РУБРИКИ

Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ




Социально-гуманитарный факультет

Кафедра философии




КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине  _________________________________________________

на тему   _______________________________________________________     _______________________________________________________________

Выполнила студентка СГФ, группы  ____________________________


________________________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Допущена к защите «__»______________ 2005  г.


Руководитель курсовой работы ___________________________________


Нормоконтролер _______________________________________________

(подпись, дата, расшифровка подписи)




Защита _________                                         Оценка ________________

(дата)

Члены комиссии ________________________________________________

(подпись, дата, расшифровка подписи)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________





2005 г.


ГОУ ВПО

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ



Социально-гуманитарный факультет

Кафедра философии

 


    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                          Зав. кафедрой философии

                                                                                          ______________________

             _____ _________ 20_____

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

Студентке СГФ, группы  ___________________________________

____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема курсовой работы 

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Объем работы:

а) Введение  _____________________стр.

б) Основная часть  _______________ стр.

1)       Теоретическая ________________ стр.

2)       Практическая _________________ стр.

в) Заключение ___________________ стр.

г) Приложение ___________________ кол-во

Срок выполнения работы:  с «__»  _______ по «__» ______20__г.

Срок защиты:                                        «___» _________ 20__г.

Дата выдачи задания:                            «___» _________ 20__г.

Дата сдачи работы:                               «___» _________ 20__г.

 

Руководитель курсовой работы _______________________________

                                                       подпись        (Ф.И.О., звание, степень)

Задание принял  студентка   ___________                    _______________

                              подпись                                                    дата
 РЕФЕРАТ


Курсовая работа, 54 с.,3 табл., 15 источников, 6 приложений


САМОВОСПИТАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЦЕЛЬ, СИБЛИНГ, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ,


Цель курсовой работы - выявить особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях  и их социально-педагогическое влияние на развитие ребенка. Результаты исследования показали, что развитие ребенка зависит не только от структуры семьи, в которой он воспитывается (хотя ее влияние определяет характер возможных будущих проблем личности и также как и удач), но и во многом от системы воспитания и от взаимоотношений окружающих людей между собой и непосредственно с ним. Отношение родителей к детям во многом обуславливает развитие ребенка.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы на практических занятиях, в работе педагогов не только с детьми, но и их родителями.



Содержание


Введение                                                                                                5

1 Суть и смысл семьи                                                                                 8

2  Формирование личности – процесс управляемый                                   11

3 Социально-педагогические аспекты развития ребенка в семье         17

4  Воспитание детей в различных по структуре семьях

    4.1 Особенности воспитания единственного ребенка в семье          22

    4.2 Специфика воспитания в многодетной семье                           24

5 Нарушение здоровых взаимоотношений в семье                               

     5.1 Конфликты и насилие в семье                                                       27

     5.2 Развод. Неполная семья                                                                  31

6 Выявление индивидуально – психологических особенностей

   ребенка в зависимости от условий в семье                                          36

7 Развитие самооценки и ее роль в личности ребенка                           38

8 Анализ теста – опросника: «Насилие в семье»                                    40

Заключение                                                                                                    43

Список использованных источников                                                  45                                                                 

Приложение А. Исследование типов темперамента дошкольников    47

Приложение В. Тест «Самооценка»                                                        49

Приложение Г. Таблица №2 Результат теста  «Самооценка»               52

Приложение Д. Тест – опросник «Насилие в семье»                             53

Приложение Ж. Таблица №3 «Результаты теста»                               54 





                                                Введение


Проблема формирования личности ребенка была актуальна на протяжении всего существования человечества. Обязанность семьи создать ему "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать к условиям жизни, сформировать умение  жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. В каждом из типов семей с характерными для него взаимоотношениями складывается особенный фундамент для выполнения оговоренного смысла своего существования, обуславливающий результат воспитательного процесса. Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку  семья остается той группой, которая формирует личность человека и которую на протяжении своей жизни он никогда не покидает, получив основы знаний, необходимых для вхождения в состав других групп: сверстников или друзей, школьный класс, спортивную команду, трудовой коллектив. Поэтому когда мы говорим о важнейших  институтах семьи, то в числе первых называем институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

 Проблемными на сегодняшний день является взаимоотношения в обществе и семье. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика, ее понятие  впервые было введено в научный оборот Германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшим роль культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитии творческой активности ребенка.  На основании этого им был сделан вывод о необходимости разделения функции обучения и воспитания в развитии ребенка. Проблемами социального развития детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов, из чего следовало, что проблемы подростков на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. В нашей стране изучением данного вопроса занимался основатель Ленинградской школы социологии В.Т. Лисовский, немалый вклад внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы развития ребенка связаны с такими направлениями в социологии как социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях  и их социально-педагогическое влияние на развитие ребенка?

Ее решение составило цель нашей работы. Объект исследования – взаимоотношения в различных по структуре семьях. Предметом исследования стали проблемы, возникающие в процессе формирования ребенка в указанных условиях.

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

а) Дать понятие семьи как жизнедеятельной системы;

б) Выявить особенности струкруры семьи, ее отражение на детях;

в) Рассмотреть негативные аспекты семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка;

г) Изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по  изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий. Попытаться дать рекомендации родителям.

При выполнении работы используется: метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые учитывается взгляд ребенка на свое воспитание и на взаимоотношения в семье.  Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы на практических занятиях, в работе педагогов не только с детьми, но и их родителями. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из Введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: влияние структуры семьи на развитие ребенка вполне неоднозначно и в каждом из конкретных случаев несет определенный характер, а отклонения от здоровых взаимоотношений членов семьи оставляет отпечаток на психике формирующейся личности, последствия которого влияют на всю жизнь.


















1 Суть и смысл семьи.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [1].

Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития общества и государства, всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

Если детей можно было произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь – расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только вас. Но пока человек остаётся человеком и человеческое общество – человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле – непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Сейчас иногда люди услышав, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее. Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» - единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и рождали, сколько могли. А сейчас они разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом – в один миг внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит [2].

Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Но каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором.

Та  истина,  что  семья  имеет  решающее  влияние  на  ребенка,   особенно  в ранний,  дошкольный  период  его  жизни, что  семейное  воспитание во  многих отношениях   задает  тон   всему  процессу становления и развития  личности, кажется,  никем  уже  не ставится  под сомнение.  Однако  пока  что остаются  в тени и  мало  исследуются  те факторы, стороны,    особенности    жизнедеятельности семьи, которые  оказывают  на  семейное  воспитание и  его  результаты   различное влияния .

Общество  не сможет существовать,  если в  каждом поколении двух родителей  будет сменять  один и все  больше  семей  станут  вовсе отказываться иметь  детей. Разъяснить,  что человек  обкрадывает себя,  добровольно отказывая себе в  счастье иметь  детей. Инстинкты  -  инстинктами, а  соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает.  Стало  быть,  на  помощь инстинктам должно призвать разум.                                    

Дети  -  суть  и  смысл  семьи.  Потому  что  они  -  наше   будущее.  И завтра,  и через много лет. 


      







 




2 Формирование личности – процесс управляемый

Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток. Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач семьи.

Преодоление отчуждения  человека  от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны родителей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом  этапе  новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов семьи.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете объективных закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в  том,  чтобы  каждого растущего человека  сделать борцом за человечность,  что требует не только умственного развития  детей,  не  только  развития  их творческих потенций,  умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания,  но и развития образа мышления,  развития отношений, взглядов,  чувств, готовности к участию в экономической, социальной,  культурной и политической жизни, личностно-общественного становления,  развития  многообразных  способностей, центральное место в которых занимает способность быть  субъектом общественных отношений,  способность  и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

  Ребенок постоянно  включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные,  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

  Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

  И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей,  то для  этого  необходимо преобразование системы воспитания,  способной организовывать эффективное функционирование новых форм  воспроизводящей  деятельности. Развивающая  роль  системы  воспитания при этом выступает открыто ,  делаясь объектом специального обсуждения,  анализа  и целенаправленной организации.

  Формирование человека как личности требует от семьи  постоянного  и  сознательно организуемого совершенствования системы воспитания,  преодоления застойных,  традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на  научно-теоретическое  психологическое  знание  закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза,  ибо без опоры на такое  знание  существует опасность  возникновения волюнтаристского,  манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

  Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена  в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания [3]. Собственная активность ребенка есть необходимое  условие воспитательного процесса,  но сама эта активность, формы ее проявления и,  главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе  исторически  сложившихся  образцов, однако не слепого их воспроизведения,  а творческого использования.

  Следовательно, важно  так  строить  педагогический  процесс, чтобы родители руководили деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание  путем  совершения самостоятельных и ответственных поступков. Родители обязаны помочь растущему человеку  пройти  этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного  и  социального  развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей,  подростков, юношества к наличным формам социального бытия,  не  подгонку  под определенный стандарт. В результате присвоения   общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее  развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.  “Условие эффективности воспитания – самостоятельный  выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности” [4].

  Под  воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,  через построение такой  общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.  “Воспитывать – значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в  соответствии  с тем нравственным образцом,  идеалом,  который воплощает требования общества к растущему человеку,  а с  другой стороны,  преследуя  цель  максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.   Как указывал Л.С.Выготский,  “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды,  регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником” [5;98 ].

  Такой подход к построению процесса воспитания – как активного целенаправленного формирования личности – согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места  генотипа растущего человека в становлении его личности.    Достижения современной науки,  в том числе труды отечественных философов  и психологов,  педагогов и физиологов,  юристов и генетиков, свидетельствуют о том,  что только в социальной среде в процессе  целенаправленного  воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения  человека,  формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.    Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные  общественные  действия,  сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.  Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

  Показательно, что  накопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих представителей многократно  провозглашала эту истину.  Так,  Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и,  более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса.  “…Допустив только возможность замены  стремления  к  своему благу стремлением к благу других существ,  - писал он в трактате “О жизни”,  - человек не может  невидеть  и того ,  что что это – то самое постепенное,  большее и большее отречение его личности и перенесение  цели  деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества” [6].

  Просветительская ориентация  в педагогике уступила место более реалистичной,  хотя никто не отрицал важность  нравственного просвещения  и знания как такового в процессе духовного развития личности.

  Однако нравственное  формирование  личности  не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно – ориентированная внутренняя  позиция ребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий” или даже их системы, а в результате организации  общественной практики,  в которую он включен.  Однако организация общественной практики  воспитания  личности  ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера.  Такому типу организации  соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития  ребенка.  Подобная  организация  воспитания  ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества,  поскольку здесь  требуется решение задачи преобразования сознания человека.

  В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того,  что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского развития”,  ориентируясь на его вчерашний день,  а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

  Управление процессом воспитания,  осуществляемое  как  целенаправленное построение  и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка,  реализуется  педагогами,  вводящими детей в “зону ближайшего развития” [7]. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше  не  самостоятельно,  но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.

  Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего шаблона, а в  соответствии  с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его  конкретные  физиологические  и  психологические особенности. Не может быть колебаний,  писал А.С.Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых,  честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых [8].

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и  правильно  оценить личность.

Главная цель  развития личности – полная реализация человеком самого себя,  своих способностей и  возможностей, полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем  противопоставления  себя людям,  они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя  обществу,  без  обращения  к другим людям,  предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

  Воспитание воли  - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно – он должен научиться  выполнять дела и поступки,  которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их – таков путь развития воли у человека.

Таким образом,  основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности,  являются активность, стремление  к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

 

               

 

3 Социально – педагогические аспекты развития личности.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит введенная Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними ) концепций развития:

 а) Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

 б) Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса развития, о двух его типах:

 а) Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

 б) Резкие, бурные взломы кризисы развития.


Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер [9].

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

а) Нечеткость границ периода;

б) Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

в) Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит,  самым существенным содержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого.

Развитие характеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выгодского, продолжение и развитие его последователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов.


Таблица 1                  Этапы возрастного развития личности.

Возраст

Ведущая

деятельность

На что направлена

( тип отношений)

Пространство

развития

Психологическое

новообразование

0-2 месяца

Кризис новорожденности

2 месяца-

1 год – младенчество

Непосредственное

Эмоциональное

общение

Сенсомоторное

Развитие отношения

Ребенок- родитель,

Объект - субъект

Семья, кроватка,

Перемещение

на руках матери

Потребность в

Общении с другими

Людьми и эмоцио-

нальное отношения

1 год

Кризис одного года – появление предметно-манипулятивных действий

1-3 года – раннее

детство

Предметно-

Орудийная деятельность

Манипуляции с предметом и речь;

Отношение

Ребенок –родитель.

Семья и ближайшие родственники,

Квартира как зона

изучения

Речь и наглядно-

Действительное мышление

3 года

Кризис трех лет

4-6 лет – дошколый

возраст

Ролевая игра

Межличностные

Отношения

Ребенок - родитель

Семья, детсад, двор, как внешние ограничения и не самостоятельность в выборе границ

Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности

7 лет

Кризис семи лет

7-12 лет

младший школьный

возраст

Учение

Первичное знание.

Ученик-учитель

Объект-субъект

Семья, школа (класс), двор как «чужое пространство»

Произвольное психическое явление форм внутреннего плана  действия. Рефлексия

13 лет

Кризис тринадцати лет ( подростковый )

14-17 лет

Общественно полезное, учебная, организационная

Трудовая деят-сть и общение

Отношения в различныз соц. Системах

Человек-человек

(субъект- субъективный)

Школа как « Целое», двор или улица; Секция, клуб и др. сфера не формального общения.

Стремление к взрослости и самостоятельности; Критическое отношение к действительности; Образ «Я», самооценка

17 лет

Кризис семнадцати лет ( юношеский возраст)



Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине ( семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

а) Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.

б) Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.

В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.










4 Воспитание детей в различных по структуре семьях

 4.1 Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать [10].

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой его окружают, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк [ 11] .

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Ощущение исключительности у ребенка можно преодолеть с помощью его введения различных коллективов общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста, где он получит представление о построении взаимоотношений в коллективе, научится отождествлять себя с окружающими людьми.

Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей. Другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями — сестрами), тетками, дядьями и др.

4.2 Специфика воспитания в многодетной семье

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые имеются  в семье.  Личностные ресурсы, с одной стороны, наличие обоих родителей, сиблингов — братьев и (или) сестер,, а с другой (и главным образом) — такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик — отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным  жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив.  Во- первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют  к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный  ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему,  по- своему реагируя на это. В одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов [12].

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

 С другой стороны в развитии ребенка из многодетной семьи есть свои преимущества: старшие зачастую перенимают на себя функции родителей, что при нормально развитых отношениях подготавливает их к будущему материнству и отцовству, воспитывая в них такие качества как: ответственность, гуманность, великодушие, решительность и в тоже время твердость, силу воли. Зачастую младшим детям старшие сестры и братья становятся идеалом, коим должны быть родители, но не могут в зависимости от постоянной занятости.  Если же ситуация обратна и старшие родственники не могут быть идеалом, младшие члены  могут воспринимать их как некий стимул к развитию, для того чтобы достигнуть более высоких высот в жизни.

5 Нарушение здоровых взаимоотношений в семье    

5.1 Конфликты и насилие в семье

В  отношениях   родителей   с  детьми сначала   все   радует:   беспомощность, ласковость, привязчивость,    неуклюжесть. Но  идет время,  и вот  уже  беспомощность   и  неуклюжесть  вызывают  не  симпатии,  но раздражение  и  досаду; а  выросший ребенок  либо  замыкается  в  себе, либо  ищет  компанию,  где  его  оценят  иначе,  где баланс  эмоций для  него  вновь  будет  в  пользу положительных.                       

Получается,  что   в  современной семейной  жизни,  где  все  держится  прежде  всего  на  эмоциях,  на  «люблю - не люблю»,  «нравится - не нравится», все же  не обойтись без какого-то  регулятора, ослабляющего  действие негативных    эмоций.  Такая  регуляция возможна,  конечно  же,  лишь на  основе разума,  ясного интеллектуального  понимания  причин  тех  или  иных событий, суровой честности  перед собой  и  умения   «видеть  насквозь» и себя, и  близких -  видеть реальность, а не наши представления о ней.                           

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.