РУБРИКИ

Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

Как  правило,  мы   не  ограничиваемся   лишь констатацией  явления, породившего  то  или   иное чувство, но строим  свою «модель» происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять,  нем это чувство  вызвано,  почему  оно для нас важно и какая есть возможность  изменить ситуацию.  Однако в  реальной   жизни   все  оказывается намного сложнее.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы, которые чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

а) создания для ребенка ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

б) создания для ребенка препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

в) создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у ребенка.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей ребенка. Он чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются. Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

а) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

б) Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

в) Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

г) Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

 По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее: всегда помнить об индивидуальности ребенка; учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; стараться понять требования маленького ребенка; помнить, что для перемен нужно время; противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения; совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;         логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей; учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.  

Насилие в семье в его различных формах приобрело в России масштабы и глубину, угрожают безопасности общества и личности.

Главные жертвы насилия в семье – дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда – самосуды – расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно.

Американский психолог  Эрон провел обширное исследование личностных особенностей детей, пользующихся репутацией жестоких, а также их родителей и условий проживания. Таких детей, как правило, не любят. Они не интересуются школьными делами, но очень любят фильмы со сценами насилия, героям которых они подражают. Их родители, сами как правило, очень агрессивны, часто применяют к детям телесные наказания и постоянно выражают недовольство по поводу их поведения. Они также любят жестокие фильмы и высмеивают в своих детях сострадание к жертвам насилия. Маньяками не рождаются, ими становятся при определенных обстоятельствах. Условия воспитания, детство, родители маньяков имеют множество схожих черт. Существует даже научный термин «матери Чикатило». Это жестокие, деспотичные женщины с властным характером и с ярко выраженной ролью «семейного лидера» часто одинокие или постоянно унижающие своих тихих, забитых мужей, запрещающие своим детям контакты со сверстниками.

Трения,  противоречия возможны  в любой семье.  Хотя бы  потому, что  это - объединение  людей,  различных  по психическому складу,  характерам, возрасту и  ряду  других признаков. Однако одна семья  находит  в  себе морально-психологические  силы  преодолеть противоречие  в самом  его зародыше,  другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Творческий дефицит общения со сверстниками, родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить самого себя производят необратимые изменения в личности.


5.2 Развод.  Воспитание ребенка в неполной семье

Семья  для  ребенка  -  и социальная среда,  и  воплощение  культурных традиций,  и  источник  общественного  опыта. В  ней  он  находит  и примеры  для подражания, и  критерии оценки  первых проявлений  своего  «я»,  и  образ,  модель общества, в  которое ему  предстоит войти,  того  большого   социального  мира, где он  будет жить  и работать.  В семье происходит  как  бы  второе,  социальное рождение ребенка.                     

Глубокая   специфичность   и   принципиальная  незаменимость  семьи  как воспитательной   среды   обусловлены  тем, что  непосредственность  и устойчивость контактов  сочетаются  здесь  с эмоциональностью   общей   атмосферы.  Только в семье  дети постоянно  и непроизвольно  осваивают  опыт,   знания  старших, а  взрослые  как бы  повторяют, воспроизводят  в детях,  в их воспитании уже пройденные  этапы  своей  жизни. Семейная  среда  уникальна,  предпосылки  ее созданы  самой  природой, и  люди, если не хотят потерять все, что дала  м дает им  цивилизация,  должны в каждом новом  поколении   воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.        

Мало сказать: воспитательный потенциал  семьи  зависит  от  ее прочности. Нужно  еще,  чтобы эта  прочность обеспечивалась  такими средствами  и способами,  которые  не противоречат  целям нашего социалистического воспитания. В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребёнка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей. Увеличенние числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод тяжело сказывается  и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года  или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак.

 Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Ужесточение  условий  развода  уменьшит число   матерей, воспитывающих  детей без отца в результате  расторжения брака,  но  увеличит безотцовщину  как результат внебрачных связей.

Достаточно сказать, что число расторгнутых  браков   возросло  за   период  с 1960  года с  1,3 до  3,5 на  тысячу человек,  относительное  количество неполных  семей  (главным  образом  -  матери с детьми) осталось  в основном  на прежнем  уровне  (около  12  процентов  всех семей),  суммарная  рождаемость (среднее  число  детей  на  одну  женщину) по сравнению  с  предвоенным  уровнем, несмотря на  меры  по  стимулированию многодетности,  понизилась  в  два  раза (с 4,4 до 2,2),  а дола  незамужних женщин  составила  в   возрастных  пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов,  40 - 49 лет - свыше 20 процентов [13 ].           

 Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

 Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности. С другой стороны ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Негативно сказывается на человеке лишение матери. Ее уход приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми.  Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Но даже при отсутствии матери и ее любви из ребенка может выйти полноценный член общества, способного к полноценному развитию и не отличающемуся высокой агрессивностью. Для этого с ребенком должен находится хотя бы один взрослый человек близкий ребенку, любящий и безоговорочно принимающий.

Что можно сделать, чтобы помочь  ребенку в разбитой семье?

Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут вместе, если они разошлись, это очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва  и тем не ставить детей в самое трудное положение  [14].

 









6 Выявление индивидуально – психологических особенностей ребенка в зависимости от условий в семье

Методы исследования: наблюдение, беседа с воспитателями. Данная часть работы была выполнена на базе детского сада «Искра» г.Сочи, во второй младшей группе. Состав группы: 7 мальчиков и 9 девочек. Исследование  проводилось с подгруппой детей: Алина Г(4г) живет с мамой, Иван К (3,5) не единственный ребенок в семье, Екатерина П (4г) не единственный ребенок в семье, Аким С (3г) один  в семье.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (приложение А). Диагностика проводилась в две серии: исследование типов темперамента дошкольников, изучение волевых проявлений.

В целом у детей большой запас слов, хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, мышление, движения  скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвинические черты темперамента, т.к. для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д. Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры.  Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.          

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.  

Изучив волевые проявления детей  можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание -  умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К. т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций. Говоря о сформированости волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее  в деятельности стараются преодолеть любым способом. Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., он соответствует поставленным  критериям (Приложение Б). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет.

Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что взаимоотношения в семье и методы воспитания накладывают отпечаток на формирующуюся личность ребенка. Потому необходимо учитывать все индивидуальные особенности каждого ребенка:  и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности.

На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов, родителям  рекомендуется провести следующую работу:

 

 7 Развитие самооценки и ее роль в формировании личности ребенка

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо­ционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Были протестированы   (Приложение  В) подростки, относящиеся к различным по структуре семьям. Неполная семья: Березовская Мария, Евлецкая Яна. Многодетная семья: Шавалов Георгий, Миронова Татьяна. Семья с одним ребенком: Рбань Анастасия, Григорян Анна.

Результаты опроса приведены в приложении Г. По ним можно определить, что у детей  из неполных семей наблюдаются отклонения от нормально – развитой самооценки, также как и в семье, где воспитывается только один ребенок. Что касается многодетных семей, в этом случае вопросов с самооценкой не возникает.

Переживания связаны с целым комплексом особенностей: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутвер­ждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект не­адекватности. Значение и роль самооценки в подростко­вом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обна­руживают, что дети с аффективными 'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают ссоответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны к преувеличенным и неадекватным реак­циям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозри­тельны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и трудно­переносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людь­ми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чер­тами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирова­ния таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.

Предметом нашего иссле­дования и рассмотрения стали влияния самооценки на эмоциональное само­чувствие подростка и на его развитие (кроме того, фор­мирование отрицательных черт 'поведения личности тре­буют безотлагательного практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоре­чия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности да­же в подростковом возрасте. Напротив, появление устой­чивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания, в отно­шении моральной сферы и качеств своей личности стано­вятся важнейшими факторами их развития к концу под­росткового возраста. А это значит, что в указанный пе­риод начинают приобретать все большее и большее зна­чение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствова­ние. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к стар­шему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

Родителям можно дать соответствующие рекомендации.

Березовской Г и Григорян А и В необходимо объяснить дочерям, что мир создан не только для них, и что они как и любой человек не совершенны, кроме того далее необходимо разработать специальную систему корректировки отношения девочек к себе и окружающему миру.

Евлицкой Т и Мироновым Р и М можно порекомендовать отдать дочерей в дополнительное развивающее учреждение соответственно их наклонностям и способностям, для формирования и дальнейшего развития устойчивого уровня самооценки без отклонений; при необходимости корректно помогать детям добиваться поставленной задачи, дабы они не приписывала свои заслуги родителям и не ухудшали свое положение, зацикливаясь на своих неудачах.

Рбань Н и Шаваловых К и Е необходимо поздравить с правильной системой воспитания детей, выработанной их семьями несмотря на возникающие трудности.

  

8 Анализ теста-опроса: «Насилие в семье»

Было проведено исследование мнения 15 семей о насилии в семье (5 семей со средним общим образованием, 5 со средним специальным образованием и 5 с высшим образованием).

Цель исследования – выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования родителей, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.

Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных ситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (21 человек, 70%) . Около половины опрошенных (16 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей (11 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (7 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий  (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных. Главными факторами вызывающими семейное насилие респонденты называют, в первую очередь, следующее: пьянство и алкоголизм, тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, наркомания.

Не случайно практически каждый третий опрошенный исходит из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самой семьей. Многие указали на возникновение таковых вследствие низкого уровня культуры семейных отношений, неумение решать проблемы мирным путем.

25 человек (83%) отмечают воздействие прессы, радио и телевидения на проявление актов агрессии и насилия в семье. При этом следует заметить, что передаваемые через СМИ сцены насилия в художественных произведениях, по мнению опрошенных, оказывают на семью более отрицательное влияние нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальной действительности. 15 человек (50%) из числа подвергшихся насилию в семье обращались за помощью. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников и милиции – соответственно 10 человек (33%) и 5 человек (16%).

Надо отметить, около 1/3 человек (33%) ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс.

Но 1/5 респондентов (20%) убеждена в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами и милицией.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их – проявлений насилия в семье, и физического, и психического. Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер.













 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда родительской жизни.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п.

         Рассматривая семейное неблагополучие (конфликты, насилие, развод) можно сделать вывод, что  для предотвращения самого надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон. Со своей стороны каждыый из родителей должен прекратить: побои, оскорбление, угрозы. Ведь все это не становится безобидным оттого, что совершается не на улицах, а в стенах собственных квартир.

        Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных.  Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.


.




                               Список использованных источников

1 Ф.С.Махов "Кого мы растим" - Москва, 1989.

2 Л.Захарова "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1991.

3  Вахмянина Г. «Больше не вернусь» // Соц-защиты, 1998 №4 стр. 39-41.

4 Дашковский Х. «Словесная агрессия» // Наука и жизнь №6 1995г. стр. 99-101.

5 Зритнев В., Зритнева Е. «Все семьи несчастливы… одинаково» // Соц-защита №11-12 1981г. стр. 45-47.

6 Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).

7 Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.

8 Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

9 Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

10 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

11 Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992

12 Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

13 Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

14 Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.

15 Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.

16 Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.

17 Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.

18 Уральская школа молодых социологов (сборник тезисов научных работ студентов и аспирантов). - Екатеринбург, 1998.

19 Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994.

20 Баранов С.П. « Педагогика» - Просвещение М; 1987

21 Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.

22 Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.

23 . Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

24 Милтс А.А. “Гармония и дисгармония личности” - М.:Политиздат, 1990

25 Фельдштейн Д.И.”Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. ПВП,1978.

26 Дашковский Х. «Словесная агрессия» // Наука и жизнь №6 1995г. стр. 99-101.

27 Зритнев В., Зритнева Е. «Все семьи несчастливы… одинаково» // Соц-защита №11-12 1981г. стр. 45-47.

28 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.

29 Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа, №3, 1985

30 Харчев А. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987




ПРИЛОЖЕНИЕ А.        Исследование типов темперамента дошкольников.

 Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня.

Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик.  Уравновешенный, осторожный и  спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

                                                         








ПРИЛОЖЕНИЕ  Б  Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования :  Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных : Анализ проводят по схеме:

а) Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

б) Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).

в) Какие волевые качества у ребенка сформулированы :

1.     дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

2.     самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;

3.     настойчивость : умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

4.     инициативность : умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.

Уровни сформированности волевых проявлений :

Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.

Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель  руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 





 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В. Тест «Самооценка»


1 Часто ли мнение окружающих о Вас совпадает с Вашим ?

А Да         Б Нет        В Изредка


2  Размышляя о своем предназначении…


А  Вы добиваетесь определенных успехов

Б Вы призваны покорить мир

В Настанет завтра – будет видно


3 Часто ли вы прибегаете к спору?


А Иногда. Спорю тогда, когда знаю, что прав.

Б Всегда. Я не могу ошибаться.

В Редко. Не могу отстаивать свою точку зрения.


4 Легко ли Вы нажодите общий язык с окружающими?


А Да

Б Это они не находят общий язык со мной

В Не знаю. Не уверен.


5 Проснувшись утром и посмотрев в зеркало, вы думаете…


А Приведу себя в порядок и стану собой

Б Я как всегда прекрасно выгляжу

В Лучше отойду



Результат оценивается по преимуществу одной из букв ответа.

А – устойчивая самооценка;

Б – Завышенная самооценка;

В – Заниженная самооценка.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г.Таблица №2 Результат теста  «Самооценка»

 

 

Березовская М

Евлецкая Я

Шапавалов Г

Миронова Т

Рбань А

Григорян А

1

Б

В

А

В

В

А

2

Б

В

А

В

А

Б

3

Б

А

Б

А

А

Б

4

А

А

А

В

А

А

5

Б

Б

А

А

Б

Б

 

 

 

 

 

 

 

 






                                                                                                                                     

 





















Приложение Д. Тест – опросник «Насилие в семье»

1.              Существует ли в вашей семье такая проблема как насилие?

2.              Что принимается Вами, из предложенных вариантов поступков как проявление насилия?

3.              Как часто в своей семье Вы сталкиваетесь с насилием?

4.              Присутствуют ли домашние при выяснении отношений между Вами?

5.              Считаете ли вы главными факторами, вызывающими семейное насилие, алкоголизм и наркоманию?

6.              Влияет ли уровень образования на внутрисемейные отношения?

7.              Как вы относитесь к сценам насилия, агрессии передаваемых СМИ?

8.                      Есть ли в воспитательном процессех детей физические наказания?

9.              Какой выход из сложившейся острой конфликтной ситуации Вы приемлете:

1.          Обратиться за помощью к соседям

2.          Обратиться за помощью в правоохранительные органы.

3.          Обратиться за помощью в кризисный центр

4.          Скрывать.

 

 

 

 

 

 

 

 





Варианты ответов

Образование

Среднее общее

Среднее специальное

высшее

Побои

6

7

8

Угрозы применения физического воздействия

4

4

6

Пьянство, наркомания

5

5

6

Систематическая нецензурная брань

1

3

3

Постоянные выяснения отношений

1

2

3

Запрет заниматься тем или иным делом

1

1

2

Отказ заниматься каким-либо делом

0

1

1

Физическое наказание детей

3

3

5


ПРИЛОЖНИЕ Ж. Таблица №3 «Результаты теста»

 






















 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.