РУБРИКИ |
Практический психолог и эффективность кадров |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Практический психолог и эффективность кадров |
Экспертная |
6,3 |
3 |
6,2 |
3,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Научно-исследовательская |
3,9 |
6 |
4,6 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Учебно-воспитательная |
3,8 |
7 |
6,2 |
3,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Культурно-просветительская |
4,3 |
5 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,71429 |
№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Знание социальной психологии
7,9
5,5
8,6
4,5
2
Знание психологии труда
7,7
7
8,8
2
3
Подготовка в области управления
8,2
3,5
8,6
4,5
4
Подготовка в области права
7,5
10
7,8
11
5
Подготовка в области экономики
6,6
12
7,4
13
6
Знание организации производства
7,9
5,5
8
9
7
Знание иностранного языка
5,7
14
7
14
8
Умение работать на персональном компьютере
7,6
8,5
8,2
8
9
Умение вести служебную документацию
7,4
11
7,8
11
10
Умение вести деловую переписку
6,5
13
7,8
11
11
Умение проводить деловые переговоры
7,6
8,5
8,4
6,5
12
Владение профессиональной этикой и этикетом
8,4
2
8,8
2
13
Коммуникативные навыки
8,7
1
8,8
2
14
Организаторские навыки
8,2
3,5
8,4
6,5
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,869, уровень значимости 0,001
№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Креативность
7,6
6
8,4
3
2
Высокий уровень общего и социального интеллекта
8,3
1,5
8,8
1
3
Эмпатия
7
10,5
7,6
8,5
4
Ответственность
7,9
5
8,6
2
5
Внимательность
8,1
3
8
5
6
Наблюдательность
8
4
7,8
6,5
7
Рефлексия
7,5
7,5
8,2
4
8
Устойчивость к стрессу
8,3
1,5
7,8
6,5
9
Привлекательность
6,4
12
6,6
12
10
Оптимизм
7,5
7,5
7
11
11
Любознательность
7
10,5
7,4
10
12
Нравственность
7,2
9
7,6
8,5
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,711, уровень значимости 0,01
Таблица 12. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 6 вопрос: Что дает студентам профессия психолога-менеджера.
№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Возможность личностного роста
7,8
2
8,2
1
2
Широкий круг общения
7,5
4,5
7,6
4
3
Возможность профессионального развития
7,9
1
7,8
2,5
4
7,5
4,5
7
6
5
Деньги/ повышение зарплаты
6,8
6,5
7,2
5
6
Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне
6,8
6,5
7,8
2,5
7
Удовлетворение от деятельности
7,7
3
6,8
7
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,285
2.3 Обсуждение результатов.
Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте – государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое – свое дело, и заключает предложенный список частная практика.
Т.е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.
В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место «менеджер по персоналу». В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0,05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе.
Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета.
Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте – общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность.
На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.
Так, получены статистически значимые отличия (0,05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности.
Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0,05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0,01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера.
И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0,05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации «психология управления», должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.
Выводы.
Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов.
Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях.
Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации:
Ø Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий.
Ø При чтении курсов «социальная психология» и «психология труда» обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера.
Ø В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса «введение в профессию» подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы.
Ø При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера.
Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях:
Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку.
Значение учебно-воспитательной работы в специализации «психология управления» состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера – это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера – это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38).
Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность – формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е.Ф. Бажин, Е.А.Голынкина, А.М. Эткинд, К. Мудыбаев, В.В. Знаков, А.А. Реан, Д.Ю. Карандашев и др.). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга «Отстройка от внешнего контроля» (см. Приложение 3).
Заключение.
Анализ литературы об исследовании представлений в современной психологии показал нам существование двух основных направлений возможных исследований. Это теория социальных представлений французского психолога Сержа Московиси, и исследования отечественных ученых ( А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, В.В. Петухова, Е.А. Климова и др.) относительно такого понятия как образ или представление мира.
Сущность исследований представлений о профессии заключается в понимании образа профессии как представления о цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессией. В своей работе мы пришли пониманию трехкомпонентоного состава образа профессии, состоящего из целей, средств и предметной области профессии. Компоненты образа профессии и их содержательную часть мы конкретизировали применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др.). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.
На основании изложенных выше теоретических положений мы выдвинули и экспериментально проверили гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии психолога-менеджера между студентами и преподавателями. Выявленные нами различия касаются места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера, необходимости знания социальной психологии и психологии труда, важности такого личностного качества как ответственность для успеха в работе психолога-менеджера.
Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие – тренинг.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. / Е.В. Шороховой. – М., 1987. – С.137-145.
2. Акопов В.Г. профессиональное сознание – ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С.164—203.
3. Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К.. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. – С. 67-84.
4. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М., 1990.- С.78-85.
5. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.118-128.
6. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. – 320с.
7. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1975. – С.142-161.
8. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992. – 137с.
9. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1992. – №6, - С.70-77.
10. Гостев А. А. Образная сфера человека. - М., 1992. – 211с.
11. Гусейнова В. В., Овсянникова И. Н. О культуре решения профкон-сультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Межвузовский сборник. - Томск, 1989. – С. 144-156.
12. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
13. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. – 179с.
14. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – 427с.
15. Дружинин В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей // Автореф. Дисс. ... докт. психол. наук. - М. 1989. – 48с.
16. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М., 1986. – 468с.
17. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960. – С.72-99.
18. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с.
19. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.140-153.
20. Калининский Л.П., Гайраджи С.Г. О психологических критериях становления профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. – Новосибирск, 1987. – С.98-99.
21. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – 38с.
22. Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С.24-31.
23. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1983. – 197с.
24. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 – 344с.
25. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М., 1992 – 409с.
26. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – 198с.
27. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – 352с.
28. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980. – 311с.
29. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – 179с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. –304с.
31. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296с.
32. Медведев Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза. – Дисс. …канд. психол. наук. – Ставрополь, 1999. – 206с.
33. Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса восприятия. - М., 1992. – С.148-162.
34. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе. – Саранск, 1989.- 158с.
35. Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. - Автореф. Дис. ...канд. психол. наук. - Л., 1982. – 23с.
36. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.17-29.
37. Пономаренко В.А., Алешин С. В., Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопр. психологии. - 1986. - № 3. – С.9-16.
38. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента./ Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – С.-Пт., 2001. – 240с.
39. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. – М., 1998. – 184с.
40. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985.- 208с.
41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 244с.
42. Самоукина Н.В. психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000. – 384с.
43. Сизова И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога. –– Дисс. …канд. психол. наук. – Тверь, 1999. – 214с.
44. Смирнов А.И. Об изучении профессий типа «человек — художественный образ» //Вопросы профессиоведения: Сб. науч. трудов. - Л., 1979. – С.
45. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. – С.34-39.
46. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.172-197.
47. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. – 352с.
48. Социально-психологический портрет инженера. /В.А. Ядова. – М., 1977. – 232с.
49. Стрелков Ю.К., Сизов К.. В. К психологическому описанию штурманского труда //Вопр. психологии. - 1985. - № 4. – С.12-15.
50. Титова И.П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. - М., 1972. – С.42-47.
51. Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах. – Дисс. …канд. психол. наук. – М.,1996. – 157с.
52. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982. – 94с.
53. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981. – 72с.
54. Шихирев П.И. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с.
55. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. - М., 1987. – 56с.
56. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – 416с.
57. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб., 1999. – 368с.
Приложение №1.
Уважаемые коллеги!
Просим Вас принять участие в исследовании, проводимом Всероссийским научно-практическим Центром профориентации и психологической поддержки населения совместно с Московским Государственным Открытым Педагогическим Университетом им.М.А.Шолохова.
Данная работа посвящена исследованию представлений о профессии психолога-менеджера.
Ответьте на вопросы, используя шкалу от 1 до 9. Где 1 означает «нет, это не так» , 9 – «да, это так», 5 – «пока не знаю»; остальные цифры являются промежуточными значениями. Выбранный вариант обведите в кружок. Оцените все предложенные варианты ответов. В строке «что еще» Вы можете вписать свой вариант ответа.
1. Где Вы планируете работать после окончания ВУЗа?
§ Государственная организация ………………………………………..
§ Коммерческая структура ……………………………………………...
§ Негосударственная (общественная) организация……………………
§ Свое дело……………………………………………………………….
§ Частная практика ……………………………………………………...
§ Что еще:__________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
2. В какой области Вы планируете специализироваться как психолог-менеджер?
§ Менеджер по кадрам …………………………………………………..
§ Менеджер по персоналу ……………………………………………...
§ Рекрутер ………………………………………………………………..
§ Тренинг-менеджер……………………………………………………..
§ Орг-консультант ……………………………………………………….
§ Менеджер по переобучению …………………………………………
§ Менеджер по рекламе …………………………………………………
§ Имиджмейкер …………………………………………………………
§ Специалист по переговорным технологиям ………………………...
§ Специалист по связям с общественностью ………………………….
§ Помощник руководителя ……………………………………………..
§ Ученый-исследователь ………………………………………………..
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
3. С какими видами деятельности Вы будете чаще всего встречаться в работе как психолог-менеджер?
§ Диагностическая ………………………………………………………
§ Коррекционная ……………………………………………………….
§ Консультативная ……………………………………………………...
§ Экспертная …………………………………………………………….
§ Научно-исследовательская ……………………………………………
§ Учебно-воспитательная ……………………………………………….
§ Культурно-просветительская …………………………………………
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
4. Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера?
§ Знание социальной психологии ………………………………………
§ Знание психологии труда ……………………………………………..
§ Подготовка в области управления ……………………………………
§ Подготовка в области права ………………………………………….
§ Подготовка в области экономики …………………………………….
§ Знание организации производства …………………………………...
§ Знание иностранного языка …………………………………………..
§ Умение работать на персональном компьютере ……………………
§ Умение вести служебную документацию …………………………..
§ Умение вести деловую переписку ……………………………………
§ Умение проводить деловые переговоры …………………………….
§ Владение профессиональной этикой и этикетом…………………….
§ Коммуникативные навыки ……………………………………………
§ Организаторские навыки………………………………………………
§ Что еще: _________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
5. Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера?
§ Креативность ………………………………………………………….
§ Высокий уровень общего и социального интеллекта ………………
§ Эмпатия ………………………………………………………………..
§ Ответственность ……………………………………………………….
§ Внимательность ……………………………………………………….
§ Наблюдательность …………………………………………………….
§ Рефлексия ……………………………………………………………...
§ Устойчивость к стрессу ……………………………………………….
§ Привлекательность ……………………………………………………
§ Оптимизм ………………………………………………………………
§ Любознательность …………………………………………………….
§ Нравственность ………………………………………………………..
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
6. Что дает профессия психолога-менеджера именно вам?
§ Возможность личностного роста……………………………………...
§ Широкий круг общения ……………………………………………….
§ Возможность профессионального развития …………………………
§ Карьерный рост ………………………………………………………..
§ Деньги/ повышение зарплаты ………………………………………...
§ Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне …………….
§ Удовлетворение от деятельности …………………………………….
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
7. Все ли Вас устраивает в вашем обучении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Ваш пол МУЖ. ЖЕН., возраст ______лет, курс _______
дата _________2002г.
Большое спасибо!
Приложение №2.
Уважаемые коллеги!
Просим Вас принять участие в исследовании, проводимом Всероссийским научно-практическим Центром профориентации и психологической поддержки населения совместно с Московским Государственным Открытым Педагогическим Университетом им.М.А.Шолохова.
Данная работа посвящена исследованию представлений о профессии психолога-менеджера.
Ответьте на вопросы, используя шкалу от 1 до 9. Где 1 означает «нет, это не так», 9 – «да, это так», 5 – «пока не знаю»; остальные цифры являются промежуточными значениями. Выбранный вариант обведите в кружок. Оцените все предложенные варианты ответов. В строке «что еще» Вы можете вписать свой вариант ответа.
8. Где Вы планируете работать после окончания ВУЗа?
§ Государственная организация ………………………………………..
§ Коммерческая структура ……………………………………………...
§ Негосударственная (общественная) организация……………………
§ Свое дело……………………………………………………………….
§ Частная практика ……………………………………………………...
§ Что еще:__________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
9. В какой области Вы планируете специализироваться как психолог-менеджер?
§ Менеджер по кадрам …………………………………………………..
§ Менеджер по персоналу ……………………………………………...
§ Рекрутер ………………………………………………………………..
§ Тренинг-менеджер……………………………………………………..
§ Орг-консультант ……………………………………………………….
§ Менеджер по переобучению …………………………………………
§ Менеджер по рекламе …………………………………………………
§ Имиджмейкер …………………………………………………………
§ Специалист по переговорным технологиям ………………………...
§ Специалист по связям с общественностью ………………………….
§ Помощник руководителя ……………………………………………..
§ Ученый-исследователь ………………………………………………..
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
10. С какими видами деятельности Вы будете чаще всего встречаться в работе как психолог-менеджер?
§ Диагностическая ………………………………………………………
§ Коррекционная ……………………………………………………….
§ Консультативная ……………………………………………………...
§ Экспертная …………………………………………………………….
§ Научно-исследовательская ……………………………………………
§ Учебно-воспитательная ……………………………………………….
§ Культурно-просветительская …………………………………………
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
11. Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера?
§ Знание социальной психологии ………………………………………
§ Знание психологии труда ……………………………………………..
§ Подготовка в области управления ……………………………………
§ Подготовка в области права ………………………………………….
§ Подготовка в области экономики …………………………………….
§ Знание организации производства …………………………………...
§ Знание иностранного языка …………………………………………..
§ Умение работать на персональном компьютере ……………………
§ Умение вести служебную документацию …………………………..
§ Умение вести деловую переписку ……………………………………
§ Умение проводить деловые переговоры …………………………….
§ Владение профессиональной этикой и этикетом…………………….
§ Коммуникативные навыки ……………………………………………
§ Организаторские навыки………………………………………………
§ Что еще: _________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
12. Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера?
§ Креативность ………………………………………………………….
§ Высокий уровень общего и социального интеллекта ………………
§ Эмпатия ………………………………………………………………..
§ Ответственность ……………………………………………………….
§ Внимательность ……………………………………………………….
§ Наблюдательность …………………………………………………….
§ Рефлексия ……………………………………………………………...
§ Устойчивость к стрессу ……………………………………………….
§ Привлекательность ……………………………………………………
§ Оптимизм ………………………………………………………………
§ Любознательность …………………………………………………….
§ Нравственность ………………………………………………………..
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
13. Что дает профессия психолога-менеджера именно вам?
§ Возможность личностного роста……………………………………...
§ Широкий круг общения ……………………………………………….
§ Возможность профессионального развития …………………………
§ Карьерный рост ………………………………………………………..
§ Деньги/ повышение зарплаты ………………………………………...
§ Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне …………….
§ Удовлетворение от деятельности …………………………………….
§ Что еще:_________________________________________________
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
1-2-3-4-5-6-7-8-9
14. Все ли Вас устраивает в вашем обучении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Ваш пол МУЖ. ЖЕН., возраст ______лет, курс _______
дата _________2002г.
Большое спасибо!
|
© 2010 |
|