РУБРИКИ

Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

Самооценка, по мнению многих авторов (Куперсмит, Розенберг и др.) – позитивная или негативная установка, направленная на "Я", оценка личность себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения. Ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[15,19,20].

Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе наши претензии (притязания). А в числителе – наш успех; т.о, самооценка = успех/притязания"[19,с.187].

Данное определение подчеркивает соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. С помощью данной формулы Джемс указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби либо уменьшая её знаменатель [8,с.43]. То есть самооценка отсчитывается относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Всякая попытка себя охарактеризовать носит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Почти все наши самооценки соотносятся с ролевыми характеристиками и с социально – групповой принадлежность людей. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в пожилом возрасте, следует указать на степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения[16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным "Я", т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией[5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности[16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.

Итак, самооценка, как показывает анализ литературы, относится к базисным качествам личности.

Что касается "Я-концепции" в пожилом возрасте, то имеющие работы по данной проблематике содержат противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что с возрастом "Я-концепция" становится более негативной, самооценка снижается, растет число людей не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные данные, отмечается позитивный образ "Я", склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение [16]. В исследованиях Л.В.Бороздиной и О.Н Молчановой по изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим снижением ценности "Я" с возрастом нарастают факторы компенсации, которые поддерживают стабильность "Я – концепции", которые были названы психологическим витауктом [16,20,21]. К таким факторам относятся:

а) наличие у людей пожилого возраста высоких позиций самооценки по шкалам "характер", "отношение с людьми", "участие в труде", а также в среднем умеренный уровень общей самооценки;

б) фиксация на позитивных чертах своего характера (пожилые люди чаще приписывают себе позитивные качества и реже указывают на свои недостатки);

в) снижение идеальных и достижимых самооценок. Сближение "могу" и "идеала" в позднем возрасте говорит о принятии своей позиции, даже если она крайне низка, о тенденции довольствоваться тем, что есть, ощущать свое положение как вполне приемлемое;

г) относительно высокий уровень самоотношения;

д) ориентация на жизнь внуков и детей; данная ориентация сохраняет перспективу личностного развития, способствуют осознанию ценности своего "Я";

е) ретроспективный характер самооценки.

Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения – негативными, поэтому характерной чертой "Я-концепции" является обращенность в прошлое. По мнению М.В. Ермолаевой, характерный отлет сознания в прошлое имеет особое значение в старости. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться с прошлым. Через воспоминания они могут пересмотреть, "переоценить", возможно, принять свою жизнь[11,20,33].

Перечисленные выше процессы рассматриваются в литературе как защитные механизмы, которые позволяют удерживать собственную "Я-концепцию" в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. [9,12,16,21]. Новые теоретические подходы, представленные немецкими учеными Томэ, Браундштадтером, Хекхаузеном, Филиппом и др. подчеркнули, что концепция "Я" отражает ядро личности даже больше, чем субъективное состояние. Их исследования изменили концепцию личности, которая игнорировала возможность роста в поздний период жизни, подчеркивая регрессивные процессы. В конце 90-х гг. Пинктуар провел обширный анализ результатов исследований "Я" в старом возрасте[9,с.39-57]. Он обнаружил следующее:

1) существуют низкие корреляции между глобальными и специфическими самооценками;

2) глобальные самооценки остаются положительными, в то время как уровень специфических (проблемно-зависимых) самооценок падает с увеличением возраста;

3) различные социальные факторы усиливают положительные самооценки.

Данные исследования также выявили существование мощных защитных механизмов, которые поддерживают на относительно высоком уровне психологическое благополучие и положительную самооценку в пожилом возрасте. Действие этих защитных механизмов зависит от индивидуальных особенностей человека, общего стиля и истории жизни пожилого человека [9,11,16,20]. То есть, когда у пожилых людей, несмотря на серьезные жизненные обстоятельства, есть возможность думать, что их действия согласуются с их "Я-концепцией", они в целом чувствуют большое удовлетворение от жизни, а их самооценка повышается.

Несомненно, "Я-концепция" уязвима для событий жизни, изменений здоровья, материального положения, условий жизни, социальных связей, положения в обществе. Серьезные изменения "Я-концепции" могут, в свою очередь, повлиять на чувство собственного благополучия. Тем не менее, сам процесс старения не оказывает прямого влияния на представление человека о самом себе[15,с.764].Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разноплановых тенденциях "Я-концепции" пожилого человека и обуславливает резко выраженные индивидуальные вариации.

Таким образом, "Я-концепция" играет важную роль в формировании целостной личности.

В настоящее время широко декларируются идеи поступательного развития личности в течение жизни, продуктивного старения и счастливой старости. Но процесс развития не сводится к одному поступательному развитию, развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных. Новые исследования в области жизненного пути показывают, что личностное развитие представляет собой двухколейный процесс, который включает в себя перемещение субъекта, его сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения. Движение вспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными образованиями пройденных стадий, которые оцениваются с позиции настоящего[4,с.265]. Таким образом, развитие личности в пожилом возрасте складывается из личной интерпретации событий и реакции на них, тесно связанных с поведением человека в прошлом.

Согласно теории Э.Эриксона, старение, как завершающая стадия развития – психологический конфликт целостности против безысходности (отчаяния). Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствует отчаяние[4,15]. В многочисленных работах, посвященных старости, подчеркивается, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях человеческой жизнедеятельности возникают изменения и новообразования прогрессивного характера[11,12]. П.Балтес отмечал: "Любое развитие включает процессы роста (приобретения) и упадка (потерь)" [4,с.384]. Новообразования каждой стадии Эриксон определяет как устойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающий нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе происходит перевес негативных свойств[4,29].В качестве позитивных новообразований Эриксон выделяет доверительное отношение индивида миру и себе, автономию, инициативу, трудолюбие, хорошо организованную идентичность, интегрированность. К негативным характеристикам личности он причисляет недоверчивость, чувство вины, отчаяние[4;18].

Особая ценность теории Э.Эриксона заключается в том, что она охватывает всю жизнь человека, из чего следует, что развитие личности продолжается в течение всей жизни. Только в старости приходит настоящая зрелость, позволяющая оценить предшествующие достижения. Главной задачей заключающей стадии, которую Э. Эриксон назвал Мудростью, является отыскании человеком смысла своей жизни, в обретении целостности своего "Я"[3;5;19].Становление человека мудрым, а, следовательно, способным обеспечить себе благополучную старость, является его позитивное отношение не только к окружающему миру, но и к самому себе. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостность "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10]. В возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. На уровне рефлексии идет процесс осмысления своей жизни и своей "самости".

Пек развил теорию Эриксона и утверждал, что в старости существует три конфликта, которые нужно разрешить:

- первый связан с переоценкой собственного "Я" (человек должен ответить себе на вопрос, "Кто я есть, что есть "Я" после ухода на пенсию);

- второй связан с осознание факта ухудшения здоровья, старения тела;

- третий – связан с утратой самоозабоченности и восприятием смерти как финального этапа жизни[4,5,28].

Таким образом, ученые сходятся во мнении о том, что поздний период связан с самооценкой прожитой жизни. Важнейшей характеристикой позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостное "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10].

Период старения – важный период развития и окончательного формирования личности. Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. На них накладываются "нагрузки", характерные только для заключительных жизненных стадий.

Итак, мы рассмотрели особенности развития личности в пожилом возрасте. Анализ литературы показал существенный разброс мнений относительно личности пожилого человека. Разные ученые (П.Балтес,П. Крайг, Н.Ф. Шахматов, Б.Г.Ананьев, И.С Кон и др.) говорят как о постоянстве личности в старости, так и об ее изменении. То есть вопрос изменения – сохранности личности в старости остается открытым.

Данная противоречивость объясняется широким диапазоном индивидуальных различий в признаках старения, а также различными стратегиями адаптации к старости (деструктивной и конструктивной), описанные М.В.Ермолаевой. Выбор той или иной стратегии влияет на личностные особенности пожилых людей в целом.

В литературе описаны различные типологии стареющей личности (Д.Б.Бромлей, Гизе, И.С.Кон), которые подтверждают тот факт, что психическое старение разнообразно и зависит от индивидуальных особенностей человека.

К характерным особенностям развития личности пожилых людей относятся:

1) "замедление" на всех уровнях функциональных систем: сенсорных функций (слух, зрение, вкус, осязание и др.), а также психических (восприятие нового, запоминания, всего поведения человека);

2) происходят изменения в различных сферах жизнедеятельности пожилого человека (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно- потребностной, социальной).

Отмечается тот факт, что изменения в период старения индивидуальны и зависят от самого пожилого человека, успешности прохождения им предыдущих стадий.

Далее мы рассмотрели понятие "Я-концепции", особенности ее развития в пожилом возрасте. Исследования "Я-концепции" опираются на теоретические положения У.Джемса, М.Розенберга, Э.Берна, Д.Роджерса и др. Практические исследования "Я-концепции" описаны в работах О.Н.Молчановой,Л.В.Бороздиной.

"Я-концепция" в пожилом возрасте становится более позитивной, самооценка повышается благодаря выработанным защитным механизмам, которые позволяют удерживать "Я-концепцию" в стабильном состоянии. Наличие данных механизмов подтверждают в своих исследованиях немецкие ученые Томэ, Браунштатдер, Пинктуар и др.

В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:

1) сохранение и дальнейшее развитие позитивной, хорошо организованной идентичности;

2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;

3) рост способности к самоанализу и саморефлексии;

4) умение противостоять навязанным обществом негативным мнениям.

Таким образом, мы дали характеристику особенностей развития личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.

В следующем параграфе рассмотрим влияние одиночества на ход личностного развития в старости.


1.3 Влияние одиночества на ход личностного развития пожилых людей


Одиночество может переживаться в любом возрасте, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. Согласно жизненным свидетельствам, люди наиболее схожи в том, что по мере старения они живут одни. Но все же человек, живущий один и одинокий человек – это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим, от одиночества может быть человек, живущий в большой семье. Это подтверждают исследования Перлмана и его коллег. Одиночество не предикат старости, даже ребенок может чувствовать себя одиноким[10].

Социальные исследования, проведенные в России, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигал 99-100%. По данным А.Г.Симакова в общей численности старых людей доля одиноких все же невелика – 6,2%[16,33]. По данным исследователей пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых. Шанас и ее коллеги выявили, что 80% пожилых людей (тех, кому за 65) "редко" или "никогда" не чувствуют одиночества. И только 9% опрошенных чувствуют себя одинокими "часто" [19,с.329].

Американские ученые полагают, что одиночество – проблема главным образом молодых. Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован, оно является ответом человека на складывающиеся обстоятельства [19]. Пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых, хотя и в большей степени предрасположены жить одни. Вероятно потому, что пожилые люди интерпретируют одиночество по-своему. Данное предположение подтверждают исследования Хоровиц и его последователей. Они определили, что понятие "одиночество" не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества, по их мнению, может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды [19]. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов. То есть одиночество в старости – понятие неоднозначное, имеющее социальный смысл.

Н.Ф. Шахматов указывал на то, что одиночество в старости – это либо реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимание и безразличие со стороны окружающих[32]. Таунсенд обратил внимание на различия между социальной изоляцией и одиночеством у пожилых людей. Он установил, что люди, живущие в относительной изоляции, зачастую бывают, не так одиноки, как те, кто живет в семье. Он сделал вывод о том, что объяснением одиночества может выступать потеря близких, и это является более значимым в старости, чем социальная изоляция [19,с.333].

М.В. Ермолаева также подчеркивает различие смыслов понятия "одиночество", считая это особенно важно для старости. Одиночество может быть объективной изолированностью, может быть переживанием тяжкого разлада личности, переживанияем кризиса "Я", и, наконец, одиночество может быть добровольным уединением, намеренно избирамым самим человеком[11,12]. Как указывала Фрида Фромм – Рейхман, одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности [19,с.27]. Со стороны самого пожилого человека переживанием им одиночества находит различную оценку. Обычные жалобы в этом случае – это непонимание со стороны окружающих, отсутствие человека, который мог бы понять и разделить испытываемые чувства. В других случаях, пожилой человек ищет конкретного человека в создавшейся ситуации. В подобных переживаниях имеет значение отношения к собственному старению. Пожилые люди, избравшие для себя стратегию совладения со старостью по типу "выживания" ("замкнутого контура") чаще и острее переживают одиночество вне зависимости от того, живут они одни или в семье. При этом одиночество у них может быть обусловлено изоляцией, то есть отсутствием заинтересованности в них и опеке, а может быть связано с преувеличенными ожиданиями и представлениями об интенсивности семейных и дружеских встреч. Их одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время[31,33].

Выбор данной стратегии адаптации обуславливает постепенное снижение поведенческого контроля и рефлексии, в связи с чем, пожилые люди с трудом представляют или просто не задумываются о том, как видят и оценивают их окружающие. Однако, понимая, что поведение их бывает неадекватным, они часто отказываются от общения, все больше уходя в себя, и переживание одиночества перерастает у них в ощущение необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль[11,13].

Когда переживание одиночества у старых людей приобретает устойчивый характер, они склонны винить в этом себя, что увеличивает риск глубокой депрессии. Пожилые люди, выбирая стратегию сохранения себя как индивида в качестве единственно возможной формы старения, игнорирует возможность выбора, связанного с сохранением и развитием своих связей с обществом, - выбора сохранения себя как личности.

Таким образом, стратегия адаптации по принципу "замкнутого контура" часто сопряжена с переживанием одиночества. Но это не значит, что данная стратегия связана с жизнью в затворничестве. Как показывает исследования, переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми социальными связями. Как было отмечено в п.1.2., вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что является серьезной проблемой для людей пожилого возраста [15]. Среди результатов исследований социальных отношений в поздней жизни Данга и Карстенсена было обнаружено, что объективный социальный размер сети в пожилом возрасте, меньше, чем в среднем, в то время как количество эмоционально очень близких людей примерно одинаковое [9,с.52]. Поскольку будущее время у пожилых людей ограничено, они стремятся поддерживать меньшее количество контактов, сохраняя эмоционально более близкие отношения [16]. То есть старые и очень старые люди без супруга и детей способны поддерживать эмоционально близкие отношения, которые помогают им ощущать себя частью общества. Отечественные авторы отмечают, что при внешней контактности пожилые люди далеко не всегда психологически готовы завязывать новые знакомства, не всегда и не у всех есть прямая потребность в контактах. Многие из них приспосабливаются к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения [9,с.92].

Взаимодействия пожилых людей между собой также имеют свою специфику. Так они часто испытывают разочарование в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые, например, не соответствуют их идеалу. Пожилые люди бояться быть непонятыми, страшатся разочарований, предполагают неудачи в общении, и поэтому избегают его, хотя и страдают от его недостатка. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными, уход за комнатными растениями существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. Но все же недостаток человеческих контактов разрушающе действует на личность [5]. При невозможности удовлетворить свои потребности в общении одинокие люди персонифицируют предметы, друзей, знакомых, животных, создают воображаемых партнеров, разговаривают с ними вслух [28,29].

То есть, в условиях изоляции, ограничении сенсорного притока могут обнаруживаться нарушения чувства собственного "Я", его раздвоения.

Одиноким людям присуща нехватка навыков общения и в других аспектах: они меньше интересуются окружающими людьми, задают меньше вопросов, в меньшей степени склонны поощрять и подбадривать собеседника, проявлять в меньшей степени благожелательность и доверие. Они не способны к экстраверсии и положительным невербальным проявлениям при помощи интонации, мимики.

Н.Ф.Шахматов отмечает, что одиночество в старости обычно ставится в прямую связь со стрессовой ситуацией. Это и выход на пенсию, разрыв с родственниками, потеря супружеского партнера[33]. На первом месте – смерть близких, вдовство. Люди позднего возраста более подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые. Если овдовевший человек живет один, ему приходится сталкиваться с множеством практических и психологических проблем. Он должен самостоятельно вести хозяйство, поддерживать социальные контакты, принимать финансовые решения. Считается, что мужчины, оказавшиеся одинокими в старости, переносят его тяжелее женщин. Причина этого не только в эмоциональной сдержанности мужчин, они в отличие от женщин, хуже приспосабливаются к новому состоянию. Социальная жизнь вдов, как правило, более насыщена, поскольку женщины обычно поддерживают связь с членами своей семьи и друзьями. Вдовцы с большей вероятностью могут оказаться в изоляции и прервать ранее существовавшие социальные контакты, т.к. отношения отцов и детей менее предсказуемы, чем с матерью, и могут измениться в худшую сторону. Наиболее одинокими, как правило, оказываются вдовы, мало или вообще не имеющие детей. Вдовцы же, не смотря на то, что имеют обычно больший доход, меньше проблем со здоровьем, чем вдовы, тем не менее, испытывают больше проблем в эмоциональной сфере [5,15,31,33,35].

Таким образом, для многих пожилых людей, переживших смерть супруга (супруги) увеличивается риск социальной изоляции. Различное отношение к одиночеству у мужчин и женщин свидетельствует в пользу точки зрения, что переживание одиночества является сугубо-индивидуальным чувством, не выходящим за рамки внешних условий. Субъективное ощущение одиночества и самоизоляция вызывает состояние неудовлетворенности жизнью и нередко служит причиной самоубийств пожилых людей.

Суицид – один из феноменов одиночества в пожилом возрасте. Так, в возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий. Пожилых людей старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самостоятельно. Мужчины кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще женщин [15,с.777;35,с.83]. Вдовы и вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Но все же в большей степени склонны к суициду хронические одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью, чувством неполноценности.

Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве,- у человека формируется новое восприятие, новое социальное "Я", замещающее прежнее, утраченное. То есть, как потеря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влияют на самовосприятие. Лишиться общения с другими людьми – значит чувствовать себя одиноким. Но здесь более важным моментом является то, что чувствовать себя одиноко можно и тогда, когда в чем-то теряется контакт с самим собой, со своим внутренним "Я". Роджерс и Уайтхорн рассматривают одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. "Некоторое существующее несовпадение между самоощущением "Я" и реакцией на "Я" других порождает чувство одиночества" [19,с.184].

Эдди в своих исследованиях подтвердил гипотезу о том, что одиночество связано с несоответствием между тремя аспектами самовосприятия: самовосприятие личности (актуальное "Я"), идеальным "Я" личности (отраженное "Я"). Поскольку социальные связи являются сердцевиной нашего самосознания, то постоянное одиночество приводит к появлению у человека чувства никчемности и заниженности самооценки. "Самооценка - процесс самопознания и критического самосознания выступает важным компонентом в опыте одиночества"[19,с.169].

Наиболее важным результатом исследований одиночества является связь между глубоким одиночеством и низкой самооценкой. Согласно Вуд низкая самооценка может выступать и как причина и как следствие одиночества. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Чем положительнее пожилой человек оценивает самого себя и верит в то, что жизнь имеет смысл и цель, тем менее одиноким он себя чувствует. Выделяют 2-е точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой точке зрения, причиной одиночества является внутреннее психологическое самоотчуждение. Согласно второй точке зрения, низкая самооценка сопровождается системой установок и поведения, которое затрудняет социальное взаимодействие [19]. Одиночество для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Люди с низкой самооценкой более склонны к пассивности, внушению, чрезмерно чувствительны к критике, считая ее подтверждением своей неполноценности. Они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. В пожилом возрасте уход на пенсию и вдовство являются основными факторами, влияющими на самооценку и удовлетворенность жизнью, иные, порой скрытые также оказывают влияние, в том числе финансовые проблемы, которые для большинства людей является первичным фактором в ухудшении самооценки и увеличении депрессивных симптомов.

То есть, утрата значимых социальных связей имеет своим главным следствием - изменение представления человека о себе. Низкая самооценка влияет и на социальное поведение людей. Уже в самой низкой самооценке заложен риск одиночества, которое, в свою очередь, может в дальнейшем подорвать чувство собственного достоинства у человека. Таким образом, низкая самооценка и одиночество взаимосвязаны и взаимоусиливают друг друга. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль. Важнейшим фактором, определяющим переживание одиночества в старости, является сохранность самоконтроля, которое имеет специфическое значение для старых людей. События, связанные со вступлением в определенный возраст (уход на пенсию, вдовство, ухудшение здоровья) могут ослабить чувство контроля [32,33,34]. Чувство самоконтроля может способствовать сокращению стрессовых моментов, и, наоборот, недостаток контроля может привести к ощущению собственной беспомощности, безнадежности. Т.е. укрепление некоторого чувства личностного контроля над социальным окружением является особенно ценным для одинокого пожилого человека. Еще одним фактором, выступающим причиной одиночества в старости являются – социально-сравнимые процессы, т.к. восприятие своих собственных взаимодействий как худших, по сравнению с опытом других людей в значительной степени связано с состоянием социальной неудовлетворенности и одиночеством. Таким образом, такие факторы, как: наличие партнера, самоконтроль, социально-сравнимые процессы являются важными детерминантами одиночества и удовлетворения социальными связями в старости.

Как было сказано выше, одиночество в значительной степени является результатом дефицита социальных связей. В свою очередь на социальные связи влияет широкий круг факторов, которые более важны в поздний период жизни, одним из таких факторов является здоровье. Старые больные и недееспособные люди весьма неудовлетворенны своей жизнью. Перлман и его коллеги выявили, что люди со слабым здоровьем чаще сообщали о своем чувстве одиночества [19,с.501]. Т.е. физическая немощь является одной из причин вынужденного затворничества, приводящего к одиночеству и изоляции в старости. Также исследователи одиночества в старости установили, что благополучие пожилых людей обуславливается местом жительства, транспортными средствами и уровнем доходов. На одиночество оказывает влияние то, счастлив ли человек в домашней обстановке, доказано, что сильнее чувство одиночества у тех, кто вынужден поменять место жительства. Жалобы пожилых людей на тоску и одиночество, изоляцию от общества непосредственно зависят от материальных трудностей.

Материальное благополучие – один из факторов влияющих на здоровье, домашнее благополучие и способность передвижения. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные. Чувство одиночества выше у пожилых людей с низким уровнем доходов. Финансовые затруднения часто ускоряют отход пожилых людей от активной жизни, т.к. они зачастую не имеют возможности поддерживать привычный образ жизни, как до выхода на пенсию; у них нет возможности как раньше принимать гостей, они не могут позволить купить себе новую одежду, обувь, они вынуждены донашивать старые вещи, вызывая насмешку и сочувствие в лучшем случае, в худшем - пренебрежение и обвинение в скупости [15,24,26]. Все это заставляет старых людей прерывать прежние дружеские связи, что, естественно, делает их жизнь скупой на события; способствует вынужденной самоизолированности пожилых людей в 4-х стенах, заставляет ограничивать контакты с внешним миром.

Приведенные выше данные говорят о том, что удовлетворенность старостью определяется большим числом различных факторов. Здоровье, финансовое положение, утрата близких, выход на пенсию не являются единственными факторами,- они могут взаимодействовать друг с другом и с другими факторами. Неоднородность и сложность чувства одиночества в пожилом возрасте находят отражение в двойственном его характере. С одной стороны это тягостное ощущение увеличивающего разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, с другой – это четкая тенденция отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность от вторжения посторонних, обеспечивающих независимость [19,34].

Таким образом, старение, как и одиночество, есть проявление чувств, чувств испытываемых человеком, и от самого человека зависит, насколько его охватывают эти чувства, как он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других чувств. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Для одного - это отчаянная тоска по утраченной любви к близкому человеку; для другого – преходящее чувство тоски из-за отсутствия общения; для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.

Таким образом, одиночество в старости – социально-психологическое состояние, характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной неудовлетворенностью пожилого человека, характером и кругом его общения. Это подтверждают различные исследователи данной проблемы (Н.Ф.Шахматов, М.В.Ермолаева, Таунсенд, Шанас, Роджерс, Эдди и др.), указывая на то, что одиночество в старости связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности, и наиболее существенным является не изоляция (одинокое проживание), а социально – психологические аспекты.

Существует ряд взаимодействующих факторов психологического и социально-экономического характера, которые являются причинами одиночества в старости: физическая немощь, выход на пенсию, вдовство, низкое финансовое положение, выбор стратегии адаптации по "замкнутому контуру", низкая самооценка.

Влияние одиночества на ход личностного развития в старости заключается в следующем: 1) одиночество ведет к эмоционально - волевым расстройствам, усиливает развитие депрессии, изменениям поведения, приводит к проявлению девиантного поведения – суицидальным поступкам;

2) изменяет самовосприятие человека, (происходит расхождение между истинным "Я" и тем, как видят "Я" другие);

3) изменяет восприятие окружающей действительности (она становится для пожилого человека непредсказуемой, не поддающейся контролю с его стороны);

4) снижает самооценку пожилого человека, вследствие утраты значимых социальных связей.

Таким образом, одиночество в старости выступает как социально-психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. И хотя данные свидетельствуют о том, что одиночество не является обязательным спутником старения, убеждение в том, что оно неизбежно, может стать самоосуществляющимся пресказанием, предотвращающим некоторых одиноких старых людей от принятия мер по облегчению этого затруднительного положения.

Одиночество может способствовать тяжкому расстройству личности, но все же пожилой человек, находясь в реальной обстановке старения, имеет достаточно сил, чтобы самостоятельно регулировать вопрос своего одиночества, объективно его оценивая и вырабатывая в этом плане адекватные формы поведения.

Таким образом, мы рассмотрели влияние одиночества на ход личностного развития в пожилом возрасте.

В следующей главе рассмотрим опыт эмпирического исследования

"Я-концепции" одиноких пожилых людей.


2. Опыт эмпирического исследования "Я-концепции" одиноких пожилых людей.


2.1 Организация проведения исследования


Задачей практической части нашего исследования является эмпирическое изучение особенностей "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Для ее реализации необходимы следующие этапы работы:

                  I.                         Подготовительный этап – подобрать выборку участников исследования;

               II.                         Основной этап – провести исследование, направленное на изучение "Я-концепции" одиноких пожилых людей;

            III.                         Заключительный этап – обработать результаты, сделать выводы.

База исследования

Исследование проводилось в Березниковском сельском поселении, на базе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов №3.

Для проверки гипотезы использовались следующие методики.

Склонность пожилых людей к одиночеству, степень ее выраженности определялось с помощью методики "Склонность к одиночеству"[22,с.114]. (Приложение 2)

Для измерения различных социальных аспектов "Я-концепции" использовалась проективная методика "Символические пробы", разработанная Б.Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном[23,с260]. Символические задания представляют собой серию оригинальных проективных проб, в которых испытуемым предлагается выполнить ряд заданий, направленных на измерение самоотношения и самоидентичности, на выявление "социального Я" (Приложение5). По данной методике измерения проводились по 4 аспектам "Я-концепции":

1) "Социальная заинтересованность" - включенность в социальные связи; восприятие себя частью группы или отдельным от других;

2) Сложность "Я – концепции" - интегральное переживание степени своей уникальности как личности;

3) "Индивидуализация" - переживаемое, мыслимое сходство или отличие от других людей;

4) "Идентификация" - включение или не включение себя в "Мы", отождествление себя с какой-либо социальной группой, с конкретным другим.

Для исследования самооценки и уровня притязаний личности в пожилом возрасте использовалась методика "Самооценка личности" Дембо – Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан[3,с.186],(Приложение 8). Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Подсчет показателей проводился по 7 шкалам, первую – тренировочную шкалу "здоровье" мы также учитывали при обработке результатов, так как, физическое состояние имеет большое влияние на представление пожилого человека о себе. Данные методики имеют высокую валидность, доступны и применимы для людей пожилого возраста.

В исследовании было задействовано 40 пожилых людей в возрасте от 59 до 86 лет. Для реализации задачи исследования было создано две группы испытуемых. Одна группа, в которую вошли одинокопроживающие пожилые люди, из них: одинокопроживающие пожилые люди, состоящие на обслуживании в КЦСО, пожилые одинокопроживающие не состоящие на обслуживании в КЦСО. Данная группа получила название – экспериментальная (ЭГ). Другая группа, участниками которой стали пожилые люди, проживающие с супругом (супругой), а также пожилые люди, проживающие в семьях детей, родственников. Данная группа получила название – контрольная (КГ).

Характеристики групп представлены в таблице 1.


Таблица 1 Выборка исследования

Экспериментальная группа

Кол-во чел

Контрольная группа

Кол-во чел

Одинокопроживающие пожилые люди состоящие на обслуживании в КЦСО

10

Пожилые супружеские пары

10

Одинокопроживающие пожилые люди не состоящие на обслуживании в КЦСО

10

Пожилые люди, проживающие в семьях детей

10

 Всего

20

 Всего

20


2.2 Обработка и анализ результатов


В итоге проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты.

Для изучения склонности пожилых людей к одиночеству, степени ее выраженности применялась методика "Склонность к одиночеству" (Приложение 2). Обработка данных, подсчет баллов приведен в Приложении 3,4. Результаты по экспериментальной группе (ЭГ) представлены в таблице 2.


Таблица 2 Склонность к одиночеству в ЭГ

 Фактор

Одинокопроживающие пожилые люди, состоящие на обслуживание в КЦСО

Одинокопроживающие пожилые люди, не состоящие на обслуживание в КЦСО

 Кол – во чел.(%)

 Кол – во чел.(%)

 Стремление к одиночеству

 2 (20%)

2 (20%)

Отсутствие стремления к одиночеству

 8 (80%)

8 (80%)


Согласно данным табл.2 показатели по факторам в обеих группах испытуемых практически идентичны. У 80% пожилых людей в обеих подгруппах стремление к одиночеству не выражено. У 20% одинокопроживающих пожилых людей как состоящих так и не состоящих на обслуживании в КЦСО выражено стремление к одиночеству.

Значение факторов по склонности к одиночеству в КГ пожилых людей приведенные в таблице 3.


Таблица 3 Склонность к одиночеству в КГ

 Фактор

Пожилые супружеские пары

Пожилые люди, проживающие в семьях детей

 Кол – во чел.(%)

 Кол – во чел.(%)

 Стремление к одиночеству

 0 (%)

 1 (10%)

Отсутствие стремления к одиночеству

 10(100%)

 9 (90%)


Из табл.3 видно, что у пожилых супружеских пар показатель стремления к одиночеству составил 0%, у 100% - пожилых людей, данной подгруппы отсутствует стремление к одиночеству. У 10% пожилых людей, проживающих в семьях детей, выражено стремление к одиночеству, у 90% испытуемых данной подгруппы склонность к одиночеству не выявлена.

При сравнении показателей по факторам склонности к одиночеству в ЭГ и КГ получены следующие результаты, приведенные в таблице 4.


Таблица 4 Сравнительные показатели склонности к одиночеству в ЭГ и КГ

Фактор

ЭГ

КГ

 Кол – во чел.(%)

 Кол – во чел.(%)

 Стремление к одиночеству

 4 (20%)

 1 (5%)

Отсутствие стремления к одиночеству

 16(80%)

 19 (95%)


Из табл.4 видно, что показатель по фактору "склонность к одиночеству" у пожилых людей в ЭГ составляет 20%, тогда как в КГ данный показатель равен 5%. Показатель по фактору "отсутствие стремления к одиночеству" ЭГ составил 80%, в КГ – 95%. У пожилых людей ЭГ более выражена склонность к одиночеству в возрасте от 71 до 82 лет, в КГ более склонны к одиночеству пожилые люди в возрасте 85 лет.

Сравнительный анализ по методике "Склонность к одиночеству" представлен также на диаграмме 1.


Сравнительные показатели в ЭГ и КГ "Склонность к одиночеству"


Как видно из рис.1 склонность к одиночеству более выражено у пожилых людей ЭГ. Показатели по фактору "отсутствие стремления к одиночеству" высокие в обеих группах испытуемых. Таким образом, сравнительный анализ результатов показал, что большинство пожилых людей, не зависимо от того, живут ли они одни или проживают с родственниками, не склонны к переживанию одиночества.

Для изучения некоторых аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей использовалась проективная методика "Символические пробы". (Приложение 5).

Измерения по аспекту "Социальная заинтересованность" у пожилых людей ЭГ и КГ проводилось по индексам: "включенность в социум", "отстраненность от социума". Результаты измерений по данному аспекту в ЭГ приведены в таблице 5.


Таблица 5 "Социальная заинтересованность" в ЭГ

Индекс

Одинокопроживающие пожилые люди, состоящие на обслуживании в КЦСО

Одинокопроживающие пожилые люди, не состоящие на обслуживании в КЦСО

В целом по группе

Кол-во чел (%)

Кол-во чел (%)

Кол-во чел (%)

Включенность в социум

5(50%)

4(40%)

9(45%)

Отстраненность от социума

5(50%)

6(60%)

11(55%)


Из табл.5 видно, что 50% одинокопроживающих пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО воспринимают себя частью социального и у 50% пожилых людей данной подгруппы отмечается отстраненность от социума. В группе одинокопроживающих пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО, показатель по индексу "включенность в социум" составил 40%, по индексу "отстраненность от социума" равен 60%.

В целом показатели по индексу "Социальная заинтересованность" практически равны у пожилых людей ЭГ. 45% пожилых людей ЭГ важно быть внутри социума, 55% пожилых людей ЭГ отстранены от социального целого. В таблице 6 приведены показатели по индексу "Социальная заинтересованность" в КГ.


Таблица 6 "Социальная заинтересованность" в КГ

Индекс

Пожилые супружеские пары

Пожилые люди, проживающие в семьях

Всего по группе

Кол-во чел (%)

Кол-во чел (%)

Кол-во чел (%)

Включенность в социум

9(90%)

6(60%)

15(75%)

Отстраненность от социума

1(10%)

4(40%)

5(25%)


Согласно данным табл.6, 90% пожилых людей, проживающих с супругом (супругой) важно быть внутри социума. 10% пожилых людей данной подгруппы воспринимают себя отдельными от социального целого. 60% пожилых людей, проживающих в семьях детей, воспринимают себя частью социального, 40% пожилых людей данной подгруппы отстраненны от социума. В целом 75% пожилых людей КГ важно быть внутри социума, 25% - воспринимают себя отстраненными от социального целого.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.