РУБРИКИ

Практический психолог и эффективность кадров

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Практический психолог и эффективность кадров

Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ   профессии,   выполняют   функцию   целеобразования.   Степень сформированное образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности (31).

Образ   профессии   обладает   мотивационным   значением,   его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С.Л.Рубинштейна, сознание — это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы» (41,с. 244).

Вывод по результатам литературного анализа:

В ходе изучения литературы  мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии.

Рисунок 1. Структура социальных представлений.

 

Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии. 

В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом: 



Компоненты:

1). Цели профессиональной деятельности

2). Средства, используемые специалистом

3). Предметная область.

Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка.

Рисунок 1. Компоненты образа профессии.

Образ профессии

 
 


                                                 компоненты

                        ЦЕЛИ      СРЕДСТВА      ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Таблица 1.Содержательные характеристики компонентов образа профессии.

компоненты

содержание

функция

1
Цели

Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве.

Данная компонента выполняет мотивационную функцию.

2

Средства

Входят как  внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства.

Инструментальная функция.

3

Предметная область

Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал.

Направленность, конкретизация деятельности.

 



Представленное выше описание  компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом  - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др.). И последней составляющей является  предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в  данной профессии.









Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе.

2.1 Программа исследования.

Цель исследования:

Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.

Задачи эмпирического исследования:

·        Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами.

·        Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.

·        Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану.

·        Проанализировать полученные результаты методами математической статистики.

·        Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

Объект исследования:

60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)

6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента.

Предмет исследования:

Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.

Основная гипотеза:

Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.

Гипотезы-следствия:

·        Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре.

·        Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу.

·        Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.

·        Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления.

·        Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность.

·        Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития.

Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.


Методический инструментарий:

Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см.табл.), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности «психология» и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики – наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1,  с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.


2.2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики.

По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.

Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях  на основные составляющие профессии психолога-менеджера.


Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Государственная организация

4,7

2,91

5,2

2,17

0,47

Не значимо

2

Коммерческая структура

6,7

1,95

7,4

2,07

0,72

Не значимо

3

Негосударственная (общественная) организация

4,2

2,38

4,2

2,05

0,00

Не значимо

4

Свое дело

3,4

2,46

4

2,12

0,59

Не значимо

5

Частная практика

3,3

2,41

3,8

2,59

0,41

Не значимо


Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t – критерия Стьюдента.


Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Менеджер по кадрам

6,4

2,19

5,6

2,61

0,66

Не значимо

2

Менеджер по персоналу

6,8

1,92

6,4

1,82

0,46

Не значимо

3

Рекрутер

3,5

2,41

4,8

2,28

1,20

Не значимо

4

Тренинг-менеджер

3,9

2,66

5,8

2,49

1,60

Не значимо

5

Орг-консультант

4,5

2,60

5

2,55

0,41

Не значимо

6

Менеджер по переобучению

2,8

2,08

4,6

2,88

1,36

Не значимо

7

Менеджер по рекламе

4,4

2,86

6

1,87

1,69

Не значимо

8

Имиджмейкер

3,4

2,40

4,8

2,17

1,35

Не значимо

9

Специалист по переговорным технологиям

3,6

2,41

4

2,35

0,36

Не значимо

10

Специалист по связям с общественностью

4,4

2,79

4,6

2,07

0,20

Не значимо

11

Помощник руководителя

5,8

2,36

5,2

1,64

0,73

Не значимо

12

Ученый-исследователь

2,7

2,33

4,6

2,51

1,61

Не значимо


Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t – критерия Стьюдента.

Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Диагностическая

6,7

2,15

7

2,00

0,31

Не значимо

2

Коррекционная

5,4

2,39

6

2,55

0,50

Не значимо

3

Консультативная

7

1,92

7

1,87

0,00

Не значимо

4

Экспертная

6,3

2,38

6,2

1,92

0,11

Не значимо

5

Научно-исследовательская

3,9

2,31

4,6

2,41

0,62

Не значимо

6

Учебно-воспитательная

3,8

2,37

6,2

2,59

2,02

0,05

7

Культурно-просветительская

4,3

2,43

5

2,24

0,66

Не значимо


Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0,05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой.

Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Знание социальной психологии

7,9

1,76

8,6

0,55

2,03

0,05

2

Знание психологии труда

7,7

1,87

8,8

0,45

3,13

0,01

3

Подготовка в области управления

8,2

1,17

8,6

0,55

1,31

Не значимо

4

Подготовка в области права

7,5

1,38

7,8

1,30

0,48

Не значимо

5

Подготовка в области экономики 

6,6

2,01

7,4

1,52

1,07

Не значимо

6

Знание организации производства 

7,9

1,41

8

1,00

0,20

Не значимо

7

Знание иностранного языка 

5,7

2,64

7

1,87

1,40

Не значимо

8

Умение работать на персональном компьютере

7,6

2,12

8,2

0,84

1,21

Не значимо

9

Умение вести служебную документацию

7,4

1,71

7,8

1,30

0,62

Не значимо

10

Умение вести деловую переписку

6,5

2,59

7,8

1,30

1,84

Не значимо

11

Умение проводить деловые переговоры 

7,6

1,68

8,4

0,89

1,68

Не значимо

12

Владение профессиональной этикой и этикетом

8,4

1,19

8,8

0,45

1,47

Не значимо

13

Коммуникативные навыки

8,7

0,71

8,8

0,45

0,44

Не значимо

14

Организаторские навыки

8,2

1,21

8,4

0,55

0,65

Не значимо

 

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0,001) заявляют, что для будущего психолога-менеджера нужно знание психологии труда. Студенты так считают в значительно меньшей степени. Во-вторых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0,05) заявляют, что будучи психологом-менеджером нужно знание социальной психологии. Студенты в этом не столь уверены.


Таблица 5. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Креативность

7,6

1,87

8,4

0,89

1,62

Не значимо

2

Высокий уровень общего и социального интеллекта

8,3

1,07

8,8

0,45

1,93

Не значимо

3

Эмпатия

7

1,74

7,6

1,67

0,75

Не значимо

4

Ответственность 

7,9

1,32

8,6

0,55

2,20

0,05

5

Внимательность

8,1

1,32

8

0,71

0,27

Не значимо

6

Наблюдательность

8

1,35

7,8

0,84

0,47

Не значимо

7

Рефлексия

7,5

1,45

8,2

0,84

1,60

Не значимо

8

Устойчивость к стрессу 

8,3

1,06

7,8

1,10

0,97

Не значимо

9

Привлекательность

6,4

1,80

6,6

0,89

0,41

Не значимо

10

Оптимизм

7,5

1,31

7

1,41

0,75

Не значимо

11

Любознательность

7

1,81

7,4

1,14

0,69

Не значимо

12

Нравственность 

7,2

1,93

7,6

1,67

0,50

Не значимо

 

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0,05). Преподаватели гораздо большее значение придают такой личностной особенности как ответственность, тогда как студенты отмечают это качество значительно реже.



Таблица 6. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, что дает студентам профессия психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Возможность личностного роста

7,8

2,05

8,2

0,84

0,82

Не значимо

2

Широкий круг общения

7,5

1,60

7,6

1,52

0,14

Не значимо

3

Возможность профессионального развития

7,9

1,81

7,8

1,10

0,18

Не значимо

4

Карьерный рост

7,5

2,04

7

1,58

0,65

Не значимо

5

Деньги/ повышение зарплаты

6,8

2,46

7,2

1,48

0,52

Не значимо

6

Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне

6,8

2,36

7,8

1,79

1,14

Не значимо

7

Удовлетворение от деятельности

7,7

1,83

6,8

2,05

0,94

Не значимо

 

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t – критерия Стьюдента.

Между рангами ответов преподавателей и студентов на каждый  вопрос мы подсчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.


Таблица 7. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 1 вопрос: Где студенты планируют работать после окончания ВУЗа?

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Государственная организация

4,7

2

5,2

2

2

Коммерческая структура

6,7

1

7,4

1

3

Негосударственная (общественная) организация

4,2

3

4,2

3

4

Свое дело

3,4

4

4

4

5

Частная практика

3,3

5

3,8

5

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 1, уровень значимости 0,001


Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной социализации  будущих психологов-менеджеров идентичны.

 

Таблица 8. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 2 вопрос: В какой области студенты планируют специализироваться.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Менеджер по кадрам

6,4

2

5,6

4

2

Менеджер по персоналу

6,8

1

6,4

1

3

Рекрутер

3,5

9

4,8

7,5

4

Тренинг-менеджер

3,9

7

5,8

3

5

Орг-консультант

4,5

4

5

6

6

Менеджер по переобучению

2,8

11

4,6

9

7

Менеджер по рекламе

4,4

5,5

6

2

8

Имиджмейкер

3,4

10

4,8

7,5

9

Специалист по переговорным технологиям

3,6

8

4

12

10

Специалист по связям с общественностью

4,4

5,5

4,6

9

11

Помощник руководителя

5,8

3

5,2

5

12

Ученый-исследователь

2,7

12

4,6

9

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,685, уровень значимости 0,05

 

Получена  положительная корреляция. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной специализации очень близки.


Таблица 9. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 3 вопрос: С какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Диагностическая

6,7

2

7

1,5

2

Коррекционная

5,4

4

6

5

3

Консультативная

7

1

7

1,5

4

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.