть, как большинство их сверстников (приходится «донашивать» веши за старшими братьями и сёстрами), а как известно в подростковом возрасте большинство молодых людей «встречают по одёжке». «Если ты не можешь выглядеть как мы, значит ты не с нами и мы против тебя!» Поэтому подростки стремятся к самоуверенности, к способности быть и жить в своём обществе и соответствовать нормам и правилам этого общества (круга сверстников).


Бланк ответов инструментальных ценностей (Таблица 8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

аккуратн

воспитанность

высокие запросы

жизнерадостность

исполнительность

независимость

неприм. к недост.

образованность

ответственность

рационализм

самоконтроль

смелость

твердая воля

терпимость

широта взглядов

честность

эффективность в делах

чуткость

18

14

16

10

15

13

4

9

8

17

7

11

1

12

6

2

5

3

9

8

15

11

4

12

13

2

18

3

7

5

6

1

10

7

16

14

16

5

6

8

9

3

10

18

4

15

13

12

2

11

7

1

17

14

8

7

15

18

11

6

12

3

13

1

16

2

14

5

4

9

17

10

12

10

11

4

14

9

18

5

2

7

1

15

6

17

13

16

8

3

18

17

2

12

16

6

4

10

3

8

15

11

9

13

14

1

5

7

17

2

7

13

8

5

11

15

4

10

3

6

1

12

14

16

9

18

2

10

7

15

13

4

3

5

17

14

6

8

9

12

16

1

18

11

14

1

18

15

16

3

4

9

5

12

17

11

13

2

6

7

10

8

4

14

3

1

18

7

11

16

9

17

5

15

13

10

8

12

2

6

17

10

15

12

16

1

9

2

13

3

14

7

18

5

6

4

8

11

11

1

8

17

6

13

7

12

18

15

2

5

3

14

10

4

16

9

8

12

6

11

9

16

18

4

15

14

17

5

10

2

1

3

13

7

6

10

11

14

7

4

15

9

16

2

18

1

13

8

3

5

12

17

13

1

15

14

7

11

8

2

3

4

9

12

18

6

17

16

5

10

3

5

12

9

1

4

6

18

7

2

17

15

8

16

11

14

13

10

11

4

14

18

5

12

1

15

8

13

10

9

16

17

2

6

3

7

16

8

4

6

2

17

11

5

13

9

18

14

7

12

1

15

3

10

17

2

8

4

5

12

3

1

7

13

14

15

9

11

16

18

6

10

7

2

17

15

8

16

11

14

13

3

5

12

9

1

4

6

18

10

7

14

12

6

1

9

4

18

16

10

2

5

11

13

17

8

15

3

1

10

18

2

17

11

3

9

12

4

13

7

5

14

15

6

16

8

6

1

9

4

7

14

12

10

2

5

11

13

17

8

15

3

18

16

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.