РУБРИКИ |
Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людейПри сравнении показателей по индексу "Социальная заинтересованность" в ЭГ и КГ были получены следующие результаты, представленные в таблице 7. Таблица 7 Сравнительные показатели "Социальная заинтересованность" в ЭГ и КГ
Из табл.7 видно, что у пожилых людей ЭГ и КГ присутствуют различия. У пожилых людей ЭГ показатель по индексу "включенность в социальные связи" составила 45%., тогда как показатель по данному индексу в КГ составила 75%. Показатели по индексу "отстраненность от социума" у испытуемых ЭГ составила 55%, у пожилых людей КГ данный показатель равен 25%. Сравнительные показатели по аспекту "Социальная заинтересованность" также представлены на диаграмме 2. Сравнительные показатели в ЭГ и КГ "Социальная заинтересованность" Как видно по рис.2 количество пожилых людей, включенных в социальные связи выше в КГ, тогда как показатели, отражающие отстраненность от общества выше у пожилых людей ЭГ. В целом, сравнительный анализ показывает, что пожилые люди, проживающие с родственниками обладают более высоким уровнем социальной заинтересованности, чем одинокопроживающие пожилые люди, у которых более выражена отстраненность от социума, и они менее нуждаются в социальных отношениях в отличие от пожилых людей, проживающих с родственниками. Измерения по аспекту Сложность "Я-концепции", обработка результатов по ЭГ и КГ приведены в Приложении 6. Результаты по данному индексу в ЭГ приведены в таблице 8. Таблица 8 Сложность "Я- концепции" в ЭГ
Как видно из табл.8, показатель по индексу "Сложность "Я" у одинокопроживающих пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО составляет 1,6 балла, тогда как у одинокопроживающих пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО данный показатель равен 2,5. Данные показатели свидетельствуют о том, что пожилые люди, не состоящие на обслуживании в КЦСО имеют большее количество "Я", т.е. они способны видеть больше плюсов и минусов, для них первично то, что они самостоятельно справляются с возникающими проблемами. В целом, средний показатель по индексу Сложность "Я" в ЭГ равен 2,05 балла. Значения по индексу "Сложность "Я- концепции" в КГ приведены в таблице. Таблица 9 Сложность "Я- концепции" в КГ
Из табл.9 видно, что средний показатель по индексу Сложность "Я" у пожилых людей, проживающих с супругом (супругой) составил 3,1 балла, в группе пожилых людей, проживающих в семьях детей равен 2,1 балла. В целом средний показатель по индексу Сложности "Я" в КГ равен 2,6 балла. Сравнение средних показателей ЭГ и КГ приведены в таблице 10. Таблица 10 Сравнительные показатели в ЭГ и КГ сложность "Я- концепции"
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что пожилые люди ЭГ обладают меньшим количеством "Я", в отличие от пожилых людей КГ. Измерение по аспекту "Индивидуальность" проводилось по двум индексам: сходство с другими и отличие от других. Таблица 11 Индивидуальность в ЭГ
Как видно из табл.11 60% одинокопроживающих пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО отмечают мыслимое сходство с другими людьми, 40% пожилых людей данной подгруппы отмечают отличие от других людей. У 100% одинокопроживающих пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО отмечается выраженное сходство с другими. В целом 80% испытуемых пожилых людей ЭГ ощущают мыслимое сходство с другим и 20% пожилых людей ощущают себя отличными от других. Таблица 12 Степень индивидуальности в КГ
Как видно из табл.12, 100% пожилых людей, проживающих с супругом (супругой) ощущают сходство с другими. Результат по данному показателю у пожилых людей, проживающих в семьях детей составил 80% и 20% пожилых людей данной группы чувствуют себя отличными от других. В целом, в 90% пожилых людей КГ ощущают себя сходными с другими и 10% пожилых людей ощущают себя не как все. При сравнении показателей по индексу "Индивидуальность" в ЭГ и КГ получены следующие результаты, представленные в таблице 13. Таблица 13 Сравнительные показатели степень индивидуальности в ЭГ и КГ
Как видно из таб.13, большинство испытуемых 80% пожилых людей ЭГ и 90% пожилых людей КГ отмечают мыслимое сходство с другими людьми, и только 20% пожилых людей ЭГ и 10% испытуемых КГ ощущают себя не как все. В целом показатели по индексу "сходство с другими" практически равны в обеих группах испытуемых, тогда как пожилые люди ЭГ обладают большей индивидуальностью в отличие от пожилых людей КГ. Таблица 14 Показатели по идентификации в ЭГ
Как видно из таб.14, 80% пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО имеют высокую степень идентификации, 20% испытуемых данной подгруппы имеют не высокую степень идентификации. У 70% пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО наблюдается не высокая степень идентификации, и только 30% пожилых людей данной подгруппы отождествляют себя с конкретным другим. В целом 55% испытуемых ЭГ имеют высокую степень идентификации и 45% пожилых людей не отождествляют себя с другими. Значения по индексу "Идентификация" в КГ приведены в таблице 15. Таблица 15 Показатели идентификации в КГ
Как видно из табл.15 значения показателей в обеих подгруппах КГ практически идентичны. 70% пожилых людей обладают высокой степенью идентификации и 30% испытуемых КГ не отождествляют себя с конкретным другим, не включают себя в "Мы". При сравнении показателей обеих групп испытуемых по индексу "идентификация", получили следующие результаты, представленные в таблице 16. Таблица 16 Сравнительные показатели по идентификации в ЭГ и КГ
В табл.16 видно, что степень идентификации выше у пожилых людей КГ и составляет 70%, у пожилых людей ЭГ данный показатель равен 55%. 30% испытуемых КГ и 45% испытуемых ЭГ не отождествляют себя с конкретным другим. В целом, сравнительный анализ показал, что пожилые люди ЭГ имеют не высокую степень идентификации в отличие от пожилых людей КГ. Для изучения уровня самооценки и уровня притязаний использовалась методика "Самооценка личности" Дембо – Рубинштейн (Приложение 7). Количественные показатели (нормы) по уровню самооценки и притязаний представлены в Приложении 20. Подсчет количественных показателей в баллах по уровню самооценки и уровню притязаний по испытуемым ЭГ приведены в (Приложении 9-12). Сводная таблица показателей по уровню самооценки и притязаний по ЭГ приведены в (Приложении 13). Сравнительные показатели средних значений уровня самооценки и притязаний испытуемых ЭГ представлены на диаграмме 3. Сравнительные показатели средние показатели самооценки уровня притязаний в ЭГ Как видно на рис.3, у пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО, наблюдается более низкий уровень самооценки по шкале "здоровье", "ум", "умелые руки", "внешность", "уверенность в себе" в отличие от пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО. Практически идентичные показатели уровня самооценки в обеих подгруппах наблюдаются по шкалам "характер", "авторитет у сверстников". Сравнительный анализ показателей уровня самооценки и притязаний показал, что пожилые люди, не состоящие на обслуживании в КЦСО, имеют более высокие показатели по всем параметрам, в отличие от пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО. Сравнив показатели, можно сделать заключить, что пожилые люди, не состоящие на обслуживании в КЦСО имеют более высокие показатели уровня самооценки и притязаний по ряду параметров. Средние показатели уровня самооценки и притязаний в целом по ЭГ показаны на диаграмме 4. Средний показатель самооценки и уровня притязаний в целом по ЭГ Как видно на рис.4 в группе испытуемых ЭГ наблюдается низкий уровень самооценки по шкале "здоровье", средние показатели по шкалам "внешность", "уверенность в себе". По другим параметрам "характер", "авторитет у сверстников", "умелые руки", "ум", "уверенность в себе" отмечаются высокие показатели уровня самооценки и притязаний. В целом, показатели уровня самооценки и притязаний в ЭГ реально высокие. Это свидетельствует о позитивном самоотношении одинокопроживающих пожилых людей. Подсчет показателей уровня самооценки и притязаний испытуемых КГ представлены в (Приложение15-17). Сводная таблица показателей уровня самооценки и притязаний по КГ приведены в (Приложении18). На диаграмме 5 представлены сравнительные показатели средних значений уровня самооценки и притязаний испытуемых КГ. Сравнительные показатели средних показателей самооценки и уровня притязаний в КГ На рис.5 видно, что в группе пожилых супружеских пар наблюдаются низкие показатели самооценки по шкале "здоровье", "внешность", а также средний уровень притязаний по данным параметрам и по шкале "уверенность в себе". По параметрам "характер", "авторитет у сверстников", "ум", "уверенность в себе" наблюдаются высокие показатели уровня самооценки и притязаний. В группе пожилых людей, проживающих в семьях, наблюдается низкий уровень самооценки и нереально высокий уровень притязаний по шкале "здоровье" и средние показатели уровня самооценки и притязаний по параметрам "внешность" и "уверенность в себе". Сравнение показателей указывает на то, что у пожилых супружеских пар наблюдаются более высокие показатели самооценки и притязаний по ряду параметров. Средние показатели самооценки и притязаний в целом по КГ На рис.6, видно, что у испытуемых КГ наблюдается низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний по шкале "здоровье". Средний уровень самооценки по параметру "внешность". В целом у испытуемых КГ наблюдается адекватно высокий уровень самооценки и притязаний. Сравнительные показатели уровня самооценки и притязаний в ЭГ и КГ приведены в (Приложение 19), а также представлены на диаграмме 7. Сравнительные показатели самооценки и уровня притязаний в ЭГ и КГ Как видно на рис.7, испытуемые обеих групп имеют низкий уровень самооценки по шкале "здоровье", а также снижение показателей по шкале "внешность". Пожилые люди КГ по параметру "здоровье" имеют высокий уровень притязаний, в отличие от пожилых людей ЭГ. В целом, у пожилых людей ЭГ более высокий уровень притязаний по ряду параметров, но показатели уровня самооценки выше у пожилых людей КГ. В целом, сравнительный анализ показал, что показатели уровня самооценки и притязаний в обеих группах испытуемых не выходят за пределы нормы, что свидетельствует о ее реалистичности. Таким образом, в ходе проведенного исследования, было установлено, что пожилые одинокопроживающие пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и реальный уровень притязаний. 2.3 Выводы. Рекомендации На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Результаты по методике "Склонность к одиночеству" свидетельствуют о том, что у большей части одиноких пожилых людей отсутствует склонность к одиночеству. Данные показатели подтверждают наше предположение о том, что большинство одиноких пожилых людей, не смотря на изоляцию (одинокое проживание) не чувствуют себя одинокими. По результатам проективной методики "Символические пробы" можно сделать следующие выводы: 1) У одиноких пожилых людей наблюдается снижение социальной заинтересованности, не воспринимают себя частью группы. Вероятно, это объясняется сужением социальных контактов в пожилом возрасте, их избирательностью, а также тенденцией общения, выработанной в молодости. Если взять во внимание критерий отсутствия стремления к одиночеству, то можно сделать вывод о том, что одинокие пожилые люди удовлетворены своими социальными контактами и просто дорожат своим уединением и независимость. Данная особенность более выражена у одиноких пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО. 2) Одинокие пожилые люди обладают невысокой степенью дифференцированности "Я-концепции". При этом, одинокие пожилые люди, не состоящие на обслуживании в КЦСО обладают большим количеством "Я" в отличие от пожилых людей, состоящих на обслуживании в КЦСО. То есть, они видят больше плюсов и минусов, и для них первично то, что они сами справляются с возникающими трудностями, имеют большее чувство самоконтроля. У пожилых людей, состоящих на обслуживании, при минимальном количестве "Я", возникает зависимость от социального работника. Пожилые люди перекладывают на него большую часть своих проблем, что в свою очередь, может привести к деградации личности. 3) У одиноких пожилых людей отмечается низкая степень индивидуальности, т.е. индивидуальные черты стираются, пожилые люди отмечают большее сходство с другими, со своей социальной группой. У пожилых одиноких людей, не состоящие на обслуживании в КЦСО, отмечается большее сходство с другими, в отличие от пожилых людей, состоящих на обслуживании, которые обладают небольшой степенью индивидуальности. 4) одинокие пожилые люди обладают организованной идентичностью, отождествляют себя со своей социальной группой, с конкретным другим. Идентификация пожилых людей с социальным окружением обеспечивает ощущение безопасности. Возникает своеобразное ощущение зависимости, т.е. пожилой человек стремится к подтверждению своего зависимого положения. Основой этого положения является желание получать помощь от окружающих. Этим объясняет тот факт, что 80% одиноких пожилых людей выборки, состоящих на обслуживании в КЦСО имеют высокую степень идентификации с конкретным другим, например, с социальным работником, в отличие от пожилых людей, не состоящих на обслуживании в КЦСО. На основе результатов методики "Самооценка личности" можно сделать следующие выводы: - одинокие пожилые люди имеют высокий уровень самооценки по параметрам "характер", "авторитет у сверстников", "умелые руки", что может объясняться защитными механизмами; - имеют низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний по шкале "здоровье", т.е. наблюдается некоторое расхождение между "могу" и "хочу", что может привести к проблемам в самовосприятии; - имеют средний уровень самооценки и притязаний по параметру "внешность", что свидетельствует о критичном отношении к себе. В целом, одинокие пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и притязаний, стараются ставить перед собой достижимые цели, тонко настраивают свои предпочтения и сосредотачивают внимание на том, что им доступно, а не на том, чего они более уже не могут делать. Довольствуются тем, что есть, ощущают свое положение как вполне приемлемое. Важным выводом нашей работы является то, что у одиноких пожилых людей существует организованная, целостная система представлений о самом себе, и даже не смотря на одинокое проживание, их действия согласуются с их "Я-концепцией". Таким образом, перечисленные выше особенности полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Анализ результатов исследования дает представление об особенностях "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Естественным становится учет этих особенностей при осуществлении социальной работы с данной категорией граждан. В деятельности социальных работников в работе с пожилыми людьми необходимо учитывать следующие рекомендации: - учитывая низкую социальную заинтересованность одиноких пожилых людей, необходимо выстраивать пути оптимизации их отношений с ближайшим окружением; - необходимо найти полезные формы применения опыта пожилых людей, их умений, знаний, т.е. необходимо стимулировать их деятельность, которая помогает ощущать себя нужным, востребованным; - не следует освобождать их от посильных нагрузок в личностно бытовом уходе, выполнении каких-либо дел, полезных другим людям или уходе за животными (растениями) с пользой для себя и общества; - учитывая заниженные самооценки по параметрам "здоровье", "внешность" необходимо повышать геронтологическую грамотность пожилых людей, информировать их о том, что ухудшение физического состояния и связанные с этим изменения внешности являются результатом нормального процесса старения, т.е. соответствуют их возрасту и положению; - не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помочь им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих; - в ходе общения с пожилыми людьми необходимо руководствоваться правилами этики; - важной установкой в работе с одинокими пожилыми людьми является принятие их не только как объекта, но и как субъекта. Это поможет подключить их внутренние ресурсы, способствующие их самореализации, самоподдержке, самозащите, такой метод послужит импульсом для улучшения их физического и духовного самочувствия. Заключение В данном исследовании была попытка изучить особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Цель работы была достигнута посредством реализации задач исследования. В теоретической части исследования был представлен анализ проблемы одиночества, описано влияние одиночества на ход личностного развития в пожилом возрасте, рассмотрены особенности развития личности, характерные для пожилых людей. В процессе теоретического изучения проблемы одиночества было установлено, что одиночество является социальным феноменом, свойственным различным слоям населения. В рассмотренных теоретических подходах к понятию "одиночество" подтверждается тот факт, что одиночество является сугубо индивидуальным, психологическим переживанием, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией (одиноким проживанием), и, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Рассмотрев влияние одиночества на ход и результаты личностного развития в пожилом возрасте, причины его возникновения, мы пришли к выводу, что в пожилом возрасте одиночество является социальной проблемой, может привести к эмоционально-волевым расстройствам личности, изменить самовосприятие пожилого человека, понижая его самооценку. Одиночество в старости связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности и наиболее существенным является не одинокое проживание, а социально-психологические аспекты, приводящие к одиночеству. Наиболее подробно мы рассмотрели особенности личностного развития в пожилом возрасте. Изучая материал по данному вопросу, отметили, что в литературе содержатся противоречивые сведения об изменениях и постоянстве личности пожилого человека. Все же, мы можем сделать вывод о том, что развитие личности в пожилом возрасте продолжается, и определяется различными видами изменений, как негативного, так и позитивного характера. Главным особенностью пожилого возраста является мудрость, которая поднимает пожилого человека на новую ступень развития, позволяет сохранить целостность "Я". Процесс личностного развития носит индивидуальный характер и обусловлен выбором стратегии адаптации к старости. Выбирая конструктивную модель развития, пожилой человек способен прогрессивно развиваться как личность. На успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы, способность к рефлексии, сохранение свое позиции субъекта жизни, способность противостоять негативным стереотипам. В практической части работы были реализованы следующие этапы: проведение различных методик для изучения склонности пожилых людей к одиночеству, а также различных аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей, провели анализ результатов и их обощение. Изучение склонности пожилых людей к одиночеству показало, что одиночество не является обязательным спутником старения, большинство пожилых людей не испытывают данного чувства, не смотря на одинокий образ жизни. Изучение различных аспектов "Я-концепции" показало, что для пожилых людей характерно снижение социальной заинтересованности, невысокая степень дифференцированности "Я", стирание индивидуальных черт, а также хорошо организованная идентичность. Изучение базовой составляющей "Я-концепции" - самооценки личности одиноких пожилых людей показало, что пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и притязаний по ряду параметров по ряду параметров, имеют организованную, целостную систему представлений о самих себе. Изучив особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей можно сделать вывод о том, что знание и учет данных особенностей поможет воспринять и понять мир одинокого пожилого человека, будет способствовать формированию благоприятного образа старости, даст возможность выбрать оптимальные технологии социальной помощи. Список литературы 1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский Центр "Академия", 1999.- 320с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-СПб.: Питер, 2001.-288с.- (Серия "Мастера психологии"). 3. Ануфриев А.Ф.// Психологические методики изучения личности: Практикум/ Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева., Барабанщикова Т.А., РыжковаА.Н. - М.: Ось-89.2008.-304 с. 4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.-М.: Изд-во "Институт психологии РАН", издание 2-е, исп. и доп.,2006.-512с. (Достижения в психологии). 5. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия "Учебники и учебные пособия"- Ростов н./Д. Феникс, 1997 – 576с. 6. Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". М., Знание, 1996.-192с. 7. Бердяев Н.В.Я, одиночество и общество//Философия свободного духа.-М.: Республика.1994.-480с.(Мыслители XX века) 8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья кандидата педагогических наук В. Я. Полиповского. Москва. "Прогресс",1986. 9. Валь Х.В. Психологическая геронтология в Германии: недавние находки и социальное применение // Психология зрелости и старения. [Текст] Ежеквартальный научно-практический журнал. /Учредитель РОО " Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.-2005,ISSN 0236-4999 2005,№2 (30) лето.- стр. 39-57,-455 экз. 10. Душков Б.А.Психология типов личности. - Екатеринбург: Деловая книга. М.: Академический проект,1999.-504с. 11. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. – М.: Изд-во ЭКСМО Пресс,2002.-320с. 12. Ермолаева М.В. Психология развития.- 3-е изд. стереотип – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006.- 376с. - (Серия "Библиотека психолога"). 13. Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости//Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/ учредитель РОО "Центр геронтолог", Е.В.Сатарова.-2007, ISSN 0236-4999.2007,№2(38) лето,-580 экз., стр.58-81 14. Кон И.С. Открытие и "Я". М., Политиздат,1978 г.367 с. (Над чем работают, о чем спорят философы) 15. Крайг Г. Психология развития // Крайг. Г., Бокум Д.- 9-е изд.- СПб.: Питер, 2006.- 940.:ил. 16. Краснова О.В. Социальная психология старения // Краснова О.В, ЛидерсА.Г,Учебное пособие для студ.высш. учеб.заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2002,-288с. 17. Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.-1998,апрель. - М.: ISSN 0236-4999. №30(1), весна.- 650 экз. 18. Краснова О.В. Круглый стол "Социально-психологические проблемы пожилых людей"// Журнал практической психологии. №3, 1998. 19. Лабиринты одиночества. Пер. с анг./Сост, общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского.- М.: Прогресс, 1989.-624с. 20. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте.// Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В. Сатарова.- ISSN 0236-4999 №3 (38) лето, 1999-600экз. 21. МолчановаО.В. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал/учредитель РОО "Центр Геронтолог", Е.В.Сатарова.- ISSN 0236-499928.1999, №1 (28)-550экз, с.24. 22. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе соц. работы: Учебные пособия для студ. высш. учеб.заведений. / Никишина В.Б., Василенко Т.Д. - М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-208 с. - (социальная работа). 23. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.: Изд-во Московского университета, 1987.-с206. 24. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг/ Сост. Н.С.Дегаева, Г.В.Сабитова.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2003.- Вып.4. – 192с. тираж 1000экз. Информационно-методическое издание ISBN 5-900072-28-9. 25. Психологический словарь / авт. сост. В.Н.Копорултна, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабаева; Под общей ред. Ю.Л. Неймера.- Ростов н/Д: Феникс, 2003, 660с. 26. Проблемы пожилых людей и пути совершенствования геронтологической помощи: Сборник статей 2 Межрегиональной конференции и " Проблемы пожилых людей и пути совершенствования геронтологической помощи." Ярославль 2003.-152 с. 27. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика./А.АРеан,А.Р.Кудашов,А.А.Баранов.-СПб.:прайм ЕВРОЗНАК,2006.-479.[1]с.- (Психология-лучшее). 28. Современный психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.-СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2006.-490,[6] c.-(Научный бестселлер). 29. Стюарт – Гамильтон Я. Психология старения.- СПб.: Питер, 2002.- 256.- (серия "Мастера психологии"). 30. Толстых А.В. Возрасты жизни.- М.: Молодая гвардия,1988.-233[1]с., ил.- (Эврика). 31. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских, социальной работы.- Самара.: Издательский Дом БАХРАХ – М., 2004.,736с. 32. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.,М.: Медицина,1996. 33. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.- 349с. 34. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Соц.- психол. проблема. - К.: Изд-во "Украiна", 1991.-270 с. : ил .- Библиогр.: с. 265-268 35. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К", 2006.- 348с. Приложение 1 Восемь подходов к одиночеству [19,с.163]
Приложение 2 Методика "Склонность к одиночеству" [22]. Цель Изучение склонности к одиночеству, степени ее выраженности. Инструкция. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа ставится знак "плюс" ("да"). При несогласии – знак "минус" ("нет")
Приложение 3 Обработка результатов Склонность к одиночеству в ЭГ
Интерпретация результатов. Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено у испытуемых стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление отсутствует. Приложение 4 Обработка результатов Склонность к одиночеству в КГ
|
|
© 2010 |
|